Научная статья на тему 'Устойчивое развитие омского региона'

Устойчивое развитие омского региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
444
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / КЛАСТЕР / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / CLUSTER / GREEN ECONOMY / INSTITUTIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Пилюшина Анна Ивановна, Логинова Надежда Петровна, Ильина Надежда Владимировна, Ткаченко Дарья Николаевна

This article discusses issues related to the sustainable development of the Omsk region, discusses the relationship of economic, environmental and social issues in the region and their possible solution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Пилюшина Анна Ивановна, Логинова Надежда Петровна, Ильина Надежда Владимировна, Ткаченко Дарья Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USTAINABLE DEVELOPMENT OF THE OMSK REGION

This article discusses issues related to the sustainable development of the Omsk region, discusses the relationship of economic, environmental and social issues in the region and their possible solution.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие омского региона»

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОМСКОГО РЕГИОНв

ПИЛЮШИНА А.И., ЛОГИНОВА Н.П., ИЛЬИНА Н.В., ТКАЧЕНКО Д.Н., студентки 4 курса специальность «Финансы и кредит»,

Омский институт (филиал) РГТЭУ

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы связанные с устойчивым развитием Омского региона, рассматривается взаимосвязь экономических, экологических и социальных проблем региона и их возможное решение.

Ключевые слова: устойчивое развитие, кластер, зеленая экономика, институциональное развитие.

Разные авторы уже не раз отмечали неточность русского перевода зарубежного выражения. Действительно, определение "устойчивое развитие" означает просто устойчивый, постоянный рост. В тоже время в европейских языках sustainable development, nachhaltige Entwicklung, developement durable имеют более узкий смысл. Это -развитие "продолжающееся" (можно, пожалуй, сказать "самодостаточное"), то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении.

Тема устойчивого развития становится нынче модной. В разных регионах принимаются местные программы устойчивого развития; президент, глядишь, иной раз упомянет, что Россия стремится прейти к устойчивому развитию... Начинаешь разбираться - оказывается, что все эти программы сводятся к экологии. Действительно, с неё всё начиналось, по поводу экологии бил тревогу "Римский клуб". Но ведь все экологические проблемы упираются в проблемы общественного развития современного мира! Это - как раз то, что упорно пытаются затушевать представители "развитых стран". В их понимании устойчивое развитие - это экологически чистое производство. С сохранением постоянного роста уровня потребления в развитых странах. Однако наиболее важной, принципиально важной является общественноэкономическая составляющая вопроса.

Общее содержание принципов устойчивого развития (УР) известно не только экологам и экономистам, но и большинству населения страны, особенно людям, имеющим высшее образование. Тема создания критериев и индикаторов УР давно и плодотворно развивается в многочисленных работах, большой вклад в этот процесс сделан энтузиастами общественного экологического движения, а в некоторых регионах Сибирского Федерального округа, например, в Томской области, уже разработана и система индикаторов устойчивого развития. Подход к созданию ИУР для регионов в общих чертах уже известен. В начале этого процесса необходимо определить специфику региона - и прежде всего - в экологоэкономическом аспекте.

Омская область, в отличие от многих регионов Сибирского федерального округа, не имеет больших запасов ископаемых углеводородов, а условия ведения сельского хозяйства в целом недостаточно благоприятные. Отличительной чертой области является протекающая через всю её территорию трансграничная река Иртыш - безальтернативный источник водоснабжения города Омска - одного из крупнейших городов Сибири. Иртыш - единственная из больших сибирских рек, относящаяся к категории эвтрофных вод. Как установлено многолетними исследованиями, состояние реки крайне неудовлетворительное и в рамках концепции экологических модификаций оценивается как антропогенное экологическое напряжение. Сложившееся положение требует особенно внимательного и научно обоснованного подхода к разработке различных проектов по хозяйственному использованию реки. Немалую роль в этом процессе может сыграть широкое общественное обсуждение планируемой деятельности, в рамках которого возможны поиски приемлемого решения. Примером такой ситуации является обсуждение проекта гидротехнического сооружения на Иртыше в районе Омска для поднятия уровня реки, когда под давлением научной и экологической общественности был выбран проект с наименьшей экологической опасностью. Немаловажно, чтобы в подобных ситуациях не только нашлись инициаторы общественного обсуждения и компетентные научные кадры, но и возникло бы плодотворное сотрудничество между ними и органами государственной власти. Именно поэтому особенно актуальным становится создание региональных общественных Институтов устойчивого развития, наделенных полномочиями для совместного решения эколого-экономических проблем развития.

