Научная статья на тему 'Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы»'

Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4987
316
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОБОРОТЫ / КАЧЕСТВА РЕЧИ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ФГОС / PHRASEOLOGICALMOMENTUM / SPEECHQUALITY / UNIVERSALLEARNINGACTIVITIES / GEF

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Соколова Анна Валерьевна

В статье представлен вариант изучения фразеологических оборотов на основе деятельностно-коммуникативного подхода к изучению русского языка в школе, что позволяет сделать изучение языкового материала более эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LESSON OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN GRADE 6 ON THE THEME «IDIOMS»

The paper presents the option of studying phraseological turns on the basis of activity-communicative approach to the study of Russian in school, that allows to make the study of language material in a more efficient.

Текст научной работы на тему «Урок русского языка в 6 классе по теме «Фразеологизмы»»

ИДЕТ УРОК

УДК 372.881.161.1’373 ББК 4426.819=411.2,3

А. В. Соколова Екатеринбург, Россия

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

Аннотация. В статье представлен вариант изучения фразеологических оборотов на основе деятельностнокоммуникативного подхода к изучению русского языка в школе, что позволяет сделать изучение языкового материала более эффективным.

Ключевые слова: фразеологические обороты, качества речи, универсальные учебные действия, ФГОС.

A. V. Sokolova

Yekaterinburg, Russia

THE LESSON OF THE RUSSIAN LANGUAGE IN GRADE 6 ON THE THEME «IDIOMS»

Abstract. The paper presents the option of studying phraseological turns on the basis of activity-communicative approach to the study of Russian in school, that allows to make the study of language material in a more efficient.

Keywords: phraseologicalmomentum, speechquality, universallearningactivities, GEF.

Новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) предусматривают, что, помимо освоения предметных результатов, школьники должны научиться универсальным учебным действиям (УУД). Работа по развитию УУД непосредственно связана с развитием речемыслительны умений. Развитость УУД определяется способностью учащегося самостоятельно осуществлять познавательную учебную деятельность, способностью к саморазвитию и самосовершенствованию.

1тобы процесс формирования УУД у школьников происходил наиболее эффективно, целесообразно на урока русского языка применять деятельностно-коммуникативный под од к обучению.

Актуальность и значимость изучения темы «Фразеология» в школе заключается в том, что усвоение данного раздела лингвистики направлено, прежде всего, на развитие речи учащи ся, обогащение словарного запаса, умение логично, последовательно излагать свои мысли, уместно употреблять фразеологизмы. Опыт работы в старши класса показывает, что не все учащиеся на одят фразеологизмы без затруднений, правильно понимают и значение и верно могут определить функцию фра-зем в тексте. Поэтому необходимо, чтобы урок по теме «Фразеологизмы» в 6 классе был ярким, интересным, необычным и запоминающимся.

1. Цель урока - сформировать у обучающихся представление о фразеологизмах - устойчивых сочетания слов, и роли в языке и сформировать умение исспользовать фразеологизмы в устной и письменной речи.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

- проявление творческого отношения к процессу обучения;

- формирование познавательной потребности.

Познавательные УУД:

- владеть различными видами аудирования;

- осуществлять информационную переработку текста;

- анализировать, сравнивать, делать выводы;

- распознавать фразеологические обороты в речи.

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение;

- осуществлять речевое взаимодействие в рамка ситуации общения;

- участвовать в учебном диалоге;

- выявлять эмоционально-выразительные достоинства фразеологизмов сцелью сделать свою речь более выразительной, образной, интересной, яркой.

Регулятивные УУД:

- слушать в соответствии с целевой установкой;

- контролировать правильность и полноту ответов;

- использовать речь для регуляции своих действий и действий одноклассников;

- оценивать результаты своей деятельности.

Место урока в системе по изучению фразеологии: 2-ой урок по теме «Фразеологизмы».

Формы работы на уроке: фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа.

Ход урока

I. Организационный момент (приветствие, целеполагание).

II. Повторение материала предыдущего урока.

- На прошлом уроке мы познакомились с фразеологизмами. Давайте вспомним, что такое фразеологический оборот в русском языке и каковы его признаки?

(Фразеологизм - устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Признаки фразеологизма: воспроизводимость,

неделимость, употребление слов в переносном значении).

- 1то в русском языке относится к фразеологическим оборотам?

(К ним относятся пословицы, поговорки, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.)

- Каковы источники фразеологизмов? (Источники фразеологических оборотов различны. Одни из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (Много снега - много хлеба); другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто, словно Мамай прошёл); третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

III. Проверка домашнего задания.

- На дом вам было задано определить значение и познакомиться с происхождением выражений «спустя рукава» (для 1-го варианта) и «время истекло» (для 2-го варианта).

Давайте посмотрим, что у вас получилось?

(Спустя рукава. Рукавицы и перчатки появились на Руси довольно поздно. Раньше были распространены длинные рукава, которые засучивались перед работой. Отсюда засучив рукава - значит, усердно принявшись за дело. После работы зимой рукава опускались, чтобы согреть руки. Со спущенными рукавами человек работает пло о, так как они мешают ему. Отсюда и возникло выражение спустя рукава - значит небрежно, кое - как.

Время истекло. Почти три тысячи лет назад в Вавилоне, а позже в Греции и Риме появились водяные часы. Они представляли собой высокий узкий сосуд с отверстием в дне. Время измерялось вытекающей из сосуда водой, то есть время текло. Отсюда же произошли выражения: сколько воды утекло с те пор (как давно это было, текущий год).

- Молодцы! Теперь мы с уверенностью можем сказать, что каждый фразеологизм имеет свой смысл и историю возникновения.

IV. Закрепление изученного материала

Упражнение 1.

