Научная статья на тему 'Условия труда, состояние аварийности и травматизма в агропромышленном комплексе Брянской области'

Условия труда, состояние аварийности и травматизма в агропромышленном комплексе Брянской области Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
140
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТОР / ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО / АВАРИЙНОСТЬ / ТРАВМАТИЗМ / ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / НЕИСПРАВНОСТЬ / ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Баранов Юрий Николаевич, Никулин Валерий Владимирович, Никитин Антон Михайлович, Николаев Михаил Юрьевич

Целью данной работы является анализ аварийности и дорожно-транспортного травматизма в АПК Брянской области за период с 2001 по 2017 годы включительно, выполненный статистическим методом. При этом большое внимание уделено выявлению причин, факторов и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий в АПК. Современная проблема аварийности на территории Российской Федерации угрожает безопасности страны, т.к. в результате ДТП гибнут люди, наносится огромный экономический ущерб экономике страны, исчисляемый миллиардами рублей, непоправимый вред окружающей среде. Выполнен статистический анализ состояния охраны труда в агропромышленном комплексе Брянского региона. Исследованиями установлено, что меры, принимаемые руководством региона в обеспечении охраны труда и безопасности дорожного движения, являются недостаточными, абсолютные и относительные показатели аварийности и травматизма остаются достаточно высокими. Большое внимание в работе уделено выявлению причин, факторов и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий. Отмечено, что основным источником аварийности и травматизма остается «человеческий фактор», в первую очередь грубые нарушения водителями автотранспортных средств применяемых в сельском хозяйстве Правил дорожного движения, сопутствующими причинами стали: пренебрежение мерами производственной безопасности; неисправность автотранспортных средств; непроведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров операторов; отсутствие или неудовлетворительное состояние дорог, которое в регионе оценивается как критическое. Выполненный анализ аварийности и травматизма позволит руководству АПК Брянской области обратить внимание на существующие проблемы в данном вопросе, выявить объективные причины дорожно-транспортных происшествий на сельскохозяйственных предприятиях, разработать эффективные предупредительные меры по снижению аварийности и травматизма. В первую очередь необходимо обратить внимание на подготовку водительского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Баранов Юрий Николаевич, Никулин Валерий Владимирович, Никитин Антон Михайлович, Николаев Михаил Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия труда, состояние аварийности и травматизма в агропромышленном комплексе Брянской области»

ТЕХНОСФЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

УДК 656.658.348

УСЛОВИЯ ТРУДА, СОСТОЯНИЕ АВАРИЙНОСТИ И ТРАВМАТИЗМА В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

© 2019 г. Ю.Н. Баранов, В.В. Никулин, A.M. Никитин, М.Ю. Николаев

Целью данной работы является анализ аварийности и дорожно-транспортного травматизма в АПК Брянской области за период с 2001 по 2017 годы включительно, выполненный статистическим методом. При этом большое внимание уделено выявлению причин, факторов и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий в АПК. Современная проблема аварийности на территории Российской Федерации угрожает безопасности страны, т.к. в результате ДТП гибнут люди, наносится огромный экономический ущерб экономике страны, исчисляемый миллиардами рублей, непоправимый вред окружающей среде. Выполнен статистический анализ состояния охраны труда в агропромышленном комплексе Брянского региона. Исследованиями установлено, что меры, принимаемые руководством региона в обеспечении охраны труда и безопасности дорожного движения, являются недостаточными, абсолютные и относительные показатели аварийности и травматизма остаются достаточно высокими. Большое внимание в работе уделено выявлению причин, факторов и обстоятельств дорожно-транспортных происшествий. Отмечено, что основным источником аварийности и травматизма остается «человеческий фактор», в первую очередь - грубые нарушения водителями автотранспортных средств применяемых в сельском хозяйстве Правил дорожного движения, сопутствующими причинами стали: пренебрежение мерами производственной безопасности; неисправность автотранспортных средств; непроведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров операторов; отсутствие или неудовлетворительное состояние дорог, которое в регионе оценивается как критическое. Выполненный анализ аварийности и травматизма позволит руководству АПК Брянской области обратить внимание на существующие проблемы в данном вопросе, выявить объективные причины дорожно-транспортных происшествий на сельскохозяйственных предприятиях, разработать эффективные предупредительные меры по снижению аварийности и травматизма. В первую очередь необходимо обратить внимание на подготовку водительского состава.

