Научная статья на тему 'Уроки тематического рисования: каждый ребенок — одаренный'

Уроки тематического рисования: каждый ребенок — одаренный Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
580
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМАТИЧЕСКОЕ РИСОВАНИЕ / ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ / «ПОЛЁТ НА ДРУГУЮ ПЛАНЕТУ» / ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ КАЛЕНДАРЯ / КУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрельцов Владислав Николаевич

В данной статье автор делится опытом работы по организации учебного тематического рисования, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности, воспитанию гражданской позиции, созданию условий для творческой активности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки тематического рисования: каждый ребенок — одаренный»

Мастер-класс: уроки по предметам

J

Л

Стрельцов Владислав Николаевич

учитель изобразительного искусства и черчения ГБОУ ЦО № 641 им. Сергея Есенина г. Москва svn181@yandex.ru

уроки ТЕМАТИЧЕСКОГО РИСОВАНИЯ:

КАЖДЫЙ РЕБЕНОК - ОДАРЕННЫЙ

Какова роль тематического рисования в формировании эстетической культуры учащихся?

Аннотация. В данной статье автор делится опытом работы по организации учебного тематического рисования, которое способствует формированию эстетического отношения к действительности, воспитанию гражданской позиции, созданию условий для творческой активности детей.

Ключевые слова: тематическое рисование, эстетическое отношение к действительности, «Полёт на другую планету», памятные даты календаря, культурное пространство.

Изобразительное искусство - культурное пространство для формирования и развития личности ребенка. Для того, чтобы личность была готова к саморазвитию, испытывала потребность в самообразовании, а также была способна адаптироваться в быстро меняющимся мире, необходимо, чтобы школьные уроки были построены с учетом интересов ученика, мотивации успешности его деятельности. Необходима комфортная атмосфера, стимулирующая творческую активность личности, создающая условия для раскрытия потенциальных способностей ученика, его одаренности.

Тематическое рисование, мне, кажется, помогает активно включаться в учебную и художественно-творческую деятельность, лучше раскрыть свои творческие возможности.

Одна из интереснейших тем посвящена памятным датам календаря - «Освоение человеком космоса». В седьмом классе на тему: «Полет человека на другую планету»,отводится 2 часа.

Эта тема содействует формированию эстетического отношения к действительности, развитию чувства патриотизма; созданию условий для творческой активности детей.

На уроках дети получают знания о красках космоса; продолжается формирование графических навыков для выражения своего замысла в сюжетной композиции.

На уроках используются репродукции произведений дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР А. Леонов на космическую тему, предметы декоративно - прикладного искусства, памятные значки (приносят дети); методические таблицы «Космонавт в скафандре», рисунки художников, рисунки учащихся.

Для учащихся: карандаши, акварель, гуашь и все необходимые для работы художественные материалы.

Этого урока дети ждут с особенным нетерпением, так как он не похож на все, что были раньше. В классе - выставки значков, фотоматериалов, которые дети

А. соколов. на марсе.

а. соколов. посадка на плутоне.

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

53

Мастер-класс: уроки по предметам

А. Леонов. На Луне.

А. Леонов. Первые шаги на Луне.

искали, изучали и выбирали всю неделю, чтобы поделиться с товарищами.

Мною дается положительная оценка исследовательскому поиску ребят. Предоставляю слово двум-трем ученикам, которые особенно отличились при сборе фактического материала о космосе. Вызванные ребята иллюстрируют свои ответы материалами с выставки. Обобщая высказывания детей, подвожу их к пониманию красоты необычного космического пейзажа. В этом мне помогает высказывание летчика-космонав-та СССР А. Леонова: «... Особенно красиво выглядит горизонт Земли: он контрастно делится на несколько ярких слоев - у самой Земли ярко-красная линия, потом идет теплых тонов палевая линия с желтизной, следующая - голубая лента, которая переходит в темно-фиолетовую, а затем в черное бархатное небо».

Часто приходится слышать вопрос: разве фотоаппарат не может запечатлеть космические картины на цветной фотопленке?

Фотоаппарат не дает истинного впечатления от красот космоса.

У нее просто не хватает чувствительности. Человеческий глаз более совершенный прибор, и пока ни какие фотоаппараты не могут его заменить».

Далее выполняется упражнение на размещение планет в космосе с целью помочь учащимся наглядно

представить различное положение планет, цветовое решение космического пейзажа.

После упражнения возвращаюсь к беседе о том, что представили учащиеся по теме «Полет на другую планету»:

Ответы учащихся:

- Космонавты выходят из корабля на другой планете

- Космонавты вышли в открытый космос

- Космонавты на поверхности неизвестной планеты

- Космонавты встречаются с инопланетянами

- Рисунки из мультфильмов на космическую тему

Далее дети, согласно своего замысла, изображают

карандашом главное в композиции.

В конце первого урока вместе с учащимися анализирую композицию и говорю, что на следующем уроке они закончат рисунок в красках.

Второй урок я начинаю с вводной беседы с целью оживить представление детей, полученное неделю назад по теме «Космос».

Вопросы беседы:

- На каких космических кораблях были совершены полеты в космос.

- Кто первый высказал идею о космических путешествиях

- Кем были созданы космические корабли

- Какова роль российских ученых в развитии космоса

- Роль советских ученых в развитии космонавтики

- Почему 12 апреля - День космонавтики

- Что увидел Ю. Гагарин во время своего космического полета?

- Каким художником - космонавтом были нарисованы этюды и картины о космосе.

