Научная статья на тему 'Услуги сферы информационных технологий: опыт стран Азии и перспективы для России'

Услуги сферы информационных технологий: опыт стран Азии и перспективы для России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
370
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Азия / Россия / информационно-коммуникационные технологии / ИТ-услуги / аутсорсинг бизнеспроцессов (БПО) / международное разделение труда / экспорт. / Asia / Russia / information and communication technologies / IT services / business processes outsourcing (BPO) / international division of labor / exports.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Услуги сферы информационных технологий: опыт стран Азии и перспективы для России»

Цветкова Н.Н.1

УСЛУГИ СФЕРЫ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ОПЫТ СТРАН АЗИИ

И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ РОССИИ

Ключевые слова: Азия, Россия, информационно-коммуникационные технологии, ИТ-услуги, аутсорсинг бизнес-процессов (БПО), международное разделение труда, экспорт.

Keywords: Asia, Russia, information and communication technologies, IT services, business processes outsourcing (BPO), international division of labor, exports.

В связи с развитием информационно-коммуникационной революции происходят существенные изменения в международном разделении труда. Информационно-коммуникационная революция способствовала тому, что произошла так называемая революция «торгуемости услуг» (tradability of services révolution). Услуги, которые ранее по большей части являлись неторгуемыми, т.е. не могли участвовать в международном обмене, стали предметом экспорта, более того число таких услуг расширяется, включая в себя операции, которые ранее составляли часть обслуживания производственного процесса на предприятиях. Получили развитие международный аутсорсинг информационных и компьютерных услуг и аутсорсинг бизнес-процессов2.

Объектом международного аутсорсинга и офшоринга услуг, связанных с ИТ, стали прежде всего компьютерные услуги, в число которых входят, согласно Стандартной классификации продуктов, Standard Product Classification, CPC ВТО, консультационные услуги, связанные с установкой компьютерного оборудования, помощь клиентам в обеспечении функционирования компьютерных систем и сетей; услуги, связанные с программным обеспечением (ПО), - разработка ПО, приложений к ПО; консалтинговые услуги, связанные с ПО, работа с базами данных, системный анализ, управление проектом, техническая координация и определение системной архитектуры; услуги по системному дизайну; тестирование ПО, подготовка технической документации по ПО, разработка приложений по удалению вирусов; услуги по системной поддержке, перезапись кода, обновление с учетом изменений на сегодняшний день документации и руководств по использованию ПО, перекодирование, услуги по обработке информации, составление таблиц, вычисления на компьютере и т.д.3

Предметом аутсорсинга бизнес-процессов (business process outsourcing) стали операции по обслуживанию производственной, коммерческой деятельности: ведение бухучета, составление финансовой отчетности, оформление коммерческой и юридической документации, документов для налоговых органов, документации по учету движения кадров. Дистанционно могут предоставляться услуги секретаря, в том числе и перепечатка записей со звуковых носителей; услуги редактора - например, подготовка материалов к изданию, переводчика4. Томас Фридмен в книге «Плоский мир», где он подробно описывает сферу ИТ-услуг, пишет, что можно отдать на аутсорсинг в Индию подготовку аналитического материала, доклада, презентации5.

В сферу деятельности колл-центров (или контакт-центров) входят следующие услуги: справочная служба, техническая поддержка, консультирование, послепродажное обслуживание, прием претензий, проведение опросов клиентов, маркетинговые исследования, рекламная служба. В число услуг БПО входят и медицинские услуги. Медицинские учреждения из США направляют в Индию или на Филиппины по электронной почте рентгеновские снимки, графики электрокардиограмм, результаты компьютерной томографии, а там расшифровывают их, пишут к ним комментарии, что составляет наиболее трудоемкую часть работы, а затем по электронной почте передают их в США. Другой вид медицинских услуг - это записи в электронную медицинскую карту на основании записанных на магнитофон бесед врача с пациентами. Для фармацевтических компаний оформляется документация по результатам клинических испытаний препаратов, ведется статистический учет.

Значительная часть услуг по БПО связана с достаточно рутинной работой - вводом и обработкой информации, что, однако, требует достаточно высокой квалификации в соответствующей области - коммерции, юриспруденции,

1 Цветкова Нина Николаевна - к.э.н., в.н.с. Центра исследований общих проблем современного Востока Института востоковедения РАН. Научные интересы: ТНК в странах Востока, информационно-коммуникационные технологии, региональная интеграция, МЭО. E-mail: vladtsvetkov@mail.ru

2 В докладе ЮНКТАД об информационной экономике за 2006 г. аутсорсинг определяется как передача по контракту вспомогательных операций третьим сторонам, специализирующимся на данных операциях (в стране - внутренний аутсорсинг, за рубежом - международный аутсорсинг). Офшоринг, размещение за рубежом определенных операций, может быть внутренним, осуществляться в филиале компании, и внешним, когда операции за рубежом поручаются третьей стороне, внешний офшоринг совпадает с международным аутсорсингом. (Information Economy Report 2006. UNCTAD. - N.Y.; Geneva, 2006. - P. 129).

