Научная статья на тему 'Уровни охраны природного наследия: взгляд культуролога'

Уровни охраны природного наследия: взгляд культуролога Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
792
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ / ОХРАНА / ЭКОЛОГИЯ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ОБЪЕКТ ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ / NATURAL HERITAGE / CONSERVATION / ECOLOGY / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Калита Светлана Павловна

В статье предпринимается попытка с позиций культурологии рассмотреть уровни охраны природного наследия; задачи, которые ставятся на этих уровнях, а также основные тенденции развития данного направления. Данная статья не ставит перед собой задачу перечислить полный перечень правовых актов, принятых в разное время с целью сохранения природного наследия. В статье делается попытка в первом приближении пунктирно выделить международный, государственный и региональный уровни охраны природного наследия и проследить, а также проследить, каким образом на разных из уровней решаются вопросы сохранения природного наследия. Делается предположение, что проблемы, связанные с охраной природного наследия, влекут за собой необходимость активизации гражданского общества и повышения экологической культуры населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Калита Светлана Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Levels of Protection of Natural Heritage: A View of a Cultural Studies Scholar

This article is an attempt from the standpoint of cultural studies to consider the levels of protection of natural heritage, tasks allotted on these levels, as well as the main trends of development in this direction. This article does not aim to enumerate a complete list of legal acts adopted at different times with a view to preserving natural heritage. The article is an attempt in the first approximation to highlight international, national and regional levels for the protection of natural heritage and to observe how at different levels the issues of conservation of natural heritage are solved. The assumption is that the problems connected with the protection of natural heritage entail the necessity of intensifying the activity of civil society and increase of ecological culture of the population.

Текст научной работы на тему «Уровни охраны природного наследия: взгляд культуролога»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

DOI: 10.17805/ggz.2017.3.5

Уровни охраны природного наследия: взгляд культуролога

С. П. Калита

Российский университет дружбы народов

В статье предпринимается попытка с позиций культурологии рассмотреть уровни охраны природного наследия; задачи, которые ставятся на этих уровнях, а также основные тенденции развития данного направления. Данная статья не ставит перед собой задачу перечислить полный перечень правовых актов, принятых в разное время с целью сохранения природного наследия. В статье делается попытка в первом приближении пунктирно выделить международный, государственный и региональный уровни охраны природного наследия и проследить, а также проследить, каким образом на разных из уровней решаются вопросы сохранения природного наследия. Делается предположение, что проблемы, связанные с охраной природного наследия, влекут за собой необходимость активизации гражданского общества и повышения экологической культуры населения. Ключевые слова: природное наследие; охрана; экология; окружающая среда; объект природного наследия

Levels of Protection of Natural Heritage: A View of a Cultural Studies Scholar

S. P. Kalita

Peoples' Friendship University of Russia

This article is an attempt from the standpoint of cultural studies to consider the levels of protection of natural heritage, tasks allotted on these levels, as well as the main trends of development in this direction. This article does not aim to enumerate a complete list of legal acts adopted at different times with a view to preserving natural heritage. The article is an attempt in the first approximation to highlight international, national and regional levels for the protection of natural heritage and to observe how at different levels the issues of conservation of natural heritage are solved. The assumption is that the problems connected with the protection of natural heritage entail the necessity of intensifying the activity of civil society and increase of ecological culture of the population.

Keywords: natural heritage; conservation; ecology; environment; natural heritage

ВВЕДЕНИЕ

Наследие — значимый потенциал развития человеческого сообщества, выполняющий функцию исторической памяти народа. Говоря о наследии, чаще всего подразумевают наследие культурное. Существуют разные подходы к определению и осмыслению этого феномена. Нами под термином «культурное наследие» будет пониматься «совокупность объектов культуры и природы, отражающих этапы развития общества и природы и осознаваемых социумом как ценности, подлежащие сохранению и актуализации» (Дьячков, 2001: 312). Культурное наследие способствует воспитанию патриотизма, национального единства, адекватной идентификации и других позитивных гражданских качеств (Калита, 2016: 27).

