Научная статья на тему 'Урок математики в шестом классе на тему «Сравнение чисел»'

Урок математики в шестом классе на тему «Сравнение чисел» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2901
412
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА / ПРАВИЛА СРАВНЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ / МОДУЛЬ ЧИСЛА / КООРДИНАТНАЯ ПРЯМАЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Заиченко Наталья Анатольевна

Автор предлагает конспект урока математики для 6 класса по теме «Сравнение чисел» из разработанной системы уроков развития критического мышления обучающихся. Материал подготовлен для шестиклассников, занимающихся по учебному комплекту Н. Я. Виленкина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок математики в шестом классе на тему «Сравнение чисел»»

Уроки по ФГОС

Зайченко Наталья Анатольевна

учитель математики МКОУ СОШ № 1 Барабинский район город Барабинск, Новосибирская область E-mail: zaichenkona@mail.ru

J ^

УРОК МАТЕМАТИКИ В ШЕСТОМ КЛАССЕ НА ТЕМУ «СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ»

Л__________________________________________г

Аннотация. Автор предлагает конспект урока математики для 6 класса по теме «Сравнение чисел» из разработанной системы уроков развития критического мышления обучающихся. Материал подготовлен для шестиклассников, занимающихся по учебному комплекту Н. Я. Виленкина.

Ключевые слова: положительные и отрицательные числа, правила сравнения рациональных чисел, модуль числа, координатная прямая.

I Iель урока: формирование знаний, умений и навы-/_(ков сравнения отрицательных и положительных чисел, сравнения чисел с нулем, сравнения отрицательных чисел.

Задачи:

• изучить правиласравнения рациональных чисел;

• нолтонеть определение модуля числа,кооединатной прямой;

• активизировать учащихся путем создания проблемной ситуацин;

• продолжить работу по развитию логического мышления в ходе поиска правил сравнения чисел;

окпндентннрнтень яннмкнае череьуетаа1д упеаоаьннн, анмять н хадл днууннкеатные нантоуенне;

• воспитывать трудолюбие и аккуратность, уважительное отношенае к тбее(леьииикам,нмениеих нлешата.

Тип урока: иадчуяио тоиогоматяриалн, еерьтднои закрепление знаний и способов деятельности.

Обоуудоеанид: коутмткк т змнян ием , маотлт тти-мометрн, светтЩюуьа оммкьютем, яроектну, тртаднои-ция к уроку.

Формы еаШоты: фрмткаттнма, паанан, а^тм^^тши-альная.

Ходурока

I. Актуатизатин кнниит

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада приветствован вас ра cтгoиношитм .фоне. Мдия му арт .атн лья Анатольев на . nитнзтlт иан еот лтяеа яжьмеи унт ва Я. А. Каменского «Считай несчастным тот день, или тот чан,в конмрыу мы ни т^уонллтчт^^ ятвогм т тичнмк не трпДавул н с^^^^ну Т^тУ^к^^нию».

2. Мобилизующее начало урока

Сегодня у нас необычный урок.

Мы побываем в гостях у героев сказки Николая Носова «Приключение Незнайки и его друзей», а дорогу нам покажет координатная прямая.

Ребята, а что такое координатная прямая?

Ответ: Пттмуюм выбранном на нтй ттчдлон отета, единичным отрезком и направлением называют коорди-танттТ ирямой.

Ттвдйте утлтдент1н етoолиууты точок, веоторых остановились наши герои.

• Коор/^о^^ти тетки N, вкоторой живет Незнайка (-7);

н Коотуиьетн ^<^-khW, в которой живет Винтик (-1);

• Координату точки D, в которой живет доктор Пилюлькин (2);

к КдвраьнатутреснР, нкотоеой живкт Пончик (4);

• Коовдуматт точкиг, в которой живет Знайка (11).

3.Фронтальный опрос

- Ребнми, а с какой стороны от нуля на координатной прямой расположены точки с положительными координатами, а с какой стороны точки с отрицатель-тыатаододинмтант?

Ответ. Плложтаеоиныл ттдаан ту нуль, а атоицл-тельные слева от нуля.

- Итак, к первому в гости мы зайдем к Незнайке, и от доигмтоннлнтт н аднннм. Отанаин навайте вспомним, чм?низывтют мю1яyлтмчнята. Цтти тбвмнроют определение модуля числа Модулем числа а называет ртсстотуие (недимеилым отреньао) ол татaоднooт-д инмо дн точо А (м).

16

жcлш^л^ук^днт и л ндовацно н ш кллн ЭДМ/З

Уроки по ФГОС

А теперь возьмите в руки светофоры, и если вы согласны с решением Незнайки, то покажите зеленый свет, если не согласны-красный свет светофора.

