Научная статья на тему 'Условия и факторы влияния на развитие кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных экономических систем'

Условия и факторы влияния на развитие кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных экономических систем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ / УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ / ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР / РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПРОЦЕСС / REGIONAL TERRITORIAL ORGANIZED ECONOMIC SYSTEM / CREDIT-FINANCIAL INSTITUTIONS / THE CONDITIONS AND FACTORS INFLUENCE THE DEVELOPMENT OF CREDIT-FINANCIAL INSTITUTIONS / FINANCIAL SECTOR / REAL SECTOR / THE REPRODUCTION PROCESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павлов Сергей Владимирович

Автор обосновывает значимость финансового сектора, в частности кредитно-финансовых институтов как основных элементов данного сектора, региональных территориально-организованных экономических систем для обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса в реальном секторе. Выделены, подробно рассмотрены и обоснованы основные факторы влияния на развитие кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных экономических систем. Выявление и изучение данных факторов позволит создать механизмы и способы, способствующие эффективному выполнению кредитно-финансовыми институтами регионов своих основных функций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия и факторы влияния на развитие кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных экономических систем»

Мероприятиями, которые позволят снизить вероятность наступления негативных последствий, могут служить следующие.

1. Разработка постановления «Об аутсорсинге административно-управленческих процессов органов исполнительной власти». Данное положение должно предусматривать:

- порядок оценки целесообразности передачи на аутсорсинг отдельных административно-управленческих процессов;

- порядок осуществления мониторинга административно-управленческих процессов, исполнение которых передано на аутсорсинг.

2. Создание наблюдательного совета, в компетенцию которого будет входить наблюдение за процессом вывода функции на внешнее исполнение. В состав данного совета должны входить представители управлений администрации города Рязани.

Аналогичный механизм может быть использован и для анализа других функций в социальной сфере.

1. Лексин В.Н., Лексин И.В., Чучелина Н.Н. Качество государственного и муниципального

управления и административная реформа. М., 2006.

2. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстафинг: высокие технологии менеджмента. М., 2009.

3. Об автономных учреждениях: федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. Шеянова А.Н. Сущность аутсорсинга и его классификация // Экономика и финансы. 2006. № 13 (117). С. 4-10.

5. Об утверждении Положения об управлении архитектуры администрации города Рязани: постановление администрации города Рязани от 04.02.2009 № 450. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Поступила в редакцию 28.10.2009 г.

Bychkova N.A. Outsourcing as the mechanism of local self-management efficiency increase. Outsourcing can be defined as transferring an activity from internal to external control and can be widely employed in municipal management structure. This article studies outsourcing from the local authorities side that has not been given enough attention in the literature field of outsourcing.

Key words: outsourcing; municipal management structure; Independent establishments.

УДК 330.191.6+330.012.22

УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ КРЕДИТНО-ФИНАНСОВЫХ ИНСТИТУТОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ОРГАНИЗОВАННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ

© С.В. Павлов

Автор обосновывает значимость финансового сектора, в частности кредитно-финансовых институтов как основных элементов данного сектора, региональных территориально-организованных экономических систем для обеспечения непрерывности воспроизводственного процесса в реальном секторе. Выделены, подробно рассмотрены и обоснованы основные факторы влияния на развитие кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных экономических систем. Выявление и изучение данных факторов позволит создать механизмы и способы, способствующие эффективному выполнению кредитно-финансовыми институтами регионов своих основных функций.

Ключевые понятия: региональная территориально-организованная экономическая система; кредитно-финансовые институты; условия и факторы влияния на развитие кредитно-финансовых институтов; финансовый сектор; реальный сектор; воспроизводственный процесс.

Основным сектором экономики современных регионов России является, безусловно, реальный сектор экономики, а финансовый сектор призван обеспечивать непрерывность воспроизводственного процесса и кругооборот капитала, кредитно-финансовых

ресурсов в реальном секторе региональных территориально-организованных экономических систем. Однако это не принижает значимости финансового сектора региональных территориально-организованных экономических систем для обеспечения эффективного

роста. Важнейшую роль в финансовом секторе региональных территориально-организованных экономических систем играют кредитно-финансовые институты, которые стали бурно развиваться после развала плановой экономики, существующей в Советском Союзе, и формирования новой экономической системы страны, новых региональных территориально-организованных экономических систем, основанных на рыночных отношениях. Развитие рыночных отношений предопределило и развитие кредитно-финансовых отношений, которые ранее были сосредоточены полностью в руках государства, что послужило, в свою очередь, толчком для развития новых кредитно-финансовых институтов.

