Научная статья на тему 'Уровень доверия и мотивация рискованного поведения представителей молодежной субкультуры «Эмо»'

Уровень доверия и мотивация рискованного поведения представителей молодежной субкультуры «Эмо» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
677
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ РИСКА / СУБЪЕКТИВНОЕ ДОВЕРИЕ / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / RISK MOTIVATION / SUBJECTIVE TRUST / YOUTH SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кленова Милена Александровна

В работе представлен теоретический анализ проблемы взаимосвязи понятий «риск», «доверие», «мотивация риска», показана перспективность изучения социально-психологических особенностей представителей молодежных субкультур на примере «Эмо». Применение психодиагностического инструментария («Экспресс-шкала доверия» М. Розенберга, авторская анкета для изучения выраженности мотивации риска) на выборке подростков-неформалов позволило выявить, что уровень доверия в этой группе очень низкий, он взаимосвязан с мотивами риска ради любви и интереса. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован педагогами-психологами образовательных учреждений для диагностики и коррекции социально-психологических особенностей, в частности, уровня доверия в среде подростков-неформалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Level of Trust and Risky Behavior Motivation in Representatives of the Youth Emo Subculture Group

The article presents theoretical analysis of the problem of the interrelation of notions «risk», «trust», and «risk motivation». It presents the perspective of social and psychological study of subculture representatives' peculiarities; subculture group «emo» is taken as an example. Utilization of psychological and diagnostic tools («Express-scale of trust» M. Rosenberg, original questionnaire for studying expression of risk motivation) on a sample of teenagers, who belong to some subculture, allowed todetermine, that the level of trust in this group is very low. The level of trust is connected with motives of risk for the sake of love and interest. Applied aspect of the problem under study can be realized by teachers-psychologists of educational institutions for diagnostics and correction of social and psychological peculiarities, particularly the level of trust, in the environment of teenagers that belong to some subculture.

Текст научной работы на тему «Уровень доверия и мотивация рискованного поведения представителей молодежной субкультуры «Эмо»»

Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2(10)

social views, which allows to take into consideration the socio-cultural context. The article reveals the interrelation between social views on profession and dynamics of students' self-actualization. It presents the results of empirical research, carried out on the students' sample (n = 30; 17-19 years old; first, second and third-year students of the Institute of additional professional education, specialization «Management») with the use of the following diagnostic tools: projective essay on the topic «My views on profession», dynamics of personal self-actualization test CAT (L. E. Gozman, Y. E. Aleshina, M. V. Zagica, M. V. Kroz). The article shows that in the process of training students undergo changes in the system of interconnection between self-actualization and views on profession. First-year students' optimistic views on profession are supported by a fairly high indices for different scales of self-actualization. During the second year ambivalent views on profession are supported by the decline for some scales of self-actualization. During the third year indicators of self-actualization are rising, and views on profession are taking a skeptical orientation. The applied aspect of the problem under study can be implemented in counseling practice of psychological services. Key words: social views, group and individual consciousness, professional views, personal self-actualization, dynamics of self-actualization, personal self-actualization in profession.

References

1. Andreeva G. M. Psichologiya sotsial'nogo poznaniya (Psychology of social knowledge). Moscow, 2000. 139 p. (in Russian).

2. Abul'khanova K. A. Sotsial'nye predstavleniya lichnosti (Social representations of the personality). Sovremennaya psikhologiya : sostoyanie i perspektivy issledovaniya. Ch. 3. Social 'nye predstavlenija i myshlenie lichnosti (Modern psychology : current status and prospects of research. Part. 3 : Social notion and individuals thinking). Moscow, 2002, pp. 88-103 (in Russian).

3. Shamionov R. M., Tugusheva A. R. Predstavleniya o sotsial'noy uspeshnosti i samoopredelenii molodezhi (Notions of social success and self-determination of young people). Psihologicheskaya nauka i obrazovanie (Psychological science and education). Available at: http://psyjournals.ru/ psyedu/ 2009, no. 3 (accessed: 15 January 2014) (in Russian).

4. Aleshina Ju. E. Sotsial'no-psikhologicheskie metody issle-dovaniya supruzheskich otnosheniya (Socio-psychological research methods of the marital relationship). Moscow, 1987. p. 91-114 (in Russian).

