Научная статья на тему 'Устойчивость региональной экономики и проблемы перспективного развития Согдийской области'

Устойчивость региональной экономики и проблемы перспективного развития Согдийской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
573
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / социально-экономическая система / регион / региональное хозяйство / равновесие / территориальная диспропорция / экономическое пространство / sustainable development‚ social-economic system‚ region‚ regional economy‚ balance‚ territorial disproportion‚ economy space

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Байматов Алиджон Азизович

В статье рассмотрены проблемы сбалансированного развития региональной экономики, обоснована необходимость государственного воздействия на совокупный спрос и проведения специальных мероприятий в рамках региональных программ развития, учитывающих географическое расположение Согдийской области в Центральной Азии. Для формирования эффективной региональной политики рекомендуется использовать результаты исследования водно-энергетических и других природно-экономических ресурсов территории. По-новому поставлен вопрос о размещении производительных сил на территориях с целью их эффективного использования в качестве фактора экономического роста и повышения благосостояния населения. Особое внимание уделено устранению территориальных диспропорций при разработке региональной политики, связанных с совершенствованием механизмов обеспечения устойчивого регионального развития. Определены ориентиры функционирования регионального хозяйства в стратегической перспективе с использованием пространственного, структурообразующего, комплексного и точечного подходов, основанных на использовании естественных и приобретенных преимуществ региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABILITY OF REGIONAL ECONOMY AND PERSPECTIVE DEVELOPMENT PROBLEMS IN REFERENCE TO SUGHD VILOYAT

The article dwells on the problems of balanced development of regional economy‚ the author substantiates a necessity of state sway over integral demand and special measures in the frames of regional development programmes with taking into consideration the geographical situation of Sughd Viloyat in Central Asia. For a formation of an effective regional politics it is recommended to utilize the results of explorations of water power and other natural economic resources of the territory. The problem of allocation of productive forces with the aim of their effective usage as a factor of economic growth and population`s welfare rise is set in a new mode. Special attention is paid to obviation of territorial disproportions by elaboration of a regional policy connected with an improvement of the mechanism providing sustainable regional development. The author has determined the bearings of regional economy functioning in strategic perspective with resorting to special‚ frame-forming‚ complex and pointed approaches based on utilization of the advantages of the region‚ both natural and acquired ones.

Текст научной работы на тему «Устойчивость региональной экономики и проблемы перспективного развития Согдийской области»

08 00 05 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ 08 00 05 ECONOMICS AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY

УДК 330.11 ББК 65.04 (2Т)

Байматов Алиджон Азизович,

доктор экономических наук, профессор, директор НИ Центра УШОС и устойчивого развития ТГУПБП (Таджикистан, Худжанд)

Baymatov Alidjohn Azizovich,

Dr. of Economy, Professor, director of the scientific-research center of Shanghay Cooperation Organization University (Sh COU) under the Tajik State University of Law, Business and Politics (Tajikistan, Khujand) E-MAIL: alijon45@mail.ru

Ключевые слова: устойчивое развитие, социально-экономическая система, регион, региональное хозяйство, равновесие, территориальная диспропорция, экономическое пространство

В статье рассмотрены проблемы сбалансированного развития региональной экономики, обоснована необходимость государственного воздействия на совокупный спрос и проведения специальных мероприятий в рамках региональных программ развития, учитывающих географическое расположение Согдийской области в Центральной Азии. Для формирования эффективной региональной политики рекомендуется использовать результаты исследования водно-энергетических и других природно-экономических ресурсов территории. По-новому поставлен вопрос о размещении производительных сил на территориях с целью их эффективного использования в качестве фактора экономического роста и повышения благосостояния населения. Особое внимание уделено устранению территориальных диспропорций при разработке региональной политики, связанных с совершенствованием механизмов обеспечения устойчивого регионального развития. Определены ориентиры функционирования регионального хозяйства в стратегической перспективе с использованием пространственного, структурообразующего, комплексного и точечного подходов, основанных на использовании естественных и приобретенных преимуществ региона.

