Научная статья на тему 'Уровень знаний по вопросам планирования тренировочного процесса у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом'

Уровень знаний по вопросам планирования тренировочного процесса у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖЕНЩИНЫ / ФИТНЕС / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / ПЛАНИРОВАНИЕ / ЗНАНИЯ / ЖіНКИ / ФіТНЕС / ТРЕНУВАЛЬНИЙ ПРОЦЕС / ПЛАНУВАННЯ / ЗНАННЯ / FEMALE / FITNESS / TRAINING PROCESS / PLANNING / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ягелло Владислав, Ягелло Марина, Козина Жаннета Леонидовна

Целью исследования явилось определение уровня знаний по вопросам планирования тренировочного процесса у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом. Основным методом исследования явилось анкетирование. В исследовании приняли участие 100 женщин в возрасте 16-48 лет, занимающиеся фитнесом в трёх фитнес-центрах г. Гданьска и Сопота. Выявлен общий уровень знаний по вопросам планирования тренировочного процесса, а также его связь с возрастом, тренировочным стажем и уровнем образования занимающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The level of knowledge about the planning of training process of female engaged in recreational fitness

The aim of the study was to determine the level of knowledge about the planning of training process of female engaged in recreational fitness. The main method of investigation was questioning. The study involved 100 female aged 16-47 years engaged in fitness in three fitness centers in Gdansk and Sopot. The general level of knowledge of the planning of training process and its relationship with age, training experience and level of education was revealed.

Текст научной работы на тему «Уровень знаний по вопросам планирования тренировочного процесса у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом»

Уровень знаний по вопросам планирования тренировочного процесса у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом

Владислав Ягелло1, Марина Ягелло1, Жаннета Козина 2

2Академия Физического Воспитания и Спорта в Гданьске

2Харьковский национальный педагогический университет имени Г.С.Сковороды

Аннотации:

Целью исследования явилось определение уровня знаний по вопросам планирования тренировочного процесса у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом. Основным методом исследования явилось анкетирование. В исследовании приняли участие 100 женщин в возрасте 16-48 лет, занимающиеся фитнесом в трёх фитнес-центрах г. Гданьска и Сопота. Выявлен общий уровень знаний по вопросам планирования тренировочного процесса, а также его связь с возрастом, тренировочным стажем и уровнем образования занимающихся.

Ключевые слова: женщины, фитнес, тренировочный процесс, планирование, знания.

Ягелло Владислав, Ягелло Марина, Козина Ж.Л. Рівень знань з питань планування тренувального процесу у жінок, що займаються рекреаційним фітнесом. Метою дослідження було визначення рівня знань з питань планування тренувального процесу у жінок, що займаються рекреаційним фітнесом. Основним методом дослідження було анкетування. У дослідженні взяли участь 100 жінок у віці 16-48 років, що займаються фітнесом у трьох фітнес-центрах м. Гданьська та Сопота. У досліджуваних виявлено загальний рівень знань з планування тренувального процесу, а також його зв'язок з віком, тренувальним стажем і рівнем освіти.

жінки, фітнес, тренувальний процес, планування, знання.

Jagiello Wladyslaw, Jagiello Marina, Kozina Zh.L. The level of knowledge about the planning of training process of female engaged in recreational fitness. The aim of the study was to determine the level of knowledge about the planning of training process of female engaged in recreational fitness. The main method of investigation was questioning. The study involved 100 female aged 16-47 years engaged in fitness in three fitness centers in Gdansk and Sopot. The general level of knowledge of the planning of training process and its relationship with age, training experience and level of education was revealed.

female, fitness, training process, planning, knowledge.

Введение.

В последние годы существенно возрастает заинтересованность населения в здоровом режиме жизни. Одним из главных элементов такого поведения является физическая активность. Наиболее распространённым видом этой деятельности являются занятия фитнесом [3]. Растущая популярности этой формы физической активности обусловлена, прежде всего, повышением работоспособности, поддержанием красоты и укрепления здоровья [4, 5]. Достижение указанных эффектов предъявляет высокие требования не только к профессионализму тренеров, но также требует определенного уровня знаний и у самых занимающихся [1, 6].

