Научная статья на тему 'Уровень освоенности территории как база устойчивого развития экономики региона'

Уровень освоенности территории как база устойчивого развития экономики региона Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
2187
290
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / УРОВЕНЬ ОСВОЕННОСТИ ТЕРРИТОРИИ / ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСВОЕННОСТЬ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Жукова В.В.

В статье раскрывается понятие «устойчивое развитие региона». Приведены показатели уровня освоенности территории, оказывающие влияние на стабильность, экологическую устойчивость и эффективное развития региона. Автор подчеркивает, что анализ освоенности территории может стать начальным этапом изучения социально-экономического состояния регионов, позволит определить факторы, определяющие их устойчивое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уровень освоенности территории как база устойчивого развития экономики региона»

УДК 332.1

уровень освоенности территории как база устойчивого развития экономики региона

В. В. жУКоВА, аспирант кафедры финансов и кредита E-mail: wiktoria_zhukova@mail. ru Таганрогский институт управления и экономики

В статье раскрывается понятие «устойчивое развитие региона». Приведены показатели уровня освоенности территории, оказывающие влияние на стабильность, экологическую устойчивость и эффективное развития региона. Автор подчеркивает, что анализ освоенности территории может стать начальным этапом изучения социально-экономического состояния регионов, позволит определить факторы, определяющие их устойчивое развитие.

Ключевые слова: регион, устойчивое развитие, уровень освоенности территории, плотность населения, социально-экономическая освоенность региона.

В настоящее время экономика Российской Федерации находится в периоде посткризисного восстановления, где основными направлениями деятельности органов власти должны быть формирование эффективных механизмов развития экономики нового типа, с одной стороны, и стабилизация всех структурных элементов социально-экономического состояния регионов — с другой.

Остроту проблеме устойчивого развития России придает наличие многих дестабилизирующих факторов, неустойчивость стала характерной чертой функционирования экономических систем всех уровней, усиливаются дезинтеграция и поляризация регионов РФ по уровню социально-экономического развития. Недостаточная разработанность институционально-правового обеспечения, необходимого для поддержания высокого уровня экономической безопасности, влияет на эффективность управления устойчивым развитием подсистем национальной экономики.

В этой связи особое значение приобретает понятие устойчивого развития. Содержательная интерпретация данного понятия имеет много спорных и нерешенных вопросов, обусловленных многогранностью изучаемой проблемы, достижением критического уровня во взаимодействии человеческой цивилизации с окружающей средой. В мировом сообществе начинают формироваться теоретические основы этой концепции, которые нашли свое отражение в материалах конференции в г. Рио-де-Жанейро. Сегодня этот термин воспринимается как универсальное понятие, как новая модель развития цивилизации.

Концепция устойчивого развития в России является особенно актуальной, ведь в современной экономике роль регионов как субъектов экономической деятельности постоянно возрастает из-за их нелинейного, асимметричного, волнового и цикличного характера [3].

В экономической науке общепринято анализировать регионы с точки зрения имеющегося природно-экономического потенциала, темпов экономического роста, занимаемого места в экономике страны, эффективности производства, уровня жизни населения. При этом практически не представлено работ по определению уровня освоенности регионов, степени насыщенности территории экономическими, инфраструктурными компонентами. В связи с этим постоянное изменение социально-экономической ситуации в регионах требует постоянного экономико-статистического мониторинга данных направлений.

Анализ освоенности территории может стать начальным этапом изучения социально-экономического состояния регионов и страны в целом, поз-

волит выявить факторы, определяющие устойчивое развитие регионов.

Освоенность территории — это база, на которой протекают экономические процессы роста и развития. От уровня освоенности региона зависят его экономическая эффективность, экологическая безопасность, стабильность и конкурентоспособность по сравнению с другими территориями.

Экономический анализ развития любого региона России, как правило, осуществляют по трем направлениям:

1) изучение освоенности территории региона с точки зрения размещения производительных сил;

2) анализ оборотов и объемов производства;

3) определение эффективности деятельности субъекта Федерации в масштабах страны.

Следует отметить, что в настоящее время практически отсутствуют работы по определению влияния уровня освоенности регионов на их устойчивое экономическое развитие, не проводится сравнительная оценка уровня освоенности среди совокупности субъектов Федерации.

