УДК 374.1
Manukyan R. EFFECTIVE INTERACTION CONDITIONS BETWEEN TEACHER AND STUDENT IN EXTENDED EDUCATION INSTITUTIONS. In this work new approaches of forming-up effective interaction of subjects of educational process in extended education institutions are presented, also the definition of effective interaction between teachers and students is given, effective interaction forming-up conditions are emphasized, stress is placed on educational opportunities of different kinds of sport in effective interaction development.
Key words: extended education, interaction between subjects of educational process, levels of interaction, levels of effective interaction.
Р. Манукян, аспирант ТОГИРРО, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И ВОСПИТАННИКА О УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В работе описаны современные подходы к построению эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования, дано определение эффективного взаимодействия педагогов и воспитанников, выделены условия построения эффективного взаимодействия, сделан акцент на воспитательном потенциале видов спорта в построении эффективного взаимодействия.
Ключевые слова: дополнительное образование, взаимодействие субъектов образовательного процесса, уровни взаимодействия, условия эффективного взаимодействия.
Для дополнительного образования решение этой проблемы актуально ввиду того, что в настоящее время не завершен процесс теоретического осмысления сущности образовательной функции учреждений дополнительного образования, не в полной мере определены его методологические основы.
Следует отметить, что модернизация внешкольного воспитания и становление методологии образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей должны выстраиваться на идее изучения потенциальных возможностей развития дополнительного образования, следуя при этом принципу сохранения и развития его уникальных традиций и специфических особенностей, берущих свое начало во внешкольных учреждениях.
Взаимодействие субъектов образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей - это специально организованная система контактов, влияний, связей и отношений, взаимного согласования деятельности и обмена действиями участников образовательного процесса, направленного на развитие личности педагога и ребенка.
По мнению большинства исследователей, процесс дополнительного образования имеет свои, присущие только ему характерные черты: осуществляется в свободное время и отличается свободой выбора направлений, видов деятельности, педагога, продолжительности обучения; характеризуется отсутствием жесткой регламентации и жесткого стандарта; направлен на развитие творческих способностей и познавательных интересов, на воспитание и самовоспитание личности; создает условия для получения профессиональной ориентации и пред-профильной подготовки, ориентирован на практическую деятельность.
Для нашего исследования значимым становится решение следующей проблемы: какие нужно разработать условия для обеспечения эффективного взаимодействия участников образовательного процесса в условиях дополнительного образования.
В ходе исследования понятие образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей мы определили как субъектное взаимодействие всех его участников, организованное на основе свободного выбора направлений и видов деятельности, обеспечивающее решение образовательных задач через последовательный обмен целями, ценностями, действиями, что в свою очередь способствует изменениям в ценностных отношениях, знаниях, умениях, в развитии способностей, в личном опыте и состояниях участников этого процесса. Причем значимая роль в процессе обучения принадлежит ребенку, поэтому он обучающийся, а не обучаемый; процесс обучения организован в виде совместной деятельности, в которой на всех этапах активную позицию занимают и педагог, и ребенок.
Под «субъектами образовательного процесса» мы понимаем педагогов учреждения дополнительного образования, детей и родителей, в центре отношений которых находится личность ребенка. Взаимодействие предполагает взаимную активность субъектов взаимодействия (воспитателя и воспитуемого, коллек-
тива и личности, личности и социума) и происходит в двух основных формах: общение и деятельность. В процессе общения и деятельности складывается отношение человека к окружающему миру, к людям, к самому себе. Индивидуальный рисунок развития личности, ее характера, направленности, способности зависит от той системы отношений, в которых личность развивается и воспитывается.
Анализ практики взаимодействия субъектов образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей позволил определить уровневость данного процесса в зависимости от характера отношений в системе «педагог-тренер - воспитанник». Для настоящего исследования важно то, что сотрудничество в системе «педагог-тренер - воспитанник» рассматривается, как высший уровень взаимодействия, характеризующийся:
• взаимопознанием - объективностью знаний личностных особенностей, интересов, увлечений, стремлением лучше понять и узнать друг друга;
• взаимопониманием - пониманием общей цели взаимодействия, единства задач, адекватностью оценок и самооценок, совпадением установок на совместную деятельность;
• взаимоотношениями - проявлением такта и внимания к мнению друг друга, эмоциональной готовностью к совместной деятельности, удовлетворенностью ее результатами, творческим сотрудническим характером отношений, стимулирующим инициативу и самостоятельность всех субъектов взаимодействия;
• взаимными действиями - осуществлением постоянных контактов, активностью участия в совместной деятельности, координацией действия на основе согласованности, помощью, поддержкой друг другу;
• взаимовлиянием - способностью приходить к согласию по спорным вопросам, учетом мнения друг друга при организации работы, действенностью обоснованных и корректных по форме обоюдных замечаний; восприятием воспитанниками своих родителей и педагога как примера для подражания.
