Научная статья на тему 'Уроки Диккенса'

Уроки Диккенса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
432
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Уроки Диккенса»

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

М. К БЕНТ

УРОКИ ДИККЕНСА

В школьную программу Диккенс не входит, хотя его произведения значатся в списке литературы для внеклассного чтения. Однако внедрение курсов зарубежной литературы в программы лицеев и гимназий (чем занимается, в частности, и автор настоящей статьи) делает разговор о методике изучения книг прославленного романиста вполне «предметным».

Три романа, о которых предстоит вести речь, созданы в разное время: «Оливер Твист» - в конце 30-х, «Домби и сын» - в конце 40-х, «Крошка Доррит» - в конце 50-х годов XIX века. Они позволяют увидеть становление диккенсовской поэтики и развитие реалистических приемов -не только как способа правдивого воссоздания конкретных примет и образов действительности, но и как средства выявления социально-исторических аспектов человеческих отношений.

Страсти по Оливеру Твисту

Название «Приключения Оливера Твиста» - дань традиции: так именовали свои книги писатели XVIII в. Но хотя вокруг маленького Оливера' кипят страсти, сам он нигде не становится субъектом действия, он только объект. Объясняется это просто: Оливер - идеальный герой, он стерильно чист и потому не может развиваться как живой характер. Нас увлекают перипетии его судьбы, но не он сам как личность.

В основе сюжета - история таинственная и запутанная. Важную роль играют роковые случайности и неожиданные совпадения. Восстановим приключенческую фабулу романа в виде конспекта:

1. В работном доме умирает молодая женщина, остается рожденный ею мальчик, нареченный Оливером Твистом.

; 2. После ряда испытаний Оливер оказывается в доме доброго мистера Браунлоу, где видит портрет молодой женщины. Сходство мальчика с женщиной на портрете всем бросается в глаза, но... Оливер похищен своими прежними «друзьями» и вновь попадает в шайку Феджина.

3. Из признаний умирающей старухи становится известно, что у матери Оливера были при себе медальон и кольцо. Теперь они попадают в руки корыстных служителей работного дома супругов Бамблов. , 4. Зловещий Монкс вступает в сговор с Феджином с целью погубить Оливера. Тот же Монкс покупает у Бамблов медальон и кольцо и уничтожает их как нежелательные «вещественные доказательства»'.

5. Вырвавшись при драматических обстоятельствах из шайки Феджина, Оливер попадает в семейство доброй миссис Мэйли, где знакомится с Роз, которая впоследствии окажется сестрой его матери.

6. Мистер Браунлоу «ведет расследование» и, благодаря помощи Нэнси, подруги грабителя Сайкса, нападает на след Монкса, вынуждает его «дать показания», из которых явствует: Монкс и Оливер - сводные братья, завещание в пользу Оливера и его матери было злонамеренно уничтожено после смерти отца.

7. Справедливость торжествует. Оливер усыновлен мистером Браунлоу, другом отца, и,становится «джентльменом».

Сформулируем первое задание для учащихся: проследить (пересказать) детективную фабулу романа (Можно дать краткий план).

Авантюрно-приключенческое начало, играя важную конструктивную роль, далеко не исчерпывает содержания романа. Очень важно

изображение «среды обитания» героев. Внимание сосредоточено (если не касаться идиллии в доме мистера Браунлоу и в семействе миссис Мэйли), по преимуществу, на трех сферах: работный дом с царящими там бесчеловечными порядками, обывательская среда (на' «ферме», у гробовщика и т. п.) и воровская шайка.

Между этими сферами нет непреодолимых перегородок, т. к. везде господствуют подозрительность, своекорыстие и жестокость. Недаром подмастерье и служанка гробовщика, прихватив кассу, отправляются в Лондон в надежде приобщиться к «красивой жизни» воров и грабителей. Наиболее обстоятельно нарисован воровской притон, в центре которого -колоритная фигура Феджина, «дипломата» и «полководца», «воспитателя» и «философа» преступного подполья, человека отталкивающего и одновременно гротескно-привлекательного, под конец (накануне казни) внушающего нам чуть ли не жалость. И бедная Нэнси, и «шикарный» карманник Ловкий Плут, и даже громила Сайке пробуждают в читателе не столько отвращение или ненависть, сколько негодование против тех условий, которые обрекают человека на жизнь среди грязи, порока и преступлений.

