Научная статья на тему 'Условия формирования конкурентных преимуществ территориального туристского продукта Республики Алтай'

Условия формирования конкурентных преимуществ территориального туристского продукта Республики Алтай Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
422
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / ТУРИЗМ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Куттубаева Т.А., Гордеева М.А.

В статье рассматриваются подходы к определению понятия «территориальный туристский продукт», условия, влияющие на формирование территориального туристского продукта и обеспечение его конкурентных преимуществ. В статье анализируются условия формирования конкурентных преимуществ территориального туристского продукта Республики Алтай, выявлено их позитивное и негативное влияние на территориальный туристский продукт региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия формирования конкурентных преимуществ территориального туристского продукта Республики Алтай»

14. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Под ред. док. эк. наук Г.Б. Клейнера - М.: Наука, 2002. - 448 с.

15. Горовцова М. Страховые взносы для ИП: перегрузка [Электронный ресурс]. - 05.08.2013. - Режим доступа: http://www.garant.ru/article/487499/ (дата обращения: 16.10.16).

16. Основные направления налоговой политики на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов [Электронный ресурс] // Консультант плюс. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 16.10.2016).

17. Малое и среднее предпринимательство в России (за период: 2006 г. по 2015 г.) [Электронный ресурс] / ФСГС РФ. - Режим доступа: http://www.gks.rUwps/wcm/comect/rosstat_mainrosstat/ru/statistics/puЫicati-ons/catalog/doc_1139841601359 (дата обращения: 16.10.2016).

18. Российский статистический ежегодник (за период: 2007 г. по 2015 г.) [Электронный ресурс] / ФСГС РФ. - Режим доступа: http://www.gks.ru/ wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/doc_113 5087342078 (дата обращения: 16.10.2016).

19. Информационно-правовая система Консультант плюс [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/.

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ТУРИСТСКОГО ПРОДУКТА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

1 2 © Куттубаева Т.А. , Гордеева М.А.

Горно-Алтайский государственный университет, г. Горно-Алтайск

В статье рассматриваются подходы к определению понятия «территориальный туристский продукт», условия, влияющие на формирование территориального туристского продукта и обеспечение его конкурентных преимуществ. В статье анализируются условия формирования конкурентных преимуществ территориального туристского продукта Республики Алтай, выявлено их позитивное и негативное влияние на территориальный туристский продукт региона.

Ключевые слова туристский продукт, территориальный туристский продукт, туризм, конкурентные преимущества, туристский потенциал.

Сегодня туризм является одной из самых динамичных и перспективных отраслей экономики во многих российских регионах. В свою очередь, уро-

1 Заведующий кафедрой Менеджмента, туризма и экономической теории, кандидат экономических наук, доцент.

2 Магистрант кафедры Менеджмента, туризма и экономической теории.

вень развития сферы туризма в регионе определяется наличием конкурентоспособного территориального туристского продукта.

Необходимо отметить, что сегодня в теории и практике туризма нет однозначного подхода к определению понятия «территориальный туристский продукт». Для уточнения сущности понятия «территориальный туристский продукт» нужно рассмотреть два взаимосвязанных с ним понятия «территориальный продукт» и «туристский продукт».

По мнению Т.В. Сачук, территориальный продукт можно рассматривать как сложную структуру, состоящую из трех элементов:

- во-первых, это конкретные характеристики территории (природные ресурсы территории, климат, месторасположение, развитие транспортного сообщения, виды деятельности на территории, уровень экологической безопасности, статусная нация и другие характеристики);

- во-вторых, территория воспринимается человеком как конкретное место, где, проживая и/или осуществляя деятельность, он будет получать доходы и их тратить;

- в-третьих, это система организации и качество менеджмента данной территории, который осуществляют органы представительной и исполнительной власти в лице своих руководителей и сотрудников [7, с. 42].

Сущность понятия «туристский продукт» сегодня раскрывается с разных позиций. Так, во многих определениях, туристский продукт рассматривается как комплекс товаров и услуг. Так, В.Г. Гуляев считает, что «туристский продукт - это комплекс услуг, предоставляемых туристско-экскурсион-ными предприятиями гражданам (туристам)» [2, с. 33].

