Научная статья на тему 'Уровень восприимчивости студентов первых курсов вузов нефилологических специальностей к семантике слов определенной части речи (на примере темы «Имя существительное»)'

Уровень восприимчивости студентов первых курсов вузов нефилологических специальностей к семантике слов определенной части речи (на примере темы «Имя существительное») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
184
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ВОСПРИИМЧИВОСТИ / СЕМАНТИКА / ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ / ПРЯМОЕ ЗНАЧЕНИЕ / ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / LEVEL OF RECEPTIVITY / SEMANTICS / THE NOUN / LITERAL MEANING / FIGURATIVE MEANING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лаврищев А. И.

В данной статье приведено содержание одного из разделов констатирующего эксперимента, проведенного автором в ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» на базе двух факультетов: экономики и управления и юридического при изучении студентами первых курсов нефилологических специальностей дисциплин «Русский язык и культура речи» и «Иностранный (английский) язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEVEL OF FIRST-YEAR STUDENTS OF NON-PHILOLOGICAL SPECIAL SUBJECTS RECEPTIVITY TO SEMANTICS OF THE DEFINITE PART OF SPEECH (THE SUBJECT "THE NOUN" TAKEN AS AN EXAMPLE)

The content of one section of the experiment is given in the article. First-year students of the economics and management department and the law department of Oryel State University took part in it.

Текст научной работы на тему «Уровень восприимчивости студентов первых курсов вузов нефилологических специальностей к семантике слов определенной части речи (на примере темы «Имя существительное»)»

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

А.И. ЛАВРИЩЕВ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры

профильного обучения иностранным языкам Орловского государственного университета Тел. 8 (910) 748-99-59; tutor-of-english@mail.ru

УРОВЕНЬ ВОСПРИИМЧИВОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕРВЫХ КУРСОВ ВУЗОВ НЕФИЛОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ К СЕМАНТИКЕ СЛОВ ОПРЕДЕЛЕННОЙ ЧАСТИ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»)

В данной статье приведено содержание одного из разделов констатирующего эксперимента, проведенного автором в ГОУ ВПО «Орловский государственный университет» на базе двух факультетов: экономики и управления и юридического при изучении студентами первых курсов нефилологических специальностей дисциплин «Русский язык и культура речи» и «Иностранный (английский) язык».

Ключевые слова: уровень восприимчивости, семантика, имя существительное, прямое значение, переносное значение.

Языковое развитие человека осуществляется не как последовательное формирование одной, затем другой и так далее языковых способностей и не как сумма отдельных, независимых друг от друга частичных изменений, а как одновременное совершенствование целого комплекса взаимообусловленных компонентов языковой способности, их функциональных связей, происходящее поэтапно.

Если обучающийся обнаруживает продвижение в развитии какого-либо компонента лингвистической способности, то это предполагает определенный уровень его языкового развития в целом и достаточную сформированность других его компонентов. Поэтому уровень восприимчивости обучающихся к семантике слов изучаемой части речи свидетельствует о степени их общего лингвистического развития при обучении морфологии.

Восприимчивость к семантике слов определенной части речи предполагает следующие навыки: 1) способность видеть многозначность слов данной части речи, наличие прямых и переносных значений; 2) владение синонимическими рядами частей речи, умение производить синонимические замены; 3) способность классифицировать слова данной части речи по лексико-семантическим группам; 4) умение воспроизводить понятийный и образный план художественного текста (или строить свое собственное высказывание), используя лексику данной части речи.

Исследование развития названных способностей студентов первого курса юридического факультета и первого и второго курсов факультета экономики и управления Орловского государственного университета осуществлялось с помощью констатирующего среза, состоящего из трех заданий.

Первое выявляло уровень развития способности студентов воспринимать лексические значения, многозначность существительных.

© А.И. Лаврищев

Задание 1. Русский язык

Составьте с каждым из данных существительных столько словосочетаний или предложений, сколько лексических значений (прямых и переносных) вы знаете в этом слове.

