Научная статья на тему 'Уровень воспитанности учащихся младших классов'

Уровень воспитанности учащихся младших классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3346
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧАЩИЕСЯ / МЛАДШИЕ КЛАССЫ / ВОСПИТАННОСТЬ / ШКОЛА / PUPILS / JUNIOR SCHOOL / CIVILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Светлана Михайловна

В статье обсуждается проблема воспитания детей школьного возраста, приводятся данные исследования уровня воспитанности учащихся младших классов. Дается характеристика эстетического, экологического, экономического, трудового и нравственного аспектов воспитанности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEVEL OF CIVILITY AMONG JUNIOR SCHOOL STUDENTS

The article addresses the problem of education of school-age children and research results on the level of civility among junior school students are given. The paper presents the characteristics of the aesthetic, ecological, economic, labor and moral aspects of the education of pupils.

Текст научной работы на тему «Уровень воспитанности учащихся младших классов»

УДК 796.311.46.22

УРОВЕНЬ ВОСПИТАННОСТИ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ

Светлана Михайловна ЗАЙЦЕВА

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, аспирант кафедры теории и методики физического воспитания; средняя общеобразовательная школа № 36, г. Белгород, Российская Федерация, учитель,

e-mail: sobyanin@bsu.edu.ru

В статье обсуждается проблема воспитания детей школьного возраста, приводятся данные исследования уровня воспитанности учащихся младших классов. Дается характеристика эстетического, экологического, экономического, трудового и нравственного аспектов воспитанности школьников. Ключевые слова: учащиеся; младшие классы; воспитанность; школа.

Актуальность исследования. Как известно, воспитание является важнейшей составляющей педагогического процесса. Оно призвано обеспечить полноценную социализацию подрастающего поколения посредством приобщения молодежи к накопленному человечеством культурно-историческому

опыту. Во все времена основной целью воспитания было целенаправленное формирование личности, отражающей наиболее актуальные запросы общества и его развития. С учетом состояния и развития общества меняется уровень и содержание воспитанности нового поколения. Поэтому, прежде чем начинать целенаправленный воспитательный процесс, необходимо знать исходный уровень воспитанности молодежи.

Проблема воспитания подрастающего поколения становится в последние годы особенно острой. Она обусловлена нестабильным состоянием общества, определенными тенденциями в экономическом и идеологическом развитии страны, противоречиями в системе образования, воспитания, нравственным опустошением молодежи, ее мировоззренческой дезориентацией в современных социальных условиях.

Решение задач воспитания детей, учащейся молодежи не только актуально, но и чрезвычайно сложно. Причем в каждой возрастной группе, например, среди учащихся общеобразовательных учреждений разных классов, имеются свои особенности в содержании и построении методики воспитательной работы.

Целенаправленное воспитание детей необходимо начинать с самого раннего возраста, что позволяет добиваться планируемых

результатов в педагогической деятельности. Поэтому в настоящей работе представлены данные изучения уровня воспитанности учащихся младших классов. Они являются предварительной частью исследования, проводимого для последующей разработки методики воспитательной работы с младшими школьниками.

Методика и организация исследования. В исследовании применялись анализ и обобщение данных специальной литературы, тестирование уровня воспитанности учащихся младших классов, математико-статистическая обработка данных. Исследование выполнялось в рамках регионального эксперимента «Содержание и организация занятий физической культурой в школе на основе народных, подвижных и спортивных игр» (2008- 2011 гг.) в соответствии с Приказом департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области № 1688 от 27 августа 2008 г. В нем принимали участие учащиеся 3 и 4-х классов (75 человек) общеобразовательной школы № 36 г. Белгорода.

Измерение уровня воспитанности и последующая обработка данных производились с помощью методики «Индекс воспитанности школьников», разработанной Н.Н. Кушнаревой и В.С. Кукушкиным для 3-6 классов [1]. Содержание методики предусматривало оценивание нескольких аспектов воспитанности детей: эстетического, экологического, экономического, трудового, нравственного. Измерение производилось однократно в ходе констатирующего обследования.

