Научная статья на тему 'Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий'

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6565
682
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ТАЙНА ПЕРЕПИСКИ / ТАЙНА ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ / OPERATIVE INVESTIGATIVE ACTIVITIES / OPERATIVE INVESTIGATIVE MEASURES / PRIVACY OF CORRESPONDENCE / PRIVACY OF TELEPHONE TALKS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зуев Владимир Иванович

В статье исследуются условия, т.е. установленные оперативно-розыскным законодательством и прежде всего Федеральным законом об ОРД (оперативно-розыскной деятельности) специальные правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обусловливает подготовку и (или) осуществление конкретного оперативно-розыскного мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF CARRYING OUT OPERATIVE INVESTIGATIVE MEASURES

The paper is devoted to the study of conditions i.e. special rules established by the operative investigative legislation and first of all by the Federal Law of OIA (operative investigative activities). It is stipulated by the legislator that strict execution of the above rules is required for preparation and (or) administration of any concrete operative investigative measures.

Текст научной работы на тему «Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий»

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

В.И. Зуев, к.п.н., Оренбургский ГАУ

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) — это установленные оперативно-розыскным законодательством, и прежде всего, Федеральным законом об ОРД (оперативно-розыскной деятельности) специальные правила, неукоснительным выполнением которых законодатель обусловливает подготовку и (или) осуществление конкретного оперативнорозыскного мероприятия, которые призваны повысить их эффективность и гарантировать

соблюдение принципов оперативно-розыскной деятельности при их проведении [1].

Основная совокупность этих правил содержится в ст. 8 ФЗ об ОРД [2]. Однако ею нормативная регламентация условий не ограничивается. Они «прописаны» и в других статьях ФЗ об ОРД, а также в некоторых нормах иных законодательных актов в области оперативнорозыскной деятельности.

Согласно ст. 36 ФЗ о наркотиках [3] при проведении контролируемых поставок, проверочных закупок, оперативного эксперимента,

сбора образцов для сравнительного исследования, оперативного внедрения, исследования предметов и документов оперативнорозыскному органу (ОРО) разрешается использовать наркотические средства и психотропные вещества без лицензии, а для остальных субъектов установлен лицензионный порядок их использования.

В ФЗ об ОРД закреплены два вида условий осуществления оперативно-розыскных мероприятий: общего свойства и содержащие исключения из общих правил их проведения.

Во втором виде различают группу условий «экстренного характера» (ч. 3, 4 и 8 ст. 8 ФЗ об ОРД) и группу условий, которые ограничивают осуществление конкретных оперативнорозыскных мероприятий (ч. 2, 5—8 ст. 8; ч. 7 ст. 5; ч. 3, 4 и б ст. 6; ч.1 и 3 ст. 9; ч. 2 ст. 13 и п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ об ОРД).

Рассмотрим эти условия по порядку. Известны два общих условия проведения оперативнорозыскных мероприятий. Первым общим условием выступает возможность осуществления оперативно-розыскных мероприятий на территории России, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно воле законодателя допустимы исключения из действия ФЗ об ОРД в пространстве, что должно быть предусмотрено федеральным законом. Такие исключения известны. В частности, в ст. 12 УК РФ содержится предписание о действии уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление за пределами России [4]. Следует отметить, что создание предпосылок для реализации этой нормы подразумевает вероятность совершения оперативно-розыскной деятельности за рубежом. Так, военнослужащие воинских частей России, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершённые на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по уголовному законодательству России. Однако выявить, допустим, военнослужащего, который готовится совершить государственную измену, без осуществления соответствующего оперативнорозыскного мероприятия крайне затруднительно (ст. 12 ч. 2 УК РФ) [5].

Второе исключение допустимо на основании предписаний Закона о международных договорах. Соответствующим международным соглашением может быть предусмотрена возможность осуществления оперативно-розыскного мероприятия за пределами России. Вместе с тем представительства иностранных государств в России обладают правовым иммунитетом территории. Это означает, что без разрешения соответствующих должностных лиц дипломатического представительства (как правило, руководителя) входить на территорию какого -

либо представительства (включая официальных представителей России) нельзя.