Для здоровья общества не менее важно и ценно также природное наследие. Согласимся с определением, согласно которому это «объекты и явления среды естественного происхождения, имеющие особую экологическую, оздоровительную, рекреационную, эстетическую и научную ценность» (Мазуров, 2008: 8). Существование данной части наследия постоянно напоминает нам, что человек — это часть природы, биосоциальный организм, что природа — среда, в которой возникло и в значительной степени по сей день обитает человеческий социум.

В данной статье будет предпринята попытка в первом приближении осмыслить проблемы охраны именно природного наследия на трех уровнях: международном, государственном и региональном.

ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ: УРОВЕНЬ МЕЖДУНАРОДНЫЙ

Проблемы наследия на серьезном, высоком, международном уровне стали подниматься относительно недавно. Так, Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята 17-й сессией Генеральной Конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. и вступила в силу в декабре 1975 г. Советский Союз подписал этот важный документ в 1988 г. Соответственно, Россия в настоящее время как правопреемник СССР является подписантом Конвенции. Основополагающей целью данной Конвенции является объединение усилий всех стран и всего мирового сообщества для выявления, охраны и всесторонней поддержки выдающихся в мировом масштабе образов наследия, памятников культуры и природных объектов. В 1975 г Конвенцию ратифицировали 21 государство, в настоящее время общее число государств-сторон Конвенции достигло почти двух сотен. Еще в XX в., вскоре после принятия Конвенции в 1976 г. в целях повышения эффективности работы Конвенции, были организованы Комитет и Фонд Всемирного наследия. На Комитет, помимо прочих обязанностей, было возложено поручение по ведению Списка объектов, имеющих «выдающуюся универсальную ценность с точки зрения истории, искусства, науки, эстетики, консервации или природной красоты» и «Списка Всемирного наследия, находящегося под угрозой».

Вскоре после принятия Конвенции первые объектов наследия стали получать статус памятников. Их числа находящихся в России в 1990 г. первым статус объекта наследия получил памятник культуры; это был исторический центр Санкт-Петербурга и группы памятников, связанных с ним. После этого объекта в Список Всемирного наследия были включены Кремль и Красная площадь. После памятников двух столиц в Список были внесены исторические памятники Новгорода и его окрестностей, культурный и исторический ансамбль Соловецких островов, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры в Сергие-вом Посаде, церковь Вознесения в Коломенском. Что касается природного наследия, то среди природных объектов первыми статус Всемирного наследия получили Галапагосские острова, национальные парки Йеллоустонский (США), Наханни (Канада) и Симэн (Эфиопия). Позже и Россия пополнила Список природными объектами. В России в 1994 г. состоялось всероссийское совещание «Современные проблемы создания системы объектов всемирного и российского природного наследия», на котором был представлен перечень перспективных территорий. Готовились документы для включения в Список ЮНЕСКО природного комплекса, получившего название «Девственные леса, и в 1995 г этот объект первым в России получил статус объекта Всемирного природного наследия. В конце 1996 г. в Список были включены «Озеро Байкал» и «Вулканы Камчатки». В 1998 г. Список пополнился еще одним российским природ-

ным объектом, получившим название «Золотые горы Алтая». Через год было принято решение о включении в Список пятого российского природного объекта, носящего имя «Западный Кавказ». Безусловно, в нашей стране особенно важно придание природным территориям высшего международного природоохранного статуса для дополнительной гарантии их сохранности. В конце 2000 г. появился первый международный совместный объект России и Литвы под названием «Куршская коса». Этот объект получил статус объекта Всемирного наследия по критерию «культурный ландшафт». Спустя год в Список ЮНЕСКО вошел «Центральный Сихотэ-Алинь», в 2003 г. — совместный с Монголией «Бассейн Убсунура». Через год, в 2004 г. в Список вошел «Природный комплекс заповедника «Остров Врангеля». В 2010 г. в него был включен объект «Плато Путорана».

