Научная статья на тему 'Условия формирования педагогических компетенций будущих юристов в процессе правового просвещения граждан пожилого возраста'

Условия формирования педагогических компетенций будущих юристов в процессе правового просвещения граждан пожилого возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
117
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ЮРИСТОВ / ЮРИСТЫ / СТУДЕНТЫ-ЮРИСТЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PRACTICAL TRAINING OF FUTURE LAWYERS / LAWYER / STUDENT / SOCIAL PRACTICE / LEGAL EDUCATION / PEDAGOGICAL COMPETENCE / CIVIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Урванцева Светлана Олеговна

В статье изложены основные позиции в обосновании условий формирования педагогических компетенций будущих юристов в процессе правового просвещения граждан пожилого возраста. Автор характеризует наиболее существенные действия организаторов производственной практики будущих юристов по реализации предлагаемой системы условий и комментирует направления подготовки кураторов. В основу предлагаемого комплекса условий положена идея правового просвещения граждан пожилого возраста как особого вида социальных практик будущих юристов, встроенных в содержание основных образовательных программ по направлению подготовки с целью гражданского воспитания студентов юридических вузов. Связь правового просвещения пожилых людей с концепцией гражданско-компетентностной модели подготовки студентов приводится как аргумент выделения процесса правового просвещения в специально проектируемую дидактическую плоскость практико-ориентированного обучения студентов юридических вузов. В принятой автором логике формирования педагогических компетенций будущих юристов соответствующий опыт представлен как цикл этапов, последовательное прохождение которых организует, курирует и контролирует назначенный вузом работник. Цикличность необходима не только для эффективности обучающих воздействий, но и для устойчивой мотивации гражданского служения, необходимой будущему юристу в развитии профессионального самосознания. Показано, что при должном использовании потенциала практической компоненты ОПОП обучение в вузе может стать своеобразным социальным лифтом для начинающих профессионалов и содействовать социальной мобильности внутри юридической корпорации (профессиональная стратификация), под которой (социальной мобильностью) понимают «феномен перемещения индивидов, индивидуального или социального объекта или ценности внутри социального пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Урванцева Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions of pedagogical competence FORmation of future lawYers in the process of legal education for senior citizens

The article describes organizational and methodological conditions of formation of pedagogical competence of future lawyers in the process of legal advice for senior citizens. The paper analyzes the most significant activities of the organizers of the field practice of future lawyers on the implementation of the proposed system of conditions and comments on the fields of training for tutors.The proposed set of conditions is based on the idea of legal advice for senior citizens, viewed as a special kind of social practices of future lawyers embedded in the content of basic educational programs in the field of training with the aim of civic education of law students. The links between legal advice for the elderly with the concept of civil competence model of training of students is reproduced as an argument to place the process of legal education in a new didactic plane of practice-based learning for law students. Following the conception of pedagogical competence of future lawyers formation, adopted by the author,the required experience is represented as a series of stages, the successive passage of which is organized, supervised and controlled by the designated university employee. Cyclicity is necessary not only for effective educational influences, but also for the sustained motivation to civil service necessary for future lawyer in the development of professional identity. It is shown that the proper use of the practical components of the program, higher education can become a kind of social elevator for prospective specilists to promote social mobility within the legal corporations (professional stratification). Social mobility is the phenomenon of movement of individuals, of individual or social object or value within the social space.

Текст научной работы на тему «Условия формирования педагогических компетенций будущих юристов в процессе правового просвещения граждан пожилого возраста»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

УДК 378.634

ББК Х0р ГРНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.08

Урванцева Светлана Олеговна,

аспирант кафедры педагогики, Вятский государственный университет; 61000, г. Киров, ул. Московская, 36;

e-mail: fatinyamur@yandex.ru.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: подготовка будущих юристов; юристы; студенты-юристы; социальные практики; правовое просвещение; педагогические компетенции; гражданское воспитание.