Кроме того, непосредственно в ФЗ об ОРД установлено определённое изъятие из принципа его действия в пространстве. Согласно ч. 5 ст. 13 в следственных изоляторах оперативно-розыскные мероприятия возможны исключительно во взаимодействии заинтересованного в получении информации оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, с соответствующими сотрудниками уголовно-исполнительного учреждения. Самостоятельно проводить какое-либо оперативнорозыскное мероприятие оперативные подразделения других оперативно-розыскных органов на территории следственных изоляторов не вправе.

Вторым общим условием является то, что «гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, принадлежность к общественным объединениям, отношение к религии и политические убеждения отдельных лиц не являются препятствием для проведения в отношении их оперативно-розыскных мероприятий на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законами» (ч. 1 ст. 8 ФЗ об ОГД).

В этом предписании ФЗ об ОРД конкретизирован закреплённый в ст. 19 Конституции России принцип равенства всех перед законом и судом [6]. Тем самым в отношении каждого может проводиться оперативно-розыскная деятельность с целью защиты охраняемых объектов от преступных посягательств (при наличии соответствующих законных оснований и т.п.).

Единственным исключением из правила равенства каждого перед законом служат специальные упоминания в федеральных законах. По сути, они являются правилами особого порядка осуществления оперативно-розыскных мероприятий в отношении отдельных категорий должностных лиц. В соответствии с Конституцией РФ неприкосновенны Президент РФ, депутаты палат Федерального Собрания и судьи, согласно Федеральному конституционному закону «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» — Уполномоченный, а Федеральному закону о прокуратуре — прокуроры и следователи Следственного комитета при Генеральной прокуратуре РФ [7].

По смыслу ст. 22—25 и 98 Конституции РФ и в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 г. «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» парламентарии обладают неприкосновенностью, или депутатским иммунитетом [8]. Его сущность заключается в освобождении депутатов от уголовного преследования или привлечения

к административной ответственности в течение всего срока их полномочий. Однако законодатель не акцентирует внимания на том, что данный иммунитет распространяется на оперативнорозыскную деятельность, не предназначенную как для непосредственной реализации функций уголовного преследования, так и для привлечения к административной ответственности.

Законодатель предусмотрел две группы условий, которые содержат исключения из общих правил проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Первая группа — это условия, которые ограничивают осуществление конкретных оперативнорозыскных мероприятий. Они изложены в ч. 2 ст. 8 ФЗ об ОРД: проведение оперативнорозыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища допускается на основании судебного решения и при наличии информации соответствующего характера.

Первая группа условий гарантирует законность при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на частную жизнь [9]. Непосредственно в ст. 8 указаны два обязательных условия: наличие судебного решения и наличие соответствующей информации.

Дополнительным условием для осуществления оперативно-розыскных мероприятий в ситуациях, которые создают угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России, выступает обязательность наличия данных о событиях и действиях, создающих такую угрозу [10].

Второе из рассматриваемых комплексных условий изложено в ч. 6 ст. 8 ФЗ об ОРД: «В случае возникновения угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц по их заявлению или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов».

Это группа правил «экстренного характера», которые направлены на защиту конституционных прав граждан на жизнь, здоровье, собственность, а также на неприкосновенность частной жизни.

Третье из комплексных условий предусмотрено в ч. 10 ст. 8 ФЗ об ОРД. В ней изложены правила проведения оперативно-розыскных мероприятий, обеспечивающих безопасность органов,

осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В этом случае оперативно-розыскные мероприятия проводятся в соответствии с Федеральным законом об ОРД и исключительно в пределах полномочий указанных органов, установленных соответствующими законодательными актами Российской Федерации. По основаниям, предусмотренным п. 5 ч. 2 ст. 7 ФЗ об ОРД, разрешается осуществлять действия, указанные в п.п. 8—11 ч. 1 ст. 6, без судебного решения при наличии согласия гражданина в письменной форме (ч. 10 ст. 8).

