Научная статья на тему 'Уровень интеллектуальной компетентности студента'

Уровень интеллектуальной компетентности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРА / КРИТЕРИИ / УРОВНИ / ДИАГНОСТИКА / INTELLECTUAL COMPETENCE / STRUCTURE OF THE INTELLECTUAL COMPETENCE / CRITERIA / LEVELS / DIAGNOSTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кострова Ю. С.

В статье обосновывается необходимость формирования интеллектуальной компетентности студентов. Дано авторское определение интеллектуальной компетентности, раскрыты сущность и структура интеллектуальной компетентности. Компоненты интеллектуальной компетентности соотнесены с показателями и уровнями ее сформированности. Представлены результаты исследования уровня интеллектуальной компетентности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student intellectual competence level

In the article the necessity to formating the intellectual competence of students is proved. The author's definition of the intellectual competence is given, revealed the essence and structure of the intellectual competence. Components of the intellectual competence are correlated with its rates and levels of the formation. The results of the research of the level of the intellectual competence of students are presented.

Текст научной работы на тему «Уровень интеллектуальной компетентности студента»

дискуссия

журнал научных публикаций

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Ю. С. Кострова, соискатель, ассистент, кафедра высшей математики, Рязанский государственный агротехнологический университет, г. Рязань, Россия, julia-alpha@rambler.ru

УРОВЕНЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА

Инновационные процессы во всех сферах жизни общества предъявляют повышенные требования к подготовке будущего специалиста. Помимо высокого уровня профессиональных знаний и умений, это должна быть инициативная, готовая к инновациям личность, обладающая активной жизненной позицией, способная системно мыслить и действовать, «самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия»1. К сожалению, сложилась ситуация, когда у большинства студентов отсутствует интерес и мотивация к учебе, низкая познавательная активность, замедленная скорость протекания мыслительных операций, шаблонность мышления. Несмотря на весомый багаж знаний, учащиеся не способны применить его для решения нестандартных задач, не укладывающихся в известные алгоритмы. Однако современные «требования рынка жестки и вполне определенны - нужны люди, не только и не столько знающие, сколько обладающие определенным набором компетентностей, необходимых для успешного освоения современных профессий. В современном мире знание само по себе перестает быть ценностью»2. Потребность современного общества в людях не просто знающих, но и умеющих применять эти знания для решения конкретных задач, способных действовать креативно, творчески, выстраивать логику рассуждений в незнакомой ситуации детерми-

нировала переориентацию образовательного процесса на компетентностный подход. Согласно Концепции модернизации российского образования, цель современного профессионального образования - подготовка специалистов, обладающих ключевыми компетенциями.

Анализ психолого-педагогической литературы (В. Н. Введенский, С. В.Злобин, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, О. С. Новикова,

A. Н. Тубельский, А. В. Хуторской и др.) позволяет сделать вывод о том, что базовой компетентностью, фундаментом освоения всех образовательных областей, выступает интеллектуальная компетентность.

Анализ работ, посвященных изучению интеллектуальной компетентности, демонстрирует плюрализм мнений относительно трактовки и структуры данной категории, уровней и критериев оценки ее сформированное™. Интеллектуальная компетентность рассматривается учеными как единство интеллектуальных способностей и креативности3 (О. Н. Ярыгин), способность приобретать и применять знания для саморегуляции и установления взаимоотношений4 (Л. В. Арьяева), «наличие аналитических навыков в сочетании с умением мыслить в категориях комплексных взаимосвязей»5 (Г. П. Ланец,

B. Ю. Лаптева). С позиций онтологической теории, как свойство порождающих ее структур ментального опыта, рассматривают интел-

Требования рынка жестки и вполне определенны - нужны люди, не только и не столько знающие, сколько обладающие определенным набором компетентностей, необходимых для успешного освоения

современных профессий. В современном мире знание само по себе перестает быть ценностью.

№ 8 (16) ОКТЯБРЬ 2011

дискуссия

журнал научных публикаций

рационально

лектуальную компетентность Е. Ю. Савин6 и М. А. Холодная7.

