Научная статья на тему 'Условия и механизмы формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера'

Условия и механизмы формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
737
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY / CONDITIONS OF FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY / MECHANISMS OF FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE OF ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Филатова Карина Владимировна

В статье рассмотрено понятие «формирование» применительно к индивидуальному стилю деятельности, условия, механизмы формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера и раскрыт необходимый минимум требований к организации учебного процесса, развитию индивидуальных особенностей и свойств личности студента, профессиональным качествам педагога для их успешной реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чванова Марина Сергеевна, Филатова Карина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS AND MECHANISMS OF FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE OF STUDENT-DESIGNER ACTIVITY

In article the concept formation with reference to individual style of activity, a condition is considered, mechanisms of formation of individual style of activity of the student-designer and the necessary minimum of requirements to the organization of educational process, development of specific features and properties of the person of the student, professional qualities of the teacher for their successful realization is opened.

Текст научной работы на тему «Условия и механизмы формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера»

УДК 371

УСЛОВИЯ И МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА-ДИЗАЙНЕРА

© Марина Сергеевна ЧВАНОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор педагогических наук, профессор, проректор по образовательной политике и инновациям, e-mail: ms@tsu.tmb.ru © Карина Владимировна ФИЛАТОВА Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры дизайна и декоративно-прикладного искусства, аспирант кафедры информатики и информационных технологий, e-mail: fkv.72@mail.ru

В статье рассмотрено понятие «формирование» применительно к индивидуальному стилю деятельности, условия, механизмы формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера и раскрыт необходимый минимум требований к организации учебного процесса, развитию индивидуальных особенностей и свойств личности студента, профессиональным качествам педагога для их успешной реализации.

Ключевые слова: формирование индивидуального стиля деятельности; условия формирования индивидуального стиля деятельности; механизмы формирования индивидуального стиля деятельности.

Вопрос формирования индивидуального стиля деятельности в педагогике рассматривается как конкретное выражение принципа индивидуальности в обучении, как основная цель дифференцированного обучения. Данная проблема имеет свою историю развития в нашей стране и за рубежом, будучи решаемой на практике тысячами педагогов учебных заведений.

Исследуя процесс формирования индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера, необходимо дать определение понятию «формирование». Изучая влияние индивидуального стиля деятельности на личность студента, мы будем придерживаться определения: «формирование - процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами, необходимыми им для успешной жизнедеятельности» [1, с. 323-324].

Индивидуальный стиль деятельности студента-дизайнера формируется в процессе усвоения необходимых специальных знаний, овладения художественно-проектными умениями, т. е. того, что уже накоплено в данной области, и только потом происходит преобразование приобретенного субъективного опыта студента в соответствии с его индивидуальными чертами и качествами. Именно этот процесс изменения личного опыта дея-

тельности студента и представляет собой процесс формирования индивидуального стиля художественно-проектной деятельности.

Из этого следует, что условиями формирования индивидуального стиля деятельности, по мнению Г.Н. Неустроева, могут быть следующие [2]:

- взаимосвязь и взаимозависимость индивидуальных различий (темперамент, характер, потребности, способности) личности и закономерностей технологии производства (ритм, сложность, точность, культура) в их динамике и развитии;

- опыт творческой учебной деятельности, приближенной к профессиональной (методы формирования знаний, умений и навыков на основе учета природных задатков, развитие доминирующих способностей и личностно-ориентированного обучения), учитывающий предпрофессиональное самообразование и социальное самоопределение;

- постановка в центр учебного процесса в изучении каждого учебного курса логики формирования системы фундаментализа-ции и профессиональной деятельности, органически и неразрывно связанной с активизацией самосознания, саморазвития и самоуправления обучаемых;

- детерминация индивидуального стиля деятельности студентов как условия и средства выявления и развития профессио-

нальных способностей, как творческий потенциал становления настоящей и будущей культуры труда;

- определение понятия «индивидуальный стиль деятельности» не как устойчивая система действий личности, а как динамическая система, в которой присутствуют стабильные и мобильные факторы, изменяющиеся под воздействием внешних и внутренних условий;

- осуществление точности знаний и действий как важнейшего условия в повышении уровня культуры труда студентов, рассматриваемого с точки зрения самоорга-низующего фактора профессиональной деятельности;

- распределение степени индивидуальности обучения между средствами обучения и самим носителем знания - развивающимся студентом.

