Научная статья на тему 'Условия формирования субъекта активности в оздоровительной деятельности человека'

Условия формирования субъекта активности в оздоровительной деятельности человека Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Logos et Praxis
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЛИЧНОСТЬ / ОТРАЖЕННАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / НАСТАВНИЧЕСТВО / PARESIA / PAIDEIA / HEALTHY LIFESTYLES / PERSONALITY / SUBJECT REFLECTION / MENTORING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садовников Евгений Степанович, Хомутова Татьяна Федоровна

В статье рассматриваются основные теоретические положения педагогических концепций здорового образа жизни. Освещаются содержательные аспекты «дискурсивной» педагогической концепции образования-«пайдейи» М. Фуко и концепции отраженной субъектности В.А. Петровского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS OF FORMATION ACTIVITY IN IMPROVING THE SUBJECT OF HUMAN

There are considered the main theoretical propositions of pedagogical views on the formation of a healthy lifestyle. There are covered the essential and substantial aspects of discursive pedagogical conception of paideia education by M. Foucault and conception of subject reflection by V.А. Petrovsky.

Текст научной работы на тему «Условия формирования субъекта активности в оздоровительной деятельности человека»

© Садовников Е.С., Хомутова Т.Ф., 2012

®

УДК 37.011.33 ББК 74.03

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТА АКТИВНОСТИ В ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Е. С. Садовников, Т. Ф. Хомутова

В статье рассматриваются основные теоретические положения педагогических концепций здорового образа жизни. Освещаются содержательные аспекты «дискурсивной» педагогической концепции образования-«пайдейи» М. Фуко и концепции отраженной субъектности В.А. Петровского.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, paresia, paideia, личность, отраженная субъект-ность, наставничество.

В условиях реализации с 1 января 2006 г. проекта «Здоровье», который был разработан на основе предложений Президента РФ по совершенствованию медицинской помощи в Российской Федерации и созданию условий для формирования и поддержания населением РФ здорового образа жизни, перед системой образовательных учреждений встает и постоянно обновляется ряд вопросов. Актуальность данных вопросов возрастает, так как проект постоянно дорабатывается, если первоначально основной упор делался на мониторинге деятельности медицинских учреждений, то сегодня цель проекта на 20092012 годы: сохранить и укрепить здоровье населения России на основе формирования здорового образа жизни и повышения доступности и качества медицинской помощи.

Параллельно решаются вопросы внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, что заставляет научно-педагогическое сообщество не только формулировать новые педагогические идеи, но и корректировать уже сформированные воспитательные системы. Таким образом, задача нашего исследования - поиск концептуальных основ для разработки педагогических технологий, эффективно формирующих навыки здорового образа жизни у обучающихся в обра-

зовательных учреждениях различного профиля.

В образовательном учреждении выпускник должен не только овладеть профессиональной подготовкой или знаниями для поступления в среднее или высшее учебное учреждение, но получить и закрепить навыки здорового образа жизни. Формирование субъекта активности оздоровительной деятельности осуществляется на границе между здоровьем и нездоровьем, патологией и нормой, то есть мотивация к здоровому образу жизни появляется зачастую тогда, когда человек чувствует физическое недомогание.

Удачное описание процесса формирования субъекта активности оздоровительной деятельности человека можно дать, основываясь на теоретическом подходе В.А. Петровского [6], который говорил, что сомнение в существовании индивидуального субъекта уместно, так как наши глубинные цели и результаты их достижения расходятся, поэтому последствия человеческих поступков непредсказуемы и часто небезопасны. Возможно, итог расхождения результата и цели сделать основанием для выбора этой цели, ставить перед собой цели с непредрешенным результатом их достижения, предрешать непредре-шенное. Некоторые люди, не рассчитывая на вознаграждение, вовлекают себя в ситуацию, в которой они могут, как достичь, так и не достичь этой цели. Их побуждает сама возможность оказаться на грани. Граница меж-

ду предсказуемым и непредсказуемым притягивает, а непредрешенность становится мотивом активности.

