УДК 316.72:34:32
ПАСТУХОВ А.В. Условия и факторы формирования
политико-правовой культуры современного российского общества
В статье анализируются сущностные аспекты правовой культуры общества, ее взаимосвязь с политической культурой; раскрываются политические условия и факторы формирования правовой культуры граждан.
Ключевые слова: правовая культура, функции правовой культуры, правая и политическая культура, государственная политика формирования правовой культуры.
Правовая культура является важной составляющей частью человеческой культуры; она представлена совокупностью норм,ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социальной и правовой ориентации людей в конкретном обществе. Правовая культура полностью не совпадает ни с одним другим видом культуры, создавая тем самым своеобразное, уникальное сочетание материальных и духовных компонентов. Правовая культура отчасти включает в себя политическую культуру, т.к. деятельность государства, субъектов политических властных отношений входит в сферу правовых отношений. Она также функционирует во взаимодействии с нравственной, эстетической, религиозной и другими видами культуры. Роль правовой культуры в жизни общества многогранна.
Правовая культура - это своеобразная форма гармоничного развития человека, важнейший инструмент обеспечения прав человека.1 Правовая культура тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельную категорию, т.к. включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но и юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его
результатов, традиции правотворчества, практику функционирования политико-правовых институтов в целом.2 Уровень развития правовой культуры в обществе является показателем становления правовой государственности. Правовое государство невозможно без высокого уровня правовой культуры общества. Особо следует отметить взаимосвязь законности и правовой культуры. Режим законности немыслим в обществе с низким уровнем общей и правовой культуры.
В научной литературе приводятся различные определения понятия "правовая культура". Так, В.И. Каминская и А.Р. Ратинов, одними из первых исследовавшие данную проблему, определяли правовую культуру как систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права, их отражение в сознании и поведении людей.3 В.П. Сальников характеризует правовую культуру как особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным состояниям.
По мнению А.П. Семитко, под "правовой культурой" понимается обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни об-
щества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта - человека, различных групп, всего населения, а также степени гаранти-рованности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.
Существуют и другие подходы к определению понятия "правовая культура". Но, как видно, во всех приведенных определениях правовая культура выступает как явление социальное, невозможное без человека и без участия государства. В целом можно заключить, что данное понятие представляет собой сложное и многогранное явление.
Как часть общей культуры, правовая культура предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение.4 Она служит основой деятельности организованных в партии, движения, в целую политическую систему людей и позволяет им поступать осознанно, целесообразно.
Важно отметить, что правовая культура включает в себя ценностную оценку правовых институтов, процессов, форм, деятельности конкретного общества.5 Другими словами, она характеризует правовые ценности общества, прогрессивные достижения в сфере права, отражает качественное состояние правовой жизни страны. Поэтому для каждого государства характерен свой уровень правовой культуры, которая является высшей формой осознания интересов и потребностей общества в правовом регулировании общественных отношений и частью общей гражданской культуры. Вместе с тем она занимает самостоятельное, обособленное место в социокультурном пространстве и во многом зависит от нравственности общества и нравственных качеств людей, осуществляющих правовую деятельность, а также служит непременным условием и предпосылкой формирования правового государства и правового общества в целом.6
Среди политологов и юристов нет единодушия и относительно структуры право-
вой культуры.7 Например, В.П. Сальников в качестве структурных элементов правовой культуры выделяет компоненты юридической действительности в их особом ракурсе эталонов поведения, а также право и правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерную деятельность субъектов. При этом особое внимание он уделяет деятельной стороне правовой культуры, выделяя деятельность непосредственно в правовой сфере, деятельность внеправовогохарактера, но связанную с действием права - журналистики, кино, литературы и т.д., отражающих правовые идеи, оценки, чувства.
В содержание правовой культуры входят не просто законность, правосознание, а уровень их развития. С учетом этого А.П. Семи-тко среди элементов правовой культуры называет:
1. Уровень развития правосознания населения, т.е. насколько оно информировано в правовом отношении, насколько усвоены им правовые ценности.
2. Развитие правовой деятельности, поскольку уровень развития правосознания может быть зафиксирован лишь в правовом поведении. При этом правовая деятельность проявляется в частности в теоретической деятельности ученых-юристов, в образовательной сфере в процессе обучения в юридических учебных заведениях, а также в практической правотворческой и правореализующей деятельности.