Однако развитие кредитно-финансовых институтов региональных территориальноорганизованных экономических систем опережало развитие законодательства, правил ведения деятельности в данной области, обеспечивающей выполнение присущих

данным институтам функций. Развитие кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных экономических систем было направлено на освоение рыночных сегментов, обеспечивающих получение в достаточно короткие сроки значительной прибыли, и не было направлено на долгосрочное финансирование реального сектора региональных территориально-организованных экономических систем. Также стоит отметить, что при большом количестве кредитно-финансовых институтов в региональных территориально-организованных

экономических системах обеспечение ими непрерывности воспроизводственного процесса находится на низком уровне и не дает оснований для развития инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов экономики региона.

Это привело к определенным негативным последствиям, которые проявились во время возникшей в 2008 г. нестабильности в международном финансовом сегменте. Данные негативные тенденции заключались в большой доле иностранных кредитно-финансовых ресурсов, привлекаемых реальным сектором региональных территориальноорганизованных экономических систем, из-за нехватки финансирования со стороны кредитно-финансовых институтов регионов, на-

целенных на краткосрочное финансирование. Однако при малейших проявлениях нестабильности в международном финансовом сегменте резко возросла стоимость кредитнофинансовых ресурсов, привлекаемых реальным сектором региональных территориально-организованных экономических систем из-за рубежа, возникли проблемы с погашением задолженности по ранее полученным кредитно-финансовым ресурсам из-за невозможности их реструктуризации. Кредитнофинансовые институты региональных территориально-организованных экономических систем во время проявления нестабильности в финансовом сегменте и в экономике регионов сократили и без того скудное финансирование реального сектора экономики региона, что привело к сбоям в воспроизводственном процессе в данном секторе экономики, к недоступности материальных и сырьевых ресурсов, необходимых для производства. Это, в свою очередь, повлияло на ухудшение ситуации во всех областях жизнедеятельности общества в регионах.

Так, в обзоре Агентства финансовой статистики StatBanker.ru отмечается, что с начала 2007 до середины 2008 г. общий объем кредитования экономики Российской Федерации в долларовом выражении устойчиво рос в среднем на 5 % ежемесячно. 1 января 2007 г. объем выданных экономике кредитов составлял 267 млрд долл., а к середине 2008 г. он достиг 632 млрд долл. (на 1 июля 2008 г.). В итоге, за 1,5 года общий выданный экономике Российской Федерации кредитный портфель вырос практически в 2,5 раза [1].

Во многом этот рост был обусловлен активным участием в кредитовании банков с иностранным капиталом. Кредитный портфель иностранцев в России и ее регионах в этот период в среднем рос со скоростью 6 % в месяц. По этому показателю иностранные банки опережали как государственные, так и частные банки, где прирост портфеля составлял 5 и 4 % соответственно. Такая динамика позволяла им успешно наращивать свою рыночную долю на российском рынке кредитования. Так, если в начале 2007 г. на банки, контролируемые из-за рубежа, приходилось лишь 10 % от общего объема выданных экономике Российской Федерации кредитов, то в середине 2008 г. их доля достигла 13 %. С началом кризиса иностранцы перестали ак-

тивно кредитовать российскую экономику. Так, среднее ежемесячное сокращение портфеля кредитов иностранных банков экономике Российской Федерации с августа 2008 г. по ноябрь 2009 г. составило 1,5 %. Однако, в свою очередь, и российские банковские институты не менее активно свернули кредитование экономики. Так, частные российские банки за этот период ежемесячно сокращали объем своего кредитного портфеля в долларовом выражении в среднем на 2,3 % ежемесячно, а государственные банки - на 0,4 % ежемесячно (рис. 1).

Считаем, что на современном этапе создание благоприятных условий для развития кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных

экономических систем, как региональных, так и инорегиональных, позволит создать в регионах предпоссылки, которые обеспечат непрерывность воспроизводственного процесса в реальном секторе экономики. Создание благоприятных условий для развития

■ 7

1 янв. 2007 г. - 1 июл. 2008 г. 1 авг. 2008 г. - 1 нояб. 2009 г.

