Научная статья на тему 'Урок чтения в 1-м классе: «Чувство юмора в поэзии»'

Урок чтения в 1-м классе: «Чувство юмора в поэзии» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
706
253
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ЧТЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ / ЧУВСТВО ЮМОРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазарева Н. А.

Автор делится опытом проведения урока чтения в 1-м классе, ориентированного на реализацию трех групп результатов ФГОС, организует активную деятельность учащихся на уроке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Урок чтения в 1-м классе: «Чувство юмора в поэзии»»

$

Эксперимент и инновации в школе

Мастер-класс

№ 1/2015

Лазарева Н.А.

Урок чтения в 1-м классе: «Чувство юмора в поэзии»

Аннотация ппно1иция Автор делится опытом проведения урока чтения в 1-м классе, ориентированного на реализацию трех групп результатов ФГОС, организует активную деятельность учащихся на уроке.

Ключевые слова: урок чтения; личностные, метапредметные, предметные результаты; самостоятельная деятельность детей; чувство юмора.

#

Тип урока: знакомство с литературными произведениями.

Дидактическая задача: организовать совместную и самостоятельную деятельность детей, направленную на воспитание у младших школьников чувства юмора как наиболее доступной в этом возрасте формы эстетического чувства.

Задачи на урок:

1. Личностные — формирование самоопределения (оказание помощи сквозным героям, которые в этом нуждаются при решении трудных задач); формирование базовых нравственно-этических и эстетических ценностей.

2. Метапредметные:

► познавательные — формировать умение работать с маркированными в тексте буквосочетаниями, словами и строчками, т. е. умение искать и выделять необходимую информацию; оценка смысла текста по его названию;

► регулятивные — формировать умение принимать позиции слушателя, читателя в соответствии с учебной задачей;

► участвовать в оценке результатов деятельности;

► коммуникативные — формировать умение воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников, понимать содержание вопросов и высказываний.

3. Предметные — формировать умение находить средства художественной выразительности в тексте, выразительно читать юмористические произведения.

Ход урока

I. Организационный момент

На урок в Лесную школу Попадем мы в этот миг.

Ведь любой герой из сказки В этой школе ученик.

— Почему именно с этого стихотворения начался наш урок?

Какова тема нашего урока? Где это можно увидеть? На какой странице учебника, тетради мы будем работать? (48-51, 30-31)

Какие задачи вы для себя ставите?

II. Изучение нового материала

— Садитесь поудобнее.

1. Отработка навыка чтения.

Работа по тетради (с. 30, № 1).

— Прочитайте по слогам, целиком, с интонацией удивления, радости, разочарования, гордости.

2. Отгадайте загадку:

Смышленость этого мальчишки Спасла его и шесть братишек,

Хоть ростом мал он, да удал.

Так кто из вас о нем читал?

(Мальчик-с-пальчик)

3. Работа по учебнику (с. 48).

Мальчик-с-пальчик попросил: «Помоги прочитать только название стихотворения, а текст я буду читать сам».

а) Чтение стихотворения учащимися.

Докажите, что Мальчик-с-пальчик — хитрец. (Мальчик-с-пальчик просит выполнить самое сложное задание. Название у стихотворения длинное и трудное для чтения, а само стихотворение состоит из звука [ж] и коротких слов.)

— Теперь прочитайте и само стихотворение. Звуки [жжж] не надо читать во время чтения. Вы просто пожуж-ж-жите немнож-ж-жечко.

б) Чтение «про себя».

в) Чтение по цепочке по одной строчке (в паре).

— Что обозначают точки в конце стихотворения? (Наступила тишина.)

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 62

24.03.2015 15:07:31

ф

Урок чтения в 1-м классе: «Чувство юмора в поэзии»

г) Конкурс на лучшего чтеца (в группе из 5 человек). Выбор одного от группы для чтения всему классу.

Физкультминутка

Руки за спину, головки назад,

Глазки пускай в потолок поглядят. Головки опустим — на парту гляди,

И снова наверх — где там муха летит? Глазами повертим, поищем ее И снова читаем. Немного еще.

III. Продолжение работы по теме урока

Кот сказал:

«Сказочные ребята очень любят стихи-шутки.

Приятное дело —

Озорничать!

Не остановишься,

Стоит начать!»

— Прочитайте любимое стихотворение сказочных детей, соблюдая знаки препинания.

— Почему вы улыбались, когда читали? (Такого не бывает. Автор все перепутал — получилось смешно.)

2. Работа над смыслом стихотворения Б. Заходера «Где поставить запятую?».

— Но ведь дошкольник в конце каждой мысли ставит точку, а новую мысль начинает с большой буквы. В чем же его ошибка? (Он неправильно определил начало и конец мысли.)

— Какая первая мысль выражена в стихотворении? (Речка за окном.)

