Научная статья на тему 'Условия эффективности фискальной политики'

Условия эффективности фискальной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1296
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The conditions of the effectiveness of one the elements of economic policy (fiscal policy) are considered in the ar-ticle. Macroeconomic models «AD-AS», «IS-LM» and «IS-LM-BP» are used during the analyses. The complex usage of the given models allowed find out the most important factors influencing on the effectiveness of fiscal policy in condi-tions of the open economy.

Текст научной работы на тему «Условия эффективности фискальной политики»

Г.М. Самошилова

Основное преимущество теории полезности Шторх видит в том, что она с равным правом может быть применена по отношению к такого рода благам, как здоровье, знания, безопасность, досуг. Все они могут быть равноправным объектом политэкономии наряду с продуктами материального производства, так как обладают полезностью, а следовательно, и стоимостью (ценностью). Таким образом, у Шторха мы находим отголоски подходов и Аристотеля, и Смита, а также предвосхищение идей мар-жиналистов. Включение в сферу рассмотрения экономической науки таких ценностей, как безопасность и досуг, стало особенно понятным и актуальным в ХХ веке.

По мнению Шторха, безопасность состоит в удалении всего того, что может стеснить свободное использование как личных способностей гражданина, так и вещей, находящихся в его собственности, иными словами, это гарантия личной свободы и частной собственности. Главная роль в обеспечении безопасности принадлежит государству.

Можно сказать, что многие идеи, получившие приоритетное развитие в экономической мысли современности, уже присутствовали в рассуждениях Г.К. Шторха. Это говорит о том, что российская экономическая мысль не всегда была в положении догоняющей и пытающейся отыскать подходящие для себя теоретические разработки из арсенала наработок западных экономистов. Безусловно, чужой опыт, идеи следует изучать и знать, но не бездумно копировать. Необходимы оригинальные разработки, учитывающие особенности развития данного общества. А. Маршалл писал, что «нормальное совершение многих сделок в розничной и оптовой торговле, на фондовой и хлопковой биржах основывается на принятом допущении, что устные контракты, заключённые без свидетелей, честно выполняются; но в странах, где такое допущение не имеет силы, некоторые аспекты западного учения о нормальной стоимости вовсе не применимы» [3, т. 1, с. 91]. На этой глубокой мысли, будто специально обращённой к современным российским учёным, нацеливающей их на активный самостоятельный поиск, можно было бы закончить статью, но есть опасение, что кем-то может быть не понят интерес автора к пройденному экономической наукой длинному пути. Здесь уместно будет привести мнение ещё одного корифея экономической науки - Джона Мейнарда Кейнса. Упоминая о тех способностях, которыми должен обладать экономист, Кейнс пишет: «Он должен уметь разглядеть в частном общее, одновременно держать в уме и абстрактное, и конкретное. Он должен изучать настоящее в свете прошлого во имя предвидения будущего» (цит. по [3, т. 1, с. 11]).

1. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984.

2. БлаугМ. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Дело ЛТД, 1994.

3. Маршалл А. Принципы экономической науки: В 3 т. М.: Прогресс, 1993.

4. Менгер К. Основания политической экономии // Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. М.: Экономика, 1992.

5. Пети У. Трактат о налогах и сборах // Антология экономической классики: В 2 т. Т. 1. М.: МП «ЭКОНОВ», 1991.

6. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Там же.

7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов // Там же.

УДК 330.0

Д.В. Семенюк

Омский государственный технический университет

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ

The conditions of the effectiveness of one the elements of economic policy (fiscal policy) are considered in the article. Macroeconomic models «AD-AS», «IS-LM» and «IS-LM-BP» are used during the analyses. The complex usage of the given models allowed find out the most important factors influencing on the effectiveness of fiscal policy in conditions of the open economy.

Фискальная политика - манипулирование государственными расходами, налогами и состоянием бюджета с целью обеспечения сбалансированного экономического роста, регулирования инфляции, безработицы и сальдо платежного баланса. Эффективность фискальной политики исследуется с помощью следующих макроэкономических моделей: «Кейнсианский крест», основана на методе «Расходы - Объем производства» (РОП), «Совокупный спрос - Совокупное предолжение» (AD-AS), модель IS-LM (Инвестиции=Сбережения - Ликвидность=Предложение денег).

© Д.В. Семенюк, 2003

94

Условия эффективности фискальной политики

Указанные модели определяют параметры внутреннего равновесия экономики. В модели Манделла-Флеминга (IS-LM-BP) анализ дополняется воздействием внешнеэкономического сектора на общее равновесие открытой экономики.

Изучение последствий фискальной экспансии (увеличения государственных расходов или снижения налогов в целях стабилизации экономики и стимулирования экономического роста) показало, что применение данного инструмента экономической политики имеет наибольший эффект при условиях:

а) дефицитного способа финансирования роста государственных расходов путем монетизации;

б) курса денежного предложения на регулирование ставки процента в сочетании с расширением предложения денег;

в) высокой степени чувствительности спроса на деньги к процентной ставке;

г) неполного использования ресурсного потенциала экономики;

д) увеличения ресурсного потенциала экономики в сочетании с расширением предложения денег.

