Научная статья на тему 'Уровневый подход к оцениванию сформированности компетенций бакалавров в ходе учебной практики'

Уровневый подход к оцениванию сформированности компетенций бакалавров в ходе учебной практики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВР / BACHELOR / ПРАКТИКА / PRACTICE / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД / TIERED APPROACH / СИСТЕМА ОЦЕНКИ / SYSTEM OF EVALUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванцова Е.С., Кузина И.В., Лёвкина Е.В., Миронычева В.Ф., Федосеева Н.В.

В статье представлен трёхуровневый подход к оценке сформированности компетенций бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванцова Е.С., Кузина И.В., Лёвкина Е.В., Миронычева В.Ф., Федосеева Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TIERED APPROACH TO THE EVALUATION COMPETENCE OF BACHELORS DURING PRACTICE

The article presents a three-tiered approach to the evaluation competence of bachelors enrolled in the direction «Teacher Education».

Текст научной работы на тему «Уровневый подход к оцениванию сформированности компетенций бакалавров в ходе учебной практики»

УДК 378.147-388

Е.С. Иванцова

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

И. В. Кузина

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Е.В. Лёвкина

канд. пед. наук, ст. преподаватель, кафедра общей педагогики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

В.Ф. Миронычева

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

Н.В. Федосеева

канд. пед. наук, доцент, кафедра общей педагогики, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

УРОВНЕВЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНИВАНИЮ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ В ХОДЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

Аннотация. В статье представлен трёхуровневый подход к оценке сформированности компетенций бакалавров, обучающихся по направлению «Педагогическое образование».

Ключевые слова: бакалавр, практика, компетентностный подход, уровневый подход, система оценки.

E.S. Ivantsova, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University I.V. Kuzina, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University E.V. Levkina, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University V.F. Mironycheva, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University N.V. Fedoseeva, Arzamas branch of Nizhny Novgorod State University

A TIERED APPROACH TO THE EVALUATION COMPETENCE OF BACHELORS DURING PRACTICE Abstract. The article presents a three-tiered approach to the evaluation competence of bachelors enrolled in the direction «Teacher Education».

Keywords: bachelor, practice, competence approach, tiered approach, system of evaluation.

Оценивание результатов деятельности бакалавров в ходе учебной практики предполагает анализ сформированности компетенций, обозначенных во ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.01.2011 № 46). Данная задача потребовала выделения трёх уровней в содержании компетенций:

1 уровень - характеризуется наличием у бакалавра общих представлений о педагогиче-

ском процессе и путях его реализации, умения составить из предлагаемых компонентов фрагмент мероприятия или урока, представлений о технологии составления конспекта занятия, наличие общих сведений о решении педагогических задач, владение отдельными технологическими приемами технологий; мотивация характеризуется проявлением интереса к профессии, педагогическим задачам и ситуациям.

2 уровень - отражает более глубокое представление студента о педагогическом процессе, как сложном и неоднозначном явлении, понимание причинно-следственных связей процессов и явлений в образовании, наличие необходимого уровня сведений о методологических основах практической педагогической деятельности, владение знаниями о разнообразных технологиях, умений сравнивать технологии, выявлять общее и особенное, комбинировать компоненты технологий, использовать элементы технологий при решении практических педагогических задач, конструировать проект занятия; наличие мотивации к профессионально-педагогической деятельности выражено в интересе к рассмотрению явлений и процессов в области образования, представленных в педагогических ситуациях, заинтересованности в исходе решения проблемы, умении оценивать роль педагога и ученика в ситуации, стремление осмысливать и формулировать свою позицию и мировоззренческие основы в процессе принятия решения.

3 уровень - выражен в осмысленном и осознанном соотношении теоретико-методологических основ практической деятельности с её непосредственным осуществлением, понимание необходимости соблюдения и учета психолого-педагогических, дидактических, методических и других принципов и требований при проектировании занятия, владение умениями конструировать конспект занятия с четким и грамотным указанием целей и задач, психолого-педагогическим обоснованием выбора форм, методов, технологий, целостное видение занятия, определение его места в системе планирования педагогической деятельности, умение его анализировать, осуществлять прогнозирование относительно возможности достижения предполагаемых метапредметных, предметных и личностных результатов; четкая и устойчивая мотивация к осуществлению профессиональной педагогической деятельности.