Работая с аудиторией, возраст которой приближен к переходному, педагог сталкивается с проблемой: как, транслируя информацию, запустить процессы ее интериори-зации и не спровоцировать противоположные действия. Решение данной проблемы можно найти у М. Фуко, который обозначил установление связи между субъектом и истиной, связи настолько прочной, насколько это представлялось возможным. Он предполагал, что это должно позволить субъекту здраво рассуждать; это здравое рассуждение должно было находиться у него под рукой с тем, чтобы в случае необходимости он мог бы обратить его к себе самому в качестве помощи. Следовательно, наша цель в том, чтобы сделать субъект здравомыслящим, изрекающим истину.

Это вывело М. Фуко на этические проблемы коммуникации, на проблему правил передачи этих здравых рассуждений, то есть на проблему коммуникации между тем, кто ими обладает, и тем, кому следует их передать, то есть перед нами опять стоит проблема трансляции знания. М. Фуко вводит как центральное в данном вопросе понятие paresia. Суть которого в том, чтобы ученик мог действительно воспринять здравое рассуждение должным образом, в соответствующих условиях, необходимо, чтобы это рассуждение было высказано учителем в общей форме paresia. Этимологически paresia значит «сказать все». Paresia говорит все. Однако paresia означает не столько «сказать Все», сколько искренность, свободу, открытость, благодаря которым человек говорит то, что ему надо сказать, поскольку ему хочется это сказать в тот момент, когда он испытывает желание это сказать, и в той форме, в какой он считает необходимым это сделать. Для полной гарантии paresia в том, что человек говорит, должно действительно ощущаться его собственное присутствие. Иначе говоря, правда того, что он говорит, должна обнаруживаться в его поведении и в образе жизни.

Второе понятие М. Фуко - paideia - это единственная реальная альтернатива воспитательной системе в современной школе, суть

которой заключается в доведении до автоматизма общепринятых моральных норм, посредством которой происходит возвращение к античной «заботе о себе». М. Фуко подчеркивает, что настоящее образование - это путь к духовности и непрерывающаяся дорога познания. В этой новой школе «.. .совсем не будут учить тому, во что верили стародавние учителя, но это будет особая категория лю-дей-интеллектуалов, добившихся выдающихся успехов в науках и искусствах». Таким образом, путь духовно-нравственного самосовершенствования и воспитания человека, указывал Фуко, «лежит через философию или вос-питание-paideia. Последнее в свою очередь «.все более приобретает медицинский оттенок. Формировать, образовывать себя и заботиться о себе - два эти занятия суть взаимосвязаны» [9, с. 62].

Относительно того, какими должны являться цели и задачи подобного образования пайдейи, Фуко замечает, что поскольку в человеке обнаруживается единство темных, глубинных слоев подсознания и высоких устремлений, то возвышение последних педагогическими усилиями и составляет цель истинного обучения и воспитания. Воспитание свободной личности свободными средствами - это предмет педагогических исканий Фуко [9, с. 181].

Традиционным методом педагогического воздействия на личность является беседа, но если выйти на более высокий уровень, то это построение диалога. Логично перейти к вопросу о личности педагога, на которую возложена обязанность артикулировать истинные суждения. В этом случае целесообразно использовать такой термин как наставничество. Наставничество - одна из форм передачи знаний и опыта, в ходе которой обучающийся получает навыки под непосредственным руководством педагога. В педагогической литературе вопрос наставничества рассматривается достаточно часто, однако в своей работе мы постараемся обосновать, в чем заключается основная идея наставничества. Если следовать логике В.А. Петровского, то наиболее верным будет предположить, что наставничество - это передача субъектности. Передача знания - процесс достаточно просто операционализируемый, но не столь эф-

фективный, так как основная проблема в том, что индивид знает, но не делает. Передача субъектности процесс более тщательный, в основе такого взаимодействия лежит комплекс факторов, влияющих на формирование доверительных отношений. Доверие запускает механизмы отраженной субъектности, описанной у В.А. Петровского. Он говорит, что личность есть не только «я» в его обращенности к другому (другим) «я», но и присутствие его «я» в «я» другого индивидуума (других людей), а также - присутствие «я» другого (других) в его собственном «я» [7, с. 64-84] и вводит понятие «отраженной субъектности». Смысл данного понятия автор раскрывает через ряд ситуативных признаков: присутствие в его значимой для меня ситуации, его готовность осуществить преобразование этой ситуации, внести в нее что-то свое, личное и тем самым произвести изменения в системе моих отношений к миру. Отражаясь во мне, субъект выступает как активное, деятельное начало, изменяющее мой взгляд на вещи, формирующее новые побуждения, ставящее передо мной новые цели; основания и последствия его активности не оставляют меня равнодушным, значимы для меня, или, иначе говоря, имеют для меня определенный личностный смысл.

