Научная статья на тему 'Уровни компетенций выпускников инженерных программ'

Уровни компетенций выпускников инженерных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
486
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / БАКАЛАВР / МАГИСТР / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КОМПЛЕКСНАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ПРОБЛЕМА / ИННОВАЦИОННАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ ПРОБЛЕМА / BASIC EDUCATIONAL PROGRAM / BACHELOR / MASTER / PROFESSIONAL COMPETENCES / COMPLEX ENGINEERING PROBLEM / INNOVATIVE ENGINEERING PROBLEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чучалин Александр Иванович

В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО), ориентирующего вузы на компетентностный подход к разработке и реализации двухуровневых основных образовательных программ, в том числе в области техники и технологий, в статье обсуждается проблема проектирования новых программ подготовки бакалавров и магистров (в ряде случаев специалистов), обладающих различными компетенциями, соответствующими современной структуре инженерной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чучалин Александр Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competence levels of engineering programs graduates

The article focuses on the problem of projecting the new bachelors and masters training programs. Special accent is made on the various competences which are adequate to the modern structure of engineering activity.

Текст научной работы на тему «Уровни компетенций выпускников инженерных программ»

ПРАКТИКА МОДЕРНИЗАЦИИ

А.И. ЧУЧАЛИН, профессор, проректор

Томский политехнический университет

Уровни компетенций выпускников инженерных программ

В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО), ориентирующего вузы на компетентностный подход к разработке и реализации двухуровневых основных образовательных программ, в том числе в области техники и технологий, в статье обсуждается проблема проектирования новых программ подготовки бакалавров и магистров (в ряде случаев специалистов ), обладающих различными компетенциями, соответствующими современной структуре инженерной деятельности.

Ключевые слова: основная образовательная программа, бакалавр, магистр, профессиональные компетенции, универсальные компетенции, комплексная инженерная проблема, инновационная инженерная проблема.

Для успешного решения задачи проектирования программ подготовки бакалавров и магистров (специалистов) в условиях интернационализации инженерного образования и глобализации инженерной профессии важно опереться не только на национальные традиции и требования ФГОС ВПО, но и на мировой опыт, в частности на международные критерии качества и требования к компетенциям выпускников ин-женерныхпрограмм [!]•

Международные критерии оценки качества инженерного образования, используемые при общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ в области техники и технологий в университетах различных стран, в настоящее время определяются двумя авторитетными организациями: Вашингтонским соглашением (Washington Accord, WA) и Европейской сетью по аккредитации инженерного образования (European Network for Accreditation of Engineering Education, ENAEE) [2, 3]. Ассоциация инженерного образования России (АИОР) является членом указанных организаций и аккредитует образовательные программы подготовки бакалавров, магистров и дипломированных специалистов в российских вузах по инженерным направлениям и специально-

стям в соответствии с международными критериями [4].

Критерии АИОР, в том числе требования к компетенциям выпускников инженерных программ различных уровней, совершенствуются с учетом отечественных и мировых тенденций [5]. В частности, для адаптации их к требованиям Washington Accord Graduate Attributes and Professional Competencies и EUR-ACE Framework Standards for Accreditation of Engineering Programmes в 2007 г. был разработан проект нового перечня профессиональных и универсальных компетенций выпускников инженерных программ первого (бакалавриат) и второго (магистратура, специалитет) уровней [6]. Было предложено использовать данный перечень в качестве основы для проектирования компетенций выпускников инженерных программ в формате ФГОС ВПО [7]. Рассмотрены также вопросы формирования требуемых профессиональных и универсальных компетенций выпускников при реализации инженерных программ [8].

Требования к компетенциям, представленные в указанном перечне, обсуждались на ряде представительных конференций: «Болонский процесс: опыт работы по разработке международных подходов в создании единых образовательных стандартов »

(Берлин, 2007 г.); 37-й Международный симпозиум по инженерной педагогике Ю1Р «Компетенции инженера: традиции и инновации» (Москва, 2008 г.); «Проблемы разработки учебно-методического обеспечения перехода на двухуровневую систему в инженерном образовании» (Москва, 2008 г.); «Инновационные подходы и информационные технологии для внедрения нового поколения государственных стандартов высшего профессионального образования» (Москва, 2009 г.), а также на семинарах: «Инженерное образование: проектирование, технологии и оценка качества» (Барселона, 2007 г.); «Инновационные педагогические технологии формирования и оценки профессиональных и личностных компетенций выпускников инженерных программ » (Фетхие, 2008 г.).

