Научная статья на тему 'Услуги как индикатор роста макроэкономических показателей стран'

Услуги как индикатор роста макроэкономических показателей стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
292
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес Информ
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА ПОСЛУГ / СВіТОВИЙ РИНОК / АНАЛіЗ / ЧАСТКА У ВВП / ЕКСПОРТ / ЗАЙНЯТіСТЬ / УКРАїНА / ТУРИЗМ / СФЕРА УСЛУГ / МИРОВОЙ РЫНОК / АНАЛИЗ / ДОЛЯ В ВВП / ЭКСПОРТ / ЗАНЯТОСТЬ / УКРАИНА / SPHERE OF SERVICES / WORLD MARKET / ANALYSIS / SHARE IN GDP / EXPORT / EMPLOYMENT / UKRAINE / TOURISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мангушев Дмитрий Валерьевич

В статье рассматриваются факторы и тенденции развития сферы услуг, ее роль в структуре ВВП, мировой торговле и занятости трудоспособного населения стран мира. Выполнен вертикальный и горизонтальный анализ мировой торговли услугами, по странам и регионам, рассмотрена доля и структура торговли услугами ведущих стран мира и Украины в частности. Проанализирована динамика структуры приоритетных видов услуг и социально-экономическая роль туризма как на международном, так и на уровне развития отдельных стран. Указаны основные социально-экономические направления дальнейшего развития сферы услуг в глобальном масштабе, даны рекомендации по усовершенствованию туристических услуг на Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Services as an Indicator of Growth of Macro-economic Indicators of Countries

The article considers factors and tendencies of development of the sphere of services, its role in the GDP structure, world trade and employment of able-bodied population of the countries of the world. It conducts vertical and horizontal analysis of the world trade of services by countries and regions and considers the share and structure of trade of services of the leading countries of the world and Ukraine in particular. It analyses dynamics of the structure of the priority types of services and the socio-economic role of tourism both in the international and individual countries development levels. It specifies main socio-economic directions of further development of the sphere of services in the global scale and gives recommendations on improvement of tourist services in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Услуги как индикатор роста макроэкономических показателей стран»

УДК 338.46 (339.13)

УСЛУГИ КАК ИНДИКАТОР РОСТА МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАН

® 2014 МАНГУШЕВ Д. В.

УДК 338.46 (339.13)

Мангушев Д. В. Услуги как индикатор роста макроэкономических показателей стран

В статье рассматриваются факторы и тенденции развития сферы услуг, ее роль в структуре ВВП, мировой торговле и занятости трудоспособного населения стран мира. Выполнен вертикальный и горизонтальный анализ мировой торговли услугами, по странам и регионам, рассмотрена доля и структура торговли услугами ведущих стран мира и Украины в частности. Проанализирована динамика структуры приоритетных видов услуг и социально-экономическая роль туризма как на международном, так и на уровне развития отдельных стран. Указаны основные социально-экономические направления дальнейшего развития сферы услуг в глобальном масштабе, даны рекомендации по усовершенствованию туристических услуг на Украине.

Ключевые слова: сфера услуг, мировой рынок, анализ, доля в ВВП, экспорт, занятость, Украина, туризм.

Рис.: 8. Табл.: 2. Библ.: 20.

Мангушев Дмитрий Валерьевич - кандидат экономических наук, доцент, кафедра маркетинга и менеджмента внешнеэкономической деятельности, Харьковский национальный университет им. В. Н. Каразина (пл. Свободы, 4, Харьков, 61022, Украина)

E-mail: mangushevd@mail.ru

УДК 33S.46 (ЗЗ9.1З)

Мангушев Д. В. Послуги як індикатор зростання макроекономічних показників країн

У статті розглядаються фактори та тенденції розвитку сфери послуг, її роль у структурі ВВП, світовій торгівлі та зайнятості працездатного населення країн світу. Виконано вертикальний і горизонтальний аналіз світової торгівлі послугами, по країнах і регіонах, розглянута частка і структура торгівлі послугами провідних країн світу й України зокрема. Проаналізовано динаміку структури пріоритетних видів послуг і соціально-економічна роль туризму як на міжнародному, так і на рівні розвитку окремих країн. Вказані основні соціально-економічні напрямки подальшого розвитку сфери послуг у глобальному масштабі, дані рекомендації з удосконалення туристичних послуг на Україні. Ключові слова: сфера послуг, світовий ринок , аналіз, частка у ВВП, експорт, зайнятість, Україна, туризм.

Рис.: S. Табл.: 2. Бібл.: 20.

Мангушев Дмитро Валерійович - кандидат економічних наук, доцент, кафедра маркетингу та менеджменту зовнішньоекономічної діяльності, Харківський національний університет ім. В. Н. Каразіна (пл. Свободи, 4, Харків, 61022, Україна)

E-mail: mangushevd@mail.ru

Эволюция ценностей человечества параллельно с изменениями функционального соотношения между материальными и информационно-духовными ресурсами привели к созданию особого информационного поля, в корне меняя сущность многих производственных и экономических процессов, стали инструментом или даже целью прогресса [1].