Key words: sustainable development, social-economic system, region, regional economy, balance, territorial disproportion, economy space

The article dwells on the problems of balanced development of regional economy, the author substantiates a necessity of state sway over integral demand and special measures in the frames of regional development programmes with taking into consideration the geographical situation of Sughd Viloyat in Central Asia. For a formation of an effective regional politics it is recom-

УСТОЙЧИВОСТЬ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ И ПРОБЛЕМЫ ПЕРСПЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ СОГДИЙСКОЙ ОБЛАСТИ

SUSTAINABILITY OF REGIONAL ECONOMY AND PERSPECTIVE DEVELOPMENT PROBLEMS IN REFERENCE TO SUGHD VILOYAT

- 31 -

Байматов А.А. Устойчивость региональной экономики и проблемы перспективного развития Согдийской области

mended to utilize the results of explorations of water power and other natural economic resources of the territory. The problem of allocation ofproductive forces with the aim of their effective usage as a factor of economic growth and population's welfare rise is set in a new mode. Special attention is paid to obviation of territorial disproportions by elaboration of a regional policy connected with an improvement of the mechanism providing sustainable regional development. The author has determined the bearings of regional economy functioning in strategic perspective with resorting to special, frame-forming, complex and pointed approaches based on utilization of the advantages of the region, both natural and acquired ones.

Под понятием "устойчивое развитие» следует понимать такое развитие стран мира, которое в настоящее время удовлетворяет потребности населения, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять собственные потребности. Смысл такого подхода к пониманию устойчивого развития заключается в том, чтобы рационально и эффективно использовать ограниченные жизненные ресурсы и при этом наносить наименьший вред природной среде, тем самым ослабив угрозу уменьшения возможностей для полного удовлетворения потребностей будущих поколений [1, c. 50].

В Таджикистане как в развивающейся стране проблемы обеспечения устойчивого развития имеют особое значение, учитывая его географическое расположение в Центральной Азии, потенциал водно-энергетических и других природно-экономических ресурсов. Первым шагом на пути их решения на государственном уровне была разработка и утверждение Концепции перехода Республики Таджикистан к устойчивому развитию [2].

В ходе решения задач, следующих из национальной концепции устойчивого развития, необходимо обеспечить сбалансированность между повышением темпов экономического роста и устойчивостью природных экосистем, использованием запасов природноэкономических ресурсов и их восстановлением, достижением ощутимых результатов в экономике и социальной справедливостью, их распределением между странами. Но, вместе с тем, не всегда удается обеспечить сбалансированность между приведенными выше соотношениями, и, следовательно, остается опасность возникновения диспропорции. Последняя имеет определенные последствия, и они проявляются в виде нарушения устойчивости социально-экономических систем. Диспропорция в экономике ограничивает возможности для достижения поставленных социально-экономических целей, повышения уровня конкурентоспособности товаров региональных производителей, развития торговоэкономических связей между регионами и хозяйственных отношений между региональными субъектами и т.д.

Территориальные диспропорции, рассматриваемые как обратная сторона устойчивости, являются естественным явлением в экономическом развитии регионов. Но, в отличие от национальной экономики, региональным диспропорциям присущи особенности, связанные с временем их возникновения и с процессом разрешения. Первоначально они проявлялись как результат различий в географическом положении регионов и в их природно - климатических условиях, в производстве и его размещении по территориям, а также в характере и уровне развития производительных сил региона. По мере цивилизационно-культурного прогресса и типа регионального развития, избранного государством, в начальный период независимого развития страны диспропорции обострились, а затем, с созданием нормативно-правовой базы рыночной системы, они существенно сгла-

- 32 -

Baymatov A.A. Sustainability of Regional Economy and Perspective Development Problems in Reference to Sughd Viloyat

дились. Следовательно, появились условия для разрешения территориальных диспропорций и устойчивого развития.

В то же время обеспечение устойчивого экономического роста требует не ликвидации территориальных противоречий, а их смягчения и разрешения, что закладывает общую базу для равномерного территориального социально-экономического развития и создает больше возможностей в процессе разработки и осуществления в стране политики социальной справедливости.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой подтвердил необходимость использования достаточно эффективных инструментов разрешения территориальных диспропорций и решения проблем устойчивого регионального развития. Период мирового экономического кризиса (1929-1932 гг.) стал началом их целенаправленного применения.

В немалой степени это было связано с необходимостью государственного воздействия на совокупный спрос (кейнсианская модель) и проведения специальных мероприятий в рамках региональных программ развития, а также выделения регионам, в наибольшей степени пострадавшим от кризиса, средств из бюджета страны.

В переходный период к рыночным экономическим отношениям все более заметную роль начинает играть политика регионального развития. Она востребована всем ходом экономических преобразований, проводимых в рамках программ рыночного развития страны.