1. Общекультурные компетенции (ОК)

1.1. Способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3):

1 уровень - умение выявлять и описывать базовые культурные ценности, присущие тем или иным педагогическим процессам и явлениям, осознание культуры как условия педагогического взаимодействия учителя и обучающегося на этической основе;

2 уровень - умение выявлять и анализировать причинно-следственные связи между культурными ценностями как основы педагогических явлений и характером их протекания и использовать их в ходе решения практических педагогических задач, возникающих в процессе применения всего спектра разнообразных технологий;

3 уровень - умение на основе охарактеризованных и выявленных причинно-следственных связей между культурными ценностями как основы педагогических явлений и характером их протекания и понимания культуры как формы взаимодействия в педагогическом процессе, руководствоваться ими и формулировать и обосновывать свою педагогическую позицию.

1.2. Способность логически верно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6):

1 уровень - знание основных норм научного, официально-делового стилей; умение выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией общения; использовать различные словари для решения конкретных коммуникативных и познавательных задач;

2 уровень - знание основных норм научного, официально-делового стилей; умение выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией общения; использовать различные словари для решения конкретных коммуникативных и познавательных задач; распознавать, ком-

ментировать и исправлять речевые ошибки в устной и письменной речи, составлять деловые документы; владение основными правилами построения выступления, лекции, доклада;

3 уровень - умение создавать тексты профессиональной направленности в соответствии с нормами научного и официально-делового стилей; умение составлять речевое высказывание в соответствии с ситуацией общения; умение находить и корректировать ошибки в собственной устной и письменной речи.

1.3. Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7):

1 уровень - умение устанавливать контакт с коллегами в педагогическом коллективе, с родителями обучающихся, со школьниками; располагать определенной системой знаний о культуре речи и педагогического общения, коммуникативными навыками;

2 уровень - соблюдение норм педагогической морали, представляющих собой конкретное указание о характере и форме поступков в отношении к другим преподавателям и обучающимся; глубокое уважение и доверие, бережное отношение к внутреннему миру детей, взаимопонимание; умение вступать в диалог со всеми участниками образовательного процесса;

3 уровень - умение урегулировать конфликтные ситуации; владение прямыми и косвенными методами устранения конфликтов; осознание роли коллективной ответственности за результаты педагогической деятельности.

1.4. Способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9):

1 уровень - знание основных экологически безопасных образовательных ресурсов и он-лайн-сервисов сети Интернет, умение находить необходимую информацию в разных поисковых системах;

2 уровень - умение пользоваться электронными библиотеками и каталогами; пользоваться информационно-поисковыми системами; вести деловую переписку по электронной почте; общаться в профессиональных социальных сетях;

3 уровень - применение в собственной профессиональной деятельности навыков работы с универсальными ресурсами сети Интернет, расширяющими границы школьной программы. Умения грамотно оформлять библиографические ссылки на интернет-источники; работать со специализированными программами в сети Интернет.

1.5. Готовность использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11):

1 уровень - знание основ охраны труда, безопасности жизнедеятельности, возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, частично может применять средства индивидуальной и коллективной защиты от производственных вредностей и опасностей;

2 уровень - знание основ охраны труда, безопасности жизнедеятельности, возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, умение принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

3 уровень - знание основ охраны труда, безопасности жизнедеятельности, возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; владение основными методами защиты жизни и здоровья в условиях чрезвычайных ситуаций, оказание само- и взаимопомощи.

1.6. Готовность использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13):

1 уровень - знание нормативных документов, регламентирующих педагогическую деятельность и образование: Закон «Об образовании в Российской Федерации», Профессиональный стандарт педагога, ФГОСы ООП по направлениям подготовки; основных локальных актов образовательных учреждений;

2 уровень - умение использовать в реальном образовательном пространстве нормативно-правовые документы, образовательные федеральные и региональные программы и концепции в профессиональной деятельности;

3 уровень - руководствоваться требованиями Профессионального стандарта педагога в педагогической деятельности, выстраивать взаимоотношения всех участников образовательного процесса в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации».