Обобщая высказывания шестиклассников, подчеркиваю, что наши космонавты совершают подвиги во имя мира на Земле.

Для еще большего эмоционального настроя учащихся, помочь полнее ощутить гордость за свою страну читаю отрывки из рассказа Ю. Гагарина «В космическом полете» и стихотворение С. Михалкова «Посланец Земли».

Во время беседы демонстрирую репродукции произведений художников, посвятивших свое творчество

космосу, например Г. Куркина, который давно и плодотворно работает

над космической темой. Произведения Г. Куркина были признаны лучшими на международном конкурсе: «Мир завтрашнего дня»

Другой пример - творчество А. Соколова. Достоверно показывая различные старты космических полетов Соколов рассказывает особенности каждого старта, с образной убедительностью воссоздает ту среду, в которую попали наши лунники и луноходы, «Венеры» и «Марсы»

В творчестве живописца мы встречаемся с образным постижением живой природы, увиденной из космоса и с вдумчивым художественным взглядом на пластический и цветовой характер космического пространства.

54

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

Мастер-класс: уроки по предметам

Наряду с произведениями художников показываю работы учащихся, обращаю внимание на то, как дети изображают космическую тему в своих рисунках.

По окончании беседы дети начинают работать красками. Напоминаю о последовательности работы в цвете: космическое пространство, планета, корабль, космонавты. Во время работы звучит музыка для усиления эмоционального настроя учащихся.

Основное время отводится на завершение работы красками.

Нацеливаю ребят на решение основных задач: согласовывать в сюжетном рисунке форму, пространственное положение, цвет предметов.

Для передачи смысловой связи изображаемого сюжета, добиваться передачи своего эмоционального отношения к рисунку.

Выразительному решению поставленных задач поможет правильный выбор способа и приемов работы с красками. Напоминаю и демонстрирую приемы работы акварелью по - сырому, который позволяет быстро получить вливание одного цвета в другой или плавный

переход различных оттенков одного цвета. Такой прием эффективен для изображения космического пространства и необычного цвета поверхностей неизвестных планет. Напоминаю и о приемах работы гуашью по акварельному фону.

Плотными мазками гуашью хорошо выделять на фоне космического пейзажа фигуры космонавтов, инопланетян и космические корабли.

В итоге каждый ученик, варьируя приемами работы прозрачными материалами (акварель) и пастозными материалами (гуашь) может добиться большей выра-

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

55

Мастер-класс: уроки по предметам

зительности и индивидуального восприятия замысла в цвете.

Во время индивидуальной работы с учащимися особое внимание обращаю на конкретизацию сюжетов темы, которая во многом зависит от размещения фигурок космонавтов, других действующих лиц и космических кораблей.

В этот момент работы с ребятами не забываю об индивидуальных предпочтениях школьников: одни любят контрастные цветовые сочетания, другие - мягкие переходы, одни отдают предпочтение теплой гамме, другие - холодной и т.д. Сохранение индивидуальных предпочтений только повысит эмоциональное отношение учащихся к сюжету.

В конце урока подвожу итог. Организовываю выставку работ учащихся. В классе создается радостное коллективное переживание выполненной работы. Заслушиваю рассказ нескольких авторов о своем замысле; даю возможность желающим высказаться о том, что и почему им особенно понравилось в рисунках

Далее я сам подвожу итог двух уроков по теме «Полет на другую планету» в виде импровизированного рассказа о том, что смогли увидеть шестиклассники

во время своего полета и о чем они рассказали в своих рисунках. Это дает возможность представить итоги как связный рассказ в картинках, отражающий разнообразные сюжеты общей темы; показать наглядно, как усилия каждого автора слились в общую картинку и помогают воссоздать красочный путь старта, полета, изучая другие планеты, возможные встречи на неизведанном пути, фантазии ребят, их мечты и возвращение на землю.

В школе традиционно по всем классам ко Дню Космонавтики проводится конкурс рисунков, где дети рисуют все свои мечты и фантазии на тему: «Человек осваивает космос». По итогам конкурса в школе организуется выставка.

Литература

1. Терентьев А. Е. Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства. М.,1981,297 с.

2. Шорохов Е. В. Композиция. М.,1980, 395 с.

3. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. 3-е изд. М.,1998, 245 с.

4. Шаталов В. А., Ребров М. Ф. Космонавты СССР, М., 1977, 325 с.

Пацкалева Марина Владимировна

учитель истории МАОУ лицей № 110 им.Л.К.Гришиной г. Екатеринбург

j ; ^

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ

посредством поисковой деятельности как элемента технологической интеграции

на уроках истории и обществознания

л______________________________________________________с

Аннотация: в работе представлены подходы к развитию познавательной мотивации учащихся образовательного учреждения повышенного статуса, описана авторская методика развития творческого поиска в условиях изучения общественных дисциплин

Ключевые слова: познавательная мотивация, творческий поиск, проблемное обучение

Целью современного образования является подготовка человека к активной деятельности в различных сферах жизни общества. Активность предполагает наличие умения самостоятельно анализировать проблемы, принимать оптимальные решения, а для этого необходимо обладать критическим и творческим мышлением, уметь самостоятельно приобретать, использовать и применять на практике новые знания. В связи с этим крайне

важны ряд аспектов преподавательской деятельности:

Контекстуальный аспект: развитие умения использования полученных знаний в повседневной практике, в контексте реальной жизни.

Процессуальный аспект: формирование интеллектуальных умений, позволяющих проводить анализ информации и устанавливать причинно-следственные связи при решении повседневных задач.

56

Эксперимент и инновации в школе 2012/5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.