Научная статья на тему 'Урбанизационная роль инфраструктуры в развитии городской экономики'

Урбанизационная роль инфраструктуры в развитии городской экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
886
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРБАНИЗАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / ГОРОДСКАЯ ЭКОНОМИКА / URBANIZATION / INFRASTRUCTURE / CITY ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Эрлих Галина Викторовна

Статья посвящена анализу влияния урбанизации на развитие инфраструктуры городской экономики, методике оценки городских инфраструктурных объектов в процессе урбанизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Urbanization role of infrastructure in development of city economics

The article deals with analysis of influence of urbanization on the development of city economics, a method of estimation of city infrastructure objects in the process of urbanization.

Текст научной работы на тему «Урбанизационная роль инфраструктуры в развитии городской экономики»

УДК 332.122+338.49+316.334.56 ББК У050.23+У044:С546.21+0042-212

УРБАНИЗАЦИОННАЯ РОЛЬ ИНФРАСТРУКТУРЫ В РАЗВИТИИ ГОРОДСКОЙ ЭКОНОМИКИ

Г. В. Эрлих

Статья посвящена анализу влияния урбанизации на развитие инфраструктуры городской экономики, методике оценки городских инфраструктурных объектов в процессе урбанизации.

Ключевые слова: урбанизация; инфраструктура; городская экономика.

С общепризнанной точки зрения инфраструктура представляет собой необходимую среду выживания и развития жизнедеятельности человека. Инфраструктура обладает следующими особенностями.

Во-первых, носит межотраслевой характер, поскольку выполняет обслуживающие функции в нескольких отраслях (например, транспорт, связь, энергетические системы и пр.), а следовательно, обеспечивает интеграцию между отраслями производства и территориями.

Во-вторых, инфраструктура не создает материальных благ, а выполняет обеспечивающую функцию. Вследствие этого требуются нерыночные механизмы ее развития, долевое участие различных заинтересованных отраслей.

В-третьих, процесс формирования инфраструктуры неразрывно связан с определенной территорией, с ресурсами, локализированными в пределах определенного региона и города, зависит от территориальной организации сферы производства и сферы обращения.

В качестве основного фактора обособления инфраструктуры данной территории выступает фактор урбанизации. Последняя представляет собой концентрацию населения в рамках больших территориальных образований, приводит к росту численности населения и необходимости развития инфраструктуры. Неслучайно Кузнецова А.Н. отмечает, что самая важная роль в расцвете европейской цивилизации, экономического развития стран Европы принадлежит урбанизации и целенаправленному развитию инфраструктурных отраслей [1].

Городская инфраструктура как экономическая категория выражает производственные отношения по поводу деятельности различных объектов производственного и непроизводственного характера, направленной на создание комплекса условий для развития экономики и обеспечения жизнедеятельности населения города.

Основными функциями городской инфраструктуры выступают:

1) распределительная, т. е. способность инфраструктуры обеспечить распределение товарноматериальных ценностей, финансовых и трудовых ресурсов по отраслям и территории города;

2) коммуникационная, которая приводит к организации эквивалентного обмена продуктами труда (товарами, услугами, информацией и т. п.);

3) регулирующая, вследствие которой обеспечивается восстановление и поддержание сбалансированного спроса и предложения на товарных рынках [2].

Функционирование городской инфраструктуры должно отвечать следующим принципам:

• эквивалентности (установление в рыночных условиях сбалансированности спроса и предложения через механизм ценовой, кредитной, налоговой и прочей политики);

• надежность (устойчивость экономической, социальной, правовой политической сферы. Надежность инфраструктуры выше, чем больше экономически самостоятельных хозяйствующих субъектов);

• сопряженность (соответствие элементов инфраструктуры обслуживаемым рынкам, т. е. рынкам товаров, капитала, недвижимости, а также сбалансированность между элементами самой инфраструктуры).

Городская инфраструктура находится под влиянием большого количества факторов, которые можно сгруппировать следующим образом.

1 группа - общеэкономические факторы:

• стадия развития социально-экономической системы (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная);

• стадия экономического цикла (спад, депрессия, подъем, пик);

• тип социально-экономической системы (административно-хозяйственная, рыночная, смешанная);

• федеральная, региональная и муниципальная политика (структурная политика отраслевого развития, структурная политика регионального развития, стратегическая политика социально-экономического развития муниципалитетов и пр.).

2 группа - факторы, связанные с урбанизацией:

• экономико-географическое положение города (благоприятное или неблагоприятное);

• уровень отраслевой диверсификации (моно-специализированные и полиспециализированные города);

Эрлих Г.В.

Урбанизационная роль инфраструктуры в развитии городской экономики

• место города в региональной системе расселения (низкая, средняя, высокая плотность населения вокруг городов);

• возраст города (сравнительно молодые города; города, возникшие в период индустриализации, города, возникшие до революции);

• масштаб города (муниципальные образования мелкого размера (менее 100 тыс. чел.); среднего размера (более 100 тыс. чел.); крупного размера (более 1 млн чел.)).

