Научная статья на тему 'Уровневая языковая подготовка пилотов в системе повышения квалификации'

Уровневая языковая подготовка пилотов в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ПИЛОТОВ / БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ / НЕПРЕРЫВНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / УРОВНЕВАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА / МОДУЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ / ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING OF PILOTS / FLIGHT SAFETY / CONTINUOUS LANGUAGE TRAINING / MULTI-LEVEL LANGUAGE TRAINING / MODULE TRAINING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Мария Николаевна

В статье рассматривается языковая подготовка пилотов гражданской авиации как необходимый компонент повышения их квалификации. Обосновывается необходимость перехода к непрерывной языковой подготовке, что становится возможным в условиях уровневого обучения при использовании технологий модульного обучения. Представлена модель уровневого обучения пилотов английскому языку. Делается вывод о необходимости системности и преемственности уровней языковой подготовки для обеспечения целостности системы формирования личности пилота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова Мария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-LEVEL LANGUAGE TRAINING OF PILOTS WITHIN THE SYSTEM OF ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING

The article presents language training of civil aviation pilots as an essential component of their advanced professional training which is the necessary condition of providing flight safety. The author proves the necessity of continuous language training of pilots which becomes possible in the conditions of multi-level training with the use of module training techniques. The model of multi-level language training of pilots is presented. The conclusion is made about the necessity for language training levels to be systemic and successive in order to provide integrity of the system of a pilot’s personality development.

Текст научной работы на тему «Уровневая языковая подготовка пилотов в системе повышения квалификации»

УДК 378

УРОВНЕВАЯ ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА ПИЛОТОВ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Овсянникова М.Н.1

Самарский государственный университет 443011, г. Самара, ул. Академика Павлова, 1. E-mail: maroats@yandex.ru

В статье рассматривается языковая подготовка пилотов гражданской авиации как необходимый компонент повышения их квалификации. Обосновывается необходимость перехода к непрерывной языковой подготовке, что становится возможным в условиях уровневого обучения при использовании технологий модульного обучения. Представлена модель уровневого обучения пилотов английскому языку Делается вывод о необходимости системности и преемственности уровней языковой подготовки для обеспечения целостности системы формирования личности пилота.

Ключевые слова: повышение квалификации пилотов; безопасность полетов; непрерывная языковая подготовка; уровневая языковая подготовка; модульные технологии обучения.

Современный этап развития общества характеризуется радикальными изменениями в политической, экономической, социальной сферах, постоянным появлением новых технологий, высокой динамикой рынка труда, изменением требований к видам трудовых операций и, как следствие, к подготовке специалистов. Эти изменения коснулись гражданской авиации, которая выполняет важную роль в нашей стране, зачастую являясь единственным средством обеспечения связей между различными регионами России и, таким образом, имеет большое значение для экономики. Как следствие, одной из главных задач, требующих решения на современном этапе, является обеспечение безопасности полетов, чему в последнее время уделяется большое внимание во всем мире. Гарантией обеспечения высокого уровня безопасности полетов служит профессиональная подготовка и повышение квалификации пилотов - сложный и многогранный процесс развития профессиональных навыков, необходимых для управления воздушными судами, а также для принятия своевременных, порой единственно правильных решений.

Обучение профессионально ориентированному английскому языку является важной составляющей системы профессиональной подготовки и повышения квалификации пилотов гражданской авиации. Профессиональный уровень владения английским языком предполагает умение осуществлять коммуникативное взаимодействие, а именно: общаться со специалистами-организаторами воздушного движения, с наземным персоналом в зарубежных аэропортах, инспекторами при проверках, инструкторами зарубежных авиационных учебных центров при обучении работе на иностранных воздушных судах. Пилот, передавая информацию, понимает разные акценты, задает вопросы, сообщает о намерениях, запрашивает данные, докладывает о чрезвычайных ситуациях, разрешает лингвистические затруднения, устраняет недопонимание.

1 Мария Николаевна Овсянникова, аспирантка кафедры теории и методики профессионального образования.