На заседании Аккредитационного совета АИОР, состоявшемся в рамках Международного форума инженерного образования (Санкт-Петербург, 19-22 мая 2009 г.), проект нового перечня компетенций выпускников инженерных программ был утвержден в качестве Критерия 5 «Подготовка к профессиональной деятельности » для использования при аккредитации программ в области техники и технологий, которые будут разработаны и реализованы на основе ФГОС ВПО. Это нашло отражение в док-

ладах АИОР на очередном заседании Административного совета ENAEE (Брюссель, 3 июня 2009 г.) и заседании WA, проведенном в рамках International Engineering Alliance Meetings (Киото, 15-19 июня 2009 г.) [2].

Представляется целесообразным обратить внимание вузов, планирующих разработку и реализацию новых инженерных программ подготовки бакалавров, магистров и специалистов в формате ФГОС ВПО, на перечень требований АИОР к компетенциям выпускников как на один из важных критериев международной аккредитации программ, а также обсудить вопросы, связанные с толкованием и практическим применением этого перечня.

Требования АИОР к профессиональным и универсальным (общекультурным) компетенциям выпускников инженерных программ первого и второго уровней основываются на их готовности к решению соответственно комплексных и инновационных инженерных проблем. Сравнительные характеристики таких проблем, согласованные с Washington Accord Graduate Attributes and Professional Competencies, приведены в табл. 1.

Содержащаяся в определении «комп-

Таблица І

Комплексная инженерная проблема {Complex Engineering Problem) Инновационная инженерная проблема (Innovative Engineering Problem)

Охватывает широкий спектр различных инженернотехнических и других вопросов Является специализированной и предполагает глубокое изучение инженерно-технических и других вопросов

Не имеет очевидного решения, требует абстрактного мышления, оригинального анализа и построения соответствующих моделей Не имеет однозначного решения, требует глубокого анализа и построения моделей высокого уровня

Требует для решения знаний, позволяющих использовать аналитический подход, основанный на фундаментальных принципах Требует для решения междисциплинарной основы и комбинации глубоких фундаментальных и прикладных знаний, их использования «неожиданным образом»

Может включать нечасто встречающиеся задачи, находящиеся за пределами стандартных решений Как правило, включает нечасто встречающиеся задачи, находящиеся за пределами стандартных решений

Охватывает различные группы заинтересованных сторон с широким набором требований, в том числе противоречивых Фокусируется обычно на целевой группе заинтересованных сторон

Имеет значительные контекстные последствия Имеет существенные контекстные последствия

Является сложной многокомпонентной Является сложной многоуровневой

лексной инженерной деятельности» характеристика «широкий спектр различных инженерно-технических и других вопросов » относится к комплексу инженерных задач из различных областей знаний. Например, инженер-электромеханик *, имеющий степень бакалавра, при проектировании новой электрической машины известного типа должен решать задачи из области электротехники, механики, теплотехники, аэро- и гидродинамики, а также материаловедения, прикладной математики, информатики, экономики, экологии и др. Понятие «специализированная» относится к проблеме, лежащей в относительно узкой области знаний. Например, инженер-электромеханик, имеющий квалификацию специалиста или степень магистра, при проектировании электрической машины нового типа, работая в команде, решает более сложную задачу, чем инженер со степенью бакалавра, однако в более узкой области знаний (либо электротехники, либо механики и т.д.). При этом он «глубоко изучает инженерно-технические и другие вопросы» в данной области (часто в междисциплинарном контексте), что позволяет ему достичь таких результатов, которые дают существенный эффект и позволяют спроектировать электрическую машину нового типа.

Характеристика «не имеет очевидного решения, требует абстрактного мышления, оригинального анализа и построения соответствующих моделей » означает, что для решения комплексной инженерной проблемы бакалавром используются, как правило, методы моделирования, в большинстве случаев математического, основанного на переводе информации о реальном объекте, например электрической машине, в математические символы и на выполнении операций с ними (решении уравнений) для решения проблемы. Характеристика «не имеет однозначного решения,

требует глубокого анализа и построения моделей высокого уровня» означает, что для решения инновационной инженерной проблемы магистром или специалистом используются методы оптимизации и математические модели на основе сложных систем уравнений (интегральных, дифференциальных с частными производными и др.) для нахождения лучшего решения из всех возможных.