1.7. Готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям (ОК-14):

1 уровень - иметь представление о социальных, культурных, религиозных различиях национальных культур. Руководствоваться в профессиональной деятельности принципами толерантности и гуманизма. Уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народов Российской Федерации;

2 уровень - знание понятия толерантности, актуальности толерантного поведения и последствий интолерантности, особенностей реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества. Проявлять и транслировать уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям;

3 уровень - владение в профессиональной деятельности способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды. Умение строить педагогическую деятельность на основе принципа толерантности; осуществлять и организовывать взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура на основе диалога и сотрудничества; владение культурой толерантного поведения.

1.8. Способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16):

1 уровень - наличие представления об особенностях публичного выступления, правилах ведения дискуссии и полемики. Умение составлять тексты публичных выступлений по важнейшим вопросам педагогической науки и практики, организовывать учебные дискуссии;

2 уровень - знание требований к публичному выступлению, правил ведения дискуссии и полемики. Умение составлять тексты публичных выступлений по актуальным проблемам педагогической науки и практики, организовывать учебные дискуссии. Владение навыками аргументации, ведения дискуссии полемики и различного рода рассуждений;

3 уровень - умение организовывать, проводить и участвовать в дискуссиях различной тематики. Владение навыками аргументации и грамотного ведения полемики. Владение основами ораторского искусства, умение составлять и редактировать тексты публичных выступлений по проблемным вопросам педагогической науки и практики.

2. Профессиональные компетенции (ПК).

Общепрофессиональные компетенции (ОПК)

2.1. Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1):

1 уровень - мотивация на стадии первичной заинтересованности, проявление интереса к высказываниям, цитатам, описаниям непосредственных педагогических операций, описание социальной значимости педагогической деятельности;

2 уровень - умение выявить и охарактеризовать социальную значимость педагогической профессии, необходимость её осуществления в обществе, умение устанавливать некоторые причинно-следственные связи между значимостью педагогической профессии и её влиянием на жизнь общества, заинтересованность в решении педагогических задач и ситуаций;

3 уровень - понимание значимости взаимосвязи педагогической профессии с уровнем образованности в целом (как в отдельной стране, так и в мире), выраженное в четкой и обосно-

ванной аргументации, установление причинно-следственных связей между образованием и другими процессами, протекающими в обществе (социально-политическими, экономическими и т.д.). Приобретение мотивацией деятельности формы, выраженной в желании и интересе заниматься педагогической деятельностью, планировать, проектировать и прогнозировать учебно-воспитательный процесс (сознательное желание составлять конспекты уроков и внеурочных занятий, решать педагогические задачи и ситуации, стремление поскорее применить в практической деятельности на педагогической практике).

2.2. Владение основами речевой профессиональной культуры в области педагогической деятельности (ОПК-3):

1 уровень - понимание необходимости руководствоваться в профессиональном общении основами речевой культуры, описывать профессиональное педагогическое общение как самобытное явление, знание стилей и моделей педагогического общения, манипуляций и конфликтов как явлений, сопутствующих ему, наличие четкой устной и письменной речи, общительность, открытость во взаимодействии с окружающими;

2 уровень - умение распознавать педагогическое общение, отличать его других видов общения, понимание, что оно является одним из средств формирования и развития развивающейся личности, видеть различие в решении педагогических задач и ситуаций в зависимости от выделенной составляющей, умение мобильно решать их посредством речевого общения, четкая грамотная внятная устная речь с использованием интонаций, аргументированное изложение своей позиции в письменной речи;

3 уровень - понимание основ речевой профессиональной культуры, способность доходчиво доносить мысль до разнообразной целевой аудитории, обоснованное аргументированное доказательное изложение своей позиции, структурная выстроенность как устного, так и письменного ответа, логичность изложения, коммуникативность (отзывчивость в общении, структурированность речи, убедительность аргументации, обращение с возражениями и т.д.); способность работать в команде; умение наглядно и убедительно проводить презентацию своих идей; готовность к нестандартным, креативным решениям; навыки самоорганизации; гибкость в отношении вновь появляющихся требований и изменений.

2.3. Способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4):

1 уровень - наличие представления о нормативно-правовых основах деятельности педагога и стратегических целях государственной политики в области образования. Осознание необходимости добросовестно выполнять свои профессиональные обязанности и нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

2 уровень - знание нормативно-правовых основ деятельности педагога и стратегических целей государственной политики в области образования. Умение осуществлять самоанализ своей профессиональной деятельности и на этой основе нести ответственность за её результаты;

3 уровень - владение навыками профессиональной рефлексии и профессионального самосовершенствования. Умение планировать свою профессиональную деятельность на основе нормативно-правовых документов, предвидеть её результаты на различных этапах учебно-воспитательного процесса и нести за них ответственность.