Ключевые слова: оператор, транспортное средство, аварийность, травматизм, дорожно-транспортное происшествие, неисправность, дорожные условия.

The purpose of this work is to analyze the accident rate and road traffic injuries in the agricultural sector of the Bryansk region for the period from 2001 to 2017 inclusive. The analysis of accidents and injuries was performed by statistical method. When performing the analysis, much attention was paid to identifying the causes, factors and circumstances of road accidents in the agro-industrial complex of the region. The modern problem of accidents on the territory of the Russian Federation threatens the security of the country because as a result of road accidents people die, causing huge economic damage to the economy of the country estimated billions of rubles, irreparable harm to the environment. As a result of the studies carried out in the work, it was found that the main reason for this level of accidents and injuries in the agroindustrial complex of the region were: non-observance by drivers-operators of labor and transport discipline, lack of control of officials for transport flights; absence of specially designated storage areas for agricultural vehicles and mobile equipment; failure to conduct pre- and post-trip medical examinations of operators; lack of the operators of the corresponding certificates on the right of control of tractors and cars, the admission to work of the persons who didn't pass safety instruction and others. The analysis of accidents and injuries will allow the leadership of the agro-industrial complex of the Bryansk region to pay attention to the existing problems in this matter, will identify the objective causes of road accidents in agricultural enterprises, to develop effective preventive measures to reduce accidents and road traffic injuries. The authors believe that the main attention in the issue of reducing the number of accidents, the severity of their consequences. First of all, it is necessary to pay attention to the training of the drivers.

Keywords: operator, vehicle, accident, injury, traffic accident, malfunction, road conditions.

Актуальность темы. Нарушение технологи- чих мест стали главными причинами тяжелого и смер-ческой и трудовой дисциплины, пренебрежение мера- тельного исходов работников сельскохозяйственного ми производственной безопасности, неисправность производства. Решаемая в стране проблема импорто-сельскохозяйственных машин и оборудования, недос- замещения в сельскохозяйственном производстве в таточные меры для организации и оборудования рабо- стране ведет к росту количества перевозимых сельско-

хозяйственных грузов, а это, в свою очередь, требует увеличения количества механических транспортных средств. Рост автотранспортных средств (АТС) на дорогах породило новую проблему - рост аварийности и дорожно-транспортного травматизма.

Исследования, проведенные авторами, доказали, что главной причиной аварийности и травматизма в АПК региона стали, в первую очередь, грубые нарушения водителями автотранспортных средств применяемых в сельском хозяйстве Правил дорожного движения (ПДД), сопутствующими причинами стали: пренебрежение мерами производственной безопасности, неисправность автотранспортных средств [1-4], отсутствие или неудовлетворительное состояние дорог в сельских районах. Нерешаемые проблемы аварийности и травматизма приводят к росту числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), при этом разработанные на федеральном и региональных уровнях ин-

женерные и технические мероприятия позволили бы повысить безопасность транспортных работ, в том числе и АПК [5-8].

Свою долю в обшую картину аварийности и травматизма в России вносит и Брянская область, обстановка на дорогах которой остается сложной, т.к. с 1991 года по 2017 год включительно в регионе произошло 40353 ДТП, при этом получили смертельные травмы 7116 человек, 48158 человек были ранены.

Материалы и методы исследования. Выполненные авторами исследования, анализ, сделанный с применением статистического метода оценки аварийности и травматизма, показали, что за период с 2000 по 2018 годы в сельскохозяйственном производстве при производстве и переработке сельскохозяйственной продукции зарегистрировано 477 несчастных случаев с летальным и тяжелым исходами (рисунок 1).

