Научная статья на тему 'Урок литературы «Очей очарованье»'

Урок литературы «Очей очарованье» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
189
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / CREATIVITY / PERCEPTION OF THE TEXT / CREATIVE THINKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морозова Лидия Павловна

Автор раскрывает технологию проведения урока литературы на тему осени, целями которого является работа над зрительным, звуковым и эмоциональным восприятием учащихся, развитие умения анализировать текст, а также совершенствование творческих способностей учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Lesson Literature «Eyes charm»

The author reveals the technology of the lessons of literature on the theme of autumn, the purposes of which is to work on the visual, auditory and emotional perceptions of students, developing ability to analyze text, as well as improving the creative abilities of students.

Текст научной работы на тему «Урок литературы «Очей очарованье»»

Мастер-класс

УДК 37.02

Л.П. Морозова

Урок литературы «Очей очарованье»

Как совершенствовать творческие способности учащихся на уроках литературы?

Аннотация. Автор раскрывает технологию проведения урока литературы на тему осени, целями которого является работа над зрительным, звуковым и эмоциональным восприятием учащихся, развитие умения анализировать текст, а также совершенствование творческих способностей учащихся.

Ключевые слова: творческие способности, восприятие текста, образное мышление

Abstract. The author reveals the technology of the lessons of literature on the theme of autumn, the purposes of which is to work on the visual, auditory and emotional perceptions of students, developing ability to analyze text, as well as improving the creative abilities of students.

Index terms: creativity, perception of the text, creative thinking

Цель урока: создать особый настрой, который помог бы ввести учащихся в систему художественных образов, работать над зрительным, звуковым и эмоциональным восприятием, развивать умение анализировать текст, совершенствовать творческие способности учащихся.

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, саксофон, на столах учащихся букеты из осенних листьев.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

В природе есть праздники. Первая зелень. Первые соловьи. Первая капель после морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. Что может быть прекраснее осени? Самые мягкие и трогательные строчки, великолепные картины написаны об осени.

Посмотрите на эти картины осенней природы. (Презентация). Мы порой не замечаем той красоты, которая нас окружает.

Опрос: Какова палитра красок? Какая осень привлекает? Почему? Какое настроение рождается у вас?

Учитель: Природа свободно справляет свой тихий праздник Очей очарованье.

Осень только взялась за работу.

Только вынула кисть и резец.

Положила кой-где позолоту,

Кое-где уронила багрец.

Слово имеет вкус, цвет и запах. Именно с помощью слов создается художественный образ. Слово помогает услышать неповторимые звуки осени.

Обратимся к стихотворению Валерия Брюсова (спроецировано на доску)

Сухие листья, сухие листья,

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром кружат, шуршат.

Сухие листья, сухие листья,

Под тусклым ветром сухие листья,

Кружась, что шепчут, что говорят?

В. Брюсов

задание

Подготовьтесь для выразительного чтения текста.

(затем учащиеся выразительно читают вслух).

задание

Какие звуки настойчиво повторяются в стихотворении? («С» - I 6 р., «х» - 7 р., «ж-ш»- 4р.)

Что они передаю? (шелест, шуршание сухих листьев).

А почему так много гласных? (Гласные передают плавность падения).

Как автором создается образ осени? (Учащиеся приводят примеры из текста).

Учитель: Гуляя в парке или лесу, мы прислушиваемся к негромким звукам осени.

И сегодня Толя Дерегин предложит нашему вниманию музыкальную миниатюру «Осень», которую исполнит на саксофоне.

Послушаем эти звуки. (Учащийся играет на инструменте).

Учитель: Какими эпитетами можно охарактеризовать эту музыку? (Грустная, печальная, яркая, прощальная).

Осенью земля уже не в силах удержать весь жар золотого лета, земля отдает тепло листьям, на них будто задержалось солнце.

Но праздник листьев недолог: медленно слетают они с деревьев, становясь шуршащим покровом земли.

Скажите, чем пахнет сухой осенний лист?

(У учеников на столах букеты из осенних листьев)

звучат ответы учащихся.

Лист пахнет горечью. Почему? Может быть, мы получим ответ на этот вопрос, прочитав рассуждение писателя Виктора Астафьева. (Текст спроецирован на доске, учащиеся готовятся к выразительному чтению вслух отрывка из рассказа В. Астафьева «Падение листа»).

«Чем ниже опускался лист, было ему падать все тягостней и тягостней; встреча с большой, почти уже охладевшей землею страшила его, и потому миг падения листа все растягивался, время как бы замедлилось на размытом далью обрыве, удерживало себя, но могильная темь земли, на которую предстояло лечь листу, погаснуть, истлеть и самому стать землею, неумолимо втягивала его желтое свечение.

