Научная статья на тему '«Урок на сцене» как личностно-ориентированная технология'

«Урок на сцене» как личностно-ориентированная технология Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ТЕХНОЛОГИЯ "УРОК НА СЦЕНЕ"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивановская О.Г., Удальцова А.В.

В статье рассматривается «урок на сцене» как новая личностно-ориентированная технология и обосновываются ее преимущества по сравнению с другими педагогические приемами и технологиями в трансформации современной парадигмы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ивановская О.Г., Удальцова А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Урок на сцене» как личностно-ориентированная технология»

УДК 373.31

Ивановская О.Г.

ГБОУ СОШ № 544 с углублённым изучением английского языка

Московского района Санкт-Петербурга

Удальцова А.В.

ГБОУ СОШ № 544 с углублённым изучением английского языка

Московского района Санкт-Петербурга

«УРОК НА СЦЕНЕ» КАК ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

В статье рассматривается «урок на сцене» как новая личностно-ориентированная технология и обосновываются ее преимущества по сравнению с другими педагогические приемами и технологиями в трансформации современной парадигмы образования.

Ключевые слова: Личностно-ориентированные технологии, технология «урок на сцене».

Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования — повышение качества образования. ФГОС — это совокупность требований, которые обязательно должна выполнить каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания.

В информационном обществе главными стали не знания, а умение ими пользоваться. Поэтому стандарты второго поколения, в отличие от стандартов первого поколения, ориентированы не только на знания, но и на практические умения. Обучающийся должен научиться ставить цели и добиваться их; самостоятельно добывать и применять знания; составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия; задавать вопросы; ясно выражать свои мысли; заботиться о других, быть нравственным человеком; сохранять и укреплять своё здоровье.

В отличие от старой схемы «слушай — учи — воспроизводи», современные обучающиеся сами формулируют тему занятия, вспоминают необходимые знания, открывают новое, формулируют выводы. Поэтому на корректно сформулированный педагогический вопрос не может быть единого ответа, к истине ведут разные пути. Учитель всё чаще занимает позицию фасилитатора.

Цели и задачи урока формулируются в свете ФГОС второго поколения с позиции ученика. Обучающийся должен быть информирован, что и зачем изучается на уроке; может сформулировать, что нового он узнал на уроке; запоминает важные сведения; формулирует выводы; с уважением относится к другим; выполняет принятые всеми правила.

Поэтому в свете реализации ФГОС второго поколения особое значение приобретают личностно-ориентированные технологии. К ним относятся общая педагогическая поддержка; сотрудничество; доверие к ученику; привлечение его к планированию урока; создание ситуаций взаимного обучения; обучение в разновозрастных группах; использование деятельностного содержания, игр, различных форм драматизации, творческих работ; позитивная оценка достижений, диалогическое общение.

Интегрированный подход к обучению предполагает активное применение знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Мы в своём сотрудничестве активно используем потенциал уроков окружающего мира, географии, логопедических занятий, чтобы показать обучающимся, что в мире всё взаимосвязано, что любое их усилие по преодолению неизбежных в учении трудностей может привести к успеху всех.

Мы считаем, что для достижения указанной цели очень подходит разрабатываемая нами технология «урок на сцене». Учащиеся наглядно демонстрируют учителям, младшим и

старшим соученикам свой путь к актуальному уровню своих знаний и умений, намечают ближайший путь развития. При этом они находятся на сцене, открыты перед всеми, демонстрируют свой достигнутый уровень с привлечением драматизаций, продуктов проектной деятельности.

Ниже мы приводим методическую разработку занятия в технологии урок на сцене».

Интегрированное логопедическое занятие с элементами окружающего мира и географии «Путешествие в страну слов» в разновозрастной группе учащихся 2 и 6

классов

Логопедическая тема: Совершенствование морфологического и морфемного анализа

слов.

Грамматическая тема: Развитие функции словообразования.

Лексическая тема: Зима

Технологии: ИКТ, коммуникативное обучение, проектная деятельность, технология разновозрастных групп, театрализация, технология «урок на сцене» [2].