Термин «Постиндустриальное общество», по определению Д. Белла: «это общество, в экономике которого приоритет перешел от преимущественного производства товаров к производству услуг, проведению исследований, организации системы образования и повышению качества жизни; в котором класс технических специалистов стал основной профессиональной группой и, что самое важное, в котором внедрение нововведений... во все большей степени зависит от достижений теоретического знания.» [2].

Этот новый тип общества, основанный на интернационализации и мобильности человеческого и финансового капитала, революционных преобразованиях в технической и информационной сфере [3], повышении стандартов жизни и социальной активности населения, постоянном

UDC 338.46 (339.13) Manhushev D. V. Services as an Indicator of Growth of Macro-economic Indicators of Countries

The article considers factors and tendencies of development of the sphere of services, its role in the GDP structure, world trade and employment of able-bodied population of the countries of the world. It conducts vertical and horizontal analysis of the world trade of services by countries and regions and considers the share and structure of trade of services of the leading countries of the world and Ukraine in particular. It analyses dynamics of the structure of the priority types of services and the socio-economic role of tourism both in the international and individual countries development levels. It specifies main socio-economic directions of further development of the sphere of services in the global scale and gives recommendations on improvement of tourist services in Ukraine.

Key words: sphere of services, world market, analysis, share in GDP, export, employment, Ukraine, tourism.

Pic.: 8. Tabl.: 2. Bibl.: 20.

Manhushev Dmytro V.- Candidate of Sciences (Economics), Associate Professor, Department of Management and International Business, V. N. Karazin Kharkiv National University (pl. Svobody, 4, Kharkiv, 61022, Ukraine)

E-mail: mangushevd@mail.ru

совершенствовании познания самого человека посредством повышения информационного, образовательного и культурного уровня [1] обусловили расширение спектра потребностей за рамки материального производства [3, 4].

Исследованиям международного рынка услуг посвящены труды зарубежных и отечественных ученых: Ф. Кот-лера, Д. Белла, Даниэль Д. Ли Хардебы Х., Ф. Ловелока, Дж. Витерс, Д. Виппермана, И. Т. Балабанова, А. Киреева,

А. А. Мазараки, И. И. Дюмулена, Е. В. Майдебуры, А. П. Румянцева, И. К. Беляевского, П. Г. Пуцетайло, Р. М. Мотори-на, Л. Г. Рождественской и других.

Цель статьи - проанализировать современное состояние, динамику и факторы развития сферы услуг на международном рынке как индикатора роста макроэкономических показателей мировой экономики.

Динамичное развитие национальных рынков в результате постепенного вовлечения и переплетения экономических интересов отдельных стран в глобальный мировой рынок привели к росту объемов услуг. Услуга - экономически значимый товар, обеспечивающий существенные доходы в результате формирования глобальной тенденции к устой-

ЕКОНОМІКА механізми регулювання Економіки

о

ш

сс;

со

<

X

<

*

чивому росту спроса, взаимосвязанного с развитием цивилизации и ростом благосостояния общества [5]. По мнению многих авторов [1 - 9] на столь активное развитие сферы услуг в мире оказали влияние ряд факторов, таких как:

+ политика государств и высокая степень зрелости их экономик;

+ техническая и информационная революция, быстрое массовое освоение и распространение технических нововведений;

+ структурно-технологическая перестройка материального производства;

+ тенденции ведения современного бизнеса;

+ расширение международной торговли и интернационализация сферы услуг;

+ отсутствие протекционистских мер, при пересечении границ;

+ перетекание работающих с производственной сферы в сферу услуг;

+ социальных изменений и высокий уровень жизни населения.

Сфера услуг как производственно-экономическая система, функционируя по законам рыночной экономики в конкурентной среде, ориентирует свою деятельность (производственные, торгово-технологические, коммерческие, организационно-экономические процессы) на требования и потребности современного рынка [8] и формирует ключевые факторы качественного экономического роста, требует совершенствования рынков и технологий, глобализации хозяйственной деятельности и решения экологических проблем. Предоставление услуг все сильнее влияют на торговлю товарами, особенно технически-сложными, сбыт которых требует все более развитой сети товаропроизводителей, готовых предоставить финансовые, информационные, транспортные и другие услуги [5, 7]. Услуги - динамичная статья мировой торговли, а растущее количество их видов становится рыночным товаром и регистрируется на счете текущих операций платежного баланса многих стран [9].

Внешнеторговый оборот услугами в 2012 г. составил 8699,8 млрд долл. США, из них 4425,8 млрд долл. США -экспорт (19,2 % объема экспорта товаров и услуг), а 4274,0 млрд долл. США - импорт (рис. 1) [10]. За 2000 - 2012 гг. экспорт услуг увеличился в 2,9 раза, а импорт в 2,8 раза, тогда как объем реального ВВП мира в 2,2 раза [10, 11].