УДК 316.37

УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ И МОТИВАЦИЯ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ «ЭМО»

М. А. Кленова

Милена Александровна Кленова - кандидат психологических наук, ассистент, кафедра социальной психологии образования и развития, Саратовский государственный университет, Россия E-mail: milena_d@bk.ru

В работе представлен теоретический анализ проблемы взаимосвязи понятий «риск», «доверие», «мотивация риска», показана перспективность изучения социально-психологических особенностей представителей молодежных субкультур на примере «Эмо». Применение психодиагностического инструментария («Экспресс-шкала доверия» М. Розенберга, авторская анкета для изучения выраженности мотивации риска) на выборке подростков-неформалов позволило выявить, что уровень доверия в этой группе очень низкий, он взаимосвязан с мотивами риска ради любви и интереса. Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован педагогами-психологами образовательных учреждений для диагностики и коррекции социально-психологических особенностей, в частности, уровня доверия в среде подростков-неформалов.

Ключевые слова: мотивация риска. субъективное доверие. молодежная субкультура.

Введение

Исследование молодежных субкультур представляет большой научный интерес для социальных психологов. Субкультура как сообщество людей, противопоставляющих себя обществу, несомненно, сталкивается с разного рода ри-

сками. Изучение риска, в свою очередь, также является одним из приоритетных направлений современной социальной психологии. В нашем исследовании осуществлена попытка изучения мотивации риска и ее взаимосвязи с таким социально-психологическим явлением, как доверие, на примере группы представителей молодежной субкультуры «Эмо».

Теоретический анализ проблемы

Риск и доверие довольно часто связываются, однако их соотношения недостаточно ясны. В исследовании Т. П. Скрипкиной доверие определяют как механизм, направленный на объединение человека, с одной стороны, со своими ценностями, потребностями, интересами и желаниями, т. е. собственной субъектностью, а с другой - той частью мира, с которой он собирается вступить во взаимодействие. Доверие квалифицируют как социально-психологическое явление, механизмом которого является социальная установка, формирующаяся благодаря одновременной направленности психики человека в мир и в самого себя [1, с. 224-225].

Прежде чем переходить к результатам исследования, необходимо выяснить соотношение понятий «риск» и «доверие» и объяснить, почему

© Кленова М. А., 2014

именно эти социально-психологические явления легли в основу проведенного исследования.

Доверие - это вид установки, которая состоит из трех компонентов:

1) когнитивного: включает прогноз предполагаемого поступка, основанный на знаниях и представлениях о мире, людях, типах отношений, о социальных и нормах поведения, а также на знаниях о себе и предположениях о своих возможностях, основанных на прошлом опыте;

2) эмоционально-оценочного: с одной стороны, предположение об уровне безопасности объекта, с которым субъект собирается вступить во взаимодействие, и оценка значимости этой ситуации в целом, с другой - оценка собственных возможностей в данной ситуации и последствий намечаемого поведения для личности;

3) поведенческого, в котором проявляются формально-динамические стороны доверия: мера, избирательность в конкретной ситуации; в результате каждой ситуации взаимодействия человек получает новый опыт, который может влиять на изменение прошлых установок [1, с. 226].

В исследовании Т. К. Дас (T. K. Das) доверие рассматривается в трех инстанциях:

- основанное на прошлом опыте, так называемое предшествующее доверие;

- субъективное восприятие, или субъективное доверие;

- действие, следующее из субъективного доверия - поведенческое доверие [2, с. 86-90].

Исследуя взаимосвязь между субъективным доверием и воспринятым риском, можно отметить, что первое обращено к оценке вероятности, воспринятый риск также является оценкой вероятности, но он определяется как вероятность неблагоприятных результатов, а доверие связано с оценкой вероятности выполнения желаемого действия. Риск также - оцененная вероятность отсутствия желаемого результата. Таким образом, можно сделать вывод, что и доверие, и риск основаны на вероятности. Этот вывод подтверждает гипотезу о том, что доверие сходно с риском по этому критерию.

Говоря об анализе доверия, сопряженного с риском, обозначенным как «ожидание», необходимо отметить, что ситуация опасности создает потребность в доверии, а риск - своего рода результат доверия. Как бы парадоксально это ни звучало, но доверие как особый вид риска включает неуверенность, вероятность и ожидание. Другими словами, доверие может также включать ожидание как компонент риска, но, прежде всего, это позитивное ожидание, в отличие от риска, где примерно одинаково расцениваются и позитивное, и негативное ожидания.

Исходя из анализа доверия как достижения результата, можно отметить, что проявление доверия в рискованной ситуации или по отношению к другому человеку предполагает достижение какого-либо результата. Любая ситуация риска

- это непременно ожидание положительного результата. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что и риск, и доверие связаны с ожиданием положительного результата. Более подробный теоретический анализ сходства и различия феноменологии понятий «риск» и «доверие» - в исследовании, проведенном нами ранее [3, с. 98-100]. В исследовании молодежных субкультур также можно встретить обращение к феномену доверия. В. Т. Жежерун и Н. В. Замятина в своей работе рассматривают философский аспект доверия Богу представителей готической субкультуры [4].

