Научная статья на тему 'Успешность учителя как педагогическая проблема'

Успешность учителя как педагогическая проблема Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3089
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕШНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / SUCCESS OF MODERN EDUCATION / PERSONAL AND PROFESSIONAL SUCCESS / PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жемухова Людмила Зубаниловна

Статья посвящена обоснованию теоретической сущности, характерных признаков успешности учителя, а также компонентов, раскрывающих ее становление. Проанализированы результаты практического исследования зависимости профессиональной успешности от профессионально-личностных качеств учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teacher's success as a pedagogical problem

The article is dedicated to the substantiation of the theoretical essence, typical signs of a teacher's success, as well as to the components revealing its forming. The results of the practical research devoted to the dependence of professional success on a teacher's professional and personal qualities are analysed.

Текст научной работы на тему «Успешность учителя как педагогическая проблема»

Л. З. Жемухова

УСПЕШНОСТЬ УЧИТЕЛЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Работа представлена кафедрой педагогики и психологии Кабардино-Балкарского государственного университета.

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор Н. Г. Емузова

Статья посвящена обоснованию теоретической сущности, характерных признаков успешности учителя, а также компонентов, раскрывающих ее становление. Проанализированы результаты практического исследования зависимости профессиональной успешности от профессионально-личностных качеств учителя.

Ключевые слова: успешность современного образования, личностная и профессиональная успешность, профессионально-личностные качества.

L. Zhemukhova

TEACHER’S SUCCESS AS A PEDAGOGICAL PROBLEM

The article is dedicated to the substantiation of the theoretical essence, typical signs of a teacher s success, as well as to the components revealing its forming. The results of the practical research devoted to the dependence of professional success on a teacher s professional and personal qualities are analysed.

Key words: success of modern education, personal and professional success, professional and personal qualities.

В условиях кардинальных изменений в социальной жизни нашей страны особую роль приобретает уровень развития системы образования, определяющий социально-экономическую успешность общества.

В основных направлениях модернизации отечественного образования заложено понятие «успешность современного образования». Основным критерием успешности современного образования является формирование здоровой, социально устойчивой и одновременно мобильной личности учащегося, способной вырабатывать собственную стратегию в меняющихся обстоятельствах жизни. Такую личность учащегося может формировать только успешный учитель с развитой способностью к самоуправлению в педагогической деятельности, к постоянному саморазвитию, самосовершенствованию, с высоким уровнем творческого потенциала.

Приоритетной задачей педагогической науки стало выявление успешности и эффективности деятельности педагога, установление условий и причин, их обеспечивающих. Особенно остро стоит вопрос о выработке оптимальных подходов, определяющих ход процесса становления личностно-устойчивого и профессионально реализующего учителя, выявления закономерностей развития успешности его личности. В поисках средств и социально-педагогических условий становления успешности учителя в современной школе мы обратились сначала к вопросу выявления сущности, характерных признаков успешности учителя и компонентов, раскрывающих процесс ее становления. Для разрешения обозначенной проблемы мы проанализировали понятия «успех» и «успешность совре-

менного учителя» в психолого-педагогической литературе.

Категория «профессиональный успех учителя» стала рассматриваться в специальных научных работах в России лишь в конце XX в. Педагоги-новаторы Ш. А. Амонашвили, Т. И. Гончарова, Е. Н. Ильин, В. А. Караков-ский и другие рассматривают профессиональный успех как положительный результат взаимодействия учителя и ученика. Проблему успеха и неудачи изучили П. И. Пидкасистый, Л. М. Фридман. Есть ссылки на переживание успешности (А. Бандура, К. В. Солоед, Л. И. Дементий), что позволяет нам предположить, что исследователи под успешностью подразумевают состояние, которое появляется в результате или в предвкушении достижения успеха. Успех педагогической деятельности, по мнению ряда ученых (Ф. Н. Гоноболин, Н. В. Кузьмина, В. А. Крутецкий, и др.), во многом определяют развитые педагогические способности. А. К. Маркова [5], исследуя успешность педагогической деятельности, заключает, что наиболее важным для педагога является формирование положительной самооценки в целом, так как у учителя, позитивно воспринимающего себя, повышается уверенность в себе, удовлетворенность своей профессией и эффективность работы в целом. Л. М. Митина [6] подчеркивает, что успешность профессиональной деятельности учителя связана с уровнем развития самосознания и «Я-концепции». Развитие успешной личности учителя она рассматривает как процесс повышения уровня и совершенствования структуры педагогической направленности, компетентности, эмоциональной гибкости через осознание учителем необходимости саморазвития и

