Научная статья на тему 'Условия внедрения инноваций в учебный процесс на примере медиаобразования'

Условия внедрения инноваций в учебный процесс на примере медиаобразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
481
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATIONS / MEDIA EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хасьянов Владимир Борисович

В статье описывается возможность рассмотрения медиаобразования как инновации в связи с растущей заинтересованностью России в обновлении различных сфер жизни человека с целью воспитания детей и молодежи согласно современным образовательным стандартам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хасьянов Владимир Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovations in the Education Process: Introduction Conditions (with Reference to Media Education)

The article describes the opportunity to regard media education as an innovation considering Russia's growing interest in innovations in different spheres of life with the prospect of bringing up children and the younger generation in accordance with modern educational standards.

Текст научной работы на тему «Условия внедрения инноваций в учебный процесс на примере медиаобразования»

УДК 37.017.922

Условия внедрения инноваций в учебный процесс на примере медиаобразования

В. Б. Хасьянов

В статье описывается возможность рассмотрения медиаобразования как инновации в связи с растущей заинтересованностью России в обновлении различных сфер жизни человека с целью воспитания детей и молодежи согласно современным образовательным стандартам.

Ключевые слова: инновации, медиаобразование

Современная государственная политика России имеет одной из задач внедрение инновационных технологий в разные сферы жизни общества. Особенно это касается российского образования: многие исследователи, например А. В. Белоцерковский, подчеркивают, что «повышение образованности общества является вопросом национальной безопасности России» [3, с. 36], тем самым подтверждая правильность мер, указанных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [10]. Однако, говоря об инно -в а ц и я х , следует прежде всего выделить ключевые моменты этого понятия.

Ю. Ю. Бакерин замечает, что инновацию зачастую отождествляют с нововведением, новшеством. Однако, по мнению автора, это не совсем корректно: новшество является оформленным результатом исследований, разработок или экспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению эффективности. Инновация же представляет собой процесс создания и внедрения новшества (новых изделий, элементов, подходов, качественно отличных от предшествующего аналога) с целью изменения объекта управления и

получения научно-технического, экономического и социального эффекта [2].

В. Б. Агранович устанавливает содержание термина инновация в категориальном поле социальной философии: «Это способ конструирования социальной действительности в режиме нелинейности, альтернативности, коэволюции, развитие которого приводит к качественным изменениям бытия» [1, с. 113]. Иными словами, под инновацией следует понимать качественные изменения в различных сферах жизни человека в процессе развития общества, конечным результатом которых будет являться переход на новую ступень организации жизни и де -ятельности человека.

Согласно Т. Ф. Берестовой, инновацией является «воплощение научного открытия в конкретной технологии или продукте» [4]. В образовательной же отрасли «создание и внедрение инноваций связывают с оригинальностью и нестандартностью мыслей и идей, обозначают этими терминами творческую дерзость и новые идеи, новую деятельность, новый материальный объект, конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов, опредмеченный в виде новых объектов (продуктов, технологий, услуг), отличающихся от предыдущих новыми свойствами». Таким образом, можно утверждать, что «инновация — это новшество, прошедшее полный технологический цикл от зарождения идеи, ее технологической проработки и документального оформления до проведения необходимых коммерческих процедур с целью выхода на рынок в качестве товара в виде продукта, услуги или технологии» [4].

Г. А. Китайгородская формулирует ограничение, предлагая считать инновациями «лишь те идеи, методы, технологии, которые не только воплощены в педагогический процесс, но и экспериментально проверены и готовы к системному целостному внедрению в учебный процесс» [9].

Приведенные толкования имеют общие компоненты, которые должны быть учтены при составлении дефиниции, максимально точно отражающей содержание понятия, обозначаемого обсуждаемым термином. Инновация — это процесс создания и внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения позитивного научно-технического, экономического и социального эффекта. При этом под новшествами мы понимаем опредмеченные в виде новых изделий,

элементов, подходов, технологий и услуг результаты разработок и исследований, базирующихся на имеющемся опыте, качественно отличные от предшествующих аналогов, что может быть доказано в ходе экспериментальных проверок.