С учётом изложенного целью настоящего исследования явилось определение уровня знаний по вопросам планирования тренировочного процесса у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом. В результате достижения поставленной цели предполагалось получить ответ на следующие вопросы:

Какой уровень знаний по вопросам планирования тренировочного процесса представляет исследуемая группа?

Имеется ли дифференциация уровня знаний в зависимости от цели тренировки, возраста занимающихся, тренировочного стажа и образования?

Работа выполнена по плану НИР Академии Физического Воспитания и Спорта в Гданьске и плану НИР Харьковского национального педагогического университета имени Г.С.Сковороды.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Основным методом исследования явилось анкетирование. Анкета содержала вопросы как общего характера (возраст, образование, тренировочный стаж, главная цель тренировки и источники приобретения © Владислав Ягелло, Марина Ягелло, Козина Ж.Л.2

знаний), так и вопросы, касающиеся планирования тренировочного процесса.

Анкета была построена по принципу однократного выбора (по каждому вопросу только один ответ).

В исследованиях приняли участие 100 женщин в возрасте 16-48 лет, занимающиеся фитнесом в трёх фитнес-центрах г. Гданьска и Сопота. Возраст большинства из них находился в диапазоне 18-31лет (82%). Испытуемые декларировали разные цели своих тренировочных занятий. Для снижения жирового компонента занимается 46 женщин, для повышения выносливости - 28, увеличения мышечной массы -14, и для увеличения мышечной силы - 12.

Результаты исследований.

Результаты проведенного исследования показали, что исследуемая группа продемонстрировала, в общем, средний уровень знаний по вопросам, касающихся планирования тренировочного процесса - 64% ответов были правильными. Однако среди занимающихся 44% показали низкий уровень знаний (рис. 1).

Выявлены различия в уровне знаний у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом, в зависти от задачи тренировочного процесса (рис. 2). Самый высокий уровень знаний проявили женщины, которые тренируются для повышения выносливости (67%).

Распределение уровней знаний в зависимости от возраста занимающихся указывает на определённую неоднородность результатов (рис. 3). В группе до восемнадцатилетнего возраста все исследуемые женщины демонстрирует средний уровень. Высокий показатель выявлен в возрастной группе свыше 40 лет - 40% и 26-31 лет 35%.

Тренировочный стаж существенно влияет на распределение уровней знаний по вопросам планирования тренировочного процесса (рис. 4). В группе

1O7

высокий

cредний

низкий

Рис.

1. Распределение уровня знаний по вопросам планирования тренировочного процесса у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом (п=100).

70

Л

Й

Й

ч

&

О

Л

8

о

и

Л

ч

л

а

«

л

60

50

40

30

20

повышение увеличение

выносливости, п=28 мышечной массы,

п=14

понижение жировой увеличение массы, п=46 мышечной силы,

п=12

Рис. 2. Уровень знаний по вопросам планирования тренировочного процесса у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом, в зависимости от направленности тренировочных занятий (% от максимального

результата)

>40

32-40

н

Ч

н"

Ц 26-31

со

о

т

18-25

<18

низкий

средний

высокий

100

0

20

80

100

40 60

Количество исследуемых, %

Рис. 3. Соотношение уровней знаний по вопросам планирования тренировочного процесса у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом, в зависимости от возраста, %

>3

т

е

л

т

с

й

ы

н

ч

о

в

о

н

е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

реТ

<1

низкий

средний

высокий

66,6

16,'

55,5

0

10

20

60

70

30 40 50

Количество исследуемых, %

Рис. 4. Уровень знаний по вопросам планирования тренировочного процесса у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом, в зависимости от тренировочного стажа, %

Низкий

высшее

е

и

н

а

в

о

оаз

р

б

О

среднее

профессиональное

учащиеся

Средний

Высокий

60

90

0 10 20 30 40 50 60

Количество исследуемых, %

Рис. 5. Уровень знаний по вопросам планирования тренировочного процесса у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом, в зависимости от образования, %

2

тренирующихся свыше трех лет 25% исследуемых женщин проявили высокий уровень знаний. Самый низкий результат обнаружен в группе занимающихся, тренировочный стаж которых составил мене года (55%).

Образование является фактором, влияющим на уровень знаний женщин, занимающихся рекреаци-онно фитнесом (рис. 5). С повышением образования растет количество исследуемых с высоким уровнем знаний.