Млрд долл. США

Мировой финансовый кризис сказался на снижении темпов роста в 2009 г., однако в 2010 г. сфера услуг превзошла докризисный темп роста в 12,5 % в 2008 г. достигнув прироста в 14,3 %, тогда как прирост мирового ВВП в 2010 г. достиг лишь 4,0 % [11]. Рассчитанные среднегодовые темпы прироста экспорта в сфере услуг за 2000 - 2012 гг. составили 8,9% и существенно опережают среднегодовые темпы прироста реального ВВП в 2,4 % [10, 11] (рис. 2).

В международной торговле услугами ведущее место принадлежит странам ЕС, только на страны Западной Европы в 2012 г. приходилось более 47 % экспорта и 41 % мирового импорта услуг, тогда как на Северную Америку -более 16 и 13% а на азиатские страны 30 и 37 % соответственно (рис. 3) [10].

Занятость трудоспособного населения мира в секторе услуг в 2011 - 2012 гг. превысила 1,3 млрд чел. (44,2 %), из которых 47,9 % - женщины [12]. В развитых странах и в ЕС показатель занятости в 2012 г. составил 73,9 % [12]. Доля занятых женщин в сфере услуг этих стран и в странах Латинской Америки и на Карибских остовах составляет 84 - 86 % от общего количества трудоспособного населения (рис. 4) [12]. Приоритеты мужской занятости в сфере услуг наиболее присущи мусульманским странам.

Доля торговли услугами в структуре ВВП (рассчитывается как сумма экспорта и импорта услуг к ВВП) [11] отдельных стран в 2012 г. достигла 80 - 117%: Ирландия (104,2%), Мальдивы (117%), Мальта (89%), Сингапур (86,6 %) и др. (рис. 5) [11].

Доля услуг Украины в ВВП в 2012 г. снизилась до 20,7 %, однако этот показатель выше среднемирового (12,5 % и 11,7 % в 2008 и 2012 гг. соответственно) [6].

Десятку стран-лидеров в сфере услуг возглавляют США и страны ЕС, на их долю приходится 71 % мирового объема экспорта услуг в 2010 - 2012 гг. Бессменным лидером на протяжении последних лет являются США (более 14%), затем Великобритания, Германия и Франция (около 6 - 5 %), причем доля стран Европы постепенно снижается: Франции (-5,8), Испания (-3,9), Нидерланды (-3,4), а азиатские страны сохраняют стремительный рост: Китай (5,2%), Сингапур (3,2 %), Индия (2,5%) за исключением Японии (на долю этих стран приходится 29 %) (табл. 1). В рейтинге 2012 г. Индия, оставив позади Испанию и Нидерланды, поднялась на две позиции вверх. Несмотря на рост и положительный баланс в торговле услугами Украина заняла 41-е место.

Млрд долл. США

] Экспорт услуг

I Импорт услуг

■ Реальный ВВП (правая шкала)

Год

Рис.

1. Динамика роста торговли услугами и ВВП мира за 2000 - 2012 гг., в млрд долл. США

(разработано автором по источникам [10, 11])

Темп прироста, %

23

18

13

8

3

-2

-7

-12

2,0

-1,7

О

2001

7,6

2,0

О.

2002

14,6

3,0

Ой

2003

21,5

4,0

2004

11,9

3,0

2005

13,4

4,0

2006

20,4

4,0

2007

12,5

2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,0

20

09

-2,0

14,3

4,0

ш

2019

11,3

2011

2012

Год

темп прироста экспорта услуг среднегодовой прирост экспорта

-11,1

I темп прироста ВВП ■ среднегодовой прирост ВВП

Рис. 2. Динамика темпов прироста мирового ВВП и экспорта услуг, в % (разработано автором по источникам [10, 11])

Регион

Юго-Восточная Азия Средняя Азия Страны СНГ Европа Африка Южная Америка Северная Америка

І 1 І 1 І !

27

□ Ии порт

1 3

□ Эк спорт

—1 2

1

т

116

] 47

0

5

10 15 20 25

30

35 40 45 50

Доля, в %

Рис. 3. Доля регионов мира в общем объеме экспорта и импорта услуг в 2012 г., в %

(разработано автором по источнику [10])

Развитие страны и ЕС

Рис. 4. Структура занятости в сфере услуг по половому признаку в 2012 г. по регионам мира, в % (разработано автором по источнику [12])

В 2011 г. лидером по занятости трудоспособного населения в сфере услуг среди десятки стран-лидеров были:

Сингапур - 79,2%, Нидерланды - 75,8%, Великобритания -72,5%, во Франции, США, Германии и Японии было занято от 69 до 66,7% трудоспособного населения, в Италии - 63,9%, в Украине - 55,6 %, в Китае - 40,4% в экономике страны [10].

Исходя из двойственной особенности услуг, как особого вида деятельности, отличного от материального производства, и нематериального результата данной деятель-

ности с определенной социальной и экономической полезностью резко увеличился и продолжает расти перечень видов деятельности, результатом которых является предоставление услуг [5]. Несмотря на различные подходы к классификации остановимся на анализе некоторых видов (рис. 6).