М.С. Чванова предлагает использовать возможности кластерного подхода в проектной деятельности, основой которого является взаимодействие заинтересованных сторон в направлении достижения поставленных задач [3]. В.С. Мерлин в качестве одного из условий формирования индивидуального стиля рассматривает положительное отношение к деятельности [4].

Опираясь на вышеизложенные условия развития, мы определили механизмы формирования индивидуального стиля художественно-проектной деятельности студентов:

- формирование положительного отношения к художественно-проектной деятельности;

- формирование стремления к успешности профессиональной и учебной деятельности (ожидаемый положительный результат профессиональной и учебной деятельности);

- формирование активной мотивации;

- развитие художественно-образного мышления;

- формирование профессиональных компетенций (знаний, методов, средств и способов осуществления художественно-проектной деятельности и др.), несущих в себе творческое начало, инновацию, эксперимент;

- развитие проектной рефлексии.

Рассмотрим ниже значение этих механизмов в формировании индивидуального стиля деятельности студента-дизайнера.

1. Формирование положительного отношения к художественно-проектной деятельности.

Положительное отношение к деятельности - это установившаяся позиция учащегося, которая определяет направленность и интенсивность его восприятия, мышления и действий. Оно характеризуется ситуативно-стью, быстрой сменой, зависит от эмоционального состояния студента и может быть сформировано через разнообразные методы и приемы: создание положительно -

эмоциональной обстановки на занятиях, игровые моменты, проведение индивидуальной работы, подбадривание, поощрение, спокойный и доброжелательный тон преподавателя. Эмоции и опыт, полученные в процессе выполнения задания, определяют отношение студентов к деятельности в целом.

Для формирования положительного отношения к художественно-проектной деятельности необходимы:

- учет уровня усвоения изученного материала;

- понимание роли отдельных дисциплин в формировании художественно-проектной деятельности;

- доступное объяснение учебного материала;

- обязательное использование наглядности;

- введение в учебный процесс групповых творческих заданий;

- индивидуально-дифференцированный подход (личностно-ориентированный подход);

- наличие комплекса поощрительных мер за любые положительные достижения в обучении;

- создание оптимально-благоприятной образовательной среды;

- наличие продуктивных способов овладения художественно-проектной деятельностью;

- наличие положительных факторов, влияющих на формирование удовлетворенности от художественно-проектной деятельности (социальные, психологические, педагогические и др.) и ее динамика от курса к курсу.

Таким образом, в процессе общения со студентами на занятии педагог формирует у них положительное отношение к художественно-проектной деятельности, сопряженной

с преодолением трудностей и радостью достижений; приучает их точно следовать указаниям и добиваться успешного результата. Эмоционально-положительная обстановка на занятии способствует формированию у студентов интереса к поиску, развивает их творчество и инициативу, желание достигнуть наилучших результатов.

Из указанного вытекает заключение, которое позволит нам перейти к рассмотрению следующего механизма - положительное отношение к деятельности не может существовать без достижений успехов в результате деятельности.

2. Формирование стремления к успешности профессиональной и учебной деятельности.

Направленность на успех сегодня является осознанным и ключевым аспектом поведения человека, ориентированного на реализацию своих потенций в деятельности. Успешность представляет собой субъективно переживаемую характеристику деятельности человека в конкретной сфере, связанную с оценкой результата этой деятельности. Сущность успешности раскрывается через обусловливающие ее факторы, к которым традиционно относятся мотивация, интеллект, уровень притязаний, самооценка, локус контроль (свойство личности приписывать свои успехи или неудачи внутренним, либо внешним факторам) и др.

Конкретная, учебная деятельность, характерная для периода обучения студента в вузе, по сути, является активностью субъекта, связанной с реализацией его опыта в конкретной профессии через актуализацию соответствующей потребности, удовлетворяемую посредством заложенного для этого в учебной деятельности потенциала. При этом характер и качество обучения в вузе существенным образом определяют успешность будущей профессиональной деятельности.