4. Устная работа Задание 1. в |-НИ,5| = 60,5 +

Т) |1,5| = -1,5 -

3) |-890,7| = 890,7 +

- Хорошо, модуль может быть только положитель-гым гисл oм,

Пе реходим ко второму заданию.

Задание 2. Незнайка утверждает, что в каждой паре чисел подчеркнуто то число, модуль которого больше. е огласны лр| вы?

-л,67б Н-И,786 +

-0,45 и 0 + с-7 и НУ -Хнришо,а снй час сравним чис-лрТ0?иЗ+Т. рН00 < 34Н0

Давайте рассмотрим, как они расположены на координатной прямой: точка 345 находится дальше

от нуля, значит, чем число больше, тем оно расположено правее. Но кроме положительных чисел, существуют еще и числа отрицательные, они находятся на координатной прямой слева от нуля. И сегодня на уроке мы с вами научимся сравнивать отрицательные числа, сравнивать отрицательные и положительные числа, сравнивать числа с нулем. Откройте тетради в запишите чисао а аему сегодняшнего урока «СРАВНЕНИЕ ЧИСЕЛ»

Взимание наешран СЮЖЕТ

Для измерения температуры используется термометр, там тоже присутствует координатная прямая, только она расположена вертикально: есть точка отчета -тень, шзшлА, оаринотальаз1ш и положит-лотые ^исаа.

°н^оа^1^г^с^тзниа носаюшнаний и способов действий

1. Эвристическая беседа с целью восприятия нового материала

Ребята, давайте заглянем в гости к доктору Пилюлькину. Вчера в его доме тнрмзметр показывал -5 С, а сегодня 2 С. о Когда было холоднее вчера или сегодня? о Кан отгзиагения расположены на термометре? (кчитель берет термометр и откладывает значение температур) о Какое значение выше, а какое ниже? о Отметка на коатдииотной пвемой тоаго, тззтиотствующиз саоаоош1А тослам -5 и 2 (отрицательные - синим маркером, поосжзоррыные ^ ^иа£^зьм^)ВЗозьмите литайгу, риршнааш

оКатое раооcлоам-птлнyлоo лз-ое, ш карле по-вее ?

На доске построена координатная прямая, на кото-щ ot. отмечают координаты -5 и 2.

-5 2

холоднее теплее ниже выше левее правее

Какой знак нужно поставить? -5 < 2 о Кто можрт сзш^л yмеpлзмть р^виши а.тененияполо-жстоньных и лооицатеаьныл оиеса? ВыyоА:бшлнаeмииcлщ на координатной прямой по отношению к меньшему расположено правее Задан и е1

Сравните лшслр. (Учлщиеся записывают примеры в тетродь)

-в,5 о,е -е ол

07 -300

о Калля числа мы сравнивали? о Каконо расположены на координатной прямой? о Какой можно сделать вывод?

°ывод: Любое отрицательное число меньше любого полoжшеeтмнoro чирта.

Мы с тамр онллмнлаоь ош тсеии ноданиями док-ториПилюлзкона, иднм дал-шо в гс^нп к ^nTHcy Ов утверждает, что вчера в Цветочном городе температура иоод^с щылр -3 щ, а аегодня -оС. о Кагта былмистлеe вчеза еои олтало-? о Покажиошк рзснолшжеоы дозные значения на термо-мстнт

о Давайте отметим на координатной прямой точки, соответствующие числам -3 и -7. оа дошк-риои сн -С -а

холоднее теплее

ниже выше

левее правее

Сравним получившиеся значения. Какое из чисел следует считать большим? итак,-7 < -3. Вывод: на координатной прямой точка с большей координатой лежит правее точки с меньшей координатой.

- Дети, а какое число на координатной прямой ни относится ни к положительным, ни к отрицательным. Рассмотрим сравнение чисел с нулем.

0 10

2- 0

X

0 -5,7

-56,2 0

Какой можно сделать вывод: нуль меньше любого положительного числа, но больше любого отрицательного числа.

2. Формулировка правил сравнения чисел с разными знаками

В ходе исследования мы сделали выводы о сравнение чисел с помощью координатной прямой, в учебнике эти правила сформулированы иначе, через понятие «модуль числа». Обратимся к учебнику стр. 163 п.29 /читаем правило/

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

17

Уроки по ФГОС

Сравним -5,3 и -10,6

Сравним модули данных чисел |-5,3 | < |-10,6|, значит -5,3 > -10,6

Т.е. из двух отрицательных чисел больше то, модуль которого меньше. А теперь вы сформулируйте правило сравнения чисел.

III. Формирование умений и навыков

1. Физминутка. А сейчас немного отдохнем:

Раз - мы встали, распрямились.

Два - согнулись, наклонились.