В последнее время актуализировалась проблема перехода к непрерывной профессиональной подготовке пилотов, обусловленная рядом факторов: необходимостью постоянного поддержания уровня квалификации, а также его повышения; переучиванием пилотов для работы на различных типах воздушных судов с целью выработки навыков и умений, необходимых для безопасного выполнения полетов на том или ином воздушном судне с учетом его технических особенностей и характеристик; необходимостью поддержания навыков выполнения полетов в различных метеоусловиях и в любое время суток, а также выработки и доведения до автоматизма алгоритмов действий в разного рода чрезвычайных ситуациях. В связи с постоянно повышающимися требованиями к уровню владения пилотами профессиональным английским языком особую важность приобрела задача формирования системы непрерывной языковой подготовки пилотов для достижения и поддержания ими уровня владения языком, необходимого для успешного осуществления профессиональной деятельности. Непрерывность процесса языковой подготовки пилотов возможна только в условиях уровневого обучения; она должна осуществляться на основе преемственности различных уровней подготовки и обеспечивать целостную систему формирования личности, что предполагает модернизацию содержания и методов профессионального обучения. В свою очередь, организация уровневой языковой подготовки пилотов становится возможной при использовании модульных технологий обучения.

Модульное обучение используется в отечественных и зарубежных высших учебных заведениях и институтах повышения квалификации, изучению его принципов и технологий посвящен ряд исследований. Технологии модульного обучения исследовали Г.В. Букалов, А.Н. Новикова [2], Ю.Ф. Тимофеева [3], М.А. Чошанов [4], П.А. Юцявичене [5] и другие. Модульное обучение предполагает последовательное усвоение обучаемыми модулей - законченных блоков информации, в которые входят четко обозначенные цели обучения, учебные материалы, материалы для контроля и методические руководства по достижению поставленных целей [5].

Нами были разработаны три модуля обучения пилотов английскому языку -«Общий английский язык», направленный на изучение основ языка; «Общий английский язык авиационной направленности», направленный на формирование навыков коммуникативного взаимодействия; «Радиообмен на английском языке», направленный на развитие навыков коммуникативного взаимодействия в экстремальных ситуациях. Каждый из трех модулей является структурно, содержательно и логически завершенным. Структура модулей идентична; каждый модуль включает пять учебных блоков, которые содержат четко обозначенные цели и задачи обучения, учебные материалы, методические рекомендации по их изучению, материалы для самостоятельного изучения, контрольные материалы, материалы для самооценки. Модули изучаются последовательно; по завершении каждого модуля пилоты сдают тесты, позволяющие определить степень достижения целей и задач обучения. Поскольку каждый модуль и каждый учебный блок в составе модуля являются самостоятельными и завершенными учебными единицами, возможны перерывы в обучении, что позволяет проводить повышение квалификации без отрыва от производства и эффективно организовать процесс подготовки каждого пилота независимо от его рабочего графика.

Использование технологий модульного обучения в системе повышения квалификации пилотов позволяет индивидуализировать процесс обучения каждого пилота в зависимости от его образовательных целей и потребностей с учетом уровня подготовки, психофизиологических (темперамент) и когнитивных (память, внимание, ско-

рость восприятия) особенностей. Взаимосвязь и преемственность между модулями, а также учебными блоками в их структуре обусловлены использованием системно-структурного подхода. Наличие материалов для самооценки создает условия для рефлексивного сопровождения процесса обучения и способствует формированию у пилотов новых образовательных целей и потребностей.

Содержательный элемент модулей разрабатывался нами на основе контекстного подхода, а именно принципа ситуативности, который реализуется в ходе системного использования профессионального контекста [1]. Принцип ситуативности предполагает имитацию в процессе иноязычной подготовки пилотов их профессиональной деятельности и задается с помощью следующих средств:

1) специальных текстов как источников профессиональных знаний, выступающих в качестве основы практических действий обучаемых по решению типовых операторских задач и проблем (так, пилотам предлагаются различные тексты, содержание которых связано с их профессиональной деятельностью, например: «Авиационные риски», «Безопасность полетов в условиях увеличения пассажиропотока в Европе»);

2) перечня типичных ситуаций профессиональной деятельности как ориентиров для отбора и разработки соответствующих проблемных заданий на иностранном языке (так, для разработки проблемных заданий, предлагаемых пилотам, используются ситуации «Влияние метеоусловий на безопасность полетов», «Влияние технических инноваций на работу пилота» и другие).

