Научная статья на тему 'Уровни становления профессиональной компетентности воспитателей, осуществляющих приобщение дошкольников к чтению'

Уровни становления профессиональной компетентности воспитателей, осуществляющих приобщение дошкольников к чтению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ИЕРАРХИЧНОСТЬ СИСТЕМЫ КОМПЕТЕНЦИЙ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ГРАМОТНОСТЬ / ОБРАЗОВАННОСТЬ / КУЛЬТУРА / МЕНТАЛИТЕТ / PROFESSIONAL INTEGRITY / COMPETENCY / HIERARCHICAL PATTERN OF THE COMPETENCE SYSTEM / PERSONIFIED AND DIFFERENTIATED CONCEPTION / LEVELS OF THE PROFESSIONAL INTEGRITY DEVELOPMENT / EDUCATION / CULTURE / MENTALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаенко Юлия Николаевна

В статье анализируются идеи индивидуальнодифференцированного подхода к повышению профессиональной компетентности воспитателя по методике приобщения дошкольников к чтению. Рассматриваются уровни становления профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения относительно его профессиональной деятельности по приобщению дошкольников к чтению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Николаенко Юлия Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVELS OF PROFESSIONAL INTEGRITY FORMATION OF THE PRE-SCHOOL TUTORS TEACHING CHILDREN TO READ

The article provides an analysis of the personified and differentiated conception of developing the professional integrity of the pre-school teachers and their methods of teaching pre-school children to read. The author reviews the levels of the professional integrity formation in teachers’ professional activity involving language arts practicing.

Текст научной работы на тему «Уровни становления профессиональной компетентности воспитателей, осуществляющих приобщение дошкольников к чтению»

УДК 373.21 : 372.365 Николаенко Юлия Николаевна

аспирант кафедры эстетического воспитания Московского городского педагогического университета, директор начальной школы - детского сада компенсирующего вида № 1820 г. Москвы тел.: (495) 386-21-15

УРОВНИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ЧТЕНИЮ

Nikolaenko Yulia Nikolaevna

PhD student of the Aesthetic Education Department, The Moscow City Teachers’ Training University Headmistress of the compensational elementary school No.1820, Moscow tel.: (495) 386-21-15

THE LEVELS OF PROFESSIONAL INTEGRITY FORMATION OF THE PRE-SCHOOL TUTORS TEACHING CHILDREN TO READ

Аннотация:

В статье анализируются идеи индивидуальнодифференцированного подхода к повышению профессиональной компетентности воспитателя по методике приобщения дошкольников к чтению. Рассматриваются уровни становления профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения относительно его профессиональной деятельности по приобщению дошкольников к чтению.

Ключевые слова:

компетентность, компетенция, иерархичность системы компетенций, индивидуально-дифференцированный подход, уровень развития компетентности, грамотность, образованность, культура, менталитет.

The summary:

The article provides an analysis of the personified and differentiated conception of developing the professional integrity of the pre-school teachers and their methods of teaching pre-school children to read. The author reviews the levels of the professional integrity formation in teachers’ professional activity involving language arts practicing.

Keywords:

professional integrity, competency, hierarchical pattern of the competence system, personified and differentiated conception, levels of the professional integrity development, education, culture, mentality.

Проблема формирования компетентной личности воспитателя в сфере образования является определяющей проблемой социума. Одно из важнейших условий ее решения -непрерывность образовательного процесса.

Развитию компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения в условиях модернизации системы образования посвящены работы ряда исследователей. Компетентность воспитателя изучается в различных направлениях: 1) виды компетенций: коммуникативная (Л.Х. Лайпанова), поликультурная (И.В. Липова); 2) развитие компетентности в условиях последипломного образования (Ф.А. Байбанова); 3) в процессе организации деятельности методической службы (Л.Н. Атмахова); 4) в различных видах дошкольных учреждений (И.Н Асаева); 5) предпринята попытка определить условия развития профессиональной компетентности воспитателя (О.А. Козырева).

Однако исследований о развитии профессиональной компетентности дошкольного педагога по приобщению детей к художественной литературе не выявлено.