В своей работе мы также сосредоточиваем внимание на мотивации рискованного поведения «Эмо»-подростков. Ранее нами были проведены исследования, касающиеся готовности к риску и субъективного благополучия представителей молодежной субкультуры «Эмо» [5].

Подводя итог теоретическому обзору рассматриваемой проблемы, необходимо отметить следующее: во-первых, риск и доверие находятся в тесной взаимосвязи. Во-вторых, исследование как мотивации риска, так и субъективного доверия в группе подростков-неформалов представляет большой научный интерес. Принадлежность к какой-либо субкультуре сама по себе является риском, кроме того, поведение, навязываемое стереотипами, относящимися к субкультуре «Эмо», также с большой долей вероятности сопряжено с риском. Не менее интересным, с научной точки зрения, является изучение доверия к окружающим в его взаимосвязи с мотивацией риска со стороны подростков-неформалов.

Выборка, методики и методы исследования

Эмпирическая база исследования составила 40 человек в возрасте 15-19 лет, из них 20 юношей и девушек - представители молодежной субкультуры «Эмо», 20 человек - юноши и девушки, не относящие себя к неформальным молодежным группам. В исследовании применялись методы анкетирования и опроса через Интернет или в личной беседе по вопросам разработанной нами анкеты, а также «Экспресс-шкала доверия» (М. Розенберга).

Результаты исследования и их обсуждение

Мотивация риска определялась при помощи авторского опросника, вопросы которого были составлены исходя из данных, полученных в исследованиях, касающихся изучения мотивации риска, проведенных нами ранее [6, с. 64-66]. Нами были выделены основные мотивы, руководствуясь которыми, испытуемые были согласны пойти на риск: это любовь, интерес, избегание неприятностей, престиж и материальное благополучие.

В результате проведенного исследования установлено, что мотивация риска «Эмо»-

Изв. Сарат. ун-та. Ное. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т. 3, вып. 2(10)

подростков и мотивация риска в контрольной группе, состоящей из молодых людей, не относящих себя к каким-либо неформальным объединениям, несколько различаются, в основном это касается мотива риска ради престижа. В обеих выборках этот мотив занимает нижнюю строчку по популярности выбора: в группе «Эмо» его указали лишь 3% испытуемых, в контрольной группе - 11%. Наиболее распространен в обеих выборках мотив риска ради любви. Совершить рискованный поступок, руководствуясь данным мотивом, готовы 100% неформалов и 93% испытуемых из контрольной группы. Далее расстановка приоритетов мотивации риска несколько меняется: на втором месте в контрольной группе находится мотив риска ради материального благополучия (75%), в то время как в группе «Эмо» - мотив риска ради интереса (86%). Третью позицию занимает мотив риска ради избегания неприятностей (71% «Эмо» и 78% испытуемых из контрольной группы). Таким образом, установлено, что для неформалов приоритетными мотивами для совершения рискованного поступка являются любовь и интерес, в то время как в контрольной группе - любовь и материальное благополучие.

Обратимся к результатам исследования, посвященным изучению субъективного доверия. Экспресс-шкала доверия, предложенная М. Розен-бергом, состоит из трех вопросов, направленных на определение субъективного доверия. Сравним показатели в двух выборках: общий показатель доверия в группе неформалов ниже, чем в контрольной (1 = 13,077 при уровне значимости p = 0,001). Следует отметить, что в контрольной выборке общий показатель доверия также оказался невысоким (средний балл равен 0,5 при максимальных трех баллах), однако в группе «Эмо» этот показатель намного ниже (0,05 балла).

Проведем сравнительный анализ взаимосвязи уровня доверия и мотивации риска в двух группах. В результате проведенного корреляционного анализа установлено, что уровень доверия связан с такими мотивами риска, как любовь и интерес (г = 0,653 и г = 0,453 при уровне значимости p = 0,01). Эта взаимосвязь наиболее характерна для подростков-неформалов. Уровень корреляционной взаимосвязи в этой выборке оказался несколько выше (мотив риска ради любви/доверие: г = 0,561; мотив риска ради интереса/доверие: г = 0,471 при уровне значимости p = 0,01). Таким образом, установлено, что в обеих выборках мотивация риска связана с уровнем доверия. Другими словами, чем выше уровень доверия, тем более выражена готовность совершить рискованный поступок, полагаясь на мотивы любви и интереса, особенно это характерно для «Эмо»-подростков.