3 Information Economy Report 2006, UNCTAD. - N.Y.; Geneva, 2006. - P. 114.

4 См. подробнее: Цветкова Н.Н. ТНК в странах Востока: 2000-2010 гг. - М.: ИВ РАН, 2011. - С. 202-236.

5 Фридман Т. Плоский мир: Краткая история ХХ1 века. - М., 2007. - http://www.klex.ru/ccd

медицине, свободного владения языком, и уверенного владения принятой в данной сфере терминологией (в юридических документах в одной системе используются одни подходы и термины, в другой системе - другие). Дистанционно оказываются и услуги высокого уровня сложности, требующие чрезвычайно высокой профессиональной подготовки, и даже производятся работы, которые носят творческий характер - разработка архитектурных проектов, нового программного обеспечения, НИОКР, дизайн технических систем, аналитика или создание рекламных клипов, видеороликов, анимация.

Таблица 1

Экспорт компьютерных и информационных услуг, 2000-2013 гг.

Страны /Регионы 2000 г. 2006 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

млрд. долл. млрд. долл. млрд. долл. млрд. долл. млрд. долл. млрд. долл.

Все страны 45,7 128,5 218,0 249,5 261,4 286,8

Развитые страны 39,7 95,5 150,6 173,4 178,2 197,8

Переходные страны 0,2 1,1 2,4 3,3 4,4 5,5

Развивающиеся страны 5,8 29,2 62,0 72,8 78,3 83,6

Развивающиеся страны Азии 5,3 27,1 55,8 66,9 71,9 76,6

Африка 0,12 0,43 0,99 1,19 1,27 1,3

Отдельные страны

Индия 4,1 21,4 39,0 45,5 47,2 49,5

Ирландия 5,5 23,0 36,9 43,7 45,8 51,4

Германия 3,8 10,0 17,1 19,5 20,3 22,3

США 6,9 10,1 14,1 16,8 17,3 18,2

Великобритания 4,3 12,4 13,5 14,1 14,9 16,4

КНР 0,36 3,0 9,3 11,2 14,5 15,4

Израиль 4,2 5,3 7,8 3,8 11,3

Швеция 1,2 3,6 7,2 8,7 8,1 8,9

Финляндия 0,2 1,5 6,5 6,7 5,9 5,8

Испания 2,0 4,0 6,4 7,0 6,5 7,3

Нидерланды 1,2 4,9 6,3 6,5 6,5 7,5

Канада 2,4 4,3 6,7 8,0 7,8 6,9

Бельгия 1,8 2,9 4,0 4,9 5,3 6,4

Италия 0,4 0,9 2,0 2,3 2,5 2,9

Сингапур 0,25 0,6 1,8

Дания - 1,7 2,1 2,0 2,2 2,5

Франция 0,8 2,0 4,1 7,0 6,2 7,6

Польша 0,06 0,4 1,5 2,1 2,4 3,0

Филиппины 0,08 0,1 1,9 2,4 2,5 2,8

Малайзия 0,08 0,6 1,45 1,8 2,0 2,0

Россия 0,06 0,6 1,36 1,8 2,1 2,6

Венгрия 0,1 0,5 1,2 1,3 1,3 1,4

Чехия 0,1 1,0 1,3 1,8 2,0 2,1

Коста-Рика 0,06 0,4 1,2 1,5 1,8 2,0

Япония 1,6 1,0 1,05 1,2 1,4 1,8

Румыния 0,04 0,5 1,0 1,0 1,5 2,0

Гонконг (КНР) 0,06 0,36 0,89 0,95 1,0

Украина 0,01 0,1 0,43 0,7 1,0 1,4

Австрия 0,3 1,5 2,0 2,6 3,2 4,8

Австралия 0,5 1,1 1,4 1,6 1,5 1,7

Болгария 0,005 0,06 0,39 0,5 0,6 0,7

Республика Корея 0,01 0,25 0,23 0,43 0,46 0,93

Марокко 0,30 0,38 0,4

ЮАР 0,5 0,2 0,29 0,32 0,3 0,26

Шри-Ланка 0,07 0,1 0,27 0,36 0,56 0,6

Тайвань 0,12 0,19 0,22 0,4 0,5 0,89

Пакистан 0,022 0,09 0,19 0,24 0,3 0,3

Египет 0,02 0,05 0,15 0,16 0,2

Аргентина 0,15 0,4 1,3 1,8 1,7 1,6

Индонезия - 0,12 0,11 0,2 0,2 0,2

Таиланд - 0,01 0,02 0,05 0,02 0,04

Маврикий 0,003 0,02 0,03 0,06 0,06 0,1

Люксембург 2,3 1,1 1,2 1,5 1,5

Бразилия 0,03 0,1 0,21 0,24 0,6 0,4

Тунис 0,02 0,02 0,04 0,04 0,041

Уганда 0 0,02 0,04 0,05 0,06 0,08

Сенегал 0 0,003 0,006 0,020 0,026

Составлено по: (BPM5): Exports and imports by service-category, value, shares and growth, annual, 1980-2013. -http://unctadstat.unctad.org/wds/TableViewer/tableView.aspx?ReportId=17629

