Научная статья на тему 'Условие о цене в договорах поставки бензина на оптовом и розничном рынках в Российской Федерации'

Условие о цене в договорах поставки бензина на оптовом и розничном рынках в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
727
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Russian Journal of Economics and Law
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО / ДОГОВОР ПОСТАВКИ БЕНЗИНА / ЦЕНА / СУЩЕСТВЕННЫЕ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ПОСТАВКИ / НЕФТЕПРОДУКТЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ДОГОВОРЕ ПОСТАВКЕ БЕНЗИНА / РОЗНИЧНЫЙ РЫНОК НЕФТЕПРОДУКТОВ / CIVIL LAW / BUSINESS LAW / PETROL DELIVERY CONTRACT / PRICE / ESSENTIAL TERMS OF THE DELIVERY CONTRACT / OIL PRODUCTS / LEGISLATION ON THE PETROL DELIVERY CONTRACT / WHOLESALE MARKET OF OIL PRODUCTS / RETAIL MARKET OF PETROLEUM PRODUCTS FINANSING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садриева И.А., Салиева Р.Н., Хамитова Г.М.

Цель: выявление особенностей формирования условий о цене в договорах поставки нефтепродуктов на оптовом и розничном рынках на основе анализа законодательства и правоприменительной практики и обоснование предложений о необходимости закрепления в законодательстве правила о том, что условие о цене в договоре поставки бензина является существенным. Методы: методологическая основа исследуемой проблематики включает в себя общелогические методы (анализ, индукцию, аналогию, научное обобщение) и группу частнонаучных методов (толкования права, сравнительно-правовой, метод опроса). Результаты: проанализированы нормативные правовые акты, правоприменительная практика и теоретические представления о цене. Обоснована целесообразность закрепления в законодательстве правила о том, что условие о цене в договоре поставки бензина является существенным условием. Выявлены особенности формирования условий о цене в договорах поставки нефтепродуктов на оптовом и розничном рынках. Научная новизна: в статье предпринята попытка разделения условий формирования цен на розничных и оптовых рынках поставок нефтепродуктов. Сформулировано понятие цены в договорах поставки бензина, отражающее специфику отношений в рассматриваемой сфере, путем анализа судебной практики и договоров поставки бензина. Практическая значимость: полученные в результате исследования выводы могут быть использованы в сфере законотворческой деятельности в целях совершенствования гражданского законодательства о договоре поставки нефтепродуктов. Статья может использоваться в учебном процессе при подготовке специальных курсов по гражданскому и предпринимательскому праву в юридических учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION ON PRICE IN CONTRACTS OF PETROL DELIVERY AT WHOLESALE AND RETAIL IN THE RUSSIAN FEDERATION

Objective: to reveal the peculiarities of forming conditions on price in contracts on delivery of oil products in wholesale and retail markets on the basis of analysis of legislation and law enforcement practice, and to substantiate the proposals concerning the necessity to codify in the legislation the rule that a condition on price in the petrol delivery contract is an essential condition. Methods: the methodological basis of the study includes general logical methods (analysis, induction, analogy, research synthesis) and specific scientific methods (of interpretation of law, comparative law, survey method). Results: normative legal acts, legal practice and theoretical ideas on price were analyzed. The expediency of the legal rule is grounded, which stipulates that the condition on price in the petrol delivery contract is essential. The peculiarities are revealed of forming the conditions on price in the petrol delivery contracts in wholesale and retail markets. Scientific novelty: the article attempts to divide the conditions of price forming on the wholesale and retail markets of oil products supplies. The concept is formulated of price in petrol delivery contracts, reflecting the specifics of relations in this sphere, through analysis of court practice and petrol delivery contracts. Practical significance: the conclusions of the research can be used in the field of legislative activity to improve the civil legislation on the petrol delivery contract. The article can be used in educational process for preparing special courses on civil and business law in the law schools.

Текст научной работы на тему «Условие о цене в договорах поставки бензина на оптовом и розничном рынках в Российской Федерации»

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

УДК 347.7:665.6/.7 DOI: http://dx.doi.org/10.21202/1993-047X.10.2016.2.217-225

Как цитировать статью: Садриева И. А., Салиева Р. Н., Хамитова Г. М. Условие о цене в договорах поставки бензина на оптовом и розничном рынках в Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 2. С. 217-225.

И. А. САДРИЕВА1, Р. Н. САЛИЕВА1, Г. М. ХАМИТОВА2

1 Институт проблем экологии и недропользования Академии наук Республики Татарстан,

г. Казань, Россия

2 Казанский государственный медицинский университет, г. Казань, Россия

УСЛОВИЕ О ЦЕНЕ В ДОГОВОРАХ ПОСТАВКИ БЕНЗИНА НА ОПТОВОМ И РОЗНИЧНОМ РЫНКАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Цель: выявление особенностей формирования условий о цене в договорах поставки нефтепродуктов на оптовом и розничном рынках на основе анализа законодательства и правоприменительной практики и обоснование предложений о необходимости закрепления в законодательстве правила о том, что условие о цене в договоре поставки бензина является существенным.

Методы: методологическая основа исследуемой проблематики включает в себя общелогические методы (анализ, индукцию, аналогию, научное обобщение) и группу частнонаучных методов (толкования права, сравнительно-правовой, метод опроса).