□ Средний ежемесячный рост/сокращение кредитного портфеля иностранных банков

□ Средний ежемесячный рост/сокращение кредитного портфеля частных российских банков

□ Средний ежемесячный рост/сокращение кредитного портфеля государственных российских банков

Рис. 1. Средний ежемесячный рост/сокращение кредитного портфеля иностранных и российских

банков до возникновения нестабильных явлений в экономике России и после, % [1]

кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных

экономических систем является одной из первоочередных задач органов власти на региональном и федеральном уровне, ассоциаций и объединений кредитно-финансовых институтов, кредитно-финансовых институтов, выполняющих специализированные функции, ученых-экономистов, занимающихся исследованиями в области функционирования и развития кредитно-финансовых институтов. Это приведет к быстрой адаптации и интеграции кредитно-финансовых институтов в экономическое пространство, обеспечит сбалансированность финансового и реального сектора региональных территориально-организованных экономических

систем.

Для создания подобных условий необходимо выделить факторы, влияющие на развитие кредитно-финансовых институтов региональных территориально-образованных

экономических систем.

К данным факторам относятся:

- недостаточный уровень изученности сущностных характеристик кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных экономических систем России, их совокупности;

- несовершенство федеральной и региональной законодательной базы, регулирующей деятельность кредитно-финансовых институтов;

- несовершенство рыночной инфраструктуры, призванной обеспечить эффективность функционирования и развития кредитно-финансовых институтов;

- неэффективность экономической политики, проводимой федеральными и региональными органами власти в области функционирования и развития реального сектора экономики региона;

- отдаленность региональных органов власти от обеспечения благоприятных условий для развития региональных кредитнофинансовых институтов;

- низкая конкурентоспособность кредитно-финансовых институтов по отношению к иностранным кредитно-финансовым институтам.

Существующие научные труды, обзоры в области исследования функционирования и развития кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных экономических систем, как правило, носят некомплексный характер: рассматриваются отдельные сегменты совокупности кредитно-финансовых институтов (банки и банковская система региона, страховые компании и страховая система региона и т. д.). Также, на наш взгляд, мало внимания уделяется взаимосвязи финансового и реального сектора региональных территориально-организованных экономических систем.

Некоторые авторы также утверждают, что изучение кредитно-финансовых институтов преимущественно основано на макроэкономическом подходе, который игнорирует региональную специфику их развития [2]. С данным тезисом можно согласиться. Действительно, исследование кредитно-финансовых институтов в экономической науке основано на макроэкономическом подходе и лишь изучение условий развития банков и небанковских кредитных учреждений на региональном уровне на сегодняшний день не-

сколько продвинулось, тогда как изучение условий развития других кредитно-финансовых институтов на региональном уровне практически не ведется.

Развитие кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных экономических систем с момента перехода на рыночные отношения протекало значительно быстрее, чем развитие законодательной базы, регулирующей деятельность данных институтов. Чаще всего нормативноправовые акты разрабатывались вслед за переходом на новую ступень развития кредитно-финансовых институтов. В настоящее время наблюдается такая же ситуация: нормативно-правовые акты принимаются как ответ на неурегулированность новых финансовых отношений, возникших в результате развития кредитно-финансовых институтов. Считаем, что формирование законодательной базы, регулирующей деятельность данных институтов, должно быть основано на создании благоприятных условий для их развития, что обеспечит правильность направления, контроль и прозрачность потоков кредитнофинансовых ресурсов, призванных обеспечить непрерывность воспроизводственного процесса в реальном секторе региональных территориально-организованных экономических систем.

Так, например, в Федеральном законе «Об инвестиционных фондах» отмечено, что действие закона не распространяется на отношения, связанные с созданием в целях инвестиционной деятельности иных фондов, если они не отвечают признакам акционерных инвестиционных фондов и (или) признакам паевых инвестиционных фондов [3].

Таким образом, данный подход позволяет организаторам прочих инвестиционных фондов (создаваемых либо в форме юридического лица по образу акционерных инвестиционных фондов, либо на договорной основе по образу паевых инвестиционных фондов), нежелающим попасть под действие законодательства об инвестиционных фондах, достаточно создать фонд, который по существу будет инвестиционным, но не будет отвечать признакам акционерного либо паевого инвестиционного фонда, предусмотренным законом [4].

Для того чтобы не попасть под действие данного законодательства, достаточно лишь

не включать в наименование инвестиционного фонда слова «акционерный инвестиционный фонд», «паевой инвестиционный фонд» или «инвестиционный фонд». Несмотря на парадоксальность данного тезиса, в российской практике создания инвестиционных фондов данная ситуация не редкость. Так, основателю фонда, создаваемого для инвестиционной деятельности в форме юридического лица, достаточно основать, к примеру, товарищество на вере, где привлекаемыми средствами будут средства вкладчиков.