3. Степень совершенства системы юридических актов различного вида, в которых закрепляется право данного общества. Среди них определяющее значение имеет законодательство государства. Но уровень правовой культуры общества раскрывают и индивидуальные правоприменительные акты.8
Эти три элемента тесно взаимосвязаны, и каждый из них проявляется в двух других, поэтому их выделение весьма условно. Важно подчеркнуть, что при характеристике уровня правовой культуры речь может идти не о самих правовых явлениях в правосознании, правовой деятельности, системе правовых актов, а об их уров-невых состояниях, т.е. степени прогрессивного развития.
Структура правовой культуры включает в себя следующие наиболее крупные элементы, которые имеют свое определенное содержание и качественный уровень: а) право как систему норм, выражающих возведенную в закон государственную волю; б) правосознание как систему духовного отражения всей правовой действительности; в) правовые учреждения как систему государственных органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права; г) правовое поведение, деятельность.
В структуре правовой культуры выделяют также знание о праве, отношение к праву, навыки правового поведения. Таким образом, человек, обладающий высокой правовой культурой, должен ориентироваться в законодательстве, обладать позитивным правосознанием, основанным на уважении права, уметь при необходимости правильно его реализовать, в том числе в конфликтных ситуациях. Следовательно, правовая культура представляет собой образ мышления, норму, стандарт поведения,а в целом правовой менталитет общества.9
Правовая культура в реальном существовании выполняет одновременно несколько специфических функций: познавательно-преобразовательную; праворе-гулятивную; ценностно-нормативную; социализирующую; коммуникативную; прогностическую.
Познавательно-преобразовательная функция правовой культуры связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и обеспечению становления гражданского общества. Она призвана содействовать согласованию общественных, групповых и личных интересов, поставить человека в центр общественного развития, создать ему достойные условия жизни и труда, обеспечить социальную справедливость, политическую свободу, возможность всестороннего развития индивида.10
Праворегулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех
элементов правовой системы. Правовая культура, выступая компонентом правового сознания и бытия в их органическом единстве, сопряжена не только с отражением всего общественного бытия, но и с активным обратным воздействием на него. Присущие ей идеалы, политико-правовые нормы, традиции и образцы поведения могут способствовать консолидации граждан, социальных групп и слоев общества в целом, концентрации общих усилий на формировании правового государства. Правовая культура призвана обеспечивать социальное сплочение людей. Она позволяет не только осуществлять правовое общение между гражданами, но и регулировать их взаимоотношения в политико-правовой сфере. Регулятивная функция правовой культуры реализуется через правовые и другие социальные нормы.11
Ценностно-нормативная функция правовой культуры выражается с помощью системы аксиологических характеристик. Она проявляется в разнообразных явлениях и фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, в социальных институтах и т.д. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь идет речь о ценностях в праве и о самом праве как ценности.12
Анализируемая функция проявляется и тогда, когда изучается оценочное отношение личности к результату, цели ее действий, направленных на изменение окружающей правовой действительности, к эталонам, образцам поведения, предусмотренным нормами права, к поведению и деятельности других лиц. Оценочная деятельность в правовой культуре состоит в "измерении" индивидом, общностью людей, в том числе субъектов политики, права, законности, правопорядка, правоотношений, механизма правового регулирования путем сопоставления с соответствующими правовыми ценностями.
Социализирующая функция правовой культуры может быть изучена через призму формирования правовых качеств личнос-
ти. Безусловно, на этот процесс существенное влияние оказывает правовая действительность. Вместе с тем необходима целенаправленная воспитательная работа, важны мероприятия по организации юридического обучения населения, оказанию ему юридической помощи, активизации процессов самовоспитания личности. Эту задачу призваны решать социальные, политические институты, институты гражданского общества.
Правовая культура выполняет также важную коммуникативную функцию: обеспечивая общение граждан в правовой сфере, она существует через это общение и влияет на него.
Прогностическая функция правовой культуры охватывает правотворчество и реализацию права, проблемы укрепления законности и правопорядка, обеспечения правомерного поведения граждан, их гражданской активности и т.д., включает анализ тенденций, характерных для всей правовой системы. В настоящее время элементы научного прогнозирования и планомерности, например, в законодательной деятельности усиливаются, хотя последовательность разработки и принятия законодательных актов еще оставляет желать лучшего.13
В целом правовая культура - это часть человеческой культуры, совокупность норм, ценностей, политико-правовых институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социальной и правовой ориентации людей в конкретном обществе. Уровень правовой культуры общества предопределяет степень демократичности общества и государства, состояние его социально-политической стабильности, является своего рода лакмусовой бумажкой, определяющей степень правового прогресса в государстве.