Результаты: проанализированы нормативные правовые акты, правоприменительная практика и теоретические представления о цене. Обоснована целесообразность закрепления в законодательстве правила о том, что условие о цене в договоре поставки бензина является существенным условием. Выявлены особенности формирования условий о цене в договорах поставки нефтепродуктов на оптовом и розничном рынках.

Научная новизна: в статье предпринята попытка разделения условий формирования цен на розничных и оптовых рынках поставок нефтепродуктов. Сформулировано понятие цены в договорах поставки бензина, отражающее специфику отношений в рассматриваемой сфере, путем анализа судебной практики и договоров поставки бензина. Практическая значимость: полученные в результате исследования выводы могут быть использованы в сфере законотворческой деятельности в целях совершенствования гражданского законодательства о договоре поставки нефтепродуктов. Статья может использоваться в учебном процессе при подготовке специальных курсов по гражданскому и предпринимательскому праву в юридических учебных заведениях.

Ключевые слова: гражданское право; предпринимательское право; договор поставки бензина; цена; существенные условия договора поставки; нефтепродукты; законодательство о договоре поставке бензина, оптовый рынок нефтепродуктов; розничный рынок нефтепродуктов

Финансирование: статья опубликована при поддержке АНО «Казанский открытый университет талантов 2.0» по результатам конкурса «Кооперация талантов».

Введение

Переход от командно-административного типа хозяйствования, при котором цены на нефтепродукты строго регулировались только государственными органами, к рыночным отношениям, основанным на экономической самостоятельности хозяйствующего субъекта, где цены должны устанавливаться на ос-

нове конкуренции - взаимодействия спроса и предложения, принципе свободного ценообразования, который учитывает реалии жизни, обусловил соответствующие изменения отношений в сфере поставок нефтепродуктов.

Несмотря на это, отсутствует налаженный и стабильный механизм формирования цен на не-

фтепродукты, который отражал бы как ситуацию, сложившуюся на рынке нефтепродуктов, так и государственное регулирование цен. Недостатки системы органов ценообразования затрудняют полноценный анализ и контроль формирования цен хозяйствующими субъектами как на оптовых рынках поставок нефтепродуктов, так и на розничных.

Анализ юридической и судебной практики позволяет сделать вывод о том, что не все вопросы в рассматриваемой сфере законодатель урегулировал в должной степени, и это побудило нас к глубокому правовому исследованию обозначенной проблематики и формулировке собственного взгляда на проблему1.

В то время как результатов исследований, направленных на экономический аспект установления цены, достаточно много, юридический аспект изучен недостаточно.

В доступной нам литературе имеются лишь фрагментарные сведения об установлении цены на бензин. Юридическая наука не отстает от практики, свидетельство тому - работы видных ученых, таких как С. И. Виниченко [1], О. И. Лысых [2, с. 395-400], Н. П. Пендюрин [3, с. 21], Н. А. Скузоватова [4], И. В. Тартинская [5, с. 110-112], А. И. Савельев [6], С. Е. Смолин [7, с. 41], Н. Н. Ломовцева [8].

Наше исследование отличается механизмом разработки цены на оптовом и розничном рынках реализации бензина.

Работа проводилась с использованием автоматизированных справочных правовых систем путем опроса хозяйствующих субъектов автозаправочных станций на территории Республики Татарстан, анализа судебной практики арбитражных судов Российской Федерации.

Результаты исследования

По данным немецкого исследовательского бюро GIZ, проанализировавшего рынки жидкого топлива

1 Определение Верховного Суда РФ № 5-КГ15-118 от 29.09.2015; Письмо Министерства экономического развития РФ № ОГ-Д22-1653 «О ценах на нефтепродукты и газ» от 12.10.2011; Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ № С1-7/ОП-159 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с установлением и применением цен» от 20.03.1995; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 12221/10 от 15.02.2011. URL: http://ww.garant га (дата обращения: 29.10.2015).

170 стран, Россия включена в 3-ю ценовую группу, так как относится к государствам-продуцентам и экспортерам нефтепродуктов. Уровень цен определяется взаимодействием механизмов их формирования с совокупностью факторов, влияющих на отношения спроса и предложения жидкого топлива на мировом рынке2. Мировые цены на нефть постоянно меняются, например, по данным информагентства «Интерфакс», средняя цена российской нефти марки Urals в январе - августе 2014 г. составляла $106,28, в январе - июле 2015 г. - $56,76 за баррель. А цена на бензин и дизельное топливо осталась на том же уровне и даже слегка выросла3. В рыночных условиях согласно действующему законодательству Российской Федерации цены на бензин на розничном рынке не подлежат государственному регулированию, являются свободными и определяются законами спроса и предложения. Это отмечается как российскими [6; 7, с. 41], так и зарубежными исследователями [9, с. 270; 10]. Несмотря на это, механизм ценообразования должен контролироваться государством путем установления предельных цен на нефтепродукты, для того чтобы устранить резкие скачки в сторону повышения.