Все структурные изменения экономико-географического пространства в регионах за определенный период времени характеризуются понятием «распространение (размещение) производительных сил». Формой распространения производительных сил является освоение территории — включение в народное хозяйство территорий, до этого имевших природный, неизменный ландшафт. Результат этого процесса отражается в той или иной степени освоенности территории [2].

Под социально-экономической освоенностью региона можно понимать концентрацию на территории данного субъекта основных экономических и инфраструктурных компонентов.

Категория «социально-экономическая освоенность региона» является наиболее обобщенным, комплексным показателем освоенности территории. Нельзя не согласиться с мнением Б. И. Смагина и С. К. Неуймина, которые в своей работе «Освоенность территории: теоретические и практические аспекты» предложили перечень исходных показателей, характеризующих уровень социально-экономической освоенности региона [2]. К числу таких показателей относятся:

• плотность населения — количество чел. на 1 км2;

• фондооснащенность территории — стоимость

основных производственных фондов на единицу площади региона, тыс. руб./км2;

• плотность железных дорог, км/10 000 км2;

• плотность автомобильных дорог, км/100 км2.

Представляется, что этот перечень необходимо

дополнить еще одним показателем, который характеризует уровень освоенности с позиции региональных средств связи. В последние годы все чаще появляются сообщения о серьезных авариях, происходящих в сетях автомобильного и железнодорожного транспорта, на нефте-, газо- и водопроводах, в системах тепло-и электроснабжения, сетях связи и на других объектах городских и региональных сетевых инфраструктур. Подобные происшествия создают серьезные проблемы, сопровождаются крупными материальными потерями. Часто жертвами катастроф становятся люди и окружающая среда. Увеличение потока аварийных ситуаций объясняется прежде всего ростом масштабов и разветвленностью городских и региональных сетевых инфраструктур. Взаимодействие между различного типа сетями (например, электрическими и сетями электротранспорта или сетями газо- и теплоснабжения) в значительной степени осложняет их функционирование и управление.

Проблема обостряется из-за особенностей рыночной экономики, для которой характерно постоянное увеличение количества точек и возможных вариантов взаимодействия между владельцами, операторами, продавцами и покупателями услуг, предоставляемых сетями [1].

По мнению автора, обеспечение безопасности и надежности функционирования региональных сетевых инфраструктур с помощью различных средств связи является определяющим фактором поддержания устойчивого экономического и социального развития регионов России.

Поэтому предлагается дополнить систему показателей освоенности еще одним важным в современных экономических условиях показателем, таким как освоенность региона средствами связи, находящую выражение в количестве единиц средств связи на 1 км2 территории (ед./км2).

Один из богатейших федеральных округов Российской Федерации — Южный федеральный округ (ЮФО) — богат не только природными ресурсами и перспективен экономически, здесь собрано огромное культурное и духовное наследие многих народов и поколений. И весь этот потенциал сегодня умело используется для обеспечения прогрессивного развития регионов ЮФО.

Значение округа во многом определяется его географическим положением. Через территорию

Таблица 1

основные показатели регионов Южного федерального округа в 2011 г., необходимые в целях определения уровня их освоенности

Субъект Российской Федерации Площадь территории, тыс. км2 Численность населения на 01.01.2011, тыс. чел. Средства связи (пользовательское оборудование) на конец 2011 г., тыс. ед. Основные фонды в экономике по полной учетной стоимости на конец 2011 г., млн руб.

Южный федеральный округ 420,9 13 853,7 7 425,1 5 706 003

Республика Адыгея 7,8 440,3 20,0 109 480

Республика Калмыкия 74,7 288,9 209,3 119 600

Краснодарский край 75,5 5 229,2 3 057,9 2 139 060

Астраханская область 49,0 1 010,4 762,1 623 538

Волгоградская область 112,9 2 608,5 1 664,6 1 200 283

Ростовская область 101,0 4 276,4 1 711,1 1 514 042

Российская Федерация 17 098,2 142 914,1 92 857,2 93 185 612

Источник: составлено по данным [4].

Таблица 2

Показатели уровня освоенности регионов Южного федерального округа в 2011 г.

