Научная статья на тему 'Условия формирования личности безопасного типа поведения'

Условия формирования личности безопасного типа поведения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1331
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ / ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ / КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна, Алимова Ирина Абдулгалимовна

Целью исследования является изучение и определение условий, факторов и критерий, направленных на приобретение студентами умений и навыков безопасного поведения в процессе обучения в вузе. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, основных образовательных программ высшего образования (ООП ВО), опрос, анкетирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов эксперимента. Результаты. Формированию безопасного поведения личности способствуют следующие педагогические условия: формирование готовности адекватно реагировать и вести себя в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС); организация клубной работы по обеспечению готовности студента к безопасной жизнедеятельности; реализация модели формирования личности безопасного поведения; приобретение знаний, умений и навыков действий в экстремальных ситуациях с помощью игровых методов и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шуайбова Меседо Омаровна, Алимова Ирина Абдулгалимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования личности безопасного типа поведения»

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-80-86

Условия формирования личности безопасного типа поведения

© 2018 Раджабов А. А. 1 Алимова И. А. 2

1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия, e-mail: dgpu670928@mail.ru 2 Дагестанский государственный медицинский университет, Махачкала, Россия, e-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Целью исследования является изучение и определение условий, факторов и критерий, направленных на приобретение студентами умений и навыков безопасного поведения в процессе обучения в вузе. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, основных образовательных программ высшего образования (ООП ВО), опрос, анкетирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов эксперимента. Результаты. Формированию безопасного поведения личности способствуют следующие педагогические условия: формирование готовности адекватно реагировать и вести себя в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС); организация клубной работы по обеспечению готовности студента к безопасной жизнедеятельности; реализация модели формирования личности безопасного поведения; приобретение знаний, умений и навыков действий в экстремальных ситуациях с помощью игровых методов и т. д.

Ключевые слова: безопасное поведение, критерии готовности личности, педагогические условия, алгоритм действий, чрезвычайная ситуация, клубная деятельность, средства защиты.

Формат цитирования: Раджабов А. А., Алимова И. А. Условия формирования личности безопасного типа поведения // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12. № 4. С. 80-86. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-80-86_

The Conditions of Formation the Personality of Safety Mode of Behavior

@ 2018 Aslan A. Radzhabov 1, Irina A. Alimova 2

1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: dgpu670928@mail.ru 2 Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru

ABSTRACT. The aim of the article is the study and definition the conditions, factors and criteria focused on acquisition by students the skills of safety mode of behavior in the process of education at university. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, the basic educational program of higher education (BEP), survey, questionnaire, pedagogical experiment, statistical analysis of the experimental results. Result. Such pedagogical conditions as: formation of readness to take in good sense and to behave in emergency conditions; organization of club work on securing the student's readness for safety living; realization of the model of formation the personality of safety behavior; acquisition of knowledge and skills of actions in extremal situations by dint of game methods conduce the formation of personality's safety behavior.

Keywords: safety behavior, criteria of readiness of the personality, pedagogical conditions, scheme of actions, emergency situation, activities of the club, means of protection.

For citation: Radzhabov A. A., Alimova I. A. The Conditions of Formation the Personality of Safety Mode of Behavior. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 80-86. DOI: 10.31161/1995-0659-2018-12-4-80-86 (In Russian)

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Введение

На современном этапе развития человечества и возрастания различных видов опасностей актуализируются вопросы обеспечения безопасности личности и формирования навыков поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях. Поскольку именно в образовательной среде создаются условия развития, совершенствования и адаптации личности к меняющимся производственным и социальным условиям среды, основная роль при формировании личности безопасного поведения отводится системе образования и профессиональной подготовке.

Проблема защиты человека от опасностей, охраны здоровья и жизни, формирования личности безопасного типа поведения на разных этапах развития общества носила разнообразный характер. В частности, в образовании преобладала гуманистическая направленность,

позволяющая вооружить обучающихся средствами защиты от внешних неблагоприятных условий, но не способствовала формированию знаний и умений, позволяющих предвидеть опасности и угрозы.