Особенную экологически потенциальную опасность при разработке вопросов хозяйственного развития регионов несет безальтернативное решение, принимаемое органами государственной власти различных уровней. Недостаточная экологическая компетентность и грамотность в таких случаях может принести не только экологический, но и экономический

ущерб, не говоря уже об отсроченных ущербах, главным из которых является падение здоровья населения.

Например, несколько лет тому назад было принято решение о строительстве в Омской области завода по производству биотоплива из зерна. Уже тогда у экологов возник ряд опасений, основным из которых был вопрос - а хватит ли нам зерна на обеспечение продовольственной безопасности? В ответ прозвучало - да мы и так зерно из области вывозим! Нужно ли напоминать о современной ситуации на рынке зерна? Не поторопились ли власти со строительством этого завода? Вероятно, при предварительном обсуждении этого вопроса с участием экологической и научной общественности могли возникнуть и другие проекты по применению излишков зерна в регионе.

Другой важной социально-экологической проблемой Омской области является падения уровня здоровья населения в целом и резкий рост количества онкологических заболеваний, особенно в сельских районах. Несомненно, это результат комплексного воздействия различных негативных экологических факторов. Для сельского населения важную роль играет плохое качество питьевой воды и в целом низкий уровень водоснабжения, а для населения города Омска - высокий уровень загрязнения атмосферы (воздух загрязнен, в основном, формальдегидом и бензапиреном). Отсюда вытекают приоритетные задачи устойчивого развития области - развитие питьевого водоснабжения сельских районов и сдерживание процессов загрязнения атмосферы в промышленном городе Омске. При разработке программ питьевого и хозяйственного водоснабжения сельских районов особенно важно учитывать экологическое состояние водных объектов. Имеющиеся в настоящее время данные говорят о крайне неблагополучной ситуации - практически все водотоки и крупные озера Омской области подвержены эвтрофированию и загрязнению органическими веществами. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Омске (особенно опасен канцероген бензапирен) требует осторожного подхода к выбору и осуществлению проектов промышленного строительства. При этом необходимо учитывать, какой вклад в загрязнение атмосферного воздуха внесет осуществление этого проекта, а не только экономические перспективы развития региона. Таковы вкратце основные проблемы по обеспечению устойчивого развития Омской области. Их решение требует не только научных исследований, но и активного участия гражданского общества.

Институты создаются людьми. Люди развивают и изменяют институты. Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на поддержание обмена и производства. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени. Они являются ключом к пониманию исторических перемен.

Институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека, они включают в себя все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенную структуру человеческим взаимоотношениям.

Институциональные предпосылки оказывают решающее влияние на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок.

Главная роль институтов в обществе - уменьшение неопределенности путем установления устойчивости структуры взаимодействия между людьми. Организации создаются для того, чтобы использовать эти возможности, и по мере своего развития организации меняют институты. Результирующее направление институциональных изменений формируется:

• "эффектом блокировки", возникающим вследствие сращивания институтов и организаций на основе структуры побудительных мотивов, создаваемой этими институтами;

• обратным влиянием изменений в наборе возможностей на восприятие и реакцию индивидов.

Главное требование, которое предъявляется к институтам механизма управления регионом в условиях его экономической самостоятельности, состоит в том, что все составляющие элементы механизма в совокупности должны содействовать формированию рыночной системы, обеспечивающей рост эффективности производства, сбалансированности спроса и предложения, повышения качества товаров и услуг.