Применение эффективной региональной политики основывается на результатах исследования природно-ресурсного потенциала территории и его воспроизводстве, демографии и занятости населения, уровне и качестве жизни, взаимодействии региональных рынков и механизмов управления этими процессами. По-новому теперь ставится вопрос о размещении производительных сил на территориях в сторону их эффективного использования в качестве фактора экономического роста и повышения благосостояния населения территории. В связи с этим резко возросла необходимость исследования жизненно важных процессов, происходящих в регионах страны.

Речь идет о выявлении сущности новых процессов и явлений в региональной политике, связанных с формированием рыночной экономики и совершенствованием механизмов обеспечения устойчивого регионального развития. К их числу прежде всего относятся: процесс формирования региональных товарных рынков со свойственной им спецификой и их постоянное взаимодействие, выявление взаимосвязи между ростом экономики и решением социальных проблем, разработка и обоснование принятия региональных управленческих решений и их информационно-технологическое обеспечение. По существу, необходимо определить и использовать достаточно эффективные подходы и методы обеспечения устойчивости социально-экономической системы регионов с учетом особенностей и условий экономики переходного периода.

Необходимость проведения региональной политики обеспечения устойчивого развития обусловлена, как показывает опыт зарубежных стран, специфическими особенностями географического расположения регионов и уровнем их обеспеченности природно-экономическими ресурсами. Активная государственная региональная политика способствует выравниванию уровня социально-экономического развития отдельных частей территории, и в этом плане различное отношение государства к ним является оправданным. Следует отметить, что главным механизмом реализации региональной политики обеспечения устойчивого развития во все большей мере становятся региональные программы

- 33 -

Байматов А.А. Устойчивость региональной экономики и проблемы перспективного развития Согдийской области

социально-экономического развития. Они разрабатываются и осуществляются практически в каждом регионе в определенные сроки и со свойственной им спецификой и зависят главным образом от финансового состояния страны и форм государственной поддержки. При определении приоритетов устойчивого развития, целей и задач региональной программы, осуществляемой в рамках региональной политики, особое внимание следует уделять не только выбору между принципами справедливости и эффективности, но и поиску оптимального соотношения между ними, а также разумному распределению полномочий, и, следовательно, ресурсов между центром и регионами. Большинство осуществляемых государством мер не преследует достижения каких-либо региональных целей, но любой новый закон или правительственная программа имеют определенное пространственное выражение.

Региональная политика в развивающихся странах рассматривается как явление постоянное, изменяются только подходы к её реализации. Если в 20-е - 30-е годы характерной чертой региональной политики была неотложная помощь регионам, то в 50-е -70-е годы содержание региональной политики составляло межрегиональное перераспределение экономического роста с ориентацией на сбалансированное региональное развитие. В середине 70-х годов акценты региональной политики смещаются в сторону реструктуризации регионального хозяйства и максимального использования внутреннего потенциала региона. В то время Республика Таджикистан как агропромышленный регион СССР специализировалась в общесоюзном разделении труда на производстве сырьевых товаров, таких как хлопок-волокно, фрукты и овощи, другие виды продукции легкой, пищевой и горнорудной промышленности. Единая региональная политика осуществлялась союзным правительством для всех центральноазиатских республик.

Основной целью региональной политики в условиях независимого развития Республики Таджикистан является усиление экономической и социальной интеграции, разрешение противоречий, обусловленных сложившимися в прошлые годы диспропорциями в социально-экономическом развитии различных регионов, и поиск путей преодоления их отсталости. Задачи регионов и местных территорий тесно переплетаются с общей задачей развития национальной экономики. Осуществление региональной политики базируется на решении следующих задач, вытекающих из своеобразия природноэкономических условий и специфики функционирования регионального хозяйства:

• Содействие развитию и структурному выравниванию отстающих в экономическом отношении районов внутри регионов, особенно горных, предгорных и приграничных районов, на основе преобразования их хозяйства на рыночных принципах.

• Проведение мероприятий на разных уровнях государственной власти по снижению уровня застойной безработицы и организации государственной помощи молодежи и лицам, подверженным риску быть вытесненными с рынка труда в процессе их вхождения в трудовую жизнь и адаптации к рыночным переменам в промышленности и в других отраслях народного хозяйства.

• Содействие аграрному развитию путем ускоренного формирования рыночных сельскохозяйственных структур и создания инфраструктуры в рамках реформирования аграрного сектора региональной экономики.

• Стимулирование развития и структурного выравнивания уровня жизни населения сельских районов, где особенно низка плотность населения [3, с. 80].