АННОТАЦИЯ. В статье изложены основные позиции в обосновании условий формирования педагогических компетенций будущих юристов в процессе правового просвещения граждан пожилого возраста. Автор характеризует наиболее существенные действия организаторов производственной практики будущих юристов по реализации предлагаемой системы условий и комментирует направления подготовки кураторов. В основу предлагаемого комплекса условий положена идея правового просвещения граждан пожилого возраста как особого вида социальных практик будущих юристов, встроенных в содержание основных образовательных программ по направлению подготовки с целью гражданского воспитания студентов юридических вузов. Связь правового просвещения пожилых людей с концепцией гражданско-компетентностной модели подготовки студентов приводится как аргумент выделения процесса правового просвещения в специально проектируемую дидактическую плоскость практико-ориентированного обучения студентов юридических вузов. В принятой автором логике формирования педагогических компетенций будущих юристов соответствующий опыт представлен как цикл этапов, последовательное прохождение которых организует, курирует и контролирует назначенный вузом работник. Цикличность необходима не только для эффективности обучающих воздействий, но и для устойчивой мотивации гражданского служения, необходимой будущему юристу в развитии профессионального самосознания. Показано, что при должном использовании потенциала практической компоненты ОПОП обучение в вузе может стать своеобразным социальным лифтом для начинающих профессионалов и содействовать социальной мобильности внутри юридической корпорации (профессиональная стратификация), под которой (социальной мобильностью) понимают «феномен перемещения индивидов, индивидуального или социального объекта или ценности внутри социального пространства.

Urvantseva Svetlana Olegovna,

Post-graduate bltudent of Department of Pedagogy, Vyatka State University, Kirov, Russia.

THE CONDITIONS OF PEDAGOGICAL COMPETENCE FORMATION OF FUTURE LAWYERS IN THE PROCESS OF LEGAL EDUCATION FOR SENIOR CITIZENS

KEYWORDS: practical training of future lawyers; lawyer; student; social practice; legal education; pedagogical competence; civic education.

ABSTRACT: The article describes organizational and methodological conditions of formation of pedagogical competence of future lawyers in the process of legal advice for senior citizens. The paper analyzes the most significant activities of the organizers of the field practice of future lawyers on the implementation of the proposed system of conditions and comments on the fields of training for tutors. The proposed set of conditions is based on the idea of legal advice for senior citizens, viewed as a special kind of social practices of future lawyers embedded in the content of basic educational programs in the field of training with the aim of civic education of law students. The links between legal advice for the elderly with the concept of civil competence model of training of students is reproduced as an argument to place the process of legal education in a new didactic plane of practice-based learning for law students.

Following the conception of pedagogical competence of future lawyers formation, adopted by the author, the required experience is represented as a series of stages, the successive passage of which is organized, supervised and controlled by the designated university employee. Cyclicity is necessary not only for effective educational influences, but also for the sustained motivation to civil service necessary for future lawyer in the development of professional identity. It is shown that the proper use of the practical components of the program, higher education can become a kind of social elevator for prospective specilists to promote social mobility within the legal corporations (professional stratification). Social mobility is the phenomenon of movement of individuals, of individual or social object or value within the social space.

Введение

Сформированное^ педагогических компетенций у выпускника юридического вуза - одно из требований действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Юриспруденция» (далее - ФГОС ВО) к результатам реализации основной профессиональной образовательной программы (далее - ОПОП) [8]. Однако в силу узости заявленных ФГОС ВО педагогических компетенций: преподавание правовых/юридических дисциплин, осуществление правового воспитания - юридические вузы не уделяют должного внимания соответствующему содержанию образовательных программ и недостаточно ориентированы на создание условий для достижения актуальных результатов формирования педагогических компетенций будущих юристов.

Разрешая указанное противоречие, мы предлагаем актуальный комплекс условий, в основу которого положена идея рассмотрения правового просвещения граждан пожилого возраста как особого вида социальных практик будущих юристов, встроенных в содержание основных образовательных программ по направлению подготовки.

Под условиями мы понимаем целенаправленно создаваемые обстоятельства и ресурсы, которые обеспечивают эффективность процессов и выступают гарантом достижения его планируемых результатов.