Следовательно, существующее законодательство в области регламентирования деятельности инвестиционных фондов в России не совершенно и требует доработки, что позволило бы создавать кредитно-финансовые институты в рамках «прозрачных правил», обеспечило бы доверие со стороны инвесторов. Тогда у кредитно-финансовых институтов региональных территориально-

организованных экономических систем будет возможность эффективно осуществлять свою главную функцию: аккумуляцию сбережений и трансформацию их в инвестиции.

Значительные кредитно-финансовые ресурсы, сосредоточенные в кредитно-финансовых институтах региональных территориально-организованных экономических систем, требуют наличия адекватных механизмов, действующих в рамках эффективной инфраструктуры финансового сектора экономики региона. Значительные ресурсы кредитно-финансовых институтов должны быть инвестированы в экономику регионов на долгосрочной основе для обеспечения эффективного перетока кредитно-финансовых ресурсов. Но это возможно только в том случае, если существует эффективная инфраструктура, обеспечивающая достаточное количество финансовых инструментов, чтобы одновременно совместить необходимую надежность с приемлемой доходностью. Для этого необходимо обеспечить максимальную прозрачность, надежность, оперативность и оснащенность передовыми технологиями систем организаторов торговли ценными бумагами, клиринговых и расчетных систем, обеспечивающих деятельность кредитнофинансовых институтов; необходимо обеспечить снижение транзакционных издержек, затрудняющих деятельность кредитнофинансовых институтов; необходимо совер-

шенствовать информационную и коммуникационную составляющую финансового сектора региональной экономики.

Неэффективность экономической политики, проводимой федеральными и региональными органами власти в области функционирования и развития реального сектора экономики регионов, оказывает непосредственное влияние на развитие кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных экономических систем. Так, исследователи состояния финансового сектора региональных экономик отмечают, что в последнее время экономическая политика федеральных и региональных органов власти направлена на формирование «локомотивов национальной экономики» и превращение их в транснациональные корпорации, что приводит к невозможности удовлетворения потребностей данных корпораций в кредитно-финансовых ресурсах не только со стороны кредитно-финансовых институтов отдельных региональных территориально-организованных экономических систем, но и со стороны кредитно-финансовых институтов других регионов. Это приводит к тому, что данные корпорации привлекают кредитно-финансовые ресурсы с международных финансовых рынков, что, в свою очередь, существенно тормозит развитие кредитно-финансовых институтов региона [2]. Более того, считаем, что перекос в сторону привлечения данными корпорациями кредитно-финансовых ресурсов с международных финансовых рынков послужил катализатором для возникновения проблем в финансировании реального сектора региональных экономик, после того как на данных рынках появились признаки нестабильности. Данный факт является доказательством необходимости изучения значимости и роли развития кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных экономических систем.

Региональные органы власти, к сожалению, не всегда оказывают должную поддержку региональным кредитно-финансовым институтам. Органы региональной власти в своих программах социально-экономического развития не формулируют свои представления о развитии региональных кредитно-финансовых институтах. При этом региональные власти, не имея внятной политики под-

держки финансового сектора региональной экономики, упускают из своего поля зрения важное обстоятельство, которое выражается в том, что региональная территориальноорганизованная экономическая система не может обладать серьезным финансовым потенциалом и финансовой независимостью, не обладая при этом эффективными кредитнофинансовыми институтами.

Здесь следует уделить особое внимание поддержке именно региональных кредитнофинансовых институтов по той причине, что инорегиональные кредитно-финансовые институты значительную часть аккумулированных кредитно-финансовых ресурсов пересылают в регионы своего базирования. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что финансовый потенциал региональных территориально-организованных экономических систем, где большую долю в совокупности кредитно-финансовых институтов составляют инорегиональные институты, не трансформируется в экономику региона в виде кредитов реальному сектору и не способствует его устойчивому развитию.

Однако здесь также следует заметить, что в настоящее время региональные органы власти, в отличие от федеральных, не имеют достаточных полномочий и ресурсов для обеспечения благоприятных условий развития региональных кредитно-финансовых ресурсов, что обусловливает проявление негативных тенденций в финансовом секторе региональных территориально-организованных экономических систем. На практике это выражается в концентрации услуг кредитнофинансовых институтов в региональных столицах, низкой конкуренции, медленном развитии инфраструктуры. Основной возможностью влияния на развитие кредитно-финансовых институтов со стороны региональных властных структур является наличие программы взаимодействия органов государственной власти и финансового сектора региональной экономики.

