x(n) = Z-1 {X (z)} = Z-1 \X
r!
X
ßm
i - Nm
m
-X (-i)m
j=i
Предлагаемый алгоритм экспериментально проверен на стандартных моделях каналов с замираниями в среде MATLAB.
Список литературы:
1. Финк Л.М. Теория передачи дискретных сообщений. - М.: Советское радио, 1970.
2. Солонина А.И., Улахович Д.А., Арбузов С.М., Соловьева Е.Б. Основы цифровой обработки сигналов. Курс лекций. - изд. 2-е испр. и перераб. -СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
3. Чайлдерс Д.Дж., Скиннер Д.П., Кемерейт Р.Ч. Кепстр и его применение при обработке данных. Обзор // ТИИЭР. - М.: Мир, 1977. - Т. 65, № 10.
4. Улахович Д.А. К вопросу о вычислении кепстра // Материалы 63 НТК / ГОУ ВПО СПбГУТ - СПб., 2011.
5. Прудников А.П., Брычков Ю.А., Маричев О. Интегралы и ряды. -М.: «Наука», Главная ред. физ.-мат. литературы, 1981.
6. Давыдов А.А. Применение кепстрального анализа для борьбы с мультипликативными помехами в КВ-радиоканалах // Материалы 63 НТК / ГОУ ВПО СПбГУТ. - СПб., 2011.
УТОЧНЕНИЕ ПОНЯТИЯ
«РЫНОК ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ»1
© Корабейников И.Н.*
Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
В статье представлены различные трактовки понятия «рынок информационных услуг». Предложено авторское определение понятий «рынок информационных услуг» и «региональный рынок информационных услуг». Представлены аспекты выделения регионального рынка информационных услуг в мировом информационном пространстве.
В настоящее время появляется много работ по исследованию развития рынка информационных услуг. Однако, до сих пор отсутствует четкое представление относительно самого понятия.
1 Работа выполнена в рамках Гранта Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых - кандидатов наук. Проект № МК-2939.2011.6.
* Заведующий отделом Региональной конкурентоспособности и инвестиционного развития, кандидат экономических наук.
На сайте [10] Сибирского государственного университета путей сообщения дано следующее определение «рынка информационных услуг» - система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе.
Некоторыми специалистами «информационный рынок» определяется как система экономических, правовых и организационных отношений по торговле информационными технологиями, информационными продуктами и услугами [5].
Рядом ученых МГУ, МИИТ, Дальневосточного ГУ предложено следующее определение «рынка информационных услуг» - совокупность экономических, правовых и информационных отношений по торговле (продаже и покупке услуг) между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями), который характеризуется определенной номенклатурой услуг, условиями и механизмами их предоставления и ценами [8]. Однако во всех этим определениях не достаточно определены сущностные характеристики рынка информационных услуг, отличающие его от других рынков, а также необходимость учета эволюционных закономерностей развития этой трансформирующейся системы.
Рынок информационных услуг характеризуется определенной номенклатурой продуктов и услуг, условиями и механизмами их предоставления, ценами. В отличие от торговли обычными товарами, имеющими материально-вещественную форму, здесь в качестве предмета продажи или обмена выступают информационные системы, информационные технологии, лицензии, патенты, товарные знаки, ноу-хау, инженерно-технические услуги, различного рода информация и прочие виды информационных ресурсов.
Основным источником информации для информационного обслуживания в современном обществе являются базы данных. Они интегрируют в себе поставщиков и потребителей информационных услуг, связи и отношения между ними, порядок и условия продажи и покупки информационных услуг.
Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть: центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации; центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных; службы телекоммуникации и передачи данных; специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для ее анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи; коммерческие фирмы; информационные брокеры.
Фирменная структура рынка информации и информационных услуг -сеть организаций, накапливающих, перерабатывающих и реализующих информацию. Ее формируют: создатели баз данных; фирмы-владельцы информационных систем; фирмы-владельцы средств коммуникации; консуль-
тационно-исследовательские фирмы и внутрифирменные информационные службы; конечные пользователи информации [12].
Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи.
