Научная статья на тему 'Услуга самовывоза как фактор развития электронной торговли'

Услуга самовывоза как фактор развития электронной торговли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
367
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ / РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ / ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ / УСЛУГА САМОВЫВОЗА / TRADE / RETAIL TRADE / ELECTRONIC TRADING / ELECTRONIC COMMERCE / SHIPMENT AT OWN EXPENSE SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никишин А.Ф., Панкина Т.В., Шипилова С.С.

В статье рассмотрено влияние наличия услуги самовывоза на эффективность хозяйственной деятельности торговых организаций. Рассматриваются причины отказа покупателей от доставки товара, а также преимущества как для покупателей, так и для торговых организаций при внедрении услуги самовывоза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SHIPMENT AT OWN EXPENSE SERVICE AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TRADING

In article influence of existence of service of shipment at own expense on efficiency of economic activity of trade organizations is considered. Causes of failure of buyers from delivery of goods, and also advantage both to buyers, and to trade organizations at shipment at own expense service introduction are considered.

Текст научной работы на тему «Услуга самовывоза как фактор развития электронной торговли»

Проблемы экономики и менеджмента

УДК 658.845

А. Ф. Никишин

канд. техн. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУВПО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова»

Т.В. Панкина

канд. экон. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

С. С. Шипилова

канд. экон. наук, доцент, кафедра торговой политики, ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

УСЛУГА САМОВЫВОЗА

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ

Аннотация. В статье рассмотрено влияние наличия услуги самовывоза на эффективность хозяйственной деятельности торговых организаций. Рассматриваются причины отказа покупателей от доставки товара, а также преимущества как для покупателей, так и для торговых организаций при внедрении услуги самовывоза.

Ключевые слова: торговля, розничная торговля, электронная торговля, электронная коммерция, услуга самовывоза.

А.Р. Nikishin, Plekhanov Russian University of Economics T.V. Pankina, Plekhanov Russian University of Economics S.S. Shipilova, Plekhanov Russian University of Economics

SHIPMENT AT OWN EXPENSE SERVICE AS FACTOR OF DEVELOPMENT OF ELECTRONIC TRADING

Abstract. In article influence of existence of service of shipment at own expense on efficiency of economic activity of trade organizations is considered. Causes of failure of buyers from delivery of goods, and also advantage both to buyers, and to trade organizations at shipment at own expense service introduction are considered.

Keywords: trade, retail trade, electronic trading, electronic commerce, shipment at own expense

service.

Дистанционные технологии в торговле имеют достаточно большой опыт использования. Тем не менее, процесс покупки товаров дистанционным способом ранее был связан с определенными неудобствами - необходимо получить описание товаров, затем сообщить о своем выборе, затем дождаться заказанных товаров.

Поэтому именно развитие интернет-технологий дало толчок развитию дистанционной торговли, а именно - электронной торговли. В начале своего развития электронная торговля в литературе описывалось как направление, способное перевернуть мир. Одним из терминов, используемых в литературе, был “новая экономика”[1]. Тем

36

№ 10 (50) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

не менее, достаточно большой круг клиентов предпочитает покупать товары традиционным способом, несмотря на преимущества электронной торговли. Таким образом, является целесообразным проанализировать причины отказа клиентов от чистой электронной торговли.

В настоящее время огромен поток товаров, реализуемых через Интернет, подавляющее большинство населения хоть раз воспользовались услугами интернетмагазинов [2]. Однако развитие электронной торговли привело и к ряду проблем, сдерживающих развитие электронной торговли [3].

Покупка товара через Интернет связана с рядом рисков для покупателей. Покупая товар через Интернет, покупатель не имеет возможности визуально осмотреть товар, оценить его удобство - он вынужден ориентироваться лишь на описание товара, представленное продавцом. Особенно сильно этот риск проявляется для товаров, представленных лишь в ограниченном количестве интернет-магазинов, а также товаров, требуемых примерки перед покупкой. Покупатель имеет право отказаться от покупки товара непосредственно при его доставке, однако это связано с рядом психологических трудностей - и этим правом пользуются нечасто. Кроме того, в соответствии с законодательством, доставку товара покупатель оплатить обязан. В итоге, значительно чаще покупатель предпочитает принять товар надлежащего качества, который ему немного не подходит, чем отказаться от товара.

Таким образом, способ получения товара конечными покупателями является важным фактором потребительского выбора [4].

Именно это привело к следующему этапу развития электронной торговли, когда большинство известных интернет-магазинов стали предлагать покупателю услугу самовывоза купленных товаров [5].

Такая ситуация сама по себе противоречит концепции электронной торговли, продвигаемой в начале ее развития - ведь одним из концептуальных лозунгов являлось как раз возможность покупки товара, не выходя из дома. То есть услуга доставки товара сама по себе воспринималась как дополнительное удобство покупателю, и вряд ли покупатель откажется от нее. Однако практика показало обратное. Более того, даже позиционирование самовывоза как возможность покупателя отказаться от доставки с целью снижения своих затрат не оправдалось - во многих интернет-магазинах услуга самовывоза оказывается дороже, чем покупка с доставкой, в других магазинах при покупке с использованием самовывоза накладываются ограничение на ассортимент товаров, а также ограничивается применение бонусной программы.

