Научная статья на тему 'Условия существования древлеправославной церкви в СССР (1950-1988 годы)'

Условия существования древлеправославной церкви в СССР (1950-1988 годы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
231
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМЛЮЩАЯ БЕЛОКРИНИЦКУЮ ИЕРАРХИЮ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / МОСКОВСКАЯ АРХИЕПИСКОПИЯ / МИРОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УЧРЕЖДЕНИЕ МИТРОПОЛИИ / OLD BELIEVERS' ORTHODOX CHURCH WITH GOOD ATTITUDE TO BELOKRINITSKAYA HIERARCHY / MOSCOW ARCHIEPISCOPACY / PEACE-MAKING ACTIVITY / METROPOLITAN ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чибисов Андрей Владимирович (Игумен Мануил)

Показаны изменения в политике советского государства по отношению к древлеправославной церкви. Выявлены «застойные тенденции» ее развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The living conditions of the OLD-believers' church in the USSR (1950-1980)

In this article, changes in relations to the Old Believers' church in the policy of the Soviet state have been shown. "Trends for stagnation" of its development have been revealed.

Текст научной работы на тему «Условия существования древлеправославной церкви в СССР (1950-1988 годы)»

УДК 281.93(471.311)

Чибисов Андрей Владимирович (игумен Мануил)

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

andrvlad1@yandex.ru

УСЛОВИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СССР (1950-1988 годы)

Показаны изменения в политике советского государства по отношению к древлеправославной церкви. Выявлены «застойные тенденции» ее развития.

Ключевые слова: древлеправославная церковь, приемлющая белокриницкую иерархию, Московская архиепископия, миротворческая деятельность, учреждение митрополии.

С началом «холодной войны» Русская древлеправославная (старообрядческая) церковь Христова, старообрядцев приемлющих белокриницкую иерархию (ДЦХ

б.и.) активно включилась в борьбу за мир, что явилось логическим продолжением той активной патриотической деятельности, которую она вела в годы Великой Отечественной войны. Первым из ее первоиерархов, начавшего миротворческую деятельность, был архиепископ Московский и всея Руси Иринарх (Парфенов), участвовавший в октябре 1950 г. во «Всесоюзной конференции сторонников мира» [1].

В мае 1952 г. в «Конференции церквей и религиозных объединений в СССР за защиту мира» принял участие новый глава церкви - архиепископ Флавиан (Слесарев). Несмотря на то, что старообрядческая церковь вместе с другими конфессиями активно участвовала в борьбе за мир, на местах отношение к старообрядцам со стороны новообрядческого духовенства оставалось враждебным. В архиепископию с приходов поступали сообщения, в которых содержалась большая масса негатива в адрес старообрядческого духовенства. Это свидетельствовало о сохранении и даже попытках обострения застарелого конфликта по вопросу каноничности бело-криницкой иерархии [2].

С 15 по 17 мая 1955 г. в Москве проходило совещание Совета при архиепископии, на котором обсуждались вопросы: о «Всесоюзной конференции сторонников мира»; об издании церковного календаря на 1956 г.; о создании старообрядческой митрополии Московской и всея Руси. Совет постановил через епископов и благочинных довести до сведения все старообрядческие общины о проходившей с 10 по 13 мая 1955 г. в Москве «Всесоюзной конференции сторонников мира», и выявить их мнение об участии их

предстоятеля в миротворческой деятельности. Архиепископу было поручено подготовить текст приветственного послания к предстоящей «Всемирной Ассамблее сторонников мира» в г. Хельсинки (Финляндия). Кроме этого, было одобрено дальнейшее издание церковного календаря, и отмечено: «считать своевременным и необходимым учреждение Московской митрополии» [3].

В мае 1955 г. архиепископия известила Бра-ильскую (Белокриницкую) митрополию в Румынии о том, что она, основываясь на канонических правилах, решила возвести для старообрядческой церкви в СССР митрополита. Основанием для учреждения митрополии архиепископия видела в том, что первенствующая Белокриниц-кая кафедра и ее территория были присоединены к СССР [4].

