Научная статья на тему 'Уровень синтеза знаний развития математического мышления'

Уровень синтеза знаний развития математического мышления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УРОВЕНЬ СИНТЕЗА ЗНАНИЙ / MATH THINKING / SYNTHESIS OF KNOWLEDGE LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сечкина Ирина Викторовна, Сечкин Геннадий Иванович

К ранее сформулированным Р. Атахановым уровням развития математического мышления ( эмпирический, уровень анализа, планирования и рефлексии) авторы добавляют новый уровень — уровень синтеза знаний и раскрывают его отличительные признаки (фундаментальность и универсальность мыслительных операций, способность к обобщению и свертыванию операций).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Synthesis of math thinking knowledge level

R. Atakhanov formulated the level of math mentality development (empirical, analysis level, planning and reflexes). Now the authors add the new level of synthesis of knowledge level and reveal its distinctive features (basic and universal thinking actions, ability for dealings and temporarily close actions).

Текст научной работы на тему «Уровень синтеза знаний развития математического мышления»

должны подаваться так, чтобы вызвать внутреннее непроизвольное управление мыслительной деятельностью обучаемого, то есть форма подачи вопросов тестового задания должна стимулировать мыслительный процесс при усвоении таких, казалось бы, скучных и «необязательных» к усвоению вещей, как нормативы и правила техники безопасности труда. Например, приведем две формулировки одного и того же вопроса:

1. В каком разделе типовой инструкции по охране труда содержится требование о запрете курения на рабочих местах?

2. Существует ли, по Вашему мнению, связь между употреблением алкоголя, курением и употреблением наркотиков и в чем она состоит?

Как видно из этого примера, вторая формулировка быстрее вызовет положительную реакцию у обучаемого, нежели стандартная первая форма вопроса.

Если говорить о четырех критериях оценки качества подготовки специалиста по безопасности жизнедеятельности (профессиональные знания, коммуникативная культура, стремление к профессиональному росту, способность к рефлексии), то можно и весь комплекс педагогических измерительных материалов разбить на соответствующие четыре блока, причем способность к рефлексии и коммуникативная культура заполняют область формирования общепрофессиональных (в том числе ключевых) компетенций специалиста. Следовательно, при композиции тестовых заданий по курсу «Безопасность жизнедеятельности» надо проектировать все четыре блока подготовки специалиста, при этом «воспитательный блок» будет пронизывать как блок «профес-

сиональные знания», так и блок «способность к рефлексии».

Подводя итоги, можно утверждать, что комплексный характер композиции тестовых заданий по курсу «Безопасность жизнедеятельности» является отражением сложной структуры этого курса, а также он обусловлен важностью и многогранностью связанных с ним педагогических проблем.

Библиографический список

1. Сердюк, В. С. Производственная санитария и гигиена труда: учеб. пособие / В. С. Сердюк, Л. Г. Стишенко, Е. Г. Бардина. — Омск : Изд-во ОмГПУ, 2010. — 80 с.

2. Коньшин, Д. В. Просвещение безопасности труда / Д. В. Коньшин, Е. О. Каргаполова // Омский регион — месторождение возможностей : матер. II Региональной молодежной науч.-техн. конф. 14 — 17 апреля 2011 г. Кн. 1. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2011. - С. 393-395.

3. Николаев, С. М. Чрезвычайные ситуации и экологические проблемы / С. М. Николаев — Новосибирс : Гео, 2007. - 379 с.

4. Тихомиров, О. К. Психология мышления : учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. К. Тихомиров — М. : Издательский центр Акдемия, 2007. — 288 с.

БАРДИНА Екатерина Геннадьевна, кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры «Безопасность жизнедеятельности».

Адрес для переписки: e-mail: bardina_55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 31.05.2011 г.

© Е. Г. Бардина

уДК 51:378.147 И. В. СЕЧКИНА

Г. И. СЕЧКИН

Омский государственный технический университет

Омский государственный педагогический университет

УРОВЕНЬ СИНТЕЗА ЗНАНИЙ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ____________________________________________

К ранее сформулированным Р. Атахановым уровням развития математического мышления (эмпирический, уровень анализа, планирования и рефлексии) авторы добавляют новый уровень — уровень синтеза знаний и раскрывают его отличительные признаки (фундаментальность и универсальность мыслительных операций, способность к обобщению и свертыванию операций).

Ключевые слова: математическое мышление, уровень синтеза знаний.

При разработке стандартов третьего поколения высшего профессионального образования центральной идеей стала концепция интеграции науки и образования [1]. Магистральным путем претворения этой идеи в жизнь может и должен послужить синтетический подход в преподавании дисциплин физико-математического направления [2, 3].

Анализ психодидактических основ синтетического подхода в профессиональном математическом

образовании к ранее сформулированным Р. Ата-хановым уровням развития математического мышления (эмпирический, уровень анализа, планирования, рефлексии) позволяет добавить новый уровень — уровень синтеза знаний, который следует непосредственно за уровнем рефлексии и занимает в новой иерархии уровней математического мышления самое высокое, господствующее положение [4, 5].