Как отмечается в Письме Министерства экономического развития РФ, «вмешательство государства в ценообразование, в том числе путем установления предельных уровней цен, торговых наценок, может привести к дестабилизации экономики, вызванной потерей у производителей и продавцов товаров и услуг экономического стимула для деятельности, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, дефициту товаров»4.

Вместе с тем очевидно и то, что цены на бензин и дизельное топливо влияют в конечном счете на ценообразование на товарных рынках. Их скачки влекут за собой повышение стоимости других продуктов первой необходимости, раскручивают инфляцию в стране, что вызывает оправданное недовольство граждан. Большое влияние также оказывают налоги: «Составляющая налогов в конечной цене каждого

2 Oil prices: world, Europe, Switzerland. URL: http://www. nashagazeta.ch/news/14532 (дата обращения: 05.11.2015).

3 URL: https://www.roi.ru/22311 (дата обращения: 03.01.2016).

4 Письмо Министерства экономического развития РФ № ОГ-Д22-1653 «О ценах на нефтепродукты и газ» от 12.10.2011. Текст письма официально опубликован не был.

проданного литра автомобильного топлива составляет порядка 60 %»5. Во многом цены на рынке нефтепродуктов отражают не только экономические рыночные отношения, но также и политические, как в регионах, так и в целом в стране. Это явление подтверждается негативным влиянием на общую динамику потребительских цен в текущем году, оказывает высокий рост цен на автомобильный бензин в условиях роста мировых цен на нефть6. Что касается регулирования цен в регионах, искусственное завышение цен доминирующим субъектом на рынке - довольно распространенный вид нарушения. Анализ ценовой политики нефтяных компаний в различных регионах подтверждает этот тезис7. Цены в регионах, где расположены нефтеперерабатывающие заводы, зачастую оказываются выше, чем в соседних, несмотря на то, что нефтепродукты туда доставляются с того же нефтеперерабатывающего завода (в обоих регионах поставщик занимает доминирующее положение)8. В отдельных случаях уровень цен сложно сопоставлять с другим регионом, поэтому Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС) России применяет метод анализа затрат и может установить таким образом факт монопольно высокой цены [11]. Ю. Н. Нестерчук подчеркивает необходимость создания инструментов контроля в сфере ценообразования на нефтепродукты с точки зрения оценки соответствия складывающихся цен на рынке, чтобы предотвратить лихорадочные колебания цен в данной сфере [12]. С ее научной позицией соглашается и Е. Н. Ерина, дополняя ее тем, что для регулирования нефтяных отраслей, которые изначально создавались по монопольному принципу, необходимо наличие специфического механизма,

5 Текст материала опубликован на официальном сайте ФАС России, зарегистрированном Росохранкультурой в качестве средства массовой информации. Регистрационное свидетельство Эл № ФС77-24394 от 15.05.2006.

6 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 г. (одобрено Советом директоров ЦБР 15.11.2004) // Вестник Банка России. 2004. №> 71. 16 декабря.

7 Анализ ОАО «АНК «Башнефть», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «НК «ЛУКОЙЛ» и ООО «ЛУКОЙЛ-Резервнефтепродукт». URL: http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=34146 (дата обращения: 15.01.2016).

8 Анализ экспертов Федеральной антимонопольной служ-

бы. URL: http://fas.gov.ru/press-center/news/detail.html?id=34910

(дата обращения: 15.01.2016).

реализуемого в условиях управляющего воздействия со стороны государства [13].

В связи с этим представляется целесообразным выявление правовых средств, с помощью которых возможно смоделировать условие о цене в договорах поставки бензина (нефтепродуктов) и способствовать сбалансированности на товарных рынках. Для этого необходимо проанализировать нормативные правовые акты, на основе которых формируется условие о цене, правоприменительную практику и доктринальные представления о цене как части договора поставки нефтепродуктов.

Рассмотрим, как в законодательстве и в юридической литературе предлагается формулировать условия о цене договора в целом и условия о цене в договоре поставки бензина в частности. Так, в ст. 40 Налогового кодекса РФ под рыночной ценой товара признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных товаров в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях9. В этой норме Налогового кодекса РФ отражается общее правило рынка о формировании цены при взаимодействии спроса и предложения. В п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса закреплено, что цена определяется по соглашению сторон договора. Однако, как верно отметил М. А. Зинковский, при формировании условия о цене стороны могут исходить из одних цен, а по прошествии некоторого времени цены вырастают из-за экономического кризиса [14]. В то время как в предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления10. Указанные общие положения о цене применяются и к договорам поставки бензина.

Отметим, что на рынке нефтепродуктов заключаются оптовые и розничные договоры поставки. На оптовых рынках реализация нефтепродуктов потребителям производится через нефтебазы. В дого-

9 Налоговый кодекс Российской Федерации № 146-ФЗ от 31.07.1998 // Собрание законодательства Российской Федерации № 31 от 3 августа 1998 г. . Ст. 3824.

10 Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации № 51-ФЗ от 30.11.1994. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. // Собрание законодательства Российской Федерации № 32 от 5 декабря 1994 г. Ст. 3301.