Т- см со ООО ООО СМ С\1 Сч|

Рисунок 1 - Распределение несчастных случаев в сельскохозяйственном производстве Брянской области

Распределение травмированных при выполнении сельскохозяйственных работ в сельскохозяйственном производстве региона показано на рисунке 2.

2,7% 5,1%

34,2%- транспортные работы; 15,5%- ремонт и техобслуживание машин; 16,7%- животноводство; 10,8%- строительство; 15,2%- растениеводство; 2,7%- крестьянские фермерские хозяйства; 5,1% - прочие Рисунок 2 - Распределение травмированных в сельском хозяйстве региона, %

Результаты, показанные на рисунке 2, доказывают, что в АПК Брянской области наибольшее количество несчастных случаев произошло при выполнении транспортных работ (34,2%).

Результаты материалов расследований несчастных случаев в АПК Брянской области показывают, что работники агропромышленного производства чаще всего были травмированы в результате дорожно-транспортных происшествий (34,2%) (рисунок 3).

4,1%

11.9%

34,2%

10.4%

20.6%

34,2%-дорожно-транспортные происшествия; 20,6%- неудовлетворительная организационная работа; 10,4% - непроведение инструктажей по охране труда; 5,3% - неисправности сельскохозяйственных машин; 5,3% - нарушение норм пожарной безопасности; 4,1 % - алкогольное опьянение; 4,1 % - нарушение технологической

дисциплины; 4,1%-убийства; 11,9%-прочие Рисунок 3 - Причины травматизма в АПК Брянской области, %

Дорожно-транспортные происшествия проявлялись в виде опрокидываний, наездов на пешеходов и транспортные средства, столкновений транспортных средств (рисунок 4).

3,3%

16.1%

25,7%

54,9%

54,9%- наезды; 25,7% - столкновения; 16,1%-опрокидывания; 3,3%- иные происшествия

Рисунок 4 - Виды ДТП, %

14 12 10

8 6 4 2 0

4 4

О О О О <3 О О С> О О ^ ь? 1>чГ КГ ^ ьГ »с

СЭ с> © о о о о

Рисунок 5 - Динамика аварийности в АПК Брянской области

Причинами ДIП в АПК Брянской области стали

[9-12]:

- несоблюдение водителями-операторами трудовой, транспортной дисциплины, отсутствие контроля должностных лиц за транспортными рейсами;

- отсутствие для сельскохозяйственных транспортных средств и мобильной техники специально отведенных площадок для хранения;

- непроведение предрейсовых и послерейсо-вых медицинских осмотров операторов;

- отсутствие у операторов соответствующих удостоверений на право управления тракторами и автомобилями, допуск к работе лиц, не прошедших инструктаж по технике безопасности, и другие.

Авторами установлено, что за период с 2000 по 2018 годы в сельскохозяйственном производстве Брянской области произошло 117 ДТП, в них травмировано 128 человек, при этом 66 человек погибли.

Наибольшее число дорожно-транспортных происшествий произошло в 2000, 2002, 2003, 2005 годах (рисунок 6).

12

10-

11

6-

2-

77 7

5 5

3 3 3

3 3

1 11

1

I

2 2

2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

□ погибло □ ранено

Рисунок 6 - Распределение дорожного травматизма в сельскохозяйственном производстве региона

Распределение пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях работников сельскохозяйственного производства региона, по профессиям, показано на рисунке 7.

Как видно из рисунка 7, среди пострадавших на сельскохозяйственных предприятиях, занятых производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, самую большую группу составляют операторы сельскохозяйственных транспортных средств и мобильных машин - 83 человека, 41 оператор погиб, инженерно-технические работники (ИТР) - 25 человек, 18 ИТР погибли.

Виновниками дорожно-транспортных происшествий в АПК региона стали:

1. Операторы.

Операторы совершили 70 (63,9%) ДТП от их общего количества. В основном дорожно-тран-

спортные происшествия произошли в результате нарушения операторами правил движения.