Плотность автомо- Плотность железнодорожных путей общего пользования, км путей на 10 000 км2 территории

Субъект Российской Федерации Плотность населения, чел./км2 Фондоосна-щенность, тыс. руб./км2 бильных дорог общего пользования с твердым покрытием, км дорог на 1 000 км2 территории Освоенность средствами связи, (количество ед./км2

Южный федеральный 32,91 13 556,7 132 154 17,6

округ

Республика Адыгея 56,45 14 035,9 207 205 2,6

Республика Калмыкия 3,87 1 601,1 42 22 2,8

Краснодарский край 69,26 28 331,9 280 277 40,5

Астраханская область 20,62 12 725,3 68 123 15,6

Волгоградская область 23,10 10 631,4 109 143 14,7

Ростовская область 42,34 14 990,5 139 182 16,9

Российская Федерация 8,35 5 450,0 39 50 5,4

Источник: составлено по данным [4].

ЮФО исторически проходят основные транспортные направления «Север — Юг» и «Запад — Восток». Незамерзающие порты на Черном, Каспийском и Азовском морях стали стратегическими пунктами перевалки значительных объемов грузов. Ресурсно-сырьевая база ЮФО — одна из самых богатых в стране. Топливно-энергетические ресурсы представлены нефтью, природным газом, каменным углем. По мнению международных экспертов, по запасам углеводородного сырья район Каспийского бассейна в скором времени может выйти на третье место в мире по добыче энергоресурсов после Ближнего Востока и Сибири. Крупнейшим газовым месторождением общероссийского значения является Астраханское. Важную роль играет также Майкопское месторождение газа [5].

Однако регионы, входящие в ЮФО, развиваются достаточно неравномерно, поэтому необходимо

выявить степень освоенности каждой территории по определенному показателю.

На основе данных Федеральной службы государственной статистики за 2011 г. была составлена таблица показателей, необходимых для последующего расчета показателей уровня освоенности регионов Южного федерального округа (табл. 1) [4].

На базе анализа данных показателей (табл. 1) были рассчитаны показатели освоенности территорий, входящих в Южный федеральный округ (табл. 2).

Плотность населения выступает показателем освоенности территории, интенсивности хозяйственной деятельности людей, территориальной структуры хозяйства. Плотность населения формируется в процессе исторического развития под влиянием экономических законов общественных формаций, уровня социально-экономического

развития общества и природно-географической среды.

Заселенность территории складывается в процессе хозяйственного освоения и выступает не только как один из факторов, способствующих размещению производства в данном регионе, но и является следствием экономического развития страны.

По показателю «плотность населения» в Южном федеральном округе ведущие позиции принадлежат трем регионам: 1) Краснодарский край — 69,26 чел./км2; 2) Республика Адыгея — 56,45 чел./км2; 3) Ростовская область — 42,34 чел./км2.

Южный федеральный округ играет видную роль на миграционном поле страны, являясь одновременно центром притяжения мигрантов из-за пределов страны и из других ее частей, и одним из основных регионов оттока мигрантов. Пожалуй, нет в России иного региона, где бы так ярко были выражены миграционные контрасты и существовали такие мощные встречные потоки переселенцев.

Основные фонды во многом определяют производственный потенциал страны, возможности ее экономического роста. Это важный ресурс общественного производства, материальная основа его дальнейшего развития. Территориальное распределение основных фондов является условием регионального развития производительных сил. Отношение стоимости фондов к площади территориальных единиц дает следующую картину фондо-оснащенности территории Южного федерального округа (табл. 2), согласно которой Краснодарский край имеет значительно более высокую фондо-оснащенность, чем любой другой регион. Следующим регионом по уровню фондооснащенности является Ростовская область, а замыкает тройку лидеров ЮФО по данному показателю Республика Адыгея.

Дорожное хозяйство представляет собой один из крупнейших сегментов общественного достояния России. Без дорожной сети не могут быть реализованы статьи Конституции РФ, в которых гарантируются права на свободу передвижения граждан, на свободное перемещение товаров и услуг, единство экономического пространства. Важную роль играют автомобильные дороги в решении социальных задач, реализации приоритетных национальных проектов ЮФО. Существенно усиливается роль автомобильных дорог с активизацией участия России в глобальном развитии мировой экономики.