Указанное понимание категории «условия» мы строим на ряде научных положений. В частности, на трактовке условий как «обстановке, в которой то или иное явление или процесс возникают, существуют и развиваются» [15, с. 474]. Мысль об условиях как обстановке протекания процессов мы связываем с факторами образовательной среды в достижении обучающимися планируемых образовательных результатов. Саму образовательную среду мы рассматриваем в широком - внешняя среда, и узком - локальная среда вуза, смыслах. С ссылкой на Ю. С. Мануйлова, мы говорим о трофике образовательной среды как «морфологии возможностей», которые выявляются «исключительно в актах многоканального взаимодействия индивидуума со средой» [6, с. 79].

Вслед за Е. А. Климовым мы подчеркиваем значимость образовательной среды в становлении профессиональных качеств выпускников вузов и разделяем доводы ученого о том, что убеждения, идеалы, отношения к разным сторонам мира, самооценка, самосознание будущего профессионала «характеризуются общественной обусловленностью и создаются за счет общественной среды образования» [3, с. 15].

Ряд научных положений по рассматриваемому вопросу содержится в кандидатском исследовании Л. Х. Гайтовы, посвященном практико-ориентированному обучению будущих юристов в условиях юридической клиники [2]. Также мы можем сослаться на исследованиях Л. В. Мокиной, где раскрыто использование ситуационных заданий как средства формирования социальной ответственности будущих юристов [7]; исследование А. А. Таовы по формированию коммуникативной компетентности будущих юристов в образовательном процессе современного вуза [11]; исследование А. Л. Теймуразяна, посвященного формированию профессионально значимых личностных качеств будущих юристов [12].

Поскольку проектируемые изменения образовательной среды не могут не сопровождаться изменениями в содержании и результатах образовательной деятельности, то условия мы рассматриваем как эмпирические наблюдаемые обстоятельства, поддающиеся измерению и оценке.

Результаты исследования

Основываясь на научно обоснованных фактах и вытекающих из них выводах, мы показываем, что формирование педагогических компетенций будущих юристов в процессе правового просвещения граждан пожилого возраста будет эффективным, если:

1) в основной образовательной программе по направлению подготовки будут выделены задачи гражданского воспитания будущих юристов как инструмента достижения компетентностного формата образовательных результатов;

2) правовое просвещение граждан пожилого возраста будет организовано в рамках прохождения будущими юристами производственной практики на базе или с привлечением ресурсов партнерских организаций, курирующих социальную работу с пожилыми людьми;

3) будет обеспечено информационное и консультационное сопровождение студентов и подготовка кураторов производственной практики к модерированию, контролю и анализу результатов обозначенного процесса.

Остановимся подробнее на первом и третьем условиях как наиболее емких с точки зрения обучающих эффектов социально-ориентированной модели формирования педагогических компетенций будущих юристов.

Первое условие - выделение в основной образовательной программе по направлению подготовки задач гражданского воспитания будущих юристов как инструмента достиже-

© Урванцева С. О., 2017

ния компетентностного формата образовательных результатов, в том числе и в отношении педагогических умений и навыков.

Согласно О. В. Лебедевой, исследовавшей роль компетентностного подхода в гражданском образовании и обосновавшей целесообразность «гражданско-компетентностной модели образования», решающее значение в подготовке будущего профессионала необходимо придавать «компетентности социального выбора» и «компетентности социального действия» [4, с. 202].

В отношении студенчества (наиболее массовой группы современной молодежи) компетентность социального действия мы связываем с рядом качеств, формирование которых является стратегическим приоритетом, закрепленным Основами государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. Это такие качества, как неравнодушие, прочный нравственный стержень, восприимчивость к созиданию и высокий уровень социальной активности [9].

Если вуз опосредует задачи гражданского воспитания в тех или иных компонентах основной образовательной программы по направлению подготовки, то у студентов появляется возможность усвоения общих нравственных и моральных принципов, усиливающих способность к конструктивному социальному поведению, включая проектируемые вузом социальные практики студентов.

В этой связи правовое просвещение граждан пожилого возраста мы рассматриваем как особый вид социальной практики будущих юристов, центрированный на задаче формирования у них навыков педагогического взаимодействия, педагогической рефлексии и прочих компетенций, важных для выполнения педагогической деятельности. Интегрированная в систему гражданского воспитания будущих юристов практика по правовому просвещению пожилых людей дает студентам возможность осознания высоких мотивов гражданского служения и на идеологическом уровне, и на уровне субъективно значимой пользы.

