Научная статья на тему 'Успешность социально-профессиональной адаптации будущего специалиста'

Успешность социально-профессиональной адаптации будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
293
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Якимова Елена Анатольевна

С возникновением в стране особой социально-экономической ситуации, переходом к условиям рынка труда и рынка образовательных услуг экономическое образование приобретает особую актуальность. Появляется необходимость в формировании у студентов новой экономической позиции и, соответственно, нового стиля мышления, востребованного современностью. В статье проводится анализ феномена социально-профессиональной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Якимова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The success of social-professional adaptation of a future expert

Economic growth has a special urgency with occurrence in the country of a special social and economic situation, transition to conditions of a labour market and the market of educational services. There is a necessity for formation at students of a new economic position and, accordingly, new style of the thinking demanded by modern time. In article the analysis of a phenomenon of social adaptation-professional is spent.

Текст научной работы на тему «Успешность социально-профессиональной адаптации будущего специалиста»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

УДК 159.9: 316.6

Е. А. ЯКИМОВА

ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Екатеринбург

УСПЕШНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕСС ИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

С возникновением в стране особой социально-экономической ситуации, переходом к условиям рынка труда и рынка образовательных услуг экономическое образование приобретает особую актуальность. Появляется необходимость в формировании у студентов новой экономической позиции и, соответственно, нового стиля мышления, востребованного современностью. В статье проводится анализ феномена социально -профессиональной адаптации.

С возникновением в стране особой социально-экономической ситуации, переходом к условиям рынка труда и рынка образовательных услуг экономическое образование приобретает особую актуальность. Сегодня в стране около 90% предприятий сменили форму собственности, стали негосударственными. На них трудится три четверти занятого населения. Столь радикальное изменение базиса общества ведет к перестройке мировоззренческих установок, принципов организации экономики и ее инфраструктуры. Это в полной мере относится и к новым проблемам, возникающим между работодателями и образовательными учреждениями в условиях формирующегося рынка труда и рынка образовательных услуг [2, 3]. Появляется необходимость в формировании у студентов новой экономической позиции и, соответственно, нового стиля мышления, востребованного современным временем.

Ориентация молодежи на активный подход к трудовой деятельности в системе рыночных отношений — задача наиболее трудная, поскольку большинству населения, в том числе и некоторой части молодежи, до сих пор присущи уравнительно-коллективистские, антирыночные социально-психологические установки, которые формировались долгие годы, хотя жизнь убеждает, что в условиях рынка найдут себя люди предприимчивые, деловые, трудолюбивые, профессионально компетентные, умеющие быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, способные к риску, самостоятельному выбору сфер деятельности, принятию ответственных решений и саморегуляции поведения.

Анализ сложившейся на сегодняшний день практики экономического образования свидетельствует о том, что обеспечение различных социальных групп необходимыми экономическими знаниями не решает проблемы их профессиональной готовности и адаптации к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям российской действительности, поэтому в дальнейшем многие не могут противостоять негативным явлениям рыночной среды. Таким образом, существуют объективные основания для формирования у будущего специалиста ценностно-смысловой установки, обеспечивающей развитие его готовности к социально-профессиональ ной адаптации, возможности изменять и приводить в соответствие с потребностями общества уровень своих социально-образовательных и профессиональных

качеств, обеспечивающих его активную жизненную позицию, развитие и самореализацию накопленных в процессе образования знаний и умений, опыта и норм поведения для достижения социально значимых целей современного общества.

Анализ состояния исследуемого вопроса в педагогической теории и практике обучения показал, что недостаточно разработаны психолого-педагогические условия формирования готовности студентов экономического вуза к их социально-профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.

Известно, что обучение в вузе у молодого человека совпадает со стадией его развития, связанной с активным формированием его социальной зрелости, интенсивным нравственным становлением, моделированием профессионального жизненного пути, рефлексивным отношением к собственной жизнедеятельности. В процессе обучения студент выступает не только объектом целенаправленного воздействия окружающей среды, но и активным субъектом формирования себя и окружающей среды.

Рыночная экономика, в условиях которой живут и формируются, а впоследствии и будут работать нынешние студенты, выдвигает жесткое требование к специалисту как субъекту, владеющему не только профессиональными знаниями, умениями и навыками, но и обладающему сформированными ценностными ориентациями, обеспечивающими его успешность в профессиональной деятельности.

Ситуация, сложившаяся в нашей стране, предопределила актуальность задач, встающих перед социальными институтами общества, которые призваны формировать у молодежи ценностно-смысловые ориентации, приобщать ее к общечеловеческим нормам культуры и отношений, общения и деятельности. Система экономического образования не является исключением и не удовлетворяет в полной мере требованиям общества к социально-профессиональной адаптации будущего специалиста, сохранению и развитию его нравственности и профессионализма.