В структуре мирового экспорта услуг на международный транспорт приходится (25,4 %) [9, 13]. Наиболее универсальным и эффективным средством транспортировки больших объемов товаров (грузов) является морской транспорт (около 80% от общего объема международных перевозок) [7, 13]. В международных пассажирских перевозках лидирует воздушный транспорт (30 283 тыс. вылетов), обеспечивая преимущество в скорости перевозок пассажиров (2776,6 млн чел.) [10].

Специализация страны на тех или иных видах услуг зависит от уровня экономического развития национальной экономики [9] и особенностей государственного регулирования в контексте формирования благоприятной предпринимательской среды. Так, в промышленно развитых странах предпочтение отдается финансовым, телекоммуникационным, информационным и большинству отраслей деловых услуг, а для развивающихся стран, характерна специализация на транспортных, туристических и финансовых услугах [13].

2

3

ЕКОНОМІКА МЕХАНІЗМИ РЕГУЛЮВАННЯ ЕКОНОМІКИ

ЕКОНОМІКА МЕХАНІЗМИ РЕГУЛЮВАННЯ ЕКОНОМІКИ

Десятка стран-лидеров по экспорту услуг за 2010 - 2012 гг. (разработано автором по источнику [10])

Рейтинг 2012 г. Страна Объем экспорта услуг, млрд долл. США Доля в мировом экспорте услуг, % Темп прироста, %

2010 2011 2012 2010 2011 2012 2011 2012

1 США 555,5 б07,7 б40,3 14,2 14,0 14,5 9,4 5,4

2 Великобритания 2б7,3 293,8 283,б б,8 б,7 б,4 9,9 -3,5

3 Германия 243,5 2б4,7 2б1,8 б,2 б,1 5,9 8,7 -1,1

4 Франция 192,2 224,5 211,5 4,9 5,2 4,8 1б,8 -5,8

5 Китай 1б2,2 182 191,4 4,1 4,2 4,3 12,2 5,2

б Япония 141,3 145,5 145,5 3,б 3,3 3,3 3,0 0,0

7 Индия 124 137,7 141,2 3,2 3,2 3,2 11,0 2,5

8 Испания 124,3 142,1 13б,б 3,2 3,3 3,1 14,3 -3,9

9 Нидерланды 118 138,3 133,б 3,0 3,2 3,0 17,2 -3,4

10 Сингапур 94,3 108,7 112,2 2,4 2,5 2,5 15,3 3,2

Итого 1904,б 210б,7 2124,1 48,7 48,4 48,0 10,б 0,8

Мир всего 3910,9 4353,4 4425,8 100,0 100,0 100,0 11,3 1,7

41 Украина 1б,5 18,8 19,4 0,4 0,4 0,4 13,9 3,2

12O

1OO

BO

6O

4O

2O

O

Л/ «V S/S//SSS

Ф 6Г* ■ -г ' ^ & АЯ V <$й*’ ' ^

^ Страны

Рис. 5. Динамика доли торговли услугами в структуре ВВП по странам мира, в % (разработано автором по источнику [11])

Виды услуг

Другие

Финансовые Строительные Бизнес-услуги Роялти и лицензии Компьютерные и информ. Коммуникационные Туризм Транспортные

0 200 400 600 800 1000 1200

Объем экспорта, млрд долл. США

Рис. 6. Изменение структуры мирового экспорта услуг в 2011 - 2012, млрд дол. США

(разработано автором по источнику [5])

В 2011 г. США занимали первенство по всем видам услуг, 32,1% которых осуществлялись со странами ЕС. На долю США пришлось 9,0% экспорта и 7,6% импорта мировых транспортных услуг (включая все виды транспорта); им принадлежит 33% мирового воздушного флота и 22,4 % протяженности железнодорожных магистралей мира, ими было перевезено 25,9% авиа-пассажиров, 21,8 и 26,1% авиа-и ж/д-грузов соответственно [10].

Китай на 2-м месте по импорту (7,2%) и на 9-м по экспорту (4,0%) мировых транспортных услуг, ему принадлежит 24,1% мировых контейнерных перевозок с долей морского флота в 3,8%; на долю воздушного и ж/д транспорта страны приходилось 3,5 и 6,4% соответственно, которыми было перевезено пассажиров 8,9 и 28,3% соответственно и 9,2 и 26,5% грузов мира. Инвестиции в сферу услуг в 2011 г. составили 861,5 млрд долл. США [10].

Лидером железнодорожных перевозок пассажиров в 2011 г. была Индия, с долей в 33,9% мирового пассажиропотока по 3,6% мировой протяженности магистралей. На долю страны приходилось 5,1 % импорта и 2,0% экспорта транспортных услуг мира [10].

Украина находилась на 41-м месте по экспорту и на 52-м по импорту услуг, значительных успехов страна достигла в экспорте транспортных услуг 25-е место (1,0% мирового объема), где занято 7,0 трудоспособного населения страны, инвестиции в сферу услуг составили 12,5 млрд. долл. США [10].