О таком решении стало известно РПЦ (МП). Ее глава - патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) обратился к старообрядческому митрополиту Браильскому и Тульчинскому Тихону (Качалкину) с просьбой воздержаться от поездки в СССР и от возведения архиепископа Флавиана в сан митрополита [5]. После такого обращения между архиепископией и митрополией наблюдалось обострение во взаимоотношениях, проявившееся в вмешательстве митрополита во внутрицерковные дела старообрядческой церкви в СССР. В июле 1955 г. архиепископия обратилась в Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР (СРК), сообщая ему о действиях Тихона, на что им была дана рекомендация письменно обосновать автокефалию. При переписке с митрополитом архиепископия обращала его внимание на соборные постановления и определения от 23 августа 1861 г. и от

2 июля 1863 г., которые провозглашали полную самостоятельность и независимость от Белокри-ницкой митрополии ДЦХ б.и. в СССР [6].

Однако не все приходы старообрядческой церкви однозначно и радостно восприняли решение о преобразовании Московской архиепископии в митрополию. От некоторых в знак протеста были направлены заявления к председателю СРК

А.А. Пузанову, с просьбой не разрешать возведение Московского архиепископа в сан митрополита [7]. Первоначально Совет все же дал такое разрешение, и архиепископия назначила день возведения архиепископа Флавиана в достоинство митрополита, но накануне этого мероприятия было получено приказание воздержаться от учреждения Московской митрополии [8].

В 1950-х гг. архиепископия пыталась урегулировать и наладить отношения с зарубежными старообрядческими приходами, которые до Октябрьской революции были у нее в подчинении, а в частности с приходами находящимися в Китае (Манчжурии) и Канаде. В дальнейшем некоторые старообрядцы вернулись в СССР, но большинство с началом создания коллективных хозяйств в Китае эмигрировали в Австралию, США и Канаду [9]. По вопросу о взаимоотношении с канадскими старообрядцами 11 ноября 1955 г. состоялось заседание Совета при архиепископии, которое решило: «ввиду того, что по точным сведениям СРК в Канаде насчитывается 1 приход, то .. .нецелесообразно посылать представителя архиепископии в командировку в Канаду» [10].

Годы служения архиепископ Флавиана совпали с новой компанией преследований верующих, которую возглавил первый секретарь ЦК КПСС

Н.С. Хрущев. Несмотря на «оттепель», в отношениях между государством и религиозными организациями наступило значительное охлаждение.

Активизация антирелигиозной борьбы началась после выхода целого ряда постановлений ЦК КПСС и Совет Министров СССР. Постановления «О монастырях в СССР» и «О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей», принятые 16 октября 1958 г., привели к тому, что были закрыты 3 действующих старообрядческих монастыря: 2 мужских - Архангельский и Петропавловский в Измаильской епархии, и 1 женский - Казанский в Кишиневско-Молдавской епархии [11].

В связи с объявленной в 1959 г. XXI съездом КПСС «полной и окончательной победой социализма», началось закрытие и разрушение храмов. XXII съезд КПСС в 1961 г. провозгласил построение в СССР к 1980 г. коммунизма, и поэтому для

церкви как «единственного легально существующего врага марксизма» места в государстве не предусматривалось [12].

Секретное Постановление 16 марта 1961 г. «Об усилении контроля за выполнением законодательства о культах» отменяло все постановления 1940-х гг. и обязывало местные советские органы обеспечить строгий контроль за его выполнением [13]. В результате была проведена реформа приходского управления, по которой настоятели приходов, лишались всякой возможности вмешиваться в хозяйственные дела общин, и оказывались на положении наемных лиц у церковного совета, состоявшего из людей, нередко далеко не религиозных. Власть епархиального архиерея над приходами была минимизирована до такой степени, что после снятия с регистрации назначенного им настоятеля приход становился подведомственным только государственному регистрирующему органу. При этом прихожане не имели прав владения церковным имуществом, приобретенным на пожертвования верующих, - оно после закрытия храма конфисковывалось государством, включая богослужебные предметы [14].

После смерти архиепископа Флавиана старообрядческую церковь возглавил архиепископ Иосиф (Моржаков), который продолжил деятельность церкви в борьбе за мир. В 1961 г. он возглавил делегацию на «Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира» в г. Прага (Чехословакия) [15].