Следует подчеркнуть, что в рассматриваемом случае не требуется получения разрешения судьи на проведение отдельных оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан. Это обусловлено получением согласия лица на ограничение какого-либо его права. Однако эти оперативно-розыскные мероприятия допустимо проводить только в целях обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Следовательно, для осуществления оперативно-розыскных мероприятий в иных целях (например, для обеспечения безопасности некоторых защищаемых лиц согласно нормам Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства») требуется получение санкции судьи. Кроме того, в ч. 7 ст. 8 ФЗ об ОРД изложено предписание о специальном условии осуществления так называемых острых оперативно-розыскных мероприятий [11].

Проверочная закупка или контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, свободная реализация которых запрещена либо оборот которых ограничен, а также оперативный эксперимент или оперативное внедрение должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а равно лиц, оказывающих им содействие, проводятся на основании постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (ч. 7 ст. 8).

Эти оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться исключительно на основании постановления, утверждённого руководителем органа, осуществляющего оперативнорозыскную деятельность. Согласования с судом или уведомления прокурора ФЗ об ОРД не требует. Перечни органов, руководители которых имеют право утверждать такого рода постановления, определяются актами соответствующего оперативного подразделения.

Таким образом, в ст. 8 ФЗ об ОРД «Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий» указано, что проведение оперативнорозыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина

(их законодатель определил), допускается на основании судебного решения и при наличии информации (которая также определена в законе), а в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов (порядок уведомления законодатель не определил). В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение. На наш взгляд, здесь законодатель должен был указать, что с момента неполучения судебного решения о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан незамедлительно прекратить его проведение, что будет способствовать ограничению в действиях оперативников нарушений конституционного принципа законности.

Литература

1. Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскная деятельность в схемах: учебное пособие. М., 2001. С. 76.

2. Российская Федерация. Законы. Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон [принятГос.Думой 5июля 1995г. № 144-ФЗ, с изменениями от 26 декабря 2008 г. № 293-ФЭ] // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

3. Российская Федерация. Законы. О наркотических средствах и психотропных веществах: федер. закон [принят Гос. Думой 24 декабря 1997 г. № З-ФЗ изменениями от 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 1 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 16, 25 октября 2006 г., 19, 24 июля 2007 г.] // СЗ РФ. 1998. № 2. Ст. 219.

4. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон [принят Гос. Думой 24 мая 1996 г. № 63-Ф3, с изменениями от 17 июня 2010 г. № 120-ФЗ] // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

5. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. В.М. Лебедев. 9-е изд. перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2010. С. 13.

6. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации : офиц. текст [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с учётом поправок, внесённых Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 № 6-ФЗ и от 30 декабря 2008 № 7-ФЗ] // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2009. 21 января.

7. Российская Федерация. Законы. О прокуратуре Российской Федерации : закон [принят Верховным Советом РСФСР 17 января 1992 г. № 2202-1: федер. закон от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ с изменениями 28 ноября 2009 г. № ЗОЗ-ФЗ] // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1992. №8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. №47. Ст. 4472.

8. Российская Федерация. Законы. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации [федер. закон от 8 мая 1994 г. № 3-Ф3[ // СЗ РФ. 1994. №2. Ст. 74.

9. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативнорозыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных актов и документов / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М., 2002. С, 106.

10. Оперативно-розыскная деятельность: учебник / под ред. К.К. Горяйнова, B.C. Овчинского, Г.К. Синилова, А.Ю. Шумилова. М., 2004. С. 322.

11. Основы оперативно-розыскной деятельности: учебник / под ред. С.В. Степашина. СПб.: Лань, 1999. С. 84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.