Результаты исследования и их обсуждение. Изучение специальной литературы свидетельствует о следующих фактах:

- в настоящее время имеется значительное количество публикаций по вопросам воспитания молодежи, возникающих трудностях в воспитательной работе, актуальности проблемы воспитания, значительно обострившейся в обществе в последние годы [2, 3];

- отмечается, что трудности воспитания увеличиваются по мере того, как ребенок взрослеет и реагирует на новые внешние социально-психологические раздражители, которые инициируют его адаптацию к различным явлениям, формируют его мировоззрение, типологию поведения, систему сложившихся ценностей [4, 5];

- в современных условиях педагоги пытаются решать проблемы повышения уровня воспитанности школьников с помощью совместной коллективной творческой деятельности, ведения краеведческой работы, привлечения детей к занятиям художественной самодеятельностью, прикладному народному творчеству, к занятиям спортом, с помощью реализации индивидуально-личностного способа развития, с использованием комплексного подхода, путем взаимосвязи военно-патриотического и физического воспитания, путем применения дифференцированного, культурологического, деятельностного и других традиционных и новых подходов [6-9].

Что касается методики диагностики уровня воспитанности, то традиционно сложились две основные позиции. Одна из них основана на проведении педагогического наблюдения за воспитанниками [1]. Однако этот процесс не всегда эффективен в тех случаях, когда количество наблюдаемых объектов значительно возрастает. Вторая позиция предполагает проведение краткосрочных обследований в виде опросов, тестирования, экспертной оценки [1]. Данная позиция также не является идеальной, поскольку человек в большей степени проявляет себя и свою воспитанность в актах поведения на протяжении продолжительного времени. Поэтому наиболее эффективен на практике третий -комплексный подход, предполагающий и педагогическое наблюдение, и краткосрочную диагностику определенных составляющих личности обследуемых. В нашем иссле-

довании мы обратились первоначально именно к краткосрочному обследованию испытуемых, после которого предполагается систематическое наблюдение за младшими школьниками.

После проведенного диагностирования учащихся младших классов были получены данные, отраженные на рис. 1.

Среднее арифметическое значение, полученное по всем компонентам воспитанности обследованных детей младшего школьного возраста, составляет 69,3 %. На этом основании можно утверждать, что в данной выборке уровень воспитанности немного выше среднего.

На рис. 1 видно, что наиболее высокие показатели выявлены в трудовой, нравственной и экологической воспитанности младших школьников. Их показатели выше 70 % от максимально возможного результата.

Данные факты говорят о том, что, несмотря на глубокие проблемы, существующие в обществе, дети младшего школьного возраста в целом достаточно воспитаны. Вероятно, это связано с ролью семьи, где сохраняется, в основном, благополучная обстановка, а также системы общего образования, дополнительного образования и прочими социальными и педагогическими структурами, способными продолжать эффективную работу с детьми в изменяющихся условиях жизнедеятельности. Особенно важными являются показатели трудовой и нравственной воспитанности, определяющие основу мировоззрения ребенка, его поведение, а также отношение к труду, как способу реализации своих возможностей и потребностей в будущей взрослой жизни.

В то же время наименьшие значения выявлены по показателям экономической и эстетической воспитанности детей. Возможно, экономическая воспитанность в этом возрасте еще не опирается на знания экономических отношений. Кроме того, вероятно, в педагогической теории еще недостаточно обоснованы положения, адекватно связывающие экономику с представлениями о нравственности человека, о сохранении его достоинства, идеалов морали, которые на практике часто вступают в противоречие, например, с успешностью развития бизнеса в современном обществе. С другой стороны, и экономика должна быть гуманистической,

направленной не только на получение прибыли и удовлетворение исключительно материальных потребностей людей, но и на насущные интересы разных слоев и категорий населения, решение давно наболевших социальных проблем, что в итоге также отражалось бы позитивно в уровне воспитанности нашей молодежи.