Саак А.Э., Пшеничных Ю.М. дают следующее определение туристского продукта: «Туристский продукт - совокупность (комплекс) вещественных предметов потребления, невещественных (в форме услуги) потребительных стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникших в период его путешествия, и затрат, связанных с его производством и реализацией, формирующих цену турпродукта» [6, с. 201].

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туристский продукт также рассматривается как комплекс услуг: «Туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта.

Некоторые авторы рассматривают сущность туристского продукта с ресурсных позиций. Так, например, М.Б. Биржаков полагает, что при определении турпродукта нужно исходить из того, что «туристский продукт имеет три источника: (1) природные ресурсы, (2) упорядоченную систему знаний и технологий туризма и туристского обслуживания и (3) организационно-

правовую систему предприятий и подготовленный персонал предприятий сферы туризма, туристской индустрии и смежных отраслей, способный, используя знания и технологии туризма на основе ресурсной составляющей, служить удовлетворению туристского интереса и быть объектом потребления всех уровней. Отсутствие хотя бы одной составляющей лишает туристский продукт жизнеспособности и мотива к существованию» [1, с. 126].

Аналогично данным подходам рассматривается авторами и территориальный туристический продукт. Так, Я. Качмарек предлагает отождествлять территориальный туристический продукт с совокупностью туристических ценностей и услуг, которые могут приобрести туристы, пребывающие на этой территории. Он предлагает ввести понятие «туристический продукт-место» - особый, географически детерминированный продукт, состоящий из некоторых элементов туристического потенциала данной территории, объединенных высшей идеей, предопределяющей его оригинальность, уникальность и рыночную привлекательность. Туристический продукт-место -это комбинация продукта, для формирования и управления каждым элементом которого необходимо прилагать определенные усилия [4, с. 49].

Как совокупность конкретных продуктов и услуг, рассматривает территориальный туристский продукт Е.А. Джанджугазова Так, она считает, что территориальный туристский продукт представляет собой совокупность потребительных стоимостей с туристским и рекреационным эффектом, существующих в форме конкретных продуктов и услуг, которые произведены и имеются в данный момент для потребления в определенной природной и общественной среде [3, с. 80].

По мнению Н.П. Кетовой, в самом общем виде турпродукт на любой территории предстает в виде целеполагающих и базовых составляющих. Под целеполагающими составляющими турпродукта понимаются мотивирующие привлекающие туристов составляющие турпродукта на той или иной территории. А под базовыми составляющими понимаются, как правило, такие три составляющие любого турпродукта, как транспорт, проживание и питание [5, с. 30-31].

Таким образом, на основе вышеизложенного, можно отметить, что территориальный туристский продукт - это интегральная характеристика, которая отражает совокупность таких характеристик туристской территории, представляющих для потребителей интерес, как:

- комплекс туристских ресурсов территории (природных, культурно-исторических);

- уровень социально-экономического развития туристской территории, в том числе уровень развития туристской инфраструктуры.

Следовательно, условиями для формирования конкурентных преимуществ территориального туристского продукта могут быть:

- наличие особых видов природных туристских ресурсов;

- наличие уникальных культурно-исторических туристских ресурсов;

- особое географическое месторасположение;

- хорошая транспортная доступность, развитие всех видов транспорта;

- наличие разных видов объектов инфраструктуры;

- наличие привлекательных для инвестиций туристских объектов и др. Рассматривая конкурентоспособность территориального туристского

продукта, можно отметить, что территориальный туристский продукт конкурентоспособен не только при наличии конкурентных преимуществ, но и при условии эффективного использования имеющихся конкурентных преимуществ для удовлетворения потребностей потребителей.

В настоящее время динамика развития сферы туризма в Республике Алтай является положительной, о чем свидетельствуют данные представленные в таблице 1.