В социологической терминологии определение значимого Другого может быть осуществлено через социальный контроль, рассматриваемый как контроль общественного мнения, через гласность результатов и оценок деятельности и поведения людей. Формирование общественного мнения, направленного на неодобрение нездорового образа жизни должно осуществляться как на государственном уровне, так и конкретными индивидами. Рассматривая социокультурное поле образовательный учреждений различного профиля, мы приходим к выводу, что педагоги, выполняя воспитательные функции, должны стать значимым Другим для обучающегося.

Но это только одна форма проявления наставничества, В.А. Петровский также предлагает исследовать такие формы проявления отраженной субъектности как запечатлен-ность субъекта в эффектах межиндивидуаль-ных влияний (через взаимодействие) и как претворенный субъект (анализирующий себя как исследователь) [7, с. 64-84].

Встает закономерный вопрос - как должен действовать педагог, чтобы передача суъ-ектности осуществилась, ответ должен быть однозначным - он должен быть личностью. Субъект выступает, прежде всего, как действующий, активный, имеющий потенциал для преобразования окружающего мира. В этом смысле отражение означает воспроизведение существенных черты отражаемого (активности, способности к преображению).

Итак, отраженная субъектность, не являясь только образом, выступает как продол-женность одного человека в другом, как смысл первого для второго, в динамике определений бытия последнего. По существу речь идет об инобытии одного человека в другом. Отражаясь в разных людях, разными гранями себя, индивидуум генерирует многообразие своих собственных «я», представленных в нем самом и в других людях, а также «я» других индивидуумов, запечатленных и длящих себя в нем. Свойство отражать себя в другом несет институт наставничества.

Философами рассматривались основные задачи наставника. Сократ, например, считал, что наставник пробуждает духовную силу ученика, заставляет его заглянуть вовнутрь самого себя, дает возможность обучающимся «родить» свои мысли и найти истину. Этому способствовали диалоги Сократа. Вследствие такого общения у ученика должна была сформироваться истина. Диалог состоял из продуманных наставником вопросов, при обсуждении которых возникал спор, в итоге подводивший ученика к истине. Аналогичный дискурс предлагает М. Фуко.

Платон говорил о важности воспитания, которое следует начинать с раннего возраста, его методом также было построение диалога, умение не только озвучить, но и передать истину. Причем наставником должен быть опытный человек преклонного возраста. Сам Платон стал наставником Аристотеля, несмотря на то, что их взгляды во многом расходились, он помог Аристотелю найти свою истину. Наставничество сыграло огромную роль в становлении духовности российской нации, этапы становления данного понятия особенно четко проанализированы у Е.В. Бевза [1]. Он прослеживает формирование института наставничества со времени при-

нятия христианства на Руси. Первый этап становление четкой системы воспитания молодых в духе христианского учения и морали у русских монахов. Яркие примеры данного периода - Преподобный Сергий Радонежский, который являясь наставником братии подавал ей пример необыкновенного трудолюбия, благочестия, смирения. Личный пример Сергия обладал огромной воздействующей силой: он пробуждал и побуждает сегодня в иноках и православных мирянах высокие нравственные качества, способствует духовному сплочению и самосовершенствованию.

Второй этап берет начало в 1813 г., когда появляется должность надзирателя, наставника. Наставникам предписывалось неустанно наблюдать за учениками, изучать их, «поправлять делаемые ими ошибки», «внушать приличия и вкусы», «своими разговорами и поступками вкоренять в их сердца правила нравственности» [1, с. 9], параллельно очень высокие требования предъявляются к самому учителю, который не должен ограничиваться полученными знаниями, а должен постоянно самосовершенствоваться. В это время артикулируются идеальные представления о хорошем учителе, считается, что только тогда он сможет достойно учить других, когда будет пополнять свои знания и совершенствовать свое мастерство.