Характеристика «требует для решения знаний, позволяющих использовать аналитический подход, основанный на фундаментальных принципах» означает, что анализ, например, процессов в электрической машине должен производиться (бакалавром) непосредственно с использованием физических законов, лежащих в основе ее принципа действия. Понятие «требует для решения междисциплинарной основы и комбинации глубоких фундаментальных и прикладных знаний, их использования “неожиданным образом” » может означать, например, что электрическая машина нового типа создается (специалистом или магистром) за счет применения инноваций одновременно в конструкции (механика), схеме управления (электротехника, электроника), путем использования новых материалов (материаловедение) и др., сочетание которых дает синергийный эффект.

Характеристика «включает нечасто встречающиеся задачи, находящиеся за пределами стандартных решений» относится к таким инженерным задачам, которые не являются типичными и для решения которых не существует стандартных методик. Например, бакалавр проектирует электропривод и систему управления технологическим объектом при отсутствии стандартных комплектующих с требуемыми параметрами и характеристиками (электрических машин, электрических аппаратов, электронных устройств и др.). В этом случае он должен решить задачу пу-

* Базовая специальность автора статьи - инженер-электромеханик.

тем подбора и использования нестандартных комплектующих, применяя их оптимальным образом. Магистр или специалист имеет дело, как правило, с нетипичными задачами, в том числе требующими, например, при проектировании нового электропривода разработки новых комплектующих.

Характеристика «охватывает различные группы заинтересованных сторон с широким набором требований, в том числе противоречивых» соответствует объектам инженерной деятельности в области техники и технологий, как правило, общего применения, потребителями которых являются различные отрасли промышленности. Например, электрические машины малой и средней мощности широко используются в станках и инструментах, на транспорте, в подъемных механизмах и др., где требования различны и могут быть удовлетворены за счет компромиссных инженерных решений, принимаемых (бакалавром) на стадии проектирования электрических машин общего применения. Понятие «фокусируется, как правило, на целевой группе заинтересованных сторон» относится к инновационной инженерной деятельности специалиста или магистра, например, при создании электрических машин нового типа, в том числе специальных, предназначенных для применения в определенных технических устройствах и технологических установках конкретных заказчиков в определенных отраслях (оборонная промышленность, авиационно-космическая техника и др.).

Характеристика «имеет значительные контекстные последствия» означает, что решение комплексной инженерной проблемы влияет не только на технику и технологию, но и на связанные с ними экономику, экологию, социальную сферу и др. Понятие «имеет существенные контекстные последствия» означает, что решение инновационной инженерной проблемы качественно улучшает технику и техноло-

гию, изменяя их суть, а также связанные с ними экономику, экологию, социальную сферу и др.

Характеристика «является многокомпонентной проблемой» связана с наличием ряда факторов, влияющих на решение комплексной инженерной проблемы. Например, новая электрическая машина создается (бакалавром) по техническому заданию, содержащему требования к ее основным характеристикам при целом ряде ограничений (электрических, механических, тепловых, экономических, экологических и др.). Понятие «является многоуровневой» относится к инновационным инженерным проблемам, решение которых выполняется на основе решения ряда задач различного уровня. Например, электрическая машина нового типа может быть спроектирована (специалистом или магистром) в основном за счет применения новых материалов при сохранении конструкции, электрической схемы и т.д., что требует решения материаловедческих задач на высоком уровне (сложные математические модели и физические эксперименты), а других вопросов - на относительно более низкихуровнях(эмпири-ческие расчеты, несложные эксперименты и др.).

Приведенные комментарии, конечно, не исчерпывают все возможные варианты трактовки характеристик комплексной и инновационной инженерных проблем. Однако они дают представление об основных отличиях в характере инженерного труда при их решении, что определяет различные требования к уровню компетенций тех, кто должен их решать.

Обратимся к перечню требуемых профессиональных и универсальных компетенций бакалавров и магистров (специалистов), подготовленных соответственно к решению комплексных и инновационных инженерных проблем в результате освоения основных образовательных программ в области техники и технологий первого (I) и второго (II) уровней.