С течением времени Список Всемирных объектов не только из России пополнялся, стал весьма представительным как в отношении разнообразия природных объектов, так и их географии. Причем интегральная площадь природных объектов Всемирного наследия составляет более 13% всех особо охраняемых природных территорий в мире. Следует отметить, что еще на одной из сессий Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО было принято решение об обязательном представлении Предварительных перечней (Tentative List) природных объектов от государств — сторон Конвенции. Поэтому начиная с 2003 г. номинации природных объектов принимаются на рассмотрение при условии их заявки в Предварительном перечне. Как правило, в предварительный перечень включаются перспективные к номинированию природные комплексы, при этом государство-сторона не несет каких-либо обязательств по дальнейшему представлению их в Список Всемирного наследия. Безусловно, статус объекта Всемирного наследия способствует получению целого ряда преимуществ как в природоохранном контексте, так и в плане всесторонней поддержки территорий, включенных в Список Всемирного наследия. Конвенция представляет достаточно широкие и развернутые возможности в правовом, информационном и экономическом поле. Статус объекта способствует повышению престижа территорий и способствует процессу популяризации включенных в Список объектов. Также данное обстоятельство дает некую приоритетность в привлечении финансовых средств для поддержки объектов Всемирного наследия и способствует развитию альтернативного природопользования, в том числе — экологического туризма и традиционных промыслов. При этом территория имеет возможность получать дополнительные гарантии сохранности и целостности уникальных природных комплексов; организация мониторинга и контроля за состоянием сохранности природных объектов. Международное сообщество ив первую очередь будет оказывать всестороннюю поддержку тем территориям, которые были определены им как наиболее значимые для охраны природы и сохранения биоразнообразия.

В настоящее время в перечень объектов Всемирного природного наследия от России входят только те территории, которые имеют статус природоохранных на федеральном или региональном уровне. Это 12 государственных природных заповедников, 5 государственных природных национальных парков, 4 заказника федерального значения, 8 региональных природных парков, 3 региональных памятника природы. В общей сложности площадь российских природных объектов Всемирного наследия составляет более 23,77 млн га (Буторин, 2010: 42).

Но проблемы охраны природного наследия решаются все же не так позитивно, как того желало бы мировое сообщество. Человечество продолжает интенсивно по-

треблять природные ресурсы. Мировым сообществом ставятся новые задачи и ищутся новые пути выхода из создавшихся кризисных ситуаций. С этой целью проводятся разные международные форумы, посвященные, в том числе, и охране природного окружения. Так, большой резонанс имела Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро с участием глав государств и правительств более 170 стран мира. В ходе работы этой конференции была принята «Повестка дня на XXI век». Этот документ представлял собой программу действий, направленных на реализацию правительствами разных стран концепции глобального устойчивого развития. Принятая на конференции программа включала в себя 40 разделов и предусматривала широкий комплекс мер, начиная с восстановления заброшенных земель и кончая улучшением технологии производства энергии и аграрной продукции. Была создана Комиссия ООН по устойчивому развитию (КУР) в качестве стратегического форума для обсуждения экономических аспектов устойчивого развития. Комиссия призвана обеспечить руководство деятельностью, охватывающей четыре приоритетные области: пресная вода, Мировой океан, земные ресурсы, включая леса, устойчивое энергопользование. В ходе работы конференции было отмечено, что нынешняя рыночно-потребительская модель, действующая в ряде стран, стремительно ведет к гибели всего человечества. Это модель неустойчивого развития, характеризующаяся бездумной разработкой и потреблением природно-энергетических и сырьевых ресурсов биосферы. В 2002 г. в Йоханнесбурге (ЮАР) состоялась Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, которая ставила своей целью оценку достижений и произошедших изменений. В 2012 г., спустя 20 лет после конференции по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро, вновь прошла встреча стран на саммите «Рио+20». На форуме обсуждались, помимо прочих, проблемы устойчивого развития, «зеленой» экономики и природного наследия.

ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ: УРОВЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

В России в настоящее время существует объемный перечень законов, призванных регулировать использование природных ресурсов, находящихся на ее территории. Это Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации, а также Законы «Об охране окружающей среды» и «О животном мире», направленные на регулирование использования земельных угодий, леса, ландшафтов, рек, озер и водохранилища, водно-болотных угодий, а также растительного и животного мира. Не ставя перед собой задачу перечислить полный перечень правовых актов, принятых государством в разное время в данном направлении, видим, что задачи сохранения природного наследия присутствуют на повестке дня. Также на государственном уровне в России была принята «Экологическая доктрина Российской Федерации» (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. №1225-р) (Экологическая доктрина Российской Федерации, 2002). В настоящее время очевидно, что объекты природного наследия являются, помимо прочего, ценными и адекватными источниками информации об окружающей природе и содержат сведения, основополагающие для наук о Земле. Объекты природы представляют собой особую ценность для жизни, реализации и духовного становления человека, воздействуя на него в здоровье-сберегающем, эстетическом и этическим ракурсе. К тому же природные объекты являются важным ресурсом для восстановления, отдыха, рекреации, спортивного и эстетического досуга.

Система объектов природного наследия в качестве охраняемых территорий — необходимый противовес измененной природе. Территориальное поддержание природ-

ного равновесия с помощью особо охраняемых объектов природного наследия — неотъемлемая часть землеустройства, лесоустройства, районной планировки. В Экологической доктрине РФ указано, что природная среда должна быть включена в систему социально — экономических отношений как ценнейший компонент национального достояния. В данном документе также был сделан акцент на создании и развитии особо охраняемых природных территорий разного уровня и режима, формировании на их основе, а также основе других территорий, с преобладанием естественных процессов, природно-заповедного фонда России в качестве неотъемлемого компонента развития регионов и страны в целом. С течением времени первоначальное выявление локальных объектов наследия постепенно сменилось системным подходом, где отдельные объекты наследия рассматриваются в совокупности с окружающей природной средой. Таким образом, природные объекты, являясь ее частью, сохраняют свою автономность, но вместе с этим создают особую среду, которая подчеркивает своеобразие объектов наследия культурного.

Объектов Всемирного природного наследия в России не так много, вместе с этим российская природа в целом нуждается в охране, и каждый регион должен бережно относиться к природным объектам, располагающихся на его территории. В России принят термин «особо охраняемые природные территории» (ООПТ). Под этим термином подразумеваются участки земли и водной поверхности, где природные объекты и природные комплексы являются уникальными и имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Как правило, эти территории полностью или частично изъяты из хозяйственного использования и для них установлен режим особой охраны. Эти территории (ООПТ) имеют важное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы.

ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

В течение ХХ в. перед Москвой встали во весь рост проблемы охраны природы, в связи с активным ростом мегаполиса и ростом промышленности. Именно в Москве в 1983 г. был учрежден один из первых двух в СССР национальных парков — «Лосиный Остров». Также в 1991 г. в столице был создан первый в стране природный парк — «Битцевский лес» и был выделен 71 памятник природы. В 1998 г. в Москве была образована сеть из двенадцати особо охраняемых природных территорий, входящих в черту города: национальный парк «Лосиный Остров», природные парки «Тушинский» и «Битцевский лес», природные и ландшафтные заказники «Долина реки Сетунь», «Теплый Стан», «Воробьевы Горы», природно-исторические парки «Москворецкий», «Царицыно», «Измайлово», «Останкино» и «Покровское-Стрешнево», а также памятник природы «Серебряный Бор». В 1999 г. государственной экологической экспертизой было вынесено положительное заключение Генеральному плану Москвы, в котором учитывалось сохранение природного комплекса города. В 2001 г. была издана Красная книга Москвы (Авилова ,2012: 21).