Армия, число, план, земля, дело; павильон, галерея, горизонт, редакция, оборот; опал, ветошь, суета, пурпур, трущоба.

Выбор этих слов определяется тем, что все они -общеупотребительные и представлены в УМК для массовой средней школы Н.М. Шанского. Все представленные существительные могут быть разбиты на три группы. Первые пять слов - общеупотребительные существительные, часто встречающиеся в речи, интересные своей полисемией: «армия» и «число» имеют 5 значений, «план» - 6, «земля» - 7, «дело» - 15. Вторую группу составляют слова, значения которых не всегда понятны обучающимся, их ввод в контекст более труден. Это следующие многозначные существительные: «павильон» - 2 значения, «галерея» и «горизонт» - 5, «редакция» - 6, «оборот» - 8. Третья группа - однозначные: «опал» и «ветошь» и многозначные: «суета» - 2, «пурпур» и «трущоба» - 3 (существительные, мало знакомые обучающимся и редко употребляющиеся ими).

Наблюдения над употреблением в речи студентов существительных, имеющих семантику трех типов сложности, позволило более объективно судить о развитии восприимчивости обучающихся к семантике слов изучаемой части речи.

Таблица 1

Группы слов 1-й курс Юридический факультет 1-й курс Факультет экономики и 2-й курс Факультет экономики и

управления управления

% студентов, правильно употребивших

существительные в контексте

1. армия число план земля дело 98 100 98 100 98 100 100 98 98 100 100 100 98 100 100

2. павильон галерея горизонт редакция оборот 88 96 89 94 90 92 100 92 96 95 90 100 93 94 96

3. ветошь опал суета пурпур трущоба 29 20 81 53 71 33 25 88 74 81 30 24 88 69 79

Английский язык

Существительные, представленные в задании на английском языке, относятся к тем же трем группам, что и в задании на материале русского языка. 1-я группа: “place”, “land”, “gallery” - каждое имеет 9 значений; “book” и “production” - по 8. 2-я группа: “landscape” - 2 значения, “activity” - 3, “circumstance” - 5, “impression” и “development” -

6. 3-я группа - однозначные: “fortress” и “permission” и многозначные: “charity” и “behaviour” - 3, “route” - 5.

Таблица 2

Группы слов 1-й курс Юридический факультет 1-й курс Факультет экономики и управления 2-й курс Факультет экономики и управления

% студентов, правильно употребивших существительные в контексте

1. place land gallery book production 92 90 94 98 88 96 92 94 100 94 98 96 94 100 98

2. landscape activity circumstance impression development 60 75 58 72 66 76 84 70 74 74 84 84 66 72 70

3. fortress permission charity behaviour route 42 20 21 33 41 52 27 36 44 46 48 24 29 39 42

Данные таблиц иллюстрируют определенную возрастную обусловленность развития восприимчивости обучающихся к семантике существительных. Студенты первых курсов указанных факультетов обладают достаточно высоким уровнем отвлеченного мышления, что позволяет им использовать многозначные существительные в переносных, абстрактных значениях. Это проявляется в большей степени при работе с существительными из русского языка, чем из английского. Например, слово «армия» помимо употребления в значении «совокупность всех вооруженных сил государства» также использовалось опрошенными обучающимися и в переносном обобщенном значении - «большое количество людей, объединенных каким-либо делом» (армия рабочих, например). Слово «число» в первую очередь используется студентами в следующих значениях: «понятие, служащее выражением количества» и «день месяца». При этом достаточное число обучающихся понимают данное слово как «количество кого-либо, чего-либо» (большое чис-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ло людей) и «состав, совокупность кого-либо, чего-либо» (я был в числе писателей).