Институциональные основы управления на региональном и муниципальном уровнях включают правовые, экономические и организационные формы воздействия на процесс социально-экономического развития региона:

-прямое участие в развитии инфраструктуры региона посредством прямого бюджетного финансирования, образования и использования внебюджетных средств и фондов, выпуска займов и т.д.

-установление льгот производителям, работающим на насыщение внутреннего рынка;

-разнообразная правовая и финансовая поддержка предпринимателей, участвующих

в развитии агропромышленного комплекса и обеспечивающих наполнение рынка потребительских товаров, и прежде всего продовольственных.

Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов.

Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:

-формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социальноэкономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;

-выполнение природоохранных мероприятий на жилых и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;

-осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидеми-ологического благополучия;

-развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;

-реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.

Реформы регионального управления должны обязательно сопровождаться изменениями в системах институтов, причем именно изменения неформальных норм поведения людей поддерживают действие новых законов. Развиваются все институты вследствие смены парадигмы общественного развития и выбора более эффективного метода хозяйствования.

Правительство Омской области разработало проект кластерного подхода к развитию экономики. Уникальный проект новой промышленной платформы региона даёт возможность максимально эффективно использовать местные сырьевые ресурсы, способен вывести Прииртышье на совершенно иной уровень развития и помочь ему занять ведущие позиции в российских и мировых рейтингах.

Новая промышленная платформа региона целиком вписывается в инновационную стратегию развития России, которая поддерживается правительством страны. Суть проекта очень проста, но она позволяет максимально задействовать имеющийся в Омской области промышленный потенциал. Вокруг головных предприятий будет образована цепочка инновационных производств, способных оперативно реагировать на потребности рынка.

Кластерная модель экономики ПАРК - промышленно-аграрные региональные кластеры - предполагает строительство четырёх промышленных производственных кластеров

• кремниевого,

• нефтехимического,

• лесопромышленного

• агропромышленного.

Основная бизнес-идея агропромышленного биокластера - продавать не то, что растёт, а то, что продаётся на рынке. Агропромышленный кластер предполагает создание комплексного производства с применением технологий глубокой и комплексной переработки зерновых и растительной биомассы на основе биотехнологий, микробиологического синтеза и нанотехнологий. Это позволит производить особо ценную продукцию для развития внутреннего спроса и импортозамещения.

Помимо линии по производству биоэтанола, на первом этапе проект включает птицефабрику, мясоперерабатывающее предприятие, комбикормовый завод, на втором - всё более широкое использование биотехнологий для получения новых продуктов: органических кислот, аминокислот, глюкозы, ферментов, биополимеров и другой продукции. Это даёт серьёзный импульс для развития малого и среднего бизнеса.

Создание агропромышленного кластера предусматривает строительство заводов по переработке зерновых культур в биоэтанол, производству высокобелковых сбалансированных комбикормов, а также животноводческого комплекса по выращиванию скота и птицы с последующей мясопереработкой.

Для развития этого кластера правительством Омской области принята специальная долгосрочная целевая программа с прямым бюджетным финансированием. Важно и то, что в регионе есть все необходимые ресурсы: пахотные земли - около 3 млн. га с возможностью расширения посевных площадей, профицит зерновых - около 2 млн. тонн ежегодно, расти-

тельная биомасса - до 1 млн. тонн в год. Общая сумма инвестиций - порядка 53 млрд. рублей.

Нефтехимический кластер - второе направление проекта. Стратегия развития этого системообразующего нефтехимического холдинга направлена на модернизацию существующих производств и диверсификацию сырья за счёт применения «зелёных» технологий, а также на введение новых производственных мощностей. Уже завершено строительство завода по производству этил-трет-бутилового эфира с использованием нанопористых поли-слойных мембран мощностью до 500 тыс. тонн в год, что позволит производить за год до 10 млн. тонн бензинов стандартов «Евро-4», «Евро-5». Ведётся строительство завода по производству полипропилена мощностью 180 тыс. тонн в год.

