УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ОМСКОГО РЕГИОНв
ПИЛЮШИНА А.И., ЛОГИНОВА Н.П., ИЛЬИНА Н.В., ТКАЧЕНКО Д.Н., студентки 4 курса специальность «Финансы и кредит»,
Омский институт (филиал) РГТЭУ
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы связанные с устойчивым развитием Омского региона, рассматривается взаимосвязь экономических, экологических и социальных проблем региона и их возможное решение.
Ключевые слова: устойчивое развитие, кластер, зеленая экономика, институциональное развитие.
Разные авторы уже не раз отмечали неточность русского перевода зарубежного выражения. Действительно, определение "устойчивое развитие" означает просто устойчивый, постоянный рост. В тоже время в европейских языках sustainable development, nachhaltige Entwicklung, developement durable имеют более узкий смысл. Это -развитие "продолжающееся" (можно, пожалуй, сказать "самодостаточное"), то есть такое, которое не противоречит дальнейшему существованию человечества и развитию его в прежнем направлении.
Тема устойчивого развития становится нынче модной. В разных регионах принимаются местные программы устойчивого развития; президент, глядишь, иной раз упомянет, что Россия стремится прейти к устойчивому развитию... Начинаешь разбираться - оказывается, что все эти программы сводятся к экологии. Действительно, с неё всё начиналось, по поводу экологии бил тревогу "Римский клуб". Но ведь все экологические проблемы упираются в проблемы общественного развития современного мира! Это - как раз то, что упорно пытаются затушевать представители "развитых стран". В их понимании устойчивое развитие - это экологически чистое производство. С сохранением постоянного роста уровня потребления в развитых странах. Однако наиболее важной, принципиально важной является общественноэкономическая составляющая вопроса.
Общее содержание принципов устойчивого развития (УР) известно не только экологам и экономистам, но и большинству населения страны, особенно людям, имеющим высшее образование. Тема создания критериев и индикаторов УР давно и плодотворно развивается в многочисленных работах, большой вклад в этот процесс сделан энтузиастами общественного экологического движения, а в некоторых регионах Сибирского Федерального округа, например, в Томской области, уже разработана и система индикаторов устойчивого развития. Подход к созданию ИУР для регионов в общих чертах уже известен. В начале этого процесса необходимо определить специфику региона - и прежде всего - в экологоэкономическом аспекте.
Омская область, в отличие от многих регионов Сибирского федерального округа, не имеет больших запасов ископаемых углеводородов, а условия ведения сельского хозяйства в целом недостаточно благоприятные. Отличительной чертой области является протекающая через всю её территорию трансграничная река Иртыш - безальтернативный источник водоснабжения города Омска - одного из крупнейших городов Сибири. Иртыш - единственная из больших сибирских рек, относящаяся к категории эвтрофных вод. Как установлено многолетними исследованиями, состояние реки крайне неудовлетворительное и в рамках концепции экологических модификаций оценивается как антропогенное экологическое напряжение. Сложившееся положение требует особенно внимательного и научно обоснованного подхода к разработке различных проектов по хозяйственному использованию реки. Немалую роль в этом процессе может сыграть широкое общественное обсуждение планируемой деятельности, в рамках которого возможны поиски приемлемого решения. Примером такой ситуации является обсуждение проекта гидротехнического сооружения на Иртыше в районе Омска для поднятия уровня реки, когда под давлением научной и экологической общественности был выбран проект с наименьшей экологической опасностью. Немаловажно, чтобы в подобных ситуациях не только нашлись инициаторы общественного обсуждения и компетентные научные кадры, но и возникло бы плодотворное сотрудничество между ними и органами государственной власти. Именно поэтому особенно актуальным становится создание региональных общественных Институтов устойчивого развития, наделенных полномочиями для совместного решения эколого-экономических проблем развития.
Особенную экологически потенциальную опасность при разработке вопросов хозяйственного развития регионов несет безальтернативное решение, принимаемое органами государственной власти различных уровней. Недостаточная экологическая компетентность и грамотность в таких случаях может принести не только экологический, но и экономический
ущерб, не говоря уже об отсроченных ущербах, главным из которых является падение здоровья населения.