- 34 -

Baymatov A.A. Sustainability of Regional Economy and Perspective Development Problems in Reference to Sughd Viloyat

Происходящие в мировом экономическом развитии глобализационные процессы обусловливают необходимость выработки новых методических и практических подходов к формированию путей стратегического хозяйственного развития территорий страны в рамках отдельных субъектов Таджикистана.

Необходимо придавать первостепенное значение процессу регионализации экономических реформ, что предполагает всесторонний пересмотр схем и структур государственного управления территориями на основе четкого определения принципов, целей, задач и функций каждого уровня власти. В этой связи возрастает значение поиска оптимальных вариантов развития локальных экономических систем на уровне района, адекватно соответствующих условиям регионализации малой развивающейся страны.

Целесообразной является более углубленная разработка концептуальных подходов к региональному управлению экономическим развитием территории с использованием современных теорий систем. Применение концептуальных подходов к региональному управлению требует создания следующих основополагающих условий.

Во-первых, "пространственное" развитие, основывающееся на поиске лучшего размещения промышленного производства и инфраструктурных предприятий в рамках отдельных территорий на основе близости к источникам сырья и энергии, а также к районам сбыта и организации потребления.

Во-вторых, "структурообразующее" развитие основывается на подходе, при котором эффективность регионального управления определяется уровнем оптимизации структуры и размеров производства, обеспечивающих наиболее полное использование преимуществ территории.

В-третьих, "комплексное" развитие, которое основывается на формировании системного подхода к управлению территориями на разном уровне хозяйственного развития и функционального состояния бизнеса в рамках отдельных территориальных образований.

В-четвертых, "точечное" развитие, суть которого сводится к рассмотрению узко пространственной организации производства, сочетающей интересы государственных и местных органов власти [4, с.125].

Устойчивое развитие региона тесно связано с понятием «экономическое пространство», ибо оно формирует отправные представления о территории и её социальноэкономических параметрах, пространственной поляризации хозяйствующих субъектов и различиях в экономике регионов.

Из большого количества определений данного понятия наиболее оптимальным, на наш взгляд, является то, в котором экономическое пространство представляется как насыщенная территория, вмещающая множество населенных пунктов, промышленных предприятий, хозяйственно освоенных и рекреационных площадей, транспортных и инженерных сетей и имеющая тесные связи между объектами, расположенными на ней. Каждая территория региона имеет внутреннее пространство, состоящее из множества объектов и их связей с внешним пространством.

Не умаляя роли текущей повседневной работы органов управления на различных уровнях государственной власти, нужно сосредоточить основное внимание на разработке стратегии устойчивого регионального развития и - на этой основе - определении основных ориентиров повышения уровня и качества жизни населения. В этой связи возрастает значение разработки и принятия региональных программ перспективного социальноэкономического развития. Именно они при достаточном обосновании и настойчивости

- 35 -

Байматов А.А. Устойчивость региональной экономики и проблемы перспективного развития Согдийской области

осуществления мер могут внести кардинальные качественные изменения в условия устойчивого развития региональной экономики.

Поэтому, на наш взгляд, необходимость разработки Программы устойчивого социально-экономического развития Согдийской области минимум на 10 лет очевидна. Следовательно, уже сейчас надо создавать творческие группы из числа учёных, специалистов, руководителей городов и районов, включая заместителей председателя органа исполнительной власти области, по разработке целевых комплексных программ устойчивого развития по основным секторам региональной экономики.

Прежде всего необходимо использовать накопленный опыт, приобретенный при разработке двух предыдущих программ - это Программа экономических преобразований на 1996-2000 гг. и Программа социально-экономического развития Согдийской области на 2001-2005 гг. Предлагаемая новая Программа должна отличаться от них не только временными рамками, но и, главным образом, стратегическими подходами к её разработке и осуществлению.

Общей стратегической целью Программы должно стать достижение равных возможностей для жизни, работы, досуга всех граждан независимо от их места жительства и обеспечение семьям уверенности в будущем. В рамках программы устойчивого развития возможно достижение следующих стратегических целей.

Экономическая цель: формирование регионального воспроизводственного потенциала и условий для нормального функционирования рыночных субъектов, обеспечивающих устойчивое развитие хозяйств региона, достаточный уровень занятости населения и стабильный рост его доходов.

Социальная цель: создание условий для наиболее полного удовлетворения возрастающих потребностей населения и повышения его жизненного уровня, обеспечение социального благоустройства мест проживания, отдыха и работы на основе эффективного использования природного, ресурсного и культурного потенциалов, сохранения и развития традиционных навыков организации производства, составляющих факторы обеспечения устойчивого развития региона.