Классификация пользователей может проводиться по различным основаниям. К примеру, пользователи могут быть разделены на следующие группы [7]:
- специалисты промышленных предприятий и предприятий торговли;
- специалисты консалтинговых и маркетинговых информационных агентств;
- работники научно-исследовательских учреждений и учебных заведений;
- работники государственных учреждений;
- работники общественных организаций;
- индивидуальные пользователи и другие.
В настоящее время выделяют пять секторов рынка информационных услуг [9]: сектор услуг образования; сектор информации для специалистов; сектор потребительской информации; сектор деловой информации; сектор обеспечивающих информационных систем и средств.
В каждом секторе может быть организован любой вид доступа:
- непосредственный к хранилищу информации на бумажных носителях;
- дистанционный к удаленным или находящимся в данном помещении компьютерным базам данных.
Информационный рынок, несмотря на разные концепции и мнения относительно его инфраструктуры, существует и развивается, а значит, можно говорить о бизнесе информационных продуктов, услуг, под которым понимается не только торговля и посредничество, но и производство.
В работе под ред. В.П. Тихомирова и А.В. Хорошилова приведены функции информационного бизнеса [3]: управление финансами и ведение учета; управление кадрами; материально-техническое снабжение; организация производства; маркетинговые исследования; лизинговые операции; консультационное обслуживание; страхование имущества и информации; организация службы информационной безопасности; сервисное обслуживание.
Спиридонов Э.С., Клыков М.С., Рукин М.Д., Григорьев Н.П., Балабае-ва Т.И. и Смуров А.В. выделяют следующие характерные черты мирового рынка информационных услуг [8]:
- взаимоотношения потребителя с мировым рынком деловой информации строятся на том, что информационные агентства отслеживают состояние внешней среды, а потребители по запросам получают ту информацию, которая им в данный момент необходима для планирования и оперативного управления;
- информационные агентства предоставляют потребителю доступ к информации в режиме непосредственного взаимодействия онлайн, в режиме оффлайн на магнитных носителях, в виде печатных изданий и консультаций;
- с помощью мировых информационных сетей потребитель имеет возможность доступа к фрагментам мировых информационных ресурсов, которые образуют единое мировое информационное пространство;
- основной объем деловой информации представляется потребителю на коммерческой основе.
Ряд ученых рынок информационных услуг рассматривают в эволюционном развитии и говорят о необходимости изучения виртуального рынка. Под виртуальным (электронным) рынком понимаются предлагаемые глобальной сетью коммуникационные и информационные услуги коммерческого назначения. Характерными особенностями электронного рынка являются [1]: свободный доступ к рынку и равноправие партнеров; добровольное участие и зависимость рыночных событий от поведения участников; повышение прозрачности рынка с одновременным снижением различий в степени информированности партнеров.
Виртуальные рынки позволяют осуществлять экономические операции круглосуточно в любой точке пространства и способствуют снижению издержек и росту эффективности производства и реализации продукции. На региональном уровне основная доля взаимодействий приходится на электронную коммерцию, которая объединяет направления В2В и В2С [11]. При этом электронную коммерцию следует понимать как вообще коммерческую деятельность, осуществляемую при посредстве информационных технологий.
Суть рынка информационных услуг в условиях постиндустриального общества можно передать словами В.И. Левина, это общество «в котором каждый человек, в какой бы точке земного шара не находился, будет иметь реальную возможность легко связаться с другим человеком или организацией, передать любую необходимую информацию - деловую и бытовую» [6].
На примере рынка предметно-ориентированных информационных экономических систем В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова и А.А. Шурупов сформулировали требования, предъявляемые к информационным услугам [4]: оперативность; адаптивность; гибкость; высокое быстродействие; большой объем обрабатываемой и представляемой информации; использование сетевых технологий обработки информации; интегрированность; работа в режиме интеллектуальной поддержки; информационная и программная совместимость и др.
На основании обобщения аспектов теории информации, экономики знаний, теории отраслевых рынков, экономики отрасли и ряда других теорий, нами было предложено уточнение понятия «рынок информационных услуг» -это система эволюционирующих экономических, организационных, информа-
ционных, технологических и правовых отношений по поводу формирования и реализации информационных услуг, основанная на процессах обмена информацией и знаниями, связанная в своих трансформациях с уровнем постиндустриального развития экономики и обуславливающая модернизацию отношений на других рынках и ускорение научно-технического прогресса.