Три - руками три хлопка.

А четыре - под бока.

Пять - руками помахать.

Шесть - на место сесть опять.

2. Работа с учебником. Решение задач.

А сейчас советы от Незнайки из рубрики «Говори правильно!». Дети, давайте вслух зачитаем как правильно прочитать данное неравенство: 6 > -4 (шесть больше минус четырех).Мы отправляемся дальше. Приступим к решению упражнений по данной теме: № 975 на стр. 164

В Ростове и Воронеже измеряли температуру 1, 6, 11, 16, 21 и 26 декабря в 12 часов дня. Результаты (в градусах Цельсия) указаны в таблице. Сравните температуру в Ростове и Воронеже в одно и то же время.

Число декабря

1 6 11 16 21 26

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Температура в Ростове, С 9,2 3,5 -2,6 -3,1 -7,8 -19

Температура в Воронеже, С 6,4 0 0 -1,5 -3,6 -21

Назовите температуру 1 декабря в Ростове и в Воронеже и скажите, где было теплее, в каком из городов (прокомментировать).

(1 декабря в Ростове было теплее, чем в Воронеже, т.к. 9,2 > 6,4;

6 декабря в Ростове было теплее, чем в Воронеже, т.к. 3,5 > 0;

11 декабря в Ростове было холоднее, чем в Воронеже, т.к.-2,6 < 0;

16 декабря в Ростове было холоднее, чем в Воронеже, т.к.-3,1 < -1,5;

21 декабря в Ростове было холоднее, чем в Воронеже, т.к.-7,8 < -3,6;

26 декабря в Ростове было теплее, чем в Воронеже, т.к.-19 > -21).

№ 976 (а, б, в, г) на стр. 164 (с комментированием)

A) 8,9 < 9,2

Б) -240 < 3,2

B) 4,5 > -800

Г) -5,5 > -7,2

Ой, ребята, мы забыли про Пончика, он предлагает нам немного поиграть: если число лежит в этом промежутке, то поднимаете руки вверх, если не лежит, то - руки в стороны.

Задание на координатной прямой между числами -8 и 1 расположены целые числа: -4, 1,0, 3; -1.

3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой.

И последняя остановка у Знайки. У вас на столе лежит диагностическая карта-лист (Приложение 1). Ваша задача - вписать пропущенные слова. А помогут вам правила сравнения, которые мы изучали на уроке.

- Выставление отметок. Сегодня вы хорошо поработали. Поднимите руки, кто за самостоятельную работу получил «5»..., «4» ..., «3»... Поставьте себе отметки в дневник. А кто не совсем справился, не огорчайтесь -ведь сегодня еще только первый урок, у вас все получится.

4. Домашнее задание - Ребята, у меня в руках письмо от жителей Цветочного города: (слайд 33) объявляется набор желающих полететь на Луну, чтобы туда попасть, вам необходимо дома выполнить задание № 979, № 995, № 992 (1) из учебника и выучить правила сравнения чисел.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Математический синквейн

В заключение урока я предлагаю вам составить математический синквейн, т.е. стихотворение, написанное по определенным правилам - по теме сегодняшнего урока «Сравнение чисел», Но сначала я хотела бы зачитать вам свой синквейн:

1. математика

2. познавательная, увлекательная

3. сравнивать, думать, анализировать

4. математика - царица наук

5. Мне было приятно с вами работать.

Напишите

1. одно существительное, выражающее главную тему,

2. два прилагательных, выражающих главную мысль,

3. три глагола, описывающие действия в рамках темы,

4. фразу, несущую определенный смысл

5. заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Давайте посмотрим, что у нас получилось

Ответы учащихся

1. Числа

2. Положительные, отрицательные

3. Сравнивать, выполнять, решать.

4. Научились сравнивать числа с разными знаками.

5. Неравенства

Спасибо за урок!

Приложение 1

Диагностическая карта-лист

1. Знаю ли я правила?

Заполни пропуски. (<, >, =)

А) Всякое положительное число_____________нуля,

а всякое отрицательное число______________нуля.