Фискальная экспансия, как указано выше, может осуществляться посредством увеличения налогов, монетизации, внутренних и внешних займов.

Если рост государственных расходов финансируется за счет роста налогов, то конечный прирост дохода равен первоначальному изменению государственных расходов. Для стимулирования роста объема производства и занятости Дж.М. Кейнс выступал именно за дефицитное финансирование государственных расходов. В этом случае рост государственных расходов обеспечивается либо займами правительства на внутреннем или внешнем рынках, либо выпуском новых денег - монетизацией дефицита.

Займы правительства на внутреннем рынке увеличивают спрос на деньги, что в условиях неизменного предложения денег приводит к росту процентной ставки. В зависимости от степени чувствительности инвестиций к ставке процента уменьшается величина инвестиционных расходов. Общий результат будет складываться из эффекта повышения совокупных расходов, объема производства и дохода, связанного с изменением государственных расходов, и обратного эффекта от вытеснения инвестиций.

Займы государства на внешнем рынке не отвлекают внутренние финансовые ресурсы, но приводят к проблеме внешнего государственного долга.

Монетизация позволяет избежать вытеснения инвестиционных и потребительских расходов, связанного с колебаниями процентной ставки на денежном рынке, т. е. способствует полному проявлению мультипликационного эффекта увеличения дохода при росте государственных расходов.

Монетизация дефицита и поддержание стабильной ставки процента контрольно-регулирующим органом, отличаясь по способу осуществления, имеют одинаковые последствия: увеличение денежной массы и устранение эффекта вытеснения.

Степень чувствительности спекулятивного спроса на деньги и инвестиций к процентной ставке практически не подвержена воздействию макроэкономической политики и преимущественно является внешним фактором, определяющим ее эффективность. Фискальная политика наиболее эффективна в случае высокой чувствительности спекулятивного спроса на деньги и инвестиций к процентной ставке (пологой LM и крутой IS). Более того, определяющее воздействие на эффективность фискальной политики оказывает именно первая величина - чувствительность спекулятивного спроса на деньги или пологая линия LM. В обратной ситуации (крутая LM и пологая IS) фискальная политика абсолютно неэффективна, а денежная сопровождается значительным эффектом вытеснения.

Далее рассмотрим значение исходного уровня загруженности оборудования и занятости для определения эффективности фискальной политики.

Эффекты будут отличаться в зависимости от того, приведет ли увеличение спроса к повышению уровня цен или экономика имеет неиспользуемый потенциал, позволяющий привлекать дополнительные ресурсы при неизменных ценах. Принципиально важным становится вопрос наличия резервов увеличения объема производства и дохода: незагруженное оборудование и незанятая рабочая сила.

В крайнем кейнсианском случае (горизонтальный участок AS) экономика далека от полного использования своего потенциала, поэтому расширение совокупного спроса будет положительно влиять на увеличение объема производства, дохода и занятости. Уровень цен остается стабильным и не вытесняет потребительские расходы.

Если экономика близка к исчерпанию потенциала (восходящий участок AS), при увеличении совокупного спроса в производство будут вовлекаться менее эффективные и более дорогие ресурсы. Таким образом, рост объема производства и дохода сопровождается повышением цен, необходимым для

95

Д.В. Семенюк

компенсации растущих издержек производства. В этом случае снижаются реальные кассовые остатки у населения, что приводит к повышению равновесной ставки процента на денежном рынке. Последнее оказывает отрицательное воздействие на эффективность фискальной экспансии, повышая вытеснение инвестиционных и потребительских расходов.

И наконец, в случае полной загруженности оборудования и занятости (вертикальный участок AS) рост государственных расходов и совокупного спроса не приводит к изменению реального дохода. Расширение совокупного спроса в краткосрочном периоде осуществляется посредством интенсификации использования имеющихся ресурсов. Последнее воздействует на увеличение издержек и падение эффективности производства и в конечном итоге выражается в повышении уровня цен. Последствия инфляции - снижение реальных кассовых остатков, повышение процентной ставки, вытеснение инвестиций и потребительских расходов. Следовательно, при отсутствии резервов увеличения объема производства и занятости фискальная экспансия эффективна лишь в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде рост государственных расходов не вызывает изменений в реальном доходе. В долгосрочном периоде экономический потенциал может быть увеличен (при этом линия AS смещается вправо) посредством внедрения более производительного оборудования, повышения качества и количества рабочей силы, исследований и разработки новых месторождений природных ресурсов. В зависимости от преобладания качественной или количественной составляющей экономического роста, различают, соответственно, интенсивный или экстенсивный типы.

Дефицитный способ финансирования роста государственных расходов путем монетизации в этих условиях обеспечит соответствие совокупного спроса и расширяющегося совокупного предложения. Сочетание роста государственных расходов и предложения денег устанавливает динамическое равновесие на товарном и денежном рынках при увеличении потенциала экономики, таким образом поддерживая экономический рост.

В условиях открытой экономики эффективность фискальной экспансии будет зависеть также от способа регулирования валютного курса и степени мобильности капитала.