1. Профессиональные компетенции

1.1. Фундаментальные знания

I. Применять базовые и специальные математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания в широком (в том числе междисциплинарном) контексте в комплексной инженерной деятельности 11. Применять глубокие математические, естественно-научные, социально-экономические и профессиональные знания в междисциплинарном контексте в инновационной инженерной деятельности

По экспертным оценкам, для формирования указанной компетенции на соответствующем уровне выпускник должен знать:

• современную физическую картину мира и эволюции Вселенной;

• пространственно-временные закономерности и строение вещества;

• свойства химических элементов, соединений и материалов на их основе;

• роль математических, естественных, гуманитарных и социально-экономических наук в развитии техники и технологий;

• проблемы охраны окружающей среды и методы рационального природопользования для сохранения и устойчивого развития цивилизации;

• фундаментальные математические, естественно-научные, социально-экономические и инженерные принципы, лежащие в основе предмета профессиональной деятельности;

• методы научного анализа проблем и процессов в профессиональной области;

• логические законы формулирования суждений по естественно-научным, инженерным и социально-экономическим проблемам;

• методы анализа и синтеза изучаемых явлений и процессов;

• методы выдвижения гипотез и определения границ их применения;

• способы применения математических, естественно-научных, социально-экономических и инженерных знаний для постановки и решения комплексных и инновационных инженерных задач;

• математические модели типовых инженерных задач, способы их решения и методы интерпретации физического смысла полученных результатов;

• методы планирования и проведения физических экспериментов, обработки их результатов и оценивания погрешности;

• источники и способы приобретения новых фундаментальных математических, естественно-научных, социально-экономических и инженерных знаний с использованием современных информационных технологий.

Выпускник должен уметь:

• применять фундаментальные математические, естественно-научные, социальноэкономические и инженерные принципы в качестве основы профессиональной деятельности;

• анализировать проблемы и процессы в профессиональной области с использованием научных методов;

• формулировать суждения по естественно-научным, инженерным и социально-экономическим проблемам с использованием законов математической логики;

• изучать явления и процессы с применением методов анализа и синтеза;

• выдвигать гипотезы и определять границы их применения;

• ставить и решать комплексные и инновационные инженерные задачи на основе фундаментальных математических, естественно-научных, социально-экономических и инженерных знаний;

• применять математические модели для решения инженерных задач и интерпретировать физический смысл полученных результатов;

• решать математические задачи с использованием аналитических и численных методов, применять компьютеры и соответствующее программное обеспечение;

• планировать и проводить физические эксперименты, обрабатывать их результаты и оценивать погрешности;

• приобретать новые фундаментальные математические, естественно-научные, социально-экономические и инженерные знания с использованием современных информационных технологий.

1.2. Инженерный анализ

I. Ставить и решать задачи комплексного инженерного анализа с использованием базовых и специальных знаний, современных аналитических методов и моделей II. Ставить и решать инновационные задачи инженерного анализа с использованием глубоких фундаментальных и специальных знаний, аналитических методов и сложных моделей в условиях неопределенности

Для формирования данной компетенции на соответствующем уровне выпускник должен иметь опыт использования:

• универсальных методов инженерного анализа (системного, структурного, функционального, статистического, стохастического, эволюционного, кластерного, рангового, корреляционного, фрактального, морфологического);

• специальных методов инженерного анализа (инженерно-экономического, инженерно-стоимостного, инженерно-функционального);

• интеллектуальных технологий инженерного анализа (анализа методом обратного инжиниринга, ГИС-анализа, нелинейного динамического анализа, методов конечных и граничных элементов);

• методов компьютерного инженерного анализа (автоматизированного и виртуального моделирования с применением соответствующих программных средств) при решении комплексных и инновационных инженерных задач и др.

1.3. Инженерное проектирование

I. Выполнять комплексные инженерные проекты с применением базовых и специальных знаний, современных методов проектирования для достижения оптимальных результатов, соответствующих техническому заданию с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений II. Выполнять инновационные инженерные проекты с применением глубоких и принципиальных знаний, оригинальных методов проектирования для достижения новых результатов, обеспечивающих конкурентные преимущества в условиях жестких экономических, экологических, социальных и других ограничений

Для формирования указанной компетенции на соответствующем уровне выпускник должен приобрести опыт применения:

• фундаментальных законов становления и развития искусственных сред;

• теории функционирования и развития живых систем;

• теории разработки оптимальных инженерных решений с учетом ограничений;

• теории самоорганизации и нелинейной динамики;

• комплексных критериев результативности, продуктивности, эффективности и качества деятельности искусственных сред;

• методов инженерного проектирования при решении комплексных и инновационных инженерных задач;

• способов оценки конкурентных преимуществ инженерных решений и др.