Дорожно-транспортные происшествия, совершенные операторами из-за нарушения основных видов Правил дорожного движения, отражены на рисунке 8.

2. Отказы и неисправности систем автотранспортных средств (рисунок 9).

3. Неудовлетворительные дорожные условия.

Причинами ДТП из-за неудовлетворительных

дорожных условий стали: плохая сцепляемость шин с дорожным покрытием; плохое состояние обочин, отсутствие вертикальной и горизонтальной разметки; плохое освещение дорог; отсутствие дорожной разметки и дорожных знаков.

По стажу работы операторы, виновники ДТП, распределились следующим образом (рисунок 10).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 о

ж

о

I Вс его ■ Погиб л о ■ Р анено

Рисунок 7 - Распределение пострадавших в ДТП работников сельскохозяйственного производства Брянской области,

по профессиям

4.1%

14.9%

51.2%

51,2%- превышение скорости; 18,1%- нарушение правил проезда перекрестков; 14,9%- езда по полосе встречного движения; 10,8%- отсутствие удостоверения на право управления механическими транспортными средствами (МТС);

4,1%- превышение установленной скорости Рисунок 8 - Распределение ДТП, совершенных операторами, %

3,8% 7,1%

29,7%

11,2%

19,9%

28,6%

29,7%- неисправности тормозных систем автомобиля и прицепа; 28,6%- отказ светового оборудования; 19,9%- порезы шин и разрушение колес; 11,2%- отказы системы управления; 3,8%- недостатки работы сцепного устройства

прицепа; 7,1%- иные неисправности Рисунок 9 - ДТП, связанные с неисправностями МТС, %

14,1%

14,0%

8.8%

30,4%

14,1% - до 2 лет; 14,0%- от 2 до 3 лет; 8,8%- от 3 до 5 лет; 30,4%- от 5 до 10 лет; 32,7%- свыше 10 лет Рисунок 10 - Распределение операторов, совершивших ДТП, по стажу работы, %

Как видно из рисунка 10, наибольшее количество ДТП совершили водители, проработавшие в профессии свыше 5 лет - 63,1 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные о возрасте пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях работников сельскохозяйственного производства представлены на рисунке 11.

12,1%

11,4%

9,1%

10,8%

5,1%

5,3%

9,2%

11,9%

15,6%

9,5%

5,1 % - до 20 лет; 5,3% - от 21 до 25 лет; 9,2% - от 26 до 30 лет; 11,9% - от 31 до 35 лет; 15,6% - от 36 до 40 лет; 9,5% - от 41 до 45 лет; 9,1 % - от 46 до 50 лет; 11,4% - от 51 до 55 лет; 12,1 % - от 56 до 60 лет; 10,8% - свыше 60 лет

Рисунок 11 - Возраст пострадавших в ДТП, %

Как видно из рисунка 11, наибольшее число пострадавших в ДТП состаляют сельскохозяйственные работники в возрасте от 31 до 40 лет (27,5%).

Исследования причин дорожно-транспортных происшествий показали, что сельскохозяйственная транспортная и мобильная техника стала основным источником травмирования людей - прежде всего это колесные тракторы, грузовые, легковые автомобили и микроавтобусы, что составляет 83% всех дорожно-транспортных происшествий среди автомобильного транспорта и более 90% среди тракторного транспорта.

Не способствуют улучшению охраны труда в АПК Брянской области условия труда работников, ко-

торые должны быть если не оптимальными, то хотя бы допустимыми. Данные об удельном весе мужчин и женщин, занятых во вредных и опасных условиях труда, представлены в таблице.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что в АПК Брянской области условия труда работников ежегодно ухудшались почти по всем показателям.

Выполненный авторами прогноз состояния аварийности и дорожно-транспортного травматизма в АПК Брянской области представлен на рисунке 12.

Как свидетельствуют результаты прогноза, количество ДТП и число пострадавших в них людей в АПК Брянской области будет расти.