Следовательно, обучение и воспитание во взаимодействии с образовательной средой, рассматриваются в качестве основного направления формирования безопасного поведения, поскольку обеспечивают условия гармоничного развития личности, приобщения к ценностям безопасного образа жизни, в связи с чем, система образования выдвигает новые требования к профессиональной подготовке будущих специалистов, для решения которой привлекается целый ряд наук, где главенствующая роль отводится дисциплине «Безопасность

жизнедеятельности».

Признание необходимости изучения специалистами разных профилей вопросов обеспечения безопасности в современном мире подтверждается и в Федеральных государственных образовательных

стандартах высшего образования (ФГОС ВО), где реализация дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

осуществляется в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата и специалитета.

Процесс изучения вышеуказанной дисциплины направлен на применение студентами полученных знаний и умений в целях обеспечения безопасного поведения, выявления воздействия вредных и опасных факторов на организм человека и окружающую среду, подготовки к действиям по защите от опасностей различного характера. В результате прохождения курса дисциплины, обучающиеся осознают значимость проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности, владеют приемами оказания первой помощи пострадавшим, могут принимать решения в нестандартных ситуациях и т. д. [6; 7].

Целью исследования является изучение и определение условий, факторов и критерий, направленных на приобретение студентами умений и навыков безопасного поведения в процессе обучения в вузе.

Методы

Анализ психолого-педагогической

литературы, основных образовательных программ высшего образования (ООП ВО), опрос, анкетирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов эксперимента.

Результаты и обсуждение

Несмотря на актуальность проблема сохранения здоровья и воспитания безопасного образа жизни является недостаточно обоснованной теоретически и изученной практически.

Вопросам формирования безопасного поведения молодёжи в чрезвычайных ситуациях посвящены научные работы

A. В. Бойчевского, В. П. Горащук, Исмаилова Ш. О., Л. А. Михайлова, Э. Р. Чернышовой и других, в которых изучены и обоснованы необходимые условия, методы и принципы обучения навыкам безопасного поведения. Теоретические основы подготовки личности к безопасной жизнедеятельности рассматриваются в работах Д. М. Маллаева, Л. A. Михайлова,

B. В. Сапронова, Л. И. Шершнева и других [4; 5; 7]

На необходимость обучения молодежи навыкам безопасного поведения указывал К. Д. Ушинский, считая, что именно образование дает возможность предвидеть и определить последствия опасности, тем

самым способствуя реализации плана профилактических действий,

направленных на предотвращение опасности и в случае необходимости более рациональному поведению личности в экстремальных ситуациях.

Следует отметить, что студенческий возраст является наиболее сенситивным для проявления жизненно важных приоритетов, профессиональных

интересов и творческих решений, определяющих дальнейшее

индивидуальное развитие личности.

По мнению С. М. Вишнякова, для студенческой молодежи характерно относительно небольшое количество социальных ролей, эмоционально приподнятое настроение, способность к увлечению, что также способствует повышению их профессиональных интересов. Как отмечает ученый -исследователь Л. И. Шершнев,

существующая система безопасности как в России, так и в мире неадекватна имеющимся вызовам и угрозам и, как следствие, не гарантирует безопасной жизнедеятельности на ближайшее столетие [1; 2].

Анализ причин, актуализирующих проблему формирования личности безопасного поведения, указывает на кризис имеющихся систем ценностей (переход от унификации процессов к вариативности в системе управления образованием; особенности обеспечения безопасности жизнедеятельности в региональном аспекте и др.) [1; 4].

В результате в современном постиндустриальном обществе у людей не выработаны знания и навыки безопасной жизнедеятельности, что связано с отсутствием системы формирования безопасности жизнедеятельности.

Личность должна чувствовать себя человеком Земли, независимо от своего гражданства, и в многонациональном и разноконфессиональном государстве, для чего необходимо ее воспитывать с чувством ответственности за свою родину и как представителя той или иной национальной культуры.

Необходимо отметить, что, несмотря на законодательно установленные права, образовательная среда не всегда ориентирована на формирование культуры здоровья студентов и обеспечение личной

безопасности. С этих позиций важнейшей функцией образования выступает формирование не только теоретических знаний, но и практических навыков по формированию безопасного поведения через организацию проектного участия, творческий подход и другие формы преобразовательной деятельности, где безопасность личности студента должна стать приоритетной частью

образовательного процесса.