Второе задание. Подготовить устные рассказы на тему: 1. Жизненные уроки Оливера Твиста. 2. Нэнси и Сайке. 3. Последняя ночь Феджина.

Диккенс - моралист. Он пытается найти объяснение добродетелям и порокам, во врожденных качествах, в воспитании. Но всем ходом рассказа, исследованием «среды обитания» писатель убеждает в том, что пороки и преступления социально детерминированы, что рассадником физических и нравственных недугов являются городские трущобы, что нищета и преступность неотделимы друг от друга, что деньги, борьба за наследство - вот мотивы преступлений.

В романе то и дело заходит речь о виселице: такую судьбу предрекают маленькому Оливеру, осмелившемуся попросить добавки в работном доме, виселица фигурирует в перебранках, на нее ссылаются как на «крайний довод», виселицей кончает Феджин... Это не случайность и не «нагнетание ужасов»: в эпоху Диккенса смертной казнью карались даже незначительные преступления, особенно, если они посягали на право собственности.

Законам Англии автор, следуя просветительской традиции, адресует порой и прямые упреки. Но гораздо важнее логика реалистического повествования, обвиняющая несовершенные социальные условия.

«Мысль семейная» в романе «Домби и сын»

Всем памятны слова Л. Н. Толстого о том, что писатель должен любить в произведении его «главную мысль». Подобно русскому классику в «Анне Карениной», Диккенс сосредоточен в романе «Домби и сын» на мысли «семейной». Это должно дать «ключ» к анализу содержания.

Ниже мы выделим основные темы романа и предложим ряд заданий.

Семья. Мистер Домби - богатый лондонский купец, однако мы почти не посвящены в его коммерческие заботы, сумрачная контора в Сити лишь мельком появляется на страницах романа, и даже обстоятельства банкротства' фирмы, ведущей «торговлю оптом, в розницу и на экспорт», остаются непроясненными. Зато на первых же страницах автор демонстрирует противоестественность отношений мистера Домби и его дочери Флоренс, чуткого, нежного, кроткого ребенка, напрасно ждущего родительской ласки и внимания. Не случайно автор то и дело противопоставляет этим ненормальным отношениям душевную щедрость, царящую в густонаселенном доме Туддлей, нежные чувства отца и детей в «доме напротив» и т. п. В центре романа - сам мистер Домби, к

которому писатель испытывает сложные чувства: возмущение и негодование не исключают сочувствия, в ходе испытаний Домби начинает догадываться о ложности своей жизненной позиции, основанной на эгоизме и расчете, на высокомерии и гордыне, становится возможным «прозрение» И «исправление» героя в конце книги.

В облике Домби с самого начала и на протяжении почти всего романа отмечаются черты замкнутости, чопорности, холодности. Он не улыбается, не способен растрогаться, не питает теплых чувств даже к самым близким. Окружающие испытывают роковое воздействие этого отчуждающего присутствия. Маленький Поль, единственная привязанность мистера Домби, растет слабым, болезненным, преждевременно мудрым. Притязания отца, желающего воспитать в ребенке партнера и наследника, оказываются непосильными. Поль умирает.

Многие главы посвящены войне, которую Домби ведет с Эдит, своею второй женой, надменной красавицей, жертвой ложного воспитания и корыстных расчетов своей матери. Эдит пытается бороться против подчиненного положения теми же средствами, которыми пользуется ее притеснитель, - гордостью, высокомерием, ненавистью, жестокостью.

Источник, питающий извращенные семейные отношения, - деньги. Все в доме Домби подчинено их злой власти. Сам мистер Домби «был одним из тех чисто выбритых, холеных, богатых джентльменов, которые блестят и хрустят, как новенькие кредитные билеты, и кажется, будто их искусственно взбадривает возбуждающее действие золотого душа»1. Эдит объясняет свою ненависть тем, что ее купили, как невольницу, как лошадь на ярмарке, как драгоценность. Семейная тема предстает не только в этическом и психологическом, но и в социальном освещении.

Первое задание. Рассказать о семейных отношениях в доме Домби.

Положительные герои. «Население» романа поделено по этическому признаку, и симпатии автора целиком на стороне тех,, кто живет «сердцем». Это добродушная кормилица маленького Поля «миссис Ричарде» (она же - Полли Тудцль) и неукротимая компаньонка Флоренс -черноглазая Сьюзен. Это уморительный Туте с его нелепыми фразами, пристрастием к жилетам и безответной любовью. И добряк Тудцль, и капитан Бансби, и даже «туземец» майора Бегстока, бессловесная жертва его крутого нрава.