шт. 16

14

у = 0,0716?? 1,8195х+ 15,397

Кг = 0,6506

12

10

♦ 13

-♦-42-

♦ 11

-•-40-

♦ 5

♦ 4 0 4 » 4

♦ 3 ♦ 3 ♦ 3

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

годы

Рисунок 12 - Прогноз состояния аварийности и дорожно-транспортного травматизма в АПК Брянской области

Удельный вес мужчин и женщин, занятых во вредных и опасных условиях труда, от общей численности работников соответствующего пола и вида экономической деятельности, %

Показатели/годы 2014 2015 2016

Занятые на работах с вредными и опасными условиями труда

всего 38,3 42,2 41,0

мужчины 45,0 50,0 47,0

женщины 29,4 31,8 33,0

Занятые под воздействием факторов производственной среды:

шума, ультра- и инфразвука

всего 16,6 29,9 21,2

мужчины 20,2 27,2 26,6

женщины 11,9 12,4 13,8

вибрации (общая, локальная)

всего 3,1 3,1 5,9

мужчины 4,8 4,7 9,4

женщины 0,9 0,9 1,2

аэрозолей преимущественно фиброгенного действия

всего 8,9 7,7 7,5

мужчины 11,0 9,3 9,7

женщины 6,1 5.5 4,6

химического фактора

всего 8,9 16,0 12,5

мужчины 11,4 19,7 14,5

женщины 5,6 11,1 9,8

микроклимата

всего 1,8 2,4 5,0

мужчины 2,3 2,0 4,4

женщины 1,2 1,6 5,8

световой среды

всего 4,6 4,8 5,4

мужчины 5,9 6,0 6,4

женщины 2,8 3,2 4,2

Занятые под воздействием факторов трудового процесса:

тяжести 13,1 14,4 16,4

всего 18,1 17,5 19,5

мужчины 6,6 10,3 12,3

женщины

напряженности

всего 6,7 7,5 7,1

мужчины 9,3 8,4 8,0

женщины 3,3 6,3 5,8

Выводы. Авторы считают, что такое положение с охраной труда в АПК Брянской области связано с недооценкой социальной значимости данного вопроса руководством АПК региона, руководителями сельскохозяйственных предприятий и организаций. Данный вывод подтверждается повсеместным сокращением службы охраны труда в регионе, что не способствует улучшению условий труда, устранению причин аварийности и травматизма в АПК Брянской области.

Стоит отметить, что принимаемые на федеральном и, частично, на региональном уровнях меры по снижению показателей аварийности на дорогах Российской Федерации и субъектов, позволили несколько стабилизировать положение в данной сфере, создали тенденцию по их снижению, однако, абсолютные цифры и относительные показатели дорожного травматизма остаются достаточно высокими. Снизить показатели аварийности в стране и регионе позволит

не только разработанная Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. № 864. Целью программы является сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий к 2020 году на 8 тысяч человек (28,82%) по сравнению с 2012 годом, но и дополнительное создание служб по охране труда, безопасности дорожного движения, а также подготовка специалистов по этим направлениям.

Литература

1. Wang В., Guo X., Zhang С., Xiong Z. & Zhang J. Simulation and experiment on electrical parking brake system, Nongye Jixie Xuebao // Transactions of the Chinese Society for Agricultural Machinery. - 2013. - Vol. 44. - No 8. - P. 45-49.

2. Hamersma, H.A., Botha T.R. & Schalk Els. The dynamic rolling radius of a pneumatic tyre on hard terrains II Inter-

national Journal of Vehicle Systems Modelling and Testing. -2016.-Vol. 11. - No 3. - P. 234-251.

3. Chen L., Hu D. & Chen W. Control strategy and experiment of torque distribution for 4WD vehicle based on SOA, Nongye Jixie Xuebao II Transactions of the Chinese Society for Agricultural Machinery. - 2015. - Vol. 46. - No 11. - P. 369-376.

4. Durmus H., Gunes E.O., Kirci M. & Ustundag B.B. The design of general purpose autonomous agricultural mobile-robot: 'AGROBOT' II 4th International Conference on Agro-Geoinformatics, 2015.-P. 49.