В последние годы в связи с повышением уровня услуг по БПО стал использоваться термин BPM (business process management, управление бизнес-процессами), что предполагает повышение технологического уровня оказываемых услуг, более высокую квалификацию персонала. «БПМ (Business process management, BPM) сосредоточивает внимание на постоянном улучшении процессов... В качестве стратегии менеджмента БПМ отдает приоритет бизнес-процессам как активам организации, чье значение должно признаваться в целях повышения добавленной стоимости»1. Используется также термин KPO (knowledge process outsourcing), аутсорсинг ключевой информации, связанной с бизнес-деятельностью, который включает сбор информации, аналитику, в том числе по проблемам прав интеллектуальной собственности, исследование рынка, юридические и медицинские услуги, консалтинговые услуги, НИОКР, в частности в таких отраслях, как фармацевтическая промышленность, биотехнологии, дизайн и анимацию. Высокотехнологичные услуги требуют более высокой квалификации персонала, предполагают более высокое положение в цепочках создания стоимости. Мировой рынок КРО в 2015 г. оценивался в 15 млрд. долл., из которых 12 млрд. долл. приходилось на аутсорсинг в Индию. К высокотехнологичным относятся и инжиниринговые услуги, например CAD (проектирование с помощью компьютерных технологий), услуги по созданию и обслуживанию Интернет-сайтов. LPO (legal process outsourcing), юридические услуги, включают составление исков и заявлений, патентные услуги2.

Все большую роль в мировом экспорте услуг сферы информационных технологий (ИТ-услуг) играют страны Востока. В 2000 г. ведущими экспортерами компьютерных и информационных услуг были развитые страны: США (15,1% экспорта), Ирландия (12,0%), Великобритания (9,4%), Израиль (9,2%). Уже тогда Индия занимала пятое место с вполне весомой долей мирового экспорта (9,0%). В первую десятку входили также Германия (8,3%), Канада (5,3%), Испания, Бельгия, Япония (3,5%). Доля стран Азии в мировом экспорте была незначительной составляла 11,6%, в том числе КНР - 0,8%, Сингапур - 0,5%, Филиппины и Малайзия - по 0,2% (подсч. по табл. 1).

В 2013 г. на развивающиеся страны приходилось 29,1% мирового экспорта компьютерных и информационных услуг, на развивающиеся страны Азии - 26,7%, Африки - 0,5%. В 2000 г. доля всех развивающихся стран составляла только 12,7%. Первое место по экспорту компьютерных информационных услуг в 2013 г. занимала Ирландия (17,9%), второе - Индия (17,3%), третье - Германия, четвертое - США, пятое - Великобритания, шестое - Китай (5,4%) (подсч. по табл. 1). Достаточно крупными экспортерами компьютерных услуг стали Филиппины и Малайзия.

Согласно данным ВТО, в 2014 г. экспорт компьютерных услуг из Индии достиг 53,3 млрд. долл., из Филиппин -3,1 млрд. долл. (см. табл. 2). Значительные масштабы приобрел и экспорт услуг БПО (БПМ), в Индии в 2013/14 г. он оценивался в 20 млрд. долл.3.

Таблица 2

Ведущие экспортеры компьютерных услуг, 2013-2014 гг. (по данным ВТО) (млрд. долл.)

2013 г. 2014 г. Доля среди 10 стран, 2013 г.

млрд. долл. млрд. долл. %

ЕС (28) 179,3 67,9

В т. ч за пределы ЕС 78,0 29,6

Индия Т 50,6 53,3 19,1

США 12,3 13,7 4,7

Канада 6,4 5,9 2,4

Израиль 5,5 2.1

Филиппины 2,8 3,1 1,1

Россия 2,5 2,6 1,0

Аргентина 1,7 1,2 0,6

Норвегия 1,5 1,5 0,6

Австралия 1,3 1,3 0,5

10 экспортеров 263,9 100

Составлено по: WTO. International Trade Statistics 2015. Geneva, 2015. https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2015_e/ its15_trade_category_e.pdf. Table III-24. - P. 142.

Одни страны специализируются на экспорте ИТ-услуг и БПО: это Индия (см. табл. 3), Филиппины, Шри-Ланка. Другие страны - Китай - развивают эту отрасль преимущественно для обслуживания внутреннего рынка. Развитая отрасль ИТ-услуг, ориентированная на внутренний рынок, существует и в Республике Корее4.

Таблица 3

Экспорт и производство ИТ-услуг и БПО для внутреннего рынка в Индии (млрд. долл.)

2006/2007 гг 2008/2009 гг. 2012/2013 гг. 2013/2014 гг.