Но, конечно, главное средоточие добра в романе, особая «экстерриториальная» сфера, куда заказан путь всякому злу, - это лавка морских инструментов старого Соля Джилса, ее обитатели и постоянные посетители, в первую очередь, капитан Катль. Именно этот образ позволяет увидеть «технологию» создания положительного героя средствами юмора в поэтической системе Диккенса: комическое обаяние внешнего облика, пристрастие к морским словечкам и, конечно, поступки капитана, порой наивные до нелепости, но неизменно проникнутые бескорыстием и теплой заботой о других людях. Бескорыстие - главный отличительный признак положительных героев, противопоставляющий их миру собственности, эгоизма и наживы.

Здесь же есть «идеальные герои» - Флоренс Домби и Уолтер Гэй. В их судьбе драматически скрещиваются силы зла (Уолтер коварно отправлен в Вест-Индию и едва не гибнет во время кораблекрушения) и добра (бежавшая из дома своего жестокого отца Флоренс находит приют в лавке морских инструментов). Благодаря поддержке друзей, их готовности прийти на помощь, молодые люди соединяются, добро торжествует.

Второе задание. Подготовить устные рассказы на тему: 1. Маленький Поль и его друзья. 2. Флоренс Домби и Уолтер Гэй. 3. Радости и тревоги капитана Катля.

Враждебные силы. Совсем иные люди окружают мистера Домби. Юмор

Диккенса становится желчным и достигает сатирического накала, когда речь заходит о «заурядной и глупой» сестре мистера Домби, когда в поле зрения попадают самовлюбленный обжора и фанфарон Джо Бегсток или великосветская развалина миссис Скьютон, не изменяющая своей лживой позе даже на пороге смерти. И, конечно, мистер Каркер-заведующий, человек невероятных способностей, хитрый, коварный и злой, окруженный мрачными тайнами, настоящее исчадие ада. В самом его облике (зубы) постоянно подчеркивается хищное, звериное начало («Какая волчья морда! Даже воспаленный язык виднелся из растянутой пасти»)2. Он и «инструмент» наказания Домби, главный виновник его. семейной и финансовой катастрофы. Гибель Каркера под колесами поезда тоже по-своему символична: буржуазный мир, олицетворением которого у Диккенса является локомотив, не знает жалости к проигравшим.

Третье задание. Восстановить «приключенческую» линию в романе (Каркер и его брат. «Добрая миссис Браун». Эдит и Элис. Элис и Каркер. Каркер и Эдит. Гибель злодея).

Семейство Доррит и Министерство Волокиты

Немного политэкономии. Не было другой страны, где с таким же размахом'и напором утверждались капиталистические порядки,- как в Англии времен Диккенса. Строились фабрики и заводы, железные дороги И паровые суда. В книгах по истории техники можно встретить курьезные рисунки, запечатлевшие уличное движением Лондоне 20 - 30-х годов прошлого века: самодвижущиеся крляски, допотопные паровики, первобытные велосипеды - все это грохочет, скрежещет, гудит. И даже на полотнах Тернера среди обольстительного золотистого пейзажа средней Англии, пуская клубы дыма и пара, мчится поезд...

Однако, странное дело, путь изобретателей и здесь был тернист. Дэниел Дойс с Подворья Кровоточащего Сердца (роман «Крошка Доррит») как раз был изобретателем, одним из тех одаренных самоучек, Которые способствовали превращению Доброй Старой Англии в «кузницу мира». И с этим изобретателем «обходятся как с человеком, совершившим злодеяние»3. В чем причина? Оказывается, на пути Прогресса выросла преграда в виде всемогущей Бюрократии, воплощением которой в романе служит Министерство Волокиты. К «государственному кораблю» присасываются полипы, которые не только замедляют его движение, но грозят и вовсе потопить. Колонию Полипов и Чваннингов (здесь это собственные имена), виртуозов бумажной волокиты и пустопорожней болтовни, Диккенс рисует с отвращением и сарказмом.