Российские кредитно-финансовые институты отличает низкая конкурентоспособность по отношению к иностранным кредитно-финансовым институтам. Мы отмечали, что многие крупные отечественные компа-

нии использовали для развития бизнеса заемные средства, полученные за рубежом. С началом кризиса объем кредитования нашей экономики за счет иностранных заемных средств значительно сократился. Однако, несмотря на это, отечественные компании предпочитают кредитоваться за рубежом. Связано это с выгодными условиями предоставления займов со стороны иностранных кредитно-финансовых институтов.

Так, Агентство финансовой статистики StatBanker.ru в своем обзоре условий получения кредитов для хозяйствующих субъектов в Европе отметило, что средневзвешенная процентная ставка по портфелю выданных компаниям и корпорациям кредитов в Евросоюзе по итогам третьего квартала этого года составляет 3,6 % годовых. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года средневзвешенная процентная ставка снизились практически в 2 раза. В России же напротив, средневзвешенная процентная ставка по кредитам для корпоративных клиентов, в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, выросла на 3,1 % и сейчас составляет 15,7 %, что в 4,4 раза больше, чем в Европе [5].

По итогам 3 квартала этого года по корпоративным кредитам сроком до 1 года средневзвешенная процентная ставка в странах Евросоюза составляет 3,62 %, в то время как в России аналогичные рублевые кредиты обходятся компаниям по ставке 15,2 %, что в 4 раза дороже, чем в Европе. Кредиты на тот же срок в евро у нас стоят 12,7 % годовых, что в 3,5 раза дороже. Средневзвешенная ставка по корпоративным кредитам сроком более 1 года в Евросоюзе составляет 3,57 %, что в 4,5 раза меньше, чем в России. По данным Банка России у нас средневзвешенная ставка по аналогичным кредитам, предоставленным компаниям и организациям в рублях, составляет 16,2 %. В евро ставка составляет 9,8 % годовых, что в 3 раза больше, чем в Европе (рис. 2).

Вышеописанная ситуация в финансовом секторе России не способствует повышению конкурентоспособности отечественных кредитно-финансовых институтов по отношению к иностранным кредитно-финансовым институтам.

12-

10'

8

6

4'

2

0

жШ

w г -Г

□ Средневзвешенная ставка по корпоративным кредитам в Евросоюзе

□ Средневзвешенная ставка по корпоративным кредитам в России

По кредитам до 1 года

По кредитам более 1 года

Рис. 2. Средневзвешенные ставки по корпоративным кредитам в России и Евросоюзе, % [5]

На основании проведенного исследования можно сделать вывод, что для обеспечения благоприятных условий для развития кредитно-финансовых институтов региональных территориально-организованных экономических систем необходимо выявить и изучить факторы, влияющие на развитие данных институтов. Это позволит создать механизмы и способы, способствующие эффективному выполнению кредитно-финансовыми институтами регионов своих основных функций.

1. Иностранцы в России: обзор состояния кредитного портфеля иностранных банков на российском рынке / Агентство финансовой статистики StatBanker.ru. URL: http://www. statbanker.ru/news/1.shtm. Загл. с экрана.

2. Кравченко Н.А., Клисторин В.И. Российские финансовые институты: системная динамика и системные риски // Россия: варианты институционального развития: интернет-конференция. URL: http://ecsocman.edu.ru/db/msg/ 295734.html. Загл. с экрана.

3. Об инвестиционных фондах: федеральный закон от 29.11.2001 г. № 156-ФЗ // Российская газета. 2001. № 237-238.

4. Курбетов Э.И. О пределах действия законодательства об инвестиционных фондах // Законодательство. 2007. № 12.

5. Кредиты для бизнеса в Европе в 4 раза дешевле, чем в России / Агентство финансовой статистики StatBanker.ru. иКЬ: http://www. banki.ru/news/research/?id=1569308. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 14.11.2009 г.

Pavlov S.V. Conditions and factors of influence of the regional territorial organized economic systems on the development of credit-financial institutions. The author proves the importance of the financial sector, in particular credit-financial institutes as the main elements of the sector, of regional territorial organized economic systems to ensure the continuity of the reproduction process in the real sector. The main influencing the development of credit-financial institutions of regional territorial organized economic systems are highlighted, discussed in detail and justified in the article. The identifying and studying of these factors will create mechanisms and ways to promote the effective implementation of the main functions of the regional credit-financial institutions.

Key words: regional territorial organized economic system; credit-financial institutions; the conditions and factors influence the development of credit-financial institutions; financial sector; real sector; the reproduction process.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.