В настоящее время в социуме наметилось понимание уровня проблем, связанных с осознанием роли литературы и чтения не только в развитии личности человека, но и общества в целом, в сохранении культурного наследия, в формировании общественного сознания, морально-нравственных принципов, в организации основ человеческого общежития и т.д. [1, 2].

Закрепление наметившихся изменений требует новых мировоззренческих и теоретикометодических подходов к формированию качественных основ личности педагога дошкольного учреждения как работника, начинающего процесс «складывания» человека, несущего ответственность за то, каким станет не только отдельная личность, но и социум в будущем [3].

До сих пор приобщение детей к чтению в дошкольном учреждении не выделялось как специальная методика, хотя о ее необходимости говорилось не раз [4]. Этот процесс рассматривался в рамках методики развития речи как один из ее аспектов под названием «ознакомление с художественной литературой» [5, 6]. Такое положение дела привело к тому, что задачи обретения и развития специальных компетенций, умений и навыков, связанных со спецификой детской литературы как вида искусства, мастерством чтения и анализа художественных произ-

ведений, формирования круга детского чтения, недостаточно реализовывались и соответственно внедрялись в практику работы воспитателя, не становились объектом его профессионального внимания, показателем его профессионального роста. На них практически не смотрели как на объект исследования (О.Л. Хамаева).

Однако обществу нужны высококвалифицированные компетентные воспитатели.

Принимая во внимание, что «компетентность есть обладание компетенциями», «компетенции - сочетание характеристик, относящихся к знанию и его применению, к позициям, навыкам и ответственностям, которые описывают уровень или степень, до которой некоторое лицо способно их реализовать», рассмотрим возможность их развития у педагогов детского сада [7].

Профессиональная компетентность воспитателей по приобщению детей дошкольного возраста к чтению — это сложное структурное образование, комплекс личностного и профессионального уровней, для которого характерны устойчивая мотивация к деятельности, наличие профессионально значимых качеств, определенная совокупность теоретических знаний, практических умений и навыков, сформированная способность применения их на практике.

Компетентностная форма представления профессионализма, то есть профессионального качества как системы, имеет многоуровневую (иерархическую) структурность [8].

Согласно воззрениям И.А. Субетто принцип иерархичности системы компетенций определяет вытекающий из него принцип вложенности компетенцией (одни компетенции могут входить в другие, более высокого уровня, и становиться их компонентами). Следовательно, можно сделать вывод о том, что развитие компетентности воспитателя целесообразно соотносить с определенным уровнем его становления, согласно обоснованным и обозначенным критериям проявления компетентности в педагогической деятельности [9].

Взаимосвязь компетентности с другими результатами образования может быть представлена следующей схемой (по Б.С. Гершунскому, с изменениями Д.С. Ермакова): грамотность; образованность; компетенция; культура; менталитет [10].

Посредством данной схемы наглядно представлено движение от «общего» к «частному» посредством взаимосвязи компетентности с другими результатами образования, данные результаты можно рассматривать как определенный уровень развития компетентности в различные периоды профессионального становления. Компетентность есть динамическое качество человека - профессионала, которое «движется» от начального уровня, заложенного в системе профессионального образования, к мастерству, как высшей форме компетентности [11].

Определение уровня развития профессиональной компетентности воспитателей необходимо для выбора содержания методической работы с каждым педагогом и осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к специалисту.

Нами было выделено 4 уровня развития профессиональной компетентности воспитателя по приобщению дошкольников к чтению и дана им характеристика.

Уровень репродуктивной готовности (готовности к репродукции): педагог имеет слабые знания по курсу «Детская литература» и «Методика приобщения к чтению»; сложно дифференцирует цели и задачи методики развития речи и методики приобщения дошкольников к чтению; осуществляет педагогическую деятельность по приобщению детей к чтению, используя методическую литературу, в которой представлены «готовые» варианты конспектов проведения занятий с дошкольниками; самостоятельно профессионально планировать и организовать приобщение дошкольников к чтению затрудняется; осуществляет профессиональную деятельность традиционно, по давно уже отработанному алгоритму, не смотря на то, что она не приносит желаемых результатов; испытывает трудности при выборе книг для чтения детям; недостаточно развит интерес к чтению литературы; в своей профессиональной деятельности часто руководствуется эмоциями, жизненным опытом, интуицией, крайне редко знаниями, полученными в процессе образования.