Урбанизация оказывает существенное положительное влияние на функционирование городской инфраструктуры, что проявляется в следующем:

Во-первых, появляются «эффекты перелива», которые благоприятно влияют на социально-экономическое развитие города:

• крупномасштабные положительные внешние эффекты;

• специализация на производстве «публичных благ», которые не могут быть раздельно оплачены каждым потребителем;

• экономия на масштабах производства, что проявляется в понижении предельных издержек с увеличением объема производства;

• коллективные формы обслуживания инфраструктурных благ (система городского транспорта, ЖКХ и пр.);

• формирование емкого рынка товаров и услуг, позволяющих развивать частно-государственное партнерство на территории города.

Во-вторых, развивается инновационная структура, прежде всего, в крупных городах, поскольку персональные контакты на стадии инноваций не могут быть размещены в периферийных муниципалитетах.

В-третьих, образуется территориальный каркас, состоящий из городов и дорожных сетей, на котором впоследствии формируется территория региона, что придает ему весьма устойчивую конфигурацию.

В-четвертых, образуется информационное поле, что обеспечивает возможность быстрого распространения информации.

С целью анализа состояния городской инфраструктуры предлагаем методику оценки городской инфраструктуры объектов в процессе урбанизации.

I группа - абсолютные и относительные величины предоставления инфраструктурных услуг:

a) объем предоставления инфраструктурных услуг (в целом и по отдельным отраслям);

b) доля инфраструктурного сектора в структуре городской экономики (доля занятых, доля добавленной стоимости и пр.).

II группа - динамика развития инфраструктурного сектора в краткосрочном и долгосрочном периодах:

a) ежегодные темпы роста/спада инфраструктурного сектора;

b) темпы роста/спада инфраструктуры к базовому периоду;

III группа - степень асимметрии в развитии инфраструктуры (степень равномерности развития инфраструктуры по административным районам (коэффициент вариации)).

IV группа - структурная характеристика:

• соотношение инфраструктурного сектора и отраслей промышленности (по показателям стоимостного объема производства, занятости);

• отношение роста инфраструктурного сектора к темпам роста промышленного комплекса города.

V группа - обеспеченность населения услугами инфраструктурного сектора:

• объем инфраструктурных благ, приходящихся на единицу населения или на количество населенных пунктов;

• объем инфраструктуры на площадь территории:

К = ШИ,

где К - коэффициент Гольца; Ь - протяженность дорог с твердым покрытием; 8 - площадь территории; N - количество населенных пунктов.

VI группа - удельный вес инфраструктуры города в формировании общего объема инфраструктуры региона:

Уб = (ш/п)-100 %, где Уэ - «индекс присутствия»; т - доля городской инфраструктуры в областной инфраструктуре; п - доля города в общеобластной численности населения.

VII группа - финансовые потоки, связывающие инфраструктуру города со всеми остальными контрагентами внешней (вышестоящие бюджеты и внешние контрагенты) и внутренней (градообразующие предприятия, органы местного самоуправления, местная промышленность, население) среды. В итоге определяется финансовое сальдо входящих и исходящих потоков, а следовательно, оценка рисков городской инфраструктуры.

В процессе функционирования городской инфраструктуры возможны следующие риски:

• износ элементов инфраструктуры;

• завершение жизненного цикла работы элементов инфраструктуры;

• недостаток мощности и доступности инфраструктуры;

• воздействие внешних природных факторов;

• воздействие внешних техногенных факторов;

• риск, связанный с обеспечением финансирования;

• риск, связанный с правами собственности на инфраструктуру;

• риск платежеспособности населения;

• риск снижения качества жизни (рост безработицы, рост преступности, увеличение смертности, снижение доступности инфраструктуры) [3].

Процессы развития инфраструктуры и урбанизации тесно взаимосвязаны между собой, что требует дальнейшего теоретического, методологического, эмпирического и количественного анализа.

Серия «Экономика и менеджмент», выпуск 18

165

Управление социально-экономическими системами

Литература

1. Кузнецова, А.И. Инфраструктура: Вопросы теории, методологии и прикладные аспекты современного инфраструктурного обустройства. Геоэкономический подход / А.И. Кузнецова. - М.: Ком-Книга, 2006. - 456 с.

2. Новоселов, А. С. Теоретические аспекты исследования региональных рынков / А. С. Новоселов // Регион: экономика и сог/иология. - 2008. - № 3.

3. Журавлева, Н.А. Развитие концепции инфраструктуры в экономической науке / Н.А. Журавлева // Проблемы современной экономики. -2009. -М>4.

Поступила в редакцию 24 декабря 2010 г.

Эрлих Галина Викторовна. Доцент кафедры «Экономика торговли», факультета «Торгово-экономический», кандидат экономических наук, Южно-Уральский государственный университет (г. Челябинск). Область научных интересов - закономерности экономического равновесия в территориальной экономике; территориальная интеграция; урбанизация и ее влияние на социально-экономическое развитие регионов; региональные инфраструктурные подсистемы.

Galina Vladimirovna Erlikh. Associate Professor of Economy of Trade Department of the Trade and Economics Faculty, Candidate of Science (Economics), South Ural State University, Chelyabinsk. Research interests: laws of economic balance in territorial economy; territorial integration; urbanization and its influence on the socioeconomic development of regions; regional infrastructural subsystems.

Контактный телефон: 267-93-03.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.