1.4. Исследования

I. Проводить комплексные инженерные исследования, включая поиск необходимой информации, эксперимент, анализ и интерпретацию данных с применением базовых и специальных знаний и современных методов, для достижения требуемых результатов________________________

II. Проводить инновационные инженерные исследования, включая критический анализ данных из мировых информационных ресурсов, сложный эксперимент, формулировку выводов в условиях неоднозначности с применением глубоких и принципиальных знаний и оригинальных методов, для достижения требуемых результатов_____________________________

Для формирования указанной компетенции на соответствующем уровне выпускник должен уметь применять на практике знания:

• о возможностях научных исследований (теоретических, эмпирических);

• об особенностях прикладных научных исследований;

• структурных компонентов теоретического исследования (проблема, гипотеза, теория);

• об атрибутах теории (понятие, суждение, аксиома, принцип, закономерность, концепция);

• методов теоретического исследования (аксиоматический, гипотетический, формализации, абстрагирования, анализа, синтеза, индукции, дедукции, аналогии);

• структурных компонентов эмпирического исследования (факты, обобщения, законы);

• методов эмпирического исследования (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент, моделирование);

• основных этапов исследования (планирование, проведение, оформление отчета, использование результатов);

• задач планирования исследования (выбор темы, обоснование актуальности, определение целей и задач, выдвижение гипотез, формирование программы, подбор средств и инструментария);

• последовательности проведения исследования (изучение литературы, сбор, обработка и обобщение данных, объяснение полученных результатов и новых фактов, аргументирование, формулировка выводов);

• правил оформления отчета о результатах исследования (изучение нормативных требований, формирование структуры и содержания, написание, редактирование, формирование списка использованных источников информации, оформление приложений);

• критериев оценки использования результатов исследования на практике (технический, технологический, экономический, социальный) и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.5. Инженерная практика

I. Выбирать и использовать на основе базовых и специальных знаний необходимое оборудование, инструменты и технологии для ведения комплексной практической инженерной деятельности с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений._________________________________

II. Создавать и использовать на основе глубоких и принципиальных знаний необходимое оборудование, инструменты и технологии для ведения практической инновационной инженерной деятельности в условиях жестких экономических, экологических, социальных и других ограничений.

Для приобретения данной компетенции на соответствующем уровне выпускник должен наработать опыт:

• использования универсальных, специальных, интеллектуальных методов и компьютерного инженерного анализа;

• применения теории разработки комплексных и инновационных инженерных решений;

• формирования комплексных критериев результативности, эффективности и качества деятельности искусственных сред;

• выбора и создания необходимого оборудования, инструментов и технологий для ведения практической комплексной и инновационной инженерной деятельности с учетом экономических, экологических, социальных и других ограничений.

1.6. Ориентация на работодателя

I. Демонстрировать особые компетенции, связанные с уникальностью задач, объектов и видов комплексной инженерной деятельности в области специализации (научноисследовательская, производственнотехнологическая, организационноуправленческая, проектная и др.) на предприятиях и в организациях (потенциальных работодателях), а также готовность следовать их корпоративной культуре. II. Демонстрировать особые компетенции, связанные с уникальностью задач, объектов и видов инновационной инженерной деятельности в области специализации (научно-исследовательская, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная и др.) на предприятиях и в организациях (потенциальных работодателях), а также готовность следовать их корпоративной культуре.

Для формирования указанной компетенции на соответствующем уровне выпускник должен приобрести опыт применения на практике знания:

• особенностей задач, объектов и видов комплексной и инновационной инженерной деятельности на предприятиях и в организациях (потенциальных работодателях);

• областей специализации (научно-исследовательская, производственно-технологическая, организационно-управленческая, проектная) комплексной и инновационной инженерной деятельности на предприятиях и в организациях (потенциальных работодателях);

• общей стратегии, нормативной базы, технико-технологического состояния и тенденций развития предприятий и организаций (потенциальных работодателей);

• организационной (корпоративной) культуры предприятий и организаций (потенциальных работодателей).