Вопрос о политических условиях и факторах формирования политико-правовой культуры общества является, по нашему мнению, в недостаточной степени освещенным в политологии и во многом проблемным. Исследователей-политологов в большей степени интересует состояние политической культуры общества, и в данном контексте затрагивается вопрос о
правомерности политического поведения, политического участия, политической деятельности в обществе. В то же время правовая культура общества требует самостоятельного исследования.
Что касается условий формирования правовой культуры общества, то сам по себе термин "условия" подразумевает под собой обстоятельства, предпосылки либо ситуацию, в зависимости от которой происходит формирование правовой культуры в обществе.
Ведущие исследователи в области правовой культуры, такие как М.Б. Смоленский, И.В. Ковалева, Е.А. Певцова, придерживаются кардинально различных позиций при выделении условий формирования правовой культуры. Каждый из них выдвигает свои условия, обязательные с их точки зрения. Проведя обобщение существующих доктринальных подходов, автору удалось выявить, что наиболее общими и универсальными условиями формирования правовой культуры являются: демократизация общества и государства; формирование основ правового государства; формирование политико-правовых знаний; политико-правовая социализация личности; совершенствование законодательства; повышение эффективности деятельности правовых институтов; совершенствование правоприменительной деятельности.
Как видно, процесс формирования политико-правовой культуры является достаточно сложным и должен реализовы-ваться через целенаправленную государственную политику.14 В первую очередь такая политика должна охватывать, правовую и политическую сферы. Однако это не значит, что следует ограничить реализацию государственной политики по развитию правовой культуры общества лишь в указанных сферах. Такая политика должна осуществляться всесторонне.
Как известно, 4 мая 2011 года Президент Российской Федерации Д.А. Медведев счел необходимым издать специальный указ "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан". В документе отмечается, что развитие правового государства, формирова-
ние гражданского общества и укрепление национального согласия в России требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение надежной защищенности публичных интересов.15
"Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" направлены прежде всего на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиций безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как современного демократического государства.
В ст. 12 указанного документа перечисляются факторы, оказывающие влияние на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения. К ним относятся:
1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
2) качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;
3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;
4) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;
5) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечение соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;
6) систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона;
7) эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона;
8) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению;
9) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;
10) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.
Таким образом, становится очевидным, что в условиях правового государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства. Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм граждан России становятся серьёзной проблемой обеспечения реализации принципов верховенства права.
1 Смоленский М.Б. Правовой менталитет -фактор формирования правовой культуры как основы гражданского общества // Известия высших учебных заведений. Северокавказский регион. 2002. № 1. С. 73.
2 Молчанов А.А. Правовая культура в социальной жизни: вопросы методологии //Правоведение. 1991. № 1. С. 63-73.
3 Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2005. С. 369.
4 Синюкова Т.В. Правосознание и правовое воспитание. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько М., 2001. С. 615.
5 Певцова Е.А. Современные подходы юристов к вопросу соотношения дефиниций "правовая культура", "правовое воспитание", "правовое образование" // Основы государства и права. 2002. № 6. С. 66.
6 Чинчиков А.М. Правовая культура: проблемы социологического анализа // Известия вузов. Серия "Правоведение". 1997. № 7. С. 169-170.
7 Смоленский М.Б. Гражданское общество в условиях Российского конституционализма: аспекты правовой культуры. М.: ИКЦ МарТ, 2003.
8 Семитко А.П. Правовая культура общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990.
9Мартышин О.В. О некоторых особенностях российской правовой и политической культуры // Государство и право. 2003. № 10. С. 24-30.
10 Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования. Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1981.
11 Кравченко И.И. Политические и другие социальные ценности // Вопросы философии. 2005. № 2. С. 3-16.
12 Смоленский М.Б. Правовая культура: опыт социокультурного анализа. Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 2002.
13 Смоленский М.Б. Правовая культура, личность и гражданское общество в России: формула взаимообусловленности // Правоведение. 2003. № 1. С. 197-204.
14 См.: Смоленский М.Б. Конституционно-правовые основы формирования правовой культуры и развития гражданского общества в Российской Федерации // Научно-практический журнал "Государственное и муниципальное управление". 2001. № 4. С. 50-59.
15 См.: Указ Президента Российской Федерации от 04.05.2011 "Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан" // ИИ:р://президент.рф