В московском мегаполисе, т. е. городе Москве в настоящее время существует 113 особо охраняемых природных территорий. Среди них один национальный парк, восемь природно-исторических парков, природных заказников и 95 памятников природы. В Москве существуют специальные структуры, как официальные и государственные, так и общественные, цель которых — сохранить природное наследие для будущих поколений москвичей, не допускать нарушений природоохранного и градо-

строительного законодательства и хищнического использования природных объектов, не допускать ухудшения состояния окружающей среды, что может нарушить конституционные права москвичей. Это Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, ГПБУ «Мосприрода», Московский городской общественный экологический Совет, Московское городское общество защиты природы и другие организации.

К сожалению, внесенные в ФЗ «Об охране окружающей среды» в 2016 г. изменения разрешают масштабную застройку его лесов, что прежде было запрещено. Серьезная опасность угрожает лесным территориям столицы и Подмосковья, если они будут включены в лесопарковый зеленый пояс Москвы (ЛПЗП). Важность природных территорий Москвы трудно переоценить — это «зеленые легкие» многомиллионного мегаполиса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время, когда преобладающей формой природопользования является хищническое потребление природного наследия, происходящее на фоне расширяющегося вовлечения в экономический и хозяйственный оборот новых природных запасов, в том числе освоения новых территорий дикой природы, проблемы, связанные с охраной природного наследия требуют особого внимания. Очень важно менять в сознании людей потребительское отношение к природе на отношение бережное и заботливое, формировать у всех категорий населения экологическое мышление. Необходимо заниматься экологическим просвещением в образовательных учреждениях разного уровня, распространять идеи Конвенции о всемирном наследии и вызывать гордость у жителей тем обстоятельством, что они — жители страны, обладающей территориями, которые признаны уникальными в мировом масштабе.

Необходимо использовать международные правовые инструменты для сохранения природных территорий, снижения антропогенного (прежде всего хозяйственного) влияния, как на сами территории природного наследия, так и на участки земли, расположенные рядом с ними. Конечно, возможны недопонимания с хозяйственными субъектами, а также местной администрацией, стремящейся решать свои, конкретные задачи, нередко идущие вразрез с природоохранной деятельностью. Но надо формировать не сиюминутное потребительское желание, а взвешенное, устремленное в будущее понимание, что земля и находящееся на ней природное наследие — это хрупкий ресурс, легко исчерпываемый и очень уязвимый. И после себя ныне живущие поколения должны оставить последующим поколениям не выжженную землю, а природное наследие, полученное ныне живущими от предыдущих, сохранить его и приумножить. К сожалению, многие, даже местные жители, не представляют себе, что они живут рядом с уникальными объектами природы, представляющими особую ценность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Авилова, К. А. (2012) Не Москва ль за нами // Об охране живой природы в Москве [Электронный ресурс]. URL: http://www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/28/st01.html (дата обращения: 11.05.2017).

Буторин, А. А. (2010) Всемирное природное наследие в России: объекты, значение, проблемы, перспективы // Экологическое планирование и управление. №4, М., 220 с.

Дьячков, А. Н. (2001) Культурное наследие // Российская музейная энциклопедия. М., Т. 1. 370 с.

Калита, С. П. (2016) Культурное наследие как инструмент культурологического образования // Высшее образование для XXI века: XIII Международная научная конференция. Москва, 8-10 декабря 2016 г.: Доклады и материалы. Секция 1. Философия образования; Секция 5. Проблемы культурологического образования / отв. ред. А. В. Костина. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 104 с.

Мазуров, Ю. Л. (2006) Природное и культурное наследие как фактор развития природопользования: вопросы методологии и практики управления : автореф. дис. ... д-ра геогр. наук. М.