Таблица 1

Показатели туристской деятельности в 2011-2015 годы в Республике Алтай

Наименование показателя 2011 год 2012 год 2013 год 2014 год 2015 год

Объем предоставленных платных услуг в туристско-рекреационной сфере, всего, млн. руб. 2300,0 2500,0 2600,0 2750,0 3200,0

из них: туристские услуги 917,0 937,5 988,0 780,5 964,0

санаторно-оздоровительные услуги 483,0 512,5 520,0 577,5 640,0

услуги гостиниц и аналогичных средств размещения 900,0 1050,0 1092,0 1392,0 1596,0

Доля туристско-рекреационной сферы в ВРП, % 8,6 8,2 7,9 7,9 8,8

Количество туристских прибытий в регион (поездок), всего, тыс. чел. 1350 1550,7 1450,29 1550,7 1830

из них иностранных граждан 7,5 9,0 10,5 11,2 12,0

Стоимость реализованных турпакетов, млн. руб. 1023,5 1125,0 1170,0 1248,5 1440,0

в том числе: внутренний туризм 950,6 1045,4 1090,1 1167,0 1421,2

въездной туризм 0,6 0,7 0,8 0,9 1,0

выездной туризм 72,3 78,9 79,1 80,6 17,8

Источник: Данные Министерства экономического развития и туризма Республики Алтай [http://www.mineco04.ru/razvitie-turizma-i-turistkoy-infrastruktury/informatsiya-o-razvitii-turotrasli/].

Как видно, из данных, представленных в таблице 1, объем предоставленных платных услуг в туристско-рекреационной сфере, в 2015 году увеличилось на 39,1 % по сравнению с 2011 годом. При этом доля туристско-рекреационной сферы в ВРП республики в анализируемом периоде также выросла и составила в 2015 году - 8,8 %. Количество туристских прибытий в регион (поездок) в 2015 году увеличилось на 35,5 % по сравнению с 2011 годом.

Положительная динамика развития сферы туризма определяется тем, что Республика Алтай обладает уникальными природными и культурно-

историческими ресурсами, которые предопределяют развитие различных видов туризма на территории региона. Факторная модель территориального туристского продукта Республики Алтай, основанная на туристском потенциале территории, представлена на рисунке 1.

Традиции, обычаи, обряды, фольклор, национальные праздники

Высокогорный рельеф, высокогорные ландшафты, ледники, снежники

Более 400 разведанных и классифицированных перевалов с категорией сложности от 1А до 3Б

Богатая охотничья фауна(34 вида млекопитающих и 29 видов птиц)

Разнообразие местных климатических условий, разнообразие ландшафтов

12209 больших и малых горных рек протяженностью 42277 км.

Геологические памятники: скальные образования, эпигенетические долины, арки, шахты, карстовые пещеры

Уникальные разработки по панто-лечению и фитотерапии

Уникальные природные объекты, культурно-исторические и археологические памятники Экскурсионно-познавательный туризм

Этнографический туризм

Экологический туризм

Лечебно-оздоровительный туризм

Пешеходный (горный), конный туризм

Горнолыжный туризм

Велосипедный туризм

Спортивно-охотничий туризм

Сельский туризм

Водный туризм

Спелеология

Альпинизм

Автомототуризм

25% от площади - особо охраняемые природные территории (ООПТ)

Рис. 1. Факторная модель территориального туристского продукта Республики Алтай [8, с. 149]

Как видно из рисунка 1 туристский потенциал Республики Алтай формирует функциональную структуру территориального туристского продукта, которая включает такие виды туризма как:

- культурно--познавательный туризм с направлениями: экскурсионно-познавательный туризм, этнографический туризм, экологический туризм;

- активный туризм с направлениями: водный туризм, пешеходный туризм, конный туризм, велосипедный туризм, автомототуризм, альпинизм, спелеология, горнолыжный туризм, спортивно-охотничий туризм;

- рекреационный туризм с направлениями: массовый отдых, сельский туризм, лечебно-оздоровительный туризм.

Предпосылками развития культурно-познавательного туризма в регионе являются наличие большого количества природных памятников, исторических и археологических памятников, фольклорное наследие, национальные праздники, традиции, обычаи и т.д. Перспективы развития водного туризма обусловлены тем, что по характеристикам горных рек республику можно отнести к регионам, в которых возможна организация водных путешествий любой категории сложности. Все основные реки, такие как Катунь, Чуя, Аргут с притоками, являются сплавными, с повышенными категориями сложности. Высокогорный рельеф, высокогорные ландшафты, ледники, снежники на Алтае представляют туристский интерес для занятий альпинизмом и горно-спортивными видами туризма.