При отборе лексического и грамматического содержания модулей мы руководствовались тем, что любая речевая единица, любая языковая форма выполняет в процессе коммуникации определенные речевые функции. При изучении иностранного языка в рамках повышения квалификации пилоты не могут в связи с ограниченностью учебных часов усвоить всю систему речевых средств в полном объеме, в связи с чем были отобраны речевые средства, достаточные для осуществления эффективного коммуникативного взаимодействия на иностранном языке и для решения пилотами операторских задач средствами иностранного языка.

Использование личностно-деятельностного подхода, реализованного нами путем ориентации процесса обучения на совместную деятельность и на приемы операторской деятельности пилотов, обусловило применение при обучении пилотов английскому языку активных методов обучения, обеспечивающих формирование познавательных мотивов и интересов, целостного представления о профессиональной деятельности пилотов, ее фрагментах и аспектах, навыков коммуникативного взаимодействия как вида совместной деятельности, а именно игрового метода как способа проигрывания вариантов решения предложенных проблемно-коммуникативных задач, имитирующих операторские задачи, требующие решения языковыми средствами. Так, в модуле «Общий английский язык» используются учебные игры, представляющие собой учебные ситуации, целью которых является достижение определенной учебной цели (например, «Собеседование в авиакомпании»). В модуле «Общий английский язык авиационной направленности» применяются ролевые игры, целью которых является формирование навыков межличностного общения и коммуникативного взаимодействия в условиях совместной профессиональной деятельности (например, «Заболевший пассажир на борту»). В модуле «Радиообмен на английском языке» используются деловые игры, моделирующие предметный и социальный аспекты профессиональной деятельности пилотов, отражающие ее содержание и технологии, а именно необходимость решения операторских задач средствами

иностранного языка (например, «Пожар двигателя», «Отказ системы навигации», «Разгерметизация»).

Таким образом, уровневая языковая подготовка пилотов в системе повышения квалификации, организованная с использованием технологий модульного обучения, а также принципов контекстного и личностно-деятельностного подходов при отборе содержания и средств обучения, позволяет организовать обучение пилотов профессионально ориентированному английскому языку в кратчайшие сроки. Взаимосвязь и преемственность между модулями, а также учебными блоками в их структуре обеспечивают системность и преемственность уровней языковой подготовки, обеспечивая целостность системы формирования личности пилота.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. - М.: ИЦ ПКПС, 1999.-75 с.

2. Новиков А.Н., Букалова Г.В. Модульная технология как средство повышения качества обучения в вузе // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 2. - С. 39-42.

3. Тимофеева Ю.Ф. Роль модульной системы высшего образования в формировании творческой личности педагога-инженера // Высшее образование в России. - 1993. - № 4. - С. 119.

4. Чошанов М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения // Педагогика. - 1997. -№ 2. - С. 21-29.

5. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения // Советская педагогика. - 1990. - № 1. - С. 55-60.

Поступила в редакцию 03.04.2013. В окончательном варианте 03.04.2013.

UDC378

MULTI-LEVEL LANGUAGE TRAINING OF PILOTS WITHIN THE SYSTEM OF ADVANCED PROFESSIONAL TRAINING

M.N. Ovsyannikova

Samara State University 1 Academic Pavlov str., Samara, 443011 E-mail: maroats@yandex.ru

The article presents language training of civil aviation pilots as an essential component of their advanced professional training which is the necessary condition ofproviding flight safety. The author proves the necessity of continuous language training ofpilots which becomes possible in the conditions of multi-level training with the use of module training techniques. The model of multi-level language training ofpilots is presented. The conclusion is made about the necessity for language training levels to be systemic and successive in order to provide integrity of the system of a pilot's personality development.

Key words: advanced professional training of pilots; flight safety; continuous language training; multi-level language training; module training techniques.

Original article submitted 03.04.2013. Revision submitted 03.04.2013.

Maria N. Ovsyannikova, postgraduate student of Department of Theory and Methods of Professional Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.