Приняв в качестве рабочего составленное определение, рассмотрим понятие «инновация» применительно к одной из областей педагогики —медиаобразованию.

Внедрение аудиовизуальных средств массовой коммуникации (далее СМК) в педагогический процесс, согласно Л. А. Ивановой, не обладает свойством абсолютной новизны, так как на сегодняшний день накоплен практический опыт их применения. Однако итогом использования аудиовизуальных СМК в учебном процессе должно быть не только достижение собственных целей учебной дисциплины (например, иностранного языка), но и реализация целей и задач медиаобразования, главная из которых заключается в формировании меди а к о м п е т е н т н о с т и учащегося. Именно в этом состоит ценность нового подхода к использованию средств массовой коммуникации (в том числе и аудиовизуальных) на современном этапе информатизации общества. Следует отличать медиаобразование от элементарного использования экранных СМК в качестве вспомогательного средства в процессе преподавания [8; 14].

Н. Ю. Хлызова рассматривает медиаобразование как «педагогическое явление, представляющее собой процесс образования, развития, формирования личности на материале и через средства массовой коммуникации» [13, с. 188]. Это определение базируется на концепции

А. В. Федорова, который рассматривает медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при помощи медиатехники. Обретенная в результате этого процесса медиаграмотность помогает человеку активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернет» [11, с. 6].

Под медиакомпетентностью личности предлагается понимать результат целенаправленного медиаобразования, определяе-

мого как «совокупность систематизированных медиазнаний, умений, эмоционально-ценностного отношения к медиа в целом» [13, с. 190].

Таким образом, медиаобразование, по нашему мнению, имеет целью формирование медиакомпетенций личности, т. е. обучение способам получения информации посредством восприятия через средства массовой информации с последующей ее переработкой и использованием.

Под использованием средств медиаобразования мы подразумеваем применение технических аудиовизуальных средств массовой коммуникации в целях осуществления образовательных и воспитательных задач урока, в том числе направленных на расширение кругозора обучающихся, создание мотивации к дальнейшему поиску информации по предмету и ее использованию, сплочение учебного коллектива, воспитание просоциальной личности, т. е. личности, ориентированной на совершение поступков на благо общества, созидательно активной в отношении себя и окружающего мира [12].

Нельзя недооценивать воспитательный компонент медиаобразования. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, современным национальным воспитательным идеалом является «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации» [7]. В числе основных принципов организации духовно-нравственного воспитания авторы Концепции называют социально-педагогическое партнерство со всеми субъектами социализации, в том числе и СМИ. Однако подчеркивается, что «это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации [воспитательных] программ» [7].

Анализ информации, поступающей через СМИ, позволяет сделать вывод о том, что при реализации государственных программ в области воспитания детей и молодежи интересы отдельных представителей теле- и радиокомпаний, Интернет-ресурсов и прессы касаются в первую очередь получения доходов. В этих обстоятельствах медиаобразование, имеющее целью формирование медиакомпетенции лич-

ности, выходит на первый план, на что указывает ряд исследователей (А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов и др.) [5].

Следует, однако, заметить, что процесс разработки и внедрения инноваций тернист. Это связано преимущественно с трудностями преодоления психологического барьера, который, без сомнения, имеет место у преподавателей и руководителей образовательных учреждений и проявляется в нежелании менять устои, страхе перед возможной неудачей и т. д. [9]. Однако эта проблема представляется разрешимой. Так, Л. С. Гавриленко говорит о необходимости организации процесса подготовки педагогов к использованию инноваций как собственно инновационной деятельности [6]. Опыт обращения к аудиовизуальным СМК в педагогике свидетельствует о вероятности успеха этих обучающих проектов. Наличие компетентных специалистов, в свою очередь, обеспечит эффективность реализации образовательных стандартов нового поколения.