Задание: закончите четверостишие подходящим по смыслу и по рифмовке фразеологизмом.

1) Дружнее эти дву ребят На свете не найдёшь.

О них обычно говорят...

(Водой не разольёшь).

2) Мы ис одили городок Буквально вдоль и поперёк,

И так устали мы в дороге,

1то еле. (волочили ноги).

3) Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки.

Не надо, ведь этим ты другу,

Окажешь .(медвежью услугу).

4) Фальшивят, путают слова,

Поют кто в лес, кто по дрова,

Ребята слушать и не станут,

От этой песни. (уши вянут).

Упражнение 2.

Задание: даны рисунки с зашифрованными в них фразеологизмами. Одна из картинок в каждой паре буквально переводит фразеологизм. На другой нарисован фразеологизм с его значением. Отгадайте, какой фразеологизм изображен на картинке и сформулируйте его значение.

(Сидеть сложа руки - ничего не делать, бездельничать, бездействовать);

(Льёт как из ведра - обильно, слишком сильно).

(Браться за ум - становиться благоразумнее рассудительнее)

(Войти в историю - сохраниться в памяти потомков).

Упражнение 3.

Задание: вам предстоит выполнить работу по вариантам. Необ одимо подобрать фразеологизмы, в которых имеются слова голова (для 1-го варианта), глаз (для 2-го варианта), ноги (для 3-го варианта). Задание называется «С головы до ног».

Возможные варианты:

Г олова.

Человек с головой Потерять голову Не сносить головы Отвечать головой Как снег на голову Голова идёт кругом Морочить голову Вскружить голову Сломя голову.

Глаз.

Мозолить глаза Хлопать глазами Говорить в глаза Пускать пыль в глаза Глазом не моргнуть С глазу на глаз Хоть глаз выколи Открыть глаза Как бельмо в глазу.

Ноги.

Со все ног Встать на ноги Встать с левой ноги Падать с ног

Потерять почву под ногами Сбиться с ног Идти в ногу Путаться под ногами Ног под собой не чуять.

Упражнение 4.

Задание: Я вам прочитаю рассказ, а вы должны найти и записать 9 фразеологизмов, которые в нем прозвучат. Будьте внимательны!

- Саша, не стучи: уже поздно, соседи спят, -сказала мама. А Саша стучит.

- Прекрати стук! - сказал папа. А Саша стучит.

- Как об стенку горох, - говорит бабушка. -Ему хоть кол на голове теши, а он все своё. Отберу молоток!

Стучит. Сказано - сделано! Бабушка взяла у Саши молоток и унесла прочь.

- Отдай!

- Завтра. А сейчас молотка не видать тебе как своих ушей!

Саша заплакал:

- Я машину чиню.

А бабушка:

- Всему своё время.

- Зачем молоток унесла?

- Ему про Ерёму, а он про Фому. Да ты как с Луны свалился. Сказано, поздно уже, все спят.

- Не все: мы не спим.

- Ну, хватит воду в ступе толочь. Марш в кровать.

Папа сказал:

- Какая живая у нашей бабушки речь - вся пословицами пересыпана. Что ни слово, то пословица или поговорка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А бабушка говорит:

- Кашу маслом не испортишь.

(Ответ: как об стенку горох; хоть кол на голове теши; сказано - сделано; не видать как своих ушей; всему своё время; ему про Ерёму, а он про Фому; как с Луны свалился; воду в ступе толочь; кашу маслом не испортишь).

Упражнение 5.

Задание: в левом столбике вам представлены толкования фразеологизмов, а в правом - сами фразеологизмы. Но столбики перепутались. Помогите фразеологическим оборотам найти свое истинное значение.

ТОЛКОВАНИЕ ФРАЗЕМ

1. О том кто часто меняет свои решения.

2. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём-нибудь.

3. О кротком и безобидном человеке.

4. Об излишней вежливости.

5. О болтливом человеке.

6. О положении, когда опасность грозит с двух сторон.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ

1. Китайские церемонии.

2. Му и не обидит.

3. У него язык без костей.

4. Фома неверующий.

5. Между дву огней.

6. У него семь пятниц на неделе.

V. Итог урока. Домашнее задание.

- Итак, что интересного вы узнали на уроке?

(Фразеологические обороты украшают речь,

делают её выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли).

- Несомненно, мы на уроках затронули лишь малую часть фразеологически единиц. А среди ни существуют и такие, которые своим происхождением обязаны античной мифологии и библейским преданиям. Например, такие: авгиевы конюшни, нить Ариадны, а иллесова пята, вавилонское столпотворение, всемирный потоп и т.д. Попробуйте проникнуть в тайны истории и проис-

ождения подобны выражений и составить кроссворд на тему «Фразеологизмы, пришедшие из античности». Это и будет вашим домашним заданием к следующему уроку.

ЛИТЕРАТУРА

Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые выражения.-М., 1988.

Богданова Г.А. Уроки русского языка в 6 классе. -М.: Просвещение, 2002.

Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку. - М.: Новое знание, 2000.

Жуков В.П., Жуков А.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1987.

Полежаева Е.А. Обучение с увлечением. Дидактические материалы к урокам русского языка в 6 классе. (Серия "Школа радости") - Ростов на / Д: Феникс, 2003. http ://frazbook.ru/ http ://www.otrezal. ru/

Данные об авторе:

Соколова Анна Валерьевна - у читель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 27, магистр филологии (Екатеринбург).

Адрес: 620042, г. Екатеринбург, ул. Коммунистическая, 81.

E-mail: ancka. sokol1947 @ yandex.ru

About the author:

Sokolova Anna Valerievna is a Teacher of Russian Language and Literature of School № 27, master of Philology (Yekaterinburg).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.