Оборот ИТ-отрасли, в т. ч. 40 68 109 118

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экспорт 32 47 76 86

Производство для внутреннего рынка 8 21 32 32

Составлено по: Information Economy Report 200 -2008, UNCTAD. N.Y.; Geneva, 2008. - P. 123-127; Nasscom. The IT-BPM Sector in India. Strategic Review 2014. February 2014. - http/Nasscom/indian-itbpo-industry

1 https://www.techopedia.com/definition/13760/business-process-management-bpm

2 The Economic Times.17.08.2015.

3 Nasscom. The IT-BPM Sector in India // Strategic Review. 2014. - February. - http/Nasscom/indian-itbpo-industry

4 См. подробнее: Information Economy Report 2012 / UNCTAD. - N.Y.; Geneva, 2012.

Индия стала признанным мировым лидером на рынке ИТ-услуг. Но круг стран Азии и Африки, экспортирующих ИТ-услуги, расширяется. Эксперты американской компании A.T. Kearney полагают, что с 2000-х гг. аутсорсинг ИТ-услуг и БПМ стал распространяться вширь, охватывая все больший круг стран. Международная консалтинговая компания AT Kearney, с интервалом в два-три года публикует аналитические доклады о состоянии сферы ИТ-услуг. Для расчета Индекса размещения офшорных услуг сферы ИТ AT Kearney (offshore services location index) используются три группы показателей: первая группа - финансовая привлекательность (уровень зарплат и налогов), вторая - наличие кадров и уровень их квалификации, третья - бизнес-среда.

Таблица 4

Глобальный индекс размещения аутсорсинга услуг ИТ и БПО A.T. Kearney, 2007 г.

Страна Место, 2007 г. Финансовые показатели Наличие и квалификация раб. силы Бизнес-среда Всего

Индия 1 3,22 2,34 1,44 7,00

КНР 2 2,93 2,25 1,38 6,56

Малайзия 3 2,84 1,26 2,02 6,12

Таиланд 4 3,19 1,21 1,62 6,02

Бразилия 5 2,64 1,78 1,47 5,89

Индонезия 6 3,29 1,47 1,06 5,82

Чили 7 2,65 1,18 1,93 5,76

Филиппины 8 3,26 1,23 1,26 5,75

Болгария 9 3,16 1,04 1,56 5,75

Мексика 10 2,63 1,49 1,61 5,73

Сингапур 11 1,65 1,51 2,53 5,68

Словакия 12 2,79 1,04 1,79 5,62

Египет 13 3,22 1,14 1,25 5,61

Иордания 14 3,09 0,98 1,54 5,60

Эстония 15 2,44 0,96 2,20 5,60

Чехия 16 2,43 1,10 2,05 5,57

Латвия 17 2,64 0,91 2,00 5,56

Польша 18 2,59 1,17 1,79 5,54

Вьетнам 19 3,33 0,99 1,22 5,54

ОАЭ 20 2,73 0,86 1,92 5,51

США, города 2-го эшелона 21 0,48 2,74 2,29 5,51

Уругвай 22 2,95 0,98 1,54 5,47

Аргентина 23 2,91 1,30 1,26 5,47

Венгрия 24 2,54 0,95 1,98 5,47

Маврикий 25 2,84 1,04 1,56 5,44

Тунис 26 3,03 0,90 1,50 5,43

Гана 27 3,27 0,90 1,25 5,42

Литва 28 2,60 0,83 1,98 5,42

Шри-Ланка 29 3,18 0,96 1,22 5,36

Пакистан 30 3,23 1,00 1,11 5,34

ЮАР 31 2,52 1,18 1,60 5,30

Ямайка 32 2,83 0,96 1,49 5,29

Румыния 33 2,88 0,87 1,53 5,28

Коста-Рика 34 3,00 0,86 1,36 5,22

Канада 35 0,77 2,09 2,30 5,16

Марокко 36 2,92 0,90 1,33 5,14

Россия 37 2,22 1,35 1,48 5,05

Израиль 40 3,26 0,80 0,98 5,04

Сенегал 41 2,76 1,23 1,04 5,03

Германия, города 2-го эшелона 42 2,16 1,06 1,70 4,91

Панама 43 2,30 1,28 1,32 4,90

Великобритания, города 2-го эшелона 44 1,68 1,27 1,74 4,89

Испания 45 2,45 1,07 1,32 4,84

Новая Зеландия 46 0,71 1,96 2,17 4,84

Австралия 47 2,08 1,18 1,53 4,79

Португалия 48 0,58 1,59 2,51 4,68

Украина 49 0,37 1,86 2,42 4,65

Франция 50 1,56 1,40 1,57 4,52

Ирландия 51 0,51 1,76 2,08 4,36

Источник: Offshoring for Long-Term Advantage. The 2007 A.T. Kearney Global Services Location Index. - P. 2. - https://www. atkearney.com

В 2007 г. Индии было присуждено в рейтинге первое место, далее следовали Китай (2-е место), Малайзия (3-е место), Таиланд (4-й), Индонезия (6-я), Филиппины (8-е), Сингапур (11-й), Египет (13-й), Чили, Иордания (14-я), Вьетнам (19-й), ОАЭ (20-е место) США (14-е место), Гана (15-я), Шри-Ланка, Тунис, Маврикий (25-й), Сенегал (26-й), Марокко (30-е), Чехия (32-я).