ворах поставки бензина условие о цене формируется государственными органами с учетом мнения наиболее крупных хозяйствующих субъектов. Последние имеют стабильные и долгосрочные хозяйственные связи с производителями нефтепродуктов, что дает им заметное преимущество перед потенциальными конкурентами. Согласно проекту «Концепции развития топливозаправочного комплекса Республики Татарстан», такими являются дочерние предприятия и филиалы ОАО «Холдинговая компания «Татнеф-тепродукт» - 23 нефтебазы, или 60,5 %, и ОАО «Татнефть» - 11 %11. Помимо нефтебаз, в республике имеются резервуарные парки, топливохранилища, мазутохранилища, склады горюче-смазочных материалов и товарные парки, принадлежащие различным организациям12. Что касается розничного рынка, поставки нефтепродуктов производятся через автозаправочные станции потребителям, и их цены регулируются хозяйствующими субъектами АЗС. Е. А. Гаврилина выделяет отличия оптового рынка от розничного по составу продавцов и покупателей, а также по целевому использованию [15].

Необходимо указать, что тарифы на бензин не подпадают под прямое регулирование государственных органов, хотя находятся под пристальным их вниманием [8, с. 186]. Торговая наценка к оптовой цене приобретенного топлива колеблется примерно от 5-20 % на автозаправочных станциях нефтяных компаний до 30 % на частных. Все это существенно сказывается на средних ценах потребительского рынка региона. Можем отметить тот факт, что со стороны государственных органов может осуществляться мониторинг оптовых цен и структуры розничных цен на нефтепродукты. Так, в Республике Татарстан в целях отслеживания тенденций и причин изменения цен на нефтепродукты и обеспечения единой методологии по осуществлению мониторинга оптовых цен на них издан Приказ Комитета РТ по тарифам № 56 «Об ут-

11 Постановление Кабинета Министров № 934 «Об утверждении Программы развития конкуренции в Республике Татарстан» от 31.12.2009. Документ официально опубликован не был.

12 Концепция целевой программы «Развитие сети автозаправочных, автогазозаправочных и многотопливных станций в Республике Татарстан на 2012-2015 гг. Утверждена распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан № 1459-р от 09.08.2011.

верждении Методических указаний по осуществлению мониторинга оптовых цен и структуры розничных цен на нефтепродукты на территории Республики Татарстан» от 17.04.2009. Данные методические указания разработаны для руководства при проведении мониторинга оптовых и структуры розничных цен на нефтепродукты Комитетом по тарифам. В частности, в п. 2.2 закрепляется, что «объектами мониторинга оптовых цен на нефтепродукты являются хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, осуществляющие оптовую реализацию нефтепродуктов на территории Республики Татарстан, а объектами мониторинга розничных цен на нефтепродукты выбираются хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, осуществляющие розничную реализацию нефтепродуктов на территории Республики Татарстан через АЗС»13.

На основании анализа и выявления причин изменения ситуации на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов в Республике Татарстан, проведенного Комитетом РТ по тарифам, вырабатываются соответствующие предложения по стабилизации ситуации на данных товарных рынках. А именно увеличение количества субъектов, участвующих в формировании рыночных цен на нефтепродукты, путем реализации нефтепродуктов на открытых торгах электронных торговых площадок Республики Татарстан; обеспечение на постоянной основе работы аукционов по закупкам нефтепродуктов для региональных и муниципальных нужд с использованием биржевых технологий, в том числе Электронной товарно-информационной системы Республики Татарстан [12]. Однако не предпринята мера оперативно анализировать оптовые и розничные цены на нефтепродукты в Республике Татарстан. Последняя информация об анализе цен датируется 2010 г.14

Таким образом, в законодательстве сложился следующий подход: в договорах поставки бензина на оптовых рынках условие о цене определяется в рамках установленных государством, а в договорах поставки бензина на розничных рынках условия

13 Зарегистрирован в Минюсте РТ 19 июня 2009 г. Регистрационный № 565 // Республика Татарстан. 2009 г. № 133. 3 июля.

14 URL: http://kt.tatarstan.ru/momtormg-optovih-tsen-i-strukturi-roznichnih-tse.htm (дата обращения: 08.01.2016).

о цене определяются по рыночным правилам, но под контролем государства.

В целом, как показывает анализ законодательства, условие о цене договора, по общему правилу, формируется по соглашению сторон. Так, в юридической литературе предлагается понимать условия о цене как результат взаимодействия ценности и стоимости [1, с. 24]. В частности, Н. П. Пендюрин указывает, что ценность, участвуя в ценообразовании, воплощает в себе потребительскую сторону цены, в то время как стоимость - производственную [3, с. 32]. Н. А. Ску-зоватова под ценой подразумевает условие, обозначающее выраженную в денежных единицах стоимость блага, по поводу которого возникают обязательственные отношения сторон. Под исполнением субъектами обязательства условия цены понимается передача наличных денег или перечисление безналичной суммы на счет кредитора или указанного им лица [4, с. 43]. А в Современном экономическом словаре понятие цены дается как фундаментальная экономическая категория, означающая количество денег, за которое продавец согласен продать, а покупатель готов купить единицу товара [17, с. 412].

По нашему мнению, под ценой в договоре поставки бензина следует понимать цену, зафиксированную в договоре поставки, согласованную между поставщиком и покупателем в ходе заключения договора, а в договоре оптовой поставки - в зависимости от календарного периода поставки, торговой маржи нефтеперерабатывающего завода и распределительной сети; налогов и сборов государства на нефтепродукты, в договоре розничной поставки - в зависимости от цены, установленной хозяйствующим субъектом АЗС.