Развитие транспорта в Южном федеральном округе имеет важное геополитическое, экономическое и стратегическое значение для России.

Развитость дорожной сети Южного федерального округа превышает средние показатели по России. Вместе с тем большая часть дорог нуждается в модернизации. Более 60 % федеральных дорог и более 80 % территориальных в Южном федеральном округе не соответствует нормативам. Основной проблемой является недостаток финансирования. Финансирование дорожного строительства с 2000 г. сократилось примерно в 3 раза [9].

Наибольшей плотностью автомобильных и железнодорожных дорог в ЮФО располагает Краснодарский край. За ним по этим показателям следуют Республика Адыгея и Ростовская область.

Значение федеральных автомобильных дорог Южного региона в обслуживании международных транспортных связей подтверждается тем, что автомагистрали «Дон», «Кавказ», «Каспий» с выходами на сопредельные государства — Казахстан, Азербайджан и Грузию — включены в основной маршрут международного транспортного коридора «Север — Юг» и его ответвления.

По обеспеченности автомобильными дорогами с твердым покрытием регион занимает второе место в России после Центрального федерального округа. Протяженность автомобильных дорог общего пользования составляет 68,8 тыс. км, из которых 94 % имеют твердое покрытие. Протяженность федеральных дорог — 6,8 тыс. км.

Из анализа данных табл. 2 видно, что по показателю «оснащенность средствами связи» первое место занимает Краснодарский край, в котором 40,5 ед. связи на 1 км2. В Ростовской области данный показатель составляет 16,9 ед. связи на 1 км2, что в 2,4 раза меньше, чем в Краснодарском крае. На третьем месте в ЮФО находится Астраханская область, оснащенность средствами связи которой составляет 15,6 ед. связи на 1 км2.

Остальные регионы испытывают недостаток в наличии телекоммуникационных средств связи, что в значительной степени затрудняет процесс передачи информации в кратчайшие сроки. Региональным властям необходимо разрабатывать программы повышения эффективности методов внедрения новейших технологий в процесс модернизации средств телекоммуникационной связи, а также вносить актуальные предложения о комплексе мер по утилизации устаревшего оборудования, переработке

электронного лома и возможностях привлечения дополнительных инвестиций для модернизации средств связи.

Для оценки уровня социально-экономической освоенности регионов предлагается расчет интегрального показателя, численное значение которого представляет собой процедуру сведения разнокачественных характеристик (частных показателей освоенности территории) к единой величине.

Задача его построения по заданным значениям показателей х1 х . хп может рассматриваться как снижение размерности признакового «-мерного пространства до единицы. Считается, что для оценки уровня освоенности территории региона может быть использована методика определения интегрального показателя эффективности [2].

Рассмотрим т регионов, для каждого из которых вычислены п частных показателей освоенности региона. Тем самым мы имеем матрицу Х следующего вида:

Л

X =

Л

V Хт1 Хт2

где х .. — значение /-го показателя в 7-м регионе.

Каждая строка данной матрицы отражает значение всех частных показателей освоенности в каком-либо регионе, а каждый столбец — значение того или иного частного показателя для всех рассматриваемых объектов (регионов):

Т =-

Хок Хрос

где хок — значение признака к для /-го региона; хрос — среднее арифметическое значение признака по РФ;

х ,, х , — размах вариации признака к по

тах. о№ тт. ок г г г

округу.

_ 1 т

т=- & ,

_ т =1

где Т — средние показатели в каждом регионе;

Y1 — плотность населения;

Y2 — фондооснащенность;

Y3 — плотность автомобильных дорог общего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пользования с твердым покрытием;

Y4 — плотность железнодорожных путей общего пользования;

Т5 — освоенность средствами связи.

Как видно, показатели освоенности регионов ЮФО (табл. 3) выстроены в порядке уменьшения освоенности региона и роли в экономике округа. На первом месте по уровню освоенности находится Краснодарский край. Департамент экономического развития Краснодарского края опубликовал отчет «О социально-экономической ситуации в Краснодарском крае в 1 квартале 2011 года», в котором отражены основные тенденции экономического развития края. Согласно этому документу в первом квартале текущего года социально-экономическая ситуация в крае улучшена по многим направлениям деятельности [6]. Это связано с проведением в городе Сочи Олимпиады в 2014 г., для чего направлены инвестиции в инфраструктуру Черноморского побережья Краснодарского края.