Цель: Показать учащимся, что в мире всё взаимосвязано. Учить решать актуальные учебные проблемы с использованием имеющихся ресурсов в реализации системно-деятельностного подхода.

Задачи: Достигать предметных и метапредметных результатов.

Предметные результаты: совершенствовать умение производить морфемный анализ слов, на основе него, а также на основе знания фольклорных текстов анализировать значение этих слов, актуализировать и расширять знания по теме: «Зима» — о погоде, о сезонных изменениях в природе и жизни животных, закреплять правильное произношение звука «Л».

Метапредметные результаты:

Личностные УУД: проявлять интерес к новому содержанию, устанавливать многообразные связи между явлениями действительности, оценивать собственный вклад в работу группы.

Регулятивные УУД: определять цели и задачи урока, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом, интересоваться чужим мнением, высказывать своё.

Познавательные УУД: осуществлять словообразование по аналогии, работать с информационными текстами, анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагироваться, выделять существенные признаки.

Коммуникативные УУД: работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, слушать товарища, формулировать и обосновывать своё мнение, представлять точку зрения группы, участвовать в групповой театрализации, публично высказываться [1].

Ход урока:

1. Организационный момент

Формирование личностных УУД: детям обрисовывается широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы.

Учитель-логопед: Рассказывает об особенностях предстоящего урока, представляет участников.

Учащиеся: Приветствуют учителя и присутствующих гостей. Рассаживаются группами по 6 человек, образуя 4 разновозрастные команды.

2. Развитие мышления, внимания и памяти как предпосылок успешной учебной деятельности. Введение темы занятия. Повторение изученного.

Предметные результаты: учащиеся упражняются в морфологическом и морфемном анализе слов; учащиеся с нарушением произношения звука «Л» упражняются в его правильном произнесении.

Метапредметные результаты:

Формирование познавательных УУД: учащиеся упражняются в умении анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки.

Формирование регулятивных УУД: учащиеся определяют тему урока.

Формирование коммуникативных УУД: учащиеся упражняются в групповом обсуждении.

Учитель-логопед: Читает стихи, задаёт вопросы по содержанию Белый, белый, будто творог, Снег летит на белый город

- Какое слово повторяется чаще других? Сколько раз оно прозвучало? (2 класс)

- Найдите сравнительный оборот (6 класс)

- Сколько раз звучало слово «белый» (2 класс)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить? (2 класс)

- Предложите ваши ассоциации на слово «белый» (6 класс)

Вывод: Мы будем говорить о цветах нашего мира и явлениях зимней природы

Ученик, упражняющийся в произнесении «Л»:

Белые шапки на белых берёзах,

Белый зайчишка на белом снегу,

Белый узор на ветвях от мороза,

По белому снегу на лыжах бегу

Учитель-логопед: Задаёт вопросы по содержанию стихотворения

- Сколько раз повторяется слово «белый»? (2 класс)

- Сколько раз повторяется слово «белый» в косвенных падежах с предлогами? (6

класс)

- С какими предлогами? (6 класс)

- Какой общий корень в словах, которые вы искали? (6 класс)

- Какие слова вы запомнили? (2 класс)

Итог: Запишем маркером слово «БЕЛЫЙ» на одной из граней картонного кубика Учитель-логопед: Охарактеризуйте слово «БЕЛЫЙ» как часть речи Учащиеся (после обсуждения в группах): Это имя прилагательное, потому что отвечает на вопрос «какой?»

Учитель-логопед: Из каких частей это слово состоит?

Учащиеся (после обсуждения в группах): Слово «БЕЛЫЙ» состоит из корня и окончания.

3. Работа на материале предметов «Окружающий мир» и «География» по теме «Изменения погоды зимой»

Предметные результаты: учащиеся повторяют, систематизируют, узнают новое по предметам естественно-научного цикла, а также расширяют словарный запас, упражняются в составлении связных высказываний.

