Научная статья на тему 'Уроки по развитию речи (рассказ И. А. Бунина «Руся»)'

Уроки по развитию речи (рассказ И. А. Бунина «Руся») Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
267
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Чехонина И. Е.

Предлагаемый материал представляет собой часть пособия, целью которого является обучение чтению художественных текстов и монологической речи. Пособие предназначено для студентов-нефилологов старших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lessons on speech development (Bunin's story «Rusja»)

The material is part of a manual which is aimed to practice reading fiction text with transition into monological speech. The manual is intended for students on 3-4 year which are not specialized in philology.

Текст научной работы на тему «Уроки по развитию речи (рассказ И. А. Бунина «Руся»)»

УРОКИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (рассказ И.А. Бунина «Руся»)

И.Е. Чехонина

Кафедра русского языка медицинского факультета Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

Предлагаемый материал представляет собой часть пособия, целью которого является обучение чтению художественных текстов и монологической речи. Пособие предназначено для студен-тов-нефилологов старших курсов.

УРОК 2. «РУСЯ»

Задание 1. А. Прочитайте предложения. Определите значение выделенных слов и словосочетаний.

1) Вчера мы были на праздничном концерте. 2) Все были красиво одеты — так, как и полагается в таких случаях. 3) Во время лекций громко разговаривать не полагается. Это мешает другим студентам слушать, о чем говорит профессор. 4) В этот вечер он долго не мог заснуть. Замечания, сделанные ему друзьями о его новой работе, очень задели его. 5) Наконец-то они встретились после долгой разлуки. Она сильно волновалась и долго не могла прийти в себя от этой неожиданной радости. 6) Квартиру долго не убирали: всё было покрыто пылью, в углу висела паутина, словом, она имела запущенный вид.

Б. Объясните значение выделенных слов и словосочетаний.

Наконец, она пришла в себя и улыбнулась.

Комната, где живёт мой друг, имеет запущенный вид.

Он встретил своего друга как полагается.

Моя сестра всегда старается задеть меня.

В. Прочитайте предложения. Укажите на различие в употреблении глаголов чувствовать, предчувствовать.

1) Каждый день, когда она выходила на сцену, она чувствовала волнение.

2) Недавно умер её муж. Она предчувствовала его смерть, но не думала, что это произойдёт так скоро.

Задание 2. А. Проанализируйте данные ниже однокоренные слова и определите, к какому грамматическому классу принадлежит каждое слово.

Истерия, истерик, истеричка, истерика, истерический, истеричный, истерична.

Б. Объясните разницу между значениями существительных: истерия, истерика, истеричка. Дополните предложения подходящими по смыслу словами.

1) ... — нервное заболевание, выражающееся в повышенной раздражительности. 2) У неё началась ... после сообщения врачей о неизлечимой болезни ее мужа. 3) По её поведению можно было предположить, что эта женщина ...

В. Проанализируйте данные ниже слова по составу и определите их значение. Самолюбие, самомнение, самонадеянность. Г. Объясните, как вы понимаете значение выделенных слов.

Мой друг очень самолюбив.

Этот человек страдает самомнением.

Она очень самонадеянна.

Задание 3. А. Как вы думаете, какой человек может:

посмеяться над собой и другими; написать плохой роман; изменить всё в своей жизни; постоянно заботиться о чем-либо.

Слова для справок: бездарный, решительный, озабоченный, насмешливый.

Б. Объясните значение выделенных словосочетаний в приведенных ниже предложениях.

У него решительный характер.

Вчера у моей подруги был озабоченный вид.

У этой девушки насмешливый взгляд.

Задание 4. А. Обратите внимание на различие в сочетаемости глаголов любоваться, восхищаться, наслаждаться.

любоваться (прекрасным дворцом, красивым лицом, пейзажем, ...) восхищаться (смелостью, талантом, добротой, красотой, ...) наслаждаться (тишиной, пением птиц, музыкой, ...)

Б. Используя данные выше глаголы, вставьте пропущенные слова.

Недавно мы с друзьями смотрели в Большом театре балет «Лебединое озеро». Весь вечер мы ... прекрасной музыкой П.И. Чайковского, ... красивыми движениями танцоров, ... талантом молодых исполнителей.

Задание 5. А. Прочитайте предложения. Определите синтаксическую функцию выделенных слов.

1) Их встреча была неизбежна. 2) Эти поля и леса живописны. 3) В этот вечер она была прелестна. 4) Ее муж очень ревнив.

Б. Выпишите выделенные слова. К какому грамматическому классу они принадлежат? Напишите полную форму данных прилагательных. Определите способ образования кратких форм. Назовите однокоренные слова. Задание 6. Прочитайте предложения. Определите, какие из них являются сложными.

«... Она совсем пришла в себя, улыбнулась и, перебежав с носа на корму, весело села».

«Обедали в час, и после обеда она уходила к себе в мезонин или, если не было дождя, в сад, где стоял под березой ее мольберт, и, отмахиваясь от комаров, писала с натуры».

«Он мельком увидал блестящую смуглость ее голых ног, схватил с носа весло, стукнул им извивавшегося по дну лодки ужа, и поддев его, далеко отбросил в воду».

«Впервые она заговорила с ним просто, и впервые взглянули они друг другу в глаза».

Задание 7. Прочитайте рассказ «Руся». Задание 8. Ответьте на вопросы.

1. Что герой рассказа делал в доме родителей Руси?

