Научная статья на тему 'Уроки в начальной школе с интерактивной доской'

Уроки в начальной школе с интерактивной доской Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
583
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дынкина Э. М.

Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки в начальной школе с интерактивной доской»

возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся; использование технологического и профессионально-ориентированного подходов в обучении; создание педагогических условий для активизации познавательной деятельности обучающихся, лежащей в основе профессионального интереса.

Список литературы:

1. Пути усовершенствования учебного процесса / отв. ред. В.А. Сне-жицкий // Самостоятельная работа студентов как форма личностно ориентированного обучения способ повышения творческой активности студентов: материалы межвуз. науч.-метод. конф. - Гродно: ГрГМУ 2012. - 348 с.

2. Саблина Т.А. Изучение и формирование мотивации достижений у студентов психологического факультета // «Вестник МГГУ». - М., 2011.

3. http://rudocs.exdat.com/docs2/index-573662.html.

4. http://revolution.allbest.ru/pedagogics/00329419_2.html.

УРОКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ

© Дынкина Э.М.*

Гимназия № 4, г. Пятигорск

Происходит повсеместное внедрение информационных технологий. Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Процесс информатизации современного общества диктует очень важное приоритетное направление, которым является информатизация образования, т.е. внедрение средств новых информационных технологий в систему образования. Сегодня информационные технологии обучения являются важным средством повышения качества учебного процесса, успешного усвоения знаний детьми, формирования у них умений и навыков. Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только реализовать принципы наглядности в обучении, но и деятельностный метод в обучении.

Активизация познавательной деятельности и повышение качества успеваемости школьников; достижение целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в общеобразовательной школе; развитие навыков самообразования и самоконтроля у учащихся; снижение у них дидактических затруднений, повышение активности и инициативности, а также уровня комфортности обучения на уроке; развитие информационного мышления школьников; формирование информационно-коммуникационной компетенции; приобрете-

* Учитель начальных классов, высшая категория.

нию навыков работы на персональном компьютере и многое другое. Все это может быть достигнуто только лишь при грамотном использовании возможностей инновационных средств обучения в образовательном процессе [1].

Интерактивные доски, которые повсеместно устанавливаются в образовательных учреждениях в дополнение к компьютеру и видеопроектору в настоящее время получают широкое применение в образовательном процессе младших школьников. Интерактивная доска представляет собой современное средство обучения, предназначенное для отображения графической и текстовой информации и использования при работе с учебными материалами в электронном формате, для ведения записей в ходе занятия, для работы с разнообразным программным обеспечением. В процессе обучения она позволяет задействовать визуальную, слуховую и кинестетическую системы человека, что способствует успешному усвоению новой информации. Это устройство, которое не только демонстрирует то, что происходит на экране компьютера, но и дает возможность преподавателю управлять процессом демонстрации и активнее вовлекать учеников в учебный процесс. На первый взгляд, свойства интерактивной доски интуитивно понятны: в них совмещены возможности обычной доски и видеопроектора, следовательно, на такой доске можно писать обычным образом или проецировать любое изображение, например, интерактивную модель, анимацию, видеофрагмент. Вместе с тем интерактивная доска даже при использовании только лишь поставляемого вместе с ней простейшего программного обеспечения позволяет подготовить и провести урок на качественно новом уровне [2].

С учётом психических особенностей младших школьников. В этом возрасте у младших школьников преобладает наглядно-действенное, наглядно-образное мышление. При этом можно утверждать, что спектр использования возможностей интерактивной доски не только достаточно широк, но и подходит для использования в учебном и образовательном процессе в начальной школе.

Наглядно-действенное мышление - форма мышления, вплетенная в реальное манипулирование предметами и обслуживающая прежде всего практические задачи. Наглядно-образное мышление - мышление, в основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений. Именно, поэтому всю работу с изображением на интерактивной доске дети воспринимают на «интуитивном» уровне - как работу с «живыми картинками» и «электронным мелом».

Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышением психоэмоциональным фоном учащихся при восприятии учебного материала. Учеников младших классов привлекает новизна проведения мультимедийных уроков. В классе во время таких уроков создается обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли «своими словами», они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

При внедрении в учебный процесс интерактивной доски, оказалось, что детям для работы с ней не нужно уметь работать ни с компьютером, ни традиционными периферийными устройствами ввода информации (клавиатурой, мышью), ни с операционной системой и другими программами, но вместе с тем скрыто, ненавязчиво происходит и пропедевтика информатики.

Информационные технологии в обучении тесно переплетаются с таким проверенным методом обучения, как предметно-практическая деятельность, что является очень важным этапом в формировании конкретных умений и навыков учащихся. Методика проведения урока с использованием интерактивной доски мало чем отличается от проведения традиционного урока, структуру урока тоже менять кардинально не требуется. И только от творчества учителя зависит, как будет организован и оформлен каждый этап урока.

