Научная статья на тему 'Условия введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц в Российской Федерации'

Условия введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
978
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / ПОДОХОДНЫЙ / НАЛОГ / ПРОГРЕССИВНАЯ ШКАЛА / УСЛОВИЯ / TAXATION / INCOME TAX / PROGRESSIVE TAX / TERMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горшков Евгений Геннадьевич

Статья посвящена обсуждению идеи введения прогрессивной шкалы подоходного налога в изменившейся экономической ситуации. В ней рассмотрены обстоятельства, при которых возможно введения новых правил налогообложения физических лиц в России. Проанализированы условия, необходимые для принятия указанных решений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RF: progressive income tax

The article discusses the introduction of progressive income tax in the current economic situation. It also considers the necessary terms of the progressive taxation introducing and some ways to make a good decision

Текст научной работы на тему «Условия введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц в Российской Федерации»

Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2009. № 4. С. 148-149. © Е.Г. Горшков, 2009

УДК 336.227.3

УСЛОВИЯ ВВЕДЕНИЯ ПРОГРЕССИВНОЙ ШКАЛЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

RF: PROGRESSIVE INCOME TAX

Е.Г. Горшков E.G. Gorshkov

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Статья посвящена обсуждению идеи введения прогрессивной шкалы подоходного налога в изменившейся экономической ситуации. В ней рассмотрены обстоятельства, при которых возможно введения новых правил налогообложения физических лиц в России. Проанализированы условия, необходимые для принятия указанных решений.

The article discusses the introduction of progressive income tax in the current economic situation. It also considers the necessary terms of the progressive taxation introducing and some ways to make a good decision.

Ключевые слова: налогообложение, подоходный, налог, прогрессивная шкала, условия.

Key words: taxation, income tax, progressive tax, terms.

Введение прогрессивной шкалы налогообложения для физических лиц в России - любимый объект споров не только политиков, но и экспертов, бизнесменов, а также простых граждан. Противники и сторонники изменения налогового законодательства нашей страны в указанном аспекте приводят различные доводы за и против. Однако они не рассматривают условия, при которых возможно применение прогрессивной шкалы налогообложения физических лиц, по крайней мере в отношении лиц с наиболее высокими доходами. По мнению автора, соединение ряда условий приведет к применению в России дифференцированного подхода к налогообложению дохода граждан.

Одно из условий перехода к новой системе налогообложения - это политическая воля руководителей Российской Федерации. В настоящий момент считается достижением и революционным преобразованием в нашем обществе введение «плоской» шкалы взимания налогов с доходов граждан. «У нас уже была дифференцированная ставка, и все платили налог с минимальной зарплаты, а разницу получали «в конвертах», - напомнил премьер министр В. В. Путин. При этом в США, Канаде и странах Западной Европы в Англии, Бельгии, Финляндии, Франции, Швеции, Швейцарии, Германии, Италии, Нидерландах существует прогрессивная шкала подоходного налога. Заподозрить названные страны в отсутствии рыночной экономики, либеральной и открытой экономической политики невозможно. Однако необходимо отметить интересный факт, кото-

рый вытекает из зарубежного опыта: собираемость налога снижается по мере увеличения шкалы. При верхней планке в пределах 35-40 % граждане платят налог. Если ставка превышает 40 %, как в Германии - 53 %, Франции -56,8 %, Нидерландах - 60 %, налогоплательщики активизируют свои возможности уклониться от уплаты налога. Возможно, это обстоятельство и упрочило точку зрения руководителя правительства России.

Рассмотрим опыт нашей страны в этой области. Действительно в России в 1990-е гг. существовала прогрессивная шкала. Ставка подоходного налога доходила до 30 %, но в бюджет поступали незначительные платежи, а социальное расслоение в обществе увеличивалось в разы. Приводить в качестве доказательств период формирования налоговой системы и ее эффективность, по мнению автора, некорректно. Во-первых, экономика страны практически не показывала роста. Во-вторых, происходило возникновение новых хозяйственных связей внутри государства и за его пределами. Кроме того, необходимо отметить наличие в обороте криминальных капиталов, становление налогового администрирования и фискальных органов. Принимая во внимание изложенное, аргумент, что с 2001 г., когда эта шкала была заменена 13 %, поступления от подоходного налога на протяжении ряда лет росли олимпийскими темпами до 50 %, вызывает сомнение. Приводится факт, что в период с 2000 по 2006 г. платежи выросли в 35 раз. При этом не акцентируют внимание на то, что в данный период вре-