Для любой торговой организации огромное значение имеет деловая репутация [6], однако в связи с малым возрастом электронной торговли минимум организаций имеет сложившуюся деловую репутацию. Услуга самовывоза также способствует решению данной задачи - при покупке на условиях самовывоза специфические риски электронной торговли отсутствуют, в этой ситуации момент принятия покупателем решения о покупке полностью идентичен процессу покупки в традиционной торговле. Тем не менее, приобретя товар на условиях самовывоза несколько раз, покупатель

№ 10 (50) - 2015

37

Проблемы экономики и менеджмента

формирует собственную деловую репутацию торговой организации [7]. И в дальнейшем уже не опасается производить покупки товара с доставкой в этом интернетмагазине. Особую роль при этом играет франчайзинг [8]. Бизнес-модель интернетмагазина и традиционного магазина (а тем более производителя товаров) различаются, и интернет-магазину выгодно использовать франшизу, используя накопленную деловую репутацию франшизодателя. При предоставлении услуги самовывоза интернетмагазин использует элементы оформления франшизодателя - и при первом же посещении пункта самовывоза у покупателя сложится соответствующее впечатление.

Следующим достоинством услуги самовывоза является то, что покупатель может приобрести вместе с ранее заказанным товаром дополнительно какие-либо товары, увеличивая тем самым товарооборот организации и эффективность хозяйственной деятельности торговых организаций в целом [9].

Услуга самовывоза является полезной и для торговых организаций - по сравнению с предоставлением покупателю услуги доставки продавец не несет затраты в случае отсутствия покупателя, товар доставляется со склада и при необходимости обратно на склад в числе прочих товаров. Это является особенно актуальным с учетом того, что покупатели при доставке товара зачастую ведут себя некорректно - вместо, как предусмотрено законодательством, оплатить услугу доставки, покупатели заявляют, что заказ они вообще не оформляли. И у торговой организации отсутствуют доказательства, позволяющие потребовать оплату доставки.

По сравнению с традиционной торговлей после оформления заказа торговые организации с большой вероятностью знают, куда придет покупатель - и при наличии множества розничных торговых точек они знают, в какую из них какой ассортимент товаров необходимо завезти [10]. Это позволяет значительно расширить ассортимент, особенно в региональных магазинах с малым покупательским потоком [11].

В качестве вывода необходимо отметить, что использование самовывоза не уменьшает достоинств электронной торговли. Услуга самовывоза органично вписалась в процесс электронной торговли, взяв лучшее как у традиционной торговли, так и у электронной. При услуге самовывоза покупатель тратит намного меньше времени непосредственно на покупку в магазине - покупатель уверен в наличии соответствующего ассортимента товаров, более того, заказ, состоящий из множества товарных позиций уже готов - продавец не тратит времени на комплектование заказа.

Список литературы:

1. Панкина Т.В. Электронная коммерция и электронная торговля: подходы к классификации // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. - 2008. - № 5. - С. 80-84.

2. Ильяшенко С.Б. Социально-экономические аспекты состояния электронной коммерции в России // Актуальные проблемы современной науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях / отв. ред. А.А. Сукиасян. 2013.С. 150-155.

3. Ручина Е.М., Никишин А.Ф. Недостатки электронной коммерции в современных условиях // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопреде-

38

№ 10 (50) - 2015

Проблемы экономики и менеджмента

ленности: сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 160-163.

4. Леонова Ю.Г. Основные аспекты рыночных исследований в предприятиях торгового сервиса // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С. 89-90.

5. Магомедов Г.Д., Кахриманова Д.Г. Электронная торговля: модернизацион-ный подход // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред. Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 225-229.

6. Иванов Г.Г., Майорова Е.А. Результаты исследования информированности покупателей о социальной ответственности торговли // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 11. С. 1699-1710.

7. Майорова Е.А. Роль корпоративной социальной ответственности в формировании деловой репутации торговой компании // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 6-3. С. 518-519.

8. Сумина Е.С., Каращук О. С., Никишин А.Ф. Франчайзинг и его роль в повышении эффективности использования нематериальных активов торговой организации // Прорывные экономические реформы в условиях риска и неопределенности: сборник статей Международной научно-практической конференции / отв. ред.: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2015. С. 281-283.

9. Ефимовская Л.А. Методика оценки эффективности коммерческих сделок // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 11. С. 1595-1606.

10. Красильникова Е. А. Развитие региональных рынков потребительских товаров в современных условиях экономики // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16, № 11. С. 1607-1616.

11. Тимирьянова В.М., Красильникова Е.А., Рузанкин С.О., Каримова А.И. Оценка эффективности товародвижения в экономике регионов // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2014. № 1 (117). С. 65-70.

№ 10 (50) - 2015

39

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.