2. Универсальные компетенции

2.1. Проектный и финансовый менеджмент

I. Использовать базовые и специальные знания в области проектного менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков и изменений, для ведения комплексной инженерной деятельности. II. Использовать глубокие и принципиальные знания в области проектного менеджмента и практики ведения бизнеса, в том числе менеджмента рисков и изменений, а также международного менеджмента для ведения инновационной инженерной деятельности.

Формирование данной компетенции предполагает опыт применения знаний:

• истории и тенденций развития менеджмента;

• методологии управления проектами и практики ведения бизнеса;

• профессиональной этики проектных менеджеров и бизнесменов;

• процессов и инструментов управления различными функциональными областями проекта (предметной, качеством, временем, стоимостью, рисками, персоналом, контрактами, обеспечением проекта, взаимодействием, информационными связями);

• основ управленческого учета, зон пересечения понятий «платежи», «расходы», «доходы», «затраты», «издержки»;

• типов взаимосвязей рабочих пакетов проекта и возможностей использования общих и свободных резервов работ;

• принципов выделения центров ответственности (прибыли и издержек);

• принципов распределения накладных расходов;

• методики расчета себестоимости товаров и услуг;

• механизмов контроллинга и принципов принятия решений по корректировке проектов;

• методов управления проектами и ведения бизнеса при решении комплексных и инновационных инженерных задач.

2.2. Коммуникации

I. Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, в том числе на иностранном языке, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты комплексной инженерной деятельности. II. Осуществлять коммуникации в профессиональной среде и в обществе в целом, активно владеть иностранным языком, разрабатывать документацию, презентовать и защищать результаты инновационной инженерной деятельности, в том числе на иностранном языке.

Для приобретения указанной компетенции на соответствующем уровне выпускник должен иметь опыт применения на практике знаний:

• о природе коммуникаций;

• видов и форм коммуникаций;

• о влиянии национальной и деловой культуры, в том числе особенностей и норм иностранного языка, на коммуникации;

• психологии делового общения;

• особенностей вербальной и невербальной коммуникации;

• особенностей коммуникации в профессиональной среде и в обществе;

• стратегии устной и письменной коммуникации;

• компьютерных коммуникационных систем.

2.3. Индивидуальная и командная работа

I. Эффективно работать индивидуально и в качестве члена команды, в том числе междисциплинарной, с делением ответственности и полномочий при решении комплексных инженерных задач. II. Эффективно работать индивидуально, в качестве члена и руководителя группы, в том числе междисциплинарной и международной, неся ответственность за работу коллектива при решении инновационных инженерных задач.

Формирование данной компетенции на соответствующем уровне предусматривает опыт применения на практике:

• методов планирования и организации индивидуальной и командной работы;

• технологий индивидуальной и командной работы;

• принципов работы в команде (взаимозависимость, разделяемая ответственность и полномочия, общий результат, синергийный эффект);

• знания особенностей работы в междисциплинарной и международной команде.

2.4. Профессиональная этика

I. Демонстрировать личную ответственность, приверженность и готовность следовать профессиональной этике и нормам ведения комплексной инженерной деятельности II. Демонстрировать личную ответственность и ответственность за работу возглавляемого коллектива, приверженность и готовность следовать профессиональной этике и нормам ведения инновационной инженерной деятельности

Для приобретения указанной компетенции выпускник должен иметь опыт применения на практике:

• теоретических основ этики (основные понятия, происхождение морали, история этических учений, «золотое правило нравственности», категорический императив);

• знания об ограничениях теоретической этики;

• основных принципов прикладной этики;

• принципов конкретного гуманизма;

• знаний о путях обеспечения эффективности кодексов этики;

• принципов этики науки, техники, бизнеса и предпринимательства,

• правил проведения общественных дискуссий при появлении этических проблем

в инженерной деятельности и др.

2.5. Социальная ответственность

I. Демонстрировать знание общественных, правовых, культурных и экологических аспектов комплексной инженерной деятельности, осведомленность в вопросах охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и устойчивого развития II. Демонстрировать глубокое знание общественных, правовых, культурных и экологических аспектов инновационной инженерной деятельности, компетентность в вопросах охраны здоровья, безопасности жизнедеятельности и устойчивого развития

Для формирования данной компетенции на соответствующем уровне выпускник должен приобрести знания видов и норм социальной ответственности (политической, моральной, общественной, юридической, экологической), иметь опыт и уметь:

• принимать взвешенные политические решения;

• исполнять гражданский долг;

• выступать с политическими и гражданскими инициативами;

• принимать ответственность за результаты политической и гражданской деятельности;

• следовать общечеловеческим ценностям;

• исполнять моральный долг, соотносить свои действия с моральными нормами общества;

• прогнозировать социальные, экономические и экологические последствия принятых решений комплексных и инновационных инженерных задач;

• профессионально реагировать в чрезвычайных экологических ситуациях;

• организовывать людей для действий в условиях экологической опасности.