самосовершенствования. Основным фактором развития успешности личности она считает внутреннюю среду личности, ее активность и потребность в самореализации. Е. В. Ерофеева определяет профессиональную успешность учителя как «способ выполнения профессиональной деятельности, сопровождающейся позитивным педагогическим результатом» [4]. По мнению С. А. Дружилова [3], достижение профессиональной успешности связано с обеспечением необходимого уровня профессиональной компетентности. Н. А. Аминов, описывая тип современного успешного учителя, приводит следующие характеристики: «Это учитель, который стремится развивать личность ребенка, опираясь на эмоциональные и социальные факторы. Ему свойственна непринужденная манера преподавания, индивидуальный подход, искренний и дружеский тон» [1, с. 88-98]. По Л. Р. Симсону, успешный учитель есть креативный педагог (креативные - более склонные к творчеству) с точки зрения их образа жизни, такие учителя более разносторонне включены в различные сферы жизнедеятельности, имеют широкий круг интересов, увлечений [7, с. 77].

Проведенный теоретический анализ специальной литературы по проблеме успешности учителя позволил выявить существование личностной и профессиональной успешности и определить следующие признаки личностной успешности: самосознание, «Я»-концепция; уровень притязания и потенциальных возможностей; эмоциональная устойчивость, активность; самосовершенствование. Признаки профессиональной успешности учителя - это профессионально-педагогические способности, профессионально-педагогическая компетентность, мастерство, профессионализм; положительный результат взаимодействия учителя и ученика, самореализация в творческой деятельности, профессиональная мобильность, самореализация ученика в классном коллективе через успешное решение педагогических задач учителем.

Таким образом, под профессиональной успешностью современного учителя мы понимаем субъектно-личностное состояние, характеризующееся проживанием личностных

достижений в педагогической деятельности, возникающее на ценностной основе стремления к результативности педагогического труда. Под личностной успешностью современного учителя - успешную личность, обладающую позитивным отношением к себе, умело преобразующую саму себя и испытывающую при этом радость. Состояние успешности - как состояние, возникающее в результате достижения успеха в педагогической деятельности, который оценен по достоинству. Учитель успешен, если он видит признание со стороны коллег, администрации, родителей учащихся. В структурном отношении становление профессиональной успешности учителя раскрывается в следующих компонентах: способность к самоуправлению в педагогической деятельности, саморазвитию и самосовершенствованию; коммуникативные способности; динамическое развитие творческого потенциала; готовность к повышению уровня профессиональной и эмоциональной устойчивости.

Перечисленные качества были изучены нами по диагностической карте Т. В. Морозовой [2] у учителей общеобразовательных учреждений № 5, 27, 31 г. Нальчика Кабардино-Балкарской Республики (п = 362), разделенных на три группы по квалификационным категориям: 1-я группа - молодые без категории с низкой успешностью, 2-я группа - второй категории со средней успешностью, 3-я группа - первой и высшей категории с высокой успешностью. Содержание диагностической карты позволило изучить зависимость профессиональной успешности от степени выраженности профессионально-личностных качеств учителя. Учителя оценили сформированность каждого профессионально-личностного качества по 9-балльной шкале. Критериальные уровни сформированности данных качеств мы разделили на высокий, средний, низкий. Результаты данной диагностики отражены в табл. 1.