Вторая попытка учреждения митрополии была предпринята и при архиепископе Иосифе, но он сам по скромности не согласился. Рассуждения были такого рода: «сан митрополита по сравнению с архиепископом Московским и всея Руси ни власти, ни паствы не прибавит, а внешние могут упрекнуть в нескромности и в погоне за титулами». К тому же не было возможности посоветоваться с митрополитом Белокриницким. Однако у большинства священноначалия и верующего народа было живо сознание того, что, несмотря ни на какое политическое противодействие, решения дореволюционных Освященных соборов об учреждении митрополии в Москве должны быть выполнены [16].

После отставки Н.С. Хрущева новое руководство страны, возглавляемое Л.И. Брежневым, в отношении церкви заняло более умеренную позицию, нежели прежнее, что, по-видимому, объясняется большим, нежели ранее, равнодушием

к идеологии. Закрытие храмов, было прекращено. Из 147 приходов, насчитывавшихся у старообрядческой церкви в 1950 г., оставались действующими в 1970-х гг. 127 церквей. Имело место и са-мозакрытие одного прихода ввиду неимения прихожан. Церкви, закрытые в годы хрущевских гонений не были возвращены верующим [17].

В 1971 г. произошло решение проблемы клятв, наложенные Соборами 1656 и 1667 гг. на старообрядцев. На Поместном соборе РПЦ было принято постановление, в котором признавалась необоснованность суждений данных Соборов о старых обрядах. Упразднялись и все клятвы указанных Соборов, наложенные ими «на старые русские обряды и на придерживающихся их православноверующих христиан». Собор также счел «эти клятвы, яко не бывшие». Это стало возможно по причине того, что в 1970-е гг. полемика со старообрядцами уже не воспринималась как миссионерская задача, так как для всех христиан страны советов общими противниками были материализм и атеизм [18].

Приемником архиепископа Иосифа стал Никодим (Латышев), избранный 22 октября 1971 г. Освященным собором архиепископом Московским и всея Руси. На «Всемирной конференции религиозных деятелей за спасение священного дара жизни от ядерной катастрофы», состоявшейся с 10 по 14 мая 1982 г. в Москве, архиепископ в своем обращении к руководителям и последователям всех религий отметил, что над всем человечеством «нависла катастрофа... Народы всех стран обязаны направить все свои силы и стремления к одной, всеобщей и неотложной цели -к спасению рода человеческого, к сохранению жизни на земле». За участие в миротворческой деятельности и свои пожертвования в Фонд Мира архиепископ Никодим был награжден почетной медалью Советского Фонда Мира [19].

Очередная попытка учредить митрополию была предпринята и в 1980 г. По инициативе энергичного епископа Донского и Кавказского Анастасия (Кононова) вопрос вновь приобрел актуальность в связи с празднованием 40-летия служения в священном сане архиепископа Никодима. Он обратился к председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР (СДР)

В.А. Куроедову, с просьбой разрешить возведение архиепископа Никодима в сан митрополита. В письме также отмечалось, что об этом ходатайствуют епархии и приходы старообрядческой цер-

кви. Однако и эта попытка не увенчалась успехом, так как глава ведомства «по делам религий» не мог решать существенные вопросы государственной политики в отношении церкви вопреки указаниям КГБ [20].

В 1986 г. ДЦХ б.и. возглавил архиепископ Алимпий (Гусев). В этот период старообрядческая церковь имела 5 епархий: Московскую, Киевско-Винницкую, Донско-Кавказскую, Клинцовс-ко-Новозыбковскую, Кишиневско-Молдавскую;

3 епископа, и 126 приходов, на которых исполняли свое служение 54 священника и 8 диаконов, причем многие из них были преклонного возраста. Единственным источником пополнения епископата кадрами были вдовствующие священнослужители. С 1960-х гг. основной проблемой для церкви являлось то, что отсутствие архиереев в епархиях не позволяло своевременно решать кадровые вопросы. Священнослужители, оставшиеся без руководства архиерея, совершали различные канонические нарушения, а иногда аморальные проступки, принижая свой пастырский авторитет в глазах верующего народа. Наличие большого количества вакантных приходов привело к тому, что священники были нагружены несколькими приходами, часто удаленными друг от друга на сотни и даже тысячи километров. В результате служение проводилось иногда небрежно, с отклонениями от требований церковного устава, а священники испытывали непосильные нагрузки. В большинстве приходов не хватало грамотных уставщиков, руководителей пения, певцов, знающих знаменную нотацию, помощников. Многие храмы нуждались в капитальном ремонте [21].