Характерным и, скорее всего, закономерным является самый низкий показатель, отражающий состояние эстетической воспитанности детей. Причина тут, вероятно, не только в недостаточной работе родителей и педагогов в данном направлении, а и в воздействии объективных факторов окружающей социальной действительности. Например, в настоящее время менее эстетичными стали средства массовой информации, кинематография, отношения между людьми и т. д. Кроме того, в общественном сознании доминирует идеал внешней красоты, а не внутренней, основанной на развитии духовной содержательности личности. Все подобные

явления определяют особенности социальной среды, оказывающей достаточно сильное влияние на подрастающее поколение и во многом определяющее значение даже при условии целенаправленных воздействий родителей и педагогов.

Полученные данные дают почву для формулировки задач стратегии воспитательной работы для педагогов. Но при этом следует учитывать возрастные особенности детей школьного возраста. В связи с этим, необходимо выстраивать содержание воспитательной работы с младшими школьниками, зная, что в этом возрасте дети больше полагаются на взрослых, доверяют им при еще не развитой самооценке и готовности к внешней оценке окружающих. Уже в среднем школьном возрасте такой подход будет не рационален и неадекватен, поскольку в личности школьников происходят значительные изменения во всем организме, в психике, обусловленные наступлением полового созревания.

74

72

70

68

66

64

62

60

58

□ нравственный

□эстетический

□экологический

□трудовой

□экономический

Рис. 1. Показатели воспитанности младших школьников

Заключение. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в целом диагностируемые аспекты воспитанности младших школьников находятся на уровне выше среднего, что говорит о наличии позитивного воспитательного воздействия различных педагогических систем, сохраняющихся в современном обществе.

Вместе с тем полученные результаты следует оценивать с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста.

Выявленные различия в отдельных компонентах воспитанности учащихся показывают неравномерность направленного педагогического воздействия и стихийного влияния окружающей социальной среды на формирование личности ребенка и его поведение.

Наиболее низкие показатели компонентов воспитанности обследованных детей дают основания для планирования и построения перспективной стратегии педагогической деятельности и конкретизации различных задач в сфере воспитательной работы по отдельным направлениям с учащимися младшего школьного возраста. При этом нельзя исключать объективной возможности изменения показателей воспитанности даже за небольшие промежутки времени, потому что дети в этом возрасте очень подвержены внешнему влиянию.

С точки зрения достоверности полученных данных и их информативности необходимо учитывать, что все полученные факты справедливы для обследуемой выборки испытуемых, имеющейся случайности, вариативности показателей, частоте их встречаемости. Кроме того, полученные данные имеют свою специфику, благодаря своеобразию

используемой диагностической методики и субъективной позиции автора исследования, проводящего интерпретацию результатов обследования учащихся.

1. Теория и методика воспитания / В.С. Кукушкин. Ростов н/Д, 2006.

2. Карасова С.Я. Трудовое воспитание в этно-педагогике ногайской семьи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Карачаевск, 2005.

3. Зиганшина Н.Л. Формирование толерантного поведения подростка в семье: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2006.

4. Алиева С.А. Военно-патриотическое воспитание старшеклассников на современном этапе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Махачкала, 2002.

5. Климатова В.В. Идеи и опыт трудового воспитания в народной педагогике Северного Кавказа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2004.

6. Алиева С.Т. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет средствами интегративных форм народного творчества: автореф. дис. . канд. пед. наук. Махачкала, 2004.

7. Арутюнян Т.Г. Взаимосвязь военно-патриотического и физического воспитания школьников допризывного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Красноярск, 2006.

8. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2003.

9. Теория, методика и практика воспитания и организации досуговой деятельности школьников (по материалам работ проф. С. А. Шмакова). Справочник. Липецк, 2008.

Поступила в редакцию 5.08.2011 г.

UDC 796.311.46.22

LEVEL OF CIVILITY AMONG JUNIOR SCHOOL STUDENTS

Svetlana Mikhailovna ZAITSEVA, Belgorod State National Research University, Belgorod, Russian Federation, Postgraduate Student of Theory and Methodics of Physical Education Department; Secondary General School № 36, Belgorod, Russian Federation, Teacher, e-mail: sobyanin@bsu.edu.ru

The article addresses the problem of education of school-age children and research results on the level of civility among junior school students are given. The paper presents the characteristics of the aesthetic, ecological, economic, labor and moral aspects of the education of pupils.

Key words: pupils; junior school; civility; school.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.