5. Христофоров, E.H. Безопасность транспортных работ в АПК / E.H. Христофоров, Н.Е. Сакович II Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2007. - № 5. - С. 8-10.

6. Никитин, A.M. Теоретические основы анализа состояния безопасности движения за определенный период эксплуатации / A.M. Никитин, Е.Н. Христофоров, Н.Е. Сакович II Вестник Брянского ГТУ. - 2015. - № 1 (45). - С. 67-72.

7. Христофоров, Е.Н. Теоретический анализ обеспечения безопасности транспортных работ в АПК / Е.Н. Христофоров, B.C. Шкрабак, Р.В. Шкрабак II Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2009. - № 5. - С. 46-48.

8. Христофоров, Е.Н. Влияние надежности транспортных средств на безопасность дорожного движения / Е.Н. Христофоров, Н.Е. Сакович II Тракторы и сельскохозяйственные машины. - 2008. - № 2. - С. 50-51.

9. Расчет вероятностных показателей безопасности дорожного движения методом моделей марковских процессов / Ю.Н. Баранов, Н.Е. Сакович, Е.Н. Христофоров, A.M. Никитин II Мир транспорта и технологических машин. -2014.-№4(47).-С. 115-125.

10. Никитин, A.M. Теоретические основы безопасности дорожного движения: монография / A.M. Никитин, Н.Е. Сакович, Е.Н. Христофоров. - Брянск: Изд-во ФГБОУ ВПО Брянская ГСХА, 2014. - 252 с.

11. Системный анализ и моделирование проблем обеспечения безопасности транспортно-технологических процессов в агропромышленном производстве: монография / Н.Е. Сакович, A.M. Случевский, Е.Н. Христофоров, Ю.В. Беззуб и др. - Брянск: Изд-во ФГБОУ ВО БГАУ, 2015. -509 С.

12. Сакович, Н.Е. Математическое моделирование в обеспечении безопасности дорожного движения: монография / Н.Е. Сакович. - Брянск: Изд-во ФГБОУ ВПО Брянская ГСХА, 2014.-209 с.

References

1. Wang В., Guo X., Zhang С., Xiong Z. & Zhang J. Simulation and experiment on electrical parking brake system, Nongye Jixie Xuebao, Transactions of the Chinese Society for Agricultural Machinery, 2013, Vol. 44, No 8, pp. 45-49.

2. Hamersma H.A., Botha T.R. & Schalk Els P. The dynamic rolling radius of a pneumatic tyre on hard terrains, Interna-

tional Journal of Vehicle Systems Modelling and Testing, 2016, Vol. 11, No 3, pp. 234-251.

3. Chen L., Hu D. & Chen W. Control strategy and experiment of torque distribution for 4WD vehicle based on SOA, Nongye Jixie Xuebao, Transactions of the Chinese Society for Agricultural Machinery, 2015, Vol. 46, No 11, pp. 369-376.

4. Durmus H., Gunes E.O., Kirci M. & Ustundag B.B. The design of general purpose autonomous agricultural mobile-robot: 'AGROBOT', 4th International Conference on Agro-Geoin-formatics, 2015, pp. 49.

5. Khristoforov Ye.N., Sakovich N.E. Bezopasnost' transportnykh rabot v APK [The safety of the agro-industrial complex], Traktory i seiskokhozyajstvennye mashiny, 2007, No 5, pp. 8-10. (In Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Nikitin A.M., Khristoforov Ye.N., Sakovich N.E Teore-ticheskie osnovy analiza sostoyaniya bezopasnosti dvizheniya za opredelennyj period ekspluatacii [Theoretical bases of the analysis of a condition of safety of the movement for the certain period of operation], Vestnik Bryanskogo GTU, 2015, No 1 (45), pp. 67-72. (In Russian)