Метапредметные результаты:

Формирование познавательных УУД: учащиеся учатся работать с информационными, справочными текстами, упражняются в умении анализировать, сравнивать, обобщать.

Формирование регулятивных УУД: учащиеся учатся устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Формирование коммуникативных УУД: учащиеся упражняются в использовании ИКТ (ищут в сети Интернет и самостоятельно создают презентации), учатся эффективно представлять найденную информацию, тренируются в умении выступать перед слушателями.

Шестиклассник: Добрый день, мои юные друзья! Приглашаю вас в гости к очень красивому времени года, а какое это время года, вы угадайте: В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда. Вьюга злится, снег кружится,

Заметает всё кругом

Белоснежным серебром.

Кто скажет, кто знает, когда это бывает?

Учитель географии: Запомните эти признаки зимы — мороз, температура ниже нуля, короткие дни, длинные ночи, многолетние растения замедляют циркуляцию соков, лиственные растения сбрасывают листву, чтобы противостоять суровому времени года. Вы узнали и кое-что новое — о правилах поведения человека на морозе. Оцените презентацию шестиклассника.

МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ, ПОВЫШАЮЩИЙ САМООЦЕНКУ ШЕСТИКЛАССНИКА

Второклассники: Награждают выступающего аплодисментами.

4. Работа над техникой речи. Совершенствование морфологического и морфемного анализа слов.

Предметные результаты: учащиеся совершенствуются в морфологическом и морфемном анализе слов; учащиеся с нарушением произношения звука «Л» упражняются в его правильном произнесении; учащиеся расширяют и систематизируют словарь.

Метапредметные результаты:

Формирование познавательных УУД: учащиеся упражняются в умении анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, абстрагироваться от привычного, чтобы узнать что-то новое.

Формирование регулятивных УУД: учащиеся учатся интересоваться чужим мнением и высказывать своё.

Формирование коммуникативных УУД: учащиеся упражняются в групповом обсуждении, учатся слушать товарища, формулировать и обосновывать своё мнение, представлять точку зрения группы.

Учитель-логопед: Повторите стихи

Учащиеся 2 и 6 класса, имеющие недостатки произношения «Л»:

Всё бело — бело — бело.

Столько снегу намело!

Вот весёлые деньки!

Все на лыжи и коньки!

Учитель-логопед: Задаёт вопросы по содержанию стихотворения

- Сколько раз повторялось слово «бело»?

- Какой уже известный вам корень есть в этом слове?

Учитель-логопед: А теперь послушайте важную информацию и постарайтесь её запомнить. Слово «бело» — однокоренное слову «белый», но оно особенное, необычное. Это краткое имя прилагательное. Такие слова часто встречаются в стихах и в фольклорных текстах.

Вывод: Запишем слово «БЕЛО» на свободной стороне кубика.

Учащиеся 2 и 6 класса, имеющие недостатки произношения «Л»:

Побелел и дом, и лес,

Поле, лавки и навес

Учитель-логопед: Задаёт вопросы по содержанию стихотворения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Какое вы услышали слово с корнем «бел»?

- Какая это часть речи?

Учащиеся (после обсуждения в группах): «Побелел» — это глагол, потому что отвечает на вопрос «что сделал?»

Вывод: Запишем слово «ПОБЕЛЕЛ» на свободной стороне кубика.

Учитель-логопед: Отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы

А в санях сидит царица -

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом -

Всё покрылось серебром (зимние месяцы).

Учитель географии: Стойте-стойте! А ну-ка назовите все зимние месяцы! Я помогу: Зиму начинает, год кончает. Это ... (декабрь) Году начало, зиме середина. Это ... (январь) А какой ещё зимний месяц вы знаете? (февраль)

Учитель-логопед: Ну, а царица — это, конечно, зима. Представьте, какая она.

- Белокоса — это что значит?

- Белолица — это что значит?

Учащиеся (после обсуждения в группах): «Белокоса» — это значит, что у царицы белая коса. «Белолица» — это значит, что у царицы белое лицо.