Результаты проведенного исследования свидетель-

ствуют о том, что женщины, занимающиеся рекреационным фитнесом, обладают средним уровнем знаний по вопросам планирования тренировочного процесса и уступают по этому показателю мужчинам на 6%

[2].

Все исследуемые женщины осознают значение правильной структуры тренировочного занятия и упражнений, направленных на растягивание мышц после занятий. Они также хорошо проинформированы о том, какую организационно-методическую форму занятий следует применять для достижения

конкретных целей тренировки - увеличения мышечной силы, увеличения мышечной массы, снижения жирового компонента или повышения выносливости. В этом вопросе коэффициент правильных ответов составлял 80%. Однако следует отметить, что этот показатель несколько ниже, чем у мужчин - 88% [2].

Самый низкий коэффициент правильных ответов обнаружен по вопросам методики тренировки - количества повторений, длительности отдыха и величины нагрузок [7].

Одним из показателей, дифференцирующих уровень знаний исследуемой группы, является направленность занятий. Женщины, тренирующиеся для повышения выносливости и увеличения мышечной массы, продемонстрировали самый высокий коэффициент правильных ответов. В данной группе больше всего оказалось женщины, которые занимаются для снижения жировой массы. Эта тенденция также подтверждается результатами исследования Kmszewski

[3]. Цитируемый автор пришёл к выводу, что среди женщин, занимающихся рекреационным фитнесом, главным направлением их тренировок является желание снизить общую массу.

Возраст и тренировочный стаж оказались показателями, дифференцирующими уровень знаний исследуемой группы женщин. По мере их повышения возрастает и уровень знаний. Аналогичная тенденция обнаружена в исследовании 98 женщин, занимающихся рекреационным фитнесом, при определении уровня их знаний по вопросам питания [1]. Уровень образования существенным образом влияет на знания по вопросам планирования тренировочного процесса. Этот показатель, пожалуй, наиболее отчётливо дифференцирует исследуемую группу.

Выводы.

1. Женщины, занимающиеся рекреационным фитнесом, демонстрируют средний уровень знаний по

вопросам планирования тренировочного процесса. Однако самый высокий уровень знаний исследуемые проявляют по общим вопросом тренировочного процесса - структуры занятия и значения упражнений, растягивающих мышцы.

2. В группе тренирующихся для снижения жировой массы (%) и повышения мышечной массы относительно большее представительство женщин с высоким уровнем знаний (соответственно 17,4 и 16 %).

3. Основным фактором, влияющим на структуру распределения уровней знаний по вопросам планирования тренировочного процесса у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом, является уровень образования и тренировочный стаж.

Литература:

1. Ягелло В, Вечорек В, Ягелло М. [2011]. Уровень знаний по вопросам питания у женщин, занимающихся рекреационным фитнесом. Physical education of students. Kharkov regional branch of national olympic committee of Ukraine, Kharkov state academy of design and arts. Scientific journal, №3 , p. 112-115.

2. Ягелло В, Вечорек В, Ягелло М. [2011]. Уровень знаний по вопросам планирования тренировочного процесса мужчин, занимающихся рекреационным фитнесом. Physical education of students. Kharkov regional branch of national olympic committee of Ukraine, Kharkov state academy of design and arts. Scientific journal, № 4 - принято к печати.

3. Kruszewski M. [2005]. Podnoszenie ci^zarow i kulturystyka [Hard athletica and bodybuilding]. Biblioteka Trenera, Centralny Osrodek Sportu. Warszawa.

4. Kruszewski M., Demeilees L. [2006]. Kulturystyka dla kazdego [Bodybuilding for everyone]. Siedmiorog. Wroclaw.

5. Matella K. [2008]. Fitness. Zdrowie i uroda [Fitness. Health and beauty]. Wydawnictwo Literat, Torun.

6. Poliszczuk T., Jankowska E., Norkowski H. [2010]. Professional competence of fitness instructors. Physical Education and Sport. AWF Warszawa, V 54, pp. 157-163.

7. Sozanski H. (red.): Podstawy treningu sportowego. Biblioteka Trenera. Centralny Osrodek Sportu, Warszawa 1999

Поступила в редакцию 25.06.2010г.

Ягелло Владислав , д.н. ФВс, проф.

Ягелло Марина Козина Жаннета Леонидовна, д.н.ФВС wjagiello1@wp.pl

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.