Таким образом, для внедрения инноваций в образовательный процесс (на примере медиаобразования) необходимо соблюдение следующих условий:

1) наличие опыта использования инновации в процессе реализации образовательных программ;

2) достаточный уровень подготовки преподавателей, осуществляемой посредством собственно инновационной деятельности;

3) заинтересованность всех участников педагогического процесса в реализации образовательных и воспитательных программ.

Литература

1. Агранович В. Б. Содержание понятия «инновация» как социальнофилософской категории / В. Б. Агранович // Известия Томского политехнического университета. 2008. № 6 (312). С. 111 — 113.

2. Бакеркин Ю. Ю. Сравнительный анализ содержания понятия инновация и его практическое применение / Ю. Ю. Бакеркин // Транспортное дело России. 2006. № 12-Ш. С. 46—49.

3. Белоцерковский А. В. Дороги, которые мы выбираем / А. В. Бело-церковский // Высшее образование в России. 2010. № 2. С. 32—38.

4. Берестова Т. Ф. Инновация и инновационная деятельность: пределы понятий / Т. Ф. Берестова // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2008. № 3 (15). С. 70—76.

5. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики / А. Е. Волков [и др.]. // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 32-64.

6. Гавриленко Л. С. Педагогические условия формирования готовности будущих учителей к инновациям в педагогической деятельности / Л. С. Гавриленко // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 2. С. 28-31.

7. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России: учебное пособие / А. Я. Данилюк,

A. М. Кондаков, В. А. Тишков. Москва: Просвещение, 2009. 24 с.

8. Иванова Л. А. Интеграция медиаобразования и учебной дисциплины «иностранный язык» в образовательном процессе через аудиовизуальные СМК / Л. А. Иванова // Фундаментальные исследования. 2002. № 5. С. 63-65.

9. Китайгородская Г. А. Инновации в образовании — дань моде или требование времени? / Г. А. Китайгородская // Иностранные языки в школе. 2009. № 2. С. 2—7.

10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: [утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537] // Российская газета. 2009. № 4912.

11. Федоров А. В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза: монография / А. В. Федоров. Москва: Информация для всех, 2007. 616 с.

12. Хасьянов В. Б. Духовно-нравственное воспитание молодежи с использованием средств медиаобразования [Электронный ресурс] /

B. Б. Хасьянов // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. 2011. №4. Режим доступа: http://md.islu.ru/ sites/md.islu.ru/files/rar/duhovno-nravstvennoe_vospitanie_ molodezhi_s_ ispolzovaniem_sredstv_mediaobrazovaniya.pdf.

13. ХлызоваН. Ю. Медиаобразование и медиакомпетентность в эпоху информационного общества / Н. Ю. Хлызова // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 342. С. 188—191.

14. Хлызова Н. Ю. Мультимедиа как ведущее средство медиаобразования при обучении английскому языку студентов лингвистического вуза / Н. Ю. Хлызова // Современные наукоемкие технологии. 2008. № 5.

C. 93-95.

© Хасьянов В. Б., 2012

Innovations in the Education Process: Introduction Conditions (with Reference to Media Education)

V. Khasyanov

The article describes the opportunity to regard media education as an innovation considering Russia's growing interest in innovations in different spheres of life with the prospect of bringing up children and the younger generation in accordance with modern educational standards.

Key words: innovations, media education.

Хасьянов В. Б., ассистент кафедры психологии, конфликтологии и безопасности жизнедеятельности, аспирант кафедры педагогики, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский государственный лингвистический университет» (Иркутск), tsubasa_aomaru@bk.ru

Khasyanov, V., associate lecturer, Psychology, Conflictology and Life Safety Department, postgraduate student of Pedagogy Department, Irkutsk State Linguistic University (Irkutsk), tsubasa_aomaru@bk.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.