Базово-компетентностный уровень: сформированы базовые компетенции по курсу «Детская литература» и «Методика приобщения к чтению»; воспитатель не всегда дифференцирует цели и задачи методики развития речи и методики приобщения дошкольников к чтению; испытывает трудности при проектировании и планировании процесса приобщения дошкольников к чтению; недостаточно развито креативное мышление; проявляет неустойчивый интерес к чтению художественной литературы; сформированы элементарные навыки рефлексии собственной деятельности.

Креативно-профессиональный уровень: сформированы прочные знания по курсу «Детская литература» и «Методика приобщения детей к чтению»; высокие показатели развития профессиональных компетенций; владеет различными педагогическими технологиями для осуществления воспитательно-образовательной работы с детьми по приобщению их к чтению; умеет формировать круг чтения ребенка-дошкольника; умеет моделировать, планировать

процесс приобщения дошкольников к чтению; способен к творческому поиску решения проблем; определяет стратегию читательского развития дошкольника; принимает участие в инновационной деятельности по приобщению дошкольников к чтению; обобщает собственный опыт профессиональной деятельности по приобщению дошкольников к чтению; проявляет устойчивый интерес к чтению произведений художественной литературы; систематически и планомерно осуществляет рефлексию собственной деятельности.

Уровень профессионального мастерства: высокие показатели развития компетенций их креативная направленность; умеет разрабатывать раздел «Чтение художественной литературы» в примерной образовательной программе для дошкольников; методические рекомендации для коллег; способен осуществлять поиск инвариантных подходов к целеполаганию, отбору содержания обучения, выбору методов, средств и организационных форм педагогической деятельности по приобщению дошкольников к чтению; транслирует свой профессиональный опыт; способствует обеспечению престижа образования в обществе по приобщению дошкольников к чтению; высокий уровень рефлексии собственной деятельности.

Определенные уровни развития профессиональной компетентности воспитателей по приобщению дошкольников к чтению позволяют осуществить оценку педагогического труда и организовать повышение квалификации педагогов при индивидуально-дифференцированном подходе к каждому специалисту, выборе оптимальных путей профессионального развития.

Ссылки:

1. Гриценко З.А. Детская литература. Методика приобщения детей к чтению: учеб. пособие для студ. фак. дошк. воспитания высш. пед. учеб. заведений. М., 2004.

2. Тихомирова И.И. Школа развивающего чтения: метод. пособие для библиотекарей. Н. Новгород, 1996.

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.

4. Гриценко З.А. Указ. соч.

5. Бородич А.М. Методика развития речи детей: учеб. пособие для пед. ин-тов. М., 1981.

6. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.

7. Ермаков Д.С. Компетентностный подход в образовании // Педагогика. 2011. № 4.

8. Субетто А.И. Онтология и эпистемология компе-тентностного подхода, классификация и квали-метрия компетенций. СПб., 2006.

9. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Указ. соч.

10. Ермаков, Д.С. Указ. соч.

11. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Указ. соч.

References (transliterated):

1. Gritsenko Z.A. Detskaya literatura. Metodika pri-obshcheniya detey k chteniyu: ucheb. posobie dlya stud. fak. doshk. vospitaniya vyssh. ped. ucheb. zavedeniy. M., 2004.

2. Tikhomirova I.I. Shkola razvivayushchego chteniya: metod. posobie dlya bibliotekarey. N. Novgorod, 1996.

3. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. M., 1975.

4. Gritsenko Z.A. Op. cit.

5. Borodich A.M. Metodika razvitiya rechi detey: ucheb. posobie dlya ped. in-tov. M., 1981.

6. Alekseeva M.M., Yashina V.I. Metodika razvitiya rechi i obucheniya rodnomu yazyku doshkol'nikov. M., 2000.

7. Ermakov D.S. Kompetentnostniy podkhod v obra-zovanii // Pedagogika. 2011. No. 4.

8. Subetto A.I. Ontologiya i epistemologiya kompetent-nostnogo podkhoda, klassifikatsiya i kvalimetriya kompetentsiy. SPb., 2006.

9. Alekseeva, M.M., Yashina, V.I. Op. cit.

10. Ermakov, D.S. Op. cit.

11. Alekseeva, M.M., Yashina, V.I. Op. cit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.