Учитель-логопед: Шестиклассники подскажут, как называются слова, у которых два

корня.

Учащиеся 6 класса: Это сложные слова.

Учитель-логопед: Ну, а я скажу вам, что это краткие прилагательные. Ведь не зря же они встретились нам в загадке — фольклорном тексте. Но как сложные слова мы их запишем отдельно.

Вывод: Запишем слова «БЕЛОКОСА», «БЕЛОЛИЦА» на свободной стороне кубика. Учитель-логопед: А вы мне подскажете, куда же записать слово «белы» из этой же загадки.

Учащиеся (после обсуждения в группах): «Белы» запишем к слову «бело». Учитель-логопед: Почему же у этих слов разные окончания?

Учащиеся (после обсуждения в группах): Потому что в первом стихотворении было предложение «Всё бело», а в загадке «скакуны белы».

Вывод: Запишем слово «БЕЛЫ» на той же стороне кубика, что и слово «БЕЛО». Это краткие имена прилагательные.

5. Работа на материале предметов «Окружающий мир» и «География» по теме «Жизнь животных зимой»

Предметные результаты: учащиеся повторяют, систематизируют, узнают новое по предметам естественно-научного цикла, а также расширяют словарный запас, упражняются в составлении связных высказываний.

Метапредметные результаты:

Формирование познавательных УУД: учащиеся учатся работать с информационными, справочными текстами, упражняются в умении анализировать, сравнивать, обобщать.

Формирование регулятивных УУД: учащиеся учатся устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Формирование коммуникативных УУД: учащиеся упражняются в использовании ИКТ (ищут в сети Интернет и самостоятельно создают презентации), учатся эффективно представлять найденную информацию, тренируются в умении выступать перед слушателями.

Шестиклассник:

Наступили холода. Обернулась в лед вода. Длинноухий зайка серый Обернулся зайкой белым. Перестал медведь реветь: В спячку впал в бору медведь.

Я придумал для вас игры Первая игра «Это правда или нет?». Правила игры — если правда — хлопаем, если неправда — топаем:

Зимой медведь спит?

№ 4 (декабрь), 2015

Зимой белка спит? Зимой лось спит? Медведь меняет шубу? Белка меняет шубу? Заяц меняет шубу? Лось охотится на зайцев? Белка живет в берлоге? Вороны улетают на юг? Соловей поёт в январе? Медведь залезает в дупло? Лиса охотится на мышей? Лиса ворует кур в деревне? Волк охотится на оленей? Лоси воют на луну? Лиса зарывается в снег?

Вторая игра «Назови всех лесных жителей»

Третья игра «Чьи следы на снегу?»

СЛЕДЫ £ *

и'

С « -£•< «5 «Г

ь.

%

Ш

• ч' &

СОЛ

МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ, ПОВЫШАЮЩИМ САМООЦЕНКУ ШЕСТИКЛАССНИКА Второклассники: Награждают выступающего аплодисментами.

Учитель географии: Запомните повадки зверей и птиц. Большинству животных и птиц зимой трудно. Надо им помогать. Здесь второклассникам есть, что рассказать старшим ребятам и гостям.

Второклассники: Рассказывают о своём участии в проекте «Помоги птицам зимой»:

Что мы делали?

1-Изучали дополшггельную литературу и определяли птиц, зимующих в нашем городе;

2.Провели наблюдение за поведением и питанием зимующих птиц;

З.Обсуждали полугенные результаты и делали выводы.

МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ, ПОВЫШАЮЩИЙ САМООЦЕНКУ ВТОРОКЛАССНИКОВ

Шестиклассники: Награждают выступающих аплодисментами.

6. Работа над техникой речи. Совершенствование морфологического и морфемного анализа слов.

Предметные результаты: учащиеся совершенствуются в морфологическом и морфемном анализе слов; учащиеся с нарушением произношения звука «Л» упражняются в его правильном произнесении; учащиеся расширяют и систематизируют словарь.