Поскольку образовательный процесс в вузе может обеспечить готовность студента к профессиональной деятельности через получение знаний и накопленный опыт, по нашему мнению, наиболее продуктивной представляется проектно-преобразующая деятельность, которая способствует не только адаптации обучающихся к условиям образовательной среды, но и принятию креативных решений по обеспечению безопасной и здоровой жизнедеятельности.

Для обучения безопасному поведению в условиях чрезвычайных ситуаций, в настоящее время большое внимание отводится компьютерным программам и интерактивным технологиям обучения, что значительно увеличивает возможности приобретения навыков рационального поведения в экстремальных ситуациях.

За рубежом компьютерные учебные программы нашли очень широкое применение, в то время как в нашей стране обучающие программы пока не получили достаточного распространения ввиду их высокой стоимости создания и недостаточного распространения

компьютерной техники в учебных заведениях как профессиональных, так и общеобразовательных. Следовательно, образовательный процесс в вузе целесообразно ориентировать на раскрытие творческого потенциала личности путем внедрения авторских программ, мультимедийных технологий и моделей и т. д.

Правила безопасного поведения личности, по мнению З. А. Клепининой, рассчитаны на самостоятельность выполнения, где основной целью выступает групповое обсуждение результатов и важным является, то, что преподаватель не отвергает неверные выводы студентов, а, наоборот, подводит их к правильному пониманию ситуации и дает возможность избежать закрепления в

сознании неверной информации. В этой связи, применение самостоятельной работы студентов и использование компьютерных технологий, являются перспективными направлениями при воспитании гармонически развитой личности и формировании безопасного поведения [6; 7].

В рамках решения вопроса поведения личности в образовательной среде мы рассматривали педагогические условия, благодаря которым навыки безопасного поведения у обучающихся закрепляются.

Поскольку в настоящей статье используется понятие «условие», то считаем необходимым раскрыть его содержание. В своем исследовании Н. М. Яковлева под условиями понимает систему элементов, из которой невозможно исключить ни единого компонента, не нарушив целостности данного комплекса. При этом совокупность условий должна представлять собой комплекс явлений, действий и свойств, образующих единое целое, поскольку отдельные случайные условия не могут способствовать эффективному решению задач

формирования безопасного поведения.

Следуя логике нашего исследования, мы пришли к необходимости выявления условий формирования личности безопасного поведения, для чего был проведен анализ интеграции и модернизации программ по безопасности жизнедеятельности, позволив нам спроектировать процесс формирования безопасного образа жизни, раскрыть его педагогическое содержание и реализацию деятельности по сохранению здоровья и улучшению качества жизни.

В качестве условий, обеспечивающих формирование личности безопасного поведения, мы рассматриваем:

- гуманизация процесса формирования личности безопасного поведения на основе педагогического взаимодействия;

- повышение мотивации к безопасной жизнедеятельности;

- применение новых подходов, способствующих поиску нестандартных решений в критических ситуациях;

- моделирование ситуаций, требующих способности к самоконтролю и психологической устойчивости;

- разработка и реализация модели формирования навыков безопасного поведения и др.

Для выявления эффективности разработанной нами модели на основе выбранных критериев осуществлено сравнение результатов, а также качества усвоения знаний и сформированности умений и практических действий студентов в экстремальных ситуациях в начале учебного года и после прохождения курса дисциплины «Безопасность

жизнедеятельности». Всего в эксперименте участвовало 108 студентов 2-го курса стоматологического факультета

Дагестанского государственного

медицинского университета (ДГМУ). Сравнение показателей и критериев уровня готовности студента к обеспечению собственной безопасности в контрольных и экспериментальных группах проводилось с использованием методов вторичной статистической обработки результатов исследования.

Критериями готовности личности к безопасному поведению являлись: способность идентификации опасностей; распознавание и предвидение опасностей с помощью безопасных действий и мышления; умение оказывать первую помощь в чрезвычайных ситуациях (ЧС), владение навыками выживания в автономном существовании,

ориентирование на местности,

использование средств защиты, психологическая подготовленность и стрессоустойчивость и т. д.