Экологическая доктрина Российской Федерации» (2002) (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. №1225-р) [Электронный ресурс]. URL: http://www zakon-prost.ru/content/base/part/358498 (дата обращения: 11.05.2017).

Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. №136-Ф3 (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_law_33773/ (дата обращения: 11.05.2017).

Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_law_60683/ (дата обращения: 11.05.2017).

Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 13.07.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2015) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_law_64299/ (дата обращения: 11.05.2017).

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.2004) (действующая редакция от 13.07.2015) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.consultant.ru/popular/gskrf/ (дата обращения: 11.05.2017).

Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об охране окружающей среды» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (дата обращения: 11.05.2017).

Федеральный закон от 24.04.1995 №52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О животном мире» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6542/ (дата обращения: 11.05.2017).

Федеральный закон от 25.06.2002 №73-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения: 11.05.2017).

Градостроительный кодекс города Москвы. Закон города Москвы №28 от 25 июня 2008 года. В редакции Законов города Москвы от 08.06.2011 №27, от 06.07.2011 №32 [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 11.05.2017).

Закон города Москвы «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» от 9 июня 2004 года №40 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.05.2017).

Закон города Москвы №26 от 14 июля 2000 года «Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.05.2017).

Закон города Москвы №40 от 9 июня 2004 года «Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.05.2017).

Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.mos.ru/index.php/main/search/result (дата обращения: 11.05.2017).

REFERENCES

Avilova, K. A. (2012) Ne Moskva l' za nami. Ob ohrane zhivoj prirody v Moskve [online] Avaible at: http://www.biodiversity.ru/publications/odp/archive/28/st01.html (access date: 11.05.2017). (In Russ.)

Butorin, A. A. (2010) Vsemirnoe prirodnoe nasledie v Rossii: ob»ekty, znachenie, problemy, pers-pektivy. Ehkologicheskoe planirovanie i upravlenie. No. 4. 220 s. (In Russ.)

D'yachkov, A. N. (2001) Kul'turnoe nasledie. In: Rossijskaya muzejnaya ehnciklopediya. Moscow, T. 1. 370 s. (In Russ.)

Kalita, S. P. (2016) Kul'turnoe nasledie kak instrument kul'turologicheskogo obrazovaniya. Vys-shee obrazovanie dlya XXI veka: XIII Mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya. Moskva, 8-10 de-kabrya 2016 g.: Doklady i materialy. Sekciya 1. Filosofiya obrazovaniya; Sekciya 5. Problemy kul'turologicheskogo obrazovaniya / otv. red. A. V. Kostina. Moskow, Izd-vo Mosk. gumanit. un-ta. 104 s. (In Russ.)

Mazurov, Yu. L. (2006) Prirodnoe i kul'turnoe nasledie kak faktor razvitiya prirodopol'zovaniya: voprosy metodologii i praktiki upravleniya : avtoref. dis. ... d-ra geogr. nauk. Moscow. (In Russ.)

Ehkologicheskaya doktrina Rossijskoj Federacii (2002) (odobrena rasporyazheniem Pravitel'stva RF ot 31 avgusta 2002 g. №1225-r) [online] Avaible at: http://www zakonprost.ru/content/base/ part/358498 (access date: 11.05.2017). (In Russ.)

Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 g. N 136-FZ (red. ot 13.07.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2015) [online] Avaible at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ law_33773/ (access date: 11.05.2017). (In Russ.)

Vodnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 03.06.2006 N 74-FZ (red. ot 13.07.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 24.07.2015) [online] Avaible at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_60683/ (access date: 11.05.2017). (In Russ.)

Lesnoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 04.12.2006 N 200-FZ (red. ot 13.07.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.10.2015) [online] Avaible at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_64299/ (access date: 11.05.2017). (In Russ.)

Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 29.12.2004 N 190-FZ (prinyat GD FS RF 22.12.2004) (dejstvuyushchaya redakciya ot 13.07.2015) [online] Avaible at: http://www.consultant. ru/popular/gskrf/ (data obrashcheniya: 11.05.2017). (In Russ.)

Federal'nyj zakon ot 10.01.2002 N 7-FZ (red. ot 13.07.2015) «Ob ohrane okruzhayushchej sredy» [online] Avaible at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/ (access date: 11.05.2017).

Federal'nyj zakon ot 24.04.1995 N 52-FZ (red. ot 13.07.2015) «O zhivotnom mire» [online] Avaible at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6542/ (access date: 11.05.2017).

Federal'nyj zakon ot 25.06.2002 N 73-FZ (red. ot 13.07.2015) «Ob ob»ektah kul'turnogo naslediya (pamyatnikah istorii i kul'tury) narodov Rossijskoj Federacii» [online] Avaible at: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (access date: 11.05.2017). (In Russ.)

Gradostroitel'nyj kodeks goroda Moskvy. Zakon goroda Moskvy №28 ot 25 iyunya 2008 goda. V redakcii Zakonov goroda Moskvy ot 08.06.2011 №27, ot 06.07.2011 №32 [online] Avaible at: http://www.consultant.ru/ (access date: 11.05.2017).

Zakon goroda Moskvy «Ob osobom poryadke regulirovaniya gradostroitel'noj deyatel'nosti na istoricheskih territoriyah goroda Moskvy i na territoriyah zon ohrany ob»ektov kul'turnogo naslediya v gorode Moskve» ot 9 iyunya 2004 goda №40 [online] Avaible at: http://www.consultant.ru/ (access date: 11.05.2017). (In Russ.)

Zakon goroda Moskvy No. 26 ot 14 iyulya 2000 goda «Ob ohrane i ispol'zovanii nedvizhimyh pamyatnikov istorii i kul'tury» [online] Avaible at: http://www.consultant.ru/ (access date: 11.05.2017). (In Russ.)

Zakon goroda Moskvy No. 40 ot 9 iyunya 2004 goda «Ob osobom poryadke regulirovaniya gra-dostroitel'noj deyatel'nosti na istoricheskih territoriyah goroda Moskvy i na territoriyah zon ohrany ob'ektov kul'turnogo naslediya v gorode Moskve» [online] Avaible at: http://www.consultant.ru/ (access date: 11.05.2017). (In Russ.)

Rezhimy ispol'zovaniya zemel' i gradostroitel'nye reglamenty v granicah zon ohrany ob'ektov kul'turnogo naslediya (pamyatnikov istorii i kul'tury) narodov Rossijskoj Federacii [online] Avaible at: http://vestnik.mos.ru/index.php/main/search/result (access date: 11.05.2017). (In Russ.)

Дата поступления: 11.05.2017 г.

Калита Светлана Павловна — кандидат культурологии, доцент, директор Центра культурного наследия и инновационных проектов в культуре и образовании Российского университета дружбы народов (РУДН), доцент кафедры теории и истории культуры РУДН. Адрес: 121552, Москва, Россия, Рублевское шоссе, д. 97 коп.3, кв.11. Эл. адрес: sve-kalita@yandex.ru

Kalita Svetlana Pavlovna, Candidate of Culturology, Associate Professor; Director, Center for Cultural Heritage and Innovative Projects in Culture and Education, Peoples' Friendship University of Russia (PFUR); Associate Professor, Department of Theory and History of Culture, PFUR. Postal address: 97-3-11 Rublevskoe shosse, 121552 Moscow, Russian Federation. E-mail: sve-kalita@yandex.ru

Для цитирования:

Калита С. П. Уровни охраны природного наследия: взгляд культуролога [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. 2017, №3. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/arti-cle/view/515 (дата обращения: дд.мм.гггг.). DOI: 10.17805/ggz.2017.3.5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.