В английском языке средний показатель правильности употребления существительных первой группы (среди всех факультетов и курсов) составил 94%. Больший показатель восприимчивости к таким словам, как “land” («земля, суша») и “production” («производство, получение»), студен-тами-второкурсниками факультета экономики и управления (по сравнению с остальными опрошенными) обусловлен, на наш взгляд, следующим. Во время второго года обучения в университете обучающиеся упомянутого факультета изучают тему «Географическое положение Великобритании. Климат и рельеф», а также выполняют различные виды работы с текстами по специальности (т.е. экономической направленности). Таким образом, указанные существительные знакомы им не только из школьного курса английского языка, но и входят в список активной лексики вузовского курса.

Следует отметить, что в целом большинство опрошенных нами студентов используют многозначные слова (обоих языков) в одном-двух прямых значениях. Для подлинного же лингвистического развития человека недостаточно усвоения минимума элементарных языковых явлений. Необходимо овладение им многослойной семантикой родного языка (конкретными и отвлеченными, прямыми и переносными значениями слова).

Способность обучающихся классифицировать существительные по лексико-семантическим группам исследовалась двумя заданиями срезовой работы. Одно из них требовало группировки существительных по указанным в задании лексикосемантическим группам.

Задание 2

Русский язык

Выпишите имена существительные в следующем порядке: называющие

1) конкретные предметы окружающего мира (вещи, людей, животных),

2) явления природы, 3) общественные явления, 4) совокупность предметов (вещей, людей),

5) различные вещества, 6) качества,

7) действия и состояния.

Лиса, песок, молоко, восстание, отвага, ходьба, молодежь, листва, серебро, самолет, ураган, парад, студенчество, синева, работа, чернила, дрожь, береза, вьюга, человечество, революция, храбрость, мармелад, медведица, война, помощь, доброта, заморозки, выборы, путешественник, дремота, ширь.

Английский язык

Write down the nouns in this order: 1) medicine,

2) weather, 3) professions,

4) furniture, 5) environment, 6) buildings,

7) musical instruments.

A residence, a secretary, a cupboard, drums, fog, nature, a lawyer, sunshine, a vitamin, a palace, a wall unit, a police officer, rain, a guitar, a cottage, grass, syrup, a bookshelf, frost, a cathedral, a plant, a mechanic, a piano, air, a tablet, a castle, a musician, an armchair, a violin, pollution, a storm.

Таблица 3

Классификация студентами существительных по лексико-семантическим группам (русский язык)

Названия лексикосемантических групп существительных 1-й курс Юридический факультет 1-й курс Факультет экономики и управления 2-й курс Факультет экономики и управления

% студентов

Конкретные предметы окружающего мира (вещи, люди, животные) 88 96 94

Явления природы 98 100 98

Общественные явления 94 96 100

Совокупность предметов (людей, вещей) 92 94 92

Вещества 98 100 100

Качества 92 98 96

Действия и состояния 90 98 98

Таблица 4

Классификация студентами существительных по лексико-семантическим группам (английский язык)

Названия лексико-семантических групп существительных 1-й курс Юридический факультет 1-й курс Факультет экономики и управления 2-й курс Факультет экономики и управления

% студентов

Medicine 90 98 98

Weather 96 98 100

Professions 98 100 100

Furniture 92 98 94

Environment 88 96 94

Buildings 92 98 96

Musical instruments 96 100 100

Отметим, что в зaдaнии Ha мaтеpиaле pyccraro языга успєшнєє дpyгиx oбyчaющимиcя ^^ссифи-циpyютcя сущєствитєльньіє, oбoзнaчaющие веще-

ства и явления природы, в меньшей степени - названия совокупности предметов, качеств, действий и состояний, то есть существительные, сложные своей отвлеченностью (собирательность, совокупность), а также нетипичностью значения для данной части речи (качества, действия). Показательно, что ни один студент не смог правильно сгруппировать конкретные существительные, имеющие типичное общекатегориальное значение «предмет». Многие включили в данную группу собирательные (листва, молодежь) и вещественные (мармелад).