Таблица 5

Глобальный индекс размещения аутсорсинга услуг ИТ и БПО A.T. Kearney, 2014 г.

Страна Место, 2014 Изменение места с 2011 г. Финансовые показатели Наличие и квалификация рабочей силы бизнес среда Всего

Индия 1 0 3,14 2,71 1,19 7,04

КНР 2 0 2,26 2,54 1,36 6,15

Малайзия 3 0 2,72 1,43 1,84 5,98

Мексика 4 +2 2,67 1,61 1,61 5,90

Индонезия 5 0 3,15 1,56 1,16 5,87

Таиланд 6 1 3,01 1,42 1,44 5,87

Филиппины 7 +2 3,06 1,48 1,21 5,75

Бразилия 8 4 1,81 2,25 1,63 5,69

Болгария 9 8 2,99 0,97 1,66 5,62

Египет 10 -6 3,20 1,36 1,06 5,62

Польша 11 +13 2,28 1,39 1,87 5,54

Вьетнам 12 -4 3,30 1,14 1,10 5,54

Чили 13 -3 2,35 1,29 1,89 5,53

США 14 +4 0,49 2,88 2,15 5,53

Литва 15 -1 2,73 0,93 1,87 5,52

Шри-Ланка 16 +5 3,30 1,05 1,16 5,51

Германия 17 +9 0,94 2,13 2,39 5,46

Румыния 18 +7 2,74 1,15 1,56 5,45

ОАЭ 19 -4 2,21 1,13 2,05 5,39

Иордания 20 +2 3,11 0,91 1,36 5,39

Россия 21 -1 2,02 1,88 1,49 5,38

Эстония 22 -11 2,34 0,96 2,08 5,38

Латвия 23 -10 2,61 1,02 1,73 5,35

Коста-Рика 24 -5 2,69 1,07 1,58 5,35

Пакистан 25 +3 3,31 1,39 0,64 5,34

Бангладеш 26 3,43 1,17 0,74 5,34

Великобритания 27 -11 0,88 2,28 2,17 5,34

Тунис 28 -5 3,12 0,91 1,27 5,30

Гана 29 -2 3,35 0,80 1,15 5,30

Панама 30 +4 2,86 0,88 1,54 5,28

Венгрия 31 0 2,34 1,24 1,69 5,28

Испания 32 +10 1,09 2,09 2,10 5,28

Чехия 33 +2 2,05 1,27 1,94 5,25

Марокко 34 +3 2,97 0,98 1,29 5,25

Словакия 35 +5 2,39 1,03 1,77 5,19

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маврикий 36 0 2,56 0,97 1,61 5,14

Канада 37 +2 0,53 2,22 2,38 5,13

Аргентина 38 -8 2,27 1,48 1,31 5,06

Турция 39 +9 2,22 1,35 1,48 5,05

Сенегал 40 -11 3,26 0,80 0,98 5,04

Украина 41 -3 2,76 1,23 1,04 5,03

Уругвай 42 -1 2,16 1,06 1,70 4,91

Колумбия 43 0 2,30 1,28 1,32 4,90

Португалия 44 +6 1,68 1,27 1,74 4,89

Ямайка 45 -12 2,45 1,07 1,32 4,84

Франция 46 -2 0,71 1,96 2,17 4,84

ЮАР 47 -2 2,08 1,18 1,53 4,79

Сингапур 48 -16 0,58 1,59 2,51 4,68

Австралия 49 -3 0,37 1,86 2,42 4,65

Израиль 50 -3 1,56 1,40 1,57 4,52

Ирландия 51 -2 0,51 1,76 2,08 4,36

Источник: The 2014 A.T. Kearney Global Services Location Index. A Wealth of Choices from Anywhere on Earth to No Location at All //_files_location_index.pdf, p. 3

В 2014 г. среди первых десяти стран, число баллов у которых превышает 5,62, были шесть стран Азии - Индия, КНР, Малайзия, Индонезия, Таиланд, Филиппины, одна страна Северной Африки - Египет, а также Мексика, Бразилия и Болгария. Сравнительным преимуществом стран Азии является низкий уровень издержек, за финансовую привлекательность они получили от 2,26 баллов у КНР (2-е место в рейтинге) до 3,14 у Индии (1-е место в общем рейтинге) и 3,15 у Индонезии (5-е место). Впрочем, с точки зрения дешевизны рабочей силы, наиболее выгодно осуществлять ИТ-услуги и БПО во Вьетнаме (финансовая привлекательность - 3,30 балла, № 12 в общем рейтинге), Шри-Ланке (3,30, № 16), Бангладеш (3,43, № 26), Пакистане (3,31, № 25). Однако страны, занимающие первые места в рейтинге АТ Керни, а Индия, Китай и Малайзия занимали в рейтинге 1-е, 2-е и 3-е места и в 2007, и в 2011, и в 2014 г., -не только обладают сравнительным преимуществом в виде низких издержек. Индия и Китай получили высокие рей-

тинги и по второй группе показателей - наличию и уровню квалификации рабочей силы: 2,71 у Индии и 2,54 у Китая. По наличию и качеству рабочей силы Индонезия имела в 2014 г. 1,56 балла, Малайзия - 1,43, Филиппины - 1,48.