Метапредметные результаты:

Формирование познавательных УУД: учащиеся упражняются в умении анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки, абстрагироваться от привычного, чтобы узнать что-то новое.

Формирование регулятивных УУД: учащиеся учатся интересоваться чужим мнением и высказывать своё.

Формирование коммуникативных УУД: учащиеся упражняются в групповом обсуждении, учатся слушать товарища, формулировать и обосновывать своё мнение, представлять точку зрения группы, участвуют в групповой театрализации.

Учитель-логопед: А теперь отгадайте загадку и узнаете, о каком животном мы сейчас поговорим. Летом серенький, зимой беленький.

Учащиеся: Это заяц!

Учитель-логопед: Какое слово с корнем «бел» вы услышали? Какая это часть речи?

Учащиеся (после обсуждения в группах): В загадке есть слово «беленький». Это имя прилагательное, потому что отвечает на вопрос «какой?»

Учитель-логопед: Это слово звучит ласково, имеет уменьшительно-ласкательное значение

Вывод: Запишем слово «БЕЛЕНЬКИИ» на свободной стороне кубика.

Учитель-логопед: А сейчас мы послушаем, о чём говорят белка и заяц. Задание: посчитайте, сколько раз в разговоре прозвучат слова с корнем «бел».

Учащиеся 2 и 6 класса, имеющие недостатки произношения «Л» (в костюмах):

Заяц: Белый снег, белый мел.

Белый заяц тоже бел

Белка: А вот белка не бела, Белой даже не была

Дальше между Белкой и Зайцем идёт диалог:

-Заяц белый, заяц белый.

Ты куда за лыком бегал?

Заяц белый отвечал (слова автора):

- Я не бегал, а скакал!

ВЫСТУПАЮЩИХ НАГРАЖДАЮТ АПЛОДИСМЕНТАМИ

Учащиеся (после обсуждения в группах): В разговоре Белки и Зайца встретилось 6 слов с корнем «бел» (слово «белка» не считается).

Учитель-логопед: Тогда скажите, на какую грань кубика мы запишем слова «бел» и «бела».

Учащиеся (после обсуждения в группах): Это краткие прилагательные «бел» — мужского рода, а «бела» — женского.

Учитель географии: Животные зимой прячутся от хищников. В этом им помогает защитная окраска. Поиграем в игру «Почему их так назвали?»

Учитель-логопед (Зайцу): Скажи нам, какая у тебя в лесу кличка?

Заяц: Меня кличут Белохвостик.

Учитель-логопед: Как вы думаете, почему Зайца так кличут? (Заяц демонстрирует свой хвостик в качестве подсказки).

Учащиеся (после обсуждения в группах): Белохвостик — это значит Белый Хвостик. Это сложное слово.

Учитель-логопед (Зайцу): А как кличут в лесу твою Зайчиху?

Заяц: Иногда Белоножка, а иногда — Белоспинка.

Учитель-логопед: А вы догадались, почему?

Учащиеся (после обсуждения в группах): Белоножка — значит Белая Ножка, а Белоспинка — Белая Спинка. Это сложные слова.

Учитель-логопед: К какой части речи относятся эти сложные слова? Докажите.

Учащиеся (после обсуждения в группах): Это имена существительные. Они отвечают на вопрос «кто?». Это клички, пишутся с большой буквы.

Вывод: Запишем слова «БЕЛОХВОСТИК», «БЕЛОНОЖКА», «БЕЛОСПИНКА» на свободной стороне кубика. Это сложные слова, имена существительные.

7. Рефлексия.

Формирование личностных УУД: детям обрисовывается широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные и внешние мотивы.

Учитель-логопед и учитель географии: А теперь вспомним всё, о чём говорили сегодня.

Учащиеся: Бросают свои кубики, перечисляют части речи, вспоминают сведения о зимней природе и высказывают мнения об уроке.

УЧАСТНИКИ И ГОСТИ АПЛОДИРУЮТ ДРУГ ДРУГУ

Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. — СПб.: Каро, 2003. — 368 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.