Выступая носителями правового знания, будущие юристы одновременно функционируют и как носители способов освоения этого знания. Именно это обязывает будущих юристов осваивать и оттачивать навыки взаимодействия с теми, для кого такое знание может быть доступно только при посредничестве человека со специальным юридическим образованием. Юридическое и педагогическое начало правового просвещения мы считаем взаимодополняющими характеристиками правового просвещения.

Другими словами, гражданский долг профессионального юриста - транслиро-

вать правовую норму, развивать правосознание граждан и разъяснять им отдельные правоприменительные техники, он должен базироваться на вполне конкретном опыте, полученном за период обучения в вузе.

Применительно к предмету нашего исследования мы моделируем такой опыт как цикл этапов, последовательное прохождение которых организует, курирует и контролирует назначенный вузом работник. Цикличность необходима здесь не только для эффективности обучающих воздействий («по-вторенье - мать ученья»), но и для устойчивой мотивации гражданского служения, необходимой будущему юристу в развитии профессионального самосознания.

К числу обязательных этапов формирования у будущих юристов педагогических компетенций средствами правового просвещения граждан пожилого возраста мы относим:

- обучение будущих юристов подготовке и применению опросно-анкетных методов для изучения потребностей пожилых людей в правовом просвещении;

- организацию планирования будущими юристами содержания занятий по правовому просвещению пожилых людей;

- вовлечение будущих юристов в проектирование и апробацию эффективных методик правового просвещения пожилых людей с обоснованием прогнозируемых результатов данных методик;

- организация деятельности будущих юристов по мониторингу результатов правового просвещения пожилых людей;

- инициирование и сопровождение самооценки будущими юристами уровня сформированности педагогических компетенций в процессе правового просвещения пожилых людей.

Представленные этапы составляют дидактическое пространство сопровождения будущих юристов в процессе работы с пожилыми людьми и выступают ориентиром для структурирования соответствующего содержания производственной практики.

Отсюда очевидно следующее из заявленных нами условий формирования педагогических компетенций будущих юристов в процессе правового просвещения пожилых людей, а именно - подготовка кураторов производственной практики к модери-рованию, контролю и анализу результатов обозначенного процесса.

В обосновании данного условия мы исходили из научного понимания и практического признания фактора практики в подготовке профессионала, формирования у него интеллектуальных и духовных ресурсов профессионального развития.

К примеру, Н. В. Матвеева считает, что практика имеет определяющее значение; она проводится не только с целью приобретения будущими профессионалами специфических компетенций, но и с целью самореализации студентов, обретения ими субъективно ценностного опыта будущей профессиональной деятельности [5, с. 27].

При должном использовании потенциала практической компоненты ОПОП обучение в вузе может стать своеобразным социальным лифтом для начинающих профессионалов и содействовать социальной мобильности внутри юридической корпорации (профессиональная стратификация), под которой (социальной мобильностью) понимают «феномен перемещения индивидов, индивидуального или социального объекта или ценности внутри социального пространства» [1, с. 35]. Студент, полностью выполнивший требования программ практики, получает ряд практических качеств и умений, позволяющих ему без необходимой адаптации выполнять более сложные профессиональные задачи.

Характерно в этой связи, что Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования (далее - типовое положение), декларирует целью производственной практики получение студентами профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности [13, п. 7].

В уже принятом стандарте по уровню бакалавриата использованы аналогичные подходы: стандарт предписывает выбирать типы практик в зависимости от вида деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата [14, п. 6.7].

Поскольку конкретный вид и содержание производственной практики вуз устанавливает самостоятельно, он вправе организовывать практику на основе договоров с учреждениями и организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП [13, п. 8] (в логике этой федеральной нормы мы, собственно, и рассматриваем правовое просвещение пожилых людей как доступный юридическому вузу путь формирования педагогических компетенций будущих юристов).

Дидактическое пространство работы будущих юристов с пожилыми людьми может быть расширено как за счет масштабных проектов вуза, сопрягаемых с региональной политикой в отношении граждан пожилого возраста, так и за счет привлечения социальных партнеров к экспериментальной деятельности и научно-исследовательской деятельности.