Таблица 6

Мировые центры ИТ-услуг, 2014 г.

Место в 2014 г. Изменения по сравнению с 2013 г. Город

Азия

1 0 Бенгалуру

2 +1 Манила

3 -1 Мумбаи

4 0 Дели

5 0 Ченнаи

6 0 Хайдарабад

7 0 Пуна

8 Себу

11 0 Шанхай

12 0 Пекин

14 +1 Далянь

15 -1 Шэньчжень

17 -1 Хошимин

18 +1 Куала-Лумпур

19 +1 Коломбо

22 +1 Ханой

23 -2 Чандигарх

25 +1 Колката

30 +1 Сингапур

31 -2 Коимбатор

33 +1 Чэнду

37 -2 Гуанчжоу

38 +1 Джайпур

45 +1 Тяньзинь

55 -1 Бхубанешвар

58 +3 Джакарта

62 +5 Сиань

63 +6 Ахмедабад

67 +6 Пинанг

68 -2 Триванантапурам

69 +1 Давао

74 0 Стамбул

75 +1 Тайбэй

82 +2 Санта Роза, Филиппины

83 +3 Сеул

85 -2 Бангкок

93 +1 Баколод-Сити, Филиппины

95 -2 Илоило, Филиппины

99 0 Багио, Филиппины

Африка

21 +1 Йоханнесбург

42 +3 Аккра

60 +8 Кейптаун

61 -4 Касабланка

76 -18 Каир

81 -4 Александрия

89 -1 Маврикий

97 0 Найроби

100 Новый Дурбан

Россия

34 -2 Санкт-Петербург

56 0 Москва

59 +3 Нижний Новгород

91 +1 Новосибирск

Некоторые города Европы

9 +1 Краков

10 -1 Дублин

16 +1 Прага

50 +5 Киев

52 -2 София

96 -7 Львов

Источник: 2014 Tholons Top 100 Outsourcing Destinations. Regional Overview. January 2014. - P. 4-13. - http://www.tholons. com/TholonsTop100/pdf/Tholons_Top_100_2014_Rankings_&_Report_0verview.pdf

Всего же в рейтинг из 51 страны вошло 13 стран Азии (вышеперечисленные и Вьетнам, Шри-Ланка, Иордания, ОАЭ, Пакистан, Бангладеш, Сингапур) и 7 стран Африки (помимо Египта, Тунис, Гана, Марокко, Маврикий, Сенегал, ЮАР). Кроме того в список были включены 9 стран Южной и Центральной Америки, 11 стран Восточной и Центральной Европы а также 10 развитых стран (иногда речь идет об их центрах второго эшелона). Ведущий мировой экспортер компьютерных услуг - Ирландия поставлена авторами рейтинга на последнее, 51-е место, из-за высокой заработной платы.

С середины 2000-х гг. аутсорсинг ИТ-услуг и БПО распространился вширь, услуги стало оказывать все большее число стран. Среди 100 городов - ведущих центров аутсорсинга, вошедших в рейтинг индийской консалтинговой компании ТЪо1ош в 2014 г., - 39 азиатских городов: (13 индийских, 8 китайских, 7 филиппинских, 2 вьетнамских, 2 малазийских города, а также Коломбо, Сингапур, Джакарта, Тайбэй, Бангкок, Сеул), 9 африканских городов (Йоханнесбург, Аккра, Кейптаун, Касабланка, Каир, Александрия, Маврикий (Порт-Луи), Найроби, Дурбан).

В списке ведущих 100 городов для аутсорсинга компании ТИо1ош на 2014 г. первым был Бенгалуру, второй -Манила, оттеснившая на третье место Мумбаи, в первую десятку вошли Дели (№ 4), Ченнаи (№ 5), Хайдарабад (№ 6), Пуна (№ 7), Себу (Филиппины, № 8), всего шесть городов из Индии, и два филиппинских города, во вторую десятку -четыре китайских города: Шанхай (№2 11), Пекин (№2 12), Далянь (№2 14), Шэньчжень (№2 15), а также Хошимин (№ 17), Куала-Лумпур (№ 18), Коломбо (№ 19).

Разные страны и города специализируются на предоставлении определенных услуг, «в экосистеме производства ИТ-услуг» существует свое международное разделение труда.