Информационные технологии коренным образом меняют глобальную конкурентную среду, радикально влияют на процессы размещения экономических ресурсов и их перераспределение, технологические преимущества становятся действенным инструментом формирования механизма диспропорционального развития [1, 2]. Объем мировой электронной торговли составлял в середине 90-х годов 5 - 10 млрд долл., в начале века - 100 -150 млрд долл., а к 2012 г. - 30,6% мирового экспорта услуг [10]. Преимущества этого вида услуг в экономии издержек и времени совершения сделок. На информационные и телекоммуникационные технологии в 2011 г. приходилось 10,3%

экспорта и 11,2% импорта товаров и услуг и 31,0 % общего объёма мировых услуг; экспорт высоких технологий составил 1778,3 млрд долл. США (17,3 % экспорта услуг) [10].

Международный спрос на услуги способствует появлению новых, сопутствующих услуг: страны, предоставляющие портовые услуги, специализируются и на судоремонте; страны-производители компьютеров на мировой рынок на компьютерных услугах; в странах-экспортерах нефти преобладает фрахт с обслуживанием нефтеперевозок [13].

Несмотря на низкие темпы роста мировой экономики и острую конкуренцию в последние шесть десятилетий индустрия туризма стала одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономики и ключевым фактором социально-экономического прогресса [14]. Туризм - входит в тройку источников экспортных поступлений почти половины наименее развитых стран в мире и оказывается одним из самых эффективных путей преодоления бедности и расширения возможностей местных общин [16].

За восемь месяцев 2013 г. темпы прироста прибытия международных туристов в 5 % (38 млн) превзошли ожидания (3 - 4% в начале года) и достигли рекордной отметки -746 млн чел. В 2012 г. число международных туристов впервые превысило один миллард (1035 млн против 995 и 528 млн туристов в 1995 и 2011 г. соответственно); 5 - 6 млрд внутренних туристов; поступления от международного туризма выросли на 4% достигнув 1075 млрд долл. США (против 1042 млрд в 2011 г.) [14 - 17]. Доля туризма в 2012 г.: 9% мирового ВВП (3222,1 млн долл. США); 8 % экспорта (1,3 трлн долл. США); 6 % мировой торговли; 101,1 млн рабочих мест (3,4 %) или каждое 11 рабочее место; и 764,7 млн инвестиций [17].

В 2012 г. США - лидер по объему ВВП от туризма (1348,0 млрд долл. США), причем 2/3 составляют косвенные доходы; за ними Китай с объемом в 756,5 млрд долл США (рис. 7) [17]. В Испании доля туризма в ВВП составляет более 15%; в Италии и Австралии (более 10%); во Франции (9,7%), Китае и Бразилии (9,1%) общего объёма ВВП [10]. В 2011 г. доля прямых доходов от туризма и путешествий в мировом ВВП превысила долю производства автомобилей в Северной и Южной Америке в 3 раза, в Европе в 2 раза [15, 17].

Млрд долл. США

в %

1400

1200

1000

— 15,2 д

/ \ -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8,6 9,7 10,3 10 8,9 "

9,1 9,1 \ -.7,6 _

6,7 6,9 1 ,5 ,5 6

4,5 "

— - — — В В н _

16

14

12

10

8

6

4

2

0

Ч\^ л# # г# # # # ,#

° ^ ^ </■ </ ^ <«/ ^ ^ ^^ С,раиа

I Прямые

/

I Косвенные —

Доля в ВВП (правая шкала)

Рис. 7. Доля доходов от туризма в ВВП (%) и их структура (млрд долл. США) в 2012 г.

(разработано автором по источнику [17])

0

ЕКОНОМІКА МЕХАНІЗМИ РЕГУЛЮВАННЯ ЕКОНОМІКИ

ЕКОНОМІКА механізми регулювання економіки

Лидером въездного туризма 2012 г. является Франция - 83,0 млн с доходом в 53,7 млрд долл. США (3-е место), США посетило 62,7 млн чел. (2-место) с доходом в 126,2 млрд долл. США (1-е место); Испания на 3-м месте по доходам и на 4-м по количеству визитов (55,9 млрд долл. США и 57,7 млн чел.); Китай второй год подряд занимает 3-е место по приему туристов (58,0 млн) и 4-е по поступлениям (50,0 млрд долл. США) (рис. 8) [15 - 17].

британский оператор IHG планирует запустить элитный китайский бренд - отели с чайным домом, китайским рестораном, отдельными обеденными комнатами и небольшим баром; Sol Melia в коммерческом альянсе с китайской сетью Jin Jiang Hotels содействуя и развивая кадровый обмен опытом; Корпорция Hilton Worldwide реализует программу лояльности клиентов Hilton Huanying - создание комфортных условий для китайских туристов за границей:

1S0

160

140

120

100

SO

60

4O

2O

O

млрд долл. США

'і і '

j=a

90

SO

70

60

S0

40

30

20

10

0

Страна

] доходы 2011 г. [=] доходы 2012 г.--------количество туристов 2012 г. (правая шкала)

Рис. 8. Динамика доходов от международного туризма за 2011 - 2012 г. (млрд долл. США) и количество туристов (млн чел.),

(разработано автором по источникам [15, 17])

Более половины экспорта услуг на туризм в 2012 г. приходилось в ОАЭ, Ямайке, Испании и Австралии. От 25% до 50% экспорта услуг - в США, Китае, Франция, Италии, Аргентине и Индонезии (табл. 2) [12, 17]. Наибольшая занятость в Китае и в Индии (63,8 и 39,5 млн чел.) [17].

