Научная статья на тему 'Успешность обучения и личностные свойства студентов'

Успешность обучения и личностные свойства студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
164
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Успешность обучения и личностные свойства студентов»

Электронный научно-образовательный вестник "Здоровье и образование в XXI веке" №5, 2006 г. (Т. 8)

УСПЕШНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ И ЛИЧНОСТНЫЕ СВОЙСТВА СТУДЕНТОВ Дегтярев В.П.

Московский государственный медико-стоматологический университет, кафедра нормальной физиологии

Индивидуальные особенности психофизиологической адаптации студентов к условиям обучения в высшем учебном заведении существенно отражаются на показателях успешности обучения и зависят от типологических и личностных характеристик учащихся. Целью настоящей работы было выявление этих характеристик у студентов с различными стратегиями обучения, существенно влияющих на успешность учебной деятельности.

Результаты работы 370 студентов обоего пола с тестами Спилберга, Айзенка, Кеттела, мотивации достижения и САН были дифференцированы на группы по критериям половой принадлежности, каждую из которых делили на подгруппы по выраженности мотиваций достижения успеха и избегания неудач, экстраверсии

- интроверсии и нейротизма. Критерием успешности обучения являлась средняя экзаменационная оценка за три прошедших сессии. В психологических профилях личности, построенных по результатам теста Кеттела, выявлены существенные различия в выраженности факторов консерватизм - радикализм ^1), эмоциональная нестабильность

- эмоциональная стабильность (С), спокойствие - тревожность (О), робость - смелость (Н). Их взаимосвязь с показателями экстраверсии-интроверсии и успешности учебной деятельности изучали статистическим приемом аппроксимации взвешенных данных к условной плоскости методом наименьших квадратов. Фактор Q1 относится к группе показателей, характеризующих интеллектуальные качества человека. В исследованных группах студентов независимо от качества мотивационного компонента и половой принадлежности лучших показателей учебной деятельности достигали лица с низкими значениями показателей по шкале экстраверсии -интроверсии и высокими значениями Q1. Сочетание последних с высокими значениями экстраверсии приводили к хорошим результатам обучения только женщин с доминированием мотивации достижения успеха. Среди студенток с доминированием этой мотивации, также как и у мужчин с доминированием мотивации избегания неудач, хорошие результаты учебы регистрировали и у экстравертов с консервативными тенденциями в личностных свойствах. Факторы Н (робость - смелость) и О (спокойствие - тревожность) входят в группу характеристик коммуникативных свойств личности. Анализ результатов показал, что хороших показателей учебы добивались студенты с низкими значениями по шкале экстраверсия - интроверсия и высокой выраженностью таких свойств, как смелость, предприимчивость (фактор Н) и уверенность в себе, хладнокровие, спокойствие (фактор О). Вместе с тем, часть студентов с такими свойствами, как робость, осторожность (фактор Н) и низким уровнем беспокойства и неуверенности (фактор О) в сочетании с высокими показателями по шкале экстраверсии - интроверсии также имели хорошие показатели в учебе. Их показатели мало зависели от характера доминирующей мотивации и половой принадлежности. Фактор «С» (эмоциональная нестабильность -эмоциональная стабильность) входит в группу факторов, характеризующих эмоционально - волевые качества личности. Оказалось, что наилучшие результаты учебной деятельности демонстрировали студенты выдержанные, эмоционально устойчивые (фактор С) с низкими значениями по шкале экстраверсия - интроверсия независимо от характера доминирующей мотивации и половой принадлежности. Сочетание высоких показателей экстраверсии с эмоциональной неустойчивостью, импульсивностью имело место у части хорошо успевающих студентов на фоне доминирования мотивации избегания неудач в женской и мотивации достижения успеха в мужской группах.

Таким образом, наиболее часто успешную учебную деятельность студентов регистрировали при сочетании интроверсии и высоких значений указанных факторов по тесту Кеттела независимо от качества доминирующей мотивации и половой принадлежности значительно реже - у интровертов и экстравертов с низкими значениями факторов.

Материалы VII Международного конгресса «Здоровье и образование в XXI веке»

Стр. [227]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.