Репродуктивный уровень взаимодействия характеризуется:
• наличием представления о взаимодействии в целом и желанием направлять свои усилия в данном направлении;
• проявлением у субъектов взаимодействия работоспособности, отдельных форм творческой активности, стремлением к овладению необходимыми психолого-педагогическими знаниями и педагогическими умениями;
• осознанием важности и необходимости взаимодействия для решения возникающих в образовательном процессе проблемных ситуаций.
Вместе с тем, у субъектов взаимодействия отмечается недостаточная сформированность системы знаний, умений и навыков, необходимых для успешного взаимодействия [1].
Индифферентный уровень взаимодействия характеризуется:
• отсутствием взаимопонимания между педагогами и воспитанниками, ярко выраженным отрицательным отношением к взаимодействию;
• слабым владением методами и приемами воспитания;
• несформированностью системы знаний, умений, необходимых для взаимодействия;
• проявлением у субъектов образовательного процесса явно недостаточной активности к совместной деятельности;
• преимущественно стереотипным подходом субъектов образовательного процесса друг к другу.
И.И. Рыданова выделила ряд ошибок восприятия ребенка, которые приводят к серьезным проблемам во взаимоотношениях ребенка и воспитателя:
• стереотипное восприятие ребенка, когда у педагога формируется стереотипный образ «троечника», «нарушителя дисциплины», «хорошей девочки», и этот стереотип вызывает у педагога эффект ожидания, который довлеет над воспитанниками, так и над педагогом;
• проецирующее восприятие, когда партнера по общению наделяют собственными достоинствами и недостатками;
• восприятия, когда последняя впечатляющая информация становится доминирующей в оценке детской личности, и педагог не воспринимает новую информацию о ребенке;
• инфантильное восприятие, которое основывается на делении партнеров по общению на «хороших» и «плохих» в зависимости от того, как последние к ним относятся [2].
Нами выделены и обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность взаимодействия учреждения дополнительного образования субъектов образовательного процесса, предполагающие:
• обеспечение субъектной позиции участников взаимодействия;
• совместное проектирование образовательной деятельности;
• организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества.
В качестве первого условия мы рассматривали обеспечение субъектной позиции участников взаимодействия, где основной целью считаем смену приоритетов и пересмотр личностных смыслов субъектов взаимодействия на основе рефлексивной самодиагностики и диагностики участников взаимодействия.
Актуальными и значимыми формами работы с педагогами дополнительного образования для реализации целей выстраивания эффективного взаимодействия, как показывает практика, являются: семинары-погружение, актуализирующие интересы педагогов во всестороннем и гармоничном развитии ребенка; семинары-рефлексия, способствующие включению педагогов в рефлексию взаимоотношений с воспитанниками; педагогические мастерские, способствующие освоению педагогами способов и приемов проектирования образовательного процесса на основе ожиданий и предпочтений детей и их родителей, лекции, способствующие накоплению теоретических знаний по проблеме взаимодействия с родителями.
Второе условие - совместное проектирование образовательной деятельности - использовалось нами как средство социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов взаимодействия (педагогов, родителей, детей).
В нашем исследовании применялся ситуационный анализ с целью формирования умений совместного проектирования дополнительного образования у педагогов и родителей. Данные умения выражаются в:
- постановке диагностичной цели образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей воспитанников;
- прогнозировании ожидаемых результатов педагогического и родительского воздействия;
- обеспечении «видения» целостности содержания образовательного процесса;
- умении отбирать и трансформировать содержание предметного материала в контексте идей гуманитаризации образования;
- анализе образовательной деятельности.
В качестве третьего условия мы выделяем организацию взаимодействия субъектов образовательного процесса на основе сотрудничества и сотворчества [1]. Продуктивность любого общения в системе воспитательных отношений зависит от того, как педагог и дети воспринимают друг друга, какие они при этом испытывают чувства, как они взаимодействуют.
Наше исследование осуществлялось на базе учреждений дополнительного образования, в которых реализуются различ-
ные направления дополнительного образования детей. Следует отметить, что характер взаимодействия педагогов и воспитанников имеет некоторые особенности в детских спортивных школах. Спортивный педагог является носителем знаний, умений и навыков, которые он должен передать своим воспитанникам. Чтобы быть профессионалом в своей области необходимо обладать не только спортивно-практической подготовленностью, но и большим арсеналом методов и средств воспитания и обучения, быть незаурядной личностью, способной привести воспитанников к достижению результатов в спорте.