2. Руся поразила его своей красотой, но он сделал равнодушный вид. Что вы можете сказать о таком поведении?

3. Руся предложила ему покататься по озеру, то есть сделала первый шаг. О каких свойствах характера это свидетельствует?

4. Его выгнали из дома. Почему?

5. Перечитайте начало и конец рассказа (герой со своей женой едет в поезде). Какими представляются вам характер жены героя, отношения между супругами?

Слова для справок: бесцеремонность, высокомерие, самомнение, безразличие, привычка, неприязнь, взаимная любовь.

Задание 9. А. Прочитайте отрывок.

«Уже далеко, далеко остался тот печальный полустанок. И уж целых двадцать лет тому назад было все это — перелески, сороки, болота, кувшинки, ужи, журавли ... Да, ведь были еще журавли — как же он забыл о них! Все было странно в это удивительное лето, странна и пара каких-то журавлей, откуда-то прилетавших от времени до времени на прибрежье болота, а то, что они только ее одну подпускали к себе и, выгибая тонкие, длинные шеи, с очень строгим, но благосклонным любопытством смотрели на нее сверху, когда она, мягко и легко ... вдруг садилась перед ними на корточки ...

Он смотрел на нее и на них издали, в бинокль, и четко видел их маленькие блестящие головки...».

Если бы Вы были художником, какую картину Вы написали бы? Б. Вы прочитали рассказ И.А. Бунина «Руся». Что Вам захотелось рассказать близкому человеку, не читавшему его? Задание 10. Расскажите об истории любви главного героя и Руси (сюжет). Задание 11. Выпишите опорные слова и словосочетания, которые помогут вам рассказать о герое, Русе, ее матери (внешность, одежда, поведение). Задание 12. Назовите ситуации, в которых герой испытывал тоску, восхищение, испуг, радость, наслаждение. Найдите предложения, подтверждающие это. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Задание 1. А. Прочитайте предложения. Определите значение выделенных слов.

Полагаться — положиться

1) Этот человек никогда не просит помощи у других. Он всегда полагается только на свои силы. 2) Громко разговаривать в общественных местах не полагается.

3) Мне кажется, ты можешь положиться на этого человека. Он обязательно поможет тебе и никому не расскажет о твоей тайне. 4) Никогда не полагайтесь только на случай. Это может плохо кончиться. 5) Он встретил своего друга как полагается.

Задевать — задеть

1) Его очень задели слова, сказанные близким другом вчера вечером. 2) Мальчик рукой задел стоявшую на столе вазу, и она упала. 3) У этого больного задето легкое. Запускать — запустить

1) В 1954 году был запущен искусственный спутник земли. 2) Их дом имел запущенный вид. 3) Нельзя запускать болезни, это может привести к серьезным осложнениям.

Б. Объясните значение выделенных слов.

1. В то время ему не полагалось вставать с постели. 2. Пуля задела ему руку. 3. В те минуты он полагался только на себя. 4. Этот студент запустил учебу. 5. Во время игры футболист нечаянно задел мяч рукой.

В. Объясните значение следующих словосочетаний.

Запущенная ракета, запущенный сад, запущенная болезнь.

Г. Ответьте на вопросы, используя слова пункта А.

1. Есть ли у Вас друг, на которого Вы могли бы положиться в трудную минуту?

2. Ваша близкая знакомая перестала обращать на Вас внимание. Вас задевает это?

3. Завтра к Вам придут друзья. Как Вы будете их принимать?

4. Как Вы думаете, скоро ли будет запущен международный космический корабль на Марс?

Д. Продолжите предложения.

1. Меня сильно задевает, когда ...

2. В комнате было темно, и я нечаянно задел ...

3. Нельзя полагаться ...

4. В театре во время спектакля не полагается ...

5. Он не сможет сегодня играть в волейбол, потому что вчера у него было сильно задето ...

Задание 2. Прочитайте предложения. Объясните, как вы понимаете значение словосочетания прийти в себя и глагола очнуться.

1. Мужчина на улице потерял сознание. Через несколько минут он пришел в себя, встал и попросил прохожих вызвать скорую помощь.

2. Она очнулась через несколько минут после операции.

3. Очнувшись от испуга, она начала рассказывать о себе. До этого она не могла произнести ни слова.

4. Она долго не могла прийти в себя после этой ссоры.

Задание 3. Прочитайте предложения. Определите, какие конструкции были использованы для описания одежды.

Эта девушка одевается модно. Вчера она была одета в новый костюм, который ей очень шел. Она часто носит джинсы. Неделю назад она пришла на работу в длинной юбке. Думаю, что завтра на вечере она будет в новом красивом платье.

Задание 4. А. Сравните употребление конструкций: он в восторге, он пришел в восторг.

Мой друг в восторге от великолепной игры этого скрипача.

Мой друг пришел в восторг от великолепной игры этого скрипача.

Б. Выделите модели и составьте подобные словосочетания со словами: ярость, восхищение. С полученными словосочетаниями составьте предложения.

LESSONS ON SPEECH DEVELOPMENT (Bunin’s story «Rusja»)

I.E. Chekhonina

Russian Language Department Medical Faculty Peoples’ Friendship University of Russia Miklukho-Maklay str., 6, Moscow, Russia, 117198

The material is part of a manual which is aimed to practice reading fiction text with transition into monological speech. The manual is intended for students on 3—4 year which are not specialized in philology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.