Однако в связи с последними событиями в Краснодарском крае, вызванными наводнениями в Крымске и Геленджике, устойчивые позиции региона пошатнутся. По мнению экономистов, это будет «идеальный шторм» не только для региона и России в целом, но и для всей мировой экономики. Специалисты считают случившееся техногенной и экологической катастрофой, которая может пошатнуть устойчивое развитие Краснодарского края.

Существует мнение, что вторым после Краснодарского края лидирующим регионом является Ростовская область, однако исследование показало,

Таблица 3

Место регионов Южного федерального округа по показателям уровня освоенности территории

х

х

х

х

21

22

х

тах. ок тт ок

Регион У1 У2 У3 У4 У5 У ср

Краснодарский край 1,013 0,890 0,933 0,856 0,926 0,924

Республика Адыгея 0,706 0,608 0,735 0,321 —0,074 0,459

Ростовская область 0,420 0,518 0,519 0,357 0,303 0,423

Волгоградская область 0,294 0,365 0,225 0,194 0,245 0,265

Астраханская область 0,122 0,286 0,187 0,272 0,269 0,227

Республика Калмыкия 0,013 0,110 —0,069 —0,144 —0,069 —0,076

Источник: рассчитано по данным [4].

что это не так. По уровню освоенности второе место занимает Республика Адыгея. Экономика республики развивается быстрыми темпами, и в 2011 г. были достигнуты хорошие результаты в социальной и экономической сфере. При этом приоритетными задачами для региональных властей в 2012 г. являются:

• развитие транспортной инфраструктуры и телекоммуникаций;

• увеличение темпов строительства;

• модернизация учреждений здравоохранения [7].

Решение данных задач повысит уровень освоенности региона, и, как следствие, укрепит устойчивое развитие Республики Адыгея.

В экономике и социальной сфере Ростовской области в 2011 г. продолжался восстановительный рост. По сравнению с 2010 г. выросли индексы промышленного производства, валовой продукции сельского хозяйства, оборот розничной торговли и общественного питания, грузооборот, внешнеторговый оборот. Сократилась численность официально зарегистрированных безработных [8].

Эти все показатели говорят об увеличении темпов развития региона, росте показателей освоенности и повышении устойчивого развития региона.

Устойчивое социально-экономическое развитие региона характеризуется его способностью обеспечивать положительную динамику уровня и качества жизни населения за счет сбалансированного воспроизводства социально-экономического, природно-ресурсного и инновационного потенциала, в основе которых лежат процессы освоения территорий регионов. Чем выше уровень освоенности региона, тем выше его экономическая эффективность, которая обеспечит конкурентоспособность региона,

а соответственно, и стабильность. Взаимосвязь данных составляющих обеспечивает устойчивое региональное развитие.

Список литературы

1. Комашинский В. Интеллектуализация — основа безопасности региональных сетевых инфраструктур // Технологии и средства связи. 2008. № 2.

2. Смагин Б. И., Неуймин С. К. Освоенность территории региона: теоретические и практические аспекты: монография. Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2006.

3. Ушакова О. А. Устойчивое развитие региона — основа социально-экономического развития общества: сборник материалов I Всероссийской научно-практической конференции, прошедшей в Москве 22—29.03.2010, на тему «Регионы России: проблемы и перспективы экономического развития». М., 2010. URL: http://www. econference. ru/blog/conf05/130.html.

4. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики (Росстат). URL: http:// www. gks. ru.

5. URL: http://www. smsr-senclub. ru/region/ index. php?SECTION_ID=352.

6. URL: http://www. krasnodar-region. com/ economics/87-economics/495-krasnodar-region-economics-growing. html.

7. URL: http://www. minecora. ru/content. php?id=2&pid=237&cid=1.

8. URL: http://www. donland. ru/Default. aspx?pageid=107454.

9. URL: http://www. donland. ru/Default. aspx?pageid=86889.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.