Актуализирующей предпосылкой подобного видения организационных механизмов производственной практики будущих юристов выступают положения «Стратегии действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года» (далее - Стратегия), где ключевыми целями определены устойчивое повышение качества жизни пожилых людей и стимулирование активного долголетия граждан пожилого возраста, их социального и экономического интегрирования в общественную практику [10, с. 3].

Учитывая сказанное, в подготовку кураторов производственной практики будущих юристов в формате правового просвещения мы включаем:

- коллегиальное обсуждение профессорско-преподавательским составом профилирующих кафедр обучающих задач формирования педагогических компетенций будущих юристов средствами правового просвещения;

- постановку функционала кураторов производственной практики с акцентом на модерации профессионального развития будущих юристов;

- разработку системы контроля текущих результатов сформированности у будущих юристов педагогических компетенций;

- прогнозирование информационных поводов для рефлексии будущими юристами достигнутых эффектов правового просвещения пожилых людей;

- разработку типовых ситуаций консультационной поддержки будущих юристов со стороны наставника (куратора или социального партнера);

- разработку организационной модели самооценки будущими юристами уровня сформированности педагогических компетенций в процессе правового просвещения.

Перечисленные составляющие подготовки кураторов не могут быть локализованы рамками отдельного факультета и тем более кафедры. Для достижения искомых эффектов рассматриваемого содержания производственной практики важна ее интеграция в единую систему гражданского воспитания будущих юристов, что мы и показали выше как необходимое условия рассматриваемого процесса.

Заключение

Таким образом, сочетание рассмотренных в настоящей статье условий формирования педагогических компетенций будущих юристов средствами правового просвещения граждан пожилого возраста есть организационная доминанта в обеспечении студентам соответствующего опыта профессиональной деятельности.

В любом случае, независимо от выбранной стратегии формирования педагогических

компетенций будущих юристов, вуз ориентирован на реализацию требований ФГОС ВО. Детализируя требования ФГОС ВО в выгодном для реализуемой стратегии обучения контексте, вуз привлекает все доступные ресурсы внешней (региональной) среды образовательной деятельности. Исключительно в этой логике, предложенный нами комплекс условий может рассматриваться как актуальный.

Проведенное нами исследование подтвердило эффективность правового просвещения граждан пожилого возраста как особого вида социальных практик будущих юристов, встроенных в содержание основных образовательных программ по направлению подготовки с целью формирования педагогических компетенций будущих юристов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балашенко С. А. Обучение в юридической клинике (правовые основы, методики, юридическая техника и практикум) / / под общ. ред. С. А. Балашенко. - Минск : ГИУСТ БГУ, 2008. - 408 с.

2. Гайтова Л. Х. Практико-ориентированное обучение студентов-юристов в условиях юридической клиники в традициях наставничества : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Владикавказ, 2014 - 209 с.

3. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) : учеб. пособие. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Флинта, 2003. - 320 с.

4. Лебедева О. В. Гражданское образование в России (историко-педагогическое исследование). -М., 2004. - С. 178.

5. Матвеева Н. В. Значение и методика организации производственной практики для студентов гражданско-правовой специализации // Вопросы учебно-методической работы в юридическом вузе. - Вологда : Вологодский ЦНТИ, 2008. - 103 с.

6. Мануйлов Ю. С. Средовый подход в воспитании. - М. ; Н-Новгород : Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 2002. - 157 с.

7. Мокина Л. В. Ситуационные задания как средство формирования представлений о социальной ответственности у будущих юристов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Екатеринбург, 2007. - 215 с.

8. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») : Приказ Минобрнауки России от 14.12.2010 № 1763 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/12191964/#ixzz42E7pSJC8.

9. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года : Распоряжение Правительства России от 29 ноября 2014 г. № 2403-р [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/#ixzz4ZiQDA2KB.

10. Стратегия действий в интересах граждан пожилого возраста до 2025 года : Распоряжение Правительства РФ от 05.02.2016 № 164-р/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://drive.google.com/file/ d/0Bx2e_9hqHXgXeDRzbWlxaEExRk0/view.