7. Khristoforov Ye.N., Shkrabak V.S., Shkrabak R.V. Teoreticheskij analiz obespecheniya bezopasnosti transportnykh rabot v APK [Theoretical analysis of the security of the transport of the agro-industrial complex], Traktory i seiskokhozyajstvennye mashiny, No 5, 2009, pp. 46-48. (In Russian)

8. Khristoforov Ye.N., Sakovich N.E. Vliyanie nadezh-nosti transportnykh sredstv na bezopasnost' dorozhnogo dvizheniya [The influence of the reliability of vehicles on road traffic safety], Traktory i seiskokhozyajstvennye mashiny, 2008, No 2, pp. 50-51. (In Russian)

9. Baranov Y.N., Sakovich N.E., Khristoforov Ye.N. Ras-chet veroyatnostnykh pokazatelej bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya metodom modelej markovskix processov [Calculation of probabilistic indicators of road safety by the method of models of markov processes], Mir transporta i tekhnologicheskikh mashin, 2014, No 4(47), pp. 115-125. (In Russian)

10. Nikitin A.M., Sakovich N.E., Khristoforov Ye.N. Teo-reticheskie osnovy bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: mono-grafiya [The theoretical foundations of traffic safety: monograph], Bryansk: Izd-vo FGBOU VPO Bryanskaya GSXA, 2014, 252 p. (In Russian)

11. Sakovich N.E. Sluchevsky, A.M., Khristoforov Ye.N., Bezzub Y.V. i dr. Sistemnyj analiz i modelirovanie problem obespecheniya bezopasnosti transportno-tekhnologicheskikh processov v agropromyshlennom proizvodstve: monografiya [System analysis and modeling of problems of safety of transport-technological processes in agricultural production: monograph], Bryansk: Izd-vo FGBOU VO BGAU, 2015, 509 p. (In Russian)

12. Sakovich N.E. Matematicheskoe modelirovanie v obespechenii bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya: monografiya [Mathematical modeling in road safety: monograph], Bryansk: Izd-vo FGBOU VO Bryanskaya GSXA, 2014, 209 p. (In Russian)

Сведения об авторах

Баранов Юрий Николаевич - доктор технических наук, профессор кафедры «Сервис и ремонт машин», ФГОУ ВО «Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева» (Орловская область, Российская Федерация). E-mail: bar20062@yandex.ru.

Никулин Валерий Владимирович - кандидат технических наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и инженерная экология», ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» (Брянская область, Российская Федерация). E-mail: niks0227@mail.ru.

Никитин Антон Михайлович - соискатель кафедры «Безопасность жизнедеятельности и инженерная экология», ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» (Брянская область, Российская Федерация). E-mail: a.m.nikitin32@mail.ru.

Николаев Михаил Юрьевич - соискатель кафедры «Безопасность жизнедеятельности и инженерная экология», ФГБОУ ВО «Брянский государственный аграрный университет» (Брянская область, Российская Федерация). E-mail: mihail@citadelsb.ru.

Information about the authors Baranov Yuriy Nikolaevich - Doctor of Technical Science, professor of the Service and repair of machines department, FSBEI HE «Orel State University named after I.S. Turgenev» (Orel region, Russian Federation). E-mail: bar20062@yandex.ru.

Nikulin Valeriy Vladimirovich - Candidate of Technical Science, associate professor of the Life safety and engineering ecology department, FSBEI HE «Bryansk State Agrarian University» (Bryansk region, Russian Federation). E-mail: nikso227@mail.ru.

Nikitin Anton Mikhailovich - applicant of the Life safety and engineering ecology department, FSBEI HE «Bryansk State Agrarian University» (Bryansk region, Russian Federation). E-mail: a.m.nikitin32@mail.ru.

