Научная статья на тему 'Условия труда фабрично-заводских рабочих в российской империи в последней четверти XIX в'

Условия труда фабрично-заводских рабочих в российской империи в последней четверти XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3238
238
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧИЕ / УСЛОВИЯ ТРУДА / ФАБРИЧНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Михеичева В.Л.

В статье представлен обзор тягот, с которыми сталкивались рабочие на производстве в последней четверти XIX в. Для этого были использованы материалы периодических изданий, статистические и законодательные источники, которые позволили создать общую картину условий труда рабочих на промышленных предприятиях в России в последней четверти XIX в. Отстаивается идея о том, что отсутствие законодательства, регулирующего трудовые отношения, мешало развитию профессионального рабочего класса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия труда фабрично-заводских рабочих в российской империи в последней четверти XIX в»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

представляет собой рассказы о конкретных следственных делах. Возможно, что автор издал рассказы, написанные самим И.Д. Путилиным [9].

В 1916 году выходит в свет двухтомник «40 лет среди убийц и грабителей. Записки первого начальника Петроградской сыскной полиции». В него были включены рассказы, изданные ранее И. Сафоновым и П. Федоровым, причем некоторые даны под другими названиями.

Леонид Юзефович сделал Путилина главным героем своей детективной трилогии, включающей романы «Костюм Арлекина» (первое название - «Ситуация на Балканах», второе - «Триумф Венеры»), «Дом свиданий» (первый вариант - «Знак семи звёзд») и «Князь ветра». По его романам были сняты фильм «Сыщик Петербургской полиции» и сериал «Сыщик Путилин». Кроме того, Иван Дмитриевич Путилин стал главным героем серии романов Игоря Москвина, написанных по расследованию реальных преступлений [7, с. 15].

Подводя итог литературному обзору дореволюционного периода о жизни И.Д. Путилина, стоит сказать, что на сегодняшний день в научном плане данная тема практически не разработана. Большая часть материалов, имеющихся в свободном доступе, либо носят исключительно художественно-публицистический характер, либо дублируют рассказы из книги И.Д. Путилина «40 лет среди грабителей и убийц». Следовательно, полноценный обзор архивных материалов, позволит расширить литературную базу данной темы исследования.

Список использованной литературы:

1. Антропов Р.Л. Иван Путилин и петербургский Джек-потрошитель. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. - 349 с.

2. Антропов Р.Л. Квазимодо церкви Спаса на Сенной. - М.: Эксмо, 1999. - 23 с.

3. Антропов Р.Л. Тайна Сухаревской башни. - М.: Эксмо, 1999. - 26 с.

4. Антропов Р.Л. Петербургские вампиры-кровопийцы: Из зап. начальника С.-Петерб. сыск. полиции. - М.: Современник-БИС, 1998. - 30 с.

5. Антропов Р.Л. Похитители невест. - М.: Эксмо, 1999. - 25 с.

6. Антропов Р.Л. Поцелуй бронзовой девы. - М.: Эксмо, 1999. - 25 с.

7. Сафонов И.А. Преступления, раскрытые начальником Санкт-Петербургской сыскной полиции И.Д. Путилиным. - СПб., 1904. - 494 с.

8. Сорок лет среди грабителей и убийц: Записки начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции. В 2-х т. - Т. 1. - М.: Современник, 1995. - 415 с.

9. Шевляков М.В. Из области приключений: по рассказам бывшего начальника Санкт-Петербургской сыскной полиции И.Д. Путилина. - СПб.: Типография Демакова, 1898. - 182 с.