Сложившаяся обстановка в мире с непрекра-щающимся наращиванием ядерных вооружений, заставила вновь старообрядческую церковь в лице архиепископа Алимпия высказать свою позицию в защиту мира на международном форуме «За безъядерный мир, за выживание человечества», проходивший с 14 по 16 февраля 1987 г. в Москве. Было отмечено, что мир находится на краю гибели, угроза ядерной катастрофы настолько возросла, что потребовались незамедлительные усилия со стороны руководителей государств, общественных, религиозных и иных организаций, чтобы направить свою активность в сферу миротворчества [22].

Во второй половине 1980-х гг. в жизни церкви стали происходить небольшие перемены, связан-

ные с демократизацией общества и изменением отношения государства к верующим. Поэтому в 1986 г. архиепископию впервые с официальным визитом смогла посетить делегация от Браильс-кой митрополии во главе с епископом Киприа-ном, и группа духовенства из Америки. 14 ноября 1987 г. в Белой Кринице совместное богослужение совершили митрополит Браильский и Туль-чинский Тимон и архиепископ Московский и всея Руси Алимпий. Во время этих встреч обсуждался и был решен положительно вопрос о преобразовании Московской архиепископии в митрополию [23].

В условиях нарастающей свободы совести и гласности в стране архиепископия обратилась в СДР с просьбой о разрешении учреждения митрополии в Москве, но Совет по-прежнему был категорически против. Позиция объяснялась возражениями президента СРР Н. Чаушес-ку. Ему льстило, что в Румынии находился главный старообрядческий центр, а учреждение Московской митрополии могло подорвать престиж Румынии [24].

Но все же Освященный собор посвященный юбилею 1000-летия Крещения Руси единодушно постановил: митрополитом Московским и всея Руси быть архиепископу Алимпию. Произошел конфликт, так как на Соборе присутствовал заместитель председателя СДР А.М. Иволгин. Он произнес речь, в которой оказал прямой нажим на участников Собора. Представители церкви известили руководство СДР о предстоящем преобразовании архиепископии в митрополию. Работники Совета - специалисты по старообрядчеству, знающие психологию духовенства и решительный настрой членов Собора, убеждали председателя СДР К.М. Харчева поддержать намерение Собора, что, несомненно, укрепило бы в глазах духовенства и верующих авторитет этого органа, а значит и государства. У руководителей этого ведомства возникли опасения, что повышение статуса церкви станет серьезным импульсом для ее возрождения, так как не исключали и возможности преобразования в перспективе старообрядческой митрополии в патриархию, что стало бы явным вызовом РПЦ (МП). Исходя из этих соображений руководство СДР под давлением отдела пропаганды ЦК КПСС и КГБ, пыталось отговорить делегатов Собора от «несвоевременного» шага [25]. Но, несмотря на давление высших государственных структур, центральным событием празднования

юбилея явилось состоявшееся 24 июля 1988 г. возведение архиепископа Московского и всея Руси Алимпия в сан митрополита. Таким образом, был решен вопрос, периодически обсуждавшийся на Освященных соборах в 1906, 1907, 1915, 1956 и 1980 гг. Юбилейным Освященным собором также было уточнено и официальное именование церкви: Русская православная старообрядческая церковь [26].