Украину в 2012 г. посетило 23,0 млн. туристов, а доходы составили 4,8 млрд долл. США против 21,4 млн и 4,2 млрд долл. США в 2011 г. соответственно; вклад в ВВП -13,6 млрд долл. США (7,6% общего ВВП), причем 9,8 млрд долл. США, создано в отраслях связанных с туризмом;

0,4 млн занятого населения и 24,9 % в структуре экспорта услуг страны (см. рис. 7 - 8, табл. 2) [10, 15-17]. По итогам туристической отрасли Украины в 2012 г. на рынке работало 5,347 тыс. субъектов туристической деятельности (юридические лица и физические лица-предприниматели), из них 74,2 % - турагенты [18]. Количество украинцев, воспользовавшихся услугами отечественных туркомпаний, увеличилось в 1,4 раза, иностранцев - на 15,2 % и составило соответственно 2,8 млн чел. и 270 тыс. чел. по сравнению с 2011 г. [18]. Туроператоры составляли 32,2 % от общего количества юридических лиц, предоставляющих туристические услуги, с доходом - 6041 млн грн, или 86,4 % общего объема прибыли туристической отрасли страны [18].

Туризм - наиболее желанное и популярное хобби в мире, особенно среди китайских путешественников, которые за рубежом потратили 102 млрд долл. США (1-е место), обогнав Германию (84 млрд долл. США), США (83 млрд долл. США), Великобританию (52 млрд долл. США) которая сохранила 4-е место, Россию (43 млрд долл. США) в 2012 г. поднялась вверх на два места до 5-го [15].

Международные гостиничные сети создали специальные программы лояльности по обслуживанию китайських туристов: сеть гостиниц Holiday Inn Express сменила свой бренд в Китае на Zhi Xuan Jia Ri («Умный выбор»);

говорящий по-китайски персонал, привычную еду и знакомые телепрограммы [20]. IHG намерена к 2015 г. открыть 286 филиалов в Китае, в то время как Starwood Hotels & Resorts рассчитывает на 100 отелей [19].

Одним из ключевых пунктов успеха является активная работа в популярных китайских социальных сетях RenRen с целью реализации программы Starwood Preferred Guest («Любимый гость Starwood»), Sofitel исследуя страничку каждого гостя посылает ему сообщения о готовящихся мероприятиях и новостях с учетом интересов клиента [19].

По индексу конкурентоспособности путешествий и туризма 2013 г. Украина смогла улучшить глобальную конкурентоспособность этого сектора (3,98 балла), поднявшись за 2 года на 9 позиций (76-е место), однако этот результат ниже большинства сопоставимых стран и некоторых стран-соседей (Румынии и России (4,04 и 4,16 балла)) [20]. Несмотря на низкую ценовую конкурентоспособность в секторе путешествий и туризма (110-е место), Украина занимает высокие позиции по коэффициенту паритета покупательной способности (31-е место), за исключением услуг украинских аэропортов и отелей, цены на которые явно завышены (соответственно 107-е и 110-е места) [20]. По состоянию культурных и природных ресурсов Россия входит в топ-40 стран мира, в то время как Украина занимает последние места (по качеству окружающей среды (104-го место), по количеству известных видов животных (82-е место); доля защищенных водных территорий (28-е место)) [20].

К 2023 г. экономический вклад индустрии туризма и путешествий будет составлять 10% мирового ВВП (10,5 триллионов долларов США) создаст более 70 млн рабочих мест в течение следующего десятилетия, причем две трети этих дополнительных рабочих мест в Азии со среднегодовым приростом промышленности более чем на 6% [16 - 17].

Динамика показателей экспорта туристического бизнеса по странам (составлено автором по источникам [15, 17])

Показатель Экспорт туристов, млн чел. Доходы от туризма, млрд долл. США Доля в объеме экспорта услуг, в % Занятость отрасли, млн чел