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что мотивация риска в двух выбор-

162

ках отличается по выраженности предпочитаемых мотивов: «Эмо»-подростки проявляют большую готовность к совершению рискованного поступка, руководствуясь мотивами любви и интереса; в контрольной группе преобладает мотивация риска ради любви и материального благополучия. Уровень доверия в обеих выборках довольно низкий, однако у «Эмо»-подростков этот показатель ниже, чем в контрольной группе. Мотивация риска связана с уровнем доверия в обеих выборках: наиболее выражена эта взаимосвязь в группе подростков-неформалов, особенно это касается мотивов риска ради любви и интереса. Таким образом, проведенное исследование показало, что мотивация риска имеет прямую взаимосвязь с доверием: чем выше уровень доверия, чем более выражена мотивация риска.

Библиографический список

1. Скрипкина Т. П. Психология доверия. М., 2000. 264 с.

2. Das T. K. The risk - based view of the trust : a conceptual framework // Journal of Business and Psychology. 2004. Vol. 19, № 1. P. 85-116.

3. Кленова М. А. Теоретический анализ доверия, включающего компоненты риска // Проблемы социальной психологии личности : межвуз. сб. науч. тр. Саратов, 2009. Вып. 7. С. 97-101.

4. Жежерун В. Т., Замятина Н. В. Классическая готика и готическая субкультура : доверие богу и эскапизм обществу. URL: http://www.angelgothic.ru/publ/9-1-0-257 (дата обращения: 24.01.2014).

5. КленоваМ. А. Взаимосвязь социализации, субъективного благополучия и готовности к риску представителей молодежной субкультуры «Эмо» // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2, вып. 4. С. 363-366.

6. Кленова М. А. Мотивация риска и ее особенности в разных этнических группах // Альманах современной науки и образования. № 19 (52). Тамбов, 2011. С. 64-66.

Level of Trust and Risky Behavior Motivation in Representatives of the Youth Emo Subculture Group

Milena A. Klenova

Saratov State University

83, Astrakhanskaya, Saratov, 410012, Russia

E-mail: milena_d@bk.ru

The article presents theoretical analysis of the problem of the interrelation of notions «risk», «trust», and «risk motivation». It presents the perspective of social and psychological study of subculture representatives' peculiarities; subculture group «emo» is taken as an example. Utilization of psychological and diagnostic tools («Express-scale of trust» M. Rosenberg, original questionnaire for studying expression of risk motivation) on a sample of teenagers, who belong to some subculture, allowed todetermine, that the level of trust in this group is very low. The level of trust is connected with motives of risk for the sake of love and interest. Applied aspect of the problem under study

Научный отдел

can be realized by teachers-psychologists of educational institutions for diagnostics and correction of social and psychological peculiarities, particularly the level of trust, in the environment of teenagers that belong to some subculture.

Key words: risk motivation, subjective trust, youth subculture. References

1. Skripkina T. P. Psikhologiya doveriya (Psychology of confidence). Moscow, 2000. 264 p. (in Russian).

2. Das T. K. The risk - based view of the trust: a conceptual framework. Journal of Business and Psychology, 2004, vol.

19, no. 1, pp. 85-116 (in English).

3. Klenova M. A. Teoreticheskiy analiz doveriya, vklyuchayush-chego komponenty riska (Theoretical analysis of confidence including risk components). Problemy sotsial 'noypsikhologii lichnosti: mezhvuz. sb. nauchn. tr. (Problems of personality's social psychology : the inter-university collection of scientific papers). Iss. 7. Saratov, 2009, pp. 97-101 (in Russian).

4. Zhezherun V. T., Zamyatina N. V. Klassicheskaya gotika i goticheskaya subkul 'tura: doverie bogu i eskapizm obsh-chestvu (The classic Gothic and Goths subculture: confidence to God and escapism to society). Available at: http:// www.angelgothic.ru/publ/9-1-0-257 (accessed: 24 January 2014) (in Russian).

5. Klenova M. A. Vzaimosvyaz'sotsializatsii, sub»ektivnogo blagopoluchiya i gotovnosti k risku predstaviteley molo-dezhnoy subkul 'tury «Emo» (The interrelation of socialization, subjective well-being and risk readiness of Emo-subculture's representatives). Izv. Saratov. Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2013, vol. 2, iss. 4, pp. 363-366 (in Russian).

6. Klenova M. A. Motivatsiya riska i ee osobennosti v raznykh etnicheskikh gruppakh (The risk motivation and it's features at the different ethnic groups). Al'manakh sovremennoy nauki i obrazovaniya (The almanac of modern science and education), Tambov, no. 19 (52), pp. 64-66 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.