— Значит, все дело в запятой? Попробуем поставить ее там, где нужно по смыслу. Что получится?

Проводится аналогичная работа по нахождению последующих мыслей и исправлению текста стихотворения.

— А теперь прочитайте стихотворение по-другому, чтобы небылица исчезла.

— А что еще исчезло, кроме небылицы?

— Что же случилось с текстом? Исчезли стихи! Исчезло веселье, и в нарисованной картине нет ничего «странного». Почему это произошло? Дело в том, что стихи объединяют или разделяют слова покрепче запятых. Все слова в строке как бы привязаны друг к другу ритмом.

Теперь стихи восстановились, но слово «горит» упорно соединяется с речкой, а вилять хвостом все-таки принимается чей-то дом. Запятые сопротивляются такому поведению слов, но законы стихосложения оказываются сильнее запятых.

3. Работа по тетради (с. 31, № 2).

Вывод: поэты используют в своих произведениях знание законов фольклорных (народных) жанров.

IV. Итог урока

Загадка:

Я становлюсь волшебником,

Когда она со мной:

Хочу — и дождь из облака Прольется проливной,

Хочу — и волны синие Заплещутся в реке,

И взять могу я радугу,

И подержать в руке.

(Фантазия, воображение)

— Вам понравилось в Лесной школе?

— Сегодня мы получили удовольствие от произведений некоторых поэтов, от средств и приемов, которыми они пользуются в своих стихах.

Выставка книг Б. Заходера.

Борис Заходер рано научился читать и писать. Знал много иностранных языков. Он очень любил детей, и поэтому в основном все его творчество посвящено им.

Б. Заходер научил говорить по-русски Винни-Пуха, Карлсона, Мэри Поппинс и многих других героев книг зарубежных писателей. Он поэт, прозаик, переводчик. Получилось так, что в литературе оказалось как бы несколько Борисов Заходеров. Вот как он об этом написал:

Смотрите сами:

Вот есть, например, детский писатель Борис 3axoдеp•,

Есть переводчики — взрослый и детский.

Тот знает английский,

Этот — немецкий...

У всех у них Разные интересы,

Хотя они все как один Борисы:

Один Заходер Сочиняет пьесы.

(Его, очевидно,

Волнуют актрисы!)

Тот пишет сказки Про разных тварей,

Тот норовит Смастерить сценарий;

Есть среди них Даже автор либретто.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тут не хватало только поэта!

При разработке урока использована литература: по учету особенностей введения и реализации ФГОС [1, 2, 8, 10], по профессиональной компетентности педагогов в условиях ФГОС [3, 4, 6], по методике работы с учениками 1-х классов [5, 7, 9] и др.

Литература

1. Абанкина И.В. Механизмы организации финансово-экономической деятельности учреждений, обеспечивающие реализацию ФГОС с учетом особенностей финансирования трех типов учреждений (казенные, бюджетные, автономные) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 5. С. 12-17.

2. Абрамова Т.В., Баранова Ю.Ю. Методические рекомендации по проведению общешкольного собрания с родителями будущих первоклассников в условиях введения ФГОС начального общего образования // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 5. С. 25-30.

3. Доможирова О.Н., Изман А.А., Сиденко А.С. Развитие профессиональной компетентности педагогов средствами проблемного педсовета по теме: «Введение ФГОС второго поколения в основной школе» // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 6. С. 3-25.

4. Игнатова О.А., Усольцева Н.Н. Технология деятельностного метода обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся (на примере разработки урока русского языка в 1-м классе) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 201 2 . № 3 . С. 10-18.

Expirimenti_i innovacii.indd 63

Ф

24.03.2015 15:07:31

ф

Эксперимент и инновации в школе. № 1,2015

5. Корчагина Г.А. «Использование алгоритмов при решении примеров, уравнений и задач». Сценарий урока математики для 4-го класса. Сценарий урока письма для 1-го класса // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 4. С. 28-34.

6. Крюкова Е.М., Белова Е.Г. Профессиональное становление педагога в условиях реализации ФГОС нового поколения путем овладения современными образовательными технологиями // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 6. С. 70-74.

7. Романова Н.Н. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в 1-м классе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 6. С. 26-30.

8. Шемет Б.И., Шемет О.В. Реализация ФГОС СПО: внутренние проблемы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 6. С. 45-49.

9. Ячменникова Т.С. Деятельностный подход в формировании универсальных учебных действий на уроках математики в 1-м классе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2011. № 1. С. 25-32.

10. Яшина Г.А., Сиденко А.С. Школа здоровья: от здоровьезатратных технологий — к здоровьесберегающим, обеспечивающим успех ученика // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 25-29.

Ф

Ф

Ф

Expirimenti_i innovacii.indd 64

24.03.2015 15:07:31

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.