2.4. Способность к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-5):

1 уровень - знание основных норм научного, официально-делового стилей; умение выбирать языковые средства в зависимости от типа научного текста и целевой аудитории;

2 уровень - знание основных норм научного, официально-делового стилей; умение выбирать языковые средства в зависимости от типа научного текста и целевой аудитории. Умение со-

ставлять тексты профессионального и социально значимого содержания, распознавать, комментировать и исправлять ошибки в текстах профессионального и социально значимого содержания;

3 уровень - умение создавать тексты профессиональной направленности и социально значимого содержания в соответствии с нормами научного и официально-делового стилей. Умение находить и корректировать ошибки в собственных текстах профессионального и социально значимого содержания. Владение различными инструментами для редактирования текстов (текстовыми, графическими, при помощи которых можно создать, исправить, распознать, перевести, проверить грамотность).

3. Профессиональные компетенции (ПК) - в области педагогической деятельности

3.1. Способность решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся (ПК-2):

1 уровень - способность описывать особенности воспитательных задач и задач духовно-нравственного развития личности гражданина России, характеризовать их, отличать от задач другого целевого назначения, знание основных положений, описывать направления воспитательной деятельности, способы её планирования и реализации, характеризовать технологии воспитания, знание нормативных документов в области воспитательной деятельности;

2 уровень - наличие умений выстраивать иерархию задач воспитания по каждому из направлений воспитания, понимание необходимости проектирования воспитательного процесса, осознания необходимости сообразности выбора организационно-методического аппарата решаемых задач согласно их целям и условиям, наличие умения анализировать, сравнивать, сопоставлять различные задачи и технологии воспитания с позиций нравственного становления личности, формирования у неё социально-значимой ценностной основы, разработка фрагментов технологий и компонентов проектов и планов воспитательной работы;

3 уровень - умение проектировать воспитательный процесс с опорой на нормативные документы в области воспитания, конструировать организационно-методический аппарат согласно целям решения поставленных задач, разрабатывать технологии воспитания, разрабатывать новые формы и методы воспитательной деятельности, наличие умения определять условия задач воспитания и духовно-нравственного развития личности, выявлять противоречие и проблему в задачах, наличие педагогикой зоркости, способствующей выявлению воспитательной проблематики в возникающих педагогических задачах и ситуациях, принятие решений в них с позиций личностно-ориентированного подхода, гуманного отношения к развивающейся личности, значимости для общества и государства.

3.2. Готовность к взаимодействию с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами (ПК-6):

1 уровень - наличие умения описывать и объяснять такой феномен как педагогическое взаимодействие, условия его наиболее эффективного осуществления, понимание различий в развитии ситуации общения в зависимости от складывающейся ситуации, осознании педагогической этики и такта как основы общения, понимание возможности возникновения в процессе взаимодействия конфликтных ситуаций, умение характеризовать конфликты, открытость в общении, умение разворачивать речевую ситуацию, мотивация общения;

2 уровень - понимание ролевого характера общения, направленность на свою целевую аудиторию во взаимодействии, соотнесение контекста социальной ситуации с выбором направления в общении, умение распознавать педагогическое общение, отличать его других видов общения, понимание, что оно является одним из средств формирования и развития личности, умение распознавать барьеры, модели и стили в общении, видеть различие в решении педагогических задач и ситуаций в зависимости от речевой ситуации, умение мобильно решать их посредством речевого общения, четкая грамотная внятная устная речь с использованием интона-

ций, аргументированное изложение своей позиции в письменной речи, направленность внимание к собеседнику, конструктивный диалог, поиск совместного решения, умение предотвращать деструктивное разворачивание речевой ситуации;

3 уровень - понимание основ речевой профессиональной культуры, способность доходчиво доносить мысль до разнообразной целевой аудитории, владение стилями общениями, способность успешно преодолевать барьеры в педагогическом общении, распознавание манипуляций в общении и успешное их использование в направлении решения педагогических задач и ситуаций по формированию развивающейся личности; четкая грамотная устная речь, с использованием всего спектра интонационной окрашенности при решении разнообразных педагогических задач, применение жестовой и мимической стороны общения, как сигналов взаимодействия и обратной связи в процессе общения, распознавание стилей, использование их при ответах на устные и письменные вопросы и задания, обоснованное аргументированное доказательное изложение своей позиции, структурная выстроенность как устного, так и письменного ответа, логичность изложения, устойчивая мотивация общения, готовность и способность развивать речевую ситуацию, стремление к окончательному её разрешению, умение раскрывать собеседника, выраженное во владении техниками слушания и «я»-, «ты»-, «мы»- высказываний и т.д.