Nikolaev Mikhail Yurievich - applicant of the Life safety and engineering ecology department, FSBEI HE «Bryansk State Agrarian University» (Bryansk region, Russian Federation). E-mail: mihail@citadelsb.ru.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

УДК 629.039.58

ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЕЖЕКВАРТАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ РАБОТНИКОВ

РАСТЕНИЕВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

© 2019 г. АЛ Попов, B.C. Шкрабак, С.В. Данилова, В.Ф. Богатырев

В настоящее время предприятия представляют отчеты в Росстат об уровне производственного травматизма, заболеваемости и условиях труда на производстве за год по формам 1 -Т и 7-Т. По этим данным достаточно сложно представить, за какой конкретно период года условия труда не соответствовали нормативным требованиям, что немаловажно, так как это взаимосвязано с возникновением профессионально-обусловленных заболеваний и травматизма. В связи с этим целесообразно проводить анализ условий и безопасности труда ежеквартально и подавать отчеты по полученным данным. В качестве примера проанализированы ежемесячные сведения об уровне заболеваемости работников растениеводства в ПК «Шушары» Тосненского района Ленинградской области. ПК «Шушары» является типичным овощеводческим хозяйством, которое занимается возделыванием, хранением и реализацией овощной продукции. Анализ полученных данных за несколько лет показал, что при наличии случаев заболеваемости работников за год продолжительность дней нетрудоспособности одного работника в разные годы (2013-2015) практически одинакова. При этом следует отметить, что среднемесячное количество больничных листов в эти же годы достоверно различно. Также отмечено, что метеорологические условия окружающей среды не являются определяющими факторами, влияющими на заболеваемость работников. Из приведенных данных следует, что если в течение года условия труда находятся в пределах нормативных требований, то можно ограничиться годовой отчетностью по соответствующим формам (1-Т, 7-Т). Квартальную отчетность по условиям труда целесообразно выполнять при несоответствии или отклонении от нормативных требований условий и безопасности труда с последующим проведением анализа условий труда за каждый месяц текущего квартала с целью своевременного принятия мер по нормализации условий и безопасности труда и снижения заболеваемости и травматизма в целом.

Ключевые слова: травматизм, заболеваемость, безопасность, условия труда, работники растениеводства.

Currently the enterprises submit reports to Rosstat on the level of industrial injuries, morbidity and working conditions in the workplace for the year in the forms of 1-T and 7-T. According to these data, it is difficult to imagine for what specific period of the year the working conditions did not meet the regulatory requirements, which is important, since it is interconnected with the emergence of professionally caused diseases and injuries. In this regard, it is advisable to analyze the conditions and safety of work on a quarterly basis and submit reports on the data obtained. As an example, monthly data on the level of morbidity of plant workers in the PC «Shu-shary» Tosnensky district of the Leningrad region are analyzed. PC «Shushary» is a typical vegetable farming, which is engaged in cultivation, storage and sale of vegetable products. Analysis of the data for several years showed that in the presence of cases of morbidity of workers for the year the duration of days of disability by one employee in different years (2013-2015) is almost the same. It should be noted that the average monthly number of sick leaves in the same years is significantly different. It is also noted that the meteorological conditions of the environment are not the determining factors affecting the morbidity of workers. From the data it follows that if during the year the working conditions are within the regulatory requirements, it is possible to limit the annual reporting on the relevant forms (1-T, 7-T). Quarterly reporting on working conditions is advisable to perform in case of non-compliance or deviation from the regulatory requirements of working conditions and safety, followed by the analysis of working conditions for each month of the current quarter in order to timely take measures to normalize the conditions and safety and reduce morbidity and injuries in general.

Keywords: injuries, morbidity, safety, working conditions, workers of crop production.

Введение. Сельскохозяйственное производство, являясь важнейшим видом экономической деятельности, имеет ряд специфических особенностей. Основной из них является практическая круглогодич-ность производственных процессов. Несмотря на различную интенсивность деятельности в различные периоды года (к примеру кварталы), диктуемую объёмом

работ в зависимости от вида деятельности, агротехнических и агрозообиологических особенностей выращиваемых культур или животных (включая крупный рогатый скот, овцеводство, козоводство, птицеводство, кролиководство, свиноводство, звероводство, коневодство, пчеловодство и др.), сроков выполнения работ и различной напряженности труда в эти периоды,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.