Научная статья на тему 'Условие и факторы результативной трансформации трудового потенциала в трудовые ресурсы региона'

Условие и факторы результативной трансформации трудового потенциала в трудовые ресурсы региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
510
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ТРУДОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНА / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сорокина Н. Ю.

Исследуются факторы, влияющие на процесс преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы региона. Показано, что формирование трудового потенциала в соответствии со стратегией социально экономического развития территории является важнейшим условием его результативной трансформации в трудовые ресурсы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITION AND FACTORS PRODUCTIVE TRANSFORMATION OF THE LABOR POTENTIAL IN THE LABOR RESOURCES OF THE REGION

This article investigates the factors affecting the process of transformation of the labor potential in the labor resources of the region. Shown that the formation of the labor potential in accordance with the strategy of social and economic development of the region is essential to its productive transformation in the labor resources.

Текст научной работы на тему «Условие и факторы результативной трансформации трудового потенциала в трудовые ресурсы региона»

УДК 332.025.1

Н.Ю. Сорокина, канд. экон. наук, доцент, 8(4872)471278, N SOROKINA@tula.net. (Россия, Тула, ТулГУ)

УСЛОВИЕ И ФАКТОРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ РЕГИОНА

Исследуются факторы, влияющие на процесс преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы региона. Показано, что формирование трудового потенциала в соответствии со стратегией социально-экономического развития территории является важнейшим условием его результативной трансформации в трудовые ресурсы.

Ключевые слова: стратегия регионального социально-экономического развития, трудовой потенциал региона, трудовые ресурсы региона.

Исследование закономерностей преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы и проблем, сопровождающих этот процесс, является одной из актуальных областей современной теории и практики управления трудом. Ее различные аспекты изучаются в работах таких авторитетных отечественных и зарубежных исследователей, как Л.И. Абалкин, Г. Беккер, В.Н. Бобков, Н.А. Волгин, Б.М. Генкин, С.Ю. Глазьев, П. Даймонд, А.Я. Кибанов, О.А. Колесникова, В.В. Куликова, Ю.Г. Одегов, А.В. Петровский, Н.М. Римашевская и др.

Следует отметить, что в последнее десятилетие в России и за рубежом наблюдается возрастание интереса исследователей к проблемам преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы, что обусловлено следующими факторами:

- трудовой и человеческий ресурсы провозглашены основными движущими силами развития общества в условиях перехода к интенсивному типу экономического роста, основанному на разработке и внедрении инноваций во все сферы жизнедеятельности человека. Особо актуальной становится проблема формирования трудового потенциала и его преобразования в трудовые ресурсы с качественными характеристиками, определяющим способности человека к конкретному виду трудовой деятельности в условиях современной инновационной экономики;

- низкие темпы естественного прироста населения — ресурсной основы трудового потенциала — значительно ограничивают возможности развития экономик стран и регионов на основе вовлечения дополнительных трудовых ресурсов (табл. 1) [1, 2]. Страны Европейского союза уже столкнулись с необходимостью наращивать трудовой потенциал за счет внешних источников. Речь идет, прежде всего, о «старых» членах ЕС — Франции, Австрии, Великобритании. Их опыт свидетельствует о том, что миграция, снимая напряженность на национальных рынках труда, обостря-

ет це :ый ряд социальн лх проблем, таки с, как бе щость, усиление дифференциации по уровню шзни на :еления, нагрузка на систему социального обесп зчения, рост прес гупности и т. д. Повышен :е результативное ги пре-образ >вания трудового потенциала в трудовые >есурсы способно существенно снизить настоя ельност > и остро у указанных проблем;

Та шица 1

гинамика коэффициентов естест енного прироста населения в России и с пранах 1С (на 1000 человек насел ния)

Россия Страны Европейского союз i

2000 г. 2011 г. 2001 г. 2011г.

-6,6 -0,3 0,6 1,0

- структурные дисбалансы на рынках труда и тенденция к росту без-работ щы выше ее естественного уровня (рис. 1) [1, 2] свидетельствуют, с одной стороны, о нали ши системных п юблем в процессе формирования трудового потенциала, с другой — о низкой результативности пр »цессов преобразования трудов)го поте щиала в трудовые ресурсы как на уровне регио сальных и национальных экономик, так и ур звне мировой экономики в цел «м.