Например, несколько лет тому назад было принято решение о строительстве в Омской области завода по производству биотоплива из зерна. Уже тогда у экологов возник ряд опасений, основным из которых был вопрос - а хватит ли нам зерна на обеспечение продовольственной безопасности? В ответ прозвучало - да мы и так зерно из области вывозим! Нужно ли напоминать о современной ситуации на рынке зерна? Не поторопились ли власти со строительством этого завода? Вероятно, при предварительном обсуждении этого вопроса с участием экологической и научной общественности могли возникнуть и другие проекты по применению излишков зерна в регионе.
Другой важной социально-экологической проблемой Омской области является падения уровня здоровья населения в целом и резкий рост количества онкологических заболеваний, особенно в сельских районах. Несомненно, это результат комплексного воздействия различных негативных экологических факторов. Для сельского населения важную роль играет плохое качество питьевой воды и в целом низкий уровень водоснабжения, а для населения города Омска - высокий уровень загрязнения атмосферы (воздух загрязнен, в основном, формальдегидом и бензапиреном). Отсюда вытекают приоритетные задачи устойчивого развития области - развитие питьевого водоснабжения сельских районов и сдерживание процессов загрязнения атмосферы в промышленном городе Омске. При разработке программ питьевого и хозяйственного водоснабжения сельских районов особенно важно учитывать экологическое состояние водных объектов. Имеющиеся в настоящее время данные говорят о крайне неблагополучной ситуации - практически все водотоки и крупные озера Омской области подвержены эвтрофированию и загрязнению органическими веществами. Высокий уровень загрязнения атмосферного воздуха в городе Омске (особенно опасен канцероген бензапирен) требует осторожного подхода к выбору и осуществлению проектов промышленного строительства. При этом необходимо учитывать, какой вклад в загрязнение атмосферного воздуха внесет осуществление этого проекта, а не только экономические перспективы развития региона. Таковы вкратце основные проблемы по обеспечению устойчивого развития Омской области. Их решение требует не только научных исследований, но и активного участия гражданского общества.
Институты создаются людьми. Люди развивают и изменяют институты. Институты влияют на экономический процесс тем, что оказывают воздействие на поддержание обмена и производства. Институциональные изменения определяют то, как общества развиваются во времени. Они являются ключом к пониманию исторических перемен.
Институты определяют и ограничивают набор альтернатив, которые имеются у каждого человека, они включают в себя все формы ограничений, созданных людьми для того, чтобы придать определенную структуру человеческим взаимоотношениям.
Институциональные предпосылки оказывают решающее влияние на то, какие именно организации возникают, и на то, как они развиваются. Но в свою очередь и организации оказывают влияние на процесс изменения институциональных рамок.
Главная роль институтов в обществе - уменьшение неопределенности путем установления устойчивости структуры взаимодействия между людьми. Организации создаются для того, чтобы использовать эти возможности, и по мере своего развития организации меняют институты. Результирующее направление институциональных изменений формируется:
• "эффектом блокировки", возникающим вследствие сращивания институтов и организаций на основе структуры побудительных мотивов, создаваемой этими институтами;
• обратным влиянием изменений в наборе возможностей на восприятие и реакцию индивидов.
Главное требование, которое предъявляется к институтам механизма управления регионом в условиях его экономической самостоятельности, состоит в том, что все составляющие элементы механизма в совокупности должны содействовать формированию рыночной системы, обеспечивающей рост эффективности производства, сбалансированности спроса и предложения, повышения качества товаров и услуг.
Институциональные основы управления на региональном и муниципальном уровнях включают правовые, экономические и организационные формы воздействия на процесс социально-экономического развития региона:
-прямое участие в развитии инфраструктуры региона посредством прямого бюджетного финансирования, образования и использования внебюджетных средств и фондов, выпуска займов и т.д.
-установление льгот производителям, работающим на насыщение внутреннего рынка;
-разнообразная правовая и финансовая поддержка предпринимателей, участвующих
в развитии агропромышленного комплекса и обеспечивающих наполнение рынка потребительских товаров, и прежде всего продовольственных.
Переход к устойчивому развитию Российской Федерации в целом возможен только в том случае, если будет обеспечено устойчивое развитие всех ее регионов.