________________________________2.6. Обучение в течение всей жизни__________________

I—II. Осознавать необходимость самостоятельного обучения в течение всей жизни и демонстрировать способность к непрерывному самосовершенствованию в инженерной профессии.____

Приобретение выпускниками указанной компетенции предполагает знания:

• критериев готовности к инициативному совершенствованию профессиональной деятельности и личностному развитию (мотивационно-целостного, операционно-деятельностного, рефлексивно-оценочного);

• видов самостоятельной образовательной деятельности для профессионального, личностного, социального и культурного развития;

• дидактических принципов формирования программ самообразования (развития образовательных потребностей, осознанности и приоритета самообучения, опоры на опыт, индивидуализации, системности, элективности и контекстности самообучения, актуализации результатов самообразования);

и наличие умений:

• самообучаться для решения жизненных проблем и достижения профессиональных целей;

• самостоятельно управлять своей образовательной деятельностью;

• использовать в качестве источника самообучения собственный профессиональный и жизненный опыт, а также опыт других;

• выбирать соответствующие формы и технологии самообразования и самообучения;

• управлять временными, пространственными, профессиональными и социальными факторами, влияющими на процессы самообучения;

• вырабатывать собственный индивидуальный стиль образовательной деятельности, адекватный поставленным целям и задачам самообучения;

• действовать рефлексивно в процессе самообучения и оценивать его результаты;

• получать удовлетворение от самообразования и самообучения.

Приведенные выше общие требования к профессиональным и универсальным компетенциям выпускников двухуровневых образовательных программ в области техники и технологий, соответствующие международным стандартам, а также комментарии к ним были выработаны в результате обсуждений и дискуссий, в которых принимали участие эксперты АИОР (профессора О.В. Боев, Б.Л. Агранович, А.А. Дульзон, М.Г. Минин и др.), а также известные зарубежные специалисты в области инженерного образования: G. Augusty

Литература

1. Чучалин А.И., Боев О.В, Криушова А.А. Каче-

ство инженерного образования: мировые тенденции в терминах компетенций // Высшее образование в России. 2006. № 8. С. 9-18.

2. Washington Accord. URL: http://

www.washingtonaccord.org

3. European Network for Accreditation of

Engineering Education. URL: http:// www.enaee.eu

4. Аккредитационный центр Ассоциации ин-

женерного образования России. URL: http://www.ac-raee.ru

5. Чучалин А.И. «Американская» и «болон-

(Италия), А. Ко1тю8 (Дания), Е. de Graaf (Г олландия), G. Нектапп (Г ермания) и др.

Поскольку представленный перечень компетенций является общим и распространяется на все инженерные направления и специальности, его следует рассматривать в совокупности с требованиями ФГОС ВПО к подготовке бакалавров, магистров и специалистов по конкретным инженерным направлениям и специальностям при проектировании соответствующих основных образовательных программ в области техники и технологий.

ская» модель инженера: сравнительный анализ компетенций // Вопросы образования. 2007. № 1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Чучалин А.И., Боев О.В. Требования к ком-

петенциям выпускников инженерных программ // Высшее образование в России. 2007. № 9.

7. Чучалин А.И. Проектирование образова-

тельных программ на основе кредитной оценки компетенций выпускников // Высшее образование в России. 2008. № 10.

8. Чучалин А.И. Формирование компетенций

выпускников основных образовательных программ // Высшее образование в России. 2008. № 12.

CHUCHALIN A. COMPETENCE LEVELS OF ENGINEERING PROGRAMS GRADUATES

The article focuses on the problem of projecting the new bachelors’ and masters’ training programs. Special accent is made on the various competences which are adequate to the modern structure of engineering activity.

Keywords: basic educational program, bachelor, master, professional competences, complex engineering problem, innovative engineering problem.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.