Научная статья на тему 'Урок-коммуникация как средство развития грамматической способности учащихся (на примере изучения темы «Местоимение как часть речи)'

Урок-коммуникация как средство развития грамматической способности учащихся (на примере изучения темы «Местоимение как часть речи) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1408
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТЬ РЕЧИ / МЕСТОИМЕНИЕ / КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / УРОК-КОММУНИКАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ / A PART OF SPEECH / PRONOUN / COMMUNICATIVE ACTIVITY APPROACH / LESSON-COMMUNICATION / DEVELOPMENT OF GRAMMATICAL ABILITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Вискова Инна Вадимовна

Для эффективности изучения темы «Местоимение как часть речи» автор предлагает использовать при обучении такой тип урока, как урок-коммуникация. В статье также описаны основные характеристики урока-коммуникации, рассказано о целях таких занятий и об условиях их проведения. Приводится примерный план урока и его содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LESSON-COMMUNICATION AS A MEANS OF DEVELOPING STUDENTS’ GRAMMATICAL ABILITY (ON THE EXAMPLE OF THE STUDY SUBJECT «PRONOUN AS A PART OF SPEECH»)

The author of the article proposes a special kind of lesson, namely lessoncommunication as an effective way to learn the topic “Pronoun as a part of speech”. The article presents main characteristics of lesson-communication, its objectives and features. A sample lesson plan and its contents are presented as well.

Текст научной работы на тему «Урок-коммуникация как средство развития грамматической способности учащихся (на примере изучения темы «Местоимение как часть речи)»

Методика

И.В. Вискова

Урок-коммуникация как средство развития грамматической способности учащихся (на примере изучения темы «Местоимение как часть речи)

Для эффективности изучения темы «Местоимение как часть речи» автор предлагает использовать при обучении такой тип урока, как урок-коммуникация. В статье также описаны основные характеристики урока-коммуникации, рассказано о целях таких занятий и об условиях их проведения. Приводится примерный план урока и его содержание.

Ключевые слова: часть речи, местоимение, коммуникативно-деятельностный подход, урок-коммуникация, развитие грамматической способности.

На современном этапе развития науки о преподавании русского языка в связи с модернизацией системы образования появилась проблема: принятые и введенные в действие в стране Стандарты образования, основанные на системно-деятельностном подходе, противоречат действующим в школе учебно-методическим комплексам. Таким образом, становится необходимым поиск продуктивной методики изучения грамматики в основной школе. Процесс усвоения грамматического понятия напрямую связан с организацией учебно-поисковой деятельности учащихся на уроке. Следовательно, чтобы она была эффективной, возникает необходимость создания соответствующей методической системы, основанной на коммуникативно-деятельностном подходе.

Результатом освоения основной образовательной программы учащимися, по ФГОС, должно стать овладение рядом способностей, необходимых для усвоения русского языка как предмета (определять цели обучения, понятия, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятель-

ность, осознанно использовать речевые средства и другие) [4, с. 9]. С точки зрения методической науки, грамматическую способность следует рассматривать не как психологическое свойство личности, а как овладение способами познания, т.е. усвоение учащимися таких методов и приемов, с помощью которых они могут решать поставленные перед ними учебные задачи.

Грамматическая способность учащихся формируется в процессе обучения на основе умений:

- использовать грамматические явления русского языка в практике речевого общения с целью решения коммуникативных задач как в устной, так и в письменной формах речи;

- осмыслять грамматические категории и средства их выражения;

- находить местоимение в тексте, определять его функции и использовать его в качестве текстообразующего звена;

- применять выявленные самостоятельно грамматические знания для развития речевых и орфографических навыков;

- формировать культуру речи в процессе совершенствования речевой практики на основе изучения текстов на уроках.

Уроки-коммуникации позволяют тренировать речемыслительные умения школьников, решая таким образом проблему формирования языковой личности. Главной целью такого урока является создание речевой ситуации, «которая естественным образом рождает мысль и требует ее реализации в речи» [2, с. 183]. Основным в уроке-коммуникации является общение между учителем и учениками, направленное на совместную деятельность.