Проблемы, решаемые в каждом регионе, в значительной степени должны соответствовать федеральным задачам, но при этом необходим учет местных особенностей, предусматривающий, в частности:
-формирование регионального хозяйственного механизма, регулирующего социальноэкономическое развитие, в том числе природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду;
-выполнение природоохранных мероприятий на жилых и незастроенных территориях городов, других населенных пунктов и в пригородных зонах, включая их санитарную очистку, рекультивацию земель, озеленение и благоустройство;
-осуществление мер по оздоровлению населения, развитию социальной инфраструктуры, обеспечению санитарно-эпидеми-ологического благополучия;
-развитие сельского хозяйства на основе экологически прогрессивных агротехнологий, адаптированных к местным условиям, реализация мер по повышению плодородия почв и их охране от эрозии и загрязнения, а также создание системы социальной защиты сельского населения;
-реконструкцию региональной промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем.
Реформы регионального управления должны обязательно сопровождаться изменениями в системах институтов, причем именно изменения неформальных норм поведения людей поддерживают действие новых законов. Развиваются все институты вследствие смены парадигмы общественного развития и выбора более эффективного метода хозяйствования.
Правительство Омской области разработало проект кластерного подхода к развитию экономики. Уникальный проект новой промышленной платформы региона даёт возможность максимально эффективно использовать местные сырьевые ресурсы, способен вывести Прииртышье на совершенно иной уровень развития и помочь ему занять ведущие позиции в российских и мировых рейтингах.
Новая промышленная платформа региона целиком вписывается в инновационную стратегию развития России, которая поддерживается правительством страны. Суть проекта очень проста, но она позволяет максимально задействовать имеющийся в Омской области промышленный потенциал. Вокруг головных предприятий будет образована цепочка инновационных производств, способных оперативно реагировать на потребности рынка.
Кластерная модель экономики ПАРК - промышленно-аграрные региональные кластеры - предполагает строительство четырёх промышленных производственных кластеров
• кремниевого,
• нефтехимического,
• лесопромышленного
• агропромышленного.
Основная бизнес-идея агропромышленного биокластера - продавать не то, что растёт, а то, что продаётся на рынке. Агропромышленный кластер предполагает создание комплексного производства с применением технологий глубокой и комплексной переработки зерновых и растительной биомассы на основе биотехнологий, микробиологического синтеза и нанотехнологий. Это позволит производить особо ценную продукцию для развития внутреннего спроса и импортозамещения.
Помимо линии по производству биоэтанола, на первом этапе проект включает птицефабрику, мясоперерабатывающее предприятие, комбикормовый завод, на втором - всё более широкое использование биотехнологий для получения новых продуктов: органических кислот, аминокислот, глюкозы, ферментов, биополимеров и другой продукции. Это даёт серьёзный импульс для развития малого и среднего бизнеса.
Создание агропромышленного кластера предусматривает строительство заводов по переработке зерновых культур в биоэтанол, производству высокобелковых сбалансированных комбикормов, а также животноводческого комплекса по выращиванию скота и птицы с последующей мясопереработкой.
Для развития этого кластера правительством Омской области принята специальная долгосрочная целевая программа с прямым бюджетным финансированием. Важно и то, что в регионе есть все необходимые ресурсы: пахотные земли - около 3 млн. га с возможностью расширения посевных площадей, профицит зерновых - около 2 млн. тонн ежегодно, расти-
тельная биомасса - до 1 млн. тонн в год. Общая сумма инвестиций - порядка 53 млрд. рублей.
Нефтехимический кластер - второе направление проекта. Стратегия развития этого системообразующего нефтехимического холдинга направлена на модернизацию существующих производств и диверсификацию сырья за счёт применения «зелёных» технологий, а также на введение новых производственных мощностей. Уже завершено строительство завода по производству этил-трет-бутилового эфира с использованием нанопористых поли-слойных мембран мощностью до 500 тыс. тонн в год, что позволит производить за год до 10 млн. тонн бензинов стандартов «Евро-4», «Евро-5». Ведётся строительство завода по производству полипропилена мощностью 180 тыс. тонн в год.