В изученных нами договорах поставки бензина как на оптовом, так и розничном рынках условие о цене сформулировано по-разному. Анализ договоров оптовой поставки нефтепродуктов Тюменского филиала ОАО «Сибнефть», ООО «Кедр-АЗС», ООО «Лукойл-Тюмень» показал, что цена утверждается поставщиком в одностороннем порядке (с учетом вышеуказанных признаков) и доводится до сведения покупателя путем почтовой связи. Продукция оплачивается покупателем по цене, действующей у поставщика на момент отгрузки, и четко фиксируется в самом договоре поставки. Ценовая политика строго контролируется государственными органами. Что касается договора розничной поставки нефтепродуктов,

нужно иметь в виду: цена на поставляемую продукцию устанавливается хозяйствующими субъектами в приложениях к договорам и может меняться в зависимости от ценовой политики поставщика. Покупатель в течение трех дней с даты получения уведомления об изменении отпускных цен должен известить поставщика о согласии или несогласии с новыми ценами. Нужно принять во внимание, что к цене бензина также прибавляются расходы по транспортировке продукции. Они возмещаются покупателем на основании счетов-фактур и транспортных накладных. В целом анализ договоров поставки нефтепродуктов показывает, что условия о цене имеют существенное значение для сторон «наряду с условиями о предмете договора и о сроке» [5, с. 112]. Анализ судебной практики свидетельствует, что правило о формировании цены в договорах поставки нефтепродуктов требует корректировки.

Нами было выявлено, что на практике часто возникают споры, связанные с условием о цене15. В частности, отмечаются противоречия из-за несогласованности цены как условия договора поставки нефтепродуктов. В связи с этим в ряде случаев суды приходят к выводу, что, если одна сторона совершает действия по исполнению этих обязательств, а другая принимает их без каких-либо возражений, неопределенность в отношении договоренностей сторон отсутствует. В этом случае «соответствующие условия спорного договора должны считаться согласованными, а сам договор - заключенным» (постановление Арбитражного суда Свердловской области по делу № А60-52052/2014 от 21.05.2015)16. Названная правовая позиция была также отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ № 12444/12

15 Постановление № 7 Арбитражного суда апелляционной инстанции по делу № А27-441/2015 от 28.08.2015; Решение Арбитражного суда Ульяновской области по делу № А72-1409/2015 от 09.07.2015; Постановление № 17 Арбитражного апелляционного суда по делу № А60-3986/2015 от 12.12.2015; Постановление № 17 Арбитражного апелляционного суда по делу № А32-1428/2015 от 01.07.2015; Решение арбитражного суда Республики Татарстан по делу № А65-28091/2014 от 31.03.2015. URL: http://ras.arbitr.ru (дата обращения: 02.11.2015).

16 Документ официально опубликован не был. СПС «Кодекс». URL: http://sudrf.kodeks.ru/rospravo/document/429202931 (дата обращения: 12.11.2015).

от 05.02.2013 по делу № А32-24023/201117. Эти факты говорят о том, что в рассматриваемых нами договорах поставки бензина условие о цене целесообразно было бы признать существенным условием договора.

По общему правилу требования к существенным условиям договоров устанавливаются законодателем с целью не допустить неопределенность в правоотношениях сторон и предупредить разногласия относительно исполнения обязательств по договору18. По мнению О. А. Красавчикова, к существенным условиям «относятся те договорные условия, которые имеют юридическое значение, т. е. влияют на формирование и существо правоотношения, возникающего из соответствующего договора [18]. Так, И. Б. Новицкий констатировал, что составляющие существенных условий (в т. ч. и цена) в силу закона не имеют важного значения, однако все они должны быть в каждом конкретном договоре [19]. Как верно подчеркивает О. И. Лысых, «всегда правильнее достигнуть окончательного согласования по данному вопросу, в противном случае будущее сделки становится настолько неопределенным, что в худшем случае приведет к незаключению сделки» [2].

Цена должна являться существенным условием договора поставки. Это обусловлено тем, что значительное число таких документов связано с обеспечением поставки товаров для государственных и муниципальных нужд за счет средств соответствующих бюджетов. Соответственно, «государственный и муниципальный заказы могут формироваться только при наличии определенных бюджетных средств, предусмотренных для определенных целей» [20, с. 24].

Обобщая все вышеизложенное, можно сказать, что наше исследование разработано для повышения предсказуемости и объективности механизмов ценообразования на такой специфичный товар, как бензин.

17 Документ опубликован не был. URL: http://www.arbitr.ru/ as/pract/post_pres/1_1_c0915820-ef02-49ef-81c7-af56c120dd6a. html (дата обращения: 12.11.2015).

18 Правовая позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, последовательно выраженная в постановлениях № 1404/10 от 18.05.2010, № 13970/10 от 08.02.2011 и № 12444/12 от 05.02.2013.