Результаты констатирующего

эксперимента, проведенного в начале учебного года, показали крайне низкий уровень готовности и рациональных действий студентов в различных ЧС. На основе выбранных нами критериев осуществлено сравнение результатов в контрольной и экспериментальной группах, которое выявило, что идентифицировать опасности могут всего лишь 12,7 % опрошенных, предвидеть угрозы способны только 11,3 % студентов. Среди респондентов в обеих испытуемых группах практически не понимают суть алгоритма действий в ЧС, а навыками оказания первой помощи владеют в среднем 13,5 % обучающихся. Устойчивое поведение личности в условиях стресса, как показали исследования, является одним из основных критериев продуктивного

поведения в критических ситуациях (рис. 1, 2).

Для выявления уровня

стрессоустойчивости испытуемых было проведено тестирование по Л. Ридеру, согласно которому 13,1 % студентов экспериментальной группы имеют высокий уровень, 21,9 % средний уровень, а

65 % студентов обладают низким уровнем психологической устойчивости.

Показатели, полученные в конце эксперимента, указывают на

положительную динамику

сформированности критериев готовности к безопасному поведению (рис. 1, 2).

■ Экспериментальная в нач. эксп % Стрессоустойчивость

Контрольная в нач.эксп %

13,1 12,9

Оказание первой помощи

Использование средств защиты

Выработка алгоритма действий

Идентификация опасностей

12,2

13,4

16,3 15,9

Рис. 1. Критерии готовности личности к безопасному поведению

■ Экспериментальная в конце эксп % ■ Контрольная в конце эксп % Стрессоустойчивость

Оказание первой помощи

Использование средств защиты

Выработка алгоритма действий

Идентификация опасностей

13,1

19,2

20,9

13,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18,1

14,7

13,3

17,5

Рис. 2. Критерии готовности личности к безопасному поведению

Психолого-педагогические науки •••

Psychological and Pedagogical Sciences •••

Выводы

У студентов экспериментальной группы в конце учебного года способность предвидеть угрозы и опасности возросла с 12,7 % до 18,1 %, оказывать первую помощь могут уже 20,9 %. Также отмечаются положительные сдвиги в среднем на 5,2 % в ориентировании на местности и автономном выживании в природной среде, психологическая устойчивость испытуемых возросла с 13,1 % в начале эксперимента до 19,2 % в конце исследования, а в контрольной группе показатели практически остались неизменными. Необходимо отметить, что организация клубной работы является одним из условий повышения критериев безопасного поведения, поскольку именно там можно проводить занятия, не ограничиваясь строгими рамками времени, вследствие чего значимость внеурочных мероприятий, нацеленных на углубление знаний и умений в опасных ситуациях, становится более содержательной. В структуре дополнительных мероприятий, направленных на формирование безопасного образа жизни, важную роль играют также проведение олимпиад и конференций среди студентов по безопасности жизнедеятельности, а также игры, соревнования по безопасному поведению на дорогах и т. д.

Следовательно, олимпиады и конференции, проводимые ежегодно среди студентов, являются подготовкой по формированию безопасного поведения, где изучаются актуальные проблемы обеспечения безопасности

жизнедеятельности и отрабатываются действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. При этом и практическая направленность, и соревновательный характер проводимых мероприятий способствуют

формированию у студентов умений и навыков распознавания и оценки опасных и вредных факторов в среде обитания,

1. Вишнякова С. М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М. : НМЦ СПО, 1999. 538 с.

2. Власова Л. М., Сапронов В. В., Фрумкина Е. С., Шершнев Л. И. Безопасность жизнедеятельности. Современный комплекс

нахождению способов защиты от них и безопасного поведения в экстремальных ситуациях дома, на улице и в природной среде, выработке умений по защите жизни и здоровья, включая само- и взаимопомощь. При этом предоставление свободы поведения обучающихся в рамках клубной работы способствует выработке ответственности за ее использование, умений и навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности и т. д. Преподаватель наблюдает и

интерпретирует поведение студента, вмешиваясь только для того, чтобы сделать обучение более эффективным, пояснить или показать новый способ действия, делая акцент не на том, как можно и как нельзя себя вести, а на том, какое поведение опасно, а какое безопасно и эффективно для себя и окружающих. Например, обсуждают, что делать, если начался пожар или то, как вести себя, если отстал от группы во время экскурсии и заблудился в лесу и т. д.