Более 400 разведанных и классифицированных перевалов с категорией сложности от 1А до 3Б, дают также возможность организовывать на территории региона сложных пешеходных, конных туристских походов и альпинистских восхождений. Перспективы развития спортивно-охотничьего туризма обусловлено тем, что Республика Алтай является одним из основных охотничьих центров Западной Сибири. Для зимних видов активного туризма, в частности горнолыжного туризма, большую роль играет период залегания устойчивого снежного покрова, его мощность, наряду с температурным и ветровым режимом. Территория Республики Алтай выделяется большим потенциалом рекреационных ресурсов: разнообразием местных климатов, красочностью ландшафтов, широким распространением природных комплексов почти ненарушенных антропогенной деятельностью.

Анализ условий, влияющих на развитие территориального туристского продукта Республики Алтай, позволяет выявить позитивное и негативное влияние этих условий на процесс формирования территориального туристского продукта (таблица 2).

Таким образом, анализ условий, влияющих на развитие территориального туристского продукта Республики Алтай, позволяет сделать вывод, что регион обладает достаточно богатым туристским потенциалом, позволяющим развивать различные виды туристско-рекреационной деятельности. Однако для повышения конкурентоспособности территориального туристского продукта необходимо преодолеть негативное влияние слабых сторон туристского потенциала территории, таких как слабое и неконтролируемое

использование туристских объектов, снижение экологической безопасности отдельных туристско-рекреационных зон и т.д.

Таблица 2

Анализ условий формирования территориального туристского продукта Республики Алтай

_Позитивное влияние_

разнообразие ландшафтно-климатических и горноклиматических зон, многообразие биологических ресурсов растительного и животного мира, наличие ареалов редких и эндемичных видов растений и животных, позволяет развивать разные виды туризма; наличие уникальных природных объектов (оз. Телецкое, г. Белуха, плато Укок и др.), статус ряда территории РА как объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО «Алтай - золотые горы», наличие особо охраняемых территории и природных комплексов обеспечивает высокую привлекательность туристского продукта для туристов; наличие бальнеологических, грязевых и климатических ресурсов являются основой для развития лечебно-оздоровительного туризма;

наличие разнообразных водных ресурсов (рек, озер, ледников) обуславливает возможности для развития водных и спортивных видов туризма, организации спортивных соревнований российского и международного уровня;

наличие на территории республики большого количества археологических памятников создает

условия для развития культурно-познавательного и научного туризма; богатое этнографическое наследие коренного населения республики, достаточно высокая степень этнического разнообразия населения определяет возможности развития этнографического и событийного туризма; прохождение по территории региона федеральной трассы (М-52) и его реконструкция повышает транспортную доступность территории;

завершение реконструкции аэропорта (возможность принятия магистральных самолетов) будет способствовать росту туристского потока;

реализация Государственной программы Республики Алтай «Развитие внутреннего и въездного туризма»._

Негативное влияние

снижение экологической безопасности наиболее востребованных туристами территорий республики и, как следствие, потеря их рекреационной привлекательности; нерегулируемое и слабоконтролируемое использование природных объектов, объектов историко-культурного наследия, находящихся под охраной государства, в коммерческих целях снижает рекреационную привлекательность этих объектов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изменения в климате (периодически холодные летние месяцы, малоснежные зимы) приводят к усилению сезонного фактора и снижению потока туристов;

трудная транспортная доступность, как самого региона, так и отдельных привлекательных туристских объектов, влияет на стоимость туристского продукта и снижает уровень туристского интереса;

отсутствие системной охраны и восстановления памятников культуры и истории рукотворного, природного и традиционного ландшафтов, что также снижает их туристскую привлекательность и может привести к полной утрате исторической ценности; отсутствие целостной системы архитектурно-ландшафтных и культурных комплексов снижает туристский интерес; недостаток высококвалифицированных кадров в сфере туризма снижает качество предоставляемых туристских услуг, качество обслуживания и т.д.

недостаточное развитие туристской инфраструктуры снижает качество предоставляемых услуг, качество обслуживания, обуславливает высокую сезонность туристской деятельности; слабое развитие сферы развлечений (туристские предприятия предлагают однообразный перечень экскурсий и стандартный набор развлекательных мероприятий) может привести к снижению спроса на территориальный туристский продукт, в целом снижает качество и привлекательность туристского продукта.