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011

Цель данной работы — обосновать появление нового уровня развития математического мышления, указать его наиболее существенные психодидактические признаки и привести примеры проявления уровня синтеза мышления в творчестве известных математиков.

Синтез знаний — стратегическая линия при формировании мотивационной, содержательной и операционной компонент учебно-познавательной деятельности обучаемых по следующим причинам:

— синтетическое знание обладает признаками фундаментальности и универсальности, что представляет не только теоретический, но и несомненный практический интерес для обучаемых и преподавателей в условиях усиливающейся конкурентной борьбы между различными типами учебных заведений в сфере образовательных услуг;

— синтетическое знание позволяет инвариантно, многовариантно, оперативно и на современном уровне сформировать фундаментальной ядро новой учебной дисциплины или усовершенствовать содержание «старой» дисциплины;

— синтетическое знание оптимально и при формировании универсальных учебных действий не только по математике, но и по всем другим учебным дисциплинам;

— среди приемов учебной деятельности (наблюдение, анализ, синтез, выделение свойств, выделение главного, сравнение, аналогия, обобщение, конкретизация, моделирование, классификация, перенос) синтез также занимает одно из ведущих положений, так как синтез обязательно присутствует в наблюдении, необходим при обобщении и при классификации [6, 7];

— уровень синтеза знаний в математическом мышлении замыкает иерархию уровней, но и с этого уровня легко спуститься на более низкий уровень, например, на инженерно-конструкторский, где также необходимы синтез и интеграция различных стратегий конструкторского творчества (аналогов, комбинирования, реконструирования, случайных подстановок, универсальной стратегии). Универсальная стратегия ближе всего к стратегии синтеза знаний, поскольку может использовать различные тактические элементы (блоки для построения синтетического знания): интерполяция и экстраполяция; редукция и гиперболизация, дублирование и размножение; конвергенция, трансформация и интеграция [8];

— уровень синтеза знаний — это конечный этап в развитии математического мышления и одновременно самая труднодостижимая цель с точки зрения психодидактики как по объективным, так и по субъективным причинам (генетические и психофизические данные обучаемого, условия обучения, социальная среда, уровень преподавания математики, степень мотивации в обучении математике — все это должно способствовать преодолению трудностей в развитии математического мышления) [9].

Уровень синтеза знаний, на наш взгляд, имеет следующие отличительные признаки:

— высокая степень развития способности к обобщению материала;

— свертывание информации;

— гармоничное сочетание абстрактного и образного типов мышления;

— умение выбрать актуальную тему исследования и умение определить магистральное направление развития научной теории;

— фундаментальность и универсальность информации [10].

В качестве ярких примеров ученых, обладающих уровнем синтеза в математическом мышлении, выделим следующих крупных деятелей науки и техники:

— И. Ньютон и Г. Лейбниц — творцы дифференциального и интегрального исчислений, а И. Ньютон открыл законы механики и закон всемирного тяготения;

— А. Пуанкаре применил новые методы в небесной механике (метод малого параметра, метод неподвижных точек, метод интегральных инвариантов) и заложил основы специальной теории относительности;

— М. В. Келдыш внес большой вклад в развитие космонавтики, вычислительной техники, решил крупные проблемы гидро- и аэродинамики, теории колебаний, теории волн на поверхности тяжелой жидкости, разработал теорию приближений функций полиномами, теорию квазиконформных отображений;

— А. Н. Колмогоров получил глубокие результаты по теории сходимости тригонометрических рядов, теории меры, обобщил понятие интеграла и операций над множествами, внес большой вклад в конструктивную логику и теорию алгоритмов, теорию когомологий, создал аксиоматику теории вероятностей, теорию марковских процессов с непрерывным временем и теорию стационарных и ветвящихся случайных процессов.

Достижение студентами уровня синтеза знаний возможно при соответствующем уровне организации учебно-воспитательной деятельности, чтобы были обеспечены:

— солидная теоретическая и практическая подготовка обучаемых, овладевших ключевыми общекультурными и общепрофессиональными компетенциями;

— высокая степень самостоятельности обучаемых при работе над крупными проектами;

— совместная систематическая деятельность педагога и студента в режиме интерактивного общения;

— эффективная система управления самостоятельной работой студента, когда спроектирована рациональная организация этой работы, определено диагностируемое целеполагание на уровне микро- и макроцелей, проведено научно обоснованное дозирование заданий на самостоятельную работу, сбалансировано формирование специальных и общеучебных умений, разработана технология мониторинга качества образования [11];

— развитие на должном уровне системного, глубокого структурированного мышления, умение обобщать ранее изученный материал и свертывать информации в процессе переработки больших объемов информации; одновременное задействование как абстрактного, так и образного мышления;

— умение успешно использовать в учебных исследованиях и в научном творчестве новые информационные технологии и компьютерные системы.