Таким образом, проведенный эксперимент указывает на необходимость переориентации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование культуры безопасного поведения студенческой молодежи, где наряду с сохранением и укреплением здоровья важно привить чувство осторожности, предвидение различных угроз, умение адекватно действовать в экстремальной ситуации, а безопасному поведению личности способствуют следующие педагогические условия: формирование готовности адекватно реагировать и вести себя в условиях ЧС; организация клубной работы по обеспечению готовности студента к безопасной жизнедеятельности; реализация модели формирования личности безопасного поведения; приобретение знаний, умений и навыков действий в экстремальных ситуациях с помощью игровых методов;

проектирование, моделирование

чрезвычайных ситуаций и т. д.

проблем безопасности. Учебно-методическое пособие. М., 2009. 110 с.

3. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1974. Т. 1. 408 с.

4. Исмаилов Ш. О. Культура безопасного поведения личности // Известия Дагестанского

Литература

государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 1215.

5. Инновационные технологии здоровье сохраняющего развития человека. Учебно-методическое пособие / Под общей редакцией В. И. Жукова. 2-е изд. доп. и перераб. М. : Гном и Д, 2008. 296 с.

6. Шуайбова М. О., Минбулатова И. С., Магомедов Р. В. Игровые методы обучения

1. Vishnyakova S. M. Professional'noe obrazovanie. Slovar'. Klyuchevye ponyatiya, terminy, aktual'naya leksika [Professional education. Dictionary. Key notions, terms, relevant vocabulary]. Moscow, SMC SVE Publ., 1999. 538 p. (In Russian)

2. Vlasova L. M., Sapronov V. V., Frumkina E. S., Shershnev L. I. Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. Sovremennyj kompleks problem bezopasnosti. Uchebno-metodicheskoe posobie [Life safety. Modern complex of security problems. Educational and methodical manual]. Moscow, 2009. 110 p. (In Russian)

3. Ushinsky K. D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1974. Vol. 1. 408 p. (In Russian)

4. Ismailov Sh. O. Culture of safe behavior. Izvestiya Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki [Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences]. 2010. No. 4. Pp. 12-15. (In Russian)

5. Innovacionnye tekhnologii zdorov'e sohranyayushchego razvitiya cheloveka. Uchebno-metodicheskoe posobie [Innovative technologies of health-saving human development. Educational and methodical manual]. Under general editorship of V. I. Zhukova. 2d revised edition. Moscow, Gnom

i D Publ., 2008. 296 p. (In Russian)

6. Shuaybova M. O., Minbulatova I. S., Magomedov R. V. Game methods of teaching healthy and safe way of life of students. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [The world of science, culture and education]. 2016. No. 3(58). Pp. 196199. (In Russian)

7. Shuaybova M. O., Minbulatova I. S., Bagandov M.-K. I. Implementation of the competence approach in the study of the discipline "life Safety" in the system of higher education. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State Pedagogical University]. 2017. No. 4. Pp. 107-112. (In Russian)

здоровому и безопасному образу жизни студенческой молодёжи // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 196-199.

7. Шуайбова М. О., Минбулатова И. С., Багандов М.-К. И. Реализация компетентностного подхода при изучении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в системе высшего образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 4. С. 107-112.

References

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Раджабов Аслан Алиевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра безопасности жизнедеятельности,

проректор по академической политике, организации и контролю образовательного процесса, начальник учебно-методического управления, Дагестанский государственный педагогический университет; e-mail: dgpu670928@mail.ru

Алимова Ирина Абдулгалимовна, ассистент, кафедра безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф, Дагестанский государственный

медицинский университет, Махачкала, Россия; e-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Aslan A. Radzhabov, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Life Safety, vice-rector of Academic Politics, Educational Process Management and Control, the head of the Curriculum Instruction Department, Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: dgpu670928@mail.ru

Irina A. Alimova, assistant, the chair of Life Safety and Emergency Medicine, Dagestan State Medical University, Makhachkala, Russia; e-mail: mesedo.shuaybova.75@mail.ru

Принята в печать 19.09.2018 г.

Received 19.09.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.