Экологическая цель: создание общественного климата и организационно-экономических условий для охраны природной среды и поддержания устойчивого равновесия социально-экономической системы путем оптимального расселения населения и размещения производительных сил на территории региона.

Достижение стратегических целей перспективной Программы обусловливает необходимость включения в нее первоочередного проведения трех взаимосвязанных мер социально-экономического развития:

1. Завершение, в основном, периода перехода региональной экономики к рыночным отношениям.

2. Осуществление мер, способных привести к качественным изменениям в сфере производства конкурентоспособной продукции, транспортной инфраструктуры, энергопотребления, а также к сдвигам в сферах образования и здравоохранения, природопользования и экологии.

3. Сглаживание различий в уровне экономического развития и обеспечение экологического благополучия районов Согдийской области и выход большинства из них на траекторию устойчивого развития [5, с. 67].

- 36 -

Baymatov A.A. Sustainability of Regional Economy and Perspective Development Problems in Reference to Sughd Viloyat

Для решения стратегических задач Программы необходимо ориентироваться на проведение мероприятий, основанных на использовании естественных и приобретенных преимуществ региона. К числу главных задач перспективной Программы следует отнести:

1. Ускоренное преодоление последствий технической отсталости предприятий в ряде отраслей промышленности (горнорудной и горнодобывающей, легкой и пищевой, в производстве лекарственных препаратов и др.). Насущной необходимостью являются смена существующего технопарка, обеспечение технологического прорыва в ряде базовых отраслей, ужесточение правил охраны природы, соблюдение экологических требований, использование информационных и компьютерных технологий.

2. Завершение институциональных преобразований, совершенствование организационных структур управления на различных уровнях государственной власти. Проведение научных разработок по определению оптимальных соотношений системы «Центр-Регион», а также включение джамоатов (сельский орган самоуправления) в экономическую систему общества как составной и неотъемлемой части экономических отношений людей.

3. Максимальное использование благоприятных факторов регионального развития, возобновление экономического роста городов и районов на новой качественной основе.

Специфическое географическое положение Согдийской области состоит в том, что она расположена в центре Центральноазиатского региона и граничит с Ташкентской, Сыр-дарьинской, Джизакской, Самаркандской, Ферганской и Наманганской областями Республики Узбекистан, Баткентской и Ошской областями Кыргызстана.

Естественно, различные контактные зоны нашей области испытывают разные внешние притяжения. Традиционно это торгово-экономические и родственные связи Пенджикента и Самарканда, Исфары и Баткента, Канибадама и Коканда, Спитамена и Бекабада, Ашта и Чуста, Истравшана, Шахристана и Зафарабада и городов Джизакской области и др. Восстановление и развитие этих связей в перспективе существенно расширит рамки межрегионального торгово-экономического оборота.

Вместе с тем, вопрос состоит в том, чтобы ускоренными темпами развивать межрегиональные торгово-экономические связи Согдийской области с городами и районами других областей, расположенных в восточной и южной частях Таджикистана. Введение в действие полнокровной транспортной инфраструктуры «Север-Юг» и полная реконструкция дороги «Худжанд-Душанбе», а также «Дегмай-Исфара» и их круглогодичная эксплуатация позволит связать города и районы Согдийской области с остальной частью Таджикистана и создать условия для беспрепятственного выхода наших фирм на зарубежные рынки, прежде всего Китая, Индии, Афганистана, Пакистана и других стран.

Актуальность исследования «проблемных районов» и повышенный интерес к ним обусловлен наличием в них ресурсного потенциала (производственного, трудового, природного, рекреационного и др.), использование которого особо важно для региональной экономики. К числу качественных признаков «проблемных районов» можно отнести значение их географического расположения для стратегических интересов страны. Вместе с тем, в преобладающей части этих «проблемных районов» ощущается недостаток собственных финансовых ресурсов для решения проблем, имеющих региональное и национальное значение.

По существу, эти территории самостоятельно не в состоянии решить свои социально -экономические проблемы или реализовать имеющийся высокий потенциал. Поэтому они требуют активной государственной поддержки.

- 37 -

Байматов А.А. Устойчивость региональной экономики и проблемы перспективного развития Согдийской области

Речь не идёт о полном выравнивании уровня экономического развития всех районов Согдийской области. Это объяснятся тем, что: во-первых, выравнивание экономического развития районов по величине ВРП на душу населения абсолютно невозможно из - за разного территориального расположения, уклада экономики и жизни в них, и, во - вторых, при самых оптимистических прогнозах для достижения наиболее отсталыми районами среднего уровня по Согдийской области требуется не менее 15-20 лет.