На уроке-коммуникации раскрываются три стороны общения:

1) информативная (передача информации и обмен ею);

2) интерактивная (организация взаимодействия в процессе совместной деятельности);

3) перцептивная (восприятие и понимание человека человеком) [1].

Урок-коммуникация строится по следующей схеме:

I условие - необходимо поставить цель урока, которую учащиеся вместе с учителем будут достигать в процессе коммуникации;

II условие - необходимо соблюдать правила обсуждения (не кричать, не перебивать и т.д.);

III условие - необходимо логически и лингвистически связно оформлять свои высказывания;

IV условие - необходимо сравнить результат с поставленной целью;

V условие - необходимо восстановить ход рассуждений и выявить способ, с помощью которого учащиеся пришли к полученному результату.

Филологические

науки

Методика

Структура и содержание урока-коммуникации позволяют нам решать общедидактические и общеметодические задачи.

Содержание уроков-коммуникаций может варьироваться с учетом объема усваиваемого результата, заинтересованности школьников, также могут использоваться различные методические приемы: творческие игры, дискуссии, постановки, презентации, наглядность, проекты, раздаточный материал, использование инновационных технологий и т.д.

На уроке-коммуникации рекомендуется использовать тексты художественной, популярной, публицистической литературы, которые позволяют проследить функционирование языковых единиц в письменной речи. Также рекомендуется предлагать школьникам творческие задания, направленные на развитие речи и связанные с темой урока.

Урок начинается с мобилизующего этапа, на котором школьники на основе предложенной темы самостоятельно формулируют цель занятия:

«Какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

- Морфологию.

Что мы успели с вами узнать?

- Морфология изучает части речи. Мы уже знаем такие части речи, как имя существительное, имя прилагательное, глагол, причастие, деепричастие, имя числительное.

Как вы думаете, для чего нам эти знания?

- Мы должны уметь использовать части речи в соответствии с их лексическим и грамматическим значением, должны знать, что они обозначают и как их правильно употреблять, когда мы говорим или пишем.

Правильно! Тема нашего сегодняшнего урока «Местоимение». Запишите. Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? Или она не одна?

- Их несколько. 1. Построить понятие «местоимение как часть речи». Уметь определять способ построения понятия. 2. Уметь находить местоимения в тексте из позиции адресата, понимать его роль.

Хорошо. Давайте подумаем, а в речи мы их часто используем как авторы?

- Да. Поэтому третья цель - уметь использовать местоимения в речи с позиции автора.

Если мы будем это делать, то что мы будем развивать?

- Речь и мышление. 4. Развивать речемыслительные способности».

Изучение грамматических особенностей местоимения происходит в

процессе наблюдения над фактами языка. Ответ на вопросы «Как мы будем это делать? С помощью чего?» помогают развитию мышления

школьников и усвоению одного из главных способов познания - наблюдения над текстом.

Для такого наблюдения учащимся предлагается текст любого типа речи (объем и содержание должны соответствовать возрастному развитию детей), в котором авторами используется изучаемая часть речи. Фрагментарный грамматический анализ текста, направленный на поиск местоимений, определение их лексического и грамматического значения, позволяет школьникам самостоятельно построить понятие местоимения как части речи. Эта часть урока может быть построена на основе эвристической беседы, направленной на совместный поиск истинного знания (что такое местоимение, каковы его грамматические характеристики, какие функции оно может выполнять в тексте).

«Какмы будем достигать определенных нами целей? С помощью чего?

- С помощью текста. Нам нужен текст, чтобы наблюдать за речью. Речь - это текст.

Каким инструментом мы будем пользоваться?

- Сначала мы должны определить, что обозначает местоимение, потом - его постоянные и непостоянные признаки. И назвать роль, которую оно выполняет в предложении.

Верно. Давайте запишем текст. «Со школьных лет чувствовал я красоту моего русского языка. В нем меня привлекала его звучность, богатство слов и выражений». Есть ли здесь слова, которые не называют предмет?