Все это накладывает большие требования к его профессионально-педагогической культуре, одной из составляющей сторон которой, является педагогическое мастерство препода-вателя-тренера. Однако в области физической культуры и спорта взаимодействие между педагогами-тренерами и их воспитанниками чаще всего осуществляется на интуитивном уровне, без учета знаний и убеждений рассматриваемого понятия, что и послужило основанием для написания данного параграфа. От педагога-тренера требуется владение умениями педагогической техники.
Например, функция «воспитание культуры», для осуществления которой спортивный педагог должен уметь находить с воспитанниками общий язык, проводить беседы о моральном облике спортсмена, развивать познавательные интересы и способности, воспитывать сознательную дисциплину, находить и применять разнообразные меры поощрения и наказания. Всё это, по сути, и является умениями педагогической техники.
По мнению А.А. Деркача, существует область педагогической техники, которая мало изучена и не обобщена. Это «скрытая педагогическая позиция» педагога. На скрытой педагогической позиции основан метод косвенного воздействия, т.е. создания естественной педагогической ситуации, направляющей воспитанника на самоанализ своего поведения [3]. Исследователь утверждает, что косвенное воздействие на личность при скрытой воспитывающей позиции тренера представляет один из путей преодоления сопротивления воспитанию. Обобщая исследования ряда учёных, Деркач А.А. выделяет некоторые приёмы косвенного воздействия на личность занимающегося:
- переключение деятельности подростков с отрицательной на положительную путём создания увлекательных перспектив;
- самопереключение на вновь организуемые виды деятельности;
- дружеская просьба, которая заставляет подростка по-иному взглянуть на своё поведение;
- подключение к личности, когда она изменяет своё поведение под воздействием определённых лиц, которые незаметно подключаются к ней тренером;
- рассказ об аналогичном поступке;
- обращение по неизвестному адресу;
- мнимое безразличие к поступку;
- мнимое игнорирование недостатков личности;
- ожидание меры воздействия;
- авансирование доверием.
Далее автор утверждает, что эти приёмы косвенного воздействия на личность основаны на общем принципе создания воспитывающей ситуации, побуждающей подростка к улучшению своего поведения. При этом воспитывающая позиция тренера остаётся скрытой. Также он делает акцент на том, что большое значение в применении любого метода педагогического воздействия имеет владение искусством общения. Выбор верного тона и стиля общения с воспитанниками во многом предрешает успех педагогического воздействия на них.
Таким образом, профессионально-педагогическая компетентность спортивного педагога реализуется в его деятельности через владение им компонентами педагогической техники.
Большая значимость педагогической техники и педагогического мастерства, позволяет нам рекомендовать формирование умений педагогической техники по четырём аспектам:
• формирование техники речи;
• формирование умений невербального общения;
• формирование умений словесной коммуникации (вербального общения);
• формирование умений психической саморегуляции.
При разработке экспериментальной части нашего исследования мы учитывали также воспитательный потенциал вида спорта, которым занимается воспитанник.
Так, например, педагогика айкидо, в отличие от спортивной ориентации воспитания в других видах единоборств, является направлением нравственно-физического воспитания подростков, базирующимся на философии айкидо, нравственный смысл которой выявляется через раскрытие ценностносмыслового содержания техники айкидо, подкрепляемого беседами о сути айкидо как боевого искусства, положительным личным примером педагога, а также системой поясов как символов личностного совершенствования подростка. Основой проведения эффективных нравственно и физически развивающих занятий по айкидо с подростками является резонансное взаимодействие субъектов воспитательного процесса, суть которого заключается во взаимо-со-действии, со-переживании в педагогической нравственно-воспитывающей ситуации, совместном постижении философии нравственности айкидо, соучастии в процессе личностного и физического самосовершенствования, в отличие от широко распространенного авторитарного стиля подготовки отечественных единоборцев. Преобразование трени-
Библиографический список
ровок по айкидо с подростками в нравственно-ориентированные занятия происходит на основе установления доверительных взаимоотношений учителя и ученика в ситуациях «со-бытия» как основы успешного воспитательного процесса [4].