Поэтому в перспективной Программе нужно ставить более скромную и реальную цель - уменьшение отставания экономически менее развитых районов. Следует отметить, что достижение данной цели имеет ряд главных побудительных причин, к числу которых прежде всего относится:

• более активное включение всех районов в рыночные отношения, а населения - в предпринимательскую деятельность, отвечающую внутрирегиональным и межрегиональным интересам;

• создание приоритетных условий для развития малого и среднего предпринимательства, ориентированного на удовлетворение спроса на местном рынке, и особенно его производственно - кооперационных форм;

• привлечение инвестиций для более полного использования природных ресурсов и на этой основе организации производства товаров, направляемых на удовлетворение потребностей внутренних и внешних потребителей.

При разработке перспективной Программы нужно учитывать, что число проблемных районов должно быть невелико, или определить районы, которые в первую очередь нужно выделить в качестве проблемных, выявить их возможности и ресурсы, необходимую нехватку средств, иначе усилия государства по их поддержке окажутся малоэффективными.

Необходимо отметить, что в «проблемных районах» две линии уменьшения пространственной неоднородности - социальная и экономическая, и они тесно переплетаются. Так, исследования показывают, что уменьшение межрайонных различий по уровню экономического развития - это главное средство для решения социальных задач, и особенно для подтягивания до средних показателей по области уровня жизни населения этих районов.

Для наиболее приоритетного решения задачи уменьшения неоднородности экономического пространства Согдийской области используются, с одной стороны, возможности экономического комплекса самого «проблемного района» и возможности перераспределения финансовых ресурсов области и страны в пользу «проблемных районов».

В перспективной Программе экономического развития нужно ориентироваться на открытие и широкое использование возможности самого «проблемного района». Нужно понять, что возможности района по обеспечению уровня жизни населения в решающей степени определяются эффективностью функционирования экономики и в гораздо меньшей степени - дотациями, выделяемыми из центральных и региональных бюджетов.

Формирование стратегии устойчивого развития должно основываться на учете влияния множества факторов внешней и внутренней среды функционирования социальноэкономической системы. На первый план выходит развитие промышленного комплекса, являющегося плацдармом для привлечения в регион инвестиционных ресурсов, развития новых технологий, форм международного сотрудничества и перспективных способов организации производства.

- 38 -

Baymatov A.A. Sustainability of Regional Economy and Perspective Development Problems in Reference to Sughd Viloyat

Список использованной литературы:

1. Брутланд, Г.Х. Наше общее будущее. Доклад Комиссии ООН по окружающей среде. 1987. - М.: Прогресс, 1988. - С. 50.

2. Постановление Правительства Республики Таджикистан. 01.10.2007, №500.

/электронный ресурс/ [Режим доступа: www.adlia.tj/.../spisdoc_print.fwx?..](дата

обращения: 08.09.2014)

3. Воронин, Б.А. и др. Динамика концептуальной основы обеспечения устойчивости сельхозпроизводства //Аграрный вестник. -Урал.-2011.-№7. -С.80.

4. Уськова, Т.В. Управление устойчивым развитием региона: монография/Вологда: ИСЭРТ РАН, 2009. - 355 с.

5. Байматов, А.А. Региональные аспекты формирования рыночных отношений //Ученые запискиХГУ им. акад. Б. Гафурова.-Худжанд. 2011. №3(18).- С. 54-70.

Reference Literature:

1. Brutland G.H. Our Common Future. The Report of UNO Commission on Natural Environment. 1987. - M. : Progress, 1988. -p. 50.

2. Tajikistan Republic Government Enactment. 01.10. 2007, -№ 500/ electronic resource/ [Regime of availability] www.adlia.tj/.../spisdoc_print.fwx?..](date of addressing: 08.09.2014)

3. Voronin B.A. et alia. The Dynamics of Conceptual Basis Providing Sustainable Agricultural Production. Agrarian Bulletin «Ural», 2011, № 7, -p. 80.

4. Uskova T. V. Management with Sustainable Development of the Region: monograph / Vologda: ISERT RAN, 2009. - 355 pp.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Baymatov A.A. Regional Aspects of Formation of Market Relations // Scientific Notes of KSU named after acad. B. Gafurov. Khujand, 2011. № 3 (18).

- 39 -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.