- Есть. Это слова я, моего, в нем, меня и его. Они не называют предмет, а только указывают на него.

Попробуем доказать.

- Я - это местоимение называет лицо, но не говорит, кто этот человек.

Что мы можем сказать об этом человеке?

- Только то, что он рассказывает от своего имени, о себе.

Верно. Давайте посмотрим дальше.

- В нем - местоимение, не называет конкретный предмет или лицо. Оно только указывает, тем самым показывая связь с предыдущим предложением.

На что указывает?

- На предмет, о котором говорилось в первом предложении (русский язык).

Верно. Значит, какой мы можем сделать вывод? Для чего здесь используется местоимение? Почему автор еще раз не написал «русский язык»?

- Чтобы избежать повторов, сделать речь более разнообразной.

Правильно. Какие еще слова не называют предмет?

Филологические

науки

Методика

- Меня - тоже не называет конкретное лицо, хотя указывает на говорящего.

- Местоимение его указывает на принадлежность названных качеств русскому языку. Тут снова автор не употребляет «русский язык», чтобы избежать повторов.

- Местоимение моего указывает на признак того, что принадлежит говорящему.

А теперь давайте посмотрим, изменяются ли местоимения?

- Да, изменяются.

Как?

- Я - мы - меня, изменяется по числам и падежам.

- Моего - моих - мой - моей, изменяется по родам, числам и падежам.

- В нем - в них - в ней, изменяется по числам и родам.

- Меня - я - мы, изменяется по числам и падежам.

- Его - ее - их, изменяется по числам и родам.

Какой вывод мы можем сделать? Можем ли мы сформулировать непостоянные морфологические признаки?

- Местоимение изменяется по родам, числам и падежам, а следовательно, непостоянными признаками местоимения являются род, число и падеж.

А постоянные признаки?

Местоимения, которые мы называли, отличаются оттенками значения, наверное, их постоянный признак - разряд по значению.

Правильно. Но эту тему мы оставим на следующий урок. А теперь посмотрим, какими членами предложения являются эти местоимения.

- Я - подлежащее, моего - определение, в нем - обстоятельство, меня -дополнение, его - определение.

Какой вывод мы можем сделать из проделанной работы?

- Местоимение - это часть речи, т.к. у него есть три существенных признака, по которым они классифицируются.

- Как часть речи местоимение не имеет своего значения. Это такая часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его конкретно, которая используется вместо имен для того, чтобы избежать повторов в речи».

В завершении этого этапа урока необходима постановка вопроса «Должны ли мы как-то проверить свои выводы?», с его помощью у учащихся происходит осознание того, что каждый результат нужно подтверждать сравнением с авторитетным источником (в данном случае - учебником):

«Должны ли мы как-то проверить наши выводы?

- Конечно! Мы должны сверить то, что мы выяснили, с авторитетным источником. У нас есть учебник.

Правильные ли выводы мы сделали?

- Да, выводы мы сделали правильные.

Как же нам удалось сделать такие выводы? Чем мы пользовались, чтобы выяснить, что такое местоимение и какими признаками оно обладает?

- Для того, чтобы понять, к какой части речи относится слово, необходимо обратиться к тексту, в котором это слово используется и проследить за всеми возможными проявлениями этого слова (или слов) в тексте. Так мы можем сделать вывод, что это слово обозначает, как в случае с несколькими местоимениями. Заодно мы можем понять, какую роль это слово выполняет в тексте, и тут мы увидели, что местоимение заменяет другие части речи для того, чтобы избежать повторов, сделать речь разнообразной, даже более красивой. Мы знаем, что части речи изменяются по числам, родам и падежам, поэтому, чтобы понять, как изменяется местоимение и какие у него постоянные и непостоянные признаки, мы попробовали изменить все найденные нами местоимения по падежам, родам и числам».