Для формирования стремления к успешности учебной и профессиональной деятельности от студента требуется:

- овладение универсальными знаниями, являющимися основой любой профессиональной деятельности, способами, находящими применение в разнообразных видах трудовой деятельности;

- формирование готовности к социально востребованной деятельности, активного стремления к участию в труде;

- осознание специфики учебной деятельности студента, заключающейся в необходимости активной самостоятельной работы, в принятии ответственности за ее результативность;

- формирование профессионально важных качеств и способностей, овладение которыми как раз и осуществляется на этапе профессионального обучения;

- стремление к развитию;

- стремление к избеганию неудачи;

- положительные взаимоотношения в коллективе.

Сказанное невозможно без наличия субъектной позиции студента, как показателя субъективной стороны успешности его актуальной деятельности в период обучения в вузе. Объективной стороной успешности остается усвоение как показатель эффективности учебной деятельности, ее прочности, системности, качественности. В связи с этим к показателям успешности относятся субъективные (учебно-профессиональная мотивация, уровень притязаний, личностная и профессиональная самооценка, локус контроль) и объективные (усвоение материала, успеваемость) компоненты.

3. Формирование активной мотивации.

Личная мотивация - одно из немаловажных условий в формировании стиля деятельности. Даже не самые приятные цели достигаются быстрее, если они мотивированы дальнейшим продвижением к цели.

В личной мотивации обоснованием могут выступать следующие позиции: материальная и личная выгоды, чувство удовлетворения как следующий шаг в продвижении к большой цели и т. д.

При обеспечении студента активной мотивацией важно раскрытие положительных моментов в любой его деятельности. Необходима помощь в попытке найти новые пути действий, пусть даже более долгие, но более эффективные и интересные для студента. Взгляд на проблему с неожиданной стороны мобилизует творческие силы.

Для того чтобы сформировать активную мотивацию, необходимо:

- фиксировать у студентов мотивы предыдущих достижений;

- определить мотивы относительной неудовлетворенности;

- усилить мотивы ориентации на предстоящую деятельность;

- эмоционально принять будущую профессиональную деятельность - сформулировать позитивное отношение к будущей профессии, выделить ее привлекательные стороны;

- видеть и акцентировать внимание на прогрессе;

- разбить деятельность на этапы и выполнять ее последовательно.

4. Развитие художественно-образного мышления.

Художественно-образное мышление является сложным психическим процессом, включающим в себя теоретическое и эмпирическое основания познания действительности. Оно формируется благодаря развитию таких психических процессов и компонентов мышления, как творческое восприятие, воображение, логичность, креативность (как способность к обнаружению и постановке проблем, творческая продуктивность), синестезия (как способность воспринимать информацию всесторонне, по всем существующим каналам восприятия), память, эмпатия (способность к сопереживанию), анализ и сопоставление, наличие личностно значимого стимула, обусловливающего позитивную мотивацию и динамику образного мышления, сензитивность (чувствительность), ассоциативность (способность при восприятии заданного образа активизировать внутренне схожие образы), волевые операции (самоконтроль, критика и т. д.) [5, с. 178].

Дизайнеру, практикующему в любой области своей профессии, должно быть свойственно образное мышление. Формируемый в дизайне проектный образ отличается от художественного образа, присутствующего в произведении «высокого» искусства, тем, что содержит определенную долю прагматизма и утилитаризма. Достоинства художественного образа проверяются талантом и убежденностью его автора и относительно независимы от признания его широкой аудиторией, а проектный образ обязан соотноситься с культурой потребления и не реализуется вне ее пространства [6]. В учебных заведениях образное мышление студентов проявляется в изобретательности, вырази-

тельности формы - способности создать модель на основе комплекса этих способностей.