© Зайцева И.В., Дудина Ю.А., Елисеева Е.С., 2016

УДК 930

В.Л. Михеичева

Аспирантка

Кафедра всеобщей и отечественной истории Елабужский институт Казанского (Приволжского) федерального университета

г. Елабуга, Российская Федерация

УСЛОВИЯ ТРУДА ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИХ РАБОЧИХ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В

ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ XIX В

Аннотация

В статье представлен обзор тягот, с которыми сталкивались рабочие на производстве в последней четверти XIX в. Для этого были использованы материалы периодических изданий, статистические и законодательные источники, которые позволили создать общую картину условий труда рабочих на

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

промышленных предприятиях в России в последней четверти XIX в. Отстаивается идея о том, что отсутствие законодательства, регулирующего трудовые отношения, мешало развитию профессионального рабочего класса.

Ключевые слова

Рабочие, условия труда, фабричное законодательство, Российская империя.

Российская империя - одна из крупнейших и влиятельных держав XIX столетия. Тем не менее, темпы экономического развития русского государства были медленнее, чем в других государствах. Процесс модернизации производства оказал влияние на изменения в экономической и социальной сфере российского общества. Значительно выросло количество фабрик и заводов, которые привлекали большой приток рабочей силы, в результате которой начал складываться класс профессиональных фабрично-заводских рабочих.

Расширение промышленного производства способствовало формированию профессиональных рабочих. Так, например, в 1887 г. в стране насчитывалось около 21 247 фабрик и заводов с общим числом рабочих - 789 322 человека. Прирост профессиональных рабочих тормозило множество факторов. Большинство работников были выходцами из деревень, для которых труд на земле оставался основным занятием, в то время как работа на производстве была отхожей и сезонной. В осенний и зимний периоды поток рабочих рук увеличивался, в то время как весной и летом фабриканты сталкивались с нехваткой работников на производстве. Этот фактор толкал промышленников на определенные махинации при трудоустройстве рабочих, чтобы обезопасить себя от застоя в производстве. Самой распространенной формой была разница в размере заработной платы: зимой оплату труда сокращали, а летом увеличивали. Работодатели заключали с рабочими срочный договор найма, в котором оговаривали сроки и условия отлучения от производства. Если же они уходили в иное время, то фабриканты накладывали на них штрафы. Нуждаясь в дополнительном заработке, работники заключали договор с владельцами заводов, после чего сталкивались с реальными условиями найма, которые могли оказаться невыгодными для них.

Следующим наглядным примером тяжелых условий труда была большая продолжительность рабочего дня, которая разнилась на предприятиях. Работы длилась от 8 до 18 часов в сутки, в то время как в других странах уже были введены ограничения: в Англии - до 10 часов, в Швейцарии - до 11 ч., в Германии - до 13 ч. и др [4, с. 230].

Рабочие фабрик и заводов России работали не только днем, но и ночью. Зачастую одним и тем же рабочим приходилось работать в обе смены сразу. Рабочие отдыхали между сменами по 6 часов, что препятствовало полному восстановлению и оказывало негативное влияние на здоровье трудящихся. Некоторые работники устраивались на фабрики и заводы семьями. Один из таких примеров был предан широкой огласке в журнале «Северный Вестник» [4, с. 232-233]. Московский инспектор описывает условия труда семьи рабочих на рогожной фабрике в г. Коломна. Вся семья трудилась на одном станке. Работа начиналась в 9 часов вечера и продолжалась до 4 часов утра, при этом все члены семьи были задействованы на производстве: мужчина ткал, женщина заправляла станок, а дети готовили мочало. Далее в 4 ч. утра мужчина ложился спать, а остальные работали до 7 ч. утра, затем мужчина снова начинал работу, а женщина отдыхала до 9 ч. утра. В 9 ч. ложился спать один ребенок, а с часу дня до четырех его сменял другой. С 4 часов дня до 2 часов ночи вся семья снова работала вместе. После чего все отдыхали до 5 утра, а затем работа продолжалась по указанному алгоритму. Такие «нечеловеческие» условия труда подрывали здоровье работников.