Инновационное развитие нефтехимического комплекса Омской области в краткосрочной и среднесрочной перспективе направлено на частичную замену традиционного углеводородного сырья возобновляемым при производстве каучуков, полимеров, биобензинов, на активное внедрение био- и нанотехнологий, на существенное снижение экологической нагрузки и на энергосбережение.

На базе действующих производств ОАО «Газпром нефть - Омский нефтеперерабатывающий завод» в строй введена установка изомеризации лёгких бензиновых фракций по выпуску биобензинов, бензинов класса «Евро-4» и «Евро-5». Эта установка - самая мощная в России, с ней связаны перспективы роста производства автомобильных бензинов высочайшего стандарта качества. По оценкам специалистов, общий объём инвестиций в проект составит 24,5 млрд. рублей. В рамках проекта уже освоено 14,8 млрд. Планируемый объём выпускаемой и реализуемой продукции - более 11 млрд. рублей в год.

Создание цепочки производств по полному циклу переделов кремния, включая выпуск поликристаллического кремния, моно- и мультикристаллического кремния, а также кремниевых пластин для солнечной энергетики, микроэлектроники и сверхточной оптики, будет организовано в рамках кремниевого кластера. В него также войдут казахстанское предприятие по добыче и переработке особо чистого кварца и уже построенный завод по производству металлургического кремния. Новые производства будут построены в северном промышленном узле Омска на существующей промышленной площадке. Первую продукцию кремниевого кластера планируется получить уже через два года.

Предварительно проект находится на стадии ТЭО и оценивается в 2 млрд. евро. В настоящее время растущие потребности российских производителей в поликристаллическом кремнии, преимущественно полупроводникового качества, удовлетворяются за счёт импорта. Поэтому главным направлением сбыта не только омского, но и других российских кремниевых проектов станут производство и экспорт товарной продукции для преобразования солнечной энергии в электроэнергию.

Проект реализуется в рамках соглашения о намерениях, заключённого между правительством Омской области, ЗАО «Группа компаний «Титан» и компанией «Центротерм Фо-товолтайкс АГ» в октябре 2009 года. Партнёрами проекта выступают «Роснано», Внешэкономбанк, Российская академия наук, Санкт-Петербургский государственный горный институт. Объём инвестиций составит более 56,5 млрд. рублей. Ввод завода в эксплуатацию позволит создать более 1,5 тыс. рабочих мест.

Лесопромышленный кластер даст мощный толчок к развитию северных территорий региона, где имеются богатейшие запасы древесного сырья, с ежегодным переизбытком производства в объёме 4 - 5 млн. кубометров. При планировании размещения и организации производств, входящих в эту часть проекта, используется экосистемный подход, основанный на рациональном, непрерывном и неистощимом лесопользовании.

Промышленное освоение технологий биохимической и бесхлорной переработки древесины позволит организовать производство высококачественной бумаги, упаковки, древесно-полимерных композитов. В перспективе развитие лесопромышленного кластера направлено на производство широкого ассортимента ценных продуктов и сырья для медицины, фармацевтической, парфюмерно-косметической, пищевой, химической отраслей и сельского хозяйства.

В рамках лесопромышленного кластера предполагается реализация инвестиционного проекта «Производство домов из оцилиндрованных бревен» в селе Знаменское. Это позволит решить проблему доступного по цене экологичного жилья.

Инвестиции в создание лесопромышленного кластера оцениваются в 36,8 млрд. рублей, а увеличение экспортной продукции Омской области прогнозируется на уровне 2,5 млрд. рублей в год. Будет создано около 900 новых рабочих мест.

Все производственные объекты должны быть введены до 2013 года. По оценкам экспертов, будет создано порядка 30 тыс. рабочих мест, ежегодный прирост ВРП - 5%, а посту-

пления в бюджет области составят не менее 20 млрд. рублей. По сути, речь идёт о строительстве экономики нового типа. Реализация этой комплексной программы не только обеспечит региону стабильность, но и выведет его в лидеры в сферах промышленности и АПК.

Литература:

1. sustainabledevelopment.ru

2. gubernator.omskportal.ru

3. propertyy.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.