А как же Великий Мердл? - может спросить читатель. Но замечательно как раз, что этот столп британской экономики, перед которым пресмыкаются «Финансы, Церковь, Адвокатура», на которого опирается «Общество» и которому льстит пресса, имеет дело с фиктивными ценностями, дутыми предприятиями, с биржевыми спекуляциями. Его банкротство влечет за собой разорение мелких держателей акций, среди которых и все главные герои романа. Диккенс, защитник маленьких людей и энтузиаст прогресса, противопоставляет труд, творчество, деловую предприимчивость эгоистической погоне за наживой и финансовым авантюрам под покровительством бюрократии.

Дэниел Дойс нашел применение своим талантам за пределами Англии. Его компаньон Артур Кленнэм разорился. Эти события в романе как будто не занимают центрального места. Но как раз они позволяют увидеть механизм жизни тогдашней Англии и сюжетный механизм романа, поскольку история семейства Доррит подчиняется тем же законам, которые определили судьбу фирмы «Дойс и Кленнэм».

Зловещие проходимцы, тщательно скрываемые тайны рождения и внезапно всплывающие спасительные завещания, т. е. то, что в романе сохраняется от «приключения», от старомодной занимательности, - это уже не главное. Более того, читатель закрывает книгу не под впечатлением благополучной развязки, а под впечатлением трудностей и испытаний, выпавших на долю героев.

Главные бездействующие лица. Главных героев два. Это Эми, по прозвищу Крошка Доррит, и Артур Кленнэм. Их встреча в Доме миссис Кленнэм в начале романа зарождает ожидания, которые сбудутся лишь в самом конце, когда, после многих событий, эти двое обретут счастье. Хотя Крошка Доррит вызывает наши искренние симпатии бескорыстием, отзывчивостью, трудолюбием, рассудительностью и скромностью, хотя мы весьма расположены и к ее избраннику Артуру Кленнэму, как-то так получается, что своего места у этих героев нет в романе, они обречены на судьбу всех идеальных героев - сюжетное бездействие, а их замечательные качества застыли в нравоучительной непогрешимости.

Тюрьма Маршалси и Общество. Главное внимание читателя обращено на пестрый, суетный, крикливый маскарад, каким представляется в романе английское общество. В двух частях романа показаны как бы два зеркальных отражения этого маскарада.

Долговая тюрьма была местом рождения героини. Ее отец за двадцать лет своего пребывания здесь не только привык к своему положению, но и достиг известного «процветания» в качестве «отца Маршалси», милостиво принимающего подачки визитеров и упрямо не замечающего усилий, которых стоит его праздное существование бедной Эми. Подстать ему юный шалопай Тип, тщеславная и взбалмошная Фанни. К этим персонажам автор если не безжалостен (они тоже жертвы), то все же насмешливо-придирчив и язвителен. Симпатичны ему люди простые и скромные. Таков сын тюремного служителя юный Джон Чивери, безнадежно влюбленный в Эми и после каждой нанесенной ему душевной раны мысленно сочиняющий самому себе красноречивые эпитафии.

Тюрьма Маршалси - как бы «модель» общества. В малом мире, тесным кольцом окружающем долговую тюрьму, читатель встречается с тем же «распределением партий», и если автор с известной строгостью судит ханжество елейного обиралы мистера Кзсби, бездушие расчетливой миссис Кленнэм и хитроумие ее слуги и компаньона Флинтвинча, то другие - добродушное семейство Миглз, деловитый Панке, в роли частного детектива возвращающий благоденствие семейству Дорритов, вспыльчивая служанка Тэттикорэм - вызывают у него теплую симпатию, показаны с неповторимым диккенсовским юмором.

Во второй части Дорриты попадают в «Общество». И оказывается, что здесь законы эгоизма и тщеславия еще более всевластны. В качестве носителей морали выступают такие сатирические персонажи, как законодательница моД миссис Мердл с ее мраморным великолепием, миссис Дженерал, обучающая сестер Доррит «хорошим манерам», и внушительный мажордом мистера Мердла.

Вырвав своих героев из нищеты, Диккенс показывает всю ненадежность и безнравственность «больших денег» и открывает им путь туда, «где ждала их скромная и полезная жизнь, полная радости и труда на благо ближнему»."1

Ш'ИМПЧДИИЯ

1. Диккеие Ч. Домби и сын// Собр. соч.: В 10 т, - Т. 4. - М„ 1984. - С. 24.

2. Там же. - С. М8.

3. Диккецс Ч. Крошка Доррит // Собр. соч.: Б 10 т. - Т. У. - М, 1986. - С. 215.

4. Там же. - С. 721.

7 Зек. 2967. 49

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.