ю Ó 6 4 2 О

2001 20)3 2005 2007 2009 2011

иСтр ныЕС Q Россия

Рис. 1. Удельный вес численности б ?.зработных в численности экономически активн >го населения в Росс ш и стр шах ЕС

Решение проблем в сфере преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы традиционно относится к компетенции служб труда и занятости. Согласно ст. 5 закона «О занятости населения в РФ» [3] государственная политика в указанной области включает в себя следующие направления, способствующие преобразованию трудового потенциала в трудовые ресурсы:

1) развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности;

2) обеспечение равных возможностей на добровольный труд и свободный выбор занятости;

3) поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан;

4) осуществление мероприятий, способствующих занятости населения, испытывающего трудности в поиске работы (инвалиды, пенсионеры, родители, имеющие несовершеннолетних детей, и т. п.);

5) поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места.

Не умаляя важности указанных мер, следует отметить их преимущественную нацеленность на решение уже сложивших проблем в сфере труда и занятости населения, таких, как: содействие снижению напряженности на рынке труда и оказание помощи в трудоустройстве гражданам, столкнувшимся с проблемой потери работы. Можно говорить о том, что государственная политика в сфере труда и занятости населения, в части касающейся создания условий для преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы, имеет тактический характер. Он стал еще более выраженным в период 2008-2010 гг., когда экономика России была затронута мировым экономическим кризисом. Именно в это время в регионах были разработаны и реализованы Программы дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на региональных рынках труда, предусматривающие следующие меры:

- опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения (установление режима неполного рабочего времени, внедрение практики временной приостановки работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, реализация мероприятий по высвобождению работников);

- организацию общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных и ищущих работу граждан, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения;

- содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости [4].

В долгосрочной перспективе деятельность государства в сфере преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы «выходит за

границы» политики содействия занятости населения. Это обусловлено стратегическим характером процесса преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы, его сложностью и многоаспектностью.

Под трудовым потенциалом региона, по мнению автора, следует понимать возможности территории в области создания и использования в региональной экономике трудовых ресурсов определенного количества и качества в соответствии со стратегией социально-экономического развития территории [6]. Трудовые ресурсы территории — это население трудоспособного возраста, обладающее необходимым физическим развитием, знаниями и практическим опытом для работы в народном хозяйстве региона, а также занятое население моложе и старше трудоспособного возраста [5]. В настоящее время в РФ управление формированием трудового потенциала и его преобразованием в трудовые ресурсы осуществляется в соответствии со стратегическим подходом, предполагающим разработку и реализацию стратегии, способствующей достижению главной цели процесса — обеспечение экономики региона трудовыми ресурсами в соответствии с ее долгосрочными потребностями — на основе эффективного использования социально-экономического потенциала региона. Этому в различной степени способствуют все приоритетные направления стратегии (инновационная, инвестиционная, структурная, финансовая, социальная политика), однако наибольший вклад в достижение указанной цели вносят демографическая и миграционная политика, политика в сфере труда и занятости населения, политика в сфере образования и политика в сфере здравоохранения (рис. 2).

Со стороны внешнего окружения на процесс преобразования оказывают влияние политические, макроэкономические, технологические, информационные и другие факторы. К их числу относятся приоритеты стратегии социально-экономического развития РФ; направления государственной социально-экономической политики; особенности развития политико-правовой сферы страны и региона и т. д. Важную роль в процессе преобразования играет обратная связь, представляющая собой информацию для выработки управляющего воздействия, нацеленного на корректировку процесса формирования трудового потенциала региона в целях его адекватного преобразования в трудовые ресурсы, соответствующие требованиям стратегии социально-экономического развития региона.

Трудовые ресурсы региона

Рис. 2. Модель процесса преобразования трудового потенциал

в трудовые ресурсы региона

Процесс преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы региона осуществляется под влиянием внутренних факторов стратегического и тактического характера (рис. 3).

Рис. 3. Стратегические и тактические факторы, влияющие на процесс преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы региона

К первой группе относятся факторы, обусловленные разработкой и реализацией в регионе программ демографической политики, политик в сфере здравоохранения и образования.

Приоритеты региональной демографической политики устанавливаются администрацией региона в контексте национальной демографической политики, отражаются в стратегии социально-экономического развития территории и во многом определяются типом региона по критерию обеспеченности трудовыми ресурсами. В настоящее время естественная убыль населения отмечается в 63 из 83 российских регионов. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ, сокращение численности трудоспособного населения РФ — основы трудового потенциала — к 2015 г. может составить 3,9 млн чел., а к 2020 г. — 8,5 млн чел. [2]. В этих условиях подавляющее число российских регионов приоритетными направлениями демографической политики провозгласили:

- сокращение уровня смертности населения, прежде всего смертности населения в трудоспособном возрасте от внешних причин (травмы, отравления, самоубийства) и уровней материнской и младенческой смертности;

- повышение уровня рождаемости за счет рождения в семьях второго ребенка и последующих детей;

- укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений.