Не секрет, что есть такие предметы, которые требуют дополнительных средств обучения. Одного рассказа учителя и учебника будет недостаточно. К таким школьным предметам относятся уроки окружающего мира, математики, труд, изобразительное искусство. Интерактивная доска иллюстрирует учительский текст, помогает увидеть своими глазами необыкновенные растения и животных, отправиться в увлекательное путешествие в далекое страны, ознакомиться с творчеством знаменитых художников. Дети с удовольствием погружаются в материал урока, рассказывают дома об увиденном на экране. Ребята активно помогают в поиске информации. Так же здесь можно создать календарь природы и заполнять его каждый день с учениками. Очень интересно и продуктивно проходят уроки математики. При работе с текстовой задачей учесть несколько уровней индивидуального подхода, что даёт возможность учителю работать одновременно с учениками разного уровня обучения.

Сильные - решают самостоятельно, поставив вопрос к задаче, другие используют подсказку, третьи - начинают работу с порядком представления данных, анализируя и проигрывая текст задачи. Необходимость наглядности при изучении геометрического материала в начальной школе очевидна. И опять функции интерактивной доски помогут в освоении и изучении материала, а дальнейшем и узнавании геометрических фигур. Например, для устной работы можно заранее заготовить чертежи, а уже непосредственно на уроке использовать их, то есть выполнять решение задач по готовым чертежам. Использование готовых шаблонов и цветной заливки позволяет делать чертеж более наглядным, способствует лучшему визуальному восприятию. В процессе решения задачи можно видоизменять чертежи. Делается это довольно просто: нажатием кнопки или с помощью специального маркера. Очень удобно использовать интерактивную доску при демонстрации всевозможных предметов имеющих или содержащих в себе изучаемые геометрические фигуры.

Очень удобно использовать интерактивную доску при проверке домашнего задания. Можно заранее сохранить решение задач, и на уроке воспро-

извести и прокомментировать решение. Можно сканировать и проецировать на доску решение из тетради ученика и сразу же производить проверку. Если в решении были ошибки, дети видят их, вместе обсуждают и исправляют.

Так же хорошо использовать интерактивную доску при самостоятельной работе учащихся. Они выполняют задания в тетрадях, а затем на доску проецируется решение задачи и производится проверка. Это позволяет экономить время и исключает бездумное списывание с доски.

Отмечая достоинства и выделяя преимущества интерактивной доски, следует отметить, прежде всего доска - всего лишь инструмент, а эффективность учебного процесса во многом зависит от мастерства преподавателя. Нельзя забывать и о санитарных и гигиенических требованиях. Опираясь на некоторые ключевые документы федерального уровня, а именно:

Гигиенические требования к персональным электронно--вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).

Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, действующие с 1 сентября 2003 года).

При компьютерном сопровождении уроков требуется учитывать, что общее время работы ученика с компьютером не должно превышать 15 минут, то есть менее половины урока. Возможно использовать компьютер фрагментами по 2-3 минуты, распределяя время взаимодействия детей с компьютерными программами в режиме фронтальной деятельности на протяжении всего урока.

Современные младшие школьники - это дети, которые не представляют себе современного мир без информационных технологий. С раннего детства они живут в окружении компьютеров, мобильных телефонов, телевидения. Яркие и привлекательные визуальные материалы, интерактивные игры для них привычны, поэтому использование подобных материалов на уроке в школе - логично и эффективно.

Естественно, нельзя категорически заявить, что интерактивная доска улучшает результаты всех учеников, но, по мнению педагогов, дети становятся более заинтересованными, более мотивированными к учебе, быстрее усваивают новый материал. Интерактивные доски все чаще встречаются в российских школах, и перестают восприниматься как нечто необычное. Эти устройства прочно вошли в педагогическую практику и стали незаменимым рабочим инструментом для творческих преподавателей.

Список литературы:

1. Саржанова А.Н., Пустовалова В.Г. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальных классах // Начальная школа. -2011. - № 1.

2. Интерактивная доска как средство повышения мотивации учащихся на уроке математики в начальной школе Щукина Р.Ф [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/10/4001.

3. Формирование икт-компетенций старшеклассников при взаимодействии школы и ВУЗа / И.В. Склярова // Детство, отрочество и юность в контексте научного знания: материалы III международной научно-практической конференции 25-26 апреля 2013. - Пятигорск: Пятигорский государственный лингвистический университет; Прага: Vedecko vydavatelske centrum «Sociosfera-CZ», 2013. - 136 с.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

© Лепешкова М.Ю.*

Гимназия № 35, г. Тольятти

В статье автором поднимается вопрос о влиянии педагогического фактора на здоровье школьников в рамках использования в обучении современных здоровьесберегающих технологий. Создания оптимальных условий для здоровьесбережения на уроках физической культуры.

Ключевые слова здоровьесберегающий урок, урочная деятельность, внеурочная деятельность, здоровьесберегающие технологии.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Гиппократ

Здоровье человека - основная ценность, собственно в школьном возрасте закладываются основные принципы здоровьесберегающего мышления и поведения личности. Но, к сожалению, годы обучения в школе, не создают условий для улучшения здоровья.

Не случайно состояние здоровья детей вызывает тревогу. По данным специалистов, около 90 % детей имеют отклонение в физическом и психическом здоровье. 30-35 % детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания, а за годы обучения в школе возрастает количество нарушений зрения и осанки, увеличивается количество патологий психического здоровья, растет число детей с заболеванием органов пищеварения. Такое состояние здоровья - результат неблагоприятного влияния не только социально-экономических, экологических, но и ряда педагогических факторов.

* Учитель физической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.