Интеллектуальная компетентность, по мнению автора, представляет собой единство логических приемов умственной деятельности, интеллектуальных способностей, креативности и способности к самообразованию и самовоспитанию. Интеллектуальная компетентность проявляется в стремлении к самообразованию, личностному самосовершенствованию, творческой самореализации. Она детерминирует способность планировать свою деятельность, легко адаптироваться к происходящим изменениям, свободно ориентироваться в информационном пространстве, анализировать и выстраивать траекторию действий в нестандартной ситуации. Интеллектуальная компетентность проявляется также в способности ориентироваться в мире социокультурных и духовно-нравственных ценностей.

Опираясь на идеи С. А. Дружилова, И. А. Зимней, Л. М. Ми-тиной, А. В. Хуторского, О. Н. Ярыгина о структуре компетентности, автор определил компонентный состав интеллектуальной компетентности.

В структуре интеллектуальной компетентности автор выделяет пять взаимосвязанных компонентов:

• мотивационно-ценностный (отражает наличие ценностных ориентаций и мотивов выполнения деятельности);

• когнитивный (характеризуется наличием необходимых для выполнения деятельности знаний);

• деятельно стный (определяет способность оптимально использовать имеющиеся знания и умения на практике);

• коммуникативный (характеризуется умени-

Интеллектуальная компетентность рассматривается учеными как единство интеллектуальных способностей и креативности, способность приобретать и применять знания для саморегуляции и установления взаимоотношений, «наличие аналитических

навыков в сочетании с умением мыслить в категориях комплексных взаимосвязей»

свои мысли, выстраивать межличностные отношения); • рефлексивно-оценочный (отражает умение анализировать и оценивать результаты своей деятельно сти).

В рамках новой образовательной парадигмы учебные заведения среднего и высшего образования сталкиваются с проблемой измерения уровня интеллектуальной компетентности. Это связано с недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической теории и практике, отсутствием согласованности в выделении уровней и критериев оценки сформированное™ интеллектуальной компетентности.

Автор считает, что критериями сформированное™ интеллектуальной компетентности выступают:

1. Устойчивая мотивация к выполнению профессиональной деятельности.

2. Совокупность знаний и умений, которыми обладает специалист-выпускник.

3. Умение ставить и решать профессиональные задачи, осуществляя необходимую поисково-познавательную деятельность.

4. Способность к рефлексии.

Показатели и уровни сформированное™

ем аргументированно и грамотно излагать интеллектуальной компетентности соотнесе-

^р^^ЙИ^ ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Таблица 1

Соотношение компонентов, показателей и уровней сформированное™ интеллектуальной

компетентно сти

Компоненты Показатели Уровни

Воспроизведение готовых

знании Низкий

Когнитивный Владение основными мыслительными операциями

Деятельностный Применение знаний в нестандартной ситуации Средний

Способность к ведению

Коммуникативный учебного диалога

Умение работать в группе Выше среднего

Рефлексивно-оценочный Способность к рефлексии

Мотивация

Мотивационно-ценностный Способность к самообразованию Высокий

ны с компонентами интеллектуальной компетентности и представлены в табл. 1.

Низкий уровень интеллектуальной компетентности предполагает владение студентом системой базовых знаний и способность применять их при решении стандартных задач, а также умение осуществлять основные мыслительные операции.

Средний уровень интеллектуальной компетентности подразумевает владение студентом основным комплексом знаний, умение применять эти знания для решения сложных задач алгоритмического характера и простейших нестандартных проблем, использование мыслительных операций для более эффективной организации учебно-познавательной деятельности, хорошую ориентацию в учебном диалоге.

Уровень выше среднего характеризуется хорошими знаниями и умениями, стремлением к их постоянному обновлению и совершенствованию, умением выстраивать логику

рассуждении и доказательств в нестандартной ситуации, навыками командной работы, способностью к рефлексии.