Выводы

Цена, возникнув в силу объективного исторического процесса как экономическая категория, на определенном этапе развития была облечена в форму правовую. В связи с этим правовое регулирование отношений, возникающих при формировании цены как условия договора поставки бензина, должно быть основано на экономических аспектах данной категории. Следовательно, в законодательстве целесообразно предусмотреть, что условие о цене в договорах поставки нефтепродуктов является существенным. Соответственно, при заключении договора необходимо, чтобы оно было согласованным в приложениях к договору.

В проекте федерального закона о рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты нужно отметить, что условия о цене на оптовых и розничных рынках нефтепродуктов формируются по разным признакам; также отразить особенности ценообразования в договорах поставки нефтепродуктов на оптовом и розничном рынках. Этих результатов можно добиться путем формирования прозрачной и стабильной системы ценообразования на рынке бензина, стимулирования развития малых и средних нефтяных компаний в сфере оптовой и розничной реализации бензина. Нестабильность мировых валют и кризис заставляют более пристально изучить вопросы, связанные с ценой на жизненно необходимые товары. Следовательно, наделение цены существенным условием в целом направлено на то, чтобы создать гарантии определенности и стабильности долгосрочных отношений субъектов нефтяной сферы.

Список литературы

1. Виниченко С. И. Цена как условие гражданско-правового (предпринимательского) договора: дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 1999. 172 с.

2. Лысых О. И. Существенность условий о цене во внешнеторговой сделке // Бизнес в законе. 2009. № 1. С. 146-165.

3. Пендюрин Н. П. Категория цены в современном обязательственном праве России: дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2009. 200 с.

4. Скузоватова Н. А. Цена как условие договорного обязательства: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 161 с.

5. Тартинская И. В. О сроке и цене в договоре поставки // Законы России. Note bene. 2005. № 3. С. 110-112.

6. Савельев А. И. Договор присоединения в гражданском праве // Вестник гражданского права. 2010. № 5. С. 31.

7. Смолин С. Е. Методы управления ценовыми рисками нефтегазовой компании в процессе реализации нефти на внутреннем рынке: дис. ... канд. экон. наук. М., 2011. 148 с.

8. Ломовцева Н. Н., Чурловская Е. С. Регулирование цен и тарифов на энергоресурсы в субъекте Российской Федерации // Молодой ученый. 2012. № 4. С. 186-190.

9. Collins H. The law of contract. 4th ed. London: Butterworths, 2003. Рр. 270-271.

10. McKendrick E. Contract law: Text, cases and materials. 2nd ed. Oxford University Press, 2005. P. 793.

11. Миронова Т. А. Налоговая система Российской Федерации и цены на нефть и нефтепродукты. URL: http:// www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2006/ vestniksf300-12/vestniksf300-12030.htm (дата обращения: 06.01.2016).

12. Ломакина П. А., Нестерчук Ю. Н. Правовые проблемы контроля в сфере ценообразования на нефтепродукты // Законодательство и экономика. 2011. № 11. С. 20-26.

13. Ерина Е. Н. Проблемы ценового регулирования в отношении субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса // Законодательство и экономика. 2008. № 4. С. 24-30.

14. Зинковский М. А. Договорное положение о цене в условиях национального экономического кризиса // Современное право. 2015. № 9. С. 84-86.

15. Гаврилина Е. А. Система договорных связей на розничном рынке нефтепродуктов // Предпринимательское право. 2011. № 2. С. 42-47.

16. Шакирзянова И. М. Нефть как природно-ресурсный потенциал территории Татарстана: повышение эффективности использования, проблемы и пути решения. Елабуж-ский институт Казанского Приволжского федерального университета. URL: http://kpfu.ru/conf/docs/F1079148397/ Shakirzyanova_I_M_statya.docx (дата обращения: 08.01.2016).

17. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2011. 512 с.

18. Красавчиков О. А. Советское гражданское право. Т. 1. 1968. С. 19.

19. Новицкий И. Б. Общее учение об обязательстве. М.: Госюриздат, 1954. С. 143.

20. Лазаренко А. Б. Особенности правового регулирования отношений поставки по современному российскому праву: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 24-26.

Дата поступления 21.01.16 Дата принятия в печать 11.03.16

© Садриева И. А., Салиева Р. Н., Хамитова Г. М., 2016. Впервые опубликовано в журнале «Актуальные проблемы экономики и права» (http://apel.ieml.ru), 15.06.2016; лицензия Татарского образовательного центра «Таглимат». Статья находится в открытом доступе и распространяется в соответствии с лицензией Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/ by-nc-nd/3.0/), позволяющей неограниченно использовать, распространять и воспроизводить материал на любом носителе при условии, что оригинальная работа, впервые опубликованная в журнале «Актуальные проблемы экономики и права», процитирована с соблюдением правил цитирования. При цитировании должна быть включена полная библиографическая информация, ссылка на первоначальную публикацию на http://apel.ieml.ru, а также информация об авторском праве и лицензии.