3.3. Способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-7):

1 уровень - наличие умений описывать и объяснять характер сотрудничества между учащимися, степень их активности и инициативности, характеризовать методики и технологии поддержания активности обучающихся, развития их творческих способностей, понимание необходимости личностного подхода к учащимся, опоры на знание иерархии интересов и пути стимулирования интереса, умение выделять методы и приемы технологий стимулирования в ходе решения профессионально-педагогических задач, использовать некоторые приемы в практической деятельности;

2 уровень - осмысление активности и инициативы в обучении как одной из принципиальных основ овладения школьниками социального опыта и культуры, оценка степени эффективности и результативности образовательного процесса при соблюдении/несоблюдении данного принципа, умение распознавать и объяснять условия использования их при решении педагогических задач и ситуаций, умение видеть в предлагаемом школьникам материале проблем-ность, потенциал для создания тематики исследовательских работ, планировать системы самостоятельных и исследовательских работ школьников, выбирать технологии, способствующие активизации обучающихся, мобилизации их познавательных сил и возможностей, сотрудничеству друг с другом, анализировать условиях их организации;

3 уровень - выявление причинно-следственных связей и отношений между принципом сознательности и творческой активности в образовательном процессе и другими основами его организации, умение иерархиезировать приемы активизации и интенсификации образовательного процесса, проектировать, конструировать технологии, методы и приемы стимулирования учащихся в ходе познавательной деятельности, на локальном и микроуровнях организации образовательной среды (то есть при разработке системы учебно-воспитательной работы, создании проекта урока и/или внеклассного воспитательного мероприятия).

3.4. Готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК- 8):

1 уровень - знание основ безопасности жизнедеятельности, особенностей охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности. Умение оказывать первую медицинскую помощь в стандартных ситуациях;

2 уровень - знание особенностей охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-

воспитательном процессе и внеурочной деятельности, умение оперативно и грамотно реагировать на внештатные ситуации и принимать меры по охране жизни и здоровья обучающихся;

3 уровень - знание особенностей охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, умение оказывать первую медицинскую помощь, умение предвидеть опасные ситуации в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности, оперативно и грамотно реагировать на внештатные ситуации и принимать меры по охране жизни и здоровья обучающихся.

4. Профессиональные компетенции (ПК) - в области научно-исследовательской деятельности

4.1. Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для определения и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11):

1 уровень - наличие представления о теоретических основах научно-педагогического исследования и последовательности его выполнения. Знание критериев качества научного текста. Умение формулировать объект и предмет педагогического исследования, его цель и задачи;

2 уровень - знание теоретических основ научно-педагогического исследования и методики его проведение. Умение выбирать методы педагогического исследования в зависимости от его предмета, планировать экспериментальную работу и прогнозировать ее результаты;

3 уровень - владение методикой проведения теоретических и эмпирических научно-педагогических исследований. Умение истолковывать, апробировать и оформлять результаты научно-педагогического исследования.

Предложенная система оценивания сформированности компетенций апробирована в ходе учебной практики бакалавров 3 курса историко-филологического и физико-математического факультетов Арзамасского филиала ННГУ в 2013-2014 учебном году. Уров-невый подход позволил объективно оценить деятельность бакалавров-практикантов и определить степень сформированности компетенций будущих учителей.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы:

1. Практика в системе профессионального образования и личностного роста студента-бакалавра: учеб.-метод. Пособие / Е.В. Лёвкина, Е.С. Иванцова, И.В. Кузина, В.Ф. Миронычева, Н.В. Федосеева, В.Н. Белов; Арзамас. фил. ННГУ. - Арзамас: АФ ННГУ, 2014. - 92 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.