Реализация указанных мероприятий будет способствовать росту численности населения региона, его трудового потенциала и обеспечению долгосрочной потребности экономики региона в трудовых ресурсах в соответствии со стратегией его социально-экономического развития.

Качество и доступность услуг системы образования региона определяют не только конкурентоспособность работников на региональном, национальном и международном рынках труда, но и общий культурный уровень населения, его моральные и нравственные ценности и установки. Поэтому политика в области образования регионов России включает мероприятия, направленные на системное развитие этой важнейшей отрасли социальной сферы, а именно:

- развитие сети разнопрофильных дошкольных образовательных учреждений в целях выполнения государственных гарантий относительно доступности их услуг населению региона;

- развитие системы общего образования в направлении усиления региональной составляющей профильного обучения и создания условий для построения учащимся индивидуальных образовательных траекторий обучения, обеспечивающим не только получение качественного образования, но и развитие их способностей. Указанные меры призваны усилить ориентацию выпускников общеобразовательных учреждений на выбор профессий, в которых испытывают текущую и перспективную потребность предприятия и организации региона, что будет способствовать формированию трудового потенциала региона как основы его социально-экономического развития;

- развитие многоуровневой системы профессионального образования региона в рамках модели государственно-частного партнерства, обеспечивающей подготовку квалифицированных кадров для экономики региона в соответствии со стратегией его социально-экономического развития; обеспечение преемственности образовательных программ начального, среднего и высшего профессионального образования как основы построения «вертикали» профессионального и карьерного роста работников;

- развитие системы дополнительного образования в целях удовлетворения культурных и образовательных потребностей детей, подростков и молодежи;

- выявление, поддержка и сопровождение талантливых и одаренных детей как основа формирования интеллектуального потенциала населения региона.

Развитие системы повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающей условия для минимизации потерь трудовых ресурсов вследствие неблагоприятных тенденций в развитии демографических процессов. В настоящее время приоритетными направлениями ее развития являются:

- формирование подходов к повышению квалификации и переподготовки персонала с позиций удовлетворения потребностей бизнеса в повышении качества трудового потенциала и трудовых ресурсов;

- содействие росту мотивации работников, предприятий и организаций, регионов в повышении квалификации и профессиональной переподготовке;

- профессиональная переподготовка вынужденных мигрантов и безработных граждан в целях их более активного вовлечения в сферу трудовых отношений.

Указанные меры призваны способствовать повышению конкурентоспособности работников на рынке труда, снижению безработицы и росту уровня производительности труда в региональной и национальной экономике.

Качество и доступность услуг системы здравоохранения региона как основа сохранения и укрепления здоровья населения, увеличения продолжительности его трудовой жизни, снижения потерь работодателей и общества вследствие заболеваемости, травматизма и инвалидизации трудоспособного населения.

В этих целях в РФ реализуются следующие мероприятия:

- создание условий и поощрение мотивации населения к ведению здорового образа жизни как основы формирования высококачественного трудового потенциала и его преобразования в трудовые ресурсы;

- усиление профилактического характера здравоохранения в целях предотвращения потерь народного хозяйства вследствие ухудшения состояния здоровья населения;

- обеспечение населения медицинской помощью как основы снижения уровней заболеваемости, производственного травматизма и инвалидности населения, прежде всего трудоспособного;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как основа снижения потерь народного хозяйства региона вследствие заболеваемости населения болезнями, возникающими под воздействием неблагоприятных факторов среды обитания;

- развитие системы лекарственного обеспечения граждан;

- совершенствование медицинской помощи матерям и детям как основа формирования качественного трудового потенциала региона.

Следует отметить, что указанные факторы выступают в качестве основополагающих при формировании трудового потенциала региона [7].

Ко второй группе относятся факторы, действие которых обусловлено мерами миграционной политики, политики в сфере труда и занятости населения.

Особенности миграционной политики в регионе определяются спецификой социально-демографических процессов, прежде всего, наличием и уровнем естественной убыли населения, долгосрочными тенденциями в развитии рождаемости и смертности населения с учетом потребностей социально-экономического развития территории. В настоящее время подавляющее большинство регионов России используют труд мигрантов (как внутренних, так и внешних) для решения проблемы дефицита работников отдельных профессий на региональных рынках труда.