Я подставил руку. Словно учуяв тепло, лист зареял надо мной и недоверчивой бабочкой опустился на ладонь. Растопорщенный зубцами, взъерошенный стерженьком, холодящий кожу почти невесомой плотью, лист все еще боролся за себя, освежал воздух едва уловимой горечью, последней каплей сока, растворенной в его недрах.

Упругости листа хватило на полминуты, не более, жилы и жилочки его ослабели, распустились; прогнулся серединой лист и обрывком искуренной бумажки расклеился на моей ладони. Самый маленький, самый слабый, он не удержал своей тяжести, у него не хва-

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

77

Мастер-класс

тило силы на все лето, и суждено ему было первому подать весть о надвигающейся осени, первому отправиться в свой единственный, беспредельный полет...» В. Астафьев «Падение листа» Учитель:

- Ответил ли В. Астафьев на вопрос: почему осенний лист пахнет горечью?

Ответы учащихся.

Самая прекрасная пора для него закончилась, лист живет очень недолго. Закончилось тепло, он вынужден отрываться от дерева, с которым сросся, и ему предстоит погаснуть, истлеть и самому стать землей.

Учитель:

Многие поэты ждали осени, как самого дорогого времени года. Осень не только печальна и грустна. Она еще нарядна и празднична. Осень завораживала своей красотой многих поэтов. Праздник осени описан в стихотворении И. Бунина «Листопад». Стихотворение спроецировано на доску.

Листопад

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.

И. Бунин

Задание.

Подготовьте выразительное чтение отрывка из стихотворения «Осень».

Задание.

С помощью каких художественных средств поэту удилось описать этот праздник?

Найдите сравнения (точно терем, как вышки, елочки темнеют).

Найдите метафору и олицетворение (стоит стеной, вступает тихою вдовой в пестрый терем)

Найдите эпитеты (расписной, лиловый, золотой, багряный, веселой, пестрою, светлою, желтою) - яркие, красочные светлые создающие настроение праздника.

Задание.

Какие цветовые образы осени возникают в воображении? (Лиловый, золотой, багряный, пестрою, желтою, темнеют, синеют, просветы в небе, яркость, веселость, пестрота красок).

Задание.

Прочитайте еще раз последние 2 строчки стихотворения.

Как Вы их понимаете?

Почему слово Осень написано с большой буквы? (величественность, торжественность).

Найдите описательный оборот (тихою вдовой). Как вы понимаете этот образ? (Приняла тихо, робко, несмело, очень скромно. Вдовой - т.к. весь ее наряд - листочки, травинки - т.е. то, из чего она состоит, - все погибнет).

Какие синонимы к слову терем вы можете подобрать? (Храм, дворец)

Как вы думаете, почему употребляется именно слово терем? (Терем - расписной высокий богатый дом (словарь. Даля), природа - великолепный богатый дом). Каково настроение поэта в этом стихотворении? Учитель:

Читая ваши домашние работы, я увидела, что осень никого не оставила равнодушным. Каждый из Вас по-своему воспринимает осень. Для кого-то это время радости, для кого-то - грусти. Но красота доступна каждому.

Подготовьте для выразительного чтения свои творческие работы об осени.

Звучат работы учащихся.

Журавли

И вроде, дождь не льет беспеременно,

И есть еще зеленая листва,

Но чувствуешь себя уже как будто пленным Оранжево- пустого торжества...

Молчишь и думать ни о чем не можешь,

И только то, что незаметным было до сих пор,

Ты чувствуешь, что это тоже Сухими листьями нападало на двор.

И чувствуешь себя каким -то лишним,

Каким-то странно отдаленным от земли,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когда-то, сотню лет назад, быть может, жившим... ...А завтра улетают журавли...

Торченюк Анастасия,7 класс

Учитель:

Осень - сказочная страна, но страна грустная, потому что светит последний теплый луч солнца, падает с ветки безжизненный листок, но человек не хочет расставаться с осенью, он ищет чего-то необычного, он ждет чуда.

Как птицы, скачут и бегут, как мыши,

Сухие листья с кленов и берез,

С ветвей срываясь, устилают крыши,

Пока их ветер дальше не унес. С.Маршак Подводится итог, выставляются отметки. Домашнее задание: выучить наизусть одно из стихотворений об осени, созвучное Вашему настроению.

Литература

1. Каршинова Л.В. Духовное и нравственное развитие и воспитание личности в образовательном пространстве // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №6.

2. Балашова А.И., Ермолова Н.А. Развитие исследовательских умений учащихся в процессе преподавания литературы. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №2.

3. Бовкунович Е.В.Моделирование современного урока с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №4

4. Истомин А.В. Инновационная педагогическая технология - «Развитие критического мышления через чтение и письмо» // Эксперимент и инновации в школе. - 2009. -№6

5. Кадыкова О.М. Комфортная психологическая атмосфера на уроке, как основное условие формирования и развития личности // Эксперимент и инновации в школе. -2009. - №3

78

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.