Закрепление признаков понятия на новом материале также проводится на основе текста любого типа речи. Вопросы общеречевого характера «Какова тема этого текста? Идея?», «Как можно озаглавить данный текст?», «Как вы думаете, для чего автор написал этот текст?» способствуют формированию речемыслительных умений школьников: самостоятельно или вместе с другими учащимися анализировать текст, правильно понимать и передавать его содержание, уметь озаглавливать текст с учетом главной мысли. Таким образом, происходит смыслопорождение. Если урок-коммуникацию по русскому языку делать интегрированным с литературой, то такой анализ является началом герменевтического анализа художественного текста.

Узнавание местоимений в тексте происходит за счет их сопоставления с выявленными на предыдущем этапе урока грамматическими признаками, поэтому на данном этапе необходимо обратить внимание школьников на то, каким способом они будут пользоваться для поиска изучаемой части речи на новом языковом материале:

«А теперь проверим наши выводы на новом языковом материале.

“Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Этакое малюсенькое словцо: кто!

Столько раз стучали в дверь, ты спрашивал: «Кто?» А не будь этой малышки КТО, ты должен был бы спросить: «Это Казак стучит? Или Менька? Или тетя? Или Гончар? Или продавец посуды?» А тот все отвечал бы: «Нет, нет, нет». И ты мог бы так 3 часа подряд спраши-

Филологические

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

науки

Методика

вать и не угадал бы. Стал бы мокрый, как мышь, разозлился, не ел и не пил бы, все только спрашивал бы. А так: «Кто там?» - и в этом коротеньком КТО сидят имена всех на свете людей. Кто - это местоимение" (по Я. Корчаку).

О чем этот текст?

- О слове «кто», которое может указывать на «имена всех на свете людей».

Попробуем озаглавить этот текст.

- «Кто?»; «Местоимение «кто»»; «Малюсенькое слово»...

Какой признак местоимения нам иллюстрирует этот небольшой рассказ?

- Под словом «кто» может иметься в виду любой человек. Местоимение только указывает на то, что это человек, а не предмет (иначе был бы вопрос «что»), но не называет этого человека.

Учитывая тему урока и наше предыдущее задание, что ты будем делать?

- Мы будем искать и выписывать местоимения.

Как мы будем их искать?

- По грамматическому значению.

- Я вам расскажу сейчас об одном малюсеньком слове, таком умном, что просто не верится. Местоимения, которые встречаются в этом предложении: Я, вам, таком.

- Грамматические значения: Я - указывает на говорящего, вам - указывает на слушающего, собеседника, таком - указывает на какой-то признак, в данном случае оно относится к слову «умном».

- Я, вам (начальная форма - вы) похожи на существительное, т.к. указывает на предмет, таком похоже на прилагательное, т.к. указывает на признак.

А что мы можем сказать про слово «что»?

- Слово «что» не указывает ни на что, оно служит для связи слов в предложении. Значит, это не местоимение.

- Этакое малюсенькое словцо: кто! Здесь мы находим два местоимения: этакое и кто. Этакое - указывает на какой-то признак, оно похоже на прилагательное, кто - указывает на какое-то третье лицо, но не называет его, оно похоже на существительное.

- Столько раз стучали в дверь, ты спрашивал: «Кто?» Местоимение столько - указывает на какое-то число, но не называет его, оно похоже на числительное, местоимение ты - указывает на собеседника, кто -указывает на третье лицо, оба этих местоимения похожи на существительное.

- А не будь этой малышки КТО, ты должен был бы спросить: «Это Казак стучит? Или Менька? Или тШя? Или Гончар? Или продавец посуды?» Этой - указывает на какой-то близкий предмет, кто - указывает на третье лицо, оно похоже на существительное, это - указывает на какой-то предмет.

Отлично! Какой вывод мы можем сделать, посмотрев на все найденными нами местоимения?

- Скорее всего, местоимения делятся на три группы: те, которые похожи на существительные, те, которые похожи на прилагательные, и те, которые похожи на числительные.

Какой вывод мы можем сделать, посмотрев на все найденными нами местоимения?