Инновационное развитие нефтехимического комплекса Омской области в краткосрочной и среднесрочной перспективе направлено на частичную замену традиционного углеводородного сырья возобновляемым при производстве каучуков, полимеров, биобензинов, на активное внедрение био- и нанотехнологий, на существенное снижение экологической нагрузки и на энергосбережение.
На базе действующих производств ОАО «Газпром нефть - Омский нефтеперерабатывающий завод» в строй введена установка изомеризации лёгких бензиновых фракций по выпуску биобензинов, бензинов класса «Евро-4» и «Евро-5». Эта установка - самая мощная в России, с ней связаны перспективы роста производства автомобильных бензинов высочайшего стандарта качества. По оценкам специалистов, общий объём инвестиций в проект составит 24,5 млрд. рублей. В рамках проекта уже освоено 14,8 млрд. Планируемый объём выпускаемой и реализуемой продукции - более 11 млрд. рублей в год.
Создание цепочки производств по полному циклу переделов кремния, включая выпуск поликристаллического кремния, моно- и мультикристаллического кремния, а также кремниевых пластин для солнечной энергетики, микроэлектроники и сверхточной оптики, будет организовано в рамках кремниевого кластера. В него также войдут казахстанское предприятие по добыче и переработке особо чистого кварца и уже построенный завод по производству металлургического кремния. Новые производства будут построены в северном промышленном узле Омска на существующей промышленной площадке. Первую продукцию кремниевого кластера планируется получить уже через два года.
Предварительно проект находится на стадии ТЭО и оценивается в 2 млрд. евро. В настоящее время растущие потребности российских производителей в поликристаллическом кремнии, преимущественно полупроводникового качества, удовлетворяются за счёт импорта. Поэтому главным направлением сбыта не только омского, но и других российских кремниевых проектов станут производство и экспорт товарной продукции для преобразования солнечной энергии в электроэнергию.
Проект реализуется в рамках соглашения о намерениях, заключённого между правительством Омской области, ЗАО «Группа компаний «Титан» и компанией «Центротерм Фо-товолтайкс АГ» в октябре 2009 года. Партнёрами проекта выступают «Роснано», Внешэкономбанк, Российская академия наук, Санкт-Петербургский государственный горный институт. Объём инвестиций составит более 56,5 млрд. рублей. Ввод завода в эксплуатацию позволит создать более 1,5 тыс. рабочих мест.
Лесопромышленный кластер даст мощный толчок к развитию северных территорий региона, где имеются богатейшие запасы древесного сырья, с ежегодным переизбытком производства в объёме 4 - 5 млн. кубометров. При планировании размещения и организации производств, входящих в эту часть проекта, используется экосистемный подход, основанный на рациональном, непрерывном и неистощимом лесопользовании.
Промышленное освоение технологий биохимической и бесхлорной переработки древесины позволит организовать производство высококачественной бумаги, упаковки, древесно-полимерных композитов. В перспективе развитие лесопромышленного кластера направлено на производство широкого ассортимента ценных продуктов и сырья для медицины, фармацевтической, парфюмерно-косметической, пищевой, химической отраслей и сельского хозяйства.
В рамках лесопромышленного кластера предполагается реализация инвестиционного проекта «Производство домов из оцилиндрованных бревен» в селе Знаменское. Это позволит решить проблему доступного по цене экологичного жилья.
Инвестиции в создание лесопромышленного кластера оцениваются в 36,8 млрд. рублей, а увеличение экспортной продукции Омской области прогнозируется на уровне 2,5 млрд. рублей в год. Будет создано около 900 новых рабочих мест.
Все производственные объекты должны быть введены до 2013 года. По оценкам экспертов, будет создано порядка 30 тыс. рабочих мест, ежегодный прирост ВРП - 5%, а посту-
пления в бюджет области составят не менее 20 млрд. рублей. По сути, речь идёт о строительстве экономики нового типа. Реализация этой комплексной программы не только обеспечит региону стабильность, но и выведет его в лидеры в сферах промышленности и АПК.
Литература:
1. sustainabledevelopment.ru
2. gubernator.omskportal.ru
3. propertyy.ru