Таблица 7

Ведущие города - глобальные центры аутсорсинга ИТ и БПО и их функции

Функции Города - центры аутсорсинга ИТ и БПО

Разработка и администрирование приложений к ПО Бенгалуру, Мумбаи, Хайдарабад, Ченнаи, Дублин

Разработка компьютерных игр / анимация Шанхай, Пекин, Москва, Сан-Паулу

Бизнес-аналитика Дели, Мумбаи, Бенгалуру, Ченнаи, Торонто

Колл-центры (с английским языком) Дели, Манила, Дублин, Бенгалуру, Мумбаи, Торонто

Колл-центры (различные языки) Мехико, Каир, Краков, Буэнос-Айрес, Далянь

Услуги прикладного инжиниринга Бенгалуру, Ченнаи, Пуна, Санкт-Петербург, Гуанчжоу

Финансовая отчетность и бухучет Бенгалуру, Мумбаи, Манила, Краков, Шанхай, Дублин

Медицинские услуги Хайдарабад, Бенгалуру, Макати-Сити, Будапешт

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кадровый учет и работа с кадрами (НЕ.) Прага, Бухарест, Бенгалуру, Макати-Сити, Будапешт

Администрирование ИТ инфраструктуры Бенгалуру, Дублин, Дели, Торонто, Куала-Лумпур

Юридические услуги Манила, Мумбаи, Ченнаи

Разработка программного продукта Бенгалуру, Москва, Ченнаи, Шанхай, Хошимин

НИОКР Санкт-Петербург, Бенгалуру, Москва, Шанхай, Хошимин

Тестирование Бенгалуру, Ченнаи, Хайдарабад, Хошимин, Торонто, Шанхай

Источник: Top 50 emerging global outsourcing cities. The Gateway to the Global Sourcing of IT and BPO services. A Global services and Tholons study. October, 2009. (globalservicesmedia.com). - P. 38.

Сложилась определенная специализация центров по развитию ИТ-услуг, при этом индийские города представлены почти в каждой категории (кроме разработки компьютерных игр и колл-центров на языках, иных, чем английский).

Перспективы производства и экспорта ИТ-услуг в России

В 1960-е гг. одним из первых компьютеров в Индии была советская ЭВМ «Минск». В 2014 г., по данным ВТО, экспорт компьютерных услуг из Индии, составил 53,3 млрд. долл., а из России - только 2,6 млрд. долл. (см. табл. 2). По данным некоммерческого партнерства «Руссофт», объемы экспорта ПО и ИТ-услуг из России гораздо выше, они выросли с 2,8 млрд. долл. в 2009 г. до 6 млрд. долл. в 2014 г.1. Однако и эти, более высокие, цифры многократно ниже, чем индийский экспорт.

В рейтинге A.T. Kearney 2007 г. Россия получила 37-е место среди 50 стран. В рейтинге 2014 г. России присудили 21-е место с общей суммой в 5,38 баллов, в том числе за финансовую привлекательность (это не только стоимость рабочей силы, но и стоимость аренды, размер налогов и т.д.) - 2,02 балла, за наличие и уровень квалификации рабочей силы - 1,88 балла и за бизнес-среду - 1,49 баллов. По второй группе показателей (качество рабочей силы) выше был уровень только у развитых стран, а также Индии, Китая, Бразилии (см. табл. 4, 5).

Российские города признаны центрами в 4 специализированных видах ИТ-услуг: это прикладной инжиниринг (Санкт-Петербург), разработка компьютерных игр (Москва), разработка программных продуктов (Москва), НИОКР (Москва, Санкт-Петербург), в то время как индийские города - в 13 из 14 видов услуг, а китайские - в 7 видах услуг (см. табл. 7). В число ведущих 100 мировых центров размещения аутсорсинга ИТ-услуг в 2014 г. были включены 13 индийских, 8 китайских, 7 филиппинских городов и только 4 российских города: Санкт-Петербург (№ 34), Москва (№ 56), Нижний Новгород (№ 59), Новосибирск (№ 91) (см. табл. 6).

1 Экспорт софта набирает силу. А. Грамматчиков. // Expert Online. 2015. - 30 декабря. - http://expert.ru/2015/12/30/eksport-softa-nabiraet-silu/

Россия в рейтинге 2016 г. с 2014 г. поднялась на четыре строчки в глобальном рейтинге аутсорсинговой привлекательности (Global Services Location Index, GSLI) A.T.Kearney и заняла 17-е место. Первые три места по-прежнему занимают Индия, Китай, Малайзия1.

По данным опроса, проведенного в августе 2015 г., зарплата менеджера среднего звена сферы ИТ в Индии составляла 41 213 долл. в год, в Болгарии (1-е место, самая низкая зарплата) - 25 680, во Вьетнаме - 30 938, в Таиланде -34 423, Индонезии - 34 780, на Филиппинах - 37 534, в КНР - 42 689 долл. С противоположного конца списка, с самыми высокими зарплатами находятся Швейцария 171 465, Бельгия, Дания, 4-е, 5-е места занимают США (132 877) и Великобритания (129 324 долл.)2. Издержки на рабочую силу в Индии продолжали и в 2014 г. быть ниже, чем в США, Швейцарии в 3-4 раза. Заметим, что объективно девальвация рубля способствует повышению финансовой привлекательности России для аутсорсинга ИТ-услуг. Российские зарплаты в долларах в условиях кризиса резко сократились. Правда, некоторые компании сохраняют долларовые зарплаты для программистов, чтобы удержать квалифицированные кадры. А отдельные западные компании ИТ-услуг перевели свои центры из России в другие страны, например, в Чехию.