11. Таова А. А. Формирование коммуникативной компетентности студентов - будущих юристов в образовательном процессе современного вуза : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Владикавказ, 2011. - 173 с.

12. Теймуразян А. Л. Формирование профессионально значимых личностных качеств будущих юристов : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.08. - Тольятти, 2014. - 258 с.

13. Типовое положение о практике // Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования : Приказ Минобрнауки России от 27.11.2015 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/71288178/#friends# ixzz4ZUyGcD8u.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (уровень бакалавриата) : Приказ Минобрнауки России от 01.12.2016 г. № 1511 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71479274/, п. 6.7.

15. Фихте И. И. Сочинения. В 2 т. Т. 1. - СПб. : Мифрил, 1993. - 798 с.

REFERENCES

1. Balashenko S. A. Obuchenie v yuridicheskoy klinike (pravovye osnovy, metodiki, yuridicheskaya tekhnika i praktikum) // pod obshch. red. S. A. Balashenko. - Minsk : GIUST BGU, 2008. - 408 s.

2. Gaytova L. Kh. Praktiko-orientirovannoe obuchenie studentov-yuristov v usloviyakh yuridicheskoy klin-iki v traditsiyakh nastavnichestva : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Vladikavkaz, 2014 - 209 s.

3. Klimov E. A. Puti v professionalizm (Psikhologicheskiy vzglyad) : ucheb. posobie. - M. : Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut ; Flinta, 2003. - 320 s.

4. Lebedeva O. V. Grazhdanskoe obrazovanie v Rossii (istoriko-pedagogicheskoe issledovanie). - M., 2004. - S. 178.

5. Matveeva N. V. Znachenie i metodika organizatsii proizvodstvennoy praktiki dlya studentov grazhdans-ko-pravovoy spetsializatsii // Voprosy uchebno-metodicheskoy raboty v yuridicheskom vuze. - Vologda : Volo-godskiy TsNTI, 2008. - 103 s.

6. Manuylov Yu. S. Sredovyy podkhod v vospitanii. - M. ; N-Novgorod : Izd-vo Volgo-Vyatskoy akademii gossluzhby, 2002. - 157 s.

7. Mokina L. V. Situatsionnye zadaniya kak sredstvo formirovaniya predstavleniy o sotsial'noy otvetstven-nosti u budushchikh yuristov : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Ekaterinburg, 2007. - 215 s.

8. Ob utverzhdenii i vvedenii v deystvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya po napravleniyu podgotovki 030900 Yurisprudentsiya (kvalifikatsiya (stepen') «magistr») : Prikaz Minobrnauki Rossii ot 14.12.2010 № 1763 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/12191964/#ixzz42E7pSJC8.

9. Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda : Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossii ot 29 noyabrya 2014 g. № 2403-r [Elektronnyy resurs]. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70713498/#ixzz4ZiQDA2KB.

10. Strategiya deystviy v interesakh grazhdan pozhilogo vozrasta do 2025 goda : Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 05.02.2016 № 164-r/ [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: https://drive.google.com/file/d/0Bx2e_9hqHXgXeDRzbWlxaEExRk0/view.

11. Taova A. A. Formirovanie kommunikativnoy kompetentnosti studentov - budushchikh yuristov v obra-zovatel'nom protsesse sovremennogo vuza : dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08. - Vladikavkaz, 2011. - 173 s.

12. Teymurazyan A. L. Formirovanie professional'no znachimykh lichnostnykh kachestv budushchikh yuristov : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.08. - Tol'yatti, 2014. - 258 s.

13. Tipovoe polozhenie o praktike // Polozheniya o praktike obuchayushchikhsya, osvaivayushchikh osnov-nye professional'nye obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniya : Prikaz Minobrnauki Rossii ot 27.11.2015 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/71288178/#friends#ixzz4ZUyGcD8u.

14. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego obrazovaniya po na-pravleniyu podgotovki 40.03.01 Yurisprudentsiya (uroven' bakalavriata) : Prikaz Minobrnauki Rossii ot 01.12. 2016 g. № 1511 [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: //http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71479274/, p. 6.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Fikhte I. I. Sochineniya. V 2 t. T. 1. - SPb. : Mifril, 1993. - 798 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.