При этом под «региональным рынком информационных услуг», предлагается понимать классификацию эволюционирующих отношений мирового рынка информационных услуг, тем или иным образом влияющих на развитие региональной экономики и характеризующих степень вовлеченности региона в мировые экономические процессы.
Принадлежность рынка информационных услуг к определенному региону в условиях развития принципов постиндустриального общества будет определяться следующими аспектами:
- услуги направлены на удовлетворение потребностей населения конкретного региона;
- услуги представляются предприятиями, находящимися на территории конкретного региона;
- услуги направлены на удовлетворение потребностей населения другого региона и предприятиями, находящимися на территории другого региона, однако в киберпространстве информационные услуги ассоциируются с конкретным регионом и направлены на улучшение репутации региона (эта особенность тесно связана с репутацией территории - данный аспект достаточно емко в рамках деятельности Института экономики УрО РАН изучается д.э.н., проф. И.С. Важениной [2]).
Более углубленные исследования процессов функционирования отраслевых рынков проводятся в рамках теории отраслевых рынков.
Список литературы:
1. Бугорский В.Н. Сетевая экономика: учеб. пособие / В.Н. Бугорский. -М.: Финансы и статистика, 2007. - 256 с.
2. Важенина И.С. Репутация территории: теория, методология, практика / И.С. Важенина; РАН, УрО, Институт экономики. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 207 с.
3. Введение в информационный бизнес: Учебное пособие / Под ред. В.П.Тихомирова, А.В.Хорошилова. - М.: Финансы и статистика, 1996.
4. Вдовин В.М. Предметно-ориентированные экономические информационные системы / В.М. Вдовин, Л.Е. Суркова, А.А. Шурупов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и КО», 2010. - 388 с.
5. Информационный рынок [Электронный ресурс] / Разработчик -Web-and-Pгess. - Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi? RIt(uwsg.outt:l!w:tqo.
6. Левин В.И. История информационных технологий: учебное пособие / В.И. Левин. - М.: ИНТЕРНЕТ-Университет Информационных технологий; БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. - 336 с.
7. Мировой рынок информационных услуг [Электронный ресурс] / Разработчик - Красноярский государственный аграрный университет. -Режим доступа: http://www.kgau.ru/istiki/umk/mir/ch01.html
8. Мировой рынок информационных услуг: учебник / Под ред. Э.С. Спиридонова, М.С. Клыкова. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 416 с.
9. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. -М.: Политическая литература, 1990. - 125 с.
10. Рынок информационных продуктов и услуг [Электронный ресурс] / Разработчик - Сибирский государственный университет путей сообщения. -Режим доступа: http://www.ssti.ru/kpi/ informatika/Content/biblio/b1/inform_ man/ gl_1_2.htm#123.
11. Стрелец И.А. Сетевая экономика: учебник / И.А. Стрелец. - М.: Экс-мо, 2006. - 208 с.
12. Фирменная структура рынка информации и информационных услуг [Электронный ресурс] / Разработчик - Web-and-Press. - Режим доступа: http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RIt(uwsg.outt:l!w:tqo.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСТОТНОЙ ОТСТРОЙКИ СИГНАЛА В СИСТЕМАХ СОТОВОЙ СВЯЗИ W-CDMA
© Крутин Д.В.*, Кисляков М.А.*
Владимирский государственный университет им. Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых,
г. Владимир
W-CDMA (Wideband Code Division Multiple Access) - технология радиоинтерфейса, использующая широкополосный множественный доступ с кодовым разделением каналов. Для определения частотной отстройки в системах W-CDMA часто используется метод быстрого преобразования Фурье (БПФ). В данной статье представлено описание метода определения частотного отклонения сигнала от абонентского терминала, основанного на применении БПФ.
W-CDMA - одна из технологий многостанционного доступа, которая использует кодовое разделение каналов и обеспечивает высокую скорость передачи данных. В качестве основного типа модуляции используется QPSK
* Инженер кафедры Вычислительной техники.
* Младший научный сотрудник кафедры Вычислительной техники.