Для развития художественно-образного мышления необходимо:

- развитие навыков восприятия (способность провести анализ натуры и изображения с выявлением характерного и существенного);

- развитие и совершенствование наблюдательности и зрительной памяти;

- развитие воображения и изобретательности;

- развитие навыков практической работы;

- развитие умения анализировать и сопоставлять;

- разработка специальных методик и

технологий подготовки по общепрофессиональным дисциплинам, способствующих формированию художественно-образного

мышления дизайнеров и основанных на одном из главных дидактических принципов последовательности и систематичности;

- учет индивидуальных особенностей мыслительной деятельности, личностных качеств учащихся;

- планомерное поэтапное формирование отдельных свойств художественнообразного мышления дизайнеров;

- создание творческой, эмоционально насыщенной атмосферы на занятиях, формирующей необходимые условия для формирования и развития художественно-образного мышления;

- наличие высокого уровня развития образного мышления самого педагога, способность создавать художественные образы в собственной изобразительной деятельности и творчестве, владение образной, выразительной речью, использование ярких, образных выражений, сравнений, аналогий, метафор, т. к. эмоциональный настрой педагога передается учащимся и влияет на их творческую продуктивность;

- активное использование тематического проектирования, рисования с натуры и декоративного рисования как основных видов занятий, развивающих творческие компетенции и художественно-образное мышление.

5. Формирование профессиональных компетенций (знаний, методов, средств и способов осуществления художественнопроектной деятельности и др.), несущих в

себе творческое начало, инновацию, эксперимент.

Процесс проектной деятельности тесно связан с творческой позицией. Это проявление художественно-проектной деятельности, несущее в себе творческое начало, инновацию, эксперимент. Творчество - единственно возможный способ будущей деятельности студента-дизайнера, методическая установка, т. к. результатом проектной работы должно являться создание новых духовных и материальных ценностей [7, с. 19]. Творческая позиция - культурно-историческое явление, имеющее личный и процессуальный психологические аспекты. Она предполагает наличие способностей, мотивов, знаний, умений и способов, благодаря которым создается оригинальный продукт, уникальное произведение человеческой деятельности. Поэтому помимо обучения навыкам и приемам деятельности, работы с различными материалами необходимо развивать у будущего дизайнера способности воображения, интуиции, поддерживать потребность личности в самоактуализации (раскрытии и расширении своих созидательных возможностей), вырабатывать способность к постановке задач, определению правил для каждого конкретного случая проектной деятельности, нахождению пределов и ограничений в решении проектных проблем, способность к формированию критериев оценки будущего проекта, умение соотносить знания с конкретной проектной ситуацией, характер использования художественно-проектных умений.

В целях формирования профессиональных компетенций необходимо:

- научное и учебно-методическое обеспечение образовательной программы, реализация образовательных запросов личности обучающегося, продуктивное учение;

- моделирование профессиональной деятельности выпускников;

- определение и отбор содержания образования согласно требованиям работодателя;

- развитие профессиональной мобильности, где содержание профессиональной подготовки молодежи совершенствуется и адаптируется с учетом инноваций в технике, технологии, организации труда;

- освоение студентами основных социальных навыков, практических умений в области художественного проектирования,

воспитание психологической устойчивости, навыков планирования и развития карьеры, активности в поиске места работы, готовности к конкуренции;

- участие в конкурсах профессионального мастерства как динамичной, вариативной организации деятельности студентов, направленной на их профессиональное самовыражение.

Таким образом, творческая позиция сознательно формируется в процессе обучения дизайнера и непосредственно связана с проектной рефлексией как одним из условий развития профессиональных компетенций.

6. Развитие проектной рефлексии.

Работая над созданием проекта, человек работает над саморазвитием и самосовершенствованием. Как известно, психологически здоровая личность, которая может адекватно взаимодействовать с другими людьми, должна обладать развитой рефлексией как одним из критериев психологического здоровья. Именно поэтому при разработке проекта необходима рефлексия.

Создавая собственный проект, человек берет на себя огромную ответственность, которая не мыслится без прохождения этапов рефлексии, необходимых при реализации проектной деятельности, т. к. именно анализируя и оценивая свою деятельность можно достичь значимых результатов. Творческий человек должен знать плюсы и минусы в работе для своевременного реагирования. При разработке проекта этап рефлексии своевременно позволит скорректировать свою работу над проектом в дальнейшем, позволит сравнить уровень сформированности личностных качеств участия в проекте с другими. Таким образом, она обеспечивает взаимопонимание и согласованность действий партнеров в условиях совместной деятельности, кооперации. При разработке проекта необходимо прибегать к рефлексии еще и потому, что она является гарантом позитивных межличностных контактов, определяя такие партнерские личностные качества, как проницательность, отзывчивость, терпимость, безоценочное принятие и понимание другого человека. Ее использование положительным образом отразится на создании и использовании проекта.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, для развития проектной рефлексии необходимо:

- формирование мотивационной готовности к развитию рефлексивных способностей;

- обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности;

- развитие умения воспринимать критику;

- преодоление поглощенности собственной деятельностью, обеспечение позиции анализа для выполнения дополнительных мыслительных действий (включение студентов в диалоги, диспуты, противоречивые ситуации, моделирование ситуаций будущей профессиональной деятельности, совмещение анализа предметного содержания деятельности с анализом собственных способов деятельности);

- обучение интеллектуальной саморегуляции (развитие осознаваемых действий самоконтроля - анализа цели, условий, способов, результатов, обучение самооценке, исправлению допущенных ошибок, стимуляция процессов самоанализа и др.);

- развитие процессов самонаблюдения, отслеживания наличия или отсутствия знаний, привычки оценки результатов;

- развитие творческого компонента мышления (стимуляция самостоятельной постановки научных проблем в развивающем обучении; наличие проблемных ситуаций, решаемых сообща);

- реализация принципов системности и проблематизации в сочетании с использованием рефлексии как метода на каждом шаге профессиональной деятельности (групповая работа - обмен знаниями, навыки межличностного взаимодействия, обучение этикету кооперации, имитация профессиональной деятельности), максимизирование непосредственного взаимодействия учащихся;

- субъект-субъектное взаимодействие и живое общение (диалоговые формы работы, задания на осознание следующих целей развития, постановка целей саморазвития, побуждение к выражению действий в слове, позитивная взаимозависимость).

Вышеизложенный материал свидетельствует о том, что рефлексия дает возмож-

ность обсуждать процесс и итоги работы, групповых и личностных достижений. Она необходима для оценки собственной художественно-проектной деятельности по дизайну, учитывая оценки клиентов и специалистов. Поэтому без этапов рефлексии невозможно достигнуть определенных проектных результатов.

На основании вышеизложенного мы можем заключить, что формирование индивидуального стиля деятельности связано с развитием определенных индивидуально-психологических особенностей субъекта, грамотной организацией учебного процесса, оно также зависит от профессиональной подготовки и качеств педагога. Стиль может меняться при изменении условий деятельности.

1. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. СПб., 2000.

2. Неустроев Г.Н. Психолого-педагогические основы формирования индивидуального стиля деятельности студентов (на базе технического вуза): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Челябинск, 1998.

3. Чванова М. С. Развитие технологий проектной деятельности студентов и школьников на основе реализации идей кластерного подхода // Актуальные проблемы информатики и информационных технологий: сборник научных трудов 8 Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2009. С. 60-65.

4. Очерк теории темперамента / под ред. В.С. Мерлина. Пермь, 1973.

5. Борисов В.Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4-5 классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 125. С. 176-189.

6. Розенсон И.А. Основы теории дизайна. СПб., 2010.

7. Матвеева Т. В. Творческая позиция как культурно-историческое явление в процессе формирования профессиональной культуры дизайнеров эксперимента // Современные наукоемкие технологии. 2007. № 9. С. 19.

Поступила в редакцию 21.01.2012 г.

UDC 371

CONDITIONS AND MECHANISMS OF FORMATION OF INDIVIDUAL STYLE OF STUDENT-DESIGNER ACTIVITY

Marina Sergeyevna CHVANOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Education, Professor, Pro-rector for Educational Policy and Innovations, e-mail: ms@tsu.tmb.ru

KarinaVladimirovna FILATOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov,Russian Federation, Senior Teacher of Design and Arts and Crafts Department, Post-graduate Student of Informatics and Information Technologies Department, e-mail: fkv.72@mail.ru

In article the concept “formation” with reference to individual style of activity, a condition is considered, mechanisms of formation of individual style of activity of the student-designer and the necessary minimum of requirements to the organization of educational process, development of specific features and properties of the person of the student, professional qualities of the teacher for their successful realization is opened.

Key words: formation of individual style of activity; conditions of formation of individual style of activity; mechanisms of formation of individual style of activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.