Информация об авторах

Контактное лицо:

Садриева Иркягуль Асхатовна, аспирант Института проблем экологии и недропользования, Академия наук Республики Татарстан

Адрес: 420087, г. Казань, ул. Даурская, 28, тел.: +7 (843) 275-96-35

E-mail: irkyagul5@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2276-0073

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/E-7876-2016

Салиева Роза Наильевна, доктор юридических наук, профессор, заведующая лабораторией правовых проблем недропользования, экологии и топливно-энергетического комплекса Института проблем экологии и недропользования, Академия наук Республики Татарстан

Адрес: 420087, г. Казань, ул. Даурская, 28, тел.: +7 (843) 275-96-35

E-mail: sargus6@yandex.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1428-7167

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/E-7888-2016

Хамитова Гульнара Муллануровна, ассистент кафедры биомедэтики, медицинского права и истории медицины, Казанский государственный медицинский университет

Адрес: 420021, г. Казань, ул. Бутлерова, 49, тел.: +7 (843) 236-36-91

E-mail: gulnara-hamitova@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4167-2279

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/E-7603-2016

ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online)

I. A. SADRIYEVA1, R. N. SALIYEVA1, G. M. KHAMITOVA2

1 Institute for the Issues of Ecology and Exploitation of Natural Resources of the Tatarstan Academy of Sciences, Kazan, Russia

2Kazan State Medical University, Kazan, Russia CONDITION ON PRICE IN CONTRACTS OF PETROL DELIVERY AT WHOLESALE AND RETAIL

IN THE RUSSIAN FEDERATION

Objective: to reveal the peculiarities of forming conditions on price in contracts on delivery of oil products in wholesale and retail markets on the basis of analysis of legislation and law enforcement practice, and to substantiate the proposals concerning the necessity to codify in the legislation the rule that a condition on price in the petrol delivery contract is an essential condition.

Methods: the methodological basis of the study includes general logical methods (analysis, induction, analogy, research synthesis) and specific scientific methods (of interpretation of law, comparative law, survey method).

Results: normative legal acts, legal practice and theoretical ideas on price were analyzed. The expediency of the legal rule is grounded, which stipulates that the condition on price in the petrol delivery contract is essential. The peculiarities are revealed of forming the conditions on price in the petrol delivery contracts in wholesale and retail markets.

Scientific novelty: the article attempts to divide the conditions of price forming on the wholesale and retail markets of oil products supplies. The concept is formulated of price in petrol delivery contracts, reflecting the specifics of relations in this sphere, through analysis of court practice and petrol delivery contracts.

Practical significance: the conclusions of the research can be used in the field of legislative activity to improve the civil legislation on the petrol delivery contract. The article can be used in educational process for preparing special courses on civil and business law in the law schools.

Keywords: Civil law; Business law; Petrol delivery contract; Price; Essential terms of the delivery contract; Oil products; Legislation on the petrol delivery contract; Wholesale market of oil products; Retail market of petroleum products

Finansing: The article is published with the support of Autonomous Non-profit Organization "Kazan Open University of Talents 2.0" as a result of a contest "Cooperation of talents".

1. Vinichenko, S. I. Tsenakakusloviegrazhdansko-pravovogo (predprinimatel'skogo) dogovora: dis. ... kand yurid nauk(Price as a condition of a civil-law (business) contract: PhD (Law) thesis), Ekaterinburg, 1999, 172 p. (in Russ.).

2. Lysykh, O. I. Sushchestvennost' uslovii o tsene vo vneshnetorgovoi sdelke (Significance of price conditions in a foreign trade deal), Biznes v zakone, 2009, No. 1, pp. 146-165 (in Russ.).

3. Pendyurin, N. P. Kategoriya tseny v sovremennom obyazatel'stvennom prave Rossii: dis. ... kand. yurid. nauk (Category of price in the modern Russian contractual law: PhD (Law) thesis), Rostov n/D, 2009, 200 p. (in Russ.).

4. Skuzovatova, N. A. Tsena kak uslovie dogovornogo obyazatel'stva: dis. ... kand. yurid. nauk (Price as a condition of a contract liability: PhD (Law) thesis), Moscow, 2007, 161 p. (in Russ.).

5. Tartinskaya, I. V. O sroke i tsene v dogovore postavki (On the term and price in a delivery contract), Zakony Rossii. Note bene, 2005, No. 3, pp. 110-112 (in Russ.).

6. Savel'ev, A. I. Dogovor prisoedineniya v grazhdanskom prave (Merger contract in civil law), Vestnikgrazhdanskogo prava, 2010, No. 5, p. 31 (in Russ.).

7. Smolin, S. E. Metody upravleniya tsenovymi riskami neftegazovoi kompanii vprotsesse realizatsii nefti na vnutrennem rynke: dis. ... kand. ekon. nauk (Methods of managing the price risks of an oil and gas company in the course of marketing oil in the internal market: PhD (Economics) thesis), Moscow, 2011, 148 p. (in Russ.).

8. Lomovtseva, N. N., Churlovskaya, E. S. Regulirovanie tsen i tarifov na energoresursy v sub"ekte Rossiiskoi Federatsii (Regulation of prices and tariffs for energy resources in the Russian Federation subject), Molodoi uchenyi, 2012, No. 4, pp. 186-190 (in Russ.).