В связи с этим необходимо провести анализ феномена социально-профессиональной адаптации.

В соответствии с положениями трудов гуманистического направления (А. Маслоу), в качестве цели социально-профессиональной адаптации следует рассматривать достижение соответствия ценностей личности ценностям социума. При этом предполагается

развитие у адаптирующегося человека необходимых личностных качеств. Кроме того, в рамках направления исследований социально-профессиональной адаптации, связанного с гуманистической педагогикой, процесс адаптации рассматривается как процесс оптимального взаимодействия личности и среды. Основным критерием адаптированности в этом случае выступает степень интеграции личности и среды.

В подходе к проблеме социально-профессиональ ной адаптации с позиций когнитивного диссонанса (рассогласование между содержательным компонентом установки и образом реальной ситуации) можно выделить два уровня социально-профессиональной адаптации: адаптация и дезадаптация. Адаптация связывается с отсутствием переживания угрозы, дезадаптация — с выраженным эмоциональным переживанием.

В современных психолого-педагогических исследованиях, посвященных вопросам адаптации личности, большое внимание уделяется уточнению положений, связанных с соотношением понятий «адаптация» и «развитие личности». Многие исследователи адаптации подчеркивают данную взаимосвязь с развитием потребностей человека (П.С. Кузнецов), различными аспектами индивидуальности (Т.А. Куха-рева, С.В. Овдей, Л.А. Ясюкова).

Таким образом, адаптационный процесс представляет собой сложную полифункциональную структуру отношений и деятельности человека, в которой можно выделить следующие аспекты:

— целенаправленный конформизм, когда приспосабливающийся человек знает, как он должен действовать и вести себя, но, внешне соглашаясь с требованиями социальной среды, продолжает придерживаться своей системы ценностей;

— взаимная толерантность, при которой взаимодействующие субъекты проявляют взаимную снисходительность к ценностям и формам поведения друг друга;

— аккомодация как наиболее распространенная форма социальной адаптации, возникающая на основе толерантности и проявляющаяся во взаимных уступках, что означает признание человеком ценностей социальной среды и признание средой индивидуальных особенностей человека;

— ассимиляция, или полное приспособление, когда человек полностью отказывается от своих прежних ценностей и принимает систему ценностей новой среды.

Исходя из анализа различных подходов, в нашем исследовании под адаптацией понимается процесс, характеризующий в конечном итоге принятие или непринятие развивающейся личностью внешних и внутренних условий осуществления деятельности, а также активность личности по изменению этих условий в желаемом направлении.

В деятельности совершается формирование личности, складывается ее индивидуальность, вырабатывается система отношений к миру, обществу, к себе. Среди многообразных видов социальной деятельности личности особое место занимают учебная и профессиональная, отражающие основную форму активности субъекта. Для подавляющего большинства людей именно эти виды деятельности предоставляют возможность удовлетворять всю гамму своих потребностей, раскрывать свои способности, утверждать себя как личность, достигать определенного социального статуса и т. п. В связи с этим сущность понятия «социально-профессиональная адаптация» нами рассматривается как непрерывный, самостоятельный, внутренне мотивированный процесс, направленный на профессиональное становление личности в условиях конкретного социума, способность специалиста изменять и приводить в соответствие установкам и потребностям общества уровень своих социальных и профессиональных качеств, обеспечивающих его активную жизненную позицию, развитие и реализацию накопленных в процессе профессионального образования знаний, умений, навыков, опыта и норм поведения для достижения социально значимых целей в процессе взаимодействия с обществом.

Результаты анализа различных подходов к исследованию феномена социально-профессиональной адаптации позволили выявить, что основным механизмом и одновременно характеристикой успешности социально-профессиональной адаптации будущего специалиста является его способность к самостоятельному построению перспектив своей профессиональной деятельности и их реализации, выбору основных направлений адаптации, принятию ответственности за свое профессиональное будущее, которое выражается в интегральном феномене готовности к социально-профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Климов Е.А. Пути профессионализма (Психологический взгляд): Учеб. пособие. — М.: Изд-во «Московский психолого-социальный институт», 2003. — 321 с.

2. Смирнов И.П. Человек — образование — профессия

— личность. — М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. — 288 с.

3. Смирнов И.П., Поляков В.А., Ткаченко Е.В. Новые принципы организации начального профессионального образования.

— М.: ООО «Аспект», 2004. — 31 с.

ЯКИМОВА Елена Анатольевна, ассистент кафедры педагогики Института психологии, аспирантка.

Дата поступления статьи в редакцию: 16.01.2007 г.

© Якимова ЕА.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИчЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 3 (55), МАЙ-ИЮНЬ 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.