Анализ данного этапа диагностики показывает, что 89% учителей третьей группы, 7% -второй группы, 12% - первой группы имеют высокую способность к самоуправлению в педагогической деятельности. Как видно, у третьей группы с высокой профессиональной

Таблица 1

Зависимость профессиональной успешности от профессионально-личностных качеств учителя

Показатели профессиональной успешности личности учителей в кол-ве (Ы = 362), разделенных по квалификационным категориям на группы: 1-я гр. (молодые без категории с низкой успешностью), 2-я гр. (второй категории со средней успешностью) 3-я гр. (первой и высшей категории с высокой успешностью)

Профессионально-личностные качества Уровень сформиро- 1-я гр. 2-я гр. 3-я гр.

ванности качества п = 76 п = 197 п = 89

1. Способность к самоуправлению в педагогической дея- Высокий 9 14 79

тельности (способность к самоанализу, рефлексии, самоор- Средний 41 95 10

ганизации, самооценке) Низкий 26 88 0

2. Профессиональная и эмоциональная устойчивость. Высокий 36 153 57

Умение поддерживать оптимистическое и веселое настрое- Средний 12 26 28

ние, использовать общительность и коммуникабельность в решении профессиональных задач, перестраивать систему деятельности, развивать в себе педагогическую наблюдательность, ориентироваться в новых методах и приемах обучения, в новых подходах к использованию традиционных методов обучения Низкий 28 18 4

3. Адекватная оценка творческого потенциала личности Высокий 17 94 87

учителя. Умение довести начатое дело до логического кон- Средний 23 99 2

ца, воплощать профессиональные идеи и проекты, находить принципиально новые подходы в решении старых проблем, брать на себя главную ответственность за решение наиболее сложных дел в коллективе Низкий 35 4 0

4. Готовность к саморазвитию, самосовершенствованию. Высокий 21 49 58 20

Использование в своей профессиональной деятельности Средний 20 90 45

имеющихся достижений науки и техники. Ознакомление с имеющимися достижениями науки и техники. Ориентирование в современных педагогических концепциях Низкий 35 24

5. Коммуникативные способности (способность к сотрудни- Высокий 16 72 66

честву и взаимопомощи, организации самообразовательной Средний 49 44 18

деятельности, отстаивании своей точки зрения, избегании конфликтов в процессе совместной деятельности) Низкий 11 81 5

успешностью более развиты способности к самоанализу, рефлексии, самоорганизации, самооценке. Этот результат соответствует норме.

По качеству «профессиональная и эмоциональная устойчивость» высокий уровень имеют 47% учителей первой группы, 78% - второй группы, 64% - третьей группы. У третьей группы с высокой профессиональной успешностью показатели по этому качеству ниже. Такой результат мы объясняем тем, что учителя данной группы - это учителя более зрелого возраста, которые испытывают дефицит энергии, физическое истощение, различные виды профессиональной деформации, что способствует эмоциональному истощению и профессиональному выгоранию. Они удовлетворены достигнутыми результатами в профессиональ-

ной деятельности, положением в коллективе, сохраняют их, но не стремятся к улучшению и обновлению своей деятельности.

По качеству «адекватная оценка творческого потенциала личности учителя» 98% учителей третьей группы, 48% - второй группы, 22% - первой группы имеют высокий уровень. Здесь видно, что показатель выше у третьей группы Этот результат говорит о том, что данное качество развивается по нарастающей с повышением профессионализма и становлением успешности учителя.

По качеству «готовность к саморазвитию, самосовершенствованию» 22% учителей третьей группы, 25% - второй группы, 28% - первой группы имеют высокий уровень. Этот результат говорит о том, что данное качество слабо развито у всех групп учителей.

Причиной этого явления может быть слабая установка на самоизменение, недостаточность условий для удовлетворения потребностей в личном развитии, необходимость во внешнем одобрении своей деятельности.