Виды валютного курса Высокая мобильность капитала Низкая мобильность капитала

Фиксированный валютный курс Объем производства ++ +

Процентная ставка 0 +

Валютный курс 0 0

Денежная масса + -

Плавающий валютный курс Объем производства 0 +

Процентная ставка 0 +

Валютный курс + +

Денежная масса 0 0

Фискальная политика наиболее эффективна для малой страны в условиях высокой мобильности капитала и фиксированного валютного курса: мультипликационный эффект роста государственных расходов дополняется увеличением инвестиционных расходов, вызваным расширением предложения денег для поддержания фиксированного валютного курса. При высокой мобильности капитала и плавающем валютном курсе фискальная политика неэффективна. В данных условиях рост государственных расходов приводит к удорожанию национальной валюты вследствие краткосрочного превышения внутренней ставки процента мировой. Следовательно, чистый экспорт, совокупные расходы и доходы возвращаются к первоначальному состоянию.

При низкой мобильности капитала и плавающем валютном курсе фискальная экспансия имеет результаты, аналогичные для замкнутой экономики.

В условиях низкой мобильности капитала и фиксированного валютного курса мультипликационный эффект фискальной экспансии ограничивается вытеснением инвестиционных расходов вследствие повышения изъятий на импорт и сокращения предложения денег. Чувствительность импорта к изменению дохода для данного случая становится параметром, определяющим эффективность регулирующих мер. Так как повышение изъятий на импорт сокращает предложение денег, то увеличивается процентная ставка, поэтому важное значение имеют также чувствительность спекулятивного спроса на деньги и инвестиций к изменению процентной ставки.

Заметим, что условия, в которых осуществляется фискальная политика, не являются постоянными. Изменение социально-экономических условий, цикличность развития экономики воздействуют на корректировку курсов фискальной и монетарной политики. Научно-технический прогресс, демогра-

96

Условия эффективности фискальной политики

фическая ситуация со своей стороны могут повлиять на изменение потенциала экономики и обеспечить резервы неинфляционного увеличения расходов, объема производства и дохода. Все это требует гибкого подхода к определению эффективных средств осуществления макроэкономической политики с учетом сложившихся условий и тенденций.

УДК 354

С.М. Игнатова

Омский государственный университет

О ПОВЫШЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

Clause is devoted to a question of increase of economic efficiency of an antiexclusive politics of the state. Are considered макро-and microeconomic criteria of efficiency of an antiexclusive politics. The estimation of economic efficiency of an antiexclusive politics of Russia in modern conditions is given. Directions of increase of economic efficiency of an antiexclusive politics are determined.

Центральной идеей осуществляемых в России реформ является переход к рыночной экономике. Одним из важнейших условий функционирования рынка и выполнения им роли координационного механизма можно назвать конкуренцию. Для обеспечения и поддержки конкурентной среды государство проводит антимонопольную политику. Антимонопольная политика государства прежде всего направлена на пресечение монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, на обеспечение стабильной и эффективной работы предприятий, создание нормальных условий функционирования товарных рынков и в итоге - на стабилизацию экономики страны.

Монополистическая деятельность - это деятельность, направленная на ограничение конкуренции и ущемление интересов других хозяйствующих субъектов (злоупотребления доминирующим положением на товарных рынках, антиконкурентные соглашения, согласованные действия). Следует отметить, что предупреждение, оперативное выявление и пресечение фактов монополистической деятельности оказывает позитивное влияние и на развитие социальных процессов на предприятиях и в регионах, особенно когда пресекается монополистическая деятельность в отношении градообразующих предприятий, от успешной работы которых зависит жизнеспособность населенных пунктов. В подобных случаях следует констатировать достижение не только экономического, но и социального эффекта.

Для объективной и комплексной оценки эффекта, а затем и эффективности антимонопольной политики можно использовать систему различных показателей. При этом следует учитывать, что эффект может быть потенциальным (если нарушение предупреждено) или фактическим (если нарушение имело место и было пресечено). Базовые критерии экономического эффекта государственного антимонопольного регулирования следует разделить на макроэкономические и микроэкономические.

Макроэкономические критерии эффекта характеризуют изменение общих параметров экономической среды, достигнутое в результате реализации антимонопольной политики. К числу базовых макроэкономических критериев относятся:

■ абсолютная индексная динамика цен на продукцию и услуги в базовых, в том числе в естественно-монопольных, отраслях;

■ динамика количества предприятий в отраслевом и региональном разрезах и рост рабочих мест в результате реализации программ демонополизации;

■ динамика сумм денежных средств, изъятых в бюджет в качестве незаконно полученной (монопольной) прибыли;

■ снижение административных барьеров, в том числе абсолютных и относительных показателей по отмененным или измененным актам органов исполнительной власти, ограничивающим конкуренцию;

■ показатели абсолютной и относительной (в расчете на единицу поставленной продукции) экономии бюджетных средств, полученной в результате конкурсного отбора хозяйствующих субъектов для поставки продукции и услуг для государственных нужд;

© C.M. Игнатова, 2003

97

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.