Итак, в первой половине 1950-х гг. развернулась новая компания гонений на ДЦХ б.и. Их главное отличие от репрессивных мер в 1920-1930-х гг. заключалось в том, что они прошли без кровопролития и массовых арестов и выразились в участившихся нападках на религию и закрытии храмов. Это отличие обуславливалось «нуждой» в церкви, которой был отведен специфический участок фронта - «борьба за мир». Серия постановлений, принятая 1950-1960-х гг., на ужесточение экономических и политических условий существования религиозных организаций привела к закрытию в церкви всех ее монастырей. Внут-рицерковная жизнь ДЦХ б.и. характеризуется следующими тенденциями: кадровая проблема, так как органы препятствовали посвящению в сан лиц молодого возраста, поэтому весь состав духовенства по своему возрастному уровню был выше 60 лет; пресечение всякой положительной инициативы, так как препятствовали этому консерватизм, характерный для преклонного возраста, и ограничение государством священнослужительской деятельности стенами храма. Изменилось в лучшую сторону отношение иерархов РПЦ (МП) к старообрядческим епископам, которые вместе принимали участие в миротворческой деятельности в условиях «холодной войны». Поместный собор 1971 г. снял клятвы Соборов 1665-1666 гг., наложенные на старые обряды, что еще больше усилило в сознании всех придерживающихся старых обрядов правоту своих убеждений. Все попытки учредить в Москве митрополию не дали положительных результатов, так как СРК, а потом СДР и органы КГБ видели в этом серьезный импульс для возрождения архиепископии, и не исключали в перспективе возможности ее преобразования в патриархию. Нормализация взаимоотношений двух старообрядческих поместных церквей (России и Румынии) произошла в канун празднования 1000-летия Крещения Руси, а юбилейные торжества знаменовалась преобразованием старообрядческой архиепископии в митрополию.

Библиографический список

1. АМ РПСЦ (Архив митрополии Русской православной старообрядческой церкви г. Москва). Ф. 3. Оп. 1. Ед. хр. 683. Л. 1-2.

2. Во время оно... История старообрядчества в свидетельствах и документах. Приложение к журналу «Церковь». - Вып. 3. - М., 2006. - С. 47-48.

3. ГАРФ (Государственный архив Российской Федерации г Москва). Ф. 6991. Оп. 4. Д. 53. Л. 51-54.

4. Там же. Д. 52. Л. 85.

5. Там же. Д. 83. Л. 7.

6. Там же. Д. 53. Л. 28-28 об.

7. Там же. Д. 107. Л. 3.

8. Пименов Л. Учреждение митрополии в Москве // Церковь. - Вып. 3. - М., 2000. - С. 50-51.

9. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 4. Д. 52. Л. 2 и 27.

10. Там же. Л. 198.

11. АМ РПСЦ. Ф. 3. Оп. 1. Ед. хр. 249. Л. 1-48.

12. Цит.: Цыпин В. (прот.) История Русской церкви. 1917-1997 гг. - М., 1997. - С. 378-405.

13. ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 4. Д. 1. Л. 45.

14. Цыпин В. (прот.). История Русской православной церкви. 1917-1990 гг. - М., 1997. - С. 159.

15. Высокопреосвященнейший Иосиф архиепископ Московский и всея Руси // Старообрядческий церковный календарь на 1969 г. - М., 1969. - С. 90-91.

16. Пименов Л. Учреждение митрополии в Москве // Церковь. - Вып. 3. - М., 2000. - С. 50-51.

17. АМ РПСЦ. Ф. 3. Оп. 1. Ед. хр. 249. Л. 1-48.

18. Журнал Московской Патриархии. - 1971. -№ 7. - С. 65.

19. Памяти Высокопреосвященнейшего Никодима архиепископа Московского и всея Руси // Старообрядческий церковный календарь на 1987 г. - М., 1987. - С. 52-53.

20. Письмо председателю Совета по делам религий при Совете Министров СССР В.А. Куро-едову от епископа Донского и Кавказского Анастасия (Кононова), от 25 марта 1980 г. // Церковь. -Вып. 3. - М., 2000. - С. 53.

21. «О состоянии Русской старообрядческой церкви и ее насущных проблемах». Доклад преосвященного епископа Алимпия на Освященном соборе старообрядческой церкви 1986 г. во граде Москве // Старообрядческий церковный календарь на 1988 г. - М., 1988. Приложение. - С. 7-10.

22. Международный форум «За безъядерный мир, за выживание человечества» // Старообрядческий церковный календарь на 1988 г. - М., 1988. - С. 11.

23. Пименов Л. Учреждение митрополии в Москве // Церковь. - Вып. 3. - М., 2000. - С. 50-51.

24. Там же.

25. Михайлов Г.А. Старообрядчество: падчерица у Государства? // Религия и право. - 2000. -№ 2. - С. 9.

26. Пименов Л. Празднование 1000-летия Крещения Руси в Русской православной старообрядческой церкви // Родина. - 1990. - №9 9. - С. 6-13.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.