Высокий уровень интеллектуальной компетентности предполагает глубокую систему знаний, способность применять имеющиеся знания и умения к задачам профессионального характера, стремление к поиску новой информации, необходимой для решения поставленной задачи, прогнозирование и оценивание путей решения проблемы и возможных последствий, ведение дискуссии по существу обсуждаемой проблемы, умение работать в группе, способность к рефлексии, высокую учебно-познавательную мотивацию, стремление к самообразованию.

Для оценки уровня интеллектуальной компетентности студентов - будущих специалистов был осуществлен диагностический срез в соответствии с разработанными критериями и уровнями. В исследовании приняли участие 318 студентов. Полученные данные

Рис. 1. Уровень интеллектуальной компетентности

№ 8 (16) ОКТЯБРЬ 2011

ДИСКУССИЯ

журнал научных публикаций Ж

демонстрируют низкий и средний уровни интеллектуальной компетентности у подавляющего большинства студентов (74,9 %). Выявилось отсутствие системности и целостности знаний, неумение работать с информацией, применять знания в нестандартных ситуациях, слабая мотивация. Высокий уровень интеллектуальной компетентности продемонстрировали 9,1 % (29 чел.) студентов, выше среднего - 16 % (51 чел.), средний - 48,1 % (153 чел.), низкий - 26,8 % (85 чел.). Результаты диагностического среза в процентном соотношении представлены на рис. 1.

Результаты диагностического среза подтвердили наличие проблемы подготовки интеллектуально компетентно стных специалистов, обозначили недостаточную эффективность традиционной системы обучения и необходимость поиска путей решения данной проблемы в рамках новой образовательной парадигмы.

Одним из путей повышения уровня интеллектуальной компетентности студентов является использование в образовательном процессе активных методов обучения, в частности, метода проектов. Позволяя развивать творческие способности, самостоятельность, креативность, гибкость мышления, метод проектов как нельзя лучше соответствует целям образования с точки зрения компетентностного подхода. Реализация метода проектов повышает эмоциональный тонус студентов, дает возможность раскрепоститься, свободно высказывать свою точку зрения, максимально раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал. Проекты учат студентов мыслить самостоятельно, а не просто подражать и копировать. Проектное обучение развивает способность решать профессиональные задачи и проблемы, вырабатывает навыки контроля и самоанализа, учит нести ответственность за принимаемые решения.

Таким образом, одним из приоритетных направлений образовательной политики высшей школы является подготовка интеллектуально компетентностного специалиста. Однако результаты проведенного исследования

демонстрируют невысокий уровень интеллектуальной компетентности. Данная проблема обусловлена недостаточной разработанностью вопроса формирования интеллектуальной компетентности в педагогической теории и практике, а также неэффективностью методик обучения в рамках новой образовательной парадигмы. Использование активных методов обучения позволит не только успешно освоить учебный материал, но и сформировать личность креативную, коммуникабельную, готовую к инновациям, способную к творческой деятельности и самообразованию. Щ)

1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. II Официальные документы в образовании. 2002. № 4. С. 4.

2. Ковалева Т. М. Школьные умения и ключевые компетентности - что общего и в чем различие II Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. -Красноярск, 2003. С. 67.

3. Ярыгин О. Н. Формирование интеллектуальной компетентности студентов 1Т-специальностей в процессе изучения дискретной математики: Автореф. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Тольятти, 2007.

4. Арьяева Л. В. Дидактические условия формирования интеллектуальной компетентности учащихся в информационном взаимодействии с учителем: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01.-СПб.,2008.

5. Ланец Г. П., Лаптева В. Ю. Система профессиональных компетентностей руководителя II Письма в Эмиссия. Оффлайн [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2009/1312.htm (дата обращения: 22.08.2011).

6. Савин Е. Ю. Перспективы изучения интеллектуальной компетентности на основе онтологической теории интеллекта II Психология когнитивных процессов: Материалы всероссийской научно-практической конференции. - Смоленск, 2007. С. 112- 117.

7. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2002.

Данные демонстрируют низкий и средний уровни интеллектуальной компетентности у подавляющего большинства студентов (74,9 %).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.