Подводя итоги данной работы, можно сделать следующее заключение: отличительные особенности уровня синтеза знаний в математическом мышлении (фундаментальность, универсальность, способность к обобщению и свертыванию информации) позволяют педагогу осуществлять целевую ориентацию обучаемых на решение принципиальных проблем науки и техники, на получение полных и законченных результатов в математике и развитие гармонического типа мышления.

Библиографический список

1. Кузнецов, А А О стандарте второго поколения [Текст] /

A. А. Кузнецов, М. В. Рыжаков // Математика в школе. — 2009. - № 2. - С. 3-7.

2. Сечкина, И. В. Концепция единой математики и единой методики преподавания математики [Текст] / И. В. Сечкина, Г. И. Сечкин. — Омский научный вестник. — 2011. — № 1(95) — С. 154-156.

3. Сечкина, И. В. Принцип единой теории межпредметных и внутрипредметных связей [Текст] / И. В. Сечкина, Г. И. Сечкин. - Омский научный вестник. - 2010. - № 2(86). -С. 211-213.

4. Сечкин, Г. И. Психодидактические основы синтетического подхода в профессиональном математическом образовании [Текст] / Г. И. Сечкин // Актуальные вопросы современной педагогической науки : матер. III Межд. заочной науч.-пр. конф. 20 ноября 2010 г. / Отв. ред. М. В. Волкова. - Чебоксары : НИИ педагогики и психологии, 2010. - С. 269-274.

5. Атаханов, Р. Математическое мышление и методика определения уровня его развития [Текст] / Р. Атаханов. -Рига : Педагогический центр «Эксперимент», 2002. - 338 с.

6. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] /

B. В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 1996. - 544 с.

7. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды [Текст] / Д. Б. Эльконин. - М. : Педагогика, 1989. - 554 с.

8. Моляко, В. А. Психология решения школьниками творческих задач [Текст] / В. А. Моляко. - Киев : Рад. школа, 1983. - 95 с.

9. Сечкин, Г. И. Синтез математических дисциплин как научно-методическая проблема : монография [ Текст] / Г. И. Сечкин. - Омск : ОмГПУ, 2005. - 75 с.

10. Крутецкий, В. А. Психология математических способностей школьников [Текст] / В. А. Крутецкий. - Москва, Воронеж : Инс-т практич. психологии: НПО «Модек», 1998. -416 с.

11. Сечкина, И. В. Проектирование и реализация системы самостоятельной работы студентов по математике в аграрном вузе : монография [Текст] / И. В. Сечкина. - Омск : ИВМ ОмГАУ, 2003. - 174 с.

СЕЧКИНА Ирина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры высшей математики.

СЕЧКИН Геннадий Иванович, кандидат физикоматематических наук, доцент (Россия), заведующий кафедрой математического анализа.

Адрес для переписки: е-таіі: bardina_55@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.05.2011 г.

© И. В. Сечкина, Г. И. Сечкин

УДК 378.147 : 741 Д. В. ГОЛОСАЙ

Омский государственный педагогический университет

О РАЗВИТИИ

КОМПОЗИЦИОННОЙ ГРАМОТЫ НА ЗАНЯТИЯХ ПО РИСУНКУ____________________________

Статья посвящена актуальной проблеме обучения композиции на занятиях по академическому рисунку студентов начальных курсов художественно-педагогических вузов. Автор акцентирует композиционные задачи, решение которых активизирует творческую деятельность обучаемых в процессе обучения академическому рисунку.

Ключевые слова: композиция, тон, форма, выразительность, пропорции, ритм, целостность.

Такое понятие, как «композиционная грамота», возможно рассматривать в различных аспектах: как процесс взаимодействия между восприятием объекта, образования, представления о нем и нахождения графических средств его воплощения; как взаимодействие зрительного образа с возможными композиционными закономерностями; умение художника адекватно воспринимать и продуцировать зрительные образы в оптимально выразительные формы и т.д.

Для анализа понятия «композиционная грамота» с педагогической позиции наиболее важна профессиональная сторона процесса ее формирования, опирающаяся на базовые элементы зрительного образа, к которым относятся точка, линия, форма, направление, тон, цвет, структура, размер, масштаб, движение. Присутствуя в той или иной степени в любом зрительном образе, эти элементы кардинально влияют на восприятие и освоение человеком зрительной информации.

Уже никто не подвергает сомнению тезис о том, что композиция является главной формой произведения искусств. Определение термина «композиция» можно найти в публикациях выдающихся художников-практиков: И. Н. Крамского, П. П. Чистякова, К. С. Петрова-Водкина, В. А. Фаворского, К. Ф. Юона и др.

Выявлены основные композиционные закономерности и принципы организации изображения, которые являются универсальными для теории и практики обучения, но вместе с тем однозначного понимания композиции в различных жанрах изобразительного искусства до сих пор нет. Поэтому необходимо проанализировать принципиальные подходы к пониманию композиционной сущности. В. А. Фаворский в своих лекциях по теории композиции писал: «Стремление к композиционности в искусстве есть стремление цельно воспринимать, видеть и изображать разнопространственное и разномерное... а каждый рисунок, претендующий на художествен-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 6 (102) 2011 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.