При этом в современных условиях основной концепцией, позволяющей сформировать устойчивый уровень конкурентоспособности территориального туристского продукта, становится маркетинговый подход.

В рамках концепции маркетингового подхода к формированию и продвижению территориального туристского продукта, возможен комплексный подход к анализу условий и факторов, влияющих на формирование туристского продукта территории, учитывающий специфику территории, возможности территории по продвижению туристского продукта, выявляющий преимущества и недостатки территориального туристского продукта. Такой подход позволяет определить стратегические направления развития и структуру территориального туристского продукта, разработать детальную и эффективную программу действий по продвижению туристского продукта территории, повышению привлекательности территориального туристского продукта.

Повышение конкурентоспособности территориального туристского продукта требует реализации следующих мероприятий:

- осуществление туристской деятельности с учетом устойчивости туристских объектов к антропогенным нагрузкам, емкости природно-экскурсионных комплексов, нормированием нагрузки на туробъек-ты, планированием экологических каникул;

- контроль за уровнем использования туристских объектов показа, снижением рекреационной привлекательности;

- совершенствование нормативно-методической базы туристской деятельности для повышения качества туристского обслуживания;

- подготовка квалифицированных кадров для сферы туризма;

- обустройство дорог и развитие придорожной инфраструктуры (автозаправки, съезды, развязки, указатели, кафе, мотели, СТО), решение проблемы дорожной безопасности для развития автомототуризма;

- разработка мероприятий по продвижению всех видов туризма;

- сертификация объектов туристской индустрии для повышения качества туристского продукта;

- создание эффективной системы продвижения и рекламирования территориального туристского продукта;

- создание благоустроенных объектов санаторно-курортного туризма с полным спектром лечебно-оздоровительных процедур;

- разработка уникальных программ лечебно-оздоровительного туризма на основе пантовых ванн, фитотерапии, а также разработка комбинированных туристских продуктов на основе лечебно-оздоровительных программ и др.

Список литературы:

1. Биржаков М.Б. Введение в туризм: учебник / М.Б. Биржаков. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2004.

2. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности: учебное пособие / В.Г. Гуляев. - М.: Нолидж, 1996.

3. Джанджугазова Е.А. Маркетинг туристских территорий: учебн. пособие / Е.А. Джанджугазова. - М. Издательский центр «Академии», 2008.

4. Качмарек Яцек. Туристический продукт. Замысел. Организация. Управление: учебное пособие для студентов вузов / Я. Качмарек, А. Стасяк, Б. Влодарчик; пер. с польск. [И.Д. Рудинского]. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

5. Кетова Н.П. Формирование и реализация регионального туристского продукта на рынке рекреационно-оздоровительных услуг: маркетинговый подход / Н.П. Кетова, Е.В. Онищенко, В.Н. Шарафутдинов. - Ростов н/Д: Изд-во «Содействие - XX век», 2011.

6. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. - СПб.: Питер, 2007.

7. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг / Т.В. Сачук. - СПб.: Питер, 2009.

8. Формирование стратегии маркетинга туристских территорий: коллективная монография / Т.А. Куттубаева, В.И. Алексахина, А.С. Дерешева, Т.С. Зяблицкая, А.А. Куттубаев, под ред. Т.А. Куттубаевой. - Горно-Алтайск: РИО Горно-Алтайского государственного университета, 2014.

ОЦЕНКА ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

© Назаров Н.В.1

Иркутский национальный исследовательский технический университет,

г. Иркутск

В статье представлены результаты исследования особенностей учета финансовых рисков в энергетике. Формулируются основные проблемы оценки вероятности возникновения рисков, а также предложена методика управления финансовыми рисками на энергетических предприятиях.

В современном мире экономические преобразования и выход отдельных звеньев энергетической отрасли из-под контроля государства привели к возникновению финансовых рисков, связанных с развитием рынков электрической энергии. Поскольку продолжительное время в мире существовала государственная монополия на производство, передачу и продажу электроэнергии, то проблемы управления финансовыми рисками являлись незначительными. Поскольку, на рынок электроэнергии представляет собой рынок

1 Студент 5 курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.