- Скорее всего, местоимения делятся на три группы: те, которые похожи на существительные, те, которые похожи на прилагательные и те, которые похожи на числительные.

А теперь попробуйте самостоятельно выписать местоимения из оставшейся части текста.

- Тот, это, в этом - указывают на какой-то предмет, всё, всех - обобщают предметы, ты - указывает на собеседника, кто - указывает на какое-то третье лицо.

- Во всех случаях предметы и люди не называются, местоимения лишь указывают на них».

Вопрос «В начале урока мы ставили для себя цель развивать на этом уроке речь и мышление, и у нас это получается. Как мы можем продолжить это делать?» мотивирует учащихся к выбору интересных для них заданий, способствующих закреплению изучаемого материала. Одно из таких заданий - составить текст с использованием местоимений. При выполнении этого задания дети могут продемонстрировать умения логически и стилистически правильно строить высказывание/текст на любую тему:

«- Меня спросили: «Что такое весна?» Я сказал, что весна - это такое время года, когда тает снег и со временем оживает природа. Зеленеют все деревья, распускается столько цветов! Весна - самое лучшее время года!

В моем тексте я использовал несколько местоимений. Меня, я - указывает на говорящего, рассказчика, что - используется для того, чтобы спросить о каком-то предмете, в данном случае о весне, это - указывает на предмет, такое - указывает на признак, все - обобщает предметы, в данном случае деревья, столько - указывает на количество, в данном случае на большое количество цветов, самое - указывает на признак лучшее и даже усиливает его».

Филологические

науки

Методика

Подводя итоги урока, учащиеся интерпретируют полученные в процессе учебной деятельности результаты, показывая умение аргументированно говорить.

«Что нового мы сегодня узнали?

- Мы построили понятие «местоимение как часть речи», т.е. сформулировали определение: местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет или лицо, не называя его конкретно, имеет род, число и падеж, но у разных разрядов эти признаки могут быть как постоянными, так и непостоянными.

Для чего же служат местоимения в речи?

- Они делают нашу речь богаче, с помощью них мы избегаем ненужных повторов. Показывают связь между предложениями в тексте».

Заключительным этапом урока становится рефлексия способа достижения результата, связанная с рефлексией собственной учебной деятельности и побуждающая ученика мобилизовать свои интеллектуальные ресурсы. Учащиеся осознают не только учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, но и учебные действия, которыми они пользовались для того, чтобы прийти к конечному результату.

«Что мы делали, чтобы достичь наших целей, которые поставили в начале урока?

- Мы исследовали текст.

- Сначала мы обратили внимание на слова, которые выполняют определенную роль в предложении, но не имеют конкретного лексического значения.

Это позволило нам понять первый признак местоимения как части речи: собственного лексического значения не имеет, но указывает на предмет, признак, количество.

- Далее мы выписали их и обнаружили, что они изменяются по родам, числам и падежам. Однако нам пришлось их разбить на группы, потому что одна часть местоимений имеет род как постоянную категорию и изменяется как имя существительное. Другая часть изменяется как имя прилагательное. А третья - похожа по своим признакам на имя числительное.

Это помогло сформулировать определение местоимения.

- Далее мы сверили наши выводы с определением в учебнике. Потом по этим признакам мы находили местоимения в тексте, чтобы проверить, работает ли наше определение. Но возникли вопросы. И тогда мы сделали вывод, что надо выяснить, на какие группы делится местоимение как часть речи.

- Сами составляли тексты, чтобы научиться использовать местоимения в речи».

Домашнее задание ориентировано на актуализацию сформированных знаний и умений, а также на повторное закрепление грамматических способов.

Библиографический список

1. Ананьева Е.А. Современный подход к преподаванию иностранного языка // Первое сентября. URL: http://festival.1september.ru/articles/527056/ (дата обращения: 12.03.2013).

2. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативнодеятельностный подход: Учеб. пособие. М., 2007.

3. Русский язык. 6 класс / Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. М., 2005.

4. Фундаментальное ядро содержания образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд., дораб. М., 2011.

Филологические

науки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.