Региональные программы содействия миграции в РФ включают в себя следующие меры:

- создание условий для привлечения в региональную экономику квалифицированных легальных трудовых ресурсов как из других регионов России, так и из-за рубежа;

- оптимизации размещения населения и трудовых ресурсов посредством социально-экономических миграций;

- меры, направленные на защиту отечественного рынка труда, обеспечение приоритетного права российских граждан на занятие трудовых вакансий;

- противодействие нелегальной миграции.

Разработка и реализация указанных мер миграционной политики должна осуществляться в соответствии со стратегией социально-экономического развития территорий, что будет способствовать повышению уровня обеспеченности региональной экономики трудовыми ресурсами.

Особенности регионального рынка труда как фактор, определяющий уровень занятости и безработицы, а также приоритеты политики в сфере труда и занятости в регионе. Специфика проблем, с которыми столкнулись регионы России в последние годы, а также приоритетные направления региональных политик в сфере труда и занятости, охарактеризованы выше.

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы.

1. Указанные факторы могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на процесс преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы региона (табл. 2):

Таблица 2

Влияние факторов на процесс преобразования трудового потенциала

в трудовые ресурсы региона

Фактор

Приоритеты региональной демографической политики

Качество и доступность образовательных услуг

Развитие системы повышения квалификации и переподготовки кадров

Качество и доступность услуг системы здравоохранения региона

Особенности миграционной политики в регионе

Особенности регионального рынка труда

Позитивное Рост численности населения как ресурсной основы трудового потенциала и трудовых ресурсов региона.

Рост трудового потенциала региона, культурного уровня населения, повышение конкурентоспособности трудовых ресурсов на региональном, национальном и мировом рынках труда.

Рост конкурентоспособности работников на рынке труда, снижение безработицы, рост производительности труда в региональной и национальной экономике.

Увеличение продолжительности трудовой жизни населения, снижения потерь вследствие заболеваемости, травматизма и инвалидизации трудоспособного населения.

Оперативное решение проблем дефицита работников отдельных профессий на рынке труда, поощрение конкуренции за рабочие места на региональном рынке труда.

Учет особенностей регионального рынка труда способствует более эффективному решению проблем в сфере труда и занятости.

влияния

Негативное Снижение трудовой активности женщин; обострение ряда социальных проблем, прежде всего — системы дошкольного образования. Опасность сокращения численности трудовых ресурсов вследствие трудовой миграции в другие регионы и страны.

Низкая мотивация предприятий и организаций региона к участию в программах повышения квалификации и переподготовки кадров.

Опасность сокращения численности трудовых ресурсов вследствие трудовой миграции в другие регионы и страны.

Обострение социальных проблем, таких как бедность, усиление дифференциации населения по уровню жизни, нагрузка на систему социального обеспечения, рост преступности.

Краткосрочная ориентация программ в сфере труда и занятости.

2. Деятельность органов регионального управления должна быть направлена на усиление позитивного и ослабление негативного влияния указанных факторов на процесс преобразования трудового потенциала в трудовые ресурсы в контексте стратегии социально-экономического развития территории, что будет способствовать повышению уровня обеспеченности региональной экономики трудовыми ресурсами.

3. Формирование трудового потенциала региона в соответствии со стратегией социально-экономического развития территории является важнейшим условием его результативной трансформации в трудовые ресурсы. Под результативной трансформацией понимается преобразование трудового потенциала в трудовые ресурсы с количественными и качественными характеристиками, необходимыми для полноценной реализации программ и мероприятий стратегии социально-экономического развития региона.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Официальный сайт Европейского статистического агентства Eurostst. Режим доступа: http://epp.eurostat.ec.europa.eu/.

2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ. Режим доступа: http://gks.ru.

3. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.consultant.ru.

4. Официальный сайт Федеральной службы по труду и занятости. Режим доступа: http://www.rostrud.ru.

5. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. С. 1228.

6. Сорокина Н.Ю. Формирование целей управления трудовым потенциалом региона // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. Вып. 2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2010. 362 с. Ч. 1. С. 204-212.

7. Сорокина Н.Ю. Управление регионом на основе развития его трудового потенциала: монография. Тула, Изд-во ТулГУ, 2011. 124 с.

N. Sorokina

Condition and factors productive transformation of the labor potential in the labor resources of the region

This article investigates the factors affecting the process of transformation of the labor potential in the labor resources of the region. Shown that the formation of the labor potential in accordance with the strategy of social and economic development of the region is essential to its productive transformation in the labor resources.

Keywords: the strategy of economic and social development of the region, labor potential of the region, labor resources of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.