2011 2012 2011 2012 2011 2012 2011 2012

США 62,7 67,0 149,3 162,8 24,6 25,4 14,3 14,3

Китай 57,6 57,7 48,5 50,0 27,5 26,1 61,9 63,8

Япония 6,2 8,3 11,0 14,5 7,6 10,0 4,4 4,3

Франция 81,6 83 54,4 53,7 24,2 25,4 2,8 2,9

Бразилия 5,4 5,7 6,6 6,6 17,3 16,5 7,6 8,3

Италия 46,2 46,4 43,0 41,2 40,3 39,5 2,2 2,7

Германия 28,4 30,4 38,8 38,1 14,7 14,6 2,0 2,0

Испания 56,2 57,7 65,7 75,7 46,2 55,4 2,6 2,7

Великобритания 29,3 29,3 35,1 36,6 11,9 12,9 2,3 2,4

Австралия 5,8 6,1 31,5 31,6 60,8 59,8 1,4 1,4

Индия 6,3 6,6 17,5 17,8 12,7 12,6 39,3 39,5

Россия 22,7 25,7 11,3 11,2 20,5 18,9 3,9 3,9

Индонезия 7,6 8,0 8,0 8,3 38,6 35,9 8,6 8,9

Украина 21,4 23,0 4,2 4,8 22,3 24,9 0,4 0,4

ВЫВОДЫ

Характер современного социально-экономического развития мировых процессов и особенности международной конкуренции на рынках товаров и услуг свидетельствуют о необходимости дальнейшего роста интеллектуального потенциала и научно-технологических инноваций как фактора устойчивого экономического развития.

Динамичное развитие сферы услуг, совершенствование ее структуры возможно при достаточно высоком развитии общества, поскольку процесс удовлетворения разнообразных потребностей создает определенный стандарт качества жизни.

Степень развития сферы услуг выступает критерием развитости общества (равенство для всех слоев общества и высокой квалификации рабочей силы для удовлетворения растущего спроса), а внешняя торговля услугами открывает доступ к мировым рынкам и позволяет интегрироваться в систему мирохозяйственных связей, усиливая тем самым свой экономический потенциал за счет привлечения прямых иностранных инвестиций для помощи бедным странам и регионам для обеспечения долгосрочного устойчивого развития сферы услуг.

В условиях изменения климата необходима оптимизация мировых, региональных и национальных процессов взаимодействия между обществом, планетой и получением прибыли в рамках программы ООН направленных на: + сокращение доли в выбросах парниковых газов особенно от транспорта и средств размещения (прирост мирового пассажиропотока в 2012 г. составил 5,3%, а в 2013 г. вырастет на 4,5%) [17];

+ применение новейших технологий и инновационных решений для повышения эффективности использования экологических видов энергии и экономии водных ресурсов [17];

+ адаптации направлений предоставления услуг к изменению климатических условий и погоды (экологической направленности);

+ стимулирование потребительского спроса на экологичные продукты;

Принятие «Концепции развития туризма и курортов до 2022 г.» в Украине позволит туризму: стать приоритетной, бюджетообразующей и инвестиционно привлекательной отраслью экономики; увеличить к 2022 г. в 2,5 раза число рабочих мест - до 1 млн чел., а годовой турпоток в страну вдвое - до 50 млн чел. [18]; развить инфраструктуру и качество услуг до европейских стандартов. ■

ЛИТЕРАТУРА

1. Згуровський М. З. Геоекономічні сценарії розвитку і Україна / М. З. Згуровський, Ю. М. Пахомов, А. С. Філіпенко. - К. : Академія, 2010. - 328 с.

2. Иноземцев В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В. Л. Иноземцев. - М. : Логос, 2000. - 60 с.

3. Економічна теорія / С. В. Мочерний. - Вид. 3-тє, доп. і перероб. - К. : Академія, 20088. - 640 с.

4. Павлыш Э. В. Сравнительный анализ траектории социально-экономической трансформации Украины в разрезе теории постиндустриального общества // Э. В. Павлыш, А. Е. Сте-сенко // Научные 233 труды ДОННТУ. Серия: экономическая. -Выпуск 41. - С. 232 - 238.

5. Черненко В. А. Международный рынок услуг : учебник / В. А. Черненко. - С-Пб. : Нестор-История, 2011. - 212 с.

6. Балаева О. Н. Управление организациями сферы услуг : учеб. пособие / О. Н. Балаева, М. Д. Предводителева. - М. : Изд. дом Гос. ун-та - Высшей школы экономики, 2010. - 155 с.

7. Моргулець О. Б. Менеджмент у сфері послуг : навч. посіб. / О. Б. Моргулець. - К. : Центр навчальної літератури, 2012. - 384 с.

8. Сахно Є. Ю. Менеджмент сервісу / Є. Ю. Сахно, М. С. Дорош, А. В. Ребенок. - К. : Центр навчальної літератури, 2010. - 328 с.

9. Козак Ю. Г. Міжнародна економіка / Ю. Г. Козак, В. М. Но-вацький. - К. : ЦУЛ, Видавництво «АртЕк», 2002. - 436 с.

ЕКОНОМІКА МЕХАНІЗМИ РЕГУЛЮВАННЯ ЕКОНОМІКИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЕКОНОМІКА механізми регулювання Економіки

Ї0. World Trade Organization. WORLD TRADE 2012, PROSPECTS FOR 2013 I 10 April 2013. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.wto.org

ЇЇ. World Bank [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:II www.worldbank.org.IindicatorINY.GDP.MKTP.CD

Ї2. International Labour Office. Global employment trends 2013: Recovering from a second jobs dip I International Labour Office. Geneva: ILO, 2013- 170 р. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IIwww.ilo.org

Ї3. Козак Ю. Т. Міжнародна економіка: в питаннях та відповідях I Ю. Т. Козак, В. В. Ковалевський, К. І. Ржепішевський. -К. : Центр навчальної літератури, 2004. - 676 с.