Третий этап получил развитие в СССР, когда воспитание молодежи являлось чрезвычайно важным направлением государственной политики. Однако теперь речь идет об узкой специализации и профессионализации понятия. На предприятиях лучших наставников поощряли и награждали. В постановлении ЦК ВКП(б) от 1932 г. отмечается: «Наркомпросу следует установить такую расстановку кадров на местах, которая обеспечивала бы правильное использование на работе опытных учителей и систематическую помощь со стороны последних молодым учителям» [1, с. 9].

Сегодня наблюдается затухание интереса к данному институту, появляются новые формы тьюторство, например, ориентированное больше на техническое сопровождение образовательного процесса. Однако новые фор-

мы не могут заменить наставничества, так как это своеобразное творческое сотрудничество, возникающее лишь на основе доверия и являющееся инструментом передачи субъектнос-ти. Методические поиски приводят нас к выводу, что стремление к совместному решению творческих вопросов, к взаимному общению на самой широкой основе способствует формированию зрелой личности, которая может передавать свою субъектность далее.

Важно отметить и то, что наставничество предполагает не только передачу знаний, но и проникновение дисциплины во все уголки обучения. Преподавание строится не только на построении диалогов, суть которых в направлении потока сознания, но и на контроле жестов, поз, движения тела. Такие фразы преподавателя во время лекции как: «Не сутультесь», «Смотрите на экран» и так далее, формируют дисциплинированное тело, а высказывание о здоровом образе жизни и принципах формирования заботы о себе, озвученные свободно, в дискурсе предмета обсуждения нейтрализуют негативистские настроения обучающихся.

Таким образом, концепции М. Фуко и В.А. Петровского ориентированы на формирование личности, а с этой задачей лучше всего справляется институт наставничества. Наставничество приобретает все большую актуальность и на сегодняшний день имеет значительные успехи, способствует интерио-ризации обучающимся ценностей преподавателя. Наставник, учитывающий особенности личности в процессе построения диалога, в силах содействовать усвоению теоретических знаний, корректировать выбор индивидуального развития в профессии,. Он организовывает консультационную работу, советует какие программы дополнительных занятий следует выбрать, так как знает какие вопросы являются актуальными для обучающихся, все это позволяет сделать процесс подготовки более эффективным. Однако самая важная задача - формирование отраженного субъекта, не только свободно и здраво рассуждающего о принципах здорового образа жизни, но и реализующего озвученное на практике, то есть субъекта активности в оздоровительной деятельности человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бевз, Е.В. Наставничество как условие профессиональной подготовки бакалавров педагогического образования / Е.В. Бевз // Среднее профессиональное образование. - 2011. - N° 9. - С. 8-10.

2. Васильева, Е.Н. Образование как фактор социализации молодежи (опыт регионального исследования) / Е.Н. Васильева // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. - 2011. -№ 3. - С. 49-58.

3. Елисеева, Л.А. Наставничество и сторител-линг как эффективные способы трансляции неявного знания / Л.А. Елисеева // Вестник Поморского университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2011. -№ 1. - С. 46-49.

4. Кириллов, П.Е. Образовательные практики в контексте дискурса М. Фуко / П.Е. Кириллов //

Известия Волгоградского государственного технического университета. - 2005. - № 6. - С. 21-27.

5. Матвиенко, Т.Н. Идейно-теоретическая сущность педагогической концепции поля Мишеля Фуко / Т.Н. Матвиенко / Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2011. - Т. 58. - № 4. - С. 145-148.

6. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. - 512 с.

7. Петровский, В.А. Логика «Я»: персонологическая перспектива. Моногр. / В. А. Петровский.-М.; Издательство СамГУ 2009.

8. Садовников, Е.С. Здоровый образ жизни как часть онтологической структуры заботы о себе / Е.С. Садовников // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2011. - № 5. - С. 50-55.

9. Фуко, М. Забота о себе. История сексуальности. В 3-х т. Т.3 / М. Фуко. - Киев: Дух и Литера, 1998. - 282 с.

CONDITIONS OF FORMATION ACTIVITY IN IMPROVING THE SUBJECT OF HUMAN

E.S. Sadovnikov, T.F. Нomutova

There are considered the main theoretical propositions of pedagogical views on the formation of a healthy lifestyle. There are covered the essential and substantial aspects of discursive pedagogical conception of paideia education by M. Foucault and conception of subject reflection by V. A. Petrovsky.

Key words: healthy lifestyles, paresia, paideia, personality, subject reflection, mentoring.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.