В последние годы наметились определенные позитивные тенденции, о которых пишут в отечественных публикациях. «За рубежом становятся все более востребованными российские ИТ-продукты в области информационной безопасности, мобильные приложения, навигационные и геоинформационные системы, системы документооборота, развивается заказная разработка под нужды конкретных компаний». Российская компания Kaspersky Lab входит в первую тройку ведущих мировых производителей антивирусных программ. Успешно развиваются в этом секторе и такие российские компании, как InfoWatch, Positive Technologies. Помимо этого, среди российских компаний неплохо продают за рубежом свои решения для банков Diasoft, облачные решения - Acronis, решения по виртуализации и автоматизации хостинговых услуг - Parallels. Успешно развивает свою деятельность российская компания ABBYY, которая выпустила продукты для корпоративного поиска и извлечения данных на базе технологии понимания, анализа и перевода текстов Compreno. В мировых рейтингах услуг по разработке ПО на заказ появляются такие российские компании, как Luxoft, Epam, Mera, DataArt и Auriga, российские разработчики заказного ПО, как First Line Software, Reksoft3.

Санкции и контрсанкции могут повысить спрос на отечественное ПО на внутреннем рынке. В связи с введением западных санкций встал вопрос об импортозамещении в сфере информационных технологий, в производстве отечественного программного обеспечения «Возможности для замещения импортного ПО отечественным есть, - заявил в интервью «Эксперт Online» Д. Оснач, директор по маркетингу компании АСКОН. - Посмотрите на то, какое ПО покупают российские госкомпании на электронных торгах, почти по всем позициям наши ИТ-разработчики вполне могли бы предложить аналоги. Другое дело, что считать аналогом. Конечно, не все отечественные программные продукты идеально «читают» форматы файлов, созданных в западном софте. Но если говорить о сопоставимости систем по классу, то аналоги есть почти всему, в том числе PLM-решениям. В предложениях отечественных разработчиков ПО заложена простая логика: мы не просим государственных денег на разработку конкурентоспособных программ с нуля. Но если у госкомпаний есть бюджеты на информационные технологии, то почему бы не направлять их на развитие отечественных ИТ-компаний? Так делается во всем мире. Подход крупного бизнеса «мы купим самое лучшее в мире» -это, скорее, принцип рантье. Поэтому для начала предлагается сделать хотя бы реестр отечественных программных продуктов, чтобы госзаказчик не покупал по привычке за рубежом то, что есть у нас. Нужны программные продукты для компьютерного инжиниринга. А если продолжать «покупать все лучшее», то ничего своего и не будет - ни промышленности, ни инжиниринга, ни ПО». Отечественные разработчики и производители в 2014 г. занимали менее 4% (30 млрд.) российского рынка программного обеспечения. По расчетам Минэкономразвития, это составляет 0,6% от мирового рынка. В целом российская ИТ-отрасль удовлетворяет потребности внутреннего рынка только на 25%. Доля железа постепенно сокращается в пользу сегмента услуг. Но именно сервисная составляющая всегда остается «островом стабильности» в кризисные периоды4. Поэтому предоставление преференций отечественным разработчикам ПО могло бы способствовать подъему отрасли. Азиатские страны, ставшие крупными экспортерами ИТ-услуг и БПО, проводили активную государственную политику по стимулированию отрасли ИТ-услуг.

Итак, в 2000-2015 гг. имел место значительный рост индустрии ИТ и БПО услуг. Часть цепочек создания добавленной стоимости, которая может быть вынесена за рубеж, существенно увеличилась и стала более усложненной, через границы перемещаются все новые виды услуг. Одновременно расширилась география размещения центров по развитию офшоринга и аутсорсинга ИТ-услуг и БПО. Так, например, на роль центра ИТ-услуг в Африке претендует в том числе и Руанда.

Сравнительные преимущества России (наличие известных на весь мир технических вузов, развитие инфраструктуры ИТ, а в условиях снижения курса рубля и низкий уровень зарплат) делают возможным развитие такого рода ИТ-услуг в России и для внутреннего рынка, и для экспорта, причем услуг высокотехнологичных, спрос на которые увеличивается по сравнению со спросом на более простые трудоемкие услуги, которые в перспективе смогут выполнять роботы. Россия могла бы найти себе достойное место на мировом рынке ИТ-услуг.

1 http://secretmag.ru/news/2016/01/13/rejting-autsorsingovoj-privlekatelnosti/

2 Indian IT Companies Among World's Worst Paymasters: Report / Press Trust of India. 2015. - September 21. - http://profit.ndtv. com/news/tech-media-telecom/article-indian-it-companies-among-worlds-worst-paymasters-report-1219851

3 Экспорт софта набирает силу. А. Грамматчиков // Expert Online. 2015. - 30 декабря. - http://expert.ru/2015/12/30/eksport-softa-nabiraet-silu/

4 Российские IT-разработчики ждут преференций. А. Лабыкин // Expert Online. 2014. - 28 августа. - http://expert.ru/2014/08/ 28/rossijskie-it-razrabotchiki-zhdut-preferentsij/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.