18

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

Технологическая карта урока

Основные этапы урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Методы обучения Прогнозируемый результат

1. Актуализация знаний

1 .Организационный момент Психологическая подготовка к общению Обеспечивает благоприятный настрой Настраиваются на работу Словесные Психологическая готовность

2.Мобилизующее начало урока Стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность. Приглашает побывать в гостях у героев сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» Определяют координаты заданных точек Словесные, наглядные Активность познавательной деятельности на последующих этапах

3.Фронтальный опрос Создать ситуацию успеха путем проверки владения материала прошлых уроков Организует работу по актуализации опорных знаний Отвечают на вопросы в форме обсуждения Словесный опрос Отвечают верно

4.Устная работа Создает проблемную ситуацию, объясняет учебную задачу, наблюдает, консультирует [2] Отвечают на вопросы Практические, проблемно- поисковые Быстрая проверка опорных знаний

II. Формирование новых знаний и способов действий

1 .Эвристическая беседа с целью восприятия нового материала [1] Способствовать деятельности учащихся по самостоятельному выводу правил сравнения чисел Организует работу учащихся по решению проблемной ситуации Учащиеся отвечают на вопросы в форме обсуждения, выполняют задания на доске и в тетрадях, делают выводы Практические, проблемно- поисковые Верное выполнение заданий

2.Формулировка правил сравнения чисел с разными знаками Установить правильность изученного материала Организует работу учащихся по работе с учебником (чтение правил сравнения чисел) Читают правила сравнения чисел, обсуждают проблемную ситуацию Словесные Осмысление результатов своей работы

III. Формирование умений и навыков

1 .Физминутка Снятие усталости и напряжения Выполняет упражнения совместно с учащимися Выполняют упражнения совместно с учителем Сняли напряжение

2.Работа с учебником. Решение задач. Установить осознанность изученного материала Предлагает выполнить задания Выполняют задания на доске и в тетрадях, устно в игровой форме Практические Выполнили верно

3. Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой Выявить качество усвоения материала Предлагает выполнить самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой Выполняют задания самостоятельно, затем взаимопроверка Самокон- троль Выполнили верно

4.Домашнее задание Обеспечить понимание содержания домашнего задания Задает домашнее задание Записывают домашнее задание Словесные Запишут верно

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия Дать оценку работы класса Подводит итоги урока Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение Самооценка

чО

Уроки по ФГОС

Уроки по ФГОС

Б) Из двух отрицательных чисел __________ то,

у которого больше модуль, а_______то, у которого

_____________модуль.

В) Любое отрицательное число__________любого

положительного числа.

2. Умею ли я сравнивать числа?

I вариант II вариант

а) -1891 . ..-1890 а) -5034 .-5134

Л 1 б) - 7—...4 3 Л , Л б) 1-...-14' 2 7

в) 6,12 ... 0 в) -1,25 ... 0

г) -3,8 ...-2,7 г) -4,3 .-5,1

Взаимопроверка (обменяемся тетрадями для взаимопроверки, ответы представлены на слайде) (слайд 32)

1. а) >, < б) <, >, < в) <

I вариант II вариант

а) -1891 < -1890 а)-5034 >-5134

п 1 1 б) -1— <4 3 Л 1Л б) 1— > -14— ’ 2 7

в) 6,12 > 0 в) -1,25 < 0

г) -3,8 < -2,7 г) -4,3 > -5,1

Критерии «5» - 0 ошибок, «4» - 1-2 ошибки, «3» -3-4 ошибки

Литература

1. Куликова В. А. Деятельностный подход к обучению как основа формирования познавательного интереса школьников в процессе обучения математике // Образование и наука. 2010.№ 6. С. 132-139.

2. Чошанов М. Образование и национальная безопасность: системные ошибки в математическом образовании России и США //Образование и наука. 2012 № 8. С. 14-21.

Крючкова Вера Владимировна

учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ № 641 им. С. Есенина ЮВАО г. Москва vera-kryuchkova@mail.ru

J ^

ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Л____________________________________________г

Анотация. Автором предлогается урок русского языка с применением технологии деятельностного обучения.

Ключевые слова: ФГОС, метапредметная значимость, координатор, масленица, развитие речи, рефлексия, работа в парах, традиции, обычаи.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС ООО), в рамках которого обучаются нынешние шестиклассники, принес с собой ряд нововведений, одно из которых являет собой обучение через непрерывную деятельность [2,5,8,10]. Причем деятельность эта происходит самостоятельно, но под чутким контролем и умелым руководством учителя. Ученики сами формулируют темы; определяют их предметную и метапредметную значимость; составляют алгоритмы; отвечая на проблемные вопросы, выявляют правила; через исследовательскую, проектную деятельность, групповую и индивидуальную работы осваивают приобретенные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

знания на практике; делают выводы; рефлексируют их [1,6]. Учитель является лишь наставником (координатором) в этом процессе. При этом, как показывает практика, полученная информация прочнее закрепляется в сознании юных школьников, ведь, как известно, самые ценные знания - это знания, добытые самостоятельно.

Поэтому модель современных уроков, на мой взгляд, должна заключать в себе подачу материала через деятельность учеников. В качестве примера предлагаю свой урок развития речи (в 5 гимназическом классе), посвященный роли доказательств в одном из трех типов речи - рассужде-

20

Эксперимент и инновации в школе 2014/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.