Научная статья на тему 'Уровни индивидуализации физкультурного воспитания'

Уровни индивидуализации физкультурного воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ / УРОВНИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЛИЧНОСТНАЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоуско Дмитрий Викторович

В статье обосновывается выделение двух взаимосвязанных иерархически выстроенных уровней индивидуализации физкультурного воспитания, первый из которых связан с индивидуализацией становления главным образом физической, телесной составляющей человека, тогда как второй, в определенных пределах интегрируя первый, имеет своей целью индивидуализацию формирования его духовной надстройки. В работе также обозначается направление поиска адекватных средств обеспечения индивидуализации физкультурного воспитания, удовлетворяющих требованиям заявленной теоретической схемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровни индивидуализации физкультурного воспитания»

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

УДК: 615.825:378

Белоуско Дмитрий Викторович, к.п.н., доцент кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия

УРОВНИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация. В статье обосновывается выделение двух взаимосвязанных иерархически выстроенных уровней индивидуализации физкультурного воспитания, первый из которых связан с индивидуализацией становления главным образом физической, телесной составляющей человека, тогда как второй, в определенных пределах интегрируя первый, имеет своей целью индивидуализацию формирования его духовной надстройки. В работе также обозначается направление поиска адекватных средств обеспечения индивидуализации физкультурного воспитания, удовлетворяющих требованиям заявленной теоретической схемы.

Ключевые слова. Индивидуализация, физкультурное воспитание, уровни индивидуализации, мотивационно-ценностное отношение, личностная индивидуализация.

Индивидуализация в педагогической деятельности занимает особое место, так как только она позволяет в должной степени обеспечить конгруэнтность образовательных потребностей и возможностей личности. В настоящее время различные аспекты проблемы индивидуализации в сфере физической культуры и спорта разработаны достаточно полно и глубоко. Однако особенности индивидуализации физкультурного воспитания как чрезвычайно сложного глубокого педагогического явления, ее структура,

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

иерархия осуществляемых функций до сих пор не выступали объектом пристального внимания исследователей.

Известно, что физкультурное воспитании - это прежде всего формирование физической культуры личности [3]. Под физической культурой личности мы понимаем сложное, динамическое, многоаспектное образование, охватывающее и гармонизирующее биологическое и социальное, физическое и духовное в человеке, характеризующееся наличием у обучающегося стойкой мотивации, высокого уровня знаний, твердых убеждений, разностороннего опыта применения физических упражнений, оптимального физического развития и физической подготовленности, готовности к творческой самореализации как в двигательной области, так и в других областях культурного пространства, развивающееся и проявляющееся в рационально организованной физкультурно-спортивной деятельности [1].

Основная точка приложений педагогических усилий при осуществлении физкультурного воспитания - формирование мотивационно-ценностного отношения обучающегося к собственной физкультурно-спортивной деятельности [1]. Таким образом, физкультурное воспитание может рассматриваться как педагогический процесс формирования физической культуры личности, в основе которого лежат развитие мотивационно-ценностного отношения обучающегося к собственной физкультурной деятельности и стимулирование его личностного развития. Тогда индивидуализация физкультурного воспитания - это процесс индивидуализированного формирования физической культуры личности, в основе которого лежит развитие мотивационно-ценностного отношения обучающегося к собственной физкультурной деятельности и стимулирование его личностного развития.

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

С точки зрения педагогической методологии, индивидуализация имеет уровневый характер. Являясь по своей сути обеспечивающим педагогическим средством, она зависит прежде всего от индивидуализируемого явления, определяется масштабом последнего в системе координат целостной педагогической деятельности.

Процесс физкультурного воспитания чрезвычайно сложен и многогранен. Он охватывает различные уровни педагогических действий и в свете вышесказанного требует соответственно обеспечения индивидуализации на различных уровнях. Поэтому, несмотря на внутреннее единство рассматриваемого процесса, с точки зрения обеспечения средствами индивидуализации необходимо осуществлять определенную градацию его составляющих.

Первая ступень рассматриваемой системы представлена индивидуализацией на уровне отдельных элементов физкультурного воспитания, обладающих выраженным качественным своеобразием. Наиболее обширный класс данной когорты представлен индивидуализацией развития физических качеств и обучения двигательным действиям, то есть традиционными объектами сферы физического воспитания. Следует заметить, что индивидуализации данных сторон педагогического процесса посвящено достаточно большое количество исследований. Также сюда можно включить индивидуализацию подачи теоретического материала, приобщения к здоровому образу жизни, индивидуализацию различных сторон спортивной подготовки и др.

Второй уровень является основным. Именно здесь в большей степени происходит индивидуализация собственно физкультурного воспитания как становления физической культуры личности, осуществляется формирование мотивационно-ценностного отношения обучающегося к физкультурно-

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

спортивной деятельности. Естественно, подобный масштаб решаемых задач требует использования качественно отличных средств индивидуализации, охватывающих глубокие процессы приобщения к ценностям физической культуры формирования у обучающихся определенного мировоззрения, стойкой мотивации, глубокой убежденности, имеющих своим объектом интегральную индивидуальность, целостную личность.

Однако с вершины всей целостной системы физкультурного воспитания средства его индивидуализации на первом и втором уровнях глубоко взаимосвязаны. Они оказывают друг на друга значимое влияние при выраженном доминировании явлений индивидуализации второго уровня.

Отмеченные обстоятельства обуславливают потребность в поиске адекватных способов обеспечения индивидуализации в процессе физкультурного воспитания. Таким способом представляется личностная индивидуализация, основными особенностями которой являются необходимость достижения определенной глубины педагогических влияний, целостность объекта гуманистической индивидуализации, учет как внутренних факторов непосредственной педагогической ситуации индивидуализации, так и внешних условий ее обеспечения, особая точность индивидуализирующих действий, прочная связь с деятельностью, доминирование высших структур психики человека [2].

Таким образом, индивидуализация физкультурного воспитания имеет сложную структуру, что выражается в диалектическом единстве ее уровней, которые условно можно обозначить как «физический» и «духовный». Это можно рассматривать как отражение глубины, неоднозначности таких масштабных педагогических явлений, как индивидуализация и физкультурное воспитание. В этой связи представляется актуальной разработка способов обеспечения индивидуализации личностного уровня для решения

Раздел 1. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

рассматриваемой задачи, а также построения целостной модели индивидуализации физкультурного воспитания, выделения принципов и особенностей осуществления этого процесса.

Библиографический список

1. Белоуско Д.В. Ключевые особенности физкультурного воспитания [Текст] / Д.В. Белоуско // Наука и образование в 21 веке: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 января 2015 г.: в 5 частях. Часть III. - М.: Ар-Консалт, 2015. - С. 100-101.

2. Белоуско Д.В. Некоторые аспекты разработки личностной индивидуализации [Текст] / Д.В. Белоуско // Развитие науки и образования в современном мире: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г.: в 6 частях. Часть III. - М.: Ар-Консалт, 2015. - С. 144-145.

3. Столяров В.И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход) [Текст] / В.И. Столяров, И.М. Быховская, Л.И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 5. - С. 11-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.