По качеству «коммуникативные способности» 74% учителей третьей группы, 37% - второй группы, 21% - первой группы имеют высокие показатели. Данное качество слабо развито у учителей первой группы с низкой успешностью. Это можно объяснить недостатком практики, неумением открыто выражать свои позиции (неубедительно и внешне противоречиво выражают свои мысли; сравнивая себя с более успешными коллегами).

Т аким образом, у учителей третьей группы с высокой результативностью труда и профессиональной успешностью более выражены такие качества, как способность к самоуправлению в педагогической деятельности, адекватная оценка творческого потенциала, знание своих достоинств и недостатков, коммуникативные способности, но показатели по профессиональной и эмоциональной устойчивости, по саморазвитию, самосовершенствованию ниже, чем у первых двух групп; очевидно, имеет место остановившееся саморазвитие, спад интереса учителя к себе, неудовлетворенность собой и профессией. У учителей второй группы со средней продуктивностью

деятельности более выражены такие качества, как профессиональная и эмоциональная устойчивость, адекватная оценка творческого потенциала личности учителя. Наибольший интерес представляют результаты молодых учителей, которые показали более низкие способности по самоуправлению в педагогической деятельности (саморефлексии, самовосприятию, самораскрытию, самоорганизации, самоанализу), по адекватной оценке творческого потенциала (умению довести начатое дело до конца, проявлять требовательность, брать на себя ответственность, воплощать профессиональные идеи и проекты), по знанию своих достоинств и недостатков. Интерес в том, что можно в рамках школы молодого учителя развивать данные качества, через разумную работу с ними по формированию позитивного отношения к самому себе как фактора успешности их личности.

Таким образом, анализ практического исследования показал, что необходимо провести разумную работу в рамках общеобразовательных учреждений с учителями по становлению их успешности с начала трудовой деятельности. Только учитель, испытывающий личностную и профессиональную успешность, может развивающе воздействовать на учащихся, стимулировать у них стремление к успехам в учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аминов Б. Г. Задатки, способности и одаренность учителя // Мир психологии. 1997. № 2.

2. Диагностика успешности учителя: сб. методических материалов для директоров и заместителей учебных заведений. М.: Педагогический поиск, 2004 160 с.

3. Дружилов С. А. Обучение и стадии профессиональной компетентности // Непрерывное образование как условие развития творческой личности: сб. по мат-лам фестиваля педагогического творчества. Новокузнецк: ИПК, 2001. 174 с.

4. Ерофеева Е. В. Факторы профессионально-педагогической успешности: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2001.

5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996.

6. Митина Л. М. Формирование профессионального самосознания личности учителя // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 58-63.

7. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания и обучения. Опыт популярной монографии. М.: Новая школа, 2003. 304 с.

REFERENCES

1. Aminov B. G. Zadatki, sposobnosti i odarennost’ uchitelya // Mir psikhologii. 1997. N 2.

2. Diagnostika uspeshnosti uchitelya: sb. metodicheskikh materialov dlya direktorov i zamestiteley uchebnykh zavedeniy. M.: Pedagogicheskiy poisk, 2004 160 s.

3. Druzhilov S. A. Obucheniye i stadii professional’noy kompetentnosti // Nepreryvnoye obrazovaniye kak usloviye razvitiya tvorcheskoy lichnosti: sb. po mat-lam festivalya pedagogicheskogo tvorchestva. Novokuznetsk: IPK, 2001. 174 s.

4. Yerofeyeva E. V. Faktory professional’no-pedagogicheskoy uspeshnosti: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Saratov, 2001.

5. Markova A. K. Psikhologiya professionalizma. M.: Mezhdunar. gumanit. fond «Znaniye», 1996.

6. MitinaL. M. Formirovaniye professional’nogo samosoznaniya lichnosti uchitelya // Voprosy psikhologii. 1990. N 3 . S. 58-63.

7. Polyakov S. D. Psikhopedagogika vospitaniya i obucheniya. Opyt populyarnoy monografii. M.: Novaya shkola, 2003. 304 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.