Резонансное взаимодействие, как основа нравственного воспитания подростка в данном случае, предполагает включение в воспитательный процесс в айкидо таких педагогических методов и приемов, как беседы, рассказы о нравственных основах айкидо, объяснения нравственного смысла техники айкидо, смысла системы поясов как символов личностного совершенствования, смысла внутринаправленной соревновательности искусства айкидо, личный пример, убеждение, общение педагогов с родителями воспитанников. Занятия айкидо способствуют целостному, разностороннему формированию личности, оказывают положительное влияние на здоровье; воспитывают уважительное отношение к партнерам, педагогам-тренерам, способствуют выстраиванию эффективного взаимодействия в системе «педагог-тренер - воспитанник».
1. Ларченко, Ю.А. Педагогические условия взаимодействия учреждения дополнительного образования детей с семьей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Магнитогорск, 2007.
2. Емельянова, И.Н. Теория и методика воспитания. - Тюмень, 2005.
3. Деркач, А.А. Педагогическое мастерство тренера. / А.А. Деркач, А.А. Исаев. - М., 1981.
4. Чехонин, А.Д. Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Тюмень, 2010.
Bibliography
1. Larchenko, Yu.A. Pedagogicheskie usloviya vzaimodeyjstviya uchrezhdeniya dopolniteljnogo obrazovaniya deteyj s semjeyj: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2007.
2. Emeljyanova, I.N. Teoriya i metodika vospitaniya. - Tyumenj, 2005.
3. Derkach, A.A. Pedagogicheskoe masterstvo trenera. / A.A. Derkach, A.A. Isaev. - M., 1981.
4. Chekhonin, A.D. Nravstvennoe vospitanie podrostka v processe zanyatiyj ayjkido: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Tyumenj, 2010.
Статья поступила в редакцию 22.09.11
УДК 37.08
Peregontseva T.V. SOCIAL AND PEDAGOGICAL ESSENCE OF CERTIFICATE IN PEDAGOGICAL ACTIVITY. In the article an interpretation of the concept "successful certification" is given, different levels of institutional regulation are being considered. The author groups social and pedagogical criteria of certification as factors of effective socialization.
Key words: successful certification, social institute of certification, professional (pedagogical) sociality, social and pedagogical criteria of certification, effective socialization.
Т.В. Перегонцева, аспирант ТОГИРРО, г. Тюмень, E-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ АТТЕСТАЦИИ О ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье дается трактовка понятия «успешная аттестация», рассматриваются различные уровни институционального регулирования. Автор группирует социально-педагогические критерии аттестации как факторы эффективной социализации.
Ключевые слова-, успешная аттестация, социальный институт аттестации, профессиональная (педагогическая) социальность, социально-педагогические критерии аттестации, эффективная социализация.
В эпоху глобальных социальных трансформаций эффективность проводимых инновационных процессов во многом зависит от направления и адекватного соотношения общественных потребностей и личных возможностей каждого человека
- субъекта трудовой деятельности. Эта проблема приобрела особое звучание в связи с модернизацией системы аттестации, изменением квалификационных требований и введением новых подходов к оплате труда работников образовательных учреждений.
Аттестация, являясь особой формой социального взаимодействия субъектов образовательного сообщества, позволяет удовлетворить запросы потребителей к качеству педагогического труда и обеспечить позитивную динамику результатов педагогической деятельности. Провозглашаемые цели, задачи и содержание аттестации созвучны современным требованиям общества, модифицированным в виде социального заказа системе образования. С другой стороны, при аттестации, взаимодействуя в группе, сообществе, обществе, педагогический работник существенно расширяет пространство своих возможностей, идентифицирует себя в обществе, осмысливает личные приоритеты, фиксирует и прогнозирует стратегии дальнейшего профессионального развития.
В огромном спектре научных исследований, посвященных повышению производительности труда, мы соотнесем эти двузначные приоритеты и выделим те направления, в которых дифференцируются компоненты трудовой деятельности по уровню сложности и качеству решаемых профессиональных (функциональных) задач. Например, в работах Л.В. Азямовой, А.Л. Дудаевой, И.А. Ереминой, М.И. Магура, М.О. Курбатовой и др. акцентируется особое внимание на взаимосвязи объективных параметров труда, дифференцированных по нормативным признакам (количественные и качественные). Другие исследователи, среди которых К.А. Абульханова, В.М. Анисимов, Т.Н. Березина, Д.И. Зернов и др., указывают ведущую роль субъективных (личностных) факторов, решая проблему «человеческой цены» производительности труда в контексте моральных принципов и норм. Безусловно, эти подходы приемлемы, однако мы считаем, что главным условием повышения качества педагогического труда является наличие адекватного соотношения взаимосвязанных двузначных характеристик: объективных и субъективных факторов, внешних условий и личностных ресурсов, стимулов и побудительных мотивов.
Анализируя особенности аттестации педагогического работника в контексте обозначенной проблемы, исходным пунк-