Работодатели, заинтересованные в прогрессирующем доходе, экономили на размере заработных плат. В целом в Российской империи размер дохода рабочих рознился не только в зависимости от губернии и отрасли производства, но и от пола трудящихся. Так женщины и дети, получали меньший заработок. В 1891 г. в статье Марусина С. «Фабрично-заводской труд в России» было представлено соотношение заработных плат по половозрастному признаку по Московскому округу: мужчины получали 13 рублей в месяц, женщины - 5 р., дети - 3 р. притом, что трудились на одном уровне с взрослыми [4, с. 235]. Нанимая женщин и детей, фабриканты экономили, а производство не стояло на месте.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

Санитарно-гигиенические условия труда на фабриках и заводах оставляли желать лучшего. Жизни и здоровью рабочих угрожали многие факторы: плохая вентиляция помещений, слабая защита органов и т.д [8, c. 207-209]. Так, например, на известных химических заводах купцов Ушковых в Вятской губернии рабочие регулярно жаловались на удушение ядовитыми испарениями, обмороки, кровотечение, язвы на теле как следствие химических ожогов [2, c. 64].

Поступая на фабрику или завод, работник нуждался не только в рабочем месте, но и в жилой площади. Работодатели по-разному решали этот вопрос: одни строили казармы, другие размещали рабочих в рабочих цехах. Жилищные условия были тяжелыми, даже если работникам выделялось отдельное помещение для ночлега, в большинстве случаев оно оказывалось грязным, холодным, тесным с большим числом проживающих рабочих. Так на парфюмерной фабрике в Москве «женатые и холостые, дети и взрослые девушки спят в повалку вместе, без всяких перегородок, в крайне тесной и грязной обстановке» [5, с. 152153]. На многих предприятиях работники спали на больших досках - «нарах», которые даже не застилались постелью. Еще хуже обстояли дела, когда работники жили в цехах производства, то есть на своих рабочих местах. Им приходилось спать на полу или скамьях и вдыхать все отходы производства. Так, например, в 1870 г. помощник врачебного инспектора Статский Советник Г. Михайлов отмечал, что на кожевенном заводе купца И.Я. Поскреблива в г. Вятка Вятской губернии работники не имели отдельных помещений для отдыха и проживания. Некоторым из них приходилось спать на рабочих станках, а другим на нарах, которые они обкладывали своей одеждой для большего удобства [7, л. 37-37 об].

Все эти обстоятельства влияли на здоровье рабочих фабрик и заводов. В рабочей среде прогрессировали болезни дыхательных путей, повреждение конечностей и внутренних органов [6, с. 188]. Тем не менее, медицинская помощь трудящимся оказывалась лишь формально, т.к. отсутствовало обязательное медицинское страхование здоровья.

Перечисленные тяжелые условия и увеличение числа занятых на фабрично-заводском производстве привлекло внимание общественности к проблемам формировавшегося рабочего класса: наем на работу, увольнение, исчисление заработной платы, санитарно-гигиенические условия труда и т.д. Были предприняты попытки урегулирования нормативно-правовой базы фабрично-заводского труда.

В последней четверти XIX в. получило развитие фабричное законодательство. В 1882 г. была образована фабричная инспекция, которая должна была регулировать трудовые отношения работников и работодателей, осматривать заводы и фабрики, контролировать производство. Закон «О малолетних, работниках на заводах, фабриках и мануфактурах» от 1.06.1882 г. запрещал труд детей, не достигших 12 лет, а для детей 12-15 лет устанавливал рабочее время менее 8 часов, причем запрещен ночной труд [1, с. 37-37]. Закон от 3.06.1885 г. запрещал ночные рабочие смены женщинам и подросткам, трудящимся на текстильном, фарфоровом и спичечном производстве. Закон от 3.06.1886 г. «о найме рабочих на фабрики, заводы и мануфактуры и о взаимных отношениях фабрикантов и рабочих» упорядочил условия найма и увольнения рабочих. Были определены критерии наложения штрафов за нарушения правил, общая сумма которых не должна была превышать одной третьей части заработной платы работника[3].