Ї4. Tourism Barometer UNWTO [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http:IImkt.unwto.orgIruIbarometer

Ї5. Tourism Highlights 2013 Edition UNWTO [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IImkt.unwto.orgIenIpublication/ unwto-tourism-highlights-2013-edition

Ї6. World Tourism Organization (UNWTO) SustainableTourism for Development Guidebook (2013) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IIunctad.orgImeetingsIenIPresentationIciem-p15_en.pdf

Ї7. World Travel &Tourism Council (WTTC) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IIwww.wttc.orgIresearchIeconomic-impact-researchIcountry-reportsI

Ї8. Ассоциации лидеров турбизнеса Украины ALTU I Ukraina turistica: У нас є, що подивитися [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IIwww.altu.com.ua

Ї9. WTM-2011 о тенденциях мирового туризма Туринфо № 4 (753), 1 - 14 марта 2012 I [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IItourinfo.ruIaboutIhistoryIartI40588I?sphrase_ id=265080

2D. Украина в мире: обзор международных индексов 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http:IIwww.feg. org.uaIdocsIukraine_inthe_world_2013_rus_web.pdf

REFERENCES

Assotsyatsyy lyderov turbyznesa Ukrayny ALTU. http:IIwww. altu.com.ua

Balaeva, O. N., and Predvoditeleva, M. D. Upravlenie organi-zatsiiami sfery uslug [Management organizations services]. Moscow: Vysshaia shkola ekonomiki, 2010.

Chernenko, V. A. Mezhdunarodnyy rynokuslug [International market services]. St. Petersburg: Nestor-Istoriia, 2011.

Inozemtsev, V. L. Sovremennoe postindustrialnoe obshchest-vo: priroda, protivorechiia, perspektivy [Modern industrial society: nature, contradictions and prospects]. Moscow: Logos, 2000.

"International Labour Office. Global employment trends 2013: Recovering from a second jobs dip". http:IIwww.ilo.org

Kozak, Yu. H., and Novatskyi, V. M. Mizhnarodna ekonomika [International Economics]. Kyiv: TsUL; ArtEk, 2002.

Kozak, Yu. T., Kovalevskyi, V. V., and Rzhepishevskyi, K. I. Mizhnarodna ekonomika: vpytanniakh ta vidpovidiakh [International Economics: in questions and answers]. Kyiv: Tsentr navchalnoi lit-eratury, 2004.

Mochernyi, S. V. Ekonomichna teoriia [Economics]. Kyiv: Aka-demiia, 2008.

Morhulets, O. B. Menedzhment u sferi posluh [Management in the service sector]. Kyiv: Tsentr navchalnoi literatury, 2012.

Pavlysh, E. V., and Stesenko, A. E. "Sravnitelnyy analiz traek-torii sotsialno-ekonomicheskoy transformatsii Ukrainy v razreze teorii postindustrialnogo obshchestva" [Comparative analysis of the trajectory of socio-economic transformation of Ukraine in the context of the theory of postindustrial society]. Nauchnye trudy DONNTU. Ekonomika, no. 41: 232-238.

Sakhno, Ye. Yu., Dorosh, M. S., and Rebenok, A. V. Menedzhment servisu [Management service]. Kyiv: Tsentr navchalnoi literatury, 2010.

“Tourism Barometer UNWTO". http://mkt.unwto.org/ru/ba-rometer

"Tourism Highlights 2013 Edition UNWTO". http://mkt.un-wto.org/en/publication/unwto-tourism-highlights-2013-edition "Ukraina v mire: obzor mezhdunarodnykh indeksov 2013" [Ukraine in the World: A review of international indexes in 2013]. http:// www.feg.org.ua/docs/ukraine_inthe_world_2013_rus_web.pdf

"World Trade Organization. WORLD TRADE 2012, PROSPECTS FOR 2013". www.wto.org

"World Tourism Organization (UNWTO) Sustainable Tourism for Development Guidebook (2013)". http://unctad.org/meetings/ en/Presentation/ciem-p15_en.pdf

"World Travel & Tourism Council (WTTC)". http://www.wttc. org/research/economic-impact-research/country-reports/

"WTM-2011 o tendentsiiakh mirovogo turizma" [WTM-2011 on trends in world tourism]. http://tourinfo.ru/about/history/ art/40588/?sphrase_id=265080

World Bank. http://www.worldbank.org./indicator/NY.GDP MKTPCD

Zhurovskyi, M. Z., Pakhomov, Yu. M., and Filipenko, A. S. Heo-ekonomichni stsenarii rozvytku i Ukraina [Geoeconomic development scenarios and Ukraine]. Kyiv: Akademiia, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.