9. Collins, H. The law of contract, 4th ed., London: Butterworths, 2003, pp. 270-271.

10. McKendrick, E. Contract law: Text, cases and materials, 2nd ed., Oxford University Press, 2005, p. 793.

11. Mironova, T. A. Nalogovaya sistema Rossiiskoi Federatsii i tseny na neft' i nefteprodukty (Taxation system of the Russian Federation and prices for oil and oil products), available at: http://www.budgetrf.ru/Publications/Magazines/VestnikSF/2006/vestniksf300-12/vestniksf300-12030. htm (access date: 06.01.2016) (in Russ.).

12. Lomakina, P. A., Nesterchuk, Yu. N. Pravovye problemy kontrolya v sfere tsenoobrazovaniya na nefteprodukty (Legal issues of control in the sphere of price setting for oil products), Zakonodatel'stvo i ekonomika, 2011, No. 11, pp. 20-26 (in Russ.).

13. Erina, E. N. Problemy tsenovogo regulirovaniya v otnoshenii sub"ektov estestvennykh monopolii toplivno-energeticheskogo kompleksa (Issues of price regulation concerning the subjects of natural monopolies in fuel-energy complex), Zakonodatel'stvo i ekonomika, 2008, No. 4, pp. 24-30 (in Russ.).

References

........................................................................... ISSN 1993-047Х (Print) / ISSN 2410-0390 (Online) ...........................................................................

14. Zinkovskii, M. A. Dogovornoe polozhenie o tsene v usloviyakh natsional'nogo ekonomicheskogo krizisa (Contractual provision of price under the national economic crisis), Sovremennoepravo, 2015, No. 9, pp. 84-86 (in Russ.).

15. Gavrilina, E. A. Sistema dogovornykh svyazei na roznichnom rynke nefteproduktov (System of contractual links in the market of oil products), Predprinimatel'skoepravo, 2011, No. 2, pp. 42-47 (in Russ.).

16. Shakirzyanova, I. M. Neft' kak prirodno-resursnyi potentsial territorii Tatarstana: povyshenie effektivnosti ispol'zovaniya, problemy i puti resheniya (Oil as the natural-resource potential of Tatarstan territory: increasing the efficiency of exploitation, problems and ways of their solution). Elabuzhskii institut Kazanskogo Privolzhskogo federal'nogo universiteta, available at: http://kpfu.ru/confdocs/F1079148397/ Shakirzyanova_I_M_statya.docx (access date: 08.01.2016) (in Russ.).

17. Raizberg, B. A. Sovremennyi ekonomicheskii slovar' (Modern dictionary on Economics), 6-e izd., pererab. i dop., Moscow: INFRA-M, 2011, 512 p. (in Russ.).

18. Krasavchikov, O. A. Sovetskoe grazhdanskoepravo (Soviet civil law), vol. 1, 1968, p. 19 (in Russ.).

19. Novitskii, I. B. Obshchee uchenie ob obyazatel'stve (General octrine of liability), Moscow: Gosyurizdat, 1954, p. 143 (in Russ.).

20. Lazarenko, A. B. Osobennosti pravovogo regulirovaniya otnoshenii postavki po sovremennomu rossiiskomu pravu: dis. ... kand. yurid. nauk (Features of legal regulation of delivery relations in the Russian law: PhD (Law) thesis), Krasnodar, 2007, pp. 24-26 (in Russ.).

Received 21.01.16 Accepted 11.03.16

© Sadriyeva I. A., Saliyeva R. N., Khamitova G. M., 2016. Originally published in Actual Problems of Economics and Law (http://apel.ieml. ru), 15.06.2016; Licensee Tatar Educational Centre "Taglimat". This is an open-access article distributed under the terms of the Creative Commons Attribution License (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/), which permits unrestricted use, distribution and reproduction in any medium, provided the original work, first published in Actual Problems of Economics and Law, is properly cited. The complete bibliographic information, a link to the original publication on http://apel.ieml.ru, as well as this copyright and license information must be included.

Information about the authors

Contact:

Irkyagul A. Sadriyeva, post-graduate student of Institute for the Issues of Ecology and Exploitation of Natural Resources of the Tatarstan Academy of Sciences

Address: 28 Daurskaya Str., 420087, Kazan, tel.: +7 (843) 275-96-35

E-mail: irkyagul5@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0002-2276-0073

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/E-7876-2016

Roza N. Saliyeva, Doctor of Law, Professor, Head of the Laboratory of Legal Issues of Exploitation of Natural Resources, Ecology and Fuel-Energy Complex of Institute for the Issues of Ecology and Exploitation of Natural Resources of the Tatarstan Academy of Sciences Address: 28 Daurskaya Str., 420087, Kazan, tel.: +7 (843) 275-96-35 E-mail: sargus6@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1428-7167 Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/E-7888-2016

Gulnara M. Khamitova, Assistant Lecturer of the Chair of Bio-medical Ethics, Medical Law and History of Medicine, Kazan State Medical University

Address: 49 Butlerov Str., 420021, Kazan, tel.: +7 (843) 236-36-91

E-mail: gulnara-hamitova@mail.ru

ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4167-2279

Researcher ID: http://www.researcherid.com/rid/E-7603-2016

(

For citation: Sadriyeva I. A., Saliyeva R. N., Khamitova G. M. Condition on price in contracts of petrol delivery at wholesale and retail in the Russian Federation, Actual Problems of Economics and Law, 2016, vol. 10, No. 2, pp. 217-225.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.