Таким образом, в России в последней четверти XIX в. протекал процесс стремительного развития фабрично-заводского производства. Это способствовало появлению новой прослойки общества -специализированные рабочие - пролетариат. Крайне тяжелые условия труда на производстве препятствовали быстрому увеличению числа промышленных работников. Однако именно в этот период времени получило развитие фабричное законодательство, которое встало на защиту профессиональных работников и содействовало созданию лучших условий труда на промышленном производстве. Это оказало существенное влияние на темпы экономического развития России в конце XIX в.

Список использованной литературы:

1. Валетов Т.Я. Фабричное законодательство в России до Октябрьской революции // Экономическая история. Обозрение. - Вып. 13[Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB13/valetov.pdf (дата обращения: 15.12.2016).

2. Виноградов А.В. «Печальная эпопея Ардатовский крестьян»: санитарно-экологическая обстановка и рабочее движение на химических заводах промышленников Ушковых (вторая половина XIX - начало ХХ в.)

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №2/2016 ISSN 2410-6070_

// Социокультурная среда российской провинции в прошлом и настоящем: Сб. научных статей. - Елабуга: Изд-во Елабужского института КФУ, 2015. - С.63-66.

3. Литвинов-Фалинский. В.П. Фабричное законодательство и фабричная инспекция. - М.: Типография А.С.Суворина, 1904. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.hist.msu.ru/Labour/Litvinov/index.htm (дата обращения: 15.12.2016).

4. Марусин С. Фабрично-заводской труд в России // Северный Вестник. - 1891. - октябрь №10. - С. 217-243.

5. Марусин С. Фабрично-заводской труд в России // Северный Вестник. - 1891.- ноябрь №11. - С. 151-167.

6. Святловский В. Фабрична работа с санитарной точки зрения // Северный Вестник. - 1891. - апрель №4. -С.187-205.

7. Ф.574. Оп. 1 д. 317.

8. Эрисман Д. Организация общественной гигиены в России // Отечественные записки. - 1876. - июнь№6. -С. 205-264.

© Михеичева В.Л., 2016

УДК 94

О.Л. Протасова

К.и.н., доцент

кафедра «Связи с общественностью, ТГТУ г. Тамбов, Российская Федерация

Д.Н. ШУБ - ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО СОЦИАЛИЗМА *

Аннотация

В статье рассматриваются основные жизненные вехи и идейные убеждения Д.Н. Шуба - публициста, видного деятеля русской эмиграции в Америке, принимавшего активное участие в консолидации политических сил российского демократического социализма.

Ключевые слова Д.Н. Шуб, демократический социализм, либерализм, эмиграция

К началу второй половины прошлого столетия в живых оставалось уже довольно мало представителей российской эмиграции первой волны, вынужденно или добровольно покинувших Россию после большевистского переворота. Этих людей, большинство из которых были широко известны на родине как политические и общественные деятели, философы, ученые, публицисты, нередко именуют Великой русской эмиграцией [4, с. 248]. Такое определение предложил профессор Колумбийского университета М. Раев; основанием же для этой оценки послужил небывалый в истории факт сохранения ею всех основных особенностей русского общества [там же].

Первые годы своего изгнания новоиспеченные эмигранты провели с точки зрения общественно-политической активности весьма бурно. Не желавшие поверить в то, что власть узурпаторов на родине не только устояла, но и закрепилась, вчерашние политики, общественные деятели, ученые и публицисты еще ожидали скорого ее краха; ими рассматривались разные сценарии - от «партизанской» деятельности внутренней оппозиции до помощи иностранных государств извне. Мысль о том, что не следует терять времени и надо готовить себя для дальнейшего служения родине привела к возникновению русских школ и высших учебных заведений; выходили газеты и журналы, отражавшие весь спектр политических партий

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ), проект № 15-01-00157а.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.