мени экономика страны выходила из «тени», и большинству налогоплательщиков стало выгоднее заплатить государству, чем рисковать и иметь взаимоотношения с правоохранительными и налоговыми органами, а также оплачивать труд по оптимизации налогов. Конечно, заинтересованность гражданина в личном заработке возрастает, когда он выплачивает государству лишь 13 % от своего общего дохода. Бесспорно, что желающих выплатить налог по ставке 13 % находится гораздо больше, чем тех, кто отдал бы 30 %. Тем не менее факт формирования налоговой системы абсолютного большинства развитых стран указывает на приме -нение как раз прогрессивной шкалы налогообложения. В частности, девятнадцать наших партнеров по «большой двадцатке» применяют для налогообложения своих граждан названную схему. Например, в Германии максимальная ставка 53 %, в Японии - 50 %, во Франции - 40 %.

По мнению автора, условием перехода к новой системе налогообложения дохода граждан может стать усовершенствование налогового администрирования в России. В частности, самый высокий в мире подоходный налог, который может достигать 65 %, существует в Дании. Несмотря на это, страна наравне с Западной Европой систематически собирает налоги свыше 90 %. Российская Федерация, имея более мягкие налоговые условия, собирает обязательных платежей в бюджет гораздо меньше. Возможно, факт неспособности налоговых органов собрать налоги также не позволяет переходить к прогрессивной шкале. По этой причине говорить о зависти всего мира к нам в вопросах налогообложения, по мнению автора, преждевременно. Справедливости ради необходимо отметить, что система налогового администрирования развитых стран тоже несовершенна. Вспомним один только скандал, разразившейся в 2008 г. между Германией и Лихтенштейном из-за уклонения от налогов более тысячи немецких налогоплательщиков. Но в целом собираемость обязательных платежей, безусловно, выше, чем в России и работа фискальных органов эффективнее.

В экономической теории бытует мнение, что в переходных экономиках осуществлять налогообложение по высоким ставкам вообще нецелесообразно. Предположим, что нормальная и даже низкая для европейских стран предельная ставка подоходного налога в 30-35 % для России и других стран с переходной экономикой может быть слишком высокой, тем

самым деформируя всю систему налогообложения. Таким образом, необходимо выполнение условия стабилизации экономической обстановки в стране. Принимая во внимание, что кризис, затронувший все мировое сообщество, не позволяет нашей стране менять сложившиеся налоговые отношения. По мнению автора, лишь после преодоления негативных последствий этого явления, возможно перейти на прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц. Однако при определенном стечении обстоятельств современная экономическая ситуация может подтолкнуть к отказу от «плоской» шкалы. Средства резервного фонда могут закончиться уже в 2010-2011 гг. Планировалось, что резервов хватить на несколько десятилетий. Перспектива пополнения их отсутствует. Возникает проблема наполнения бюджета. Как ни парадоксально на первый взгляд, решение у этой задачи есть. Бессмысленно говорить о том, как снижение налогов в обстановке падения основных макроэкономических показателей в России, а также дефицита бюджета всех уровней, падения собираемости налогов и роста социальных расходов скажется на сбалансированности и устойчивости финансовой системы страны. По мнению автора, снижения налогов в ближайшей перспективе ожидать не следует. Вследствие того, что потенциал значительного ослабления фискальной нагрузки на бизнес к настоящему моменту исчерпан. Необходимо будет искать новые источники дохода бюджета. В этой связи возможен переход к прогрессивной шкале взимания подоходного налога.

Резюмируя вышеперечисленное, автор отмечает, что условия введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц в Российской Федерации зависят от стабилизации экономики страны, модернизации налогового администрирования и наличия политической воли руководителей страны. Принимая во внимание мировой опыт, а также то, что плоская шкала налогообложения была введена, по мнению некоторых аналитиков, как временная мера. Поэтому, когда определенный сектор экономики будет выведен из «тени», законодатели опять введут прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц. Возможно, наиболее подходящий период для принятия этих решений выпадет на 2011-2012 гг., когда в России обострится предвыборная компания и политические силы предпримут меры для повышения рейтинга своих партий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.