В задании на материале английского языка студентами лучше других классифицировались существительные по следующим группам: 1) professions (профессии); 2) musical instruments (музыкальные инструменты), 3) weather (погода). Самой неудачной для систематизации оказалась группа “environment” (окружающая среда). Низкие результаты здесь обусловлены тем, что многими испытуемыми (средний показатель по всем факультетам - 11%) были смешаны понятия двух групп: “weather” (погода) и “environment” (окружающая среда).

В следующем задании в отличие от предыдущего не были указаны лексико-семантические группы имен существительных. Студентам предлагалось не только сгруппировать слова, но и подобрать к ним обобщающее слово. Перечень существительных был дополнен словами со значением количества, а конкретная лексика более подробно представлена названиями неживых предметов, животных, людей.

ЗАДАНИЕ3

Русский язык

Распределите слова по тематическим группам, подберите слово, называющее общее значение сгруппированных слов.

Лиственница, восьмерка, крестьянство, фламинго, лягушка, вестибюль, аквалангист, аристократия, парашют, сотня, ребятня, гепард, стюардесса, известь, гололедица, тушь, ураган, бунт, композитор, единица, дрожжи, распутица, честность, перемирие, жар, чернота, зевота, блокада, высь, косьба.

Предполагалась следующая классификация слов:

1. Лиственница, вестибюль, парашют (неживые) предметы.

2. Фламинго, лягушка, гепард - животные.

3. Аквалангист, стюардесса, композитор -люди (профессии).

4. Гололедица, ураган, распутица - явления природы.

5. Бунт, перемирие, блокада - общественные явления.

6. Известь, тушь, дрожжи - вещества.

7. Крестьянство, аристократия, ребятня - совокупности людей.

8. Честность, чернота, высь - качества.

9. Ходьба, жар, зевота - действия и состояния.

10. Восьмерка, сотня, единица - количества.

Английский язык

A thriller, a businessman, a channel, darts, a duck, a mystery, a conductor, cheese, a motorbike, a plain, population, an orchestra, a cow, pneumonia, gymnastics, a mountain, a ferry, a soap opera, a designer, a plane, beef, cough, a career, judo, a lion, audience, a desert, chocolate, an actress, fever.

1. A lion, a cow, a duck - animals.

2. Chocolate, beef, cheese - food.

3. Gymnastics, darts, judo - kinds of sport.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. A motorbike, a ferry, a plane - means of transport.

5. An actress, a designer, a businessman -professions.

6. A mystery, a career, population - abstract nouns.

7. An orchestra, a conductor, audience - music.

8. A channel, a soap opera, a thriller - television.

9. Pneumonia, cough, fever - an illness.

10. A desert, a plain, a mountain - relief.

Таблица 5

Классификация студентами существительных по лексико-семантическим группам (русский язык)

Названия лексикосемантических групп существительных 1-й курс Юридический факультет 1-й курс Факультет экономики и управления 2-й курс Факультет экономики и управления

% студентов, правильно и полно сгруппировавших существительные

Конкретные неживые предметы 82 90 84

Животные 78 88 84

Люди (профессии) 93 97 96

Явления природы 48 61 65

Общественные явления 48 63 61

Вещества 50 58 54

Совокупность людей 48 56 50

Качества 68 78 74

Действия и состояния 54 62 70

Количества 92 96 96

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Таблица 6

Классификация студентами существительных по лексико-семантическим группам (английский язык)

Названия лексикосемантических групп существительных 1-й курс Юридический факультет 1-й курс Факультет экономики и управления 2-й курс Факультет экономики и управления

% студентов, правильно и полно сгруппировавших существительные

Animals 90 92 98

Food 86 94 94

Kinds of sport 84 92 90

Means of transport 76 84 80

Professions 70 80 78

Abstract nouns 52 58 54

Music 44 52 52

Television 78 82 76

An illness 14 22 18

Relief 76 92 96

Результаты работ показали, что уровень восприимчивости студентов к семантике существительных и навык ряда мыслительных операций (классификации, обобщения и абстрагирования) остаются на достаточно низком уровне развития. Отметим, что ни один из обучающихся не выполнил правильно все задание ни по русскому, ни по английскому языку. Правильно, но неполно - менее 40% исследуемых. Из них: юридический факультет - 32%, 1-й курс факультета экономики и управления - 38%, 2-й курс факультета экономики и управления - 36%.

Достаточно большое количество правильно сгруппированных существительных, называющих количество, обусловлено, на наш взгляд, уровнем развития логического мышления студентов в целом. Что касается таких групп, как «профессии» и «животные» и «конкретные неживые предметы», то высокий показатель правильных ответов - результат накопления обучающимися определенного социального опыта. Тем не менее существительные сложной семантики довольно плохо классифицируются студентами. Причиной этому является отсутствие систематической работы по формированию навыка семантической классификации слов. Поэтому здесь большую роль в успешности выполнения задания играют индивидуальные особенности обучающихся, их лингвистическая одаренность.

Более успешно студентами всех курсов группируются названия животных, профессий людей и количеств. Значение количества ярко выделяется

среди прочих своей нетипичностью, а названия животных и профессий общеупотребительны, хорошо знакомы обучающимся и легко отграничиваются от абстрактных существительных. Несколько хуже классифицируются слова, обозначающие общественные и природные явления (отвлеченные существительные).

Плохо группируются «признаковые» слова и названия действий и состояний (нетипичные для существительных значения). Иногда то же самое случается и с вещественными существительными (в данном случае происходит смешивание с конкретными названиями неживых предметов). Ни один студент не смог правильно и полно сгруппировать собирательные существительные. Конкретная лексика, неся основное категориальное значение существительного, зачастую с трудом вычленялась обучающимися из всего ряда слов. Тогда, как правило, собирательные существительные объединялись испытуемыми с названиями профессий людей в одну группу - «люди». Обучающиеся не чувствовали грамматическое отвлеченное значение «совокупности» и группировали слова, ориентируясь на близость конкретных лексических значений.

Именно поэтому, как мы полагаем, многие группы сформированы неполно. Так, одной из самых распространенных ошибок было объединение слов «известь» и «тушь» как «жидкости». Существительные «чернота» и «высь», по мнению одних, обозначают явления природы, а другие утверждают, что слова «чернота» и «честность» следует классифицировать какчеловеческие качества.

В задании на материале английского языка лучше всех студентами были систематизированы существительные следующих категорий: 1) animals (животные), 2) food (еда), 3) kinds of sport (виды спорта). Несколько хуже результат в группах слов, обозначающих абстрактные существительные и музыкальные явления. Главной неожиданностью исследования стал очень низкий показатель правильной классификации понятий, связанных с болезнями. Можно констатировать, что студенты всех факультетов абсолютно не справились с этой частью теста.

В заключение отметим, что во всех исследуемых группах многие студенты не смогли подобрать обобщающие слова к правильно сгруппированным существительным. Способность совершать логико-грамматические операции обобщения и абстрагирования оказалась развита хуже, чем чувство семантики слов определенной части речи и навык семантической классификации, общий уровень их сформированности также невысок.

A.I. LAVRISHCHEV

THE LEVEL OF FIRST-YEAR STUDENTS OF NON-PHILOLOGICAL SPECIAL SUBJECTS RECEPTIVITY

TO SEMANTICS OF THE DEFINITE PART OF SPEECH (THE SUBJECT “THE NOUN” TAKEN AS AN EXAMPLE).

The content of one section of the experiment is given in the article.

First-year students of the economics and management department and the law department